Эмоцион

Содержание

1. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как: а) непосредственное; б) опосредованное; в) сознательное; г) рациональное. 2. Чувствами называются: а) непосредственные переживания чего-либо; б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо; в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния; г) индифферентные отношения к действительности. 3. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются: а) моральными; б) эстетическими; в) интеллектуальными; г) практическими. 4. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется: а) рефлексией; б) индентификацией; в) эмпатией; г) симпатией. 5. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это: а) стресс; б) аффект; в) фрустрация; г) страсть. 6. Для волевого регулирования присущи действия: а) неосознанные; б) сознательные; в) интуитивные; г) непроизвольные. 7. Критериями воли не являются: а) волевое действие; б) волевые качества личности; в) выбор мотивов и целей; г) показатель интеллектуального развития. 8. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется: а) настойчивостью; б) оптимизмом; в) трудолюбием; г) сознательностью. 9. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это: а) чувства; б) воля; в) психические состояния; г) внимание. 10. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим: а) бодрость; б) воодушевление; в) апатия; г) убежденность. 11. Личность – это человек как: а) индивид; б) индивидуальность; в) субъект деятельности; г) а, б, в. 12. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является: а) гордостью нации; б) избирателем; в) личностью; г) интеллектуалом. 13. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется: а) поведением; б) самовыражением; в) презентацией. 14. Суть процесса социализации человека заключается в: а) развитии его врожденных свойств; б) овладении многочисленными отношениями между людьми; в) усвоении жаргона определенного слоя общества; г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности. 15. Какой компонент в психологической структуре личности лишний: а) мотивационно-целевой; б) коммуникативный; в) волевой; г) перцептивный. 16. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении — это: а) темперамент; б) характер; в) способности; г) направленность личности. 17. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: а) интровертированного; б) экстравертированного; в) амбивертированного. 18. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт: а) холерик; б) меланхолик; в) сангвиник; г) флегматик. 19. Рассматривая психологическую структуру человека, З.Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: а) «Оно»; б) «Я»; в) «Сверх-Я».

еланхолик; г) флегматик. 21. Высший регулятор поведения, — это: а) убеждения; б) мировоззрение; в) установки; г) мотивация. 22. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной: а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс; б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой; в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности. 23. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется: а) личностным смыслом; б) мировоззрением; в) убеждением; г) направленностью личности. 24. Исключите лишнее слово: а) темперамент; б) способности; в) устойчивость; г) характер. 25. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется: а) влечением; б) желанием; в) интересом; г) склонностью. 26. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности — это: а) умения; б) навыки; в) знания; г) способности. 27. Отдельный взятый человек — это: а) индивид; б) ребенок; в) человек; г) личность. 28. Биологической основой развития способностей являются: а) гены; б) задатки; в) происхождение; г) род. 29. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, — это: а) характер; б) темперамент; в) чувства; г) воля. 30. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы: а) сангвиник; б) флегматик; в) холерик; г) меланхолик. 31. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен: а) сангвиник; б) флегматик; в) холерик; г) меланхолик. 32. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен: а) сангвиник; б) флегматик; в) холерик; г) меланхолик. 33. В характере личность проявляется в большей степени со стороны: а) содержательной; б) динамической; в) процессуальной. 34. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют: а) отношение личности к вещам; б) отношение к другим людям; в) систему отношений человека к самому себе; г) особенности выполнения им какой-либо деятельности. 35. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности: а) статические; б) содержательные; в) динамические; г) приобретенные. 36. По И.П.Павлову, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом: а) соотношения жидкостей в организме человека; б) особенностей функционирования нервной системы; в) строения тела; г) преобладания правого или левого полушария головного мозга. 37. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать: а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков; б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью; в) наличие склонности к данному виду деятельности; г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда. 38. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной: а) способности человека врожденны, генетически заданы; б) все способности в равной мере можно развить у любого человека, были бы созданы необходимые социальные условия; в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой.

Эмоциональность

Эмоциональность – это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Эмоциональность можно и стоит рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир проявлением эмоций и влияние их на поведение человека. Эмоциональность свойственна людям, ведь, проявляя эмоции, мы познаем жизнь, окрашиваем ее разными красками, пусть даже не самых приятных оттенков.

Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» – выдвигать, волновать, колебать. Эмоция процесс в равной степени психологический и биохимический, возникающий как реакция в ответ на происходящие с человеком события. Эмоции не зависят от объектов, на которые направлены. Одна и та же эмоция может быть проявлена в разное время по разному поводу и совершенно к разным людям и ситуациям, чего нельзя сказать о чувствах. Чувства более комплексны и всегда имеют адресата. С точки зрения эволюции эмоциональность более давняя форма проявления отношения человека к окружающему миру, посему эмоции присущи и животному, и человеку. Чувства же – прерогатива человека.

Как развить эмоциональность

Эмоция – это реакция на происходящее, которую можно назвать «здесь и сейчас». Эмоции проявляются в конкретный момент и отражают отношение проявляющего переживания к происходящему. Чувства, напротив, обладают относительной устойчивостью и постоянством и всегда имеют адрес – тот объект, на который направлены. Психологи выделяют эмоции, которые называют базовыми или врожденными. Названы они так потому, что присущи всем здоровым людям и проявляются одинаково на всех континентах и в разных национальностях. Базовые эмоции – эмоции общие для всех. На сегодняшний день выделено семь базовых: радость (счастье, довольство), гнев (злость, ярость), страх, печаль (грусть), интерес, отвращение и удивление.

Способность выражать силу и энергию своих эмоций характеризует эмоциональность как качество личности. Многие психологи рассматривают эмоциональность как одну из основных составляющих темперамента. У холериков эмоциональность характеризуется молниеносной сменой эмоций, которые к тому же проявляются ярко. Эмоциональность меланхоликов внутри, там бурлят страсти, быстрота движений переживаний, но выплеск наружу еле заметный, незначительный. Сангвиники более медлительны и уравновешены, эмоции проявляют не столь бурно. Эмоциональность флегматиков в полном равновесии, рождение и проявление переживаний не яркое.

Думаю, всем известны выражения «ничем не пронять», «толстокожий как слон», «холодный» и подобные. Все эти выражения говорят про низкий уровень эмоционального реагирования. Эмоциональность можно развивать.

Чтобы успешно развить эмоциональность необходимо познакомиться с эмоциями и чувствами, выделить для себя те, которые человек испытывает наиболее часто, а также понаблюдать за поведением и проявлением эмоций, как у себя, так и у других людей.

Далее важно ответить себе на вопрос «что я могу изменить в своем поведении?» Эмоциональность – это открытость миру. Психологи советуют больше общаться, ведь малообщительные люди, как правило, закрытые люди. Необходимо пробовать проявлять эмоции жестами, словами, говорить о чувствах, стать более открытым, чаще улыбаться. Это облегчает общение и понимание.

Замечено, что не всегда отсутствие внешнего проявления эмоциональности говорит об отсутствии самих эмоций. Бывают случаи, когда из-за невозможности проявить свои переживания (не уместно, не вовремя, не воспитано и прочее) человек сдерживает их или иными словами подавляет, возникает внутреннее накопление эмоционального напряжения.

Периодическое подавление собственных переживаний отрицательно сказывается на здоровье человека как физическом, так и психическом. Не выраженные эмоции грозят взрывом чувств, что может вылиться в истерику или в приступ агрессии и, несомненно, проявиться в теле повышением давления вследствие прилива крови к головному мозгу, тремором в конечностях, скажется также и на дыхательном аппарате.

Эмоциональность без разрядки, похожа на спящий вулкан, готовый в любой момент к извержению и что станет отправной точкой остается только догадываться. В любой момент обязательно произойдет эффект последней капли и каковы будут последствия никому не известно. Стоит ли доводить до этого? Опасность взрыва связана не только с подавлением переживаний, но и с повышенной эмоциональностью человека.

Высокая эмоциональность характеризуется быстрым возникновением раздражения и повышенной ответной реакцией. Если игнорировать накопление эмоций, то наступит точка не возврата и при таких условиях они возьмут верх.

Высокая эмоциональность личности имеет свои плюсы и минусы. Можно считать, что это утверждение очень относительно, ведь сколько людей, столько и мнений. Давайте разбираться. Плюс состоит в том, что, проявляясь, эмоции выплескиваются наружу, не подавляются, не вытесняются, не заталкиваются поглубже, а выдаются в мир. Однако, высокая эмоциональность в основном разрушительна. Возможно, вам знакома ситуация, когда, потеряв контроль над собой, люди позволяют себе лишнее в отношении других людей (повышение голоса, оскорбление, стук дверью и т.п.). Какой потом осадок от смущений и переживаний по этому поводу остается зачастую у обеих сторон ситуации. Высокая эмоциональность негативно сказывается на отношениях и также негативно влияет и на самого человека, вгоняя его в чувство вины, заставляя оправдываться перед собой и окружающими, накапливая обиды.

Как справиться с повышенной эмоциональностью

Осознайте, что повышенная эмоциональность – это ваша черта характера. Проведите самоанализ. Определите для себя уровень своей эмоциональности, насколько вы вспыльчивы и нетерпимы. Можно пройти тесты, чтобы определить свой темперамент и эмоциональность.

Заведите дневник эмоций, где будете описывать свой день и свои переживания. А лучше сразу после того как произошел всплеск эмоциональный записать что вы чувствовали, как переживали, как реагировало ваше тело, где отзывались и как происходило затихание эмоций. Перечитав написанное, оцените свое отношение к нему. Какая из ваших реакций была обоснованной. А какие переживания вы испытываете теперь?

Познакомьтесь со своими триггерами – ситуациями, которые запускают ваш организм снова и снова активизировать все системы и выдать эмоциональную реакцию, взбодрить вашу эмоциональность. Возможно, намного ранее в вашей голове образовалась модель поведения в ответ на стрессовую ситуацию. И, возможно, эту модель поведения вы постоянно повторяете. В такой момент спросите себя «Что конкретно сейчас я чувствую? Когда я проявлял подобные эмоции? Что является пусковым механизмом?» Сделать это также можно благодаря дневнику переживаний. Вы можете изменить свою модель поведения и свою эмоциональность. Не спешите. Знакомство с собой, своей эмоциональностью и проявляемыми эмоциями это не легкий труд. Не заставляйте себя делать все и сразу, слишком поспешные действия ведут к сопротивлению. Рост личности это всегда выход из зоны комфорта, а подобный выход дается не просто и требует затрат душевных, эмоциональных и физических. Но не унывайте «съесть слона» целиком сложно, но по частям очень даже можно. Если вам тяжело собраться с силами и встретиться со своей эмоциональностью, установите для себя более простые цели, более достижимые.

Познакомьтесь с понятием персонализации, распознайте ее и боритесь с нею. Это понятие, которое способно вызвать повышенную эмоциональность. Оно может означать, что вы чувствуете себя ответственным за вещи, которые могут не иметь лично к вам никакого отношения или которые вы не можете контролировать.

Боритесь с долженствованием. Заявления о том, что вы кому-то что-то должны причиняют вред и заставляют придерживаться стандартов, которые могут быть завышены. Нарушая очередное «должен», вы вполне можете испытывать отчаяние, вину, гнев. Вы можете избежать подобных ситуаций, изучив, что именно находится под этим «должен» и только потом решать так ли это на самом деле. Как следствие, вы не будете испытывать негативных эмоций. А слова «должен» и «надо» при необходимости можно заменить на слово «хочу» и дело пойдет намного проще.

Действуйте только после того, как успокоитесь. Ваша эмоциональность порой не самый хороший советчик и действия под влиянием эмоций может привести к последствиям, о которых в дальнейшем вы можете глубоко сожалеть. Попробуйте успокоиться, прежде чем реагировать на ситуацию, которая вызвала сильную эмоциональную реакцию.

Позвольте себе чувствовать свои эмоции. Корректируя свою эмоциональность, работая над повышенной эмоциональностью, не стоит становиться совершенно безэмоциональным, мы уже говорили о вреде подавления эмоциональных всплесков. Необходимо познакомиться и осознать эмоции, осознать также и то, что отрицательные эмоциональные всплески также необходимы как и положительные и стараться соблюдать их баланс.

В середине прошлого века ученые заговорили о понятии эмоциональный интеллект. Понятие было введено тогда, когда было замечено, что высокий уровень интеллекта не всегда способствовал успешности человека в карьере и личной жизни. По мнению ученых, эмоциональный интеллект в отличие от интеллекта представляет собой способность правильно истолковывать эмоциональность, чувства и поведения других людей, интуитивно улавливать, в чем нуждается другой человек, а также иметь высокую стрессоустойчивость. Вся теория эмоционального интеллекта основана на предположении, что человек способен точно определять эмоции другого человека, а также на том, что эмоциональностью можно научиться управлять. Не только лицо, но и тело способно передавать эмоции и если наблюдать за этими проявлениями и научиться их замечать, можно прочесть все эмоции другого человека как открытую книгу.

Но достаточно лишь наблюдений? Если ваша эмоциональность высока, за собственной бушующей эмоциональностью вы не увидите чужой. При низкой эмоциональности, вы не способны увидеть изменения в эмоциональном состоянии другого человека. Если ваши эмоции стереотипны, вы никогда не заметите тонкости настроения и окраску эмоциональности другого человека. В других вы будете ощущать и видеть лишь те эмоции, на которые способны сами. Ваш мозг выдаст вам реакцию, которая когда-то была наиболее эффективна. Необходимо научиться различать тона и полутона эмоциональных всплесков. И если ваш мозг способен от радости кричать и плакать, смеяться и хмуриться, тихо улыбаться, говорить о своем счастье или уходить внутрь, тогда ваш мозг сможет подстроить ваши эмоции к любой ситуации. Ваш диапазон проявления и восприятия эмоций расширится, а ваша собственная эмоциональность сбалансируется.

Изучайте эмоции, новые слова для описания эмоциональных всплесков. Не просто «счастлив», а «безмерно счастлив», «тихо счастлив», «удовлетворен и счастлив», «благостен». Примеряйте эмоции на себя перед зеркалом. Эмоциональный рост, как и физический, требует времени и не всегда приятен. И будьте терпеливы.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица

От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Роль и природа

Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:

  • Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
  • Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
  • Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).

Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).

Эмоции имеют ряд особых характеристик:

  • Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
  • Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
  • Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
  • Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).

Функции

  • Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
  • Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
  • Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.

Классификации: все основные виды эмоций

На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.

Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.

Тип Описание Примеры
Позитивные Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
Негативные Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска.
Нейтральные Напрямую не влияют на действия индивидуума. Равнодушие, удивление, интерес.

Классификация Додонова

Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:

  1. Коммуникативные (возникают в процессе общения).
  2. Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
  3. Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
  4. Глорические (потребность в самоутверждении).
  5. Пугнические (тяготение к риску, опасности).
  6. Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
  7. Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
  8. Гностические (формируются с тягой к познанию).
  9. Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
  10. Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).

Классификация Леонтьева

Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:

  • степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
  • чужими желаниями и отношением к ним индивида;
  • взаимоотношениями;
  • презрением;
  • проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
  • сравнение своего «Я» с общественными стандартами.

Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?

Психолог Дарья Милай

Формы и примеры эмоциональных процессов

  • Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
  • Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
  • Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
  • Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Дифференциальные эмоции Изарда

Ученый определил следующие фундаментальные переживания:

  • Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
  • Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
  • Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
  • Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
  • Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
  • Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
  • Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
  • Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
  • Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
  • Горе. Реакция на негативные события.

Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.

Проявления Сумма баллов Категория
Внимательный Сконцентрированный Собранный С1 Интерес
Наслаждающийся Счастливый Радостный С2 Удовольствие
Удивленный Изумленный Пораженный С3 Удивление
Унылый Печальный Сломленный С4 Горе
Возбужденный Гневный Безумный С5 Гнев
Неприязнь Отвращение Омерзение С6 Отвращение
Презрительный Пренебрегающий Надменный С7 Презрение
Испуганный В ужасе В панике С8 Страх
Застенчивый Робкий Стыдливый С9 Стыд
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся С10 Вина

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Чтобы определить эмоциональное состояние, необходимо оценить свое нынешнее самочувствие по каждому столбцу:

1 – не подходит абсолютно;

2 – скорее да, чем нет;

3 – согласие;

4 – полностью верно.

Далее, посчитайте сумму баллов в строках списка и рассчитайте коэффициент по формуле:

КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)

Если полученное значение >1, то результат оценивается как положительный, если <1, имеет место негативное настроение, близкое к депрессии.

Эмоциональные реакции

  • Лабильность – изменчивость проявления переживаний. Они всегда колеблются в довольно широком диапазоне (от легких сантиментов до истерики).
  • Монотонность – однообразие, статичность или вовсе отсутствие чувственных откликов на происходящее.
  • Отзывчивость и эмпатия – умение быстро и гибко реагировать на воздействия извне, способность ставить себя на место другого, сопереживать.
  • Вязкость – фокусировка на длительном чувстве (например, вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, человек возвращается к старым обидам, неудачам).
  • Огрубление – невозможность осознавать уместность и допустимость выражения эмоции, утрата сдержанности и деликатности.
  • Алекситимия – затруднения в определении своих чувств и их проявлении, неумение отличить переживание от физических ощущений.
  • Ригидность – неподвижность и ограниченный диапазон реагирования.

Иногда поведение человека имеет демонстративный характер, что связано с его социальными функциями. То есть люди изображают определенную вовлеченность и эмоциональность в ситуации, требующей этого. В таком случае говорят о существовании эмоциональной акции, а не реакции.

Когнитивное наполнение

По этой классификации чувства делятся на простые и сложные. Первые – быстрые и яркие (гнев, радость). Они происходят сиюминутно, сразу же при столкновении с побуждающим их фактором (например, когда парень приглашает девушку на свидание, она радуется). Вторые – более длительные и часто противоречивые (после полученного приглашения она начинает анализировать ситуацию и сомневаться).

Шкала отклика

Эта методика представляет собой опросник из 25 утверждений, определяющий степень развитости эмпатии у личности.

Проходящему тест необходимо оценить свое согласие: всегда, часто, редко, никогда.

Суждение Ответ
В Ч Р Н
1 Я грущу, когда вижу, что кто-то ощущает себя одиноко в обществе компании.
2 Когда окружающие не умеют сдерживать себя и открыто показывают свои эмоции — это неприятно.
3 Когда человек волнуется рядом со мной, я чувствую то же самое.
4 Я полагаю, что слезы от счастья — это глупость.
5 Неприятности своих друзей я переживаю тоже.
6 Порой песни о любви пробуждают во мне чувствительность.
7 Я бы очень беспокоилась, если бы мне необходимо было передать кому-либо неприятные новости.
8 На мое состояние сильно влияет окружение.
9 Я бы хотела иметь работу, сопряженную с общением.
10 Мне нравится видеть, как люди получают подарки.
11 Когда я вижу/слышу, что человек плачет, то огорчаюсь сама.
12 Слушая определенную музыку, я испытываю счастье.
13 Когда я читаю художественное произведение, переживаю так сильно, словно все это происходит в реальности.
14 Я злюсь, когда вижу, что с человеком ужасно обращаются.
15 Я могу сохранять спокойствие, даже когда все вокруг паникуют.
16 Меня нервирует, когда люди льют слезы.
17 Когда я принимаю решение, чье-либо мнение, как правило, не имеет значения.
18 Я тоже выхожу из себя, когда люди вокруг чем-то обеспокоены.
19 Я тревожусь, если вижу людей, переживающих по пустякам.
20 Я беспокоюсь, если вижу, как страдают животные.
21 Глупо беспокоиться о том, что происходит в книге или кино.
22 Я грущу, когда вижу немощных людей.
23 Я очень эмоционирую при просмотре фильма.
24 Я могу быть безучастной к любому беспокойству, происходящему вокруг.
25 Дети рыдают без серьезного повода.

Задайте вопрос

Итоги

Количество баллов за ответ
В – согласен (всегда) Ч – часто Р – редко Н – никогда
1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 4 3 2 1
4 1 2 3 4
5 4 3 2 1
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 4 3 2 1
9 4 3 2 1
10 4 3 2 1
11 4 3 2 1
12 4 3 2 1
13 4 3 2 1
14 4 3 2 1
15 1 2 3 4
16 1 2 3 4
17 1 2 3 4
18 4 3 2 1
19 4 3 2 1
20 4 3 2 1
21 1 2 3 4
22 4 3 2 1
23 4 3 2 1
24 1 2 3 4
25 1 2 3 4
Сумма

Теперь подсчитайте результаты:

  • 11 баллов — крайне сниженный уровень эмпатии;
  • 12-36 — низкий;
  • 37-62 — нормальный;
  • 63-81 — высокий;
  • 82-90 — повышенный.

В статье я кратко привела примеры эмоций, какие бывают понятия и их виды в психологии. Эмоциональность — сложное и противоречивое свойство психики. Не всегда удается самостоятельно разобраться в своих ощущениях. Если у вас есть вопросы о том, как наладить диалог с собой и окружающим пространством, запишитесь на мою индивидуальную консультацию.

Личная консультация

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию Онлайн консультация

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Думаете, как писать «имоции» или «эмоции»? Чтобы выбрать верный вариант, необходимо обратиться к этимологии слова. Сделаем это вместе при помощи словарей.

Как правильно пишется

Рассматриваемое существительное в соответствии с нормой нужно писать с «э» в начале слова – эмоции.

Какое правило применяется

Ошибки при написании анализируемого существительного возникают из-за того, что при его произношении вместо «э» мы произносим «и». Но русский язык редко подчиняется фонетическому принципу написания, поэтому многие слова мы пишем не так, как они произносятся. Данное существительное было заимствовано из французского языка. Смотрим на оригинал – émotion. Как видим, наш язык полностью заимствовал написание источника.

Примеры предложений

  • Общение с этими людьми вызывает во мне только негативные эмоции.
  • Она начала плакать, так как не могла справиться с нахлынувшими эмоциями.

Проверь себя: «Цыц» или «циц» как пишется?

Как неправильно писать

Недопустимо писать данное существительное через «и» – имоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *