Идея это в литературе

Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция

Привет, автор! Анализируя любое художественное произведение, критик/рецензент, да и просто внимательный читатель, отталкивается от четырёх базовых литературных понятий. Автор же опирается на них при создании своего художественного произведения, если он конечно не стандартный графоман, что просто пишет всё, что приходит на ум. Написать дрянь, шаблонную или более менее оригинальную можно и без понимания этих терминов. Но вот достойный внимания читателя текст — довольно затруднительно. А потому, давай пробежимся по каждому из них. Постараюсь не грузить.
Тема.
В переводе с греческого тема — это то, что положено в основу. Иными словами, тема — это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.
Примеры:
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Темы меняются в зависимости от эпохи,в которую живёт человек, но некоторые темы, которые из эпохи в эпоху волнуют человечество, остаются актуальными — называют «вечными темами». Выше я перечислил 6 «вечных тем», а вот последняя, седьмая — «тема покорения космоса» — стала актуальной для человечества не так давно. Однако, судя по всему, тоже станет «вечной темой».
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
1. 95% (проценты примерны, они приведены для лучшего понимания и не более того) — это будет обычная графомань, шлак, бессмысленная цепочка событий, с логическими ошибками, клюквой, ляпами где кто-то на кого-то напал, хотя не было для того никаких причин, кто-то в кого-то влюбился, хотя читатель совершенно не понимает, что он/она в ней/в нём нашёл, кто-то с кем-то поссорился непонятно почему (На самом деле, конечно понятно — так было нужно автору, для того, чтобы дальше беспрепятственно ваять свою писанину))) ) и т.д. и т.п. Таких романов большинство, но печатают их редко, потому что мало кто может их осилить даже при небольшом объёме. Рунет завален такими романами, думаю, что вы не однажды их наблюдали.
2. Это так называемая «потоковая литература», печатают её довольно часто. Прочитать и забыть. На один раз. С пивом потянет. Такие романы могут увлечь, если у автора хорошая фантазия, но они не трогают, не волнуют. Некий мужчина пошёл туда-то там нашёл что-то, потом стал могучим и т.п. Некая барышня влюбилась в красавца, с самого начала было понятно, что в главе в пятой-шестой будет секс, а в финале они поженятся. Некий «ботаник» стал избранным и пошёл раздавать направо и налево кнуты и пряники, всем тем, кто ему не нравился и нравился. И так далее. В общем, всякое… такое. Таких романах полно и в Сети и на книжных полках и, скорее всего, вы пока читали этот абзац вспомнили парочку-троечку, а может и с десяток или больше.
3. Это так называемые «поделки» высокого качества. Автор профи и умело ведёт читателя от главы к главе, а финал удивляет. Однако автор пишет не о том, что его искренне волнует, но он изучает настроения и вкусы читателей и пишет так, чтобы читателю было интересно. Такая литература встречается куда реже второй категории. Не буду тут называть авторов, но наверняка вы знакомы с годными поделками. Это и увлекательные детективы и захватывающее фэнтези и красивые любовные истории. После прочтения такого романа читатель часто доволен и хочет и дальше знакомиться с романами полюбившегося ему автора. Их редко перечитывают, потому что сюжет уже знаком и понятен. Но если герои полюбились — то перечитывание вполне возможно, а уж прочтение новых книг автора — более, чем вероятно (если у него они есть, конечно).
4. А эта категория — редкость. Романы, после прочтения которых люди ходят несколько минут, а то и часов, как пришибленные, под впечатлением, часто обдумывают написанное. Могут плакать. Могут смеяться. Это романы, которые потрясают воображение, которые помогают справиться с жизненными трудностями, переосмыслить то или иное. Практически вся классическая литература — именно такая. Это романы, которые люди ставят на книжную полку, чтобы через какое-то время перечитать и переосмыслить прочитанное. Романы, которые оказывают влияние на людей. Романы, которые запоминают. Это Литература с большой буквы.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Естественно, я не говорю о том, что выбора и проработки темы достаточно для того, чтобы написать сильный роман. Более того, скажу прямо — недостаточно. Но в любом случае, думаю понятно, насколько важна тема в литературном произведении.
Идея.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
Что же это такое — идея литературного произведения?
Идея — это основная мысль произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения. Именно в этом отображении художественными средствами и кроется отличие идеи художественного произведения от научной идеи.
«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Тут важно не уйти в крайности, а это очень и очень непросто. Автор, что позабудет об идее в момент, акцента на художественности потеряет идею, а автор, что позабудет о художественности, поскольку всецело поглощён идеей, напишет публицистику. Это не хорошо и не плохо для читателя, ибо это дело читательского вкуса — выбирать, как к этому относиться, однако художественная литература, это именно что художественная и именно что литература.
Примеры:
Два разных автора описывают период НЭПа в своих романах. Однако, прочитав роман первого автора читатель проникается возмущением, осуждает описанные события и делает вывод о том, что этот период был ужасен. А прочитав роман второго автора, читатель был бы восхищён, и сделал бы выводы о том, что НЭП — замечательный период в истории и пожалеет о том, что он не живёт в этом периоде. Конечно в данном примере я утрирую, потому что топорное выражение идеи — есть признак слабого романа, плакатного, лубочного — что может вызвать отторжение у читателя, который сочтёт, что автор навязывает ему своё мнение. Но утрирую я в этом примере для лучшего понимания.
Два разных автора написали рассказы об адюльтере. Первый автор осуждает адюльтеры, второй разбирается в причинах их возникновения, а главную героиню, что будучи замужем полюбила другого мужчину — оправдывает. И читатель проникается либо идейным отрицанием автора, либо его идейным утверждением.
Без идеи литература — суть макулатура. Потому что описание событий и явлений ради описания событий и явлений — не только скучное чтиво, но и банально глупое. «Ну и что автор хотел этим сказать?» — спросит недовольный читатель и пожав плечами, выкинет книжку на свалку. Барахло, потому что.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Первый — художественными средствами, очень ненавязчиво, в виде послевкусия.
Второй — устами персонажа-резонёра либо прямым авторским текстом. В лоб. В таком случае идея называется тенденцией.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Сюжет.
Сюжет — это совокупность событий и отношений между персонажами в произведении, разворачивающиеся во времени и пространстве. При этом события и взаимоотношения персонажей вовсе не обязательно подаются читателю в причинно-следственной или временной последовательности. Простой пример для лучшего понимания — флэшбэк.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
Нет конфликта — нет сюжета.
Это очень важно понимать. Множество «рассказов» и даже «романов» в Сети — сюжета не имеют, как таковые.
Если персонаж пошёл в булочную и купил там хлеб, потом пришёл домой и съел его с молоком, а после посмотрел телевизор — это бессюжетный текст. Проза не поэзия и без сюжета она читателем, как правило, не принимается.
А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
Итак.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Автору вовсе не обязательно использовать все элементы сюжета, в современной литературе авторы нередко обходятся без экспозиции, например, однако главное правило художественной литературы — сюжет должен быть завершённым.
Подробнее о составляющих сюжет элементах и конфликте — в другом топике.
Не нужно путать сюжет с фабулой. Это разные термины с разным значением.
Фабула — это содержание событий в их последовательной связи. Причинно-следственной и временной.
Для лучшего понимания поясняю: автор замыслил историю, в его голове события выстроены по порядку, сначала произошло это событие, потом то, это вытекает отсюда, а это отсюда. Это фабула.
А сюжет — это то, как автор эту историю подал читателю — о чём-то умолчал, где-то события местами переставил и тд. и т.п.
Безусловно бывает, что фабула и сюжет совпадают, когда события в романе выстраиваются строго согласно фабуле, однако фабула и сюжет — не одно и то же.
Композиция.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Композиция — это построение всех элементов произведения в соответствии с его назначением, характером и содержанием и во многом определяющее его восприятие.
Сложно, да?
Скажу проще.
Композиция — это структура художественного произведения. Структура вашего рассказа или романа.
Это такой большой дом, состоящий из различных частей. (for men)
Это такой суп, в котором каких только продуктов нет! (for women)
Каждый кирпичик, каждая суповая составляющая — суть элемент композиции, выразительное средство.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя композиция (архитектоника) — это тома трилогии (например), части романа, его главы, абзацы.
Внутренняя композиция — это портреты персонажей, описания природы и интерьеров, точка зрения или смена точек зрения, акценты, ретроспекции и многое другое, а также внесюжетные составляющие — пролог, вставные новеллы, авторские отступления и эпилог.
Каждый автор стремится найти свою композицию, приблизиться к своей идеальной композиции для того или иного произведения, однако, как правило, в композиционном плане большинство текстов довольно слабы.
Отчего так?
Ну, во-первых, очень много составляющих, немало которых многим авторам просто неизвестны.
Во-вторых, банально из-за литературной безграмотности — бездумно расставленные акценты, перебарщивание с описаниями в ущерб динамике или диалогам, или наоборот — сплошное прыганье-беганье-скаканье каких-то картонных персов без портретов или сплошной диалог без атрибуции или с ней.
В-третьих, из-за неумения охватить объём произведения и вычленить суть. В ряде романов без ущерба (а нередко и на пользу) сюжету можно выкинуть целые главы. Или же в какой-нибудь главе добрую треть подаётся не играющая на сюжет и характеры персонажей информация — например автор увлекается описанием автомобиля вплоть до описания педалей и подробного рассказа о коробке передач. Читателю скучно, он пролистывает такие описания («Послушайте, если мне понадобится ознакомиться с устройством данной модели автомобиля — я почитаю техническую литературу!»), а автор считает, что «Это же очень важно для понимания принципов езды машины Петра Никанорыча!» и тем самым делает унылым неплохой в общем-то текст. По аналогии с супом — стоит переборщить с солью, к примеру и суп станет пересоленным. Это одна из самых распространённых причин, по которой начписам предлагают сначала потренироваться на малой форме, прежде чем браться за романы. Однако практика показывает, что немало начписов всерьёз полагает, что начинать литературную деятельность следует именно с большой формы, потому как именно она и нужна издательствам. Уверяю вас, если вы думаете, что для написания читабельного романа вам нужно лишь желание его написать — вы сильно заблуждаетесь. Писать романы нужно учиться. А учиться проще и с большим КПД — на миниатюрах и рассказах. Несмотря на то, что рассказ это другой жанр — внутренней композиции вы прекрасно сможете научиться работая именно в этом жанре.
Композиция является способом воплощения авторской идеи, и слабое композиционно произведение — это авторское неумение донести идею до читателя. Иначе говоря, если композиция слаба — читатель просто не поймёт, что хотел сказать автор своим романом.
Благодарю за внимание.
© Дмитрий Вишневский

ИДЕЯ

Значения в других словарях

  1. идея — идея I ж. Основная причина и источник исторического развития (в идеалистической философии). II ж. 1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся важнейшим принципом мировоззрения. Толковый словарь Ефремовой
  2. идея — ИДЕЯ -и; ж. 1. Понятие, представление. Отвлеченная и. Ассоциация идей. // Мысленный образ чего-л., понятие о чём-л. Идеи добра, справедливости, гармонии. И. общечеловеческой солидарности. Толковый словарь Кузнецова
  3. идея — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? идеи, чему? идее, (вижу) что? идею, чем? идеей, о чём? об идее; мн. что? идеи, (нет) чего? идей, чему? идеям, (вижу) что? идей, чем? идеями, о чём? об идеях… Толковый словарь Дмитриева
  4. идея — Идеи, ж. . 1. Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии – умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Большой словарь иностранных слов
  5. идея — Идея, идеи, идеи, идей, идее, идеям, идею, идеи, идеей, идеею, идеями, идее, идеях Грамматический словарь Зализняка
  6. идея — ИДЕЯ — И. комбинации. В шахматах и шашках — удар, завершающий комбинацию. — И. Манури (международные шашки). Следующий приём для выигрыша в окончаниях «Дамка с простыми против простых» — Б.: Д. 35, пр. 31,37; Ч.: пр. 26, 43. 1. 35-49! 43-48 2.49-21!!… Словарь спортивных терминов
  7. ИДЕЯ — ИДЕЯ (греч. idea) — 1) первоначально «то, что видно», «видимое» (как и эйдос) — затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. Большой энциклопедический словарь
  8. идея — Иде́/я . Морфемно-орфографический словарь
  9. идея — орф. идефикс, -а и идея фикс, идеи фикс Орфографический словарь Лопатина
  10. идея — 1. Основная мысль, соображение; намерение. Абстрактная, банальная, беспочвенная, блестящая, блистательная, богатая, большая, бредовая, важная, ведущая, верная, вечная, вредная, гениальная, главная, глубокая, голая, готовая, дерзкая, дурацкая (разг. Словарь эпитетов русского языка
  11. идея — см.: Голова полна идей… Толковый словарь русского арго
  12. идея — ИДЕЯ и, ж. idée f, пол. idea <, лат. idea <�гр. idea. 1. Первоначально, с посл. десятилетия в сфере школьного образования, где и. — общее представление, понятие о предмете (и. общей истории). Бирж. 154. Словарь галлицизмов русского языка
  13. идея — иде́я уже у Шафирова, 1710 г.; см. Смирнов 117. Из польск. idеа, нем. Idee или франц. idéе от лат. idеа, греч. ἰδέα : ἰδεῖν «видеть». См. виде́ть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. Идея — (греч. idéa) форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл… Большая советская энциклопедия
  15. идея — -и, ж. 1. Форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Малый академический словарь
  16. ИДЕЯ — Идея, мысль. Словарь татарских женских имён
  17. идея — ИДЕЯ, и, ж. 1. Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Передовые идеи. Политические идеи. 2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н. И. романа. 3. чего. Толковый словарь Ожегова
  18. идея — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  19. ИДЕЯ — ИДЕЯ — англ. idea; нем. Idee. 1. Форма и продукт человеческого мышления, способ отражения, познания объективной реальности, 2. Цель, замысел, т. е. предполагаемый результат человеческой деятельности. Социологический словарь
  20. идея — • грандиозная ~ Словарь русской идиоматики
  21. идея — Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где ideja < лат. īdea, восходящего к греч. idea «внешность, образ» > «идея, первообраз, общий образ познаваемой действительности» (от idein — аориста от eidon «видеть, созерцать; казаться, представляться»). Того же корня, что и вид, видеть, ведать. Этимологический словарь Шанского
  22. идея — Ч е г о и о ч е м. 1. ч е г о (замысел, основной принцип чего-л.). Идея поэтического произведения — это основной замысел поэта, это то главное, что хочет сказать поэт своим произведением… (Исаковский). Идея этой машины мне чрезвычайно понравилась (М. Управление в русском языке
  23. идея — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. Основная мысль текста. 3. Обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства . Идея отражает глубинный смысл произведения искусства. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  24. идея — ИДЕЯ — первоначальное этимологическое значение данного термина, появившегося в греческом языке (eidos), означает «вид», «зрительный образ», возникающий вследствие чувственного восприятия внешних предметов. Однако это обыденное понимание слова… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  25. ИДЕЯ — ИДЕЯ (греч. ἰδέα) – форма постижения мира в мысли. Понятие «идея» появилось еще в античности. Демокрит называл идеями (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. У Платона идеи – умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. Новая философская энциклопедия
  26. Идея — И, жен. Нов. Производные: Идейка; Ида; Идуня; Идуся; Дея. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. идея в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  27. идея — ИД’ЕЯ, идеи, ·жен. (·греч. idea). 1. Мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемый разумом образ (·книж. ). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии — умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Толковый словарь Ушакова
  28. идея — ИДЕЯ ж. латин. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. || Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; || намеренье, замысел. Идеология… Толковый словарь Даля
  29. идея — Понятие, представление предмета; мысль Ср. Чтобы (отцу) хуже после этого свидания не сделалось… Ведь он непременно начал бы говорить с тобою об этом — это его idée fixe, главное, что его гложет. Маркевич. Бездна. 1, 6. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  30. идея — см. >> мнение, мысль, понятие Словарь синонимов Абрамова

идея художественная

основная мысль, заключённая в художественном произведении. В идее выражено отношение автора к поставленной в его сочинении проблеме, к мыслям, высказываемым персонажами. Идея произведения является обобщением всего содержания произведения.
Только в нормативно-дидактических сочинениях идея произведения принимает характер чётко выраженного однозначного суждения (такова, напр., басня). Как правило, художественная идея не может быть сведена к какому-то отдельному высказыванию, отражающему авторскую мысль. Так, идея «Войны и мира» Л. Н. Толстого не может быть сведена к мыслям о ничтожной роли т. н. великих людей в истории и о фатализме как о представлении, наиболее приемлемом при объяснении исторических событий. При восприятии сюжетного повествования и историко-философских глав «Войны и мира» как единого целого идея произведения раскрывается как утверждение о превосходстве естественной, стихийной жизни над ложным и суетным существованием тех, кто бездумно следует за общественной модой, стремится к славе и успеху. Идея романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» шире и многограннее, чем высказанная Соней Мармеладовой мысль о недопустимости для человека решать, имеет ли другой право жить. Для Ф. М. Достоевского не менее важны мысли об убийстве как о грехе, совершаемом человеком против себя самого, и как о грехе, отчуждающем убийцу от близких и дорогих ему людей. Столь же существенна для понимания идеи романа и мысль об ограниченности человеческой рациональности, о непреодолимом изъяне разума, способного построить какую угодно логически непротиворечивую теорию. Автор показывает, что опровержением богоборческой и бесчеловечной теории могут быть только жизнь и религиозная интуиция, вера.
Часто идея произведения вообще не отражается в высказываниях повествователя или персонажей и может быть определена очень приблизительно. Эта особенность присуща прежде всего многим т. н. постреалистическим произведениям (напр., рассказам, повестям и пьесам А. П. Чехова) и сочинениям писателей-модернистов, изображающим абсурдный мир (напр., романам, повестям и рассказам Ф. Кафки).
Отрицание существования идеи произведения свойственно литературе постмодернизма; не признаётся идея произведения и теоретиками постмодернизма. Согласно постмодернистским представлениям, художественный текст независим от воли и замысла автора, а смысл произведения рождается при его прочтении читателем, свободно помещающим произведение в тот или иной смысловой контекст. Вместо идеи произведения постмодернизм предлагает игру смыслов, при которой невозможна некая конечная смысловая инстанция: любая заключённая в произведении идея подаётся с иронией, с отстранением. Однако на самом деле едва ли оправданно говорить об отсутствии в постмодернистских сочинениях идеи. Невозможность серьёзного суждения, тотальная ироничность и игровой характер существования – это и есть идея, объединяющая постмодернистскую литературу.

Значение слова Идея по Ефремовой:

Идея — Основная причина и источник исторического развития в идеалистической философии.

1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся важнейшим принципом мировоззрения.
2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий чего-л.
3. План, мысль, намерение.
4. Воображаемый образ чего-л., понятие о чем-л.

Значение слова Идея по Ожегову:

Идея — Мысль, намерение, план

Идея Это хорошая мысль, хорошо придумано, мысль N5 Идея Основная, главная мысль, замысел, определяющий чего-нибудь Идея Мысленный образ чего-нибудь, понятие о чем-нибудь Lib Идея Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности

Идея в Энциклопедическом словаре:

Идея — (греч. idea) — 1) первоначально «то, что видно», «видимое» (как иэйдос), затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеейумопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. ПоКанту, идеи — понятия разума, которым нет соответствующего предмета вчувственном опыте (свобода, бессмертие, бог)…2) Мысль,представление…3) Намерение, план.

Значение слова Идея по словарю Ушакова:

Значение слова Идея по словарю Даля:

Идея
ж. лат. понятие о вещи. умопонятие, представленье, воображенье предмета. умственное изображенье. | Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел. | намеренье, замысел. Идеология ж. мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли. Идеал м. мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде. первообраз, прообраз, началообраз. представитель. образец-мечта. Идеаловый, к идеалу относящ.. идеальный, воображаемый, думный, мысленный. первообразный, прообразный или началообразный. Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообраз насущному. Идеалист м. -тка ж. умствователь, кто увлекается несбыточными на деле выдумками. мечтатель, мнитель. Идеализм м. философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного. | Наклонность человека к мечтательности этого рода.

Определение слова «Идея» по БСЭ:

Идея (греч. idйa)
форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И., неделимыми умопостигаемыми формами, атомы. для Платона И. — это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений. они составляют особый идеальный мир. В средние века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу. бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17-18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект И. — разрабатывается учение об И., как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении И., их познавательной ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в немецком классическом идеализме. Кант называл И. понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности. по Фихте, И. — это имманентные цели, согласно которым
«Я» творит мир. для Гегеля И. является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития (см. Соч., т. 6, М., 1939, с. 214).
В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об И. как специфической форме этого отражения. «Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные»
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму теоретического освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет:
«Begriff еще не высшее понятие: еще выше идея = единство Begriff&rsquo.а с реальностью» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И. происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это — объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего практического воплощения. Эти два момента в И.: отражение объективной реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в органическом единстве, определяют специфику И. и ее место в движении человеческого сознания. Таким образом, И. является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.
В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблемы. В зависимости от своего содержания И., отражающие общественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные И., искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены классам, выступают тормозом общественного прогресса. И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.
П. В. Копнин.

Что такое основная мысль рассказа

Головний герой казки мудра дівчина ?Дам 11 балов !!!!!!!!!!​ Напиши своё мнение в развёрнутом виде по такому вопросу: «Поработит ли нас искусственный интеллект?» Какие эпизоды и детали доказывают что Матрена тоже праведница-3 примера Сделайте 4 задание плз прям очень надо Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» 1. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа? 2. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа? 3. Как относятся к Матрене окружающие ее люди? Какую роль они сыграли в судьбе главной героини? 4. Почему рассказчик верит Матрене? Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически? 5. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними? А зачет это плохо?Или хорошо? Произведение Ю. Трифонова «Обмен». Ответьте на вопрос: Актуально ли прочтение данного произведения сейчас, в 21 веке и почему? Какие проблемы, волнующ ие человека и сейчас, поднимает автор? А. Куприн «Сапсан»:главные герои, тема рассказа 3-5 предложений, главная мысль и впечатление. Помогите пожалуйста!!! 1. Какова авторская позиция по отношению к герою. 2. Каков быт семьи Туркиных? 3. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «О чем предупреждает Чехов в своем произведении и какие герои русской классики напоминают чеховского Ионыча?». Напишите пожалуйста сочинение ,, Я иду в 5 класс ,, из 4 предложений заранее спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *