История изучает

spiruk

1. История как наука. Ее предмет, методы, источники изучения. Сущность, формы, функции исторического знания.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.

Девиз науки: лат. Historia est magistra vitae — «История — наставница жизни».

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.

Задача историка, как и любого другого ученого, — поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

Методы истории

Основная статья: Методология истории

Основы исторического метода

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

  1. Когда исторический источник был написан?
  2. Где он был создан?
  3. Кем?
  4. На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
  5. Какова была оригинальная форма источника?
  6. Насколько источник заслуживает доверия?

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Геродот (484—425 гг. до н. э.) большинством историков считается «отцом» этой науки:

Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом.

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид. Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории.

Арабский историк Ибн Хальдун в 1377 году анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчёркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков. Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии, в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии». Большое значение имела разработка Ибн Халдуном концепции политико-демографических циклов, представлявшей собой одну из первых попыток научного описания исторической динамики.

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке, Тревельяна, Броделя, Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством. Не менее спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии. В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика — математическое моделирование исторических процессов.

Сущность, формы и функции исторического знания и познания.
Методы изучения истории.

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа – исторический факультет университета – аспирантура) и т.п.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.

Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

К специально-историческим методам относятся:

— условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

— методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события.

— историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.

К методам общеисторического научного исследования относятся:

— Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

— проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

— историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

— историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

— метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.

— структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Понятие «историческая теория» до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки.

К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное знание — фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, — формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание — знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами — является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание — знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур — объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

— потребность формирования социального самосознания,

— удовлетворение потребности в социальном воспитании,

— потребности в политической деятельности и самой политики,

— потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В российской историографии сложилась понимание методологии как

— описание объекта и предметов (различных сторон объекта) исторического исследования,

— выяснение цели изучения,

— постановки проблем и задач,

— раскрытие источников поставленных задач,

— историографическое обоснование задач исследования,

— описание инструментария (методов, процедур установления знания),

— описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании.

Необходимо отметить, что в современной западной историографии понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории».

Понятие исторического источника, их классификация.

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации).

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.

В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.

1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

— вещественные

— письменные,

— изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

— фонические.

Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

Так, источники периода феодализма можно разделить на

1) Публично-правовые акты:

А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

Б) договорно-законодательнеого вида — жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

В) судебно-процессуального вида – с XV в.

И т.п.

2) Частные акты:

А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.

Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

4) частные письма.

История изучения человека

Одно из самых прекрасных и в то же время самых загадочных творений природы— человек. Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем и органов. Иногда даже трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе многовековой эволюции человека.

С древнейших времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. Давно пробудился интерес у человека к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов.

Как изучение мира потребовало нескольких исторических эпох и периодов, так и изучение человеческого организма продвигалось лишь шаг за шагом.

Попытки познания организма человека были сделаны еще на заре развития цивилизации. В сохранившихся до нашего времени сочинениях философов и врачей Древнего Китая, Индии, Греции и Рима имеются смутные, весьма несовершенные, а подчас фантастические представления о строении человеческого тела.

Научного исследования организма в древности не существовало, хотя и были отдельные попытки ставить опыты на животных.

Первое сочинение по анатомии человека связывают с именем Алкмеона, врача и философа Кротонской школы, жившего в V в. до н. э. Полагают, что он впервые стал вскрывать животных с целью познания строения человеческого тела.

На многочисленных островах Древней Греции были созданы и другие медицинские и философские школы, где также изучалось строение и жизнедеятельность человеческого тела. Наибольшую известность получила основанная на острове Кос школа

выдающегося представителя древнегреческой медицины Гиппократа (460—377 гг. до н. э.).

В дошедших до нас трудах Гиппократа имеется описание костей человека. Другие органы он описывал по аналогии со строением тела животных. Вскрывать человеческое тело было запрещено религией. Во времена Гиппократа физиологии как самостоятельной науки не существовало, она являлась частью медицины.

Наблюдая больных, обобщая врачебный опыт и анатомо-физиологические данные, Гиппократ сделал и некоторые теоретические выводы, многие из которых в наше время выглядят наивными и являются ошибочными.

Вот один из примеров. Наблюдая особенности в поведении различных пациентов, Гиппократ и его ученики объяснили это с позиций созданной ими «гуморальной теории», согласно которой живые тела состоят из сочетания четырех основных «соков»: крови (лат. sanguis), желчи (греч. chole), черной желчи (греч. melanos chole) и слизи (греч. phlegma).

Преобладание одной из четырех жидкостей в организме обусловливает, согласно этой теории, различные темпераменты у людей (сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический) .

В начале нашей эры знания о природе человеческого организма значительно расширил римский врач Гален (129—199 гг. н. э.). Он сумел объединить в своих трудах («Анатомические исследования», «О назначении частей тела» и др.) не только результаты наблюдений за больными людьми, но и анатомо-физиологические данные, добытые античными врачами.

Гален сам проводил опыты на животных, испытывал действие лекарственных веществ, перерезал нервы, идущие от органов чувств к мозгу. Опытным путем он доказал, что при жизни животного по артериям течет кровь (до Галена полагали, что артерии заполнены воздухом). Но общие представления о дыхании, движении крови, психических процессах и у Галена были ошибочными. О строении человеческого тела Гален судил на основании данных, полученных на животных (собаках, бесхвостых макаках и даже слоне).

С крушением античного мира наступил длительный период средневекового застоя (V—XVI вв.). Церковь, заняв господствующее положение, жестоко подавляла всякие попытки развивать науку. Стало усиленно насаждаться слепое преклонение перед религиозными догмами католической церкви. В средневековье даже стремление познать строение и функции организма человека преследовалось церковью. За отстаивание научных истин были сожжены на костре Джордано Бруно и Сервет, гонениям подвергался Галилей и многие другие ученые. Традиции античной медицины поддерживались лишь в немногочисленных работах отдельных ученых. Среди них следует назвать выдающегося таджикского врача, математика, поэта и философа Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), жившего в 980—1037 гг. н. э. Его труды, и среди них знаменитая книга «Канон медицины», были переведены на европейские языки и сыграли важную роль в преодолении застоя в области науки.

Быстрое развитие естественных наук начинается с конца XVI столетия. В Западной Европе феодализм сменялся капитализмом. В новых социально-экономических условиях нарождающемуся классу — буржуазии — наука нужна была в борьбе за политическую власть и для развития производительных сил.

В это время Коперник устанавливает движение Земли вокруг Солнца и закладывает основы современной астрономии; Ньютон открывает закон всемирного тяготения и формулирует главные положения механики. Возобновился интерес к анатомии и физиологии.

Эпоха Возрождения была периодом расцвета и развития науки и искусства. С этим временем связано становление и формирование анатомии человека. Леонардо да Винчи (1452—1519)—великий итальянский художник и естествоиспытатель— в своих рисунках впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела; он явился основоположником пластической анатомии, описал строение скелета человека, классифицировал мышцы по величине, форме.

Андрей Везалий (1515—1564) на кафедре анатомии Падуанского университета (Италия) на лекциях производил рассечение человеческих трупов, что дало ему возможность заметить грубые ошибки в описании строения человеческого тела, сделанные его предшественниками, в том числе и Галеном. Везалий написал первое руководство по анатомии человека, основанное на непосредственном изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии. Он широко пользовался опытами на животных.

Начало физиологии как науки связано с именем английского врача Вильяма Гарвея (1578—1657). Ему принадлежит одно из величайших открытий в биологии — открытие кровообращения. В 1628 г. он написал работу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», которая положила начало физиологии как самостоятельной науки, со своими методами исследования. Гарвей впервые исследовал физиологические функции на живом организме.

Огромная роль в развитии физиологической науки принадлежит французскому философу Ренэ Декарту (1596—1650). Он впервые в истории науки ввел материалистическое представление о рефлекторном принципе взаимоотношения организма и среды и дал описание рефлекторного акта. Однако его взгляды носили вульгарно-материалистический характер. Вот как описывает Декарт механизм рефлекторного акта. При прикосновении к роговице глаза наступает закономерно мигание или при прикосновении к огню отдергивается нога. Что при этом происходит? В результате действия «внешнего предмета» на органы чувств натягиваются нервные «нити», идущие к мозгу, и открывают расположенные на внутренней поверхности мозга клапаны. Через открытые отверстия выходят находящиеся в полостях мозга «животные духи», которые, подобно частицам пламени, текут по нервам к мышцам, вызывая их сокращения.

Но более сложные формы поведения человека таким образом Декарт объяснить не мог. Поэтому произвольные реакции человека он объяснял наличием в теле бессмертной души. В середине XVIII в. скопился огромный материал о строении и функция» организма человека. Но, расчленяя живое на отдельные части в процессе его изучения, многие исследователи в своих теоретических представлениях были беспомощны, не обнаруживали взаимной связи предметов и явлений, искали источники возникновения и движения в органическом мире вне природы и приходили таким образом к идеалистическим умозаключениям о непознаваемой, сверхъестественной «жизненной силе», «душе» и т. п.

В XVIII в. основоположник русской науки М. В. Ломоносов сформулировал основной закон материалистического естествознания — закон сохранения материи и энергии. В противовес господствовавшей в его время теории флогистона, которая объясняла горение выделением из органических тел, а также из металлов особого, летучего, невидимого вещества — флогистона, Ломоносов сформулировал научные основы процесса окисления, на много лет опередив французского химика Лавуазье. Эти представления в дальнейшем стали основными в учении о дыхании. В 1757 г. Ломоносов сформулировал трехкомпонентную теорию цветового зрения, им же впервые была дана классификация вкусовых ощущений.

В XIX в. успехи анатомии и других биологических наук подготовили почву для величайших обобщений, которые дал Чарлз Дарвин (1809—1882) своей теорией эволюции. Эволюционное учение Дарвина о развитии органической природы нанесло сокрушительный удар механистическим и идеалистическим представлениям о человеке, его месте в органическом мире. И все же у виднейших естествоиспытателей XIX в., таких, как И. Мюллер, Г. Гельмгольц и другие, идеалистические воззрения в объяснении функций человеческого организма не были преодолены.

Научные открытия в XIX—XX вв. Клода Бернара, Гельмгольца, Дюбуа-Реймона, Людвига и особенно И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского и других выдающихся естествоиспытателей обогатили физиологию новыми данными и создали теоретическую основу медицины и гигиены.

Выдающийся русский анатом Н.И. Пирогов (Д810—1881) создал хирургическую анатомию, пользуясь предложенным им методом распиливания замороженных трупов. Этот метод позволил ему точно определять расположение органов и тканей. Н. И. Пирогов — участник героической обороны Севастополя (1854), он первым в России применил эфирный наркоз и гипсовые повязки, заложив основы военно-полевой хирургии.

Петр Францевич Лесгафт (1837—1909), начав с глубокого изучения анатомии мышц, расширил область своих исследований и дал теоретические основы физического воспитания. Его труд «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» не утратил своего значения и в настоящее время.

Особый подъем в развитии русской физиологической мысли связан с именем И. М. Сеченова (1829—1905). «Отец русской физиологии» — так назвал Сеченова И. П. Павлов. Впервые в истории естествознания Сеченов в своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863), ставшем классическим, дал материалистическое объяснение психической деятельности человека. Многие данные, полученные Сеченовым в результате изучения физиологических функций животных и человека, вошли в сокровищницу мировой физиологической науки.

И. М. Сеченов открыл процесс торможения в центральной нервной системе; им разработаны методы анализа газов крови, принесшие ему мировую известность.

Написанные под влиянием идей русских философов-материалистов Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Белинского, Писарева «Рефлексы головного мозга», где изложены идеи И. М. Сеченова о рефлекторном принципе работы мозга, в значительной степени основываются и на его открытиях явления центрального торможения, последействия в нервной системе, суммации подпороговых раздражений, ритмической электрической активности продолговатого мозга и др.

Ученик Сеченова — Н. Е. Введенский (1852—1922)—развил многие представления своего учителя. Им показана общая природа процессов возбуждения и торможения и раскрыты основные закономерности их протекания.

Учение Введенского о физиологической лабильности возбудимых систем, о парабиозе разрабатывалось в дальнейшем его ближайшим учеником — академиком А. А. Ухтомским. Им создано учение о доминайте — господствующем очаге возбуждения, возникающем при определенных условиях в центральной нервной системе.

Гениальные предвидения Сеченова были подтверждены экспериментально И. П. Павловым (1849—1936). Но не только подтверждены. И. М. Сеченов н И. П. Павлов являются основоположниками рефлекторной теории, материалистически объясняющей принципы отражения человеком окружающего материального мира. И. П. Павлов развил рефлекторную теорию и создал учение о высшей нервной деятельности. Ему удалось открыть нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования человека и высших животных на воздействия внешней среды.

Этим механизмом является условный рефлекс.

И. П. Павлов был убежденным и последовательным материалистом, а его учение о высшей нервной деятельности нанесло удар сторонникам идеалистических представлений.

Павлов по праву считается создателем нового направления в мировой физиологии. Он изучал физиологические процессы, протекающие в отдельных органах или в системах органов, в их неразрывной связи с целым организмом. Аналитико-синтетический метод, введенный в физиологию И. П. Павловым, оказался весьма плодотворным и дал возможность изучать целостный организм в его взаимосвязях с окружающей средой. Им разработан ряд блестящих операций, давших возможность исследовать физиологические функции в естественных условиях существования на целом, здоровом организме (фистульная методика, метод условных рефлексов и др.).

Идея нервизма пронизывает все учение Павлова. Здесь эта идея получила наиболее широкое развитие. Уже в ранних работах по физиологии кровообращения он выявил закономерности рефлекторной регуляции кровяного давления в организме, сформулировал представление о трофическом влиянии нервной системы на иннервируемые органы.

Блестящий талант экспериментатора позволил И. П. Павлову создать новые направления в физиологии. Фистульная методика изучения функций пищеварительных желез дала возможность ему вместе с учениками вскрыть механизмы деятельности всех главных пищеварительных желез, исследовать процесс пищеварения на целом организме. За исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии.

Венцом творчества И. П. Павлова является его учение о высшей нервной деятельности. Со времени И. М. Сеченова и И. П. Павлова мистическая, непознаваемая «душевная» деятельность стала предметом глубокого изучения физиологов.

В последние десятилетия развитие физиологии пошло по пути углубления в сущность физиологических процессов. Объектами физиологического и биохимического исследования стали не только органы и ткани, но и отдельные клетки и их структурные образования, что стало возможным только в результате успехов физики и электроники, органической и биологической химии.

В физиологические исследования широко внедряется такой метод, как метод «меченых атомов», позволяющий проследить в динамике за превращениями в организме многих веществ. Используются методики микрохимии, дающие возможность обнаруживать очень небольшие количества веществ в тканях организма (методы электрофореза и хроматографии).

Родилось, по существу, новое направление в физиологии — химическая физиология. Этому направлению физиология обязана выяснением химизма мышечного сокращения, энергетических превращений, происходящих в работающих мышцах, роли в этих процессах АТФ — универсального аккумулятора и переносчика энергии в организме.

Исследования в области функциональной биохимии дали возможность развить учение о железах внутренней секреции. Выделены в чистом виде и изучены гормоны многих желез, их роль в функционировании организма как целого и отдельных его систем, некоторые гормоны удалось синтезировать в лабораторных условиях. Вместе с тем удалось показать, что биологически активные вещества организма, такие, как гормоны, медиатору (химические передатчики нервного возбуждения), не действуют в организме изолированно. Образование этих веществ в организме, их действие находятся под регулирующим влиянием нервной системы. Гуморальные факторы регуляции рассматриваются как составное звено в сложной цепи нейрогуморальной регуляции функций в организме.

Особого развития в XX в. в физиологических исследованиях получила электрофизиология в связи с использованием совершенных электронных усилителей электрического тока и осциллографов. Удалось выяснить сущность электрических явлений в мышцах, центральной нервной системе, сердце и других органах и использовать полученные данные в медицине.

В настоящее время широко применяется электрокардиография (регистрация электрических явлений в сердечной мышце) для обнаружения таких заболеваний, как инфаркт миокард да и др.

Продолжают развиваться исследования функций внутренних органов, выясняются дополнительные данные о механизмах регуляции их деятельности.

Накоплен большой фактический материал по сравнительной и возрастной физиологии, который надлежит углубить для решения многих практически значимых проблем эволюционной физиологии.

Статья на тему История изучения человека

  • Главная Анатомия человека

план конспект урока «Что изучает наука история» план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Что изучает история «

Цели урока:

  1. Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
  2. Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
  3. Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
  4. Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
  5. Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Деятельностная:

  • Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

Содержательная:

  • Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Образовательная:

  • Определить значение исторического прошлого для современности;
  • используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

Развивающая:

  • продолжать развитие речи через ответы на вопросы;
  • продолжать развитие текстовых умений и навыков
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
  • развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к Родине;
  • чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:

  • давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;
  • приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;
  • уметь соотносить дату и век;
  • знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;
  • сформировать умение заполнять таблицу;
  • определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;
  • решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Помощницы истории.

4. Хронология

5. О чем расскажет историческая карта.

6. Закрепление.

7. Домашнее задание

8. Итог

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуацией

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Что вы видите на слайдах? Назовите те, которые вам известны.

— легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне Василия Ивановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.

2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)

3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? О науке истории

4. Что нам поможет в работе? Учебник,

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

— Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: » Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

— Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий:

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».

1) Работа со словарем.

Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.

Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Выясняют два значения слова:

1) история – процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.

??? А где еще можно узнать о прошлом?

— Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

— Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

Гипотезы:

1. Архив

А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)

2. Библиотека

Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого

3. Музей

В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали

б

в

а

1. Архив

Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого

2. Библиотека

В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали

3. Музей

А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

— проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

То, что я знал

Не понятно, вызывает сомнение

Хочу узнать

+

?

!

«Исторические источники»

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

2. устные;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант. Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

1 .Какие занятия были знакомы жителям поселка?

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант. Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа. Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

Письменные: 1,6,9,10,12.

1. грамоты

6. документы

9. дневники

10. былины

12. воспоминания

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

2. Оружие

3. монеты

4. одежда.

5. Обувь

7. орудия труда

8. домашняя утварь

11. медали

5) Творческое задание:

Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?

Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить.

3. Помощницы истории.

— Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

— Ребята, посмотрите на экран, что вы видите??? (Стол)

— Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

-Нет.

— Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.

1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.

— какие из них вам известны?

Перечислите науки – помощницы истории

1. – археология 2. – палеография 3. – ономастика 4. – геральдика 5. – сфрагистика 6. – нумизматика 7. – генеалогия 8. – метрология

1. – археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –

4. – геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

8. – метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

2) Блиц – турнир

Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

  • Лист старинной книги – палеография.
  • Медаль – фалеристика.
  • Герб – геральдика.
  • Монета – нумизматика.
  • Печать – сфрагистика
  • Родословное древо – генеалогия.
  • Флаг – флаговедение

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.

  • Совок – археология
  • Гиря – метрология

4. Хронология – наука о времени.

— Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.

1. Работа в парах, взаимопроверка.

— Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.

Б.

Г.

А.

Е.

В.

Д.

З.

Ж.

2. Самостоятельная работа в тетрадях, у доски.

— Напиши века римскими цифрами.

5. О чем расскажет историческая карта

«Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?»

— Правильно – это историческая карта.

— Хорошо знать историю, зримо представлять события нам и помогает историческая карта.

— какие государства Древнего мира вы изучали?

— я предлагаю сравнить римское государство в разные периоды его существования.

Римская республика в 4 – 3 вв. до н.э.

  • Сравните карты. Какие изменения на них произошли?
  • Предположите, чем эти изменения можно объяснить?
  • Что нужно для завоеваний?

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

IV Закрепление.

» История – это прошлое человечества и наука о прошлом человечества»

Предполагаемый вывод по проблеме:

-История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗАНАНИЯ

1) работа в группах

Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши.

Позиция

Я считаю, что _____________

Аргумент (ы)

Потому что _______________

Игровой прием:

— ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…». Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

V. Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком».

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми! ВПЕРЁД! В МИР ИСТОРИИ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *