Гуманизм определение

Великие гуманисты Европы

В 7 классе история как предмет открылась вам с новой стороны, ведь, изучая 15 век, вы узнали не только о различных войнах и внутреннем развитии экономики государств, но и развития человеческой мысли, пробуждения интереса к познанию природы и самих себя.

Развитие гуманизма

Гуманизм – это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человек, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования – человеческие чувства.

Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.

Другую модель обучения детей предложил Эразм Роттердамский. В своем трактате «О приличии детских нравов» он изложил мысли о том, что во время беседы плохим тоном считается чесать нос, зевать, поднимать брови. Сформулированные им правила легли в основу современных правил общения между людьми.

Рис. 1. Эразм Роттердамский.

Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.

Многие знаменитые ученые XV – XVII веков являлись гуманистами. Ими было написано множество работ, сведения о которых отразим в таблице Великие гуманисты Европы.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Философия эпохи возрождения
  • 2. Культура Нового времени
  • 3. Распространение реформации в Европе, контрреформация
  • 4. Путешественники эпохи великих географических открытий

Гуманист

Работа

Эразм Роттердамский

Похвала Глупости

Высмеивание человеческих пороков

Томас Мор

Золотая книжечка (Утопия)

Критика устройства современного общества и описание модели его идеального устройства.

Франсуа Рабле

Гаргантюа и Пантагрюэль

Высмеивание роли папства и богословов в образовательном процессе.

Мишель Монтень

Опыты;

Противны мне и владычество и покорность

Рассуждения автора о философии, морали и труде.

Рис. 2. Томас Мор.

Томас Мор в своей «Золотой книжечке», которая носит и второе название – “Утопия” детально описал модель идеального государства, которое расположено на острове и насчитывает 54 города (как в Англии). Во главе государства стоит монарх, ограниченный конституцией, а все важные вопросы решаются Народным Собранием.

Рис. 3. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Общим для гуманистов было пробуждение в человеке желания принести пользу людям и отказаться от бесцельного существования. Многие из них высказывали идеи построения идеального государства и переходу к идеальному общественному строю. Эти идеи в будущем будут подхвачены и развиты социалистами.

«Надо стремиться не выигрывать битвы или завоевывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах» – писал Монтень в своих трудах.

Что мы узнали?

Появление великих гуманистов в Европе повлекло за собой формирование новых мировоззренческих идей, которые изменили средневековое общество, сформировав человека Нового времени.

Тест по теме

Оценка доклада

Гуманизм

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Классификация

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):

  • гуманизм — понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);
  • древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;
  • классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;
  • теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;
  • атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;
  • коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;
  • натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.

Определения

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Согласно определению, приведённому в Уставе Международного гуманистического и этического союза,

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)

Согласно определению Американской ассоциации гуманистов,

Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.)

Идеи гуманизма в человеческой истории

Гуманизм эпохи Ренессанса:

  • Данте Алигьери,
  • Леонардо да Винчи,
  • Франческо Петрарка,
  • Колюччо Салютати,
  • Пьетро Паоло Верджерио,
  • Боккаччо,
  • Леонардо Бруни,
  • Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II),
  • Лоренцо Валла,
  • кардинал Пьетро Бембо,
  • Вивес (Испания),
  • Роберт Эствен (Франция),
  • Фабер Стапуленсис,
  • Карл Бовиль,
  • Жан Боден,
  • Мишель де Монтень,
  • Томас Мор (Англия),
  • Джон Коле,
  • Филипп Сидней,
  • Томас Элиот,
  • кембриджская школа,
  • Рудольф Агрикола,
  • Иоганн Рейхлин,
  • Конрад Цельтис,
  • Ульрих фон Гуттен,
  • Муциан Руф,
  • Конрад Пейтингер,
  • Виллибальд Пиркгеймер.
  • Эразм Роттердамский
  • Томмазо Кампанелла

Неогуманизм (интерес к античности, вновь пробудившийся в конце XVIII — начале XIX века):

  • Вильгельм фон Гумбольдт,
  • Теодор Лессинг,
  • Гердер,
  • Гёте, Иоганн Вольфганг,
  • Фридрих Шиллер,

Марксистский (социалистический) гуманизм

Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и — в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

  • утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»,
  • провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»,
  • признание человека труда высшей ценностью жизни, забота о его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»,
  • «оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

  • возникновение (середина XIX в. — начало 1930-х гг.);
  • становление и развитие организованного гуманистического движения (начало 1930-х гг. — начало 1980-х гг.);
  • выделение светского (секулярного) гуманизма в качестве самостоятельного идейного движения, его окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (начало 1980-х гг. — настоящее время).

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

  • Гуманистический манифест I (1933),
  • Гуманистический манифест II (1973),
  • Декларация светского гуманизма (1980),
  • Гуманистический манифест 2000 (1999),
  • Амстердамская декларация 2002,
  • Гуманизм и его устремления (2003),

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация, Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество, Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.)

Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

  • Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag, 1911—1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham, род. в 1903), Великобритания
  • Пол Куртц (Paul Kurtz, род. в 1925), США
  • Корлисс Ламонт (Corliss Lamont, 1902—1995), США
  • Сидни Хук (1902—1989), США
  • Эрнест Нагель (1901—1985), США
  • Альфред Айер (1910—1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965—1970
  • Джордж Сантаяна (1863—1952), США
  • Мать Тереза (1910—1997), Османская империя

Критика гуманизма в русской философии

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874 — 1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Гуманизм имеет новозаветные истоки, и его правда — в отрицании бесчеловечного бога, каковым оказался христианский Бог из-за преобладания ветхозаветных элементов в христианстве. Но «после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолен». Вобрать в себя опыт гуманизма и придти ему на смену должно обновлённое, очищенное атеизмом и просветлённое религиозное сознание:

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, т. е. в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность.

См. также

Гуманизм в Викисловаре

Гуманизм в Викицитатнике

  • Гуманность
  • Классический гуманизм
  • Религиозный гуманизм
  • Светский гуманизм
  • Трансгуманизм
  • Человечность
  • Убунту

Примечания

  1. Гуманизм — статья из Большой советской энциклопедии
  2. Юрий Чёрный. Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 2.
  3. Устав Международного гуманистического и этического союза
  4. IHEU Minimum Statement on Humanism
  5. Humanism and its aspirations
  6. Научный коммунизм. Словарь под ред. А. М. Румянцева. М., Политиздат, 1983
  7. Юрий Чёрный. Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 1.
  8. Николай Бедяев, «Смысл творчества», 1916. Глава II, Человек. Микроком и макрокосм.
  9. Николай Бедяев, «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», изд. 1952. Глава VIII Человечность.
  10. См. также Николай Бедяев, «Смысл истории», изд. 1969. Глава VIII Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Вхождение машины.

Ссылки

  • Международная Коалиция «За Гуманизм!»
  • Сайт Российского гуманистического общества

Литература

гуманитаризм

Смотреть что такое «гуманитаризм» в других словарях:

  • ГУМАНИТАРИЗМ — (франц., от лат. humanus человеческий). Коммунистическое направление во Франции с 1839 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУМАНИТАРИЗМ франц., от лат. humanus, человеческий. Внутренний строй… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ГЕЛЕН — (Gelen) Арнольд (1904 1976) нем. философ и социолог. Изучал философию в Лейпциге и Кельне, ученик Г.Дриша. С 1934 проф. в Лейпциге, с 1938 в Кельне, с 1940 в Вене. С 1942 проф. социологии в Высшей школе науки управления, с 1962 в Высшей… … Энциклопедия культурологии

  • ГЕЛЕН (GEHLEN) Арнольд — (1904 1976) нем. философ, один из крупнейших представителей философской антропологии. В 1923 27 изучал философию, а также германистику, историю искусств, физику и зоологию в Лейпциге. В 1925 26 слушал лекции Шелера и Н.Гартмана в Кёльне. В 1927… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ГЕЛЕН — (Gehlen) Арнольд (1904 1976) немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925 1926 слушал лекции Шелера и Н.Гартмана в Кёльне. В 1927 защитил под руководством Х.Дриша докторскую диссертацию. С 1930 ассистент… … История Философии: Энциклопедия

  • Цзэн Гофань — Дата рождения 26 ноября 1811(1811 11 26) … Википедия

  • ПАНЧАШИЛА — (pancashila) Официальная идеология индонезийского государства. Термин означает пять принципов : демократия, гуманитаризм, справедливость, монотеизм и единство. Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Д. Андерхилл, С.… … Политология. Словарь.

  • Премия Мира Гузи — Премия Мира Гузи, учреждённая на Филиппинах в 2002 году, является, по задумке создателя, азиатским аналогом Нобелевской премии Мира и создана для признания личностей, внесших значительный вклад в привнесение мира и уважения к человеческой… … Википедия

  • ГЕЛЕН (GEHLEN) Арнольд — (1904 1976) немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925 1926 слушал лекции М. Шелера и Н. Гартмана в Кёльне. В 1927 защитил под руководством Х. Дриша докторскую диссертацию. С 1930 ассистент Х. Фрайера в… … Социология: Энциклопедия

  • ГЕЛЕН Арнольд (1904-1976) — немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925 1926 слушал лекции Шелера и Н.Гартмана в Кёльне. В 1927 защитил под руководством Х.Дриша докторскую диссертацию. С 1930 ассистент Х.Фрайера в Социологическом… … История Философии: Энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *