Интонация

Урок музыки по теме «Музыкальная интонация». 2-й класс

Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Музыкальная интонация” во втором классе общеобразовательной школы по программе “Музыка” В.В. Алеева и Т.Н. Кичак (урок № 12). Поскольку эта тема является обязательным компонентом содержательной линии “Основные закономерности музыкального искусства”, то может быть использована учителями музыки, работающими по другим программам.

Формирование понятий и способов действий начинается с постановки вопроса. Основополагающий вопрос урока “Как почувствовать музыку?” формулируется как проблемный. Учащимся предстоит ответить на этот вопрос, опираясь в процессе его обсуждения на собственный жизненный опыт и ранее полученные знания. “Добытые” в интеллектуальном поиске знания сразу применяются в разных видах музыкальной деятельности.

Презентация включает наиболее важные для урока музыки виды деятельности: освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, хоровое пение, пластическое интонирование, вокальную импровизацию с элементами музыкальной драматизации. Презентация построена таким образом, что учитель имеет возможность выбора необходимых ему на данном уроке видов деятельности при помощи гиперссылок.

Основную часть урока составляют разделы презентации – “Музыкальная грамота”, “С.Прокофьев “Болтунья” и “Р.Шуман “Первая утрата”. Остальные разделы презентации могут быть использованы на других уроках. Например, разделы “Песня “Кисточка” и “Песня “Весёлая неделька” можно включить в содержание предыдущих уроков при первичном знакомстве с песнями. А разделы “Викторина” или “Творческое задание” можно продемонстрировать на следующем уроке. Учитель также может использовать презентацию целиком на одном уроке, поскольку она включает в себя все необходимые этапы урока: опору на имеющиеся знания и навыки, освоение нового материала, закрепление его в различных видах практической музыкальной деятельности, рефлексию и домашнее задание.

Презентация позволяет учитывать природно-личностный потенциал обучающихся: ведущие сенсорные каналы восприятия, “природные возможности”, “зону ближайшего развития”. На уроке предусматриваются виды деятельности для “аудиалов”, “визуалов” и “кинестетиков”. Дифференцированные задания позволяют каждому обучающемуся чувствовать себя успешным.

Цели:

  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи:

  • осмысление понятий “речевая интонация” и “музыкальная интонация”;
  • эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений С.С. Прокофьева “Болтунья” и Р.Шумана “Первая утрата”;
  • выразительное исполнение песен С.А. Халаимова “Кисточка” и “Весёлая неделька”;
  • определение на слух музыкальных интонаций в новых и ранее изученных произведениях.
  • освоение музыкальных интонаций призыва, зова кукушки, жалобы, вопроса;
  • импровизация мелодии на заданный текст (стихотворение Я. Акима “Откуда?”) в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием.

Программно-техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • CD-проигрыватель
  • Проекционная система

ХОД УРОКА

Открывается урок приглашением учащихся к сотрудничеству. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация” (Презентация). Смена слайдов презентации осуществляется по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос “Как почувствовать музыку?”. Прежде чем мы это сделаем, я расскажу вам обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.

Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!” . (По щелчку появляется изображение мамы и её слова “Мне это нравится!”). Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?

Дети. У нее голос строгий.

Учитель. Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу” . Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. (По щелчку появляется надпись – “Какой он музыкант”). Например, сейчас я с разной интонацией произнесу фразу: “Какой он музыкант”, — а вы по интонации определите, что означает эта фраза .

— Какой он музыкант? (По щелчку появляется изображение мальчика-скрипача.) <Рисунок1>

Дети. Вы спросили.

Учитель. Верно. Я хочу узнать хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте.

— Какой он музыкант! (По щелчку появляется изображение взрослого музыканта-скрипача.) <Рисунок2>

Дети. Это восклицательное предложение.

Учитель. Правильно. Мы восхищаемся игрой этого музыканта.

— Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением. По щелчку появляется изображение гитариста, который барабанит по дну гитары.) <Рисунок3>

Дети. Так говорят о плохом музыканте.

Учитель. Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”. Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения? (Знаки появляются по щелчку после ответа учащихся).

Дети. После первого – вопросительный знак, после второго – восклицательный, а после третьего – …?

Учитель. Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования. А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом.

Дети. (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.)

Учитель. Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.

Дети. (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.)

Учитель. Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение?

Дети. С восклицательной.

Учитель. Да, с восхищением!

Дети. (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.)

Учитель. По интонации можно “узнать о том,

  • кто говорит: ребёнок, взрослый, девушка, старик (слова появляются по щелчку);
  • как они друг к другу относятся (слова на слайде появляются по щелчку);
  • о характере участников разговора;
  • о том, как они себя чувствуют — устали или полны сил (слова на слайде появляются по щелчку);
  • какое у них настроение — сердятся они или печалятся;
  • о тоне говорящего: просит он или же рассказывает о своих тайнах” (слова появляются по щелчку.).

Тема урока – “Музыкальная интонация”. Музыкальная интонация вырастает из речевой. Чем же они отличаются?

Дети. Её, наверное, спеть можно.

Учитель. Или сыграть на музыкальном инструменте. Музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ (эти слова появляются по щелчку). Вам уже знакомы эти карточки с направлением движения мелодии. Мелодия может двигаться поступенно вверх или вниз, а может скачком вверх или вниз. Послушаем фрагменты знакомых нам музыкальных произведений и определим, на какой интонации основаны мелодии, и какие образы они создают. (По щелчку звучит фрагмент балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

Дети. Это “Щелкунчик”. Мелодия спускается по лесенке вниз.

Учитель. Правильно. (По щелчку на экране появляется фото из балета). Скажите, эта интонация создаёт весёлое или грустное настроение?

Дети. Грустное.

Учитель. Да, ведь героям сказки столько пришлось пережить. Слушаем следующий фрагмент и определяем, как движется мелодия. (По щелчку звучит фрагмент пьесы Р. Шумана “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы”.)

Дети. Мелодия идёт вверх.

Учитель. Да. На одном из предыдущих уроков мы уже слушали эту пьесу Роберта Шумана. Она начинается восходящим скачком в мелодии. (По щелчку на экране появляется картина с изображением крестьян.)

А теперь прозвучит ещё один фрагмент музыкального произведения. Определите, как движется мелодия. (По щелчку звучит фрагмент пьесы М.П. Мусоргского “Избушка на курьих ножках. (Баба Яга)”.)

Дети. (Показывают на карточку со стрелкой вниз.) Это Баба Яга.

Учитель. Правильно. (По щелчку на экране появляется картина И. Билибина “Баба Яга”.)

Неуклюжую Бабу Ягу на костяной ноге композитор Мусоргский изобразил большими скачками мелодии вниз.

Итак, мы с вами убедились, что с помощью разных интонаций можно создать разные музыкальные образы. Как правило, восходящая поступенно интонация создаёт весёлое настроение, а нисходящая – грустное. В каждой интонации виден человек со своим характером. Сейчас мы с вами познакомимся с одним интересным человеком.

Учитель. Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыку на стихи Агнии Барто “Болтунья”. Послушаем это произведение и ответим на вопрос, какие интонации создают образ Болтуньи. (Звучит музыка. 10 слайдов сменяются автоматически. Текст стихотворения А. Барто выведен на экран и сопровождён иллюстрациями. Это способствует пониманию детьми смысла интонируемого текста и позволяет сделать академическую манеру исполнения доступной для восприятия учащимися 2 класса.) <Рисунок4>

Дети. Эта девочка быстро и непонятно говорит. Она часто повторяет одно и то же.

Учитель. Да. В словах девочки Лиды много путаницы: Япония – пони, китайский мандарин – китайский апельсин, стратостат – старосты летят. За своей спешкой, суетой и болтливостью Лида теряет смысл того, что ей говорят учителя. А какие интонации создают образ девочки Лиды?

Дети. Быстрые, болтливые.

Учитель. А когда она говорит о Вовке?

Дети. Тогда медленные. Как будто Лида хочет сказать ему, что она совсем не болтунья.

Учитель. Верно. А сейчас мы сами при помощи интонации создадим весёлое настроение, исполнив песню С. Халаимова “Кисточка”. Обратите внимание на слова Львёнка: “Наверно, я художник. Конечно, я художник!”. Какие интонации вы здесь слышите?

Дети. Львёнок как будто хвастается.

Учитель. Вот так и спойте эти слова. Мы исполним песню стоя, сопровождая её соответствующими содержанию движениями.

Дети. (Исполняют песню “Кисточка”. 8 слайдов сменяются автоматически.) <Рисунок5>

Учитель. Молодцы! Слушая произведение С. Прокофьева “Болтунья”, мы наблюдали за тем, как с помощью болтливых, суетливых интонаций композитор Прокофьев создаёт образ девочки Лиды, которая записалась во все кружки и которая постоянно куда-то торопится. А сейчас мы послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана “Первая утрата”. Скажите, пожалуйста, что такое “утрата”?

Дети. Это когда что-то потеряли.

Учитель. Да. А поскольку пьеса называется “Первая утрата”, то речь в ней идёт о маленьком ребёнке. Возможно, он потерял свою любимую игрушку во время прогулки. И эта первая для него утрата тяжела. <Рисунок6> Как вы думаете, какие интонации мы услышим в этом произведении?

Дети. Печальные, грустные.

Учитель. Послушаем внимательно и понаблюдаем, как движется мелодия, создавая печальное настроение. (После слайда с портретом Р. Шумана звучит музыка, и слайды сменяются автоматически).

Дети. Мелодия движется вниз.

Учитель. Правильно. А ещё в ней слышны интонации вздоха, жалобы (исполняет фрагмент на фортепиано). Но мы не будем долго оставаться в печальном настроении. Когда ребёнок теряет любимую игрушку, любящие родители обязательно покупают ему новую.

А сейчас мы сами создадим ещё один музыкальный образ, исполнив песню С. Халаимова “Весёлая неделька” о семье гномов. <Рисунок7>

Дети. (Исполняют песню. Слайды сменяются автоматически.)

Учитель. Молодцы! Какие здесь были интонации?

Дети. Ласковые, тихие.

Учитель. Верно. В этой песне слова очень ласковые: домик, человечки, рыбки, зайчатки, муравьишки и т.д.

С помощью интонации человек выражает свои чувства. Перед вами смайлики с разными выражениями лица. Определите, какие чувства они выражают? Прошу не повторяться.

Дети. (Называют по очереди все 12 смайликов).

Учитель. Сейчас вам предстоит послушать фрагменты знакомых музыкальных произведений и определить, какие интонации вы слышите в них? Вы можете подобрать подходящие слова сами или в рамочке найти подсказки. (Далее по щелчку звучат четыре фрагмента музыкальных произведений. Учитель по щелчку останавливает звучание, и на экране появляется картинка-подсказка о названии произведения. Дети называют интонации и, если помнят, название и автора музыкального произведения. После ответа детей учитель по щелчку выводит на экран правильный ответ. Звучит “Маленькая ночная серенада” В.А. Моцарта.)

Дети. В этом произведении интонации радостные, озорные, весёлые.

Учитель. А кто автор музыки?

Дети. Это Моцарт. “Маленькая ночная музыка”. Мы слушали её на прошлом уроке.

Учитель. Верно. Слушаем следующее произведение. (Звучит “Сурок” Л. Бетховена.)

Дети. Это “Сурок”. Здесь интонации печальные, жалобные, грустные, горестные.

Учитель. Правильно. Музыку написал Л. Бетховен. Слушаем следующую пьесу. (Звучит “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)

Дети. “Птенчики”.

Учитель. “Балет невылупившихся птенцов”. А музыку кто написал?

Дети. ?..

Учитель. М.П. Мусоргский. Что вы можете сказать об интонации?

Дети. Интонации в этой пьесе озорные, радостные, суетливые.

Учитель. Да. Интересно, узнаете ли вы следующее произведение? И какие интонации вы слышите? (Звучит “Танец феи Драже” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.)

Дети. Это балет “Щелкунчик”. Композитор Чайковский. Здесь интонации волшебные, спокойные, сказочные, чудесные.

Учитель. Молодцы. На слух вы хорошо определяете интонации. А теперь попробуем их спеть.

Напоминаю, что музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ. Представьте, что нам нужно сочинить героическую песню, которая начинается с интонации призыва на слова “Вперёд!”. Попробуйте спеть её.

Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации призыва. Учитель поёт её сам, ребята повторяют несколько раз.) <Рисунок8>

Учитель. Хорошо. А если нам надо сочинить печальную песню, которая начинается с интонации жалобы на слова “Жалко”? Споёте?

Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации жалобы. Учитель поёт её, ребята повторяют несколько раз.) <Рисунок9>

Учитель. А как спеть интонацию зова кукушки на слово “ку-ку”?

Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации зова кукушки. Учитель поёт её, ребята повторяют несколько раз.) <Рисунок10>

Учитель. Молодцы, эта интонация получается у вас лучше всех! Итак, мы познакомились с разными интонациями: призыва, жалобы, зова кукушки.

Можем приступать к сочинению какой-нибудь песни. Например, на стихи Я. Акима “Откуда?”. Прочитайте это стихотворение с выражением.

Дети. (Читают стихотворение).

Учитель. Хорошо. Вы заметили, что стихи состоят из вопросов и ответов? Давайте прочитаем его ещё раз “по ролям”: одни из вас задают вопросы, а другие отвечают.

Дети. (Читают стихотворение “по ролям” по очереди).

Учитель. А как нам спеть интонацию вопроса? Вы обратили внимание, что когда мы задаём вопрос, то наш голос повышается в конце предложения? Давайте попробуем спеть интонацию вопроса на слова, которыми заканчивается каждая строчка стихотворения.

Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется первая нотная запись интонации вопроса. Учитель поёт её, ребята повторяют. Затем по щелчку появляются поочерёдно ещё три нотных записи интонаций вопроса. Учитель пропевает их вместе с детьми.)

Учитель. Хорошо. А теперь мы можем сочинить песенку на эти стихи. Хотите, я начну? (Учитель поёт свой вариант.) Теперь давайте я буду петь вопрос, а один из вас – ответ.

Дети. (Выполняют задание).

Учитель. А сейчас вы сами попробуйте сочинить свою песенку “по ролям”. (Учитель поёт поочерёдно с учащимися.)

Дети. (Выполняют задание).

Учитель. Итак, сегодня мы с вами ответили на вопрос: “Как почувствовать музыку?”. И как же?

Дети. С помощью интонации.

Учитель. А что такое “музыкальная интонация”?

Дети. Это кусочек мелодии, который кого-то изображает.

Учитель. Да. Мы узнали, что с помощью разных интонаций композиторы создают разные музыкальные образы. Какие, например?

Дети. Болтуньи. Кукушки. Львёнка.

Учитель. Верно. Композиторы, создавая музыкальные произведения, сочетают в них разные интонации. Каждая интонация что-то обозначает.

Когда вы учились читать, то сначала учили буквы, потом соединяли их в слоги, а слоги в слова. Из слов получались предложения, которые вы тоже учились читать и понимать. Теперь для вас не составляет труда открыть книгу, прочитать и понять, о чём в ней написано. С помощью книг вы узнаёте много нового.

Так и в музыке, из интонаций получается целое музыкальное произведение, которое вы тоже научитесь “читать” как книгу, если будете понимать, что означает каждая интонация. Мы с вами уже начали “читать” эти музыкальные “книги”. Желаю вам успехов на этом пути познания.

Интонация помогает нам почувствовать не только музыку, но и друг друга. Слушая собеседника, мы всегда понимаем: хочет он нас утешить или обидеть. Даже если слова нас обманывают, интонация – никогда. Зная это, старайтесь при разговоре с людьми не вкладывать в свои слова неприятных для собеседника интонаций. (По щелчку на экране появляются два первобытных человека: улыбающийся и размахивающий дубиной.)

В качестве домашнего задания я предлагаю вам эксперимент с интонацией для тех, у кого дома есть собака или кошка. (По щелчку на экране появляется рисунок собаки, а затем поочерёдно первое и второе предложения.) <Рисунок11> Скажите своему питомцу строгим голосом: “Хороший пёсик (или котик)”. И понаблюдайте за реакцией. А потом произнесите ласково: “Чудовище ты моё!”. На следующий урок расскажите нам, как вело себя животное.

Спасибо вам, ребята, за сотрудничество. (Учитель оценивает работу детей на уроке.) Урок окончен. До свидания!

Литература

  1. 100 великих произведений. Сборник классической музыки © ООО “БИЗНЕССОФТ”, Россия , 2006.
  2. Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО “Элком”, 2004.
  3. Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 56771.
  4. Композитор Халаимов. Фонограммы музыкального сопровождения песен. © С.А. Халаимов, музыка, 2007.
  5. Мировая художественная культура. Культура Древнего мира и Средних веков. © ЗАО “Инфостудия Экон”, 2005.
  6. Музыка. 2 класс: Фонохрестоматия. Диск 1. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. М., Дрофа, 2011.
  7. Музыкальная коллекция СОНАТА. Не только классика © ООО “Институт новых технологий”, 2004.
  8. Музыкальная шкатулка. Уроки музыки. Классика в классе. Хрестоматия для школьников © Студия “Март”, 2003.
  9. Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”, 2002.

Интонация (в музыке)

Интонация (в музыке) Интонация в музыке, 1) музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько взаимосвязанных значений. И. в самом широком смысле ‒ это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (сравни с временной организацией ‒ ритмом). Музыкальная И. отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под И. понимают также манеру («склад», «строй») музыкального высказывания, обусловливающую его экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т. п.), характеристическое (национальное, социальное и т. п.) и жанровое (И. песенная, ариозная, речитативная и т. п.) значения. Выразительность музыкальной И. опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с другими звучаниями, прежде всего с речью, и некоторые психо-физиологические предпосылки. И. в узком смысле ‒ это наименьшее сопряжение тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная И. состоит из 2‒3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда И. метафорически называют музыкальным словом. Однако в отличие от слова музыкальная И. не имеет точно определенного конкретного смысла. Лишь условно можно говорить и об «интонациональном словаре» как совокупности интонаций, применяемых каким-либо композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период («интонациональный словарь эпохи»).

Разработка учения о музыкальной И. началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее ‒ передовые русские композиторы и музыкальные критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и за рубежных музыкантов об интонациональной природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречии, «интонациональную теорию» музыкального творчества, исполнительства и восприятия, разработка которой продолжается в СССР и др. социалистических странах.

2) Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. И. воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области частот, близких к абсолютно точной, ‒ так называемой зоны.

3) В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) ‒ ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.

А. Н. Сохор.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Что такое интонация в музыке

Музыкальный звук определяют несколько аспектов, среди которых находится и интонация. Далеко не все звуки можно отнести к музыкальным. Обычный разговор, шум ветра и дождя, звонок – относятся к обычным, шумовым звукам. Музыкальный звук можно узнать по 4 характеристикам.

Музыкальный звук и его аспекты

Музыкальным звуком может быть назван звук, который имеет фиксированную высоту, длительность, тембр и интенсивность, то есть динамику, силу. Высоту и длительность музыкального звука можно подвергнуть изменениям, используя специальные знаки. Интонация напрямую зависит от высоты и тембра.

Высота

Музыкальный звукоряд состоит из 7 нот. Каждая из них имеет свою высоту, которая может изменяться на расстоянии полутона или тона. Точное воспроизведение высоты звука показывает чистоту интонации. Если высота звука воспроизводится, получается фальшивое звучание. Каждый тон имеет свою высоту, исчисляемую в герцах.

Длительность

Продолжительность звучания зависит от длительности ноты. Это могут быть целые, половинные, четвертные либо восьмые. Каждая должна отзвучать положенное количество долей. Из длительностей нот создаётся ритмика и метрика произведения.

Тембр

Окраска звучания всегда придаёт особый, уникальный характер музыке. Это может быть звонкая и весёлая песня, либо грустная и нежная мелодия. Даже один и тот же звук, воспроизведённый на гитаре, фортепиано и скрипке имеет разный тембр.

Интенсивность

Сила звука может изменяться. В какой-то части пьесы требуется громкое, акцентированное исполнение, а где-то необходимо играть тихо. Динамика произведения делает его выразительным, ярким.

Музыкальная интонация

Это последовательность тонов и полутонов, соответствующих своей высоте. Организация этой последовательности называется музыкальной интонацией. От их сочетаний зависят структура и характер мелодии. Музыкальная интонация состоит из фиксированных по высоте музыкальных звуков, подчиняющихся законам своего лада.

Минорный лад

Интонации этого лада отличаются грустным, нежным характером. Обычно композиторы пишут свои сочинения в гармоническом и мелодическом миноре. Натуральный минор используется довольно редко.

Мажорный лад

Мажору присущ весёлый, радостный характер. Его интонации всегда жизнеутверждающие, позитивные. Обычно композиторы сочиняют пьесы в натуральном мажоре.

Интонирование

Воспроизведение нот, согласно их длительности и высоте, называется интонированием. Чистой интонацией считается точное повторение нотного текста. Всё, что не соответствует написанной мелодии, относится к фальшивому воспроизведению.

Чтобы правильно интонировать, необходимо обладать музыкальным слухом. Обычно, интонируют мелодию всего произведения, либо музыкальный отрывок, либо упражнение. Часто интонируют на уроках сольфеджио. Всё время это делают профессиональные певцы и хористы.

Музыкальный слух

Он бывает:

  • гармонический (опирается на музыкальную память. Работает по интервалам, аккордам. Имеет необходимость в настройке, чтобы услышать нужную тональность);
  • абсолютный (слышит все высоты без дополнительной настройки).

Музыкальное предложение

Произведение состоит из ряда музыкальных предложений. Они делятся на фразы, мотивы, периоды. Выразительное интонирование предполагает динамическое выражение начала, середины и окончания предложения.

Интонирование начинается с менее яркого динамического нюанса. Затем происходит постепенное увеличение силы звука, с последующим достижением кульминации. Продолжение отличается медленным затуханием интенсивности звучания, с последующим окончанием на тихом нюансе.

Оркестровая интонация

Партии, расписанные композитором для целого оркестра, объединяют в единую гармонию интонации всех инструментов. Каждый из них исполняет свою мелодию, свой мотив, либо ведёт аккомпанирующую линию. Умение слышать свою интонацию в сочетании со многими другими, дарит миру великих дирижёров.

Каждый инструмент имеет свои сольные отрывки, мелодические проведения, где слушатель наслаждается особым тембром, уникальным мелодическим оборотом, трелями. Обычно оркестровые произведения оканчиваются торжествующими аккордами.

Национальные интонации

Особенно хорошо прослеживается уникальность интонаций в фольклорной музыке разных народов. Слышна существенная разница русских квинт, молдавских полутонов, украинских терций, которыми изобилует народная песня. Всегда можно отличить грузинские многоголосные песни, джазовые импровизации, ирландские напевы с кельтскими корнями. Полётная напевность итальянских песен, страстность и особый драйв испанских мотивов делают народные интонации узнаваемыми.

Интонация

§ 64. Значительную роль в различении языковых единиц разных уровней, наряду с ударением, играет интонация. Под интонацией (ср. лат. intonatio, от ìntono – «громко произношу») традиционно понимается изменение, движение, чередование (повышение и понижение) тона голоса при произнесении той или иной единицы языка.

Сравним, например: «Интонация – повышение и понижение тона голоса при речевой деятельности»; «Интонацией называется понижение и повышение тона»; «Под интонацией в языкознании понимается чередование тонов с непрерывными переходами между ними». Интонация в таком ее понимании часто называется мелодикой речи (от греч. melodikos – «мелодический, песенный»).

Многие языковеды в понятие интонации, наряду с изменением высоты тона голоса, т.е. собственно мелодикой, включают и такие явления, как изменение интенсивности (силы) звучания, относительной длительности произнесения, темпа речи (убыстрение или замедление), тембра голоса, паузы, ударения разных типов или некоторых из названных явлений. При этом основным, важнейшим из перечисленных компонентов интонации считается мелодика, т.е. изменение высоты тона голоса. Иначе говоря, под интонацией понимается совокупность, единство различных звуковых явлений, способствующих различению тех или иных языковых единиц.

«В языкознании под интонацией чаще всего разумеют изменение высоты голоса (мелодика), силы звука (ритмика), относительной длительности (или «количества») отдельных звуков (просодия) и, наконец, тембра голоса той или иной речевой единицы, начиная от предложения и кончая слогом или отдельным звуком».

Интонация свойственна языковым единицам разных уровней – звуку, слогу, слову, фразе (предложению, высказыванию). Соответственно различается интонация звука, или звуковая; интонация слога, или слоговая; интонация слова, или словесная; интонация фразы (предложения, высказывания), или фразовая. В современном языкознании чаще всего обращается внимание на звуковую и фразовую интонацию.

§ 65. Кратчайшей единицей языка (речи), способной иметь интонацию, является звук. Звуковой интонацией называется изменение высоты тона в пределах определенного звука, от начала до конца его артикуляции. Она ярко выражена в языках, имеющих тоническое, музыкальное ударение, таких, как сербохорватский, литовский, латышский, китайский, вьетнамский и др. На письме звуковая интонация может быть обозначена при помощи разных надстрочных знаков, указывающих в то же время место словесного ударения.

Звуковая интонация возможна у гласных и сонорных согласных, выполняющих слогообразующую функцию. В языках, имеющих полифтонги, последние тоже могут различаться интонацией (повышение или понижение тона приходится на разные звуковые элементы полифтонга); (ср. некоторые примеры из литовского языка: bêgis (бег) – gèda (стыд), kõšè (каша) – kója (нога), rükas (туман) – rи́таs (дворец), aüstrè (устрица) – aúksas (золото), balnas (седло) – kálnas (гора).

В зависимости от характера изменения, движения высоты тона голоса, направления этого движения, различается несколько типов звуковой интонации. Наиболее часто используется интонация восходящая и нисходящая (характерны для сербохорватского, литовского и других языков). Восходящая интонация (называется еще повышающейся, акутовой интонацией, или акутом) характеризуется повышением тона голоса в пределах данной звуковой единицы (см. первые члены приведенных выше пар литовских слов: bêgis, kõšè, rükas, aùstrè, balms). Нисходящая интонация заключается в понижении тона в рамках данной звуковой единицы (см. остальные слова: gêda, kója, rúmas, aúksas, kálnas). В некоторых языках различается также интонация восходяще-нисходящая и нисходяще-восходящая. Восходяще-нисходящей интонацией называется повышение тона в пределах звуковой единицы с некоторым его понижением в конце, нисходяще-восходящей – понижение тона с последующим его повышением. Возможны и иные типы звуковой интонации. Так, например, в латышском языке, наряду с нисходящей интонацией, используется интонация длительная и прерывистая. Иногда говорят о ровной, или нейтральной, интонации, для которой характерно сохранение определенной высоты тона голоса на одном уровне при произнесении звуковой единицы от начала и до конца.

Звуковая интонация в разных языках, имеющих музыкальное ударение, выполняет определенные функции, в частности функцию различительную – словоразличительную и форморазличительную. В литовском языке звуковой интонации свойственна преимущественно словоразличительная функция, с ее помощью различаются слова, совпадающие по звуковому составу и имеющие словесное ударение на одном и том же слоге (ср. некоторые примеры: apklótas (покрытый) – apklõtas (одеяло), surìs (сыр) – sũris (соленость), kietis (чернобыльник) – kiëtis (твердость), áukštas (высокий) – aūkštas (чердак; этаж), antis (утка) – añtis (пазуха), káltas (долото) – kaltas (виноват), kârtis (жердь) – kartis (грива), mêrkti (жмурить) – merkti (мочить, замачивать), ginti (защищать) – giñti (гнать).

Иногда (крайне редко) звуковая интонация в литовском языке служит единственным средством различения грамматических форм одного и того же слова (при совпадении звукового состава и места словесного ударения). Так, например, в парадигме грамматических форм количественного числительного du (два), dvi (две) формы дательного и творительного падежей различаются только звуковой интонацией: в дательном падеже дифтонг в составе падежного окончания произносится с нисходящей интонацией , в творительном падеже – с восходящей . В лингвистической литературе отмечаются отдельные случаи использования интонации в качестве единственного средства для различения падежных форм имени существительного в сербском языке, для различения форм числа существительного в одном из восточноафриканских языков – в языке шиллук.

§ 66. Фразовая интонация – это изменение, движение высоты тона голоса в пределах синтаксической единицы, фразы (предложения, высказывания). Она осуществляется («развертывается») на том слове фразы, на которое приходится фразовое или логическое ударение. На письме фразовая интонация может обозначаться при помощи знаков препинания (точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, многоточия, вопросительного, восклицательного знаков); в большинстве случаев на письме никак не отражается.

В зависимости от характера изменения, направления движения высоты тона различается (по крайней мере в русском языке) два основных типа фразовой интонации – интонация восходящая и нисходящая. Восходящая интонация (интонация повышения, повышающаяся) характеризуется тем, что тон голоса на ударном слоге выделяемого во фразе слова резко повышается, а затем, после ударного слога, заметно понижается, почему такая интонация иногда называется восходяще-нисходящей. Восходящая интонация происходит перед относительно краткой паузой, например, на той или иной неконечной части сложного предложения или отдельного вопросительного предложения, не содержащего вопросительного слова: Ты пойдешь сегодня на работу? Нисходящая интонация отличается тем, что тон голоса на ударном слоге выделяемого слова заметно снижается. Такая интонация имеет место перед относительно долгой паузой, например в конце простого повествовательного предложения, в конечной части сложного предложения любого типа, в отдельном вопросительном предложении при наличии в нем вопросительного слова: Пойдешь ли ты сегодня на работу?

Фразовая интонация выполняет в языке различные функции. В качестве важнейших функций фразовой интонации можно назвать следующие:

  • 1) оформление высказывания как единого синтаксического целого (ср. у Л. Р. Зиндера: «Всякое высказывание от паузы до паузы, независимо от его протяженности, должно быть оформлено фонетически как некое целое; такое оформление называется интонацией высказывания или предложения»);
  • 2) различение типов предложений по разным признакам, например по составу (различаются предложения простые и сложные, а среди сложных – сложносочиненные и сложноподчиненные), по цели высказывания (различаются коммуникативные типы предложений: предложения повествовательные, вопросительные, побудительные) и др. Соответственно различается интонация простого предложения; интонация сложного (сложносочиненного и сложноподчиненного) предложения; интонация повествовательного предложения, или, иначе, интонация повествования, повествовательная; интонация вопросительного предложения, вопроса, вопросительная; интонация побудительного предложения, побуждения, побудительная;
  • 3) выделение частей предложения по их значимости, смысловой важности, т.е. деление предложения (высказывания) на тему и рему (о них см. в § 238), выделение обособленных слов, вводных слов и предложений, обращения;
  • 4) выражение различных эмоций, отношения говорящего к сообщаемому факту: радости, восторга, удивления, удовлетворения, неудовольствия и др. Можно говорить соответственно об интонации радости, восторга, удивления и т.д. Подобного рода интонаций очень много, некоторые из них носят переходный характер, поэтому строго разграничить их не представляется возможным.

Первые три из названных функций фразовой интонации можно объединить под общим названием грамматические функции или, точнее, синтаксические функции, последнюю принято называть эмоциональной, или эмфатической (ср. греч. emphasis – «выразительность», emphatikos – «выразительный»).

Интонация — это способ достучаться до собеседника

31 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ИНТОНАЦИЯ.

Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.

Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.

Интонация – это…

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

  1. Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
  2. А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
  3. И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.

Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.

Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».

Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.

Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Какие бывают предложения по интонации

По интонации предложения разделяют на:

  1. Восклицательные — наполнены эмоциями, они выражают чувства тех, кто пишет или говорит. И чаще всего это связано с восхищением, хотя и не обязательно.

    Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
    Мама, суп очень вкусный.

  2. Невосклицательные — это простая констатация факта. Оно произносится спокойно, без особых эмоций.

    Наступила ночь, за окном засияли звезды.
    Мама приготовила очень вкусный суп.

Если вы вспомните, какие бывают предложений по цели высказываний, то сложив их с интонационными вариантами мы получим следующую картину:

Вместо заключения

Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.

Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.

Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.

То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *