Графика для игр

Основная оптимизация Windows 7

Главная страницаПолезноеMicrosoft Windows 7Оптимизация Windows 7Основная оптимизация Windows 7

Операционная система Windows 7 может работать гораздо более быстро и эффективно, но для этого необходимо принять определенные меры. Следует рассмотреть основные мероприятия в плане оптимизации.

Отключение визуальных эффектов

Предусматривается наличие весьма привлекательного оформления. Если Вы хотите ускорить систему, необходимо понимать, что визуальные эффекты предусматривают лишний расход ресурсов. Требуется проследовать по указанному пути: Пуск -> Панель Управления -> Система -> Дополнительные параметры системы.

Когда перед нами открылось окно настроек, проводятся следующие действия: Дополнительно -> Быстродействие -> Параметры

В оформлении разработчики постарались максимально упростить задачу оптимизации. Следует только выбрать пункт «Обеспечить наилучшее быстродействие» и настройки будут заданы автоматически. Это серьёзно упрощает выполнение поставленных задач. Результатом станет получение классического вида оформления. Все это представлено на скриншоте ниже.

Далеко не всегда новый внешний вид может устраивать и это требует некоторых дополнительных действий. Вы вполне можете выбрать любой подходящий вариант из доступного списка, с учетом запросов скорости работы ОС. Следует кликнуть правой кнопкой на любом свободном участке рабочего стола и нажать «Персонализация».

Режим Aero Glass допускается ускорять за счет отключения прозрачности. Это предусматривает, что исчезнет эффект просвечивания. Все в том же разделе персонализации требуется выполнить выбор пункта «Цвет окна», где убрать галочку с «Включить прозрачность».

Для мощных устройств это не даст сколь бы то ни было заметного прироста, но в случае слабой видеокарты способно обеспечить видимый результат.

Отключение неиспользуемых компонентов

В ходе функционирования ОС приходится сталкиваться с ситуацией, когда применяется большое количество служб. Сложность заключается в том, что далеко не все из них предусматривают эффективность. Именно по этой причине важно уделить внимание указанному фактору во время оптимизации. Отключение определенных компонентов не причинит вреда ОС.

Идем по предложенному пути: Пуск -> Панель Управления -> Программы и компоненты -> Включение или отключение компонентов Windows. Будет выдано окно с содержанием, отображенном на скриншоте.

Просматриваем перечень выданных компонентов и снимаем галочки с тех, которые мы не используем. Для получения более подробной информации следует навести мышь на интересующий элемент.

В ходе выключения определенных компонентов, на экран произойдет выдача системного сообщения следующего типа:

Подтверждаем и продолжаем мероприятия по оптимизации. Необходимо перечислить, что именно можно смело отключать:

  • Браузер по умолчанию IE, если Вы применяете другие программы для доступа в интернет
  • Telnet-сервер
  • Встроенный поисковик, в том случае, когда в нем нет необходимости
  • Клиенты Telnet и TFTP
  • Компоненты планшетного персонального компьютера, поскольку настройка происходит для ноутбука ил стационарного устройства
  • Система гаджетов ОС, когда нет желания использовать данную возможность
  • Подсистема программ Unix
  • Сервер очереди сообщений корпорации Microsoft
  • Служба активации операционной системы
  • Служба печати, когда принтер не подсоединен к устройству

Чтобы все внесенные изменения начали действовать, необходимо провести перезагрузку операционной системы.

Оптимизация загрузки для компьютеров с многоядерными процессорами

Если Вы используете многоядерный процессор, можно провести некоторые мероприятия, направленные на ускорение работы всей ОС. В большинстве случаев, Windows сама может определить подобный момент, но проверка никогда не будет лишней. Требуется осуществить ввод msconfig через окно «Выполнить».

Теперь следует пройти: Загрузка -> Дополнительные параметры

В появившемся окне указывается количество процессоров, а также объём памяти. Вносить изменения надо исключительно тогда, когда параметры не совпадают с реальными.

Если коррективы заданы, то для начала их действия происходит перезагрузка.

Восстановление панели быстрого запуска

Если Вы привыкли к более старым операционным системам, то можете испытывать неудобство от пропажи панели быстрого запуска. С целью возврата требуется провести следующий список действий:

  1. Кликаем правой кнопкой по значку «Панель инструментов»
  2. Панели -> Создать Панель инструментов
  3. Открывается поле, куда необходимо прописать новый путь
  4. %appdata%\Microsoft\Internet Explorer\Quick Launch

При нажатии «Выбор папки», можно будет увидеть Quick Launch. Для возврата на обычное место требуется осуществить нажатие левой кнопкой мыши с последующим перемещением к кнопке «Пуск». Следует кликнуть правой кнопкой мыши на «Панель быстрого запуска», где должны быть убраны галочки с «Показывать подписи» и «Показывать заголовок».

После всех проведенных процедур панель будет обладать таким же видом, как и в ОС предшественнице XP. Это наглядно отображено на скриншоте ниже.

Отключение UAC

Подобное нововведение попало в Windows 7 из Висты. Не будем говорить о необходимости подобного решения, поскольку это один из самых критикуемых элементов. Важно сказать о том, что его можно отключить без серьёзной потери для безопасности ОС. Главное использовать другой антивирус. Требуется рассмотреть различные варианты действий в указанной ситуации.

Предусматривается возможность осуществления настроек частоты выдачи уведомлений или полное отключение указанного процесса. Для выполнения поставленных задач необходимо пройти по пути: Пуск -> Панель Управления -> Учетные записи пользователей -> Изменение параметров контроля учетных записей.

Однако при необходимости можно настроить частоту уведомлений или совсем отключить. Выполняем следующее: Пуск — Панель Управления — Учетные записи пользователей — Изменение параметров контроля учетных записей

Как видно на представленном скриншоте, предусматривается несколько градаций работы. Можно установить ползунок на наиболее привлекательном варианте.

Система управления питанием

Операционная система Windows 7 позволяет осуществлять контроль питания в определенных пределах. Потребление электрической энергии устройством задается через специальный раздел настроек. Можно поставить наиболее экономичный или производительный вариант, а также выбрать сбалансированный режим. Для доступа к соответствующему окну требуется пройти по пути: Пуск -> Панель Управления -> Электропитание. Если ничего не трогать, то задан сбалансированный вариант. Ниже представлен внешний вид окна настроек:

Для выполнения задачи оптимизации рекомендуется использовать режим повышенной производительности.

После его задания следует переходить к использованию дополнительных настроек. Для этого надо нажать на «Изменить дополнительные параметры питания».

Будет выдаваться окно, где выбираются подходящие установки. Когда они выбраны, будет необходимо только подтвердить это.

Оптимизация функционирования браузера

Этот пункт необходимо задействовать в том случае, если Вы используете браузер по умолчанию – Internet Explorer. Для ускорения работы, следует предпринять некоторые меры:

1. Пуск -> Программы -> Стандартные -> Командная строка

2. Делаем правый клик мышью и выбираем «Запуск от имени администратора»

3. В некоторых случаях выдается сообщение от контроля учетных записей. Требуется подтвердить запуск.

4. В выдаваемом окне командной строки производится введение regsvr32 actxprxy.dll

5. Надо нажать ввод. Когда задача выполнена правильно, должно выдаваться сообщение следующего содержания.

После этого можно запускать браузер IE. В процессе работы он должен стать гораздо более быстрым, чем ранее.

Ускорение анимации при всплытии окон

Допускается существенно ускорить процесс всплытия окон на операционной системе. Предусматривается описанный далее порядок работы:

  1. Запуск редактора реестра. Требуется использовать следующий путь Пуск –> Выполнить –> regedit
  2. Происходит поиск специального ключа HKEY_CURRENT_USER\Control Panel\Mouse
  3. Ключ открывается и там выполняется обнаружение параметра MouseHoverTime. Для оптимальной работы с системой рекомендуется задать значение 150.
  4. Теперь нас интересует другой ключ. Необходимо найти HKEY_CURRENT_USER\Control Panel\Desktop. В нем должен присутствовать параметр MenuShowDelay. Его значение следует устанавливать на 100.
  5. Для вступления в силу всех изменений требуется провести перезагрузку устройства.

Автоматический вход в систему без необходимости ввода пароля

Существенно ускорит время работы такой момент, как вход в систему автоматически, без необходимости использовать код доступа. Для этого предусматривается выполнение указанной ниже последовательности действий:

  1. Следует пройти по пути Пуск –> Выполнить
  2. В окне вводим control userpasswords2 и подтверждаем
  3. Выдаётся соответствующее меню, где нас интересует вкладка «Пользователи». В неё нужно найти свою учетную запись и убрать галочку напротив «Требовать ввод имени пользователя и пароля».
  4. В выданном окне надо подтвердить свой доступ – вводится пароль.
  5. Для принятия изменений выполняется перезагрузка системы.

Ускорение выключения устройства

В некоторых случаях при выключении компьютера подобный процесс может занять несколько минут. Когда Вы считаете время на завершение функционирования слишком продолжительным, можно предпринять определенные действия.

Осуществляется переход Пуск –> Выполнить, где в появившемся окне происходит ввод regedit с дальнейшим подтверждением. Нас интересует ключ HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control – именно его требуется искать. При обнаружении, производится изменение параметра WaitToKillServiceTimeout. Его новое значение должно составлять 500 или около того. По умолчанию предполагается 12000.

Удаление стрелок с ярлыков

Все начинается со стандартного пути Пуск –> Выполнить –> regedit. В HKEY_CLASSES_ROOT\lnkfile надо найти параметр IsShortCut и удалить его. Чтобы стрелки вернулись на своё место, параметр нужно восстановить. Для принятия изменений происходит перезагрузка устройства.

Как повысить производительность трехмерной графики и игр на windows 7

Как увеличить производительность персонального компьютера в играх

Современные игры становятся все более требовательны к железу своих почитателей. Столь нашумевшая игра Witcher, по словам самих же разработчиков, создавалась немного на опережение технологий, следовательно, далеко не каждый компьютер способен ее «осилить». Подобных примеров масса, и многих геймеров беспокоит вопрос, как можно увеличить производительность своего компьютера в играх.

Способ первый, или замена железа

Когда очередная новая игра начинает лагать, именно это первым делом приходит на ум. Фактически, это наиболее правильный и эффективный вариант увеличить производительность. Если какие-то из комплектующих морально устарели и неспособны «потянуть» крутую игрушку, лучше бы их поменять. Однако самое очевидное решение одновременно и самое дорогое. Далеко не каждый геймер имеет возможность регулярно обновлять свой персональный компьютер. Все же, вот список деталей, которые следует периодически менять:

  • Видеокарта – от нее зависит чуть ли не вся графика в приложениях. Старая видеокарта с малым количеством памяти не позволит разогнать FPS до приемлемого уровня, как бы вы ни старались.
  • Процессор – это мозг вашего ПК, и быстродействие отсчитывания данных напрямую зависит от него. Существуют игры, очень требовательные к таким вещам.
  • Оперативная память – чем ее больше – тем лучше. Если оперативки меньше, чем указано в системных требованиях продукта – тормоза и глюки обеспечены.

Способ второй, или работа с драйверами

Драйверы – это комплексы программ, которые «обучают» ваш компьютер работать с конкретной видеокартой. В первую очередь стоит проверить их актуальность. Как правило, драйверы сами успешно справляются с самообновлением, но что-то вполне могло пойти не так. Вирусная атака, блок фаервола, отсутствие соединения с интернетом – вероятных проблем масса.

Владельцы карт от NVidia могут зайти в панель управления GeForce во вкладку «Драйверы» и нажать на кнопку «Проверка обновлений». Если вышло что-то новое – оно немедленно будет загружено и установлено на компьютер.

Если ваша аппаратура не справляется с нагрузкой, трехмерная графика может сильно пострадать. В панели управления NVidia существует масса настроек, способных повысить производительность. Вот некоторые из них:

  • Анизотропная фильтрация – задает качество текстур. Если выключить – производительность можно увеличить.
  • Вертикальная синхронизация – также очень сильно загружает видеокарту.
  • Сглаживание – может повысить качество изображения, снижая быстродействие.
  • Тройная буферизация – тоже стоит отключить, чтобы увеличить скорость работы.

Способ третий, или чистка

Частая причина проблем с производительностью в играх – захламленность компьютера.

Во-первых, в физическом смысле: пыль на радиаторах и лопастях кулеров препятствует охлаждению. Как следствие, ПК перегревается и быстродействие значительно падает. Регулярно очищайте машину от пыли и заменяйте термопасту на процессоре.

Во-вторых, при запуске системы могут стартовать различные процессы, занимающие много ресурсов, например, Skype, браузеры, антивирусы, ISQ, торрент-трекеры о прочее. По отдельности они вряд ли способны что-то испортить, но когда включено все и сразу – даже мощный компьютер может не справиться.

В-третьих, рекомендуется очистить от мусора системный жесткий диск. В идеале, было бы неплохо иметь на нем 50-100 гигабайт свободного места. Недостаточный объем пространства на диске способен изрядно снизить производительность в играх.

В-четвертых, обязательно обновите антивирусные программы и просканируйте компьютер на предмет вредоносных объектов. Некоторые из них специально загружают вычислительные мощности ПК, препятствуя его нормальной работе.

В-пятых, проведите дефрагментацию жестких дисков, в особенности системного. Сильно увеличить производительность таким образом не получится, но несколько лишних процентов дать способно.

Как улучшить графику на компьютере — аппаратный и программный способы

Всем привет!

Недостаточно качественная графика является большой проблемой для каждого пользователя ПК, а особенно для геймеров. Какие бы отличные характеристики не имел ваш компьютер, но если вы любитель компьютерных игр, вы желаете выжать из своей машины максимум.

Безусловно, чаще всего для решения данной проблемы достаточно просто сменить видеокарту. Но качество графики можно улучшить и без видеокарты, при помощи определённых программных способов.

В этом материале я расскажу вам о том, как улучшить графику на компьютере различными методами.

Аппаратный способ

Как я уже писал выше, наиболее простым методом улучшения графических данных является приобретение новой, более мощной видеокарты. Вы можете сразу пойти в магазин и проконсультироваться у продавца по поводу того, какую именно карту лучше всего установить на ваш компьютер либо предварительно почитать обзорные статьи на данную тему.

Установить её не составит труда. В комплекте с картой идёт диск, на котором содержатся программа установки её драйверов.

Улучшенного изображения можно добиться также благодаря приобретению более мощного процессора или увеличению оперативной памяти.

Вот вам кстати статья о том, из чего состоит компьютер.

Сбалансированная система

Необходимо помнить, что нормальная работа компьютера возможна только в том случае, если система будет сбалансирована. Если у вас мало оперативной памяти либо слабый процессор, то установив даже самую хорошую видеокарту, вы ничего не добьётесь.

Но с другой стороны при наличии слабой видеокарты не следует думать, что увеличенная память либо установка нового процессора сможет решить проблему. По стоимости процессор и карта почти одинаковы (для компьютеров игрового типа она может составлять до 15 000 рублей). Увеличение памяти будет стоить чуть дешевле, но всё зависит от того, насколько конкретно вы хотите ее увеличить.

Программный способ

Если вы хотите улучшить графические показатели, но не имеете финансовых возможностей для приобретения дорогих новинок, то можете «прокачать» видеокарту с помощью программных методов, проще говоря, оптимизировать её настройки. Чтобы сделать это, вам нужно сначала найти ее настройки, для этого:

  1. Кликаете правой кнопкой мыши по рабочему столу
  2. В выпавшем меню выбираете «Свойства»
  3. Активируете вкладку «Параметры»
  4. Если, кроме драйверов видеокарты, на вашем ПК установлены специальные утилиты, тогда нажимайте на кнопочку «Дополнительно».

Вышеуказанный путь следует использовать для системы windows XP. Что касается ОС windows 7 и windows 8, то здесь нужно: зайти в «Мой компьютер», в выпавшем меню кликнуть «Свойства», справа выбирайте пункт «Диспетчер устройств», в списке найдете видеоадаптеры. Найдите свою видеокарту, нажмите правой кнопкой по ее названию и вызовете «Свойства».

В моем windows 10 я делаю так:

  1. Правой кнопки мыши по рабочему столу
  2. Выбираю «панель управления Nvidia»
  3. Слева в меню кликаю на пункт «управления параметрами 3D»

Сделав выше описанные манипуляции, вы увидите панель настройки карты. Параметров будет куча, но для работы вам нужна лишь незначительная их часть.

Фильтрация, сглаживание

Поскольку в настоящее время самыми популярными являются видеокарты фирмы NVIDIA, то разбирать настройки будем на примере именно этих карт. В принципе прочие настраиваются почти точно таким же способом.

Среди множества настроек вас должно интересовать «Управление параметрами 3D», поскольку именно с данным разделом вы и будете работать. В этом разделе особый интерес представляют следующие пункты:

  • Сглаживание — параметры;
  • Вертикальный синхроимпульс;
  • Анизотропная фильтрация.

Значения первой и последней настройки — 32х, 16х, 8х, 4х, 2х. Причём чем больше значение, тем более приятной и гладкой получится картинка.

Вертикальный синхроимпульс (пункт №2) может управляться параметрами приложения 3D, быть в отключённом или включённом состоянии. Для максимального улучшения графики его следует включить.

В некоторых случаях доступ к настройке «Параметры — сглаживание» может быть закрыт. Чтобы выставить нужные значения необходимо в «Сглаживание — режим» установить «Увеличение настройки приложения».

Вот и всё, дорогие друзья! Теперь вы знаете, как повысить чёткость, яркость и прочие характеристики изображения.

Кстати, этому и многому другому вас научит курс «Гений компьютерщик». Здесь в простой и доступной форме рассказывается обо всех тонкостях работы на компьютере. Овладеть компьютерной грамоте с помощью этого курса может человек любого возраста. Он способен сделать настоящего компьютерного «аса» из любого «чайника»!

Поделитесь ссылкой на эту статью с друзьями в соц. сетях, наверняка, кто-то из них является любителем видеоигр, и эта статья им будет полезна. Не забудьте подписаться на обновления. До встречи на страницах моего блога!

С уважением! Абдуллин Руслан

Понравился блог? Подпишись, чтобы получать новые статьи на почту и быть в курсе всех событий!

Как повысить производительность в играх (FPS) на NVIDIA?

Добрый день. Эта статья будет интересна, прежде всего, обладателям видеокарт NVIDIA (обладателям ATI или AMD сюда)…

Наверное, почти все пользователи компьютеров сталкивались с тормозами в различных играх (по крайней мере, те, кто вообще когда-нибудь запускал игры). Причины тормозов могут быть самыми различными: недостаточно оперативной памяти, сильная загрузка ПК другими приложениями, малой производительностью видеокарты и пр..

Вот о том, как повысить эту производительность в играх на видеокартах NVIDIA и хотелось бы поговорить в этой статье. Начнем разбираться со всем по порядку…

Про производительность и fps

Вообще, в чем мерить производительность видеокарты? Если сейчас не вдаваться в технические подробности и пр. моменты — то для большинства пользователей производительность выражается в количестве fps — т.е. количестве кадров в 1 секунду.

Разумеется, что чем больше этот показатель — тем лучше и более плавна у вас картинка на экране. Для измерения fps можно использовать множество утилит, удобнее всего (на мой взгляд) — программа для записи видео с экрана — FRAPS (даже если ничего не будут записывать, программа по умолчанию показывает в углу экрана fps в любой игре).

Про драйвера на видеокарту

Прежде чем приступать к настройке параметров видеокарты NVIDIA — необходимо установить и обновить драйвера. Вообще, драйвера могут оказывать серьезное значение на производительность видеокарты. Из-за драйверов картинка на экране может измениться до неузнаваемости…

Для обновления и поиска драйвера для видеокарты — рекомендую воспользоваться одной из программ из этой статьи.

Например мне, очень нравиться утилита Slim Drivers — быстро найдет и обновит все драйвера на ПК.

Обновление драйверов в программе Slim Drivers.

Повышение производительность (FPS) за счет настройки NVIDIA

Если у вас установлены драйвера NVIDIA — то для того, чтобы начать настраивать их, можно просто щелкнуть в любом месте на рабочем столе правой кнопкой мышки и в контекстном меню проводника выбрать «панель управления NVIDIA».

Далее в панели управления нас будет интересовать вкладка «управление параметрами 3D» (данная вкладка находится, обычно слева в колонке настроек, см. скриншот ниже). В этом окне мы и будем задавать настройки.

Да, кстати, порядок тех или иных опций (о которых говорится ниже) может быть разным (угадать как будет у вас — нереально)! Поэтому, я приведу лишь ключевые опции, которые есть во всех версиях драйверов для NVIDIA.

  1. Анизотропная фильтрация. Прямым образом влияет на качество текстур в играх. Поэтому рекомендуется выключить.
  2. V-Sync (вертикальная синхронизация). Параметр влияющий очень сильно на производительность видеокарты. Для увеличения fps рекомендуется этот параметр выключить.
  3. Включить масштабируемые текстуры. Ставим пункт нет.
  4. Ограничение расширения. Нужно выключить.
  5. Сглаживание. Выключить.
  6. Тройная буферизация. Необходимо выключить.
  7. Фильтрация текстур (анизотропная оптимизация). Эта опция позволяет увеличить производительность при помощи билинейной фильтрации. Нужно включить.
  8. Фильтрация текстур (качество). Здесь ставите параметр «наивысшая производительность».
  9. Фильтрация текстур(отрицательное отклонение УД). Включить.
  10. Фильтрация текстур(три-линейная оптимизация). Включаем.

После задания всех настроек, сохраняем их и выходим. Если сейчас перезапустить игру — количество fps в ней должно вырасти, иногда прирост составляет более 20% (что существенно, и позволяет играть в игры, в которые раньше вы бы не рискнули)!

Кстати, качество картинки, после внесенных настроек — может несколько ухудшиться, зато картинка будет двигаться намного быстрее и равномернее, чем ранее.

Еще несколько советов по повышению fps

1) Если тормозит сетевая игра (WOW, Танки и пр.) рекомендую замерить не только fps в игре, но и замерить скорость вашего интернет канала и сопоставить ее с требованиями игры.

2) Для тех кто играет в игры на ноутбуке — поможет вот эта статья: http://pcpro100.info/tormozyat-igryi-na-noutbuke/

3) Не лишним будет оптимизировать систему windows под высокую производительность: http://pcpro100.info/optimizatsiya-windows-8/

На этом все, всем удачных игр!

С уважением…

Социальные кнопки:

Улучшаем графику в любой игре (SweetFX и ENB)

Поделиться Поделиться Твитнуть Оглавление

Предисловие

Прогресс неумолим — каждый год качество графики в играх все ближе к той, что мы видим в реальности и фильмах.

Достигнем ли мы когда-нибудь того момента, когда игры будут совершено неотличимы от фильмов? Безусловно, да.

Но что делать со старыми играми? Оставшиеся на обочине истории, они по-прежнему могут, как говорится, цеплять за душу. Графика не важна, если игра интересна, но чувство сожаления нет-нет да проскакивает в сердце. К счастью, есть способы сделать графику старых игр лучше.

Нет, это не фотография. Умельцы модифицировали игру GTA IV (вышла в 2008 году, между прочим!). Источник. Немалую роль сыграло дополнение ENBSeries.

Разработчики свои старые игры редко обновляют. Если это все-таки происходит, то изменений минимум: добавляют в название модное словечко «HD» или «Enhanced Edition» («Расширенное издание»), ставят более четкие текстуры и… все. Например, вот так выглядит Resident Evil 4 Ultimate HD Edition по сравнению с обычной версией:

Улучшенные текстуры (слева), конечно, хорошо, но реализация так себе. Текстуры все равно недостаточно четкие, чтобы скрыть огрехи.

Даже такая модификация — к лучшему. А что делать, если HD-версии вашей любимой игры нет? К счастью, это поправимо.

Способы улучшить графику в играх

Способов улучшить графику игры несколько.

1. Собственные настройки игры

В стиле Капитана Очевидность сообщаю: каждая игра для компьютера имеет собственные настройки графики. Это сделано для того, чтобы можно было комфортно играть на компьютерах невысокой производительности. Кто хочет на рассвете видеть красивые лучики света с небес, отражающиеся на капельках росы придорожных трав дорог Тамриеля, реалистичные тени и блики от огня, да еще чтоб все это не тормозило, берут компьютер помощней или выходят на улицу. Если ваш компьютер «офисного» уровня, придется отказаться от красот и ставить настройки на минимум — все размыто и примитивно, зато игра работает без зависаний.

Здесь все понятно — чтобы улучшить графику, найдите в меню игры настройки (опции), там будут пункты «Качество» или «Видео», «Детализация» — выставляйте все на максимум.

Игра на максимуме графических настроек не тормозит? Поздравляем — видеокарта и процессор справляются с нагрузкой, можно улучшать графику сторонними средствами.

2. Настройки драйвера видеокарты

С помощью nVidia Control Panel (по-русски «Панель управления nVidia»), Catalyst Control Center или Панели управления графикой и медиа Intel (все зависит от производителя видеокарты) можно принудительно выставить некоторые настройки игр, если в самой игре они не меняются или вовсе нет таких опций. К сожалению, возможности ограничены. Нам доступны настройки сглаживания пикселей, анизотропной фильтрации (четкости дальних текстур) и mip bias (тоже отвечает за четкость текстур, объектов), некоторые другие. На практике пригождается лишь принудительное включение сглаживания, если в игре такой опции нет.

3. SweetFX — набор фильтров

Представьте себе, что картинка игры — это видеозапись, на которую можно наложить эффекты. Примерно так действует SweetFX.

Большинство любительских графических патчей для игр оказываются просто настроенным этой штукой.

SweetFX (FXAA Post Process Injector, альтернатива — FXAA Tool) — набор фильтров (так называемых шейдеров), накладываемых поверх картинки игры. С помощью SweetFX нельзя сделать воду реалистичней или заставить персонажей отбрасывать нормальные тени, нет. Зато можно наложить целый ряд эффектов, которые улучшают картинку в общем:

  • Включить сглаживание пикселей даже в тех играх, которые в принципе такое не поддерживают (FXAA и более совершенный SMAA методы). Пиксели на экране перестанут быть заметны.
  • Сделать картинку четче фильтром резкости.
  • Добавить эффект «виньетки» — затемнение картинки у краев экрана. Такой прием концентрирует взгляд на центр экрана и добавляет эффект объема.
  • Настроить яркость, контраст, цветовую гамму картинки. Если игра раздражает вас каким-то оттенком — просто уберите его.
  • Добавить эффект «bloom» («блюм») — свечение вокруг ярких источников света.
  • Сделать псевдо-HDR картинку — когда темные и светлые участки картинки одинаково детализированы, что более естественно для нашего с вами зрения.
  • Комбинацией различных фильтров добиться тех же эффектов, как, например, у фотографий в Instagram.

Самое главное — все это не тормозит! То есть, в принципе, это дает нагрузку на процессор и видеокарту, но незначительную, если все настроить грамотно.

Обновление от 6.08.2018: Теперь вместо SweetFX используют ReShade. Возможностей больше, настраивать проще (прямо в игре).

4. ENBSeries

ENB или ENBSeries (автор называет свою программу по-разному) — штука серьезная. Эта программа «вгрызается» в трехмерный мир игры, кардинально улучшая графику. Добавляет:

  • качественное сглаживание пикселей,
  • реалистичные отражения,
  • правдоподобные тени,
  • световые эффекты (красивые световые ореолы вокруг ламп, солнца, качественный блюм, лучи света в листве и так далее),
  • эффект адаптации к свету, имитируя реакцию наших глаз — при выходе из темного помещения на свет несколько секунд картинка будет яркой и наоборот,
  • эффект фокусировки — при взгляде на близкие объекты задний план будет размыт.

Все эффекты детально настраиваются. Можно добавить свои, если умеете создавать шейдеры.

Возможностей у ENBSeries — вагон и сто тележек. К сожалению, ENB сильно нагружает видеокарту компьютера, поэтому все эффекты разом можно включить только на современном компьютере с дорогой видеокартой.

5. Патчи для игр и ручное редактирование настроек

Иногда разработчики сами выключают какие-либо эффекты. Например, популярная игра Watch Dogs на выставке E3 в 2012 году вызвала самый настоящий восторг своей революционной графикой. На выставке E3-2013 игра избавилась от части эффектов, а в 2014 году игроков ожидал неприятный сюрприз — игра выглядела еще более блекло. Вот сравнение игры по годам, от выставок до финальной версии на современных игровых приставках:

Правда, есть и другое мнение — мол, на выставках показывали самые впечатляющие моменты игры, в финальной версии в точно таких же ситуациях (совпадение времени суток, погоды, места) игра выглядит точно так же, как в 2012-м.

Как бы то ни было, энтузиасты находят заблокированные опции в коде игр и включают их, делая графику более реалистичной. Не буду приводить ссылку на патч для Watch Dogs по вполне понятным причинам, говорю лишь его название: TheWorse Mod for Watch_Dogs.

Вы всегда можете воспользоваться Гуглом, чтобы найти патчи и советы по улучшению графики для ваших игр. Также обращаю ваше внимание на сайт WideScreen Gaming, посвященный способам запуска игр на современных широкоэкранных мониторах и многомониторных конфигурациях. Проще говоря, там есть база патчей, позволяющих запустить старые игры в современном экранном разрешении.

SweetFX

Самый простой и интересный метод улучшения графики игр — воспользоваться SweetFX.

Устанавливаем SweetFX

Приступим к улучшению графики. Начнем с простого — установки SweetFX.

Скачать SweetFX можно по прямой ссылке — версия 1.5.1.

Возможно, с момента написания статьи вышла новая версия, так что можно глянуть официальный сайт.

Шаг 1. Распаковываем загруженный архив SweetFX-Configurator_standalone_with_SweetFX_1.5.1.7z в любую папку. Проще всего в папку «Документы».

Если архив не открывается, значит, у вас не установлена программа-архиватор. Рекомендую 7-zip.

Шаг 2. В распакованной папке находим программу SweetFX_config.exe.Создаем для нее ярлык на Рабочем столе, чтобы не пришлось каждый раз открывать папку.

Нажимаем правой кнопкой мыши по программе — Свойства. На вкладке Совместимость ставим галку напротив пункта Выполнять эту программу от имени администратора:

SweetFX Configurator должен запускаться от имени администратора

Шаг 3. Чтобы внедрить эффекты в игру, наконец-то запускаем SweetFX_config и нажимаем Add new game:

С помощью открывшегося окна выбираем exe-файл игры. Если вы не знаете, где находится папка с игрой и ее исполняемый файл, можно выбрать соответствующий ярлык на Рабочем столе. Однако это может не сработать, если игра установлена через Steam, Origin или Uplay — ярлык может вести не на то, что нам нужно.

В каких папках можно найти игры:

Steam: C:\Program Files (x86)\Steam\SteamApps\common\ или C:\Program Files\Steam\SteamApps\common\

Origin: C:\Program Files (x86)\Origin Games\ или C:\Program Files\Origin Games\

Это лишь предположительные места. У вас могут быть другие папки, особенно если вы не меняли настройки. На крайний случай есть поиск средствами Windows. Если вы не справитесь с поиском папки с игрой — отложите эту инструкцию «на потом», т.к. сейчас знаний у вас недостаточно.

Шаг 4. После выбора исполняемого файла игры появится строчка в списке конфигуратора SweetFX:

Слева выбираем игру, справа нажимаем Add SweetFX

Для наглядности я решил облагородить старую, но интересную игру GTA: San Andreas. Добавив ее в список, устанавливаем SweetFX кнопкой «Add SweetFX». Все нужные файлы скопируются в папку игры, в окне появятся настройки:

Сверху список фильтров, снизу — параметры выбранного фильтра.

Чтобы настройки сохранялись автоматически, ставим галку на «Automatically save on changes».

Каждый эффект включается галкой. Все детально настраивается: достаточно выделить фильтр мышкой — ниже появится список его настроек.

Несколько советов по настройке каждого эффекта:

  • В описании присутствуют минимальные и максимальные значения параметра.
  • В описании в квадратных скобках приведено стандартное значение параметра.
  • Значение выставляется вручную, причем можно вводить и дробное значение, используя точку (не запятую!).

Для просмотра изменений игру перезапускать не нужно. Можно ее свернуть, отредактировать настройки в SweetFX Configurator и снова развернуть — эффект применяется сразу. Если что-то не так, кнопка клавиатуры «Pause/Break» вручную перезагрузит настройки. А «Scroll Lock» выключает и включает SweetFX.

Описание фильтров SweetFX

Если вы знаете английский — прекрасно. Если нет — ниже вы найдете перевод каждого названия.

1. SMAA Anti-Aliasing: сглаживание изображения, используя метод SMAA.

Чтобы показать, что такое сглаживание пикселей, подготовил для вас наглядную анимацию на примере игры GTA San Andreas (кстати, SweetFX работает и с GTA 5):

Отдельные пиксели почти не видны, резкие линии сглаживаются.

О видах сглаживания (антиалиасинга) пикселей

Стандартный (и популярный) метод сглаживания MSAA работает топорно, но качественно: картинка игры просчитывается видеокартой в разрешении несколько раз большем, чем разрешение вашего монитора, затем уменьшается. Высокое качество — пиксели не видны, картинка четкая — достигается путем громадного количества вычислений, которые не каждая видеокарта способна выполнить.

Чтобы лишний раз не нагружать видеокарту, придумали методы сглаживания картинки без масштабирования — FXAA и более совершенный SMAA. К сожалению, SweetFX сглаживает сразу все изображение на экране, поэтому все надписи немного искажаются. Если выделить строчку SMAA и параметру SMAA_CORNER_ROUNDING (сила сглаживания углов) установить максимальное значение 100, это искажение будет очень заметно, зато картинка станет очень «гладкой».

Тем, кому на четкость шрифтов в играх наплевать (как мне), советую следующий рецепт: выключите в игре стандартное сглаживание (чтобы снизить нагрузку на видеокарту и повысить частоту кадров), включите SMAA, параметры эффекта поставить на максимум:

  • SMAA_THRESHOLD: 0.05
  • SMAA_MAX_SEARCH_STEPS: 98
  • SMAA_MAX_SEARCH_STEPS_DIAG: 16
  • SMAA_CORNER_ROUNDING: 100

Это избавит наши глаза от созерцания резких линий и торчащих отовсюду пикселей, но сделает картинку немного размытой. Включите эффект резкости LumaSharpen — излишняя размытость исчезнет.

Справедливости ради замечу, что сразу после установки SweetFX эти эффекты включены. Я лишь советую выставить настройки сглаживания на максимум и выключить в игре встроенное сглаживание, чтобы частота кадров оставалась высокой.

2. FXAA Anti-aliasing: предок сглаживания SMAA. Размывает изображение сильнее, края сглаживает не так эффективно. Забудьте про этот пункт.

3. Explosion: «взрывает пиксели». Единственный параметр эффекта — Explosion_Radius — регулирует силу эффекта.

Зачем нужен — не знаю.

4. Cartoon: эффект рисованной картинки. Конечный результат сильно зависит от других эффектов (SMAA, CRT, Bloom, HDR и Lumasharpen):

При желании можно придать любой игре «рисованный» стиль. Эффект имеет два параметра настройки — сила эффекта и интенсивность черной обводки.

5. Advanced CRT: эффект SweetFX для тех, кто ностальгирует по старым ламповым телевизорам:

Фильтр имеет множество настроек, но переводить их описание не буду — вряд ли кто-то будет возиться с ним.

6. Bloom: все светлые участки изображения начинают светиться. С настройками по умолчанию эффект не заметен, для примера пришлось повысить параметр BloomPower до 5:

Эффект SweetFX Bloom имеет три параметра:

  • BloomThreshold — чем меньше значение, тем более темные участки захватываются эффектом. При нулевом значении экран почти весь белый.
  • BloomPower (от 0 до 8) — сила свечения.
  • BloomWidth (от 0 до 1) — ширина свечения.

Я чаще всего ставлю значения 40, 8 и 1 — картинка становится яркой, «сочной» в излишне темных играх.

7. HDR: псевдо-HDR эффект. Эффект позволяет видеть очертания очень ярких и очень темных предметов. Настройки по умолчанию почти не изменяют изображение:

SweetFX HDR. Слева эффект выключен, справа — включен.

Чтобы усилить эффект, я увеличил параметр HDRPower на единицу:

SweetFX HDR. Слева эффект выключен, справа — включен.

Теоретически, светлые участки должны стать темнее, темные — светлее. Но так как это псевдо-HDR, картинка просто становится более контрастной. Данный эффект полезен в играх, картинка которых не контрастна.

8. LumaSharpen — эффект резкости. Включен по умолчанию. Имеет два параметра — sharp_strength и sharp_clamp. Первый — сила эффекта, второй — ограничитель эффекта. Стандартные значения вполне оптимальны — немного четкости без фанатизма.

9. Levels — эффект, подстраивающий яркость изображения. Бесполезен, потому что работает топорно, в отличии от такого же эффекта в программе Photoshop.

10. Technicolor — эффект, позволяющий имитировать съемку старой камерой. Полезен, если нужно придать изображению какой-нибудь оттенок. При настройках по умолчанию немного снижает цветность и придает черному синий оттенок.

11. Cineon DPX — эффект, аналогично предыдущему имитирующему съемку камерой, но реализованный иначе. Тоже можно придать любой оттенок изображению, но настроек больше.

12. Monochrome — делает картинку черно-белой.

13. Lift Gamma Gain — полезный фильтр, позволяющий отдельно отрегулировать яркость светлых, темных и промежуточных тонов изображения. Если вы хотите придать изображению оттенок, попробуйте сначала этот инструмент.

14. Tonemap — набор фильтров для настройки гаммы, экспозиции, цветности, выцветания (bleach) и удаления тумана (defog).

15. Vibrance — фильтр SweetFX, усиливающий цветность блеклых тонов:

SweetFX Vibrance. Слева эффект выключен, справа — включен. Обратите внимание, какой живой стала картинка справа, хотя цвета изменились незначительно.

Фильтр Vibrance можно включать почти во всех играх, ставя параметру Vibrance (эффект и его параметр в нижней части окна SweetFX Configurator называются одинаково) значение «0.70». Этого достаточно, чтобы игра засияла новыми красками, не перебарщивая яркими цветами.

16. Curves — кривые. Те, кто пользуется Фотошопом, поймут, что это такое. Кратко — это мощное средство регулировки яркости и контраста.

17. Sepia — по умолчанию придает изображению коричневый оттенок (сепия). Можно выбрать любой другой оттенок и отрегулировать его мощность.

18. Vignette — эффект виньетки. Затемняет или осветляет изображение по краям.

19. Dither — судя по описанию, эффект позволяет показать на мониторе больше оттенков, чем он может показать. На практике никакой разницы не заметно.

20. Border — добавление черных полос по краям экрана для придания эффекта «кинематографичности». На практике бесполезен, т.к. игроку нужно видеть как можно больше игрового пространства, амбразурная щель тут не нужна.

21. Splitscreen — разделение экрана для сравнения картинки без эффектов и с ними. Например:

22. Custom — если вы умеете создавать шейдеры, данный пункт подключает их.

Хранение разных настроек эффектов SweetFX для одной игры

Просто применить настройки, чтобы увидеть их в игре, легко: нужно нажимать кнопку Save new config (если не ставили галку на «Automatically save on changes»).

А что делать, если хочется иметь несколько наборов для одной игры? Для этого есть кнопка Save / Load configuration, которая откроет окно предустановок:

SweetFX presets

Чтобы перенести настройки в другую игру, нужно в этом окне создать настройки (ввести имя в поле Name и нажать New preset), выбрать его в списке вверху и нажать Export preset — настройки сохранятся как обычный текстовый документ. Кнопка Import preset позволит загрузить такой файл настроек.

Где взять готовые настройки SweetFX

В окне настроек, о которых написано выше, с помощью кнопки Import preset можно загружать настройки других игроков.

Сайт SweetFX Settings Database как раз коллекционирует настройки. Так что если лень настраивать самим — покопайтесь там. Настройки эффектов от одних игр подойдут другим, только эффект бывает непредсказуем, т.к. цветовая гамма у игр разная.

Впрочем, база игр большая, есть даже для недавно вышедшей GTA V — SweetFX.

ENBSeries — революция графики

В отличии от SweetFX, ENB работает далеко не всегда. Зато результат впечатляющий:

Обратите внимание: появилась тень от центральной пальмы, тротуар начал немного блестеть.

В зависимости от настроек ENB и возможностей игры, эффекты будут разными. Например, для игры Skyrim придумали множество вариантов ENB. Некоторые из них:

Можно не возиться с настройками, а просто включить все подряд и отрегулировать цветовую гамму — даже это дает улучшение качества графики:

ENBSeries, в отличии от SweetFX, улучшает графику добавлением качественных отражений, реалистичных теней и вообще улучшает картинку, изменяя алгоритмы работы с освещением.

Как установить ENB

Как установить это чудо?

1. Идем на официальный сайт и смотрим — есть ли отдельная версия. Если нет, загружаем универсальную версию отсюда.

2. Архив распаковывается в папку с игрой.

3. После запуска игры в левом вернем углу должна появиться информация о версии ENB.

Как настроить ENB

Как настроить эту классную штуку?

Первые версии ENBSeries настраивались путем редактирования файла enbseries.ini с помощью текстового редактора (подойдет стандартный Блокнот). Файл находится в папке с игрой. Вы можете делать так и сейчас, но для просмотра изменений придется перезапускать игру.

Более современный способ — после установки ENB и запуска игры нажмите Shift+Enter — в левой части экрана появятся настройки. Галками можно как включать сами эффекты, так и их опции в соответствующих секциях.

Универсальная версия ENB для всех игр и специальные имеют разные наборы настроек. Поэтому не удивляйтесь, если не видите в .ini файле или меню каких-либо пунктов.

Информация о всех настройках:

  • ENBseries для GTA 4. Документация — здесь есть информация о настройке ENB для GTA4. На мой взгляд, там все разжевано максимально подробно.
  • Как настроить ENBSeries: часть 1, часть 2, часть 3 — здесь рассказывается про старую версию ENB, с настройками через правку enbseries.ini.

Готовые сборки ENB, улучшающие графику:

  • Самое крупное хранилище модификаций для игр — сайт Nexus mods — имеет для ряда игр раздел «ENB Presets». Заходите по , выбирайте вашу игру (если она там есть, конечно), затем меню Files — Categories и ищите пункт ENB Presets. Если для игры есть нормальные сборки ENB — то они именно там. Например, я оттуда перепробовал с полсотни сборок ENB для игры Skyrim.
  • Также никто не отменял Google. Как пользоваться поиском, думаю, рассказывать не надо. Например, в интернете навалом сборок ENB для игр серии GTA.
  • Для любителей GTA IV и The Elder Scrolls: Skyrim обратите внимание на сайт A State of Trance — там автор рассказывает (на английском) про лучшие моды для улучшения графики названных игр.

Совет: зачастую архив с настройками ENB не содержит в себе собственно файлов ENB (и это правильно — автор ENB запрещает распространять его творение в виде сборок). Поэтому придется сначала скачать и установить версию ENB для вашей игры с официального сайта (либо универсальную, если специальной нет), затем распаковать туда же настройки для ENB. Читайте инструкции!

Как совместить SweetFX и ENB

Обе модификации работают через подмену одного и того же файла — d3d9.dll. Заставить их работать вместе довольно просто:

Шаг 1. Установите SweetFX.

Шаг 2. В папке с игрой переименуйте файл «d3d9.dll» в, например, «d3d9-sweetfx.dll».

Шаг 3. Установите ENB (SweetFX работать пока не будет).

Шаг 4. Откройте Блокнотом файл enblocal.ini в папке с игрой, исправьте начало файла вот так:

EnableProxyLibrary=true InitProxyFunctions=true ProxyLibrary=d3d9-sweetfx.dll

Я выделил то, что вам нужно исправить.

Шаг 5. Можно настраивать ENB и SweetFX.

ENB и SweetFX будут работать вместе.

В каких играх можно улучшать графику

К сожалению, SweetFX и ENB работают далеко не со всеми играми. Чтобы объяснить, почему так происходит, нужно рассказать немного теории.

Изображение из игры, которое мы видим на экране, можно нарисовать разными способами. Самые популярные:

1. GDI — метод вывода графики, появившийся впервые в Windows 95. Практически не задействует ресурсы видеокарты, поэтому вывод трехмерной графики невозможен. Не поддерживается SweetFX и ENB по простой причине — игры, использующие этот метод, примитивны в плане графики (например карты, шашки, шахматы). SweetFX и ENB не работают с GDI.

2. GDI+ — более современный метод вывода двухмерной графики, используется в современных программах. Для трехмерной по-прежнему нецелесообразно использовать, т.к. с помощью GDI+ любая сложная графика будет долго прорисовываться. SweetFX и ENB не работают с GDI+.

3. OpenGL — метод вывода трехмерной графики, используемый не только играми, но и профессиональными программами типа 3DS Max. Игр, использующих OpenGL, немало, особенно старых. SweetFX и ENB не умеют улучшать графику в OpenGL-играх, но можно схитрить, переведя графику на «рельсы» DirectX с помощью QindieGL или GLDirect. UPD: вроде как с OpenGL уже научились работать.

4. DirectDraw — еще один метод вывода графики. Немало хороших старых игр работают через DirectDraw. К сожалению, SweetFX или ENB не смогут улучшить графику в них.

5. DirectX — что это такое, я уже рассказывал в другой статье. Вкратце — это набор функций, алгоритмов, позволяющих максимально эффективно задействовать возможности видеокарты для отрисовки графики. Схожую задачу решает OpenGL, но SweetFX и ENB для OpenGL еще никто не разработал.

Игры работают с DirectX преимущественно через программную библиотеку d3d9.dll, находящуюся в системной папке Windows. И SweetFX, и ENB для своей работы нужно отслеживать функции отрисовки, меняя их согласно своим алгоритмам. Для этого в папку с игрой кладется файл d3d9.dll, который содержит функции улучшения графики и дальнейшего перенаправления команд в оригинальный файл d3d9.dll. Поэтому, если вы вдруг надумаете заменить d3d9.dll в папке Windows таким файлом, вместо улучшения графики в играх вы получите в лучшем случае набор глюков, в худшем — неработоспособную операционную систему.

Так могут ли SweetFX и ENB работать с DirectX играми? DirectX бывает разных версий — от 1 до 11.1 на данный момент (не считая промежуточных). SweetFX и ENB могут работать с DirectX 9-й версии. Существует преобразователь DirectX 8 -> DirectX 9 от автора ENB, но он работает далеко не всегда. Так что множество игр, использующих более старую версию DirectX, остаются в пролете (например, серия стратегий Mech Commander).

Также нет конвертера из DirectDraw в DirectX 9. Зато есть конвертеры из OpenGL в DirectX. Я советую использовать QindieGL и GLDirect.

Если вы не знаете английский и/или не хотите читать инструкции — не пытайтесь скачивать вышеупомянутые конвертеры, только потратите свое время.

В будущем наверняка добавят поддержку и 10-11 версий DirectX, так как игр с поддержкой этих технологий все больше.

Улучшение графики — мифы и реальность

Миф первый: анимация и другие особенности старых игр

Облагородить внешний вид игры можно. Особенно замечательно, когда игра официально поддерживает модификации (например, TES4: Oblivion, Skyrim, MineCraft) — это позволяет значительно улучшить графику и игровой процесс.

Но графика — это красивая обертка, не более. Внутри игра останется старой, как ни крути. Персонажи будут иметь скованную анимацию, вы не сможете пинать/перемещать предметы там, где это не было предусмотрено, не сможете пробивать стены там, где их нельзя было пробивать и так далее.

Игру Morrowind можно значительно улучшить в плане графики, но персонажи по-прежнему будут двигаться нелепо.

Значит ли это, что SweetFX и ENB бесполезны? Мое мнение — они дают возможность выжать из игр все, на что они способны, поэтому их применение оправдано. Просто не ждите чудес. Интерактивности они не прибавят.

Миф второй: современные игры имеют самую «крутую» графику на данный момент

С каждым годом разработчики применяют все больше технологий, чтобы привлечь внимание игрока. Обертка должна быть красивой, чтобы ее купили. Соответственно, продажи увеличиваются, издатели игр обогащаются.

Однако по-настоящему впечатляющие инновации применяются крайне редко. Почему? Во-первых, это лишние расходы — пока технологию внедрят, игра морально устареет. Во-вторых, игроки все равно покупают игры, даже если их графическое исполнение — тихий ужас (например, этим знаменита серия игр Call of Duty).

Чтобы понять, какие технологии усиления реализма в играх придуманы, советую почитать очень интересные статьи:

Технологии графики в современных играх, часть 1: Новомодные свистелки-перделки

Технологии графики в современных играх, часть 2: Апофеоз Past-Gen’а

Технологии графики в современных играх, часть 3: Заря Past-Gen’а

После полученных знаний вы поймете, что нынешние игры в плане графики далеко не так хороши, как могли бы быть. Более того, становится очевидно — разработчики ленятся. Обещают нечто невообразимое, не используя и десятой доли того, чего можно достичь на самом деле.

Миф третий: хорошая игра должна иметь крутую графику

Если вам нравится играть в игры исключительно из-за реалистичной графики, у меня для вас плохие новости — вы пропустили выход просто потрясающей игры под названием Жизнь.

Игры — не фильм. Они цепляют своим сюжетом, возможностями, геймплеем. Графика играет важную роль, но часто небрежные наброски лучше реализма (яркий пример — Another World).

Итог

Мы играем в старые игры не из-за графики. Сильное чувство ностальгии, приятные воспоминания о том времени, интересный сюжет или какая-то мелочь, которая пройдет с человеком сквозь года — графика здесь занимает не самое видное место.

Совет: пытаясь старый шкаф вписать в современный интерьер, не забывайте о Нарнии в нем.

Как исправить размытое изображение на мониторе (текст и картинки как будто смазаны)

Вопрос от пользователя

Здравствуйте.

Подскажите пожалуйста, что делать с изображением на мониторе: после переустановки Windows оно стало каким-то размытым (такой же эффект, как будто на газету плеснули воды и некоторые буквы поплыли…).

Остальная часть вопроса вырезана как не информативная…

Доброго времени!

Вообще, подобная «штука» чаще всего бывает при неправильно выставленном разрешении экрана (так же нередко причина кроется в видеодрайверах (точнее их отсутствии)).

Сложно сказать точно, не имея более конкретных данных о ПК. Тем не менее, в этой заметке постараюсь пройтись по основным причинам появления размытости и их устранению (в любом случае, прежде чем нести ПК в сервис — стоит проверить базовые вещи самостоятельно ✌).

*

На что обратить внимание, если изображение стало размытым и мутным

Настройки разрешения (масштабирования), яркости, частоты обновления

Как уже сказал выше, в подавляющем большинстве случаев нечеткое изображение на экране монитора связано с неправильно-выставленным разрешением или масштабированием (тем более, современная Windows 10 эти параметры задает автоматически и не редко ошибается).

Для того, чтобы просмотреть (или изменить) эти параметры — необходимо открыть настройки экрана/дисплея (видеодрайвера). Чтобы перейти в них — просто щелкните правой кнопкой мышки в любом месте рабочего стола: в появившемся меню выберите «Параметры экрана» (как на скрине ниже).

Примечание: также можно нажать сочетание кнопок Win+R, ввести команду desk.cpl и кликнуть по OK. Это универсальный способ для всех ОС*.

Правый клик в любом месте рабочего стола

Далее обратите внимание на две строки:

  • разрешение (цифра-2 на скрине ниже) — для наиболее четкого изображения должно быть выставлено рекомендуемое разрешение* (при условии, что у вас установлены актуальные версии драйверов, но об этом чуть ниже…);
  • параметры масштабирования (в Windows 10) — эта опция актуальна больше для ноутбуков (при помощи нее можно сделать изображение крупнее, если из-за высокого разрешения некоторые мелкие элементы невидны).

Разрешение и масштабирование в Windows 10

В общем-то, дать конкретные значения этих параметров (кому и что установить) — невозможно (зависит от модели и диагонали экрана вашего монитора).

В помощь!

Как узнать и поменять разрешение экрана (если изображение слишком большое/маленькое, не четкое и пр.) — https://ocomp.info/razreshenie-ekrana.html

Пару слов о интерфейсах

Сейчас наиболее популярны следующие интерфейсы подключения: VGA, HDMI, DVI, Display Port. От интерфейса может зависеть очень многое, например, качество передаваемой картинки, макс. разрешение, возможность одновременной передачи аудио- и видео-сигналов.

Например, «старый» интерфейс VGA хоть еще и достаточно популярен сегодня, но заметно проигрывает DVI и HDMI. И, кстати, именно с VGA размытость встречается чаще…

Интерфейсы подключения монитора к ПК

Разговор про интерфейс идет вот к чему: проверьте, как подключен ваш монитор к системному блоку. Если у вас используется VGA интерфейс — проверьте, нет ли возможности использовать другой (как правило, на большинстве мониторов и видеокарт есть 2-3 интерфейса).

В помощь!

Заметка!

Кстати, не могу не отметить еще одну частую причину различных «неточностей» на экране ПК (особенно связано с VGA) — переплетение кабеля с другими проводами, устройствами (которые и дают «помехи», например, это может быть близ-лежащий мобильный телефон), повреждение кабеля (разъемов) и т.д.

Проверьте, все ли в порядке с кабелем, не пережат ли он мебелью, попробуйте пере-подключить штекер в видео-разъем. В ряде случае такое «шаманство» помогает устранить проблему.

Видеодрайвера и их настройки

В настройках видеодрайверов (для ПК / у ноутбуков подобные штуки не должны оказывать никакого значения) есть спец. опции масштабирования. Они нужны для того, чтобы по краям вашего монитора не было черных полосок (при этом, эта «регулировка» может сказаться на четкости «картинки» на экране!).

Есть три способа, открыть настройки видеодрайвера:

  1. просто кликнуть правой кнопкой мышки в любом свободном месте рабочего стола — в появившемся меню перейти по ссылке «AMD Radeon Settings» (или «NVIDIA Settings»);
  2. в системном трее (рядом с часами) также есть значок для быстрого входа в настройки видеодрайвера (см. скриншот ниже);
  3. зайти в панель управления Windows, в разделе «Оборудование и звук» должна быть ссылка на панель управления видеодрайвером.

2 способа открыть настройки AMD Radeon видеокарты / кликабельно

Отмечу, что если ни один из предложенных выше способов не позволил вам войти в настройки (нет ссылки на панель управления видеодрайвера) — скорее всего, у вас просто не обновлены драйвера. О том, как это сделать, рассказано в одной моей прошлой статье, ссылка ниже.

Примечание!

Среди параметров видеодрайвера обратите внимание на раздел «Настройки масштабирования» (в качестве примера, ниже приведены скриншоты из панелей управления видеокарт AMD и NVIDIA). Попробуйте передвинуть ползунок, отвечающий за масштабирование — очень может быть, что вы сразу же заметите как изображение на мониторе стало четче!

AMD Radeon — настройки масштабирования

AMD Vega — настройки масштабирования (дисплей) / Кликабельно

Обратите внимание, что в панели управления NVIDIA регулировать масштаб изображения можно во вкладке «Дисплей/Регулировка размера и положения рабочего стола».

Настройка сглаживания шрифтов (и еще пару слов про исправление масштабирования)

В Windows есть специальный инструмент ClearType. Он предназначен для того, чтобы текст на вашем мониторе выглядел максимально четко. Достигается это при помощи калибровки — т.е. поэтапного отсеивания разных вариантов отображения (и это оправдано, т.к. мониторы у всех разные, и один и тот же текст у каждого может отображаться по-разному…).

Вообще, я бы порекомендовал всем попробовать воспользоваться ClearType (особенно, тем, кто заметил, что текст на его экране размыт, например).

Для того, чтобы запустить ClearType:

  1. нажмите сочетание кнопок Win+R (должно появиться окно «выполнить»);
  2. далее введите команду cttune и нажмите OK.

cttune — запуск оптимизации текста ClearType

В Windows 10 можно воспользоваться поиском (кнопка «лупы» рядом с ПУСК’ом) — достаточно ввести слово «clear» и система найдет ссылку на искомый инструмент (пример на скрине ниже).

Настройки текста ClearType

После запуска ClearType — у вас на экране начнут появляться небольшие текстовые блоки. Ваша задача посмотреть на блоки с текстом и выбрать тот, который четче отображается.

В конце калибровки Windows «до-настроит» отображение текста (и картинка на экране может стать значительно лучше).

Кстати, есть еще один момент, на который стоит обратить внимание (для пользователей Windows 10).

В параметрах Windows (чтобы войти в них — используйте сочетание Win+i) в разделе «Дисплей» есть вкладка «Дополнительные параметры масштабирования». В ней есть спец. настройка, которая позволяет ОС Windows исправлять размытость и нечеткость в запускаемых приложениях. Рекомендую попробовать включить (выключить) данную опцию (скрины ниже).

Дисплей (параметры Windows 10)

Разрешить Windows исправлять размытости в приложениях

Про режимы работы монитора

Почти у всех современных мониторов есть несколько режимов работы, например, очень популярен режим «кино» — предназначен для фильмов, «текст» — для чтения и т.д. Разумеется, изображение на мониторе при использовании разных режимов — может сильно меняться (и не только в плане яркости).

Вообще, при проблеме размытости я бы порекомендовал сбросить текущие настройки в дефолтные (как правило, в параметрах монитора нужно найти раздел «Reset»).

Сброс настроек монитора / В качестве примера

Кроме этого, в настройках монитора могут быть такие полезные штуки, как центрирование изображение, регулировка ширины и высоты и пр. Все это также может влиять на четкость картинки (рекомендую вручную по-регулировать эти параметры и сравнить работу монитора при использовании разных режимов).

Настройка расположения изображения

Что касается размытости в играх и видео

В каждой запускаемой игре также как и в Windows есть графические настройки (разрешение, различные эффекты, размер шрифта и пр., в зависимости от конкретной игры). Разумеется, от задания этих параметров зависит очень многое: четкость изображения, FPS (кол-во кадров в сек.), качество отображения да и количество разных элементов и т.д.

Screen Resolution (разрешение в игре)

Конечно, сейчас в этой статье я не смогу дать универсальный список параметров… Однако, если изображение у вас «плывет» только в одной конкретной игре — то обратите внимание, в первую очередь, как раз на ее граф. требования и настройки (в этом могут оказать неоценимую помощь форумы на официальном сайте игры).

В помощь!

Частично вопрос оптимизации настроек игры и видеодрайверов разобран в этой заметке: https://ocomp.info/pochemu-tormozyat-igryi.html

Кстати!

В настройках видеодрайвера также можно установить приоритет:

  1. на качество: изображение в играх/видео будет более прорисованным, четче, «живее». Однако, количество FPS при выставлении макс. качества может заметно падать;
  2. на производительность: игра будет идти плавнее (FPS вырастет), динамичнее, количество тормозов может стать гораздо меньше (однако, изображение может стать размытым, не четким, с не прорисованными некоторыми элементами).

В общем-то, здесь нужно найти «баланс».

Настройки видеодрайвера

Обратите внимание, что задать приоритет можно как в панели управления AMD, NVIDIA, так и даже в IntelHD (см. скрин ниже, стрелка-5).

Настройки 3D — IntelHD (на данном скриншоте выставлен приоритет на производительность)

Что касается видео — то здесь все несколько сложнее… Чаще всего размытость и неточность изображения в домашнем видео связана с отсутствием стабилизации при записи (впрочем, это в большинстве случаев можно поправить с помощью видеоредактора, ниже приведена ссылка на один из способов).

В помощь!

До стабилизации (слева) и после (справа) / Пример исправления «качества картинки» с помощью видеоредактора

Также определенную размытость могут «давать» видеопроигрыватели, особенно те, в которые встроены собственные кодеки. В этом плане можно порекомендовать попробовать открыть видео в нескольких разных проигрывателях и сравнить результат.

*

Дополнения как всегда приветствуются!

Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *