Глаголы отвечают на вопросы

В русском языке нет единого мнения об объеме такого понятия, как глагол.

В соответствии с первым представлением в него включается:

  • Инфинитив
  • Личные формы
  • Деепричастие
  • Причастие

Согласно другой точки зрения:

  • Инфинитив
  • Личные формы.

Рассмотрим характерные вопросы для последнего, более распространенного, деления на группы.

Для инфинитива:

Что делать? (В несовершенном виде)

Происходит указание на действие. Но нет точного упоминания о времени и лице. Чаще всего употребляются в сочетании со словами, обозначающими:

  • Начало, процесс и конец выполнения чего-либо.

Начать читать. Начать рисовать. Начать решать.

Продолжать считать. Продолжать трудиться. Продолжать бежать.

Кончить делать. Перестать говорить. Прекратить кричать.

  • Намерения лица закончить действие

Устал писать. Расхотел смотреть. Отговорить ехать. Передумал читать.

  • Приобретение навыка

Уметь читать. Научиться рисовать.

  • Ненужность действия

Не надо читать в темноте.

Не нужно дружить с хулиганом.

  • Запрет на действие

Ночью нельзя шуметь.

Что сделать? (Для совершенного вида)

Вопрос указывает уже на результат действия. Употребляется при описании:

  • Действия, имеющий конечный результат.

Он хочет решить задачу.

Она думает купить журнал.

  • Суммарного действия.

Вам надо трижды подтянуться на турнике.

  • Действия с потенциальной возможностью.

Я всегда рад помочь. Владимиру можно позвонить даже ночью.

  • Затруднительного действия

Море не переплыть. Такую тяжёлую сумку не поднять.

Для личных форм глагола вопросы изменяются в соответствии со временем происходящего.

Настоящее время:

Что делаю / что делаем?

Относятся к:

  • первому лицу
  • несовершенному виду

Я ем мандарины. Мы играем в футбол.

Что делаешь / что делаете?

Относятся к:

  • второму лицу
  • несовершенному виду

Ты лежишь на кровати. Вы едите в метро.

Что делает / что делают?

Относятся к:

  • третьему лицу
  • несовершенному виду

Он бежит по дороге. Она летит на самолёте. Оно растет в саду. Они танцуют.

Важно: для настоящего времени употребляются вопросы только для несовершенного вида.

В прошедшем времени глагол отвечает на вопросы:

Что делал / что сделал?

В данном времени не выделяется лицо, выполняющее действие. Стоит только обратить внимание, что в третьем лице происходит привязка к роду. И данный тип вопроса будет справедлив только для мужского рода.

Я пробежал дистанцию. Ты долго играл. Он съел кашу.

Что делали / что сделали?

Вопросы характерны для глаголов:

  • Множественного числа
  • Совершенного и несовершенного вида

Мы пели песни. Вы были вчера на концерте. Они сделали уроки.

Что делала / что сделала?

Отвечают глаголы:

  • Третьего лица
  • Единственного числа
  • Женского рода
  • Совершенного и несовершенного вида.

Она увидела белку. Она бегала в лесу.

Что делало? Что сделало?

На такие вопросы отвечают глаголы:

  • Третьего лица
  • Единственного числа
  • Среднего рода
  • Совершенного и несовершенного вида

Оно зацвело к осени. Оно цвело всю неделю.

Важно: к личным глаголам третьего лица в прошедшем времени и единственном числе ставят вопросы с учетом родовой принадлежности.

Будущее время:

Что буду делать / что сделаю?

Вопросы относятся к:

  • Первому лицу
  • Единственному числу
  • Совершенному и несовершенному виду

Я буду радоваться за вас. Я успею все сделать.

Что будем делать / что сделаем? (для множественного числа)

Мы будем строить дом. Мы построим дом.

Что будешь делать / что сделаешь?

Вопросы для глаголов:

  • Второго лица
  • Единственного числа
  • Совершенного и несовершенного вида

Ты будешь мечтать. Ты успеешь приехать.

Что будете делать / что сделаете? (для множественного числа)

Вы будите рисовать. Вы приедете завтра.

Что будет делать / что сделает?

Вопросы для глаголов:

  • Третьего лица
  • Единственного числа
  • Совершенного и несовершенного вида

Он будет покупать велосипед. Она купит велосипед. Оно подрастет на следующий год.

Что будут делать / что сделают? (для множественного числа)

Они будут решать задачу. Они решат задачу.

Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
В словарях глаголы даны в неопределенной форме.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы – ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести; расти – вырасти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.

Вид глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать?: писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершенно, и отвечают на вопрос что сделать?: написать, прочитать, рассказать.

Переходные и непереходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь).

Возвратные глаголы
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

Изменение глаголов по числам
Глаголы изменяются по числам.
Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: ребёнок играет, мяч прыгает, колесо вертится. Глаголы во множественном числе обозначают действие двух или нескольких предметов: дети играют, мячи прыгают, колёса вертятся. Глаголы всегда стоят в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны.
Изменение глаголов по временам

Время Значение Вопросы Примеры
Настоящее Действие происходит в момент речи Что делаю?
Что делаешь?
Что делает?
Что делаем?
Что делаете?
Что делают?
Пою,
Поёшь,
Поёт,
Поём,
Поёте,
Поют
Прошедшее Действие происходило до момента речи Что делал?
Что сделал?
Что делали?
Что сделали?
Пел,
Спел,
Пели,
Спели
Будущее Действие будет происходить после момента речи Что сделаю?
Что сделаем?
Что сделаешь?
Что сделаете?
Что сделает?
Что сделают?
Что буду делать?
Что будем делать?
Что будешь делать?
Что будете делать?
Что будет делать?
Что будут делать?
Спою,
Споём,
Споёшь,
Споёте,
Споёт,
Споют,
Буду петь,
Будем петь,
Будешь петь,
Будете петь,
Будет петь,
Будут петь

Глаголы прошедшего времени имеют суффикс – Л: стоял, осветило, задумалась.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, принимая соответствующие окончания: решил – решила, решило; отцвёл – отцвела, отцвело, дошёл – дошла, дошло.
Глаголы прошедшего времени всегда стоят в том же роде, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Спряжение глаголов
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: Вы пойдёте – 2-е лицо, единственное число, я –читаю – 1-е лицо, единственное число.
Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударных и безударные окончания одинаковые.

Личные окончания глаголов I спряжения

Личные окончания глаголов II спряжения

Спряжение глагола с ударным окончанием определяют по окончанию.
Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по неопределённой форме.

Особенности спряжения глаголов будущего времени

Если в будущем времени употребляют два глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола буду.
Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению: хотеть (хочешь, хочет – по I спряжению; хотим, хотите, хотят – по II спряжению).
Правописание глаголов в прошедшем времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – Л пишется та же гласная, что и перед суффиксом – ТЬ в неопределённой форме: строить – строил.
НЕ с глаголами
Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить.
Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ: негодовать, недоумевал, нездоровится.

Морфологический разбор глагола
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

4 класс. Морфологический разбор (образец):

1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.

2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.

3. Сказуемое.

Проверь себя, выполнив тест.

1. Что обозначает глагол?

1) Предмет.

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

1) Кто? что?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) Главным членом.

2) Второстепенным членом.

4. Изменяется ли глагол по числам?

1) Да. 2) Нет.

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

1)2 2)3 3)4

6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме…

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) Что делает? что делают?

2) Что сделает? что будет делать?

3) Что делал? что делали?

8. Выбери глаголы будущего времени.

1) пробежала 3) прилетит 5) запищат

2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует

9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

1) Прошедшего времени.

2) Будущего времени.

3) Настоящего времени.

10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

1) По числам.

2) По падежам.

3) По родам.

11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

1) Мужской род.

2) Женский род.

3) Средний род.

12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме…

1) мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме…

1) Мужского рода;

2) женского рода;

Глаголы в русском языке: формы и виды глаголов, спряжение

​Глагол — это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например, «идти», «думать», «работать». Также глагол может передавать состояние предмета, а не действие: например, «лежать», «болеть», «существовать».

Глагол изменяется по временам (настоящее время — бежит, прошедшее — бежал, будущее — побежит), лицам (первое лицо — я бегу, второе — ты бежишь, третье — он бежит) и числам (единственное число — я бегу, множественное — мы бежим). Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.

Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

От глаголов образуются отглагольные части речи — причастие и деепричастие.

Другое значение слова «глагол»

Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:

Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».

Переходные и непереходные глаголы

Все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на предмет. Переходные глаголы могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже: поздравил нас, купил книгу, сфотографировал собаку. В отдельных случаях — с существительными и местоимениями в родительном падеже: купил молока, выпил водки, нарвал цветов.

Непереходные глаголы — это все остальные глаголы русского языка. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние. Например, глаголы «прыгать» или «сидеть».

Совершенные и несовершенные глаголы

По виду глаголы делятся на совершенные и несовершенные.

Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».

Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».

У некоторых глаголов есть лишь один вид. Например, «принадлежать» — только несовершенный вид. А «очутиться» — только совершенный вид. Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме — например, глаголы «атаковать» или «обещать».

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы (или глаголы в возвратной форме) — это глаголы с суффиксом -ся или -сь. Например, «молиться», «задуматься», «проснуться». Некоторые из них никогда не употребляются без данного суффикса (бояться, надеяться, гордиться), а другие могут употребляться и без него (плакать — плакаться, умывать — умываться).

Соответственно, невозвратные глаголы — это глаголы без суффикса -ся.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, происходящее без действующего лица. Например, «стемнело», «не спится», «потеплело». Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Наклонение глаголов

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».

Читайте подробнее: Наклонение глаголов в русском языке — изъявительное, повелительное и условное

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение формы глаголов по лицам. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени.

В русском языке два спряжения — первое и второе. Глаголы в них различаются гласными в личных окончаниях.

Лицо

Единственное число

Множественное число

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

1 лицо

Я читаю

Я помню

Мы читаем

Мы помним

2 лицо

Ты читаешь

Ты помнишь

Вы читаете

Вы помните

3 лицо

Он читает

Он помнит

Они читают

Они помнят

Спряжение глагола определяется по:

Разноспрягаемые глаголы — это небольшая группа глаголов, которые частично спрягаются по первому, а частично — по второму спряжению: хотеть, бежать, брезжить, а также производные от них (захотеть, забрезжить и т.д.).

Лицо

Единственное число

Множественное число

Хотеть

Бежать

Хотеть

Бежать

1 лицо

Хочу

Бегу

Хотим

Бежим

2 лицо

Хочешь

Бежишь

Хотите

Бежите

3 лицо

Хочет

Бежит

Хотят

Бегут

Кроме того, особые личные формы имеют глаголы «есть», «дать» и производные от них («я поем», «я подам» и т.п.).

Читайте о других частях речи в русском языке

Существительное обозначает предмет.

Прилагательное — признак предмета.

Местоимение указывает на предмет.

Глагол обозначает действие.

Наречие — признак действия

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

гский купец отправлял в подарок своему английскому компаньону. (3) Она была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно, по-птичьи. (4) Всякий раз, когда я проходил мимо, она протягивала мне свою тонкую холодную ручку — и взглядывала на меня своими грустными, почти человеческими глазёнками. (5) Я брал её руку — и она переставала пищать и метаться. (6) Непрестанно и жалобно, не хуже писка обезьяны, звякал небольшой колокол у кормы. (7) Изредка всплывал тюлень — и, круто кувыркнувшись, уходил под едва возмущённую гладь. (8) Я садился возле обезьяны; она переставала пищать — и опять протягивала мне руку. (9)Снотворной сыростью обдавал нас обоих неподвижный туман. (10) Погружённые в одинаковую, бессознательную думу, мы пребывали друг возле друга, словно родные. (11)Я улыбаюсь теперь… но тогда во мне было другое чувство. (12) Все мы дети одной матери — и мне было приятно, что бедный зверёк так доверчиво утихал и прислонялся ко мне, словно к родному. 2.Выполните задания. 1.Определите и запишите основную мысль текста. 2.Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. 3.Почему обезьяна переставала пищать и метаться, когда рассказчик брал её за руку? Ответ запишите. 4.Запишите лексическое значение слова «тонкой» (предложение 3). Составьте предложение, в котором бы это слово употреблялось в другом значении. 5.Определите стилистическую принадлежность слова «глазёнками» (предложение 4). Запишите к нему синоним. 6.Объясните значение фразеологизма «с открытой душой». Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *