Где и когда появилась опера?

Как возникла опера?

Считается, что современная опера выросла из древнегреческой трагедии. Но как и где это произошло? А история такова. В конце XVI века в итальянском городе Флоренция в салоне известного любителя музыки Джованни Барди собирались люди, увлекающиеся искусством Древней Греции. Однажды появилась идея воссоздать одну из трагедий, поставить ее на сцене. Правда, как это сделать, музыканты не знали. Они предполагали, что пение должно быть постоянным, хотя в действительности древнегреческие актеры-певцы перемежали его декламацией стихов. Так, возрождая на сцене традиции древнегреческой трагедии, они случайно создали совершенно новый вид искусства — оперу, в которой пение было постоянным. В 1598 году итальянским композитором Якопо Пери была написана опера «Дафна», а в 1600 г. — «Эвридика». Принято считать эти произведения первыми операми. Кстати, специально для их исполнения в 1632 году в Риме был построен оперный театр. Естественно, тоже первый.

Первые оперные представления поразили публику своей необычностью: артисты вместо того, чтобы разговаривать, вдруг запели! Было чему поразиться! Новый жанр имел огромный успех.

Со временем в исполнении оперы сложились определенные традиции. Звучащая перед началом спектакля музыка называется увертюрой. Опера состоит из частей — действий. Словесный текст оперы именуется либретто. В постановке принимают участие певцы, оркестр и, часто, артисты балета, занятые в танцевальных номерах музыкального спектакля.

Опера никогда не была застывшим жанром. Еще в пору ее молодости, в XVII веке, во Франции появились оперы-балеты, в которых балетные сцены существовали на равных с вокальными партиями. Этот вид искусства пришелся по душе и в России. В XIX веке замечательными русскими композиторами было создано множество прекрасных опер: «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Млада», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Барди Д.

Смотреть что такое «Барди Д.» в других словарях:

  • барди — БАРДИ, обычно нескл., мн. Деньги. Возм. связано с устар. «барда» остатки чего л., бурда … Словарь русского арго

  • Бардиїв — Бардиїв, місто в ЧССР. Південня Лемківщина … Словник лемківскої говірки

  • Барди — Герб Барди Барди (Bardi) старинный род флорентийских банкиров. Барди возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско торговых компаний (с середины XIII в. до середины XIV в.). Они выступа … Википедия

  • БАРДИ — (Bardi) старинный род флорентийских магнатов. С кон. 13 в. Б. активно участвовали в политич. жизни Флоренции. С сер. 13 в. до сер. 14 в. (1345) возглавляли крупнейшую в то время в Европе банковско торг. компанию, кредитовавшую королей и пап. Лит … Советская историческая энциклопедия

  • Барди — старинный род флорентийских банкиров. Б. возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско торговых компаний (с сер. XIII в. до сер. XIV в.); выступали кредиторами пап и королей; на деньги Б. велась Столетняя война. С конца XIII в. Б. принимали… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • БАРДИ — Гюстав (25.11.1881, Бельфор 31.10.1955, Виль сюр Иллон), франц. католич. патролог и теолог. Завершив обучение в семинарии в Париже, стал священником, окончил там же Католический ин т в 1909 г. Получил степень д ра теологии. С 1909… … Православная энциклопедия

  • Барди Д. — БÁРДИ (Bardi) Джованни, граф Вернио (Vernio) (1534–1612), итал. композитор, писатель, меценат. Один из инициаторов создания Флорентийской камераты – объединения поэтов, музыкантов, учёных гуманистов (сложилось к 1580). Одним из первых… … Биографический словарь

  • БАРДИ — Джованни, граф дель Вернио, богатый и даровитый флорентинский дворянин конца 16 го века, который собирал в своем доме лучших артистов и ученых Флоренции и, кажется, лично дал толчок первым попыткам драматической композиции (опера) в подражание… … Музыкальный словарь Римана

  • Барди, Густав — Барди Густав Имя при рождении: Bardy Gustave Род деятельности: богослов, патролог Дата рождения: 18 ноября 1881(1881 11 18 … Википедия

  • Барди (город) — Коммуна Барди Bardi Страна ИталияИталия … Википедия

Знаете ли вы, когда появилась первая опера?

Оперный жанр зародился в Италии, на территории Флоренции, в конце XVI столетия. В 1580 году в городе по инициативе графа Джованни Барди (1534-1612) образовалась свободная от городских и церковных властей академия – знаменитая Флорентийская камерата, которая объединяла видных ученых, философов, музыкантов, поэтов, любителей искусства.

Местом встреч Флорентийской камераты служил Дом Якопо Корси. Сообщество получало финансовую поддержку знатных аристократов.

Джованни Барди
Члены Камераты критиковали существующую музыку за чрезмерное использование полифонии в ущерб разборчивости текста и потерю поэтической составляющей произведения и предлагала создать новый стиль, в котором текст сопровождался бы музыкой. Так была создана форма речитатива, получившая в опере большое распространение.

Особенно члены сообщества интересовались античной культурой и древней музыкой. Композиторы этого сообщества были сильно увлечены реконструкцией драмы и музыки Древней Греции. Никто и не думал, что из многочисленных попыток осуществить постановку в античном стиле «drama per musica» («драма через музыку») появится жанр, который только в 1639 году назовут оперой.

Якопо Пери
В 1597 году появилась на свет опера «Дафна» композитора Якопо Пери при участии Якопо Корси, в доме которого в 1598 году и была поставлена эта опера. Впоследствии она была утеряна;
6 октября 1600 года по случаю бракосочетания Генриха IV и Марии Медич была грандиозно поставлена опера «Эвридика» композитора Якопо Пери, написанной в содружестве с Джулио Каччини. Именно она и дошла до наших дней.


Ученые так и не определились, какую оперу считать первой, ту, которая была первой написана или ту, которая сохранилась. Поэтому у оперы две даты рождения – 1597 и 1600 годы. В 2000 году в мире широко отмечалось 400-летие этого уникального синтетического жанра, объединяющего музыку, поэзию, театр и живопись.

Подготовила: Венская И.С.

Как появилась опера? Где появилась опера? Когда появилась опера?

Головний герой казки мудра дівчина ?Дам 11 балов !!!!!!!!!!​ Напиши своё мнение в развёрнутом виде по такому вопросу: «Поработит ли нас искусственный интеллект?» Какие эпизоды и детали доказывают что Матрена тоже праведница-3 примера Сделайте 4 задание плз прям очень надо Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» 1. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа? 2. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа? 3. Как относятся к Матрене окружающие ее люди? Какую роль они сыграли в судьбе главной героини? 4. Почему рассказчик верит Матрене? Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически? 5. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними? А зачет это плохо?Или хорошо? Произведение Ю. Трифонова «Обмен». Ответьте на вопрос: Актуально ли прочтение данного произведения сейчас, в 21 веке и почему? Какие проблемы, волнующ ие человека и сейчас, поднимает автор? А. Куприн «Сапсан»:главные герои, тема рассказа 3-5 предложений, главная мысль и впечатление. Помогите пожалуйста!!! 1. Какова авторская позиция по отношению к герою. 2. Каков быт семьи Туркиных? 3. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «О чем предупреждает Чехов в своем произведении и какие герои русской классики напоминают чеховского Ионыча?». Напишите пожалуйста сочинение ,, Я иду в 5 класс ,, из 4 предложений заранее спасибо

Опера

Вид на сцену и зрительный зал Большого театра, (Москва), 2005 год У этого термина существуют и другие значения, см. Опера (значения).

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

О́пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто. Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.

Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

История жанра

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.

Джакопо Пери

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую оперу в музыкальной истории Востока.

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — сериа (большая серьёзная опера) и опера — буффа (комическая опера).

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

  • большая опера (opera seria — итал., tragédie lyrique, позднее grand-opéra — франц.),
  • полукомическая (semiseria),
  • комическая опера (opera-buffa — итал., opéra-comique — франц., Spieloper — нем.),
  • романтическая опера, на романтический сюжет.
  • балладная опера
  • semi-опера, полу-опера, опера «на четверть» (semi — лат. наполовину) — форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, говек и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл/
  • опера-балет

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

  • От комической оперы появилась оперетта, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.
  • Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена — «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова — «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).

Элементы оперы

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Оперный театр

Театр Ла-Скала (Милан)Фламандская опера (Антверпен)Здание оперного театра (Новосибирск)Здание оперного театра (Львов)Здание оперного театра (Одесса) Основная статья: Оперный театр

Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).

В большинстве стран содержание зданий оперных театров является убыточным и требует государственных субсидий или пожертвований меценатов. Например, годовой бюджет театра Ла-Скала (Милан, Италия) по состоянию на 2010 год составил 115 миллионов евро (40% — государственная дотация и 60% — пожертвования частных лиц и продажа билетов), а в 2005 году театр Ла-Скала получил 25% от 464 миллионов евро — суммы, предусмотренной бюджетом Италии на развитие изобразительных искусств. А Эстонская национальная опера в 2001 году получила 7 миллионов евро (112 миллионов крон), что составило 5,4% средств министерства культуры Эстонии.

Оперные голоса

Основная статья: Певческие голоса

Во времена зарождения оперы, когда ещё не было изобретено электронное усиление звука, техника оперного пения развивалась в направлении извлечения достаточно громкого звука, способного перекрыть звучание сопровождающего симфонического оркестра. Мощность оперного голоса благодаря слаженной работы трёх компонентов (дыхания, работы гортани и регулирования резонирующих полостей) достигала 120 дБ на расстоянии одного метра.

Певцов, в соответствии с оперными партиями, классифицируют по типу голоса (текстура, тембр и характер). Среди мужских оперных голосов различают:

  • бас
  • баритон
  • тенор
  • контр-тенор,

а среди женских:

  • контральто
  • меццо-сопрано
  • сопрано.

Существует и более детальное деление голосов, например в сопрано выделяют: колоратурное сопрано, лирическое, драматическое и так далее.

Интересные факты

  • За последние 5 оперных сезонов с 2007/08 по 2011/12 было дано 104 тысячи представлений 2588 оперных произведений.
  • Самыми популярными оперными композиторами за тот же период стали Верди, Моцарт и Пуччини — 3020, 2410 и 2294 представления соответственно.
  • Из 1200 композиторов, чьи произведения ставились за последние пять сезонов, 640 являются нашими современниками. Наиболее популярным композитором из ныне живущих и живших недавно является Бенджамин Бриттен, занимающий 13-е место. Самой популярной женщиной-композитором является финка Кайя Саариахо.
  • Пять самых популярных опер — Травиата, Богема, Кармен, Волшебная флейта и Тоска.
  • Самым оперным городом является Берлин — там в сезоне 2011/12 прошло 569 представлений. За ним следует Вена, Лондон, Париж и Прага. Москва — на 7-м месте, 349 представлений.
  • В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил оперу в Туркменистане. «Я как-то ходил с женой в Ленинграде на оперу „Князь Игорь“ и ничего не понял» — заметил он. По его распоряжению театр оперы и балета в Ашхабаде были снесены. Пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов возродил оперу.

Литература

См. также

  • Оперетта
  • Мюзикл
  • Список важнейших опер
  • Список оперных певцов и певиц
  • Балет
  • Либреттология

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия
  2. «Special report: Private money for the arts,» The Economist, 6 August 2001
  3. Owen, Richard. Is it curtains for Italys opera houses, The Times (26 May 2010).
  4. Willey, David. Italy facing opera funding crisis, BBC News (27 October 2005).
  5. Отчёт министерства культуры республики Эстония Комиссии по вопросам культуры Европейского парламента, март 2002 год.
  6. Введение в технику резонансного пения
  7. Ульева И. Е. Если вы любите петь
  8. operabase.com/top.cgi?lang=en&
  9. Statistics
  10. Statistics
  11. Statistics
  12. Statistics
  13. резидент-Солнце Великой Туркменской Революции
  14. Президент Туркменистана открыл цирк, который запретил его предшественник девять лет назад

Ссылки

В Викисловаре есть статья «опера»

  • Наиболее полный русскоязычный сайт, посвященный опере и оперным событиям
  • Оперный еженедельник на русском языке
  • Мир итальянской оперы
  • Справочник «100 опер» под редакцией М. C. Друскина. Краткие содержания (синопсисы) опер
  • Библиотека либретто в формате zip
  • Либретто и синопсисы на разных языках
  • Дискографии оперных записей
  • Полные либретто опер на русском языке
  • Справочник оперных и балетных либретто

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Музыкальные формы
Вокальные формы Куплетная форма • Запевно-припевная форма
Простые формы Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма
Сложные формы Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната
Циклические формы Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория
Полифонические формы Канон • Фуга
Специфические формы европейского
Средневековья и Возрождения
Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал
Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка
Специфические формы эпохи романтизма Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма
Формы музыкального театра Опера • Оперетта • Балет
Музыка • Теория музыки

Оперные термины

Ариетта • Ариозо • Ария • Ария да капо • Бельканто • Выходная ария • Декламационное пение • Дива • Интермеццо • Кабалетта • Каватина • Кастраты-певцы • Колоратура • Компримарио • Ламенто • Лейтмотив • Либретто • Мелодрама • Мецца воче • Примадонна • Речитатив • Рулада • Тесситура • Фиоритура

Театральные направления
Театр

Драматический театр • Театр музыкальной комедии • Водевиль

Музыкальный театр

Оперный театр • Театр оперетты • Театры балета • Мюзикл • Мюзик-холл • Рок-опера

Жанры

Драма • Комедия • Трагедия • Трагикомедия • Мелодрама

Театральные школы

Система Станиславского • Система Михаила Чехова • Биомеханика Мейерхольда • Монодрама Н. Н. Евреинова • Система Ежи Гротовского • Система Антонина Арто • Авторский театр • Театр абсурда • Театр повествования

Направления в театре
Разновидности театра

Театр юного зрителя • Кукольный театр • Театр теней • Театр зверей • Театры огня

Камерный театр

Камерный театр • Камерный балет • Театр миниатюр • Интимный театр • Камерная музыка • Камерный оркестр

Разное

театральные училища • театральная терминология • театральные амплуа • театральные критики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *