Государственное учреждение

Виды коммунальных предприятий

Имущество предприятий коммунальной собственности находится в собственности территориальной громады (органов местного самоуправления), поэтому для финансирования этих предприятий, кроме собственных источников, привлекаются средства местных бюджетов, а также средства, полученные в порядке перераспределения между этими предприятиями.

Важно отметить, что предприятия и учреждения социально-культурной сферы коммунальной формы собственности функционируют как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере, поэтому с точки зрения их организации они делятся на три группы:

1) Предприятия и организации, которые полностью пребывают на бюджетном финансировании. Это учреждения культуры, образования, охраны здоровья, туризма и спорта, как правило, финансируются за счет средств местных бюджетов.

2) Предприятия, которые частично финансируются из местных бюджетов. Это предприятия жилищного и коммунального хозяйства, транспортные предприятия в значительной мере финансируются за счет средств местных бюджетов.

3) Предприятия, которые функционируют на принципе самоокупаемости. Это ремонтные, ремонтно-строительные предприятия, проектные организации и другие.

Т. о., на уровне местного хозяйства создан сектор экономики, имеющий специфику формирования доходов, расходов, получения прибыли и ее распределения. То есть, предприятия коммунальной формы собственности, являясь частью местного хозяйства, имеют специфику организации финансовых отношений.

Особой проблемой является установление границ коммерциализации деятельности коммунальных предприятий с учетом потребностей громады в общественных услугах. Тем не менее, коммерческая деятельность коммунальных предприятий в Украине предусмотрена, что нашло отражение в Хозяйственном кодексе. В соответствии с этим документом, в Украине могут создаваться и функционировать коммунальные унитарные предприятия, коммунальные акционерные общества, коммунальные общества с ограниченной ответственностью.Хозяйственный кодекс определяет статус этих предприятий.

Коммунальные унитарные предприятия образуются соответствующим органом местного самоуправления на базе обособленной части коммунальной собственности, и могут функционировать в двух формах: в форме коммунального коммерческого предприятия и в форме коммунального некоммерческого предприятия.

Имущество коммунального унитарного предприятия не может быть разделено на части или паи. Работники такого предприятия также не могут иметь своих долей в его капитале. Имущество коммунального унитарного предприятия используется на основе права хозяйственного ведения или на основе права оперативного управления.

Коммунальные унитарные предприятия могут образовывать хозяйственные объединения преимущественно в форме концернов или корпораций.

Коммунальные унитарные предприятия имеют самостоятельные балансы. Их счета не объединяются со счетами местных бюджетов.

Источниками формирования имущества коммунального унитарного предприятия являются:

· коммунальное имущество;

· денежные средства и другое имущество, полученные от реализации продукции;

· целевые средства, выделенные из местного бюджета;

· кредиты банков;

· часть дохода предприятия, полученного по результатам хозяйственной деятельности;

· другие источники.

Минимальный размер уставного фонда коммунального унитарного предприятия устанавливается соответствующим местным советом.

Особенности хозяйственной деятельности для таких предприятий такие же, как и для государственных коммерческих предприятий. Использование финансовых ресурсов коммунальных предприятий имеет свои особенности. Их прибыль распределяется в порядке, определенном соответствующим местным советом.

Коммунальное акционерное общество — это общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости. Акционерное общество несет обязательство только имуществом общества. Орган местного самоуправления может владеть 100% акций акционерного общества или их частью. Коммунальным акционерным обществом считается общество, в котором орган местного самоуправления владеет более 50% акций. Органы местного самоуправления могут быть участниками как ОАО, так и ЗАО.

Коммунальное ООО — это общество, которое имеет уставный капитал, разделенный на части, размер которых определяется уставными документами. Участники общества несут свою ответственность по его обязательствам в пределах их взносов в уставный капитал. Органы местного самоуправления могут владеть уставным фондом ООО полностью или частично. Коммунальным ООО считается такое, где орган местного самоуправления владеет более чем 50% его уставного капитала.

Органам местного самоуправления запрещается быть участниками обществ с дополнительной ответственностью, а также коммандитных обществ.

Планирование доходов и расходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства

Планирование расходов местных бюджетов на финансирование коммунальной формы собственности имеет свои особенности, поскольку начинается с определения доходов этих предприятий.

Как правило, доходы коммунальных предприятий значительно меньше их расходов, поэтому после анализа прогнозных доходов и расходов предприятий коммунальной формы собственности местные финансовые органы планируют дотацию, в размере, необходимом для сбалансирования доходов и расходов предприятия. При этом учитывается как функциональное назначение предприятия, так направление предоставления дотации.

Например:

— ЖЭКам дотация предоставляется на:

* покрытие убытков от эксплуатации,

* покрытие разницы в тарифах на тепло, которое подается ведомственными котельными,

* капитальный ремонт.

— транспортным предприятиям дотация предоставляется на:

* покрытие эксплуатационных расходов;

* капитальный ремонт подвижного состава;

* приобретение нового подвижного состава;

* капитально-восстановительные работы.

Кроме этого, в дотацию может закладываться прибыль, размер которой зависит от состояния местного бюджета, из которого дотация выделяется.

Финансовое планирование в коммунальных предприятиях начинается с определения денежных поступлений, при этом их состав и структура определяются функциональным назначением предприятия.

Например, в жилищном хозяйстве сначала определяются доходы по всем источникам поступлений:

— квартплата (определяется на основе размеров среднегодовой жилой площади и средней ставки платы за 1 кв. м.). Индивидуальная квартплата зависит от условий благоустройства квартир (в новых домах), решений правительства и местных органов власти по поводу изменения тарифов за пользование жилой площадью, обеспечения домов лифтами, местонахождение и этажность дома.

— арендная плата за нежилые помещения (определяется на основе тарифов, дифференцированным в зависимости от типа строения, целей использования и месторасположения).

— возмещение затрат на содержание внутридомовых коммуникаций.

Расходы ЖЭКов состоят из таких основных статей как:

— зарплата, начисления на зарплату,

— плата за техническое обеспечение жилых домов,

— ремонт жилищного фонда,

— вывоз мусора, материальные затраты,

— электроэнергия на освещение лестничных клеток,

— работа лифтов,

— собственные нужды,

— амортизационные отчисления на полное восстановление отдельных нежилых помещений,

— содержание строительного хозяйства,

— технического инвентаря,

— дренаж и механизированная уборка,

— другие расходы.

При этом структура затрат на жилищное хозяйство зависит от таких факторов как

— месторасположение района,

— его территория,

— наличие мест общественного пользования,

— этажность домов,

— компактность их размещения,

— техническое оснащение домов.

Доходы транспортных предприятий планируются на основе объемов перевозок пассажиров. При этом пассажиры делятся на тех, кто оплачивает свой проезд, и тех, кто пользуется льготами. Доходы определяются путем умножения количества пассажиров, которых планируется перевезти, на цену одной перевозки (тариф). Размер дотации на перевозку пассажиров, имеющих льготы, определяется аналогично. Планируются также доходы от других видов деятельности, к которым относят сдачу в аренду собственных помещений, поступления от размещения рекламы на остановках и подвижном составе.

Транспортные предприятия имеют такие статьи затрат:

— зарплата, начисления на зарплату

— затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (предприятия автотранспорта)

— расходы на приобретение электроэнергии (метрополитен)

Состав затрат, которые включаются в себестоимость производства и реализации работ и услуг определяются в соответствии с «Инструкцией по планированию, учету и калькуляции себестоимости работ (услуг) на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства» (от 31.03.1997).

Затраты на выполнение работ и услуг в стоимостном выражении формируют себестоимость. Этот показатель является одним из главных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Планирование себестоимости осуществляется на основе нормативного метода, когда размер затрат по каждой составляющей определяется на основе установленных законодательством Украины, а также принятыми на предприятии норм использования сырья, материалов, топлива и т.д., норм и расценок по оплате труда, нормативов затрат на управление и обслуживание производства и норм на другие элементы затрат на производство.

Только по отдельным элементам, по которым невозможно их объективное нормирование, планирование осуществляется на основе фактических затрат за предыдущие годы, смет этих затрат или других факторов. Наличие всего комплекса указанных норм и нормативов на предприятии является объективной предпосылкой его функционирования.

Затраты, включаемые в себестоимость работ и услуг, на предприятиях коммунального хозяйства группируются на такие элементы:

1) материальные затраты. К ним относят:

* затраты, связанные с подготовкой и освоением новых видов работ и услуг

* разработкой и использованием природного сырья

* затраты капитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства

* затраты на обслуживание производственного процесса (затраты на материалы, топливо и электроэнергию)

* на перевозку материалов

* на материалы для проведения текущего ремонта, технического осмотра и технического обслуживания основных фондов, обеспечение работников спецодеждой, обувью, обмундированием.

Поскольку материальные затраты рассматриваемых предприятий составляют незначительную долю, то их планирование осуществляется методом прямого счета.

2) затраты на оплату труда. Сюда относятся затраты на выплату основной и дополнительной заработной платы, рассчитанные с учетом принятой на предприятии системы оплаты труда, включая любые виды денежных и материальных доплат. Они планируются в соответствии со штатным расписанием, норм трудовых затрат на проведение каждого вида работ и нормативов обслуживания, тарифных ставок, должностных окладов, надбавок и доплат, предусмотренных действующим законодательством и коллективным договором, а также затраты на оплату труда внештатных работников.

3) отчисления на социальные нужды.

4) амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сюда относятся затраты на полное восстановление основных фондов в виде амортизационных отчислений от балансовой стоимости основных производственных фондов.

5) другие затраты. Сюда относят затраты на перевозку работников к месту работы, набор (агитация) работников, страхование имущества, изготовление и приобретение бланков, оплата процентов по кредитам, оплата услуг коммерческих банков и другие расходы.

Прибыль коммунальных предприятий подлежит налогообложению. При этом 100% налога на прибыль поступает в соответствующий местный бюджет. Местные советы могут предоставлять льготы или полностью освобождать от налогов коммунальные предприятия в той части, которая поступает в соответствующий местный бюджет.

Порядок распределения и использования прибыли определяется финансовым планом предприятия. Этот план предприятие обязано составлять с поквартальной разбивкой на каждый последующий год. Он должен быть утвержден до 1 сентября года, предшествующего плановому году.

Прибыль жилищно-коммунальных предприятий обычно определяется при составлении проектов местных бюджетов, как разница между доходами, включающими в себя дотацию из местного бюджета, и расходами.

Чистая прибыль предприятий жилищно-коммунального хозяйства, как правило, направляется на развитие производства, удовлетворение социальных потребностей и материальных запасов готовой продукции и незавершенного производства. Часть прибыли направляется на пополнение собственных оборотных средств. При этом нормируются оборотные средства по статьям «Расчеты с абонентами» и «Задолженность абонентов», которая формируется за счет средств, которые поступают за предоставленные услуги и реализованную продукцию. Плановая потребность в собственных оборотных средствах определяется исходя из установленных нормативов выраженных в днях. Норматив по малоценному инвентарю, инструменту, спецодежде устанавливается, исходя их количества работающих и средней нормы запаса в денежном выражении на одного работающего.

В современных условиях дефицитов местных бюджетов возрастает необходимость объективной оценки финансового состояния предприятий коммунальной собственности. Это связано с тем, что органы местного самоуправления обязаны принимать правильные решения относительно конкретного производства. Они обязаны выяснить целесообразность выделения средств из местного бюджета конкретному предприятию для его дальнейшего функционирования.

Положительно характеризует финансовое состояние: устойчивая платежеспособность, эффективное использование капитала, своевременное проведение расчетов, наличие стабильных финансовых ресурсов. Негативно характеризует финансовое состояние: неэффективное размещение средств, недостаток собственных оборотных средств, наличие устойчивой задолженности по платежам, негативные тенденции в производстве.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» в других словарях:

  • Государственное учреждение радиационного контроля и радиационной безопасности «Беллесрад» — Учреждение Беллесрад краткое название Государственного учреждения радиационного контроля и радиационной безопасности (Государственное учреждение радиационного контроля и радиационной безопасности «Беллесрад») Белоруссии. Государственное… … Википедия

  • Государственное учреждение «Мосстройлицензия» — 15.9. Государственное учреждение Мосстройлицензия : выдает лицензии на осуществление строительной деятельности на территории г.Москвы с учетом замечаний контролирующих органов по работе подрядных организаций; осуществляет контроль за соблюдением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Государственное учреждение города Москвы «Дворец спорта „Мегаспорт“» — Координаты: 55°47′10″ с. ш. 37°32′26″ в. д. /  … Википедия

  • Канцелярия (государственное учреждение в Швеции) — Канцелярия (швед. kansliet, Kanslikolegiet; также Канцли коллегия, Канцелярская коллегия) – государственное учреждение Швеции в XVI XIX вв. Содержание 1 Возникновение 2 Период Великодержавия … Википедия

  • Федеральное государственное учреждение «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» — (Гостелерадиофонд) один из крупнейших в мире архивов киновидеоматериалов, звукозаписей и фотоматериалов, записанных до 1991 года. Материалы фонда отражают историю, культуру и искусство России XX века. Коллекция Гостелерадиофонда насчитывает… … Википедия

  • УЧРЕЖДЕНИЕ — УЧРЕЖДЕНИЕ, учреждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. учредить учреждать (книжн.). Учреждение ученого общества. 2. Общественная или государственная организация с определенным штатом служащих и администрацией, ведающая какой нибудь областью… … Толковый словарь Ушакова

  • УЧРЕЖДЕНИЕ — 1) орган государственного управления, государственной власти (государственное учреждение), выполняющий функции, возложенные на государство, часть государственного, аппарата; 2) организация, осуществляющая хозяйственную, социально культурную… … Экономический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО НАДЗОРУ ЗА ОПЕРАЦИЯМИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ — – государственное учреждение, задачами которого являются регулирование рынка ценных бумаг, контроль за созданием и деятельностью акционерных обществ. Функции агентства: 1) надзор за исполнением законов об акционерных обществах и обращении ценных… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • Государственное объединение научных и прикладных исследований — Штаб квартира CSIRO в Канберре Государственное объединение научных и прикладных исследований (англ. Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation, CSIRO) австр … Википедия

  • учреждение — УЧРЕЖДЕНИЕ1, я, ср Организация, образованная для осуществления определенного рода действий. Научные, общественные учреждения. УЧРЕЖДЕНИЕ2, я, ср Организация, образуемая для определенного рода деятельности. Государственное учреждение.… … Толковый словарь русских существительных

Учреждение

У этого термина существуют и другие значения, см. Учреждение (значения).

Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично

Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:
1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам теми средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.
2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.
Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

Виды

В зависимости от собственника выделяют:

  • Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы
  • Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные муниципальные образования
  • Частные учреждения — учредителями выступают физические или юридические лица.

Государственное или муниципальное учреждение бывают

  • бюджетными
  • автономными
  • казёнными

Особенности функционирования

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.
Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.
Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).
Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Автономное учреждение

8 ноября 2006 года был опубликован в Российской Газете ФЗ Российской Федерации № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В п. 2 ст. 2 данного закона было дано определение автономному учреждению:

«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.»

Особенность автономного учреждения:

  • возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права
  • открывать счёт в кредитной организации
  • автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, за исключением недвижимости и особо ценного движимого имущества, находящегося в собственности учредителя
  • собственник учреждения не несет никакой ответственности за долги автономного учреждения
  • имущество за автономным учреждением находится в оперативном управления
  • автономное учреждение может вносить свои денежные средства в уставной фонд других организаций
  • земля предоставляется автономному учреждению на праве бессрочного пользования
  • автономное учреждение может иметь только одного учредителя
  • крупная сделка может быть заключена лишь под надзором наблюдательного совета

Создание автономного учреждения

Создается автономное учреждение на основании распоряжения Правительства Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

Учредитель автономного учреждения

Учредителями автономного учреждения могут быть, согласно п. 1 ст. 6 Закона:

1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; 3) муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Примечания

Юридические лица

Коммерческие

Хозяйственные товарищества и общества (Полное • На вере) • Общество с ограниченной ответственностью • Общество с дополнительной ответственностью • Акционерное общество (Открытое • Закрытое) • Производственный кооператив • Унитарное предприятие

Некоммерческие

Потребительский кооператив • Общественное объединение (Организация • Движение • Фонд • Учреждение • Орган самодеятельности • Политическая партия) • Религиозная организация • Фонд • Учреждение

Государственная регистрация

Государственная регистрация • Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) • Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

Прочее

Несостоятельность • Ассоциация (союз) • Индивидуальный предприниматель • Ограниченная ответственность • Учредитель

Муниципальное учреждение

Муниципальное учреждение — учреждение, созданное муниципальным образованием.

Муниципальное учреждение — это один из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником. В зависимости от типа собственника, учреждения бывают:

— частными (частное учреждение) — если собственник гражданин или юридическое лицо;

— государственными (государственное учреждение) — если собственник Российская Федерация или субъект Российской Федерации;

— муниципальными (муниципальное учреждение) — если собственник Муниципальное образование.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).

Муниципальное учреждение регулируется ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным (см. Автономное учреждение), бюджетным (см. Бюджетное учреждение) или казенным учреждением (см. Казенное учреждение).

Ответственность муниципального учреждения и его собственника регулируется ст. 123.22 ГК РФ:

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: bus.gov.ru

Учредители

Учредителем муниципальных учреждений является муниципальное образование (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).

Учредителями одного государственного (муниципального) учреждения не могут быть публично-правовые образования различных уровней, а также несколько публично-правовых образований одного уровня.

Статьей 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность учреждения межмуниципальных организаций. Однако указанные организации могут быть созданы исключительно в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036).

Виды деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Планирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений (п. 3 Письма Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036)

Поскольку целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти, виды деятельности учреждений должны соответствовать целям, для достижения которых они созданы.

Исчерпывающий перечень видов деятельности учреждений в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ, частью 2 статьи 7 Федерального закона N 174-ФЗ должен быть определен в их уставах.

Кроме этого, цели создания государственных (муниципальных) учреждений и основные виды их деятельности должны корреспондироваться:

— с вопросами, решение которых законодательством Российской Федерации отнесено к ведению их учредителя — публично-правового образования;

— с полномочиями органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя.

По государственным (муниципальным) учреждениям, деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является их учредителем, а также профилю органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя, целесообразно принять решение об их ликвидации, передаче в ведение иного органа власти либо передаче в собственность иного публично-правового образования.

Помимо основных видов деятельности государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность также указана в их учредительных документах (например, книгоиздательская деятельность, тиражирование, предоставление консультаций).

Информация об основных видах деятельности государственных (муниципальных) учреждений должна быть отражена не только в их уставах. Данные сведения должны также содержаться в одном из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений — плане финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, обязан самостоятельно установить порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений в соответствии с Общими требованиями, определенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н (далее — Общие требования к плану, Приказ N 81н).

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, определяя указанный порядок, вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных Общими требованиями к плану, в том числе утвердить типовую форму плана финансово-хозяйственной деятельности; установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые должны обеспечить деятельность учреждений на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности с самого начала очередного финансового года.

В соответствии с пунктами 9 и 17 Общих требований к плану план финансово-хозяйственной деятельности составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия его учредителя (либо по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается учреждением).

Налогообложение и бухгалтерский учет

На муниципальные учреждения распространяются требования налогового законодательства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), а также требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления. В бухгалтерском учете такое имущество учитывается также, как другие организации учитывают имущество на праве собственности. План счетов и иные нормативные документы не предписывают особого порядка учета имущества на праве оперативного управления. С юридической точки зрения право оперативного управления есть разновидность вещных прав, близкая по своей сути к праву собственности (различия конечно же есть, но они юридические и не влияют на бухгалтерский учет).

Автономные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

Бюджетные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.

Казенные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Основные различия Бюджетных, Автономных и Казенных государственных и муниципальных учреждений

Источник бюджетного финансирования:

Автономное — субсидии

Бюджетное — субсидии

Казенные — на основе бюджетной сметы

Основной документ:

Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности

Казенные — Смета доходов и расходов

Поступающие доходы:

Автономное — в самостоятельное распоряжение

Бюджетное — в самостоятельное распоряжение

Казенные — зачисляются в бюджет

Денежные счета:

Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства

Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1)

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Статья 9.1 «Государственные, муниципальные учреждения» Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

«1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя)».

07.01.2020

Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Муниципальное образование

Право оперативного управления

Бюджетное учреждение

Государственное учреждение

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Внешние ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *