Как говорить правильно?

😉 Приветствую новых и постоянных читателей! Друзья, в статье «Говорим правильно и красиво: проверьте себя!» представлены слова, в которых чаще всего допускают ошибки. Привычка говорить неправильно только оттого, что «так говорят», не дает права успешным людям говорить с ошибками.

Говорим правильно: проверьте себя, друзья

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ НАДО ГОВОРИТЬ
Свободная вакансия Вакансия
Оплатить за проезд Оплатить проезд
Биография жизни Биография
Возвращаться со школы Возвращаться из школы
Ихними Их
Я подошлю к вам сотрудника Пришлю к вам сотрудника
Я кушаю Ем
Я к вам подъеду Скоро я к вам приеду
Характеристика на Жукова Характеристика Жукова
Сколько время? Который час?
Приехал с Москвы Приехал из Москвы
Прейскурант цен Прейскурант
День рождение День рождения
Одеть пальто Надеть пальто
Не трожь Не трогай
Моё фамилие Моя фамилия
Горячее кофе Горячий кофе
Ложить Класть
Кто крайний? Кто последний?
Обезбаливающий Обезболивающий (боль)
Заимел машину Обзавёлся машиной
Два призА Два прИза
Вперёд меня Раньше меня
Согласно приказа Согласно приказу (чему?)
СИроты СирОты
БАлованный мальчик БалОванный мальчик
Фанэра Фанера
Крэм Крем
Эпидэмия Эпидемия
Музэй Музей
Тэрмин Термин
Шинэль Шинель
Пожарник (есть такой жук) Пожарный
Не бАлуйся Не балУйся
Навряд ли Вряд ли
Морально-этический (Этика есть мораль) или моральный или этический

В русском языке есть слова, которые не изменяются

Сравните: один кофе и три кофе. Новое шоссе и новые шоссе.

  • какао;
  • шоссе;
  • кофе;
  • кино;
  • фото;
  • пюре;
  • такси;
  • метро;
  • домино;
  • кенгуру;
  • депо;
  • желе;
  • жюри;
  • интервью;
  • пальто;
  • шимпанзе;
  • пианино.

Говорите правильно

  1. Говорите «Я рекомендую вам» вместо «вы должны». Например: «Вы должны пойти на выставку». Словом «должен» вы подвергаете собеседника давлению. Вы отбираете у него возможность самостоятельно принять решение. «Я рекомендую вам» звучит намного более доброжелательно и позитивно.
  2. Вычеркните выражение «честно говоря» из своего лексикона. Это звучит так, будто честность для вас исключение.
  3. Вычеркните слова «вообще-то» и «собственно» из своего словаря. Например: «Это правильно». Вместо: «Ну, вообще, это правильно». «Вообще» не содержит никакой информации и воспринимается как ограничение.

Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях. 🙂 Спасибо!

Понравилась статья? Поделись с другом

МирТесен

«Умение говорить – это визитная карточка человека»

Наджаф Аллахвердиев Поделиться:

«Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру»

Наполеон

«Заговори, чтобы я увидел тебя»

Сократ

Со времен зарождения цивилизации, речь играла огромную роль для человечества. Речь фактически стала основным инструментом для общения между людьми. Была тем самым мостиком посредством которого мысли , чаяния предавались от одного человека другому, от одного человека обществу в целом, и являлась средством коммуникации в обществе. Эта исключительная роль речи очень актуальна и по сей день в наши дни. Поэтому практически во все времена было очень востребованы люди , которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли. Не случайно считается, что человек, произносящий, красивую речь владеет ораторским искусством и поэтому ещё в древние времена появились школы, обучающие этому мастерству, а мастерство постепенно превратилось в науку.

Значение ораторского мастерства очень велико, в построении взаимоотношений с людьми в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере. Еще Наполеон говорил: «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру». Как сказано в знаменитой поговорке человека встречают по одежке, а провожают по уму. А основной инструмент, которым человек демонстрирует свой ум, естественно является его речь. Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.

Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя».

Важность умения говорить само по себе не нуждается в доказательствах. Но как бы это, ни было странно, многие люди стесняются, и даже я бы сказал, боятся говорить перед обществом.

У всех людей имеются какие-либо страхи и фобии. Эти фобии рождают в людях различные стрессы и комплексы.

Психологи провели исследование на тему: «чего боятся люди больше всего?» и пришли к интересному открытию. Исследование, проводимое среди людей на тему их страхов, привело к неожиданным результатам. Людям, участвующим в исследовании был дан список. В этом списке были указаны множество факторов, вызывающих страх. Начиная от страха смерти и до боязни мышей; от страха высоты и до боязни пауков., от боязни высоты до боязни закрытого помещения.

Как и ожидалось, 1-е место занял страх перед смертью и это естественно. Второе место среди страхов, как бы это ни было странно, и неожиданно занял страх перед аудиторией, страх выступления перед группой людей.

И вправду с увеличением количества аудитории, человек начинает терять полученные с детства навыки общения. Его бросает то в дрожь, то в жар, он начинает запинаться, колени начинают трястись, а руки, которые ему все время помогали, начинают ему мешать. Человек готов сделать все, но только не выступить перед аудиторией. Некоторые пытаются побороть этот страх своими силами. Существует множество книг и статей, которые пытаются передать методы по избавлению от этого страха. Но также как и плавание, трудно и невозможно изучить по книгам, так и снять этот страх только чтением книг и статей, посвященных избавлению от фобий и страхов очень сложно.

Возникает словно замкнутый круг. Ничего невозможно изменить считают пессимисты и детерминисты.

И что же тогда делать? Действительно ли все так плохо. Каким же образом избавиться от этого страха?

На самом деле в гносеологии этого страха стоят и психологические и физиологические факторы. Среди психологических факторов основным является вера в себя. С точки зрения развития человека у этого фактора очень большое влияние. Так, в одной из знаменитых транснациональных компаний, владельцы компании наблюдали очень вялое, пассивное отношение к работе со стороны некоторых работников. Речь шла вовсе не о том, что эти работники плохо работали, наоборот эта группа работников вовремя приходила на работу и полностью выполняла возложенные на них обязанности. Но была и другая группа людей, которая помимо того, что выполняла свои обязанности, была также креативной, у нее был очень творческий подход к работе. Владельцы компании пригласили группу ученых состоящих из психологов и социологов и дали им задание выяснить: «почему большинство сотрудников компании не креативны, а с другой стороны только небольшая группа людей являются креативными. Интересно, почему работники делятся на 2 группы? Какие факторы оказывают на это влияние? Причина в разнице заработной платы, или какой-то региональный фактор, или статус в семье, или знание языков и т.д.? Ученые проводят масштабное изучение и стараются оценить каждый фактор и причину. И наконец, приходят к очень неожиданному результату – представьте разница в креативных и некреативных людях в том, что в отличие от некреативных людей, креативные верят в то, что они креативны. Только один этот фактор достаточен, чтобы человек стал креативным. На следующем этапе исследования владельцы компании пожелали у ученых сделать 10 некреативных работников – креативными. Ученые также с легкостью справились и с этим заданием. Таким образом, для группы из 10человек проводится тренинг, их вера в свои возможности восстанавливается и наконец, эти 10 человек превращаются в креативных.

Этот эксперимент также открыто заявляет о силе веры в свои возможности. В одном из американских университетов был проведен следующий эксперимент. Был создан специальный класс и для учителей этого класса, было объявлено, что они являются лучшими в штате. И что ученики этого класса также являются избранными. Через год должна была быть проверена успеваемость этих учеников. Таким образом, проходит год, и ученики сдают экзамен. Их оценки оказываются достаточно высокими. Ученые, проводившие экзамен в конце снова собирают этих учителей и раскрывают им интересный факт, что они вовсе не являлись лучшими в штате, что все они были выбраны случайно. И что ученики этого класса также не являются лучшими и были выбраны случаем, среди них были как успевающие, так и отстающие.

Приведу еще один пример веры в свои возможности в жизни человека. В одной из африканских племен, далеких от цивилизации, двое ученых живут с аборигенами. Они изучали быт и мировоззрение этого племени. Становится ясно, что по поверью этого племени мир заканчивается на границе, с рекой протекающей неподалеку от этой местности и что дальше этой реки нечего не существует.

В один день ученые с группой аборигенов приходят к этой реке. Один из ученых переплывает на другой берег реки. И наблюдается очень интересная картина. Ученый, оставшийся с аборигенами, видит второго ученого на другом береге реки и машет ему рукой, но другие аборигены смотрят на него с удивлением, потому что не видят ученого на другом береге и это было связано не с их зрением, а с их верой.

Фактически у большинства из нас есть своего рода река, своего рода изгородь, своего рода препоны, преграды, которые мешают нам раскрыть свои возможности. И каждому предстоит убить внутри себя свои страхи и фобии.

Для раскрытия феномена веры в себя мы также хотели бы привести в пример формулу знаменитого психолога Брейна Трейси.

В ( Т+ О ) = У

Вера в себя и свои силы, ожидание от себя – В.

Врожденный талант, гены – Т.

Образование, опыт, знания – О.

Успех, Удача – У.

Как видно по формуле эти три фактора влияют на результаты – успеху. И если природный талант равен 50 и, если прибавить к нему равный 50 образование и опыт получится 100. Но, если уверенность и вера в себя будут равны нулю, то и результат будет равен 0. Потому что, как бы мы не умножили 0, результат равен нулю.

В=0

Т=50

О=50

0x( 50+50 )=0

На этом примере как важный фактор очень ясно показана вера в себя. С другой стороны выявляются важность знаний и опыта человека. Эта формула показывает, что человек понадеявшись только на себя, не прикладывая усилий и труда, не получая образования, не приобретая опыта, не добьется успеха. Слепая вера без труда тоже не приводит ни к чему.

В=10000000

Т=0

О=0

100000000x( 0+0 )= 0

Тут очевидно, что актуальная на сегодняшний день концепция моего «Я» и проецирование себя в будущем на определенном уровне, т.е. психологические факторы недостаточны. Конечно же эти факторы имеют немаловажное значение, информируют нас о нашей конечной цели и миссии, но к этому будущему надо активно двигаться, надо стремится.

Что касается физиологических основ фактора страха, здесь мы видим совершенно адекватную реакцию на фактор, раздражающий человеческий организм. Т.е. еще с древних времен у человека, сталкивающегося с каким либо страхом, появлялся внутренний сигнал тревоги. В результате этого сигнала надпочечники выделяет адреналин. Сам по себе этот процесс служит для мобилизации человека, приобретения энергии. Выполняет вспомогательную функцию в борьбе против тревоги. Во время охоты, подвергаясь нападению какого-либо животного, этот фактор становится положительным. Набравшись в результате стресса адреналин, используется для физической нагрузки.

Перед выступлением на собрании в человеческом организме происходит тоже самое. Тревога приводит к естественной реакции организма, выделению адреналина в кровь. Но в отличии от тревоги имеющей физические предпосылки адреналин во время выступления не используется. Неиспользуемый адреналин, начинает наносить вред. Конечно, в определенной мере наличие этого адреналина вспомогательный фактор, консолидирует силы организма, повышает чувство ответственности. Однако наличие в крови большого количества этого вещества оказывает, противоположный эффект. Вместо прекрасного выступления, кое-как сказав несколько слов, словно избегая пыток, заставляет вернуться на место.

Так или иначе, возвращаясь к нашей теме, связанной с умением говорить, становится ясно, чтобы говорить, говорить красиво, говорить без страха – надо говорить. С другой стороны фактор страха препятствует этому. Надо говорить, чтобы побороть страх, он же не дает говорить. К сожалению, теоретические познания и знания генеалогии фактора страха хоть и частично помогают, в конечном итоге малоэффективны. Как было сказано выше, чтобы научится говорить, надо говорить, Так же как чтобы научиться плавать нужно плавать, чтобы научится водить велосипед, нужно его водить . Человек может прочитать множество книг, найти много методик из интернета, получить большое количество советов по вождению велосипеда. Но ничего ему не поможет, пока он не поедет, возможно, упадет и в итоге научится. Но что получится, когда проводишь параллель между этим случаем и ораторским мастерством? Ведь в отличии от падения на велосипеде человек, «упавший» во время публичного выступления получает травмы куда более болезненные и поэтому боязнь не уменьшается… Что делать?!

Как мы уже сказали, чтобы научится плавать — надо плавать. Чтобы научится водить велосипед – надо его водить, чтобы научится говорить — надо говорить. Получается замкнутый круг: с одной стороны надо говорить – с другой боишься говорить. Другой путь – тренинги. Во время тренингов человек вынужден говорить речь в различных игровых формах. Допущенные во время выступлений ошибки и неточности, хотя и не имеют значения с точки зрения обучения, но являются очень значимыми. Это как забрасывание баскетбольных мячей в корзину. С одной стороны каждый не заброшенный мяч указывает на проделанные ошибки и служит для более точных бросков в будущем, но с другой стороны не оказывает влияния на результат игры. Одна из основных характеристик тренингов – это то, что они состоят из огромного количества выступлений. Здесь раскрывается важность тренингов по риторике ораторскому мастерству. Во время тренинга наряду с отработкой разговорной техники и речевых параметров, участники должны много выступать в игровой форме. Выступать, выступать еще раз выступать, вот призыв наших тренингов. Ибо выступая мы избавляемся от страха и накапливаем опыт так нужный нам, но то что эти выступления проводятся в игровой форме амортизирует эффект падения. Все происходит словно в игре, а подсознание все воспринимает всерьёз и накапливает при этом столь важный опыт и нужные навыки. Теории на тренинге всего 20%. Остальное время 80% занимает практика, игры и выступления.

Наши тренинги основываются на технологии Московского Университета Риторики и Ораторского Мастерства. Эта методика была создана и ныне используется Сергеем Шипуновым — руководителем и ведущим тренером «Университета Риторики и Ораторского Мастерства

Плюс ко всему на наших тренингах, используются две методики: 1) учась – учись. 2) обучение вне зоны комфорта.

Первая построена на методе «учась — учись». Наверно многие сталкивались с этим феноменом: когда кого-то учишь чему-либо, то сам узнаешь много нового, укрепляешь свои знания и раскрываешь свои ошибки.

Этот феномен широко используется на тренинге. Во первых участники получают понятие о различных параметрах во время тренинга и давая друг другу ценные советы создают обратную связь.

Таким образом параллельно с частыми выступлениями у участников есть возможность оценить друг друга, выявлять свои и чужие сильные и слабые стороны, тем самым перенимать лучшие и изживать плохое из своих выступлений. Посему на тренинге работа над собой не останавливается не на миг.

Вторая методика основывается на тренировке вне зоны комфорта.

У каждого человека есть зона комфорта, в которой он живет. И в этой атмосфере он чувствует себя хорошо и свободно. В этой зоне человек ничему не учится, ведет обычный образ жизни.

Выходя из зоны комфорта, человек начинает развиваться. Применяемый на тренинге метод выведения из зоны комфорта выводит участников в зону развития, к которой они должны привыкнуть и которая становится для них школой.

Тренинг словно превращается в тяжелую спортивную тренировку. Здесь участники попадают в ситуации далекие от реальных и наряду с этим принимают тяжелые нагрузки. Груз за грузом, нагрузка за нагрузкой, но в игровой форме…Тренинг завершается груз убирается, и участник тренинг возвращается в обычную жизнь. Но он уже не тот человек, что прежде. И если он начинает претворять приемы тренинга в жизни у него не остается никаких преград.

Таким образом благодаря обучению можно перебороть страх внутри себя а также развить в себе умения публичного выступления, красиво говорить, понятно и доходчиво излагать свои мысли, словом стать настоящим оратором! Приглашаем Всех на наши тренинги!

Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли

Как научиться правильно и красиво говорить

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами — словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Что же значит «говорить красиво»? В первую очередь, это грамотно, членораздельно, убедительно. Человек с «кашей» во рту, вещающий в эфире радиостанции, вызывает лишь желание переключиться на другую волну, а к преподавателю, вставляющему через каждое слово, слова-паразиты, вряд ли будут ходить на лекции.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: жестикуляция, интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие — ваша красивая речь — будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом — все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

Дальше начинается работа непосредственно над правильным произношением — дикцией. Для этого нужно произвести простые действия:

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Советы тем, кто будет самостоятельно заниматься дикцией

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи — чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, — пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное — понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы — это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах — не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот во время выступлений, особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Огромную роль играет составление плана. План позволяет определить последовательность, сосредоточить внимание на главном, а также сделать акцент на важнейших деталях. Для сжатия текста используются три основных приёма — исключение, обобщение и замена. Овладение этими приёмами поможет из любого самого растянутого и неинтересного текста создать настоящий шедевр красноречия.

4. Избавляйтесь от слов-паразитов

Нет ничего более тягостного, чем публичная речь, пересыпанная словечками вроде «типа», «вот», «так сказать», «как бы» и множеством других. Не случайно их и называют словами-паразитами, потому что они вживляются в речь, убивая её красоту и звучание. Поэтому здесь требуется очень кропотливая работу по очищению своей речи от «речевых шлаков». Для начала нужно записать своё выступление на публике с помощью диктофона. Далее требуется прослушать это выступление, отметив те слова, которые засоряют его. Попросите знакомых постоянно замечать подобные слова в общении с ними, каждый раз поправляя вас.

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене — всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, приятный ли вы собеседник или нет.

Вопросы для повторения
1. Какими качествами, по мнению М. Сперанского, должна обладать речь оратора?
2. Вспомните, какие роды и виды ораторского красноречия выделялись в древности. Охарактеризуйте особенности одного из видов речи.
3. Что понимается под ораторским тактом? Как вы объясните данное понятие применительно к современности? Продемонстрируйте на конкретном примере.
4. Подготовьте конспект академической речи (лекции). Выделите основную мысль. Определите, не нарушена ли связь между частями текста, соответствует ли содержание теме речи. Ответ аргументируйте.
5. Подготовьте речь агитационного характера.
6. Какие приёмы вступления в речь можно использовать, чтобы привлечь внимание аудитории, если:
а) в аудитории шум;
б) аудитория настроена негативно?
7. А. Кони в советах лекторам писал: «Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…» Как реализуется этот тезис А. Кони в речах современных политических обозревателей и общественных деятелей?
8. Составьте собственное руководство «Учусь говорить хорошо и правильно». При выполнении задания используйте материалы данного раздела.
1. По мнению М. Сперанского, речь оратора должна обладать ясностью, разнообразием, единством слога и грамотным произношением.
2. В древности выделялись следующие виды ораторского искусства: политическая речь, торжественная, судебная речь, надгробное слово и пангерики (патриотическая речь). Политические речи прежде всего призваны донести до слушателя свою позицию по тому или иному политическому вопросу. Она характеризуется открытой (зачастую провокационной) авторской позицией, хорошей аргументацией, доходчивостью. Политическая речь может быть информационной, призывной или же дискуссионной.
3. Ораторский такт – это способность при минимальных затратах достичь своей речью необходимой цели. Ораторский такт включает в себя следующие навыки:
— учитывать момент выступления (выбрать максимально удобное для него время);
— понять аудиторию и разговаривать на ее языке;
— удерживать внимание слушателей;
— не утомлять аудиторию;
— говорить только то, что хочешь сказать, не касаясь каких-либо спорных тем (если только именно они не являются темой выступления)
Наиболее ярким примером здесь является речь Стива Джобса перед студентами Стэндфордского университета в 2005 году. Если проанализировать данное выступление, то можно заметить, что речь Джобса простая и понятная, больше напоминающая дружеский разговор и совет, нежели наставления. Кроме того, слушать ее ни разу не скучно, а даже скажем, захватывающе. В своей речи Джобс не касается каких-то лишних тем и говорить только те мысли, которые хочет донести до студентов.
4. Конспект лекции Владимира Набокова «Писатели, цензура и читатели в России»
1. Определение русской литературы. Взгляд на русскую литературу с позиций иностранного и русского читателя.
2. Вся великая русская литература, за исключение одного произведения, принадлежит 19 веку, что отличает ее от другой европейской литературы.
3. Несмотря на все ограничения и возможные наказания, литература 19 века обладала достаточно большой свободой. Писатели и поэты могли освещать любую проблему, происходящую в обществе.
4. Художнику в 19 веке противостояли две силы: правительство и цензоры.
5. С приходом советской власти свобода в творчестве закончилась. Новое правительство провозгласило литературу орудием в руках государства, что привело к созданию т.н. советской литературы – буржуазной по своей стилистике, скучной и следующей за той или иной государственной доктриной.
6. Все темы литературы были продиктованы свыше. Писатель должен был писать только о том, о чем ему говорили сверху.
7. Иностранцы в любом малейшем отступлении от советской линии, видели нотки политического протеста. Однако даже такие произведения не допускали ни индивидуальности, ни творческих порывов.
8. В отличие от западных, советские писатели были обязаны заканчивать свои произведения так, как было предписано законом. Для сохранения интереса читателя к тексту, авторы прибегали к некоторым уловкам. Например, вводили второстепенных персонажей, умирающих во благо Великого Государства. Или же смерть коммуниста символизировала победу коммунистической идеи – смерть во имя триумфа.
5. Какая проблема является наиболее важной в современном обществе? Если подумать, то таких проблем наберется даже не одна, а несколько. Это и алкоголизм, и загрязнение окружающей среды, и увеличивающаяся безработица. Однако одна из проблем стоит несколько особняком и является проблемой всего общества.
В обществе к наркоманам принято относится настороженно, а чаще всего и с презрением. Однако мы ведь стараемся не бросать человека в беде, пытаемся помочь ему всем, чем можем. Так почему же от наркозависимых принято отказываться, а не помогать им? Ведь зачастую люди подсаживаются на наркотики из-за каких-то проблем в своих жизни, пытаясь таким образом сбежать от них. Мало кто становится наркоманом просто от скуки.
Так давайте же будем слышать друг друга, ведь, к примеру, подростки чаще всего становится наркоманами от того, что взрослые их не слышат, а зачастую, и не хотят слышать. Также нужно проявлять сострадание к тем, кому не хватило сил самостоятельно бороться со своими проблемами. Не нужно клеймить их слабыми и пропащими. Ведь слабыми являются как раз тот, кто осуждает других.

а) Для того, чтобы привлечь к себе внимание в шумной аудитории, начинать говорить нужно чуть громче обычного (но ни в коем случае не кричать!). Достаточно повысить голос на одну тональность. А после того, как аудитория вас услышала, следует перейти на нормальный для вас тон речи.
б) Для выступления в негативно настроенной аудитории следует начать свою речь с каких-либо устоявшихся и бесспорных аксиом. Это необходимо прежде всего для того, чтобы хотя бы часть аудитории приняла сторону оратора. Однако не нужно стараться переманить всех на свою сторону, поскольку этот попросту нереально. Выступление должно быть больше информативным, нежели убеждающим.
7. К сожалению, современные общественные деятели почти не используют в своих речах принцип, высказанный А. Кони. Не в последнюю очередь это связано с тем, что устройство современного общества слишком далеко ушло от всего того, что было сказано и проанализировано в предыдущие десятилетия. Почти все, что было высказано предшественниками, не имеет силы в современном обществе и зачастую только тормозит его развитие, так как в информационном обществе все изменения происходят слишком быстро.
8. «Учусь говорить хорошо и правильно»
1. Стиль речи должен соответствовать той аудитории, перед которой произносится речь. Текст будет стилистически различаться в том случае, если в аудитории находятся студенты, представители каких-либо субкультур, или же политики.
2. Лекция должна максимально полно и точно охватывать рассматриваемый вопрос. Следует избегать лишней воды, а также не относящихся к теме отступлений.
3. Речь должна быть построена логично и последовательно. Недопустимо перескакивание с одной темы на другую, от одной мысли к другой при условии, что они практически не связаны друг с другом.
4. Говорить следует четко, ясно и громко, не переходя при этом на крик. Произносить речь следует в одной тональности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *