Интересное детям

Чем занять 3-летнего ребенка дома?

Трёхлетний малыш успешно миновал ясельный возраст и теперь является младшим дошкольником. Это вполне самостоятельный маленький человек, который обладает яркой индивидуальностью, имеет своё мнение о многих вещах и может проявлять настоящую сообразительность и настойчивость в реализации своих идей. Это время, когда родителям уже не надо каждую минуту находиться рядом, чтобы контролировать своего сына или дочь. Нужно только знать, чем занять ребенка в 3 года дома, и создать ему соответствующие условия. В этом возрасте он вполне может занять себя сам пока мама занята своими делами.

Интересы трёхлетних детей

Основной чертой трёхлетнего малыша является его всё возрастающая самостоятельность, но это не должно пугать родителей. Если раньше ему требовалась помощь взрослых, в три года ребёнок всё пытается делать сам, и не стоит ему в этом препятствовать. Если начать опекать сына или дочь, скорее всего, они вырастут слабыми и неуверенными в себе людьми. Поэтому, по мере сил, необходимо поощрять такое стремление к самовыражению, а не давить авторитетом старшего.

К тому же, на это можно посмотреть и другими глазами – изредка проверяя, чем занимается драгоценное чадо, папа и мама могут позволить себе отдохнуть или заняться своими делами. Главное направить малыша в нужное русло, увлечь его чем-то интересным.

Жизнь трёхлетнего малыша по-прежнему проходит по определённому режиму, и так должно быть, чтобы он чувствовал себя комфортно. Исходя из того, что на прогулки уходит около четырёх часов, большую часть дня ребёнок проводит дома, где основным его занятием являются игры, через которые он продолжает свою познавательную деятельность.

Несмотря на то, что трёхлетка уже уверенно ходит и даже бегает, больше всего времени он проводит на полу, где может играть в ролевые игры, машинки или заниматься творчеством. Это вполне нормально, и совсем необязательно насильно усаживать его за стол или на диван для того, чтобы он занимался своими делами там. Важно, чтобы он чувствовал себя свободно, как физически, так и морально.

Читать еще статьи:
Как научить ребенка вытирать попу
Как подготовить ребенка к детскому саду
Как успокоить ребенка во время истерики: самые эффективные методы
А к его увлечениям придётся отнестись внимательнее, чтобы предложить что-то новое и полезное. Не помешает рассмотреть все виды игр, которые могут благотворно повлиять не только на разностороннее развитие ребёнка, но и на его личностные черты характера.

По опыту родителей самые увлекательные занятия для трёхлетних деток, это:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликации;
  • сборка конструктора, пазлов и мозаики;
  • сюжетные игры на фоне самодельных декораций.

Предоставив в распоряжение малыша комнату, некоторые вещи, можно помочь ребёнку создать свой собственный сказочный мир, заставить его испытывать новые незнакомые чувства, развивать свою фантазию и логику.

Конечно, многих взрослых интересует, какие занятия ребенку в три года нужны, и в какие игры он может играть самостоятельно. Ведь малыш уже начинает наблюдать за своими ровесниками, учится играть по правилам, а ролевые игры всё больше входят в его жизнь, в то же время ему также интересно строить свой город из деталей конструктора или создавать живописные полотна на бумаге.

Развивающие игры дома: видео

Играем вместе с 3-летним ребенком дома

Прежде всего, родителям надо понять, что игра для ребёнка необходима – таким образом, он обучается и невольно моделирует реальные события, а самостоятельная игра нужна, чтобы учиться справляться со сложностями, которые, конечно, в будущей жизни будут, и с ними надо уметь справляться. При этом игры должны соответствовать возрасту малыша. Что же можно предложить ребёнку в три года?

Ниже рассмотрим варианты, чем можно занять трехлетнего малыша дома.

Домашний театр

Все дети любят сказки и очень часто с удовольствием разыгрывают целые спектакли, используя различные игрушки и даже бытовые предметы. Можно поддержать эту тему и создать свой домашний театр. Персонажей также можно сделать собственными руками совместно с ребёнком – сшить кукол из цветных лоскутков, вырезать их из картона и раскрасить. Либо остановить свой выбор на пальчиковых героях, сшив небольшие фигурки, которые можно надеть на палец. Также малышу будет интересно самостоятельно сделать кукол из картона и наряжать их в бумажную одежду (как сделать бумажных куклу с одеждой + шаблоны для вырезания смотрите ).

Для того, что всё выглядело, как на настоящей сцене, придётся сделать занавес. Для сюжета можно выбрать любимую сказку ребёнка или что-то придумать самим. Для начала будет достаточно двух или трёх персонажей. Подготовленное представление показывают домочадцам или папе.

Показ моды

Девочкам – будущим модницам можно предложить поиграть в показ моделей. Для этого маме придётся достать много разных вещей – лучше выбирать более простые, такие как юбки, накидки, интересные головные уборы – дочка точно найдёт им применение, и может довольно долго щеголять в них перед зеркалом. Некоторые дети заигрываются до такой степени, что готовы даже сами создавать свои уникальные наряды, и здесь придётся поглядывать, чтобы в ход не пошли ножницы.

Ролевые игры

Чтобы развлечь трехлетнего малыша, порою достаточно предложить ему одну из ролевых игр, которая более всего ему по душе, ведь дети так часто подражают взрослым. Девочка может выбрать традиционные дочки-матери, игру в Доктора, Парикмахера или Продавца. Мальчик, наверняка захочет стать Космонавтом, Строителем или Супергероем. Конечно, для этого нужен подходящий реквизит, и об этом следует позаботиться заблаговременно, зная наклонности крохи.

Дискотека

Отличным вариантом является детская дискотека. Хорошая, ритмичная музыка поможет малышу потанцевать от души и вдоволь повеселиться. Хорошо, если в гости придут другие дети. Таким же образом можно организовать караоке или даже музыкальный конкурс, в котором будут участвовать взрослые и дети. Обязательно следует продумать специальные вознаграждения для детишек – небольшие игрушечные сувениры или конфеты вполне подойдут.

Лепка из пластилина

Для маленьких скульпторов идеальной станет совместная лепка. Необходимо купить качественный набор хорошего пластилина с большим количеством цветов. Ребёнку можно показать, как можно вылепить простую фигурку колобка, божью коровку, кота или зайчика, начинают обычно с самых простых фигур – пусть сын или дочь сделают круглый шарик, из него – блинчик, несколько занятий обязательно закончатся созданием детского шедевра, который надо выставить на самое видное место.

Игры с кинетическим песком

Игры с кинетическим песком (как его сделать самостоятельно мы писали в этой статье) могут надолго увлечь малыша, пока он строит замки из песка, наблюдает как он пересыпается из ручки в ручку (еще больше идей развивающих игр с кинетическим песком смотрите ).

Аппликация из цветной бумаги

Малышам в 3 года очень интересно создавать поделки своими руками. К примеру, можно вместе создать красивые аппликации из цветной бумаги и картона. На нашем сайте можете посмотреть примеры с пошаговыми фото-инструкциями: аппликация ёлочка, космическая аппликация, осенний лес, легкая аппликация скорая помощь, грузовик, домик, божья коровка, цыпленок.

Занятия по развивающим книжкам

Занятия по развивающим книжкам с интересными заданиями. Таких книжек сейчас продается много, мы же предлагаем ознакомиться с книгами серии «Школы 7 гномов», годовой курс которых можно бесплатно скачать для ознакомления. Выбираете возраст вашего малыша и ежедневно занимаетесь развитием.

Рисование

Занятие с ребёнком может быть не только развлекательным, но и полезным, а рисование – одно из любимых увлечений трехлетних детей. Существует несколько видов рисования, которые подойдут сыну или дочери в этом возрасте:

  • отпечатки ножек, ручек и пальчиков вызывают позитивные эмоции у всех малышей без исключения (для этого подойдут пальчиковые краски, сделанные своими руками по этому рецепту);
  • дорисовка деталей к маминым рисункам: к вазочке – цветов, к корзинке – фруктов, к домику – трубы и многое другое;
  • раскрашивание специальных книжек с сюжетами мультиков или сказок.

Новогодние поделки

Если время приближается к Новому Году, и родители не знают, чем занять ребенка 3 года дома, то лучше не придумаешь, как совместно украсить квартиру самодельными гирляндами (о том как делать гирлянды из бумаги читайте ). Сделать такое украшение не представляет особой сложности, зато малыш получит истинное удовольствие, участвуя в этом важном и увлекательном процессе. Взрослым потребуется заранее нарезать разноцветных полосок, а затем вместе с малышом соединить их, склеивая в колечки. Некоторые дети к этому возрасту уже отлично управляются с безопасными детскими ножницами и могут помочь в этом маме и папе.

Также в зимнее время года можно вместе сделать ледяные игрушки на уличную елку, цветные шары из льда или поделку-рукавичку.

Чем занять ребенка в 3 года дома пока мама занята: самостоятельные игры малышей

Безусловно, речь не идёт о том, чтобы избавиться от ребёнка, дабы взрослые могли отдыхать. Вопрос стоит несколько иначе. Если трёхлетний малыш так самостоятелен, почему иногда он не хочет играть сам, без руководства взрослых. Наверное, этому тоже придётся его сначала научить, и так, чтобы у него не возникало мысли о том, что он является обузой.

Учитывая то, что в этот жизненный период у него интенсивно формируется представление о реальном мире, к тому же, он испытывает непреодолимую тягу к любой творческой деятельности и его словарный запас достаточно расширен, ребёнку подойдут самые разные игры и занятия. В три года детей часто записывают во всевозможные развивающие группы, на уроки иностранных языков, в спортивные секции и на танцы. В домашних условиях с ними также можно успешно заниматься в игровой форме, и наиболее привлекательное для них занятие способно поглощать их целиком, заставляя быть усидчивыми и внимательными.

Конечно, в первую очередь, это различные настольные (напольные) игры:

Конструктор

Конструкторы являются одной из самых любимых игрушек малышей любого возраста и трёхлетки – не исключение. Привив любовь малыша к этому полезному развлечению, папы и мамы могут быть спокойны за умственное развитие своих деток и за их досуг даже без собственного присутствия. На первом месте стоит, конечно, Лего, эта игра не знает аналогов, и ей увлекаются даже некоторые взрослые.

Для трёхлетних девочек подходят такие серии, как Princess junior, Lego Friends, для мальчиков – Ninjago, магнитный конструктор Magformers, Сити. Отечественная аналогичная игра – Город мастеров, ничем не хуже знаменитого Лего, и также рассчитана на мальчиков и девочек. Есть и другие интересные игры данной категории – конструкторы Mega Bloks, Meccano или Знаток, знакомящий юных техников с основами электроники.

Пазлы

Не менее увлекательны для трёхгодовалых детей пазлы, например, «Моя ферма», «Кто где живёт» – 3D пазлы, «Лудаттика Город», «Ларсен драконы», «Ларсен динозавры Юрского периода».

Мозаика

Мозаики также незаменимы по своей пользе, поскольку способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса и усидчивости. В эту же категорию можно включить всевозможные коллажи и аппликации. К тому же, мозаика выкладывается необязательно по образцу, и ребёнок может сам создавать новый узор, чувствуя себя настоящим творцом. Для трёх лет используют обычные игры с полем на ножках, магнитные доски или плоскость с дырочками для вставления фишек.

Судя по отзывам родителей, эти развивающие игры являются настолько любимыми детьми, что они, действительно, могут оставить родителей без внимания хотя бы на некоторое время.

Учим буквы

Разумеется, можно занять малыша чем-то другим. Многие мальчики и девочки в три года уже живо интересуются буквами и числами (о том как играя учить с трехлетним ребенком буквы смотрите ), поэтому им можно выбирать развивающие игры с математическим уклоном, или купить специальную музыкальную азбуку, по которой малыш будет обучаться в процессе игры. Соответственно, увлекающимся музыкой детям приобретают музыкальные инструменты или даже диски с музыкальными произведениями для прослушивания, слух может развить регулярная игра с металлофоном.

Как научить трехлетнего ребенка играть самостоятельно

Но вопрос так и остаётся открытым, что нужно для того, чтобы ребёнок играл самостоятельно? Оказывается, ответ на него довольно прозаичен. Есть некоторые требования, соблюдая которые родители быстро научат этому своего малыша:

  • чтобы ребёнок каждые пять минут не цеплялся за мамину юбку, а с каждым вопросом не бежал к отцу, родители должны уделять ему достаточно своего времени, заботы, и настоящего проявления ласки и любви, в которых даже более взрослый малыш отчаянно нуждается;
  • прежде чем ждать от ребёнка сосредоточенной игры и внимания, родители должны убедиться, что он понял правила и знает, как играть;
  • при необходимости у взрослого должна быть возможность контакта с малышом, ведь ему может понадобиться помощь;
  • папе и маме надо поощрять желание ребёнка играть самостоятельно, а это, прежде всего, похвала.

Нельзя забывать и о том, что игровое пространство сына и дочери должно быть удобным и специально обустроенным, кроме того, дети должны чувствовать себя, с одной стороны защищёнными, с другой – абсолютно свободными.

Навыки самостоятельного времяпровождения очень важны, в дальнейшем такая модель поведения сделает ребёнка самодостаточным и готовым к любым жизненным коллизиям. Главное, чтобы все члены семьи действовали по этим правилам, и тогда малыш не только научится управлять своими желаниями, действиями и временем, но и искренне будет радовать близких успехами и достижениями.

Еще 3 идеи чем занять трехлетнего ребенка: видео

Понимая, чем занять ребенка 3 года дома, отец и мать дают малышу возможность самому преодолевать необходимые препятствия, управлять своими эмоциями, правильно выстраивать свои действия в любых, порою сложных, жизненных ситуациях.

Чем увлекаются современные дети, исследование

Начнем с хорошей: современные дети лучше, чем мы о них думаем. Например, игры с друзьями они считают гораздо более привлекательным занятием, чем сидение у телевизора или за компьютером. Плохая новость, впрочем, является таковой только для производителей игрушек: дети нуждаются в них не так сильно, как хотелось бы владельцам «игрушечного бизнеса». И это только некоторые из опровергнутых исследованием стереотипов. Но обо всем по порядку.

В ходе исследования было опрошено 7500 родителей (по 300 в каждой стране, поровну мужчин и женщин), а также 2500 детей (по 100 в каждой стране) в возрасте от 7 до 12 лет. Опрос проводился в Австрии, Австралии, Бельгии, Канаде, Китае, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Ирландии, Италии, Японии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, России, Словакии, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Исследованием руководила Барби Кларк (Barbie Clarke), главный исполнительный директор компании Family Kids and Youth, занимающаяся изучением молодежной среды более 20 лет.

«Один из наиболее интересных полученных нами результатов – то, что дети больше всего хотят общения, – считает Кларк. – 30 % участников нашего исследования в качестве любимого времяпрепровождения выбрали игры с друзьями. Второе по популярности занятие – видеоигры (15 %), затем игры с родителями – 10%».

Заметим, что в то время как дети почти не играют с родителями (10% – это совсем немного), последних мучает чувство вины из-за отсутствия достаточного времени для ребенка. При этом Россия, в которой 57% респондентов согласились с этим утверждением, стоит в списке стран, для которых упомянутая проблема наиболее актуальна. Комплекс вины присущ также родителям из Китая, Португалии, Венгрии, Италии, Ирландии и Франции.

Возможно, подобный разрыв связи поколений образовался из-за разницы в понимании роли игры. Большинство родителей в России – 66% – считают, что «лучшая игра – та, которая чему-то учит ребенка». Однако у детей обратное мнение: 66% предпочли бы скорее играть, чем учиться. Может быть, несмышленыши просто не понимают своего счастья? Не совсем так. Они его понимают иначе.

«Представление о том, что детское развитие, непосредственно связано с интеллектом ребенка, в известной степени верно, однако здесь важно соблюсти меру, – продолжает Кларк. – Мне кажется, что некоторые слишком сознательные родители могут просто переутомлять детей своим вниманием. А ребенок, скорее всего, этого не оценит».

Родительская любовь должна проявляться вовсе не в том, чтобы постоянно сидеть с детьми, учить их, ухаживать за ними – на самом деле нет ничего важнее эмоциональной связи. Детям совсем необязательно постоянно ощущать присутствие родителей в их жизни. Конечно, они должны понимать, что их в чем-то ограничивают, защищают от опасности, но это не должно превращаться в гиперзаботу. А что думают об этом дети?

Двое из пятерых считают, что родители слишком сильно их опекают. «Это довольно много, учитывая беспокойство родителей по этому поводу, – считает Кларк. – Дети говорят: «Вы чересчур о нас заботитесь». И не забудем – им нет еще и двенадцати, это даже не подростки, которые всегда жалуются на переизбыток родительского внимания.

При этом дети всегда надеются на лучшее. Как оказалось, в России только 23% опрошенных детей хотели бы, чтобы родители придумывали им занятия после школы, видимо, понимая, что эти «придумки» в большинстве случаев будут весьма дидактическими. Зато почти половина детей были бы рады, если бы мама и папа играли с ними больше, подсознательно надеясь на то, что это поддержит ту самую эмоциональную связь. Очевидно, что фабричные игрушки для поддержания этой связи играют подчиненную роль, в отличие от сделанных взрослыми совместно со своими детьми своими руками.

Интересно, что телесмотрение, на которое делают ставку занятые собой родители (и производители товаров для детей!), это, скорее, вынужденный вариант времяпровождения юных созданий. Когда у детей спросили, что им больше по душе, телевизор, игры с друзьями или родителями, 89% выбрали игры с друзьями, 73% – с родителями и только 11% детей на первое место поставили телевизор.

Как объединить интересы разных поколений? Как показал опрос, одной из точек соприкосновения часто противоположных точек зрения может стать… кухня. Больше половины российских детей «рады были бы провести время, готовя что-нибудь на кухне с мамой и папой» и примерно такое же количество родителей согласились с тем, что «очень важно, чтобы дети и родители собирались вместе за едой».

Кухня, очаг – это не только место для кулинарного творчества. Это место встречи поколений. Исследование показало, что информационная революция не слишком разорвала эту связь. «Очень интересной мне показалась информация о том, кому доверяют родители, – рассказывает Барби Кларк. – В наше время большинству из них доступен огромный объем информации о воспитании детей. Однако чаще всего они обращаются за советом к собственным родителям. Несмотря на наличие книг, журналов, интернета и т.д., они спрашивают у своих мам и пап: «Как мне поступить?» Этому не стоило бы удивляться лет 15–20 назад, но сейчас, когда воспитание детей – уже целая индустрия, это поражает».

Таблица 1. Каким источникам вы обращаетесь за рекомендациями по воспитанию своих детей?

Источник: исследование «Игрология» компаний Family kids and youth и Research now!

Правда, детальное изучение численных результатов исследования показывает, что сдвиги все же есть. Взрослые доверяют советам своих родителей, но вот родственники «котируются» у них на уровне ТВ-программ и интернет-видео. В традиционных обществах все было иначе. Но тогда не было ни ТВ-программ, ни тем более, интернет-видео. Так что, подобные опросы имеет смысл время от времени повторять. Капля в виде высокотехнологичных новинок точит камень в виде общественных устоев.

Особенности развития ребенка в 3 года

4 голос, средняя оценка: 3,75 из 5

Физическое и умственное развитие ребенка в 3 года прошло уже много этапов. Он из младенца неожиданно превратился в дошкольника. Родителям пришлось пережить нелегкий переходный период двухлетки, и теперь они могут в той или иной мере вздохнуть спокойно.

Особенности развития ребенка в 3 года

Основные эмоции и желания у трехлетних малышей уже более контролируемы, они становятся в меру послушными, хорошо понимают взрослых. Ребенок быстро бегает, перелезает через препятствия, может совершать два действия одновременно. Разговаривают детки предложениями, могут на словах объяснить, чего хотят. В этом возрасте они неплохо контактируют между собой, умеют играть в общие игры. Одним словом, малыш становится почти взрослым.

Физическое развитие ребенка трех лет

Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.

К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.

Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.

Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.

Умственное развитие ребенка

Когнитивное развитие ребенка в 3 года очень прогрессивное. Активизируются все мыслительные процессы, начинает проявляться логическое мышление, улучшается концентрация внимания, совершенствуется деятельность головного мозга. Дети этого возраста становятся почемучками, для них не существует вещей, о которых невозможно задать вопрос. Кроме привычных уже «что это?», «кто это?», появляется все больше «почему». Ребенок старается выяснить причину тех или иных явлений, действий. Он не отстанет от родителей, пока не удовлетворит своей любознательности. Важно давать малышу как можно более пространственные ответы, тогда его мышление будет глубоким, а не поверхностным.

У малыша к трем годам от рождения начинает развиваться фантазия. Девочка придумывает имена своим куклам, пробует сочинять простые сказки и разыгрывать их в ходе игры. Мальчикам больше нравится воображать себя смелым воином или суперменом, шофером или строителем. Дети начинают придумывать ролевые игры с 2-3 персонажами. Их уже не так просто отвлечь или переключить внимание на что-то другое. Пока что ребенок и дальше ломает свои игрушки, но уже пытается сложить их обратно. В его руках они могут обретать новые функции.

Начинают формироваться математические навыки

Ребенок к трем годам умеет сортировать предметы по цвету и форме. Увеличивается количество математических навыков, малыши умеют считать до пяти, понимают простые числа. Может выполнить сразу три команды взрослого. С удовольствием разглядывает картинки в книжках, рассказывает, что на них нарисовано. Узнает на фотографиях родителей, бабушек и дедушек, своих знакомых. Особенности его зрения позволяют различать даже самые мелкие детали на картинках, оттенки разных цветов. Учит кроха стихи и песенки, с удовольствием танцует под музыку. Может рассказать связно содержание сказки, отгадывать простенькие загадки. Сортирует предметы по их свойствам, различает форму, цвет, материал из которых они сделаны. Умеет обобщать. Например, знает, что глаза могут быть у собачки, тигренка и у человека. Что у людей нижние конечности — это ноги, а у зверей – лапы. Группируют объекты дети и по способам действия. Собака и комар кусается, самолеты и вертолеты летают.

Речевое развитие ребенка

Словарный запас у малышей к трем годам значительно увеличиваются. Они активно пользуются почти тысячей слов. Строят из них сложные предложения, активно используют прилагательные, предлоги, глаголы. Умеют правильно ставить в предложениях падежи и времена. Дети хорошо знают свое имя и фамилию, отвечают на вопрос «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Также они называют имена близких людей. Умеют четко выражать свои желания и чувства словами. Во время игры постоянно разговаривают, комментируют свои действия и действия персонажей. Речь малышей достаточно четкая и понятная, они все реже делают ошибки, выговаривают почти весь алфавит, основные гласные и согласные. Усидчивость и внимательность у деток становится лучше, потому с ними легче заниматься.

Дети могут запоминать стишки, сказки, песни. Разглядывая картинки на страницах книги, пересказывать сказку, которую вы читали несколько дней назад. Они могут рассказать, что делали вчера или позавчера, в начале недели и даже в начале месяца. Начинают ориентироваться, сколько времени прошло от того или иного события.

Долгосрочная память может охватывать целый год. Хорошо знают, где лежат в доме их игрушки, посуда, где находится шкаф для одежды. Узнают людей, которых видели хотя бы раз в жизни. Начинают неплохо ориентироваться на местности, могут запомнить дорогу от детской площадки до дома. Ближе к четырем годам они могут неплохо знать родной город.

Эмоциональное развитие ребенка

Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.

Важным моментом эмоционального развития является умение давать оценки. Малыш начинает понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.

Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.

Социальное развитие ребенка

Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.

Дети учатся вместе играть

Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.

Питание и режим трехлетнего ребенка

Малыш к трем годам ест практически все. Это не значит, что он может полностью питаться со взрослого стола, его немного отличаются от потребностей взрослых. Количество пищи, которую должен съедать малыш в сутки, 1500-1600 грамм. Около 500 г составляет молоко и молочные продукты. Готовьте еду вместе с ребенком, спрашивайте, что он будет есть. Таким образом малыш будет учиться делать свой выбор, понимать собственные вкусы, и гордиться, что с его мнение считаются.

Чтобы малыш получал все необходимые витамины, его пищеварительная система хорошо работала, в меню должны быть овощи, ягодки и фрукты, а также сухофрукты. Ограничений практически нет, разве что у ребенка на какие-то фрукты аллергия. С осторожностью дают бобовые, чтобы не вызвать вздутия живота. Кроме овощей и фруктов в рационе малышей должны быть каши. Выбирать их желательно на вкус малыша, больше ограничений нет. Самые полезные крупы в детском питании – гречка, рис, овсянка, пшено, также можно давать ребенку перловку, кукурузную и ячменную кашку.

Протеины – один из самых необходимых пищевых ингредиентов. Они должны составлять не меньше, чем 70-80 грамм от всего суточного количества еды. Ребенок должен есть рыбку, мяско, яйца. Пока не рекомендуется давать малышу жирную утку и гуся, но немножко свинины, без сала, ему не повредит. Жирные сорта рыбки будут полезными, ведь в них есть много витамина Д. Часть белков малыш получает из молочных продуктов, можно ему давать творожок, сыр твердый и плавленый, кисломолочные напитки. Яичками детей кормят не чаще, чем 3-4 раза в неделю. Нельзя забывать о жидкости, ребенку необходимо выпивать около 600-700 миллилитров в сутки. Поупражняйтесь в приготовлении домашних соков, компотов, киселей и муссов. Они полезней, чем покупные. Вот приблизительное меню для трехлетнего малыша:

  • Утренний прием пищи. Пюре из картошечки с укропчиком, кефир, хлебушек с маслом и джемом.
  • Обед. Супчик овощной на бульоне из курочки, рагу из картошки, морковки, цветной капусты и помидорчика, курочка вареная, компот, кусочек ржаного хлебушка.
  • Полдник. Творожок с сахаром, стакан молочка, печенье овсяное.
  • Вечерний прием пищи. Макароны, запеченные с капустой и сыром, чай, хлебушек с маслом и повидлом.

Для детей трех лет важно правильно составить режим дня и его придерживаться. Спит малыш один раз в день 1-3 часа, ночью – 9-10 часов, просыпается редко. Пред дневным и вечерним сном следует с ребенком прогуляться 1-2 часа. Если погода хорошая, полезной будет утренняя прогулка, сразу после завтрака. Лучшее время для физических упражнений – первая половина дня. Можно делать гимнастику после завтрака или после того, как ребенок пришел с улицы. Уроки для интеллектуального развития с ребенком лучше делать перед обедом, а творческие занятия перенести на вечер. Режим для каждого ребенка может иметь свои нюансы. Если малыш посещает садик, следует и в домашних условиях, на выходных или летом, придерживаться такого распорядка, который есть в детском учреждении. Иначе ему трудно будет адаптироваться после возвращения.

Важно следить за гигиеной ребенка. Приучите его мыть руки перед едой, после туалета и прогулки. Дважды в день чистите с ним зубки. Ногти на пальчиках нужно подстригать раз в неделю. Купают малыша через день или ежедневно. Научите малыша собирать свои вещи, после того как он разделся. Чистые пусть складывает в шкаф, а грязные относит в ванную. Это повлияет на его привычки в дальнейшем, приучит малыша к аккуратности.

Занятия для физического и умственного развития

В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.

В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.

Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.

Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.

Занятия для эмоционального и психологического развития

Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче. Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы. Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.

Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.

При использовании любой методики важно правильное планирование занятия. Используйте все рекомендации, которые приведены в пособии. Только четкое передерживание инструкции поможет в полной мере достичь результата. И помните, занятия с ребенком должны приносить ему удовольствие. Поменьше спрашивайте его об усвоенном материале, не устраивайте бесконечные тесты, не будьте слишком строгими. Подойдите ответственно к выбору направления занятия, ведь в возрасте трех лет уже начинают проявляться индивидуальные способности малышей. Если ребенок спокойный, ему больше подойдут интеллектуальные и творческие занятия, если он гиперактивный, стоит больше внимания уделить физическому развитию и подвижным играм. Не забывайте читать ребенку книги, учить с ним стихи. Только таким способом можно совершенствовать память, вырабатывать правильную речь и произношение.

Запомните, сайт или женский форум не то место, где вы должны искать советы или оценивать развитие своего ребенка. Помочь выявить проблему может только консультация педиатра или психолога. Все дети особенные, и развиваются по-своему. Нормы являются довольно условными, а отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезной патологии. Регулярные занятия с ребенком, ежедневное обучение в процессе игры, любовь к нему и внимание, вот что помогает малышу расти и познавать мир правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *