Как читать выразительно?

Содержание

Как правильно читать стихи

1. Представьте картинку в своем воображении, которую описывает поэт.

Перенестись в события стихотворения, стать его частью. Поставить себя на место автора или героя. Пережить его эмоции, чувства, состояние, отношение к происходящему.

2. Читайте в два раза медленнее, чем говорите в обычной жизни.

Вам кажется, что это странный совет?

На самом деле, сцена съедает 50% успеха. И чем медленнее вы будете произносить текст, тем понятнее он будет зрителю. Нарастать нужно эмоциями, голосом, а не скоростью.

3. Соблюдайте знаки препинания.

Конечно, этого недостаточно. Нужно разбирать текст по логике речи. А это отдельная большая тема. Начните со знаков препинания. Подумайте, что отражает тот или иной знак. Что с его помощью хотел передать автор.

4. Переживайте настроение, эмоции, чувства.

Каждое слово — это отдельная картинка. Его нужно сказать так, чтобы слушатель прочувствовал его, понял значение, перенесся вместе с вами в события стихотворения.

В этом помогут, сила голоса, его пластичность, смысловые ударения, мимика, жесты, интонации, паузы.

Как научиться красиво и выразительно читать стихи

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Стихи читают или рассказывают?

Как правильно:Рассказывать наизусть стихи

Библиотека дельных советов

Как правильно

Кладезь мудрости

Вводная часть · Все руководства · Случайное руководство

Найти дельный совет

Определения терминов

Bad boys, bad boys — watcha gonna do?
Whatcha gonna do, when they come for you? ~ Боб Марли про клуб любителей поэзии Однажды в студёную зимнюю пору
Сижу за решёткой в темнице сырой ~ Дарт Херохито. «Моя революционная борьба» А это корова, седая и строгая,
Которая треплет старушку безрогую,
Которая ловит и доит синицу,
Которая в тёмном чулане хранится,
В доме, который построил кот. ~ «Песнь о Роланде»

Жизнь требует от нас обладать множеством знаний и умений. Одним приходится выговаривать имена иранских лидеров, другим — писать математические формулы, а иным — даже добывать малахит. Порой от самых, казалось бы, незначительных навыков может зависеть чья-то жизнь, здоровье, душевное здоровье, и даже духовная жизнь. А вы, мой друг, вряд ли сможете рассказать наизусть даже строчку из Мцыри.

Простой способ

Они хотят стихотворение, так дайте им стихотворение. Расскажите им наизусть Евгения Онегина. Процитируйте им «12» Блока. Зачитайте им строчку из Илиады. Многого от вас не просят.

Ах да. Есть проблема. Если бы вы могли, вы бы уже рассказали. Но вместо этого вы читаете эту статью. Значит вам нужна помощь. Значит вы пришли по адресу. Значит, вам нужен способ посложнее.

Значит, читайте следующую главу.

Способ посложнее

ЧТО ТЫ ТАМ МЯМЛИШЬ, СОПЛЯК?! ЕСЛИ БЫ Я ХОТЕЛ УСЛЫШАТЬ НЕВНЯТНОЕ БЛЕЯНИЕ, Я БЫ СПРОСИЛ ПРЕЗИДЕНТА БУША ОБ ИРАКЕ!

Итак, сложный способ. Сложный способ основан на древней китайской мудрости «你不能自己做», которая переводится примерно как «вы хотите, чтобы я сделал невозможное, но вы и сами не всесильны».

Когда-то давно китаец Ляо Минь ответил так императору в ответ на предложение отведать варёных камней. К данной ситуации тезис также применим, поскольку те, кто склоняют вас к чтению стихов, обычно и сами не сильны в поэзии. Поэтому их можно обмануть. Вам не нужно помнить стихотворение — они никак это не проверят. Итак, приступим.

Реконструкция произведения

Если люди хотят услышать произведение — скорее всего они его читали в детстве. А если его читали они — значит и вы, в самом деле, ведь вы не глупее их. Покопайтесь в памяти — несколько моментов наверняка произвели на вас впечатление. Например, вот пример эффективной реконструкции стихотворения «Песня о буревестнике», проведённая человеком, который помнит только что кто-то что-то прячет, утёс, птиц, чёрные молнии и наслажденье:

Над седой равниной моря
Гордо реет глупый пингвин.
Им, пингвинам, недоступно
Наслаждение гагары.
Над седой равниной моря,
Чёрной молнии подобен,
Гордо реет буревестник,
Чёрной молнии подобный.
Глупый пингвин робко прячет.
Только гордый буревестник
Стонет, мечется над морем:
Ему тоже недоступно
Наслаждение утёсом.
Глупый пингвин и гагары
Прячут жирного в утёсах,
Чёрной молнией подобны
В облака они взмывают.
Только гордый буревестник
Насладился битвой жизни.
Чёрной молнии подобен,
Мечется как глупый пингвин.

Компиляция

Эта задача хорошо подходит для поэтов, которые писали много и одинаково. Отдельные строчки из разных произведений можно бесконечно комбинировать, получая новые стихотворения, неотличимые от настоящих. Например, детские стихи Агнии Барто подходят идеально:

Зайку бросила хозяйка,
Уронила в речку мячик.
Потому что он хороший,
Под дождём остался зайка

Эмоциональное достраивание

Этот метод хорошо подходит для реконструкции отрывков, для целостных произведений он пригоден мало. Тем не менее, сильная эмоциональная окраска отрывка позволит вам продолжать рифмовать сколько угодно, и слушатель не заметит подмены. Например, сцена битвы с тигром из «Мцыри», построенная на основе первых двух строчек:

Ко мне он кинулся на грудь
Но в горло я успел воткнуть
По черепушке долбануть
В окно соседу зашвырнуть
С обрыва в озеро столкнуть
Его квартиру грабануть
На светофоре тормознуть…

Снова и снова переживая сцену расправы над тигром, шокированные слушатели обычно даже не замечают не только анахронизмов, но и общую несогласованность списка.

Адаптация

Для самых забывчивых — стихотворение пишется с нуля, сохраняя только общие черты сюжета. Например:

В пустыне рос себе анчар
Потом к нему пришёл гончар
У гончара был хитрый план
Ему приказ был царский дан:
«Гончар, ты сделай мне горшок
Чтоб повергал прохожих в шок
Чтоб трепетали предо мной
И преклонялись пред страной»
Гончар анчаров сук схватил
И без оглядки припустил
Из сука вырастил росток
Слепил вокруг него горшок
Принёс гончар горшок царю
«Держи горшок, тебе дарю»
Царь его щедрость оценил
И на себе его женил.

Как можно видеть, от оригинального произведения только анчар, в сущности, и остался. Это не так уж и плохо, ведь иные ремейки не могут похвастаться даже этим.

Очень сложный способ

Объясните своим слушателям, что вы уже не маленький мальчик, а взрослая, самостоятельная женщина. И что ставить вас на табуретку на глазах у изумлённой публики не только не вежливо, но и напоминает о варварских средневековых массовых публичных казнях.

Признайтесь уже, что стихов вы не знаете, и что в гробу вы видали Александра Юрьевича Жуковского и всю их братию, и что будь ваша воля, они бы рубили сейчас дрова. На каторге. В аду.

п·о·в Поэзия
Основные понятия Графомания · Детсадовский фольклор · Муза · Поэт · Средневековое монгольское хокку · Стих² · Творческая натуга · Чугуний в поэзии
Отечественные поэты Блок · Брюсов · Бунин · Высоцкий · Есенин · Жванецкий · Маньяковский · Пушкин · Разбовники · Тютчефет · Ярослав I
Иностранные поэты Рэмбо · Херохито · Крун · Ли Бо · Низами · Шекспир · Эминем
Призраки Василий Пупкин · Неизвестный автор
Поэтические советы Как учить стихи · Как сочинять стихи · Как сочинять стихи с помощью компьютера · Как сочинять надгробные надписи · Как чистить селёдку
Стихотворения

Стихология — наука о том, как рассказывать стихотворения.

Не все люди умеют читать стихи.

Не смотря на то, что этому очень много времени уделяется в школе.

Почему?

Причины разные. И мы не будем останавливаться на них.

Справедливости ради отмечу, что многие все-же научились рассказывать стихи в школе, и довольно-таки хорошо.

Но все же, не все умеют хорошо рассказывать стихи.

Да и зачем, справедливо спросите вы? Школьные времена давно прошли и собираться с друзьями у костра мы давно перестали.

Однако не стоит недооценивать значение стихологии.

Стихология (от греч. stichos стих и logos учение). То же, что и стиховедение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Стихология — узкое направление поэзии.

Затрагивает только стихотворения. И то, как их рассказать, и то, как их подать. Что говорить до стихотворения, что после.

Стихология развивает в ораторе чувствительность к тексту и эмоциям в нем.

Учит играть словом, интонацией, акцентами.

И это все для того, чтоб передать зрителю и себе глубокий смысл того или иного стихотворения.

Ведь часто бывает так, что с первого раза и не поймешь, что именно хотел сказать автор.
Или, бывает, сам оратор так прочел стих, что у слушателей не возникло никаких чувств, не «ёкнуло» в сердце, не пробежали «мурашки»…

Стихология напоминает процесс распаковки подарков:

Вы сначала внимательно рассматриваете коробку, снимаете подарочную бумагу, разворачиваете упаковку и только потом достаёте сам сюрприз.

Так мы на наших курсах ищем смысл стихотворение — бережно распаковываем стих, убираем лишнее, расставляем свои ударения и акценты. Ведь каждый участник видит в поэтическом произведении свои смыслы, свои акценты.

Наша задача не мешать оратору находить свои смыслы в стихотворении, а наоборот помочь оратору мастерски подать свой смысл стихотворения публике.

Поэтому одно и то же стихотворение все ораторы рассказывают по-разному.

И это — радует!

Занятие по стихологии проходит у нас на Втором курсе в Школе ораторского мастерства.

Или в отдельном онлайн курсе: обучение стихологии онлайн.

Нам радостно, что на тренинге участники рассказывают свои стихи. Теперь они это делают мастерски.

И приятно, что в этом мастерстве есть вклад нашей Школы.

Обучение

А ведь многие популярные поэты, как известно, не умели хорошо рассказывать свои собственные стихи.

К примеру, Роберт Рождественский. Свои чудесные стихи Рождественский рассказывать не умел. Зато это хорошо делали другие чтецы.

Есенин и Маяковский, поэты, владеющие ораторским искусством, остались в прошлом нашей истории.

На занятии стихологии мы учим не только рассказывать сами стихи, но и подавать их.

К этому времени ораторы должны освоить Базовые техники ораторского искусства. Как рассказывать стихи без жестов? Без пауз? Без интонаций?

Сегодня сложно найти современного поэта-оратора. Стихи – это искусство, а искусство это нужно уметь правильно подавать.

Так что если Вам нравится поэзия, Вы любите читать стихи или пишите свои собственные и хотите их красиво декламировать, Вам будет полезен наш курс по стихологии.

К тому же, Вы научитесь красиво рассказывать не только стихи, но и прозу.

Эмоции, игра голосом, проникновенность, сила подачи, конечно же, пригодится и для любой другой речи.

Проза

И вот представьте, собравшись в гостях или на торжественном мероприятии, Вам друг захочется что-то сказать или как-то себя показать. И Вы быть может начнете читать стих. И не просто так, а – красиво. И вот уже вечер перестанет быть томным…

Не зря ведь говорят, что поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке.

  • Обучение стихологии онлайн
  • Обучение ораторскому искусству на тренинге

С уважением, команда тренеров Школы Ораторского Мастерства.

Следующая страница →

Оглавление книги

/ Стихология / Она пришла с мороза… / Сергей Есенин “Письмо к женщине” / Продавец снов М.Е. Валч /

Как правильно пишется, ударение в слове «рассказать стихотворение»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «рассказать стихотворение»

  • Дорогой княгиня совсем потеряла свой желчный тон и даже очень оживилась; она рассказала несколько скабрезных историек из маловедомого нам мира и века, и каждая из этих историек была гораздо интереснее светских романов одной русской писательницы, по мнению которой влюбленный человек «хорошего тона» в самую горячечную минуту страсти ничего не может сделать умнее, как с большим жаром поцеловать ее руку и прочесть ей следующее стихотворение Альфреда Мюссе.
  • Она рассказала, что ее отец, известный на Дону педагог, теперь уже живущий на пенсии, еще будучи студентом и учителем в станице, много работал по собиранию материала о Стеньке Разине, и если я позволю ей переписать это стихотворение для ее отца, то доставлю ему нескончаемое удовольствие.
  • Это был мой первый сахалинский знакомый, поэт, автор обличительного стихотворения «СахалинО», которое начиналось так: «Скажи-ка, доктор, ведь недаром…» Потом он часто бывал у меня и гулял со мной по Александровску и его окрестностям, рассказывая мне анекдоты или без конца читая стихи собственного сочинения.
  • (все цитаты из русской классики)

Считается, что есть две манеры исполнения стихов — «актёрская» и «авторская». Это различие известно по крайней мере с XIX века и не только в России. Ю. Н. Тынянов называл эти манеры фразирующей, где интерес декламатора сосредоточен на содержании, и тактирующей, следующей прежде всего ритму стихотворения. Создаётся видимость, что передать и то и другое вместе не получается. Актёр, разыгрывающий стихотворение как роль, переживающий, инсценирующий его, подчиняет чтение смысловому и эмоциональному движению, разрушая сковывающий его стихотворный ритм, мелодику стиха. Чтение же поэтом собственных стихов часто кажется публике монотонным, невыразительным и заунывным.


Актёр Сергей Безруков читает стихотворение Лермонтова «Валери́к»
Иосиф Бродский читает своё стихотворение «Письма римскому другу»

Найдутся любители и той и другой манеры, которые сойдутся на том, что это дело вкуса. Многие современные молодые авторы сами тяготеют к эмоциональному, «актёрскому» чтению. Авторы недавно вышедшей увесистой, но спорной книги «Поэзия. Учебник» (М.: ОГИ, 2016), говоря о способах чтения стихов вслух, не отдают предпочтения какому-либо из них, ограничиваясь замечанием, что сами поэты часто недовольны актёрским чтением.

Между тем, поднявший эту проблему на теоретическом уровне ещё в 1923 году Б. Н. Эйхенбаум настаивал на невозможности компромисса, сглаживания противоречия между двумя указанными способами чтения. Он пишет о своём впечатлении от декламации Блока в 1910 году:
«Блок читал свое стихотворение “На смерть Комиссаржевской” (“Пришла порою полуночной”) — и я впервые не испытывал чувства неловкости, смущения и стыда, которое неизменно вызывали во мне все “выразительные” декламаторы. Блок читал глухо, монотонно, как-то отдельными словами, ровно, делая паузы только после концов строк. Но благодаря этому я воспринимал текст стихотворения и переживал его так, как мне хотелось. Я чувствовал, что стихотворение мне подается, а не разыгрывается. Чтец мне помогал, а не мешал, как актер со своими “переживаниями”, — я слышал слова стихотворения и его движения. Надо мной не совершалось насилия и обмана, потому что не совершалось насилия над самим стихотворением. Впечатление было настолько сильное, что с тех пор я стал предпочитать “неумелую” декламацию поэтов разработанной и уснащенной театральными приемами декламации актеров. Тогда же стал меня беспокоить и сам вопрос о произнесении стихов».
О камерной декламации
Самый очевидный и удобный для фиксирования момент расхождения «актёрской» и «авторской» систем чтения — это отношение к паузе в конце строки.
«Стиховая пауза в конце каждого стиха не похожа ни на один вид паузы, известный прозе. Она и не синтаксическая, которая членит поток речи на отдельные группы (синтагмы), отделяя, например, главное предложение от придаточных; не экспрессивная, выражающая эмоцию (Он сыграл этот прелюд… великолепно!), и не пауза хезитации (колебания), когда говорящий делает остановку, подыскивая нужное слово (хотя она и совпадает часто то с одной, то с другой). В стихах пауза на конце строк иррациональна, она не связана ни со смыслом, ни с грамматикой фразы. Она — сама по себе — бессмысленна. Это — асемантическая пауза. Особенно это очевидно в случае анжамбемана, переноса, когда нарушается логико-синтаксическое единство фразы1».
Е. Невзглядова. Уменье чувствовать и мыслить нараспев (2009)
Актёр эту паузу просто игнорирует, если она идёт вразрез с синтаксисом фразы, тогда как для поэта она имеет чрезвычайно важное значение — именно строковая пауза создаёт особую стиховую интонацию, отличающую стих от прозы. Удивительно, но в театральных училищах этому не учат, как отмечает (бурно, по своему обыкновению) режиссёр К. Богомолов2:


Фрагмент лекции «Что делать и кто виноват. Разговор о театре». Телеканал «Дождь». 2016.

«Актёрское» чтение кроме того отличается чрезмерной эмоциональностью, «переживанием», звукоподражанием:
«Я помню несколько актерских чтений. Один, читая пушкинских “Бесов” (“Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вот — теперь в овраг толкает Одичалого коня…”), надувал щеки, пыхтел и чуть ли не плевался; другой читал мандельштамовские стихи “Мне Тифлис горбатый снится…” с кавказским акцентом, изображая подвыпившего грузина; в стихах “За гремучую доблесть грядущих веков” — так гремел, исходя гражданским гневом, что казалось, вот-вот закачаются люстры в зале филармонии, где это происходило, а в словах: “Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первозданной красе” — смаковал глухие согласные (“песцы”) таким шипящим, свистящим шепотом, с такой осязаемой чувственностью, как будто ощупывал мех в комиссионной лавке».
Е. Невзглядова
При этом, если ритм может где-то соблюдаться, где-то нет, в зависимости от того, как на него ложится актёрская (смысловая, психологическая) интерпретация стихотворения (т. е. про ритм актёр в принципе знает, о чём и говорит Богомолов), то особая стиховая интонация, не речевая, не повествовательная, а напевная, монотонная, неадресованная, не считается чем-то неотъемлемым от стихотворения, воспринимается всего лишь как «авторская» манера чтения, не более. Между тем, «парадокс заключается в том, что мы слышим наполненную сложным смыслом воображаемую интонацию, инспирированную душевным движением, только тогда, когда читаем текст монотонно, невыразительно, то есть приглушая или вовсе отставляя интонацию фразовую» (Е. Невзглядова).
Для слушателя с развитым поэтическим слухом «актёрское» чтение (подобное приведённому выше исполнению С. Безрукова) невыносимо, и представление о равноправии «манер» чтения является серьёзным заблуждением. Это очень убедительно показывают и указанные выше авторы. Б. Эйхенбаум приходит к выводу, что чтец не должен никого «изображать», отдаваться эмоциям, что «фразировка стихотворения должна быть в полном соответствии с его ритмико-мелодической основой». Е. Невзглядова заключает, что «непреложное правило чтения — ритмическая монотония», а подлинный поэтический смысл может быть услышан только в противостоящих друг другу звучаниях — естественно-речевом и стиховом.
Это отнюдь не означает, что «авторское» (монотонно-ритмическое) чтение всегда хорошо, а актёру некуда приложить свои способности при чтении поэзии. «Многие авторские исполнения разочаровывают. Пастернак читает, по-детски выделяя логический смысл и по-московски слишком растягивая открытые гласные звуки. Ахматова читает слишком торжественно-многозначительно» (Е. Невзглядова).

Борис Пастернак читает своё стихотворение «Синий цвет»

В то же время есть примеры замечательных актёрских (без кавычек) чтений, когда переживание актёра подчинено ритму, мелодике, и в их столкновении с текстом выразить, донести поэтический смысл позволяет как раз талант исполнителя. Может быть, этот закон, по которому подлинная свобода рождается из ограничений, вообще работает повсюду: поэт скован рифмами и размером, верующий — ритуалами и обрядами, человек — своей смертностью.

Актёр Константин Райкин читает стихотворение Д. Самойлова «Смерть дирижёра»

1 Интересно, что анжамбеман в тех случаях, когда строка заканчивается на предлоге, союзе или делит слово на части, — может быть, единственный верный способ заставить актёра всё-таки сделать паузу в конце строки, тут уж он не сможет притвориться, будто её нет.
2 То, что Богомолов называет «долбать ритм», — это, вероятно, та ошибка чтецов, о которой пишет и Эйхенбаум, — смешение ритма с размером, и «скелет» стихотворения — это размер, а не ритм. «Долбать» можно именно размер, но не ритм как мелодику, интонацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *