Елей

Как пользоваться елеем и что такое елей?

В каждом большом соборе или храме можно найти сосуды с елеем. Что это такое и для чего используется, известно далеко не всем. Хотя эта жидкость славится своими целебными свойствами, в церквях она используется только для помазания. Значение слова «елей» в переводе с дневнегреческого — оливковое масло. Именно этот вид масла использовался для обрядов помазания первоначально. В дальнейшем для этой процедуры стали использовать любые растительные масла, включая вазелиновое.

Что такое?

Елеем называют священное масло. Получают его очень непростым способом. Сначала нужно собрать миро, которое источают некоторые иконы и мощи святых. После этого его добавляют в растительное (оливковое) или вазелиновое масло. Кроме этого, в эти составы капают лампадное масло из негаснущих светильников, расположенных строго рядом с иконами. Получившеюся вязкую жидкость разливают в освященные сосуды и продают.

Чаще всего верующие используют елей для исцеления от разных недугов. Его можно использовать для лечения и детей, и взрослых. Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать, как правильно использовать елей.

Целебная сила елея — что такое?

Елеем может быть любое масло, которое было освящено. Теперь нужно узнать и о его свойствах. Во-первых, освященное масло улучшает физическое состояние, снимает болевой синдром, избавляет от головой боли. Во-вторых, он успокаивает. Эффект от применения такого масла наступает очень быстро и сохраняется на длительный промежуток времени.

Самыми сильными целебными свойствами обладает масло, полученное после проведения елеосвящения. Многие люди, страдающие от недугов, приходят в церковь в день проведения обряда, чтобы потом испробовать на себе его чудотворный эффект.

Елей, который был освящен у лампад в местах великой силы, также считается сильнодействующим. То же говорят и о священном масле, которые было привезено вместе с мощами православных святых и иконами.

Для избавления от головной боли нужно наносить на виски. При сильных аллергиях, экземах и кожных высыпаниях поврежденные участки кожи обрабатываются марлей или ватным тампоном, обмакнутым в священный состав. После этого тампон или марля обязательно сжигается! Выбрасывать их категорически запрещено.

Церковный елей подходит для лечения всех заболеваний. Он может исцелить даже от бесплодия. Для этого достаточно наносить его на низ живота.

Хранить елей дома нужно рядом с иконами. Важно помнить при пользовании елеем, что такое масло нельзя ставить в холодильник и рядом с сильными источниками тепла (печь, батарея, нагревательные приборы), но это действительно так. Это может негативно сказаться на его свойствах.

Как пользоваться освященным маслом?

Применять состав в лечебных целях прежде всего могут истинно верующие христиане. Так как исцеление приходит не только от самого елея, но и от веры и молитв. Люди, следующие по Божьему пути, быстрее всего ощутят на себе чудотворные свойства масла. Если болезнь сильная и долгое время не отпускает, важно посещать все причастия и исповеди, читать молитвы перед сном и с утра, а также изучать библию.

Наносить масло нужно на больной участок тела перед сном. Делать это нужно крестообразно, начиная от правой стороны к левой четко над местом, нуждающимся в исцелении. После нанесения нужно втирать масло до полного впитывания. Также наносить елей можно с помощью освященной церковной кисти или фитиля свечи, купленной в церкви.

Символизм елея

Отдельного рассмотрения заслуживает библейское понимание и четкий ответ на вопрос о том, это что такое. Елеем в Священном Писании называли оливкое масло. Он упоминается в книге 20 раз. В Ветхом Завете он использовался для помазания головы первосвященника и его потомков, окропления Скинии и для того, чтобы отметить святых и избранных.

В Новом Завете помазание елеем встречается лишь четыре раза. Причина всех этих процедур остается неясной, хотя и говорится о том, что священное масло наносили на голову в период благополучия, достатка, изобильного урожая, празднеств и торжеств. Человек с елеем на голове считался благословенным и успешным.

Также масло наносили для того, чтобы снискать радость, силу и защиту от Бога, его благословение и расположение. Такой елей нужно было обновлять каждый день через помазание.

Сам процесс помазания являлся актом передачи сверхъестественной силы и способностей определенному человеку.

Если говорить о том, важно ли использование елея современными верующими, то однозначного ответа нет. В Библии нет никаких четких указаний в отношении этого, хотя и запрета на данный обряд тоже нет.

ЕЛЕЙ, МАСЛО (OIL)

О елее, или масле, в Библии упоминается около двухсот раз. Эти упоминания располагаются на двух полюсах ряда: одни относятся к употреблению масла в повседневной жизни, а другие – к его использованию в особых или даже священных случаях.

В библейские времена масло получали из разных источников – животных, растительных и минеральных. Во Втор. 32:13 и Иов. 29:6 есть поэтический образ елея, который источается из скалы как символ плодородия и процветания. В некоторых иудейских преданиях дерево жизни в Едеме считалось масличным деревом, символизирующим значение масла в повседневной жизни. Масло было одним из основных продуктов в обетованной земле (4Цар. 18:32; Иер. 40:10). Оно употреблялось для множества целей: как составная часть пищи (3Цар. 17:12), как косметическое средство (Еккл. 9:7–8), как горючее для светильников (Исх. 25:6), как лекарство (Ис. 1:6). Масло было также важным экспортным товаром (3Цар. 5:11). Кроме того, елей использовался в жертвоприношениях и при помазании для введения в должность.

Самым распространенным источником масла были маслины. Их сбивали с деревьев шестами (Ис. 17:6), а затем превращали в мягкую массу. Когда эту массу помещали в плетеные корзины, из них вытекало самое чистое масло самого высокого качества, называвшееся «выбитым елеем», о котором не раз упоминается в Библии (Исх. 27:20, 29:40; Лев. 24:2; Чис. 28:5; 3Цар. 5:11). После извлечения самого чистого масла более низкосортное масло получали выдавливанием и нагреванием массы.

Масло в повседневной жизни. Наряду с другими продуктами, такими как зерно и вино, масло считалось выражением самой сути жизни, знаком благословления и милости Бога, которые можно было утратить в результате непослушания (Втор. 11:13–17). Оно употреблялось в пищу, а также при выпечке хлеба и жарке. Вкус манны напоминал лепешки с елеем (Чис. 11:8).

В некоторых случаях помазание елеем носило вполне обыденный характер. В климате, в котором сухость кожи вызывала проблемы, особенно для путников, помазание елеем освежало и восстанавливало силы (Пс. 22:5, где в буквальном смысле имеется в виду лечебное масло, которым смазывали пораненную овцу в загоне в конце дня). В других местах помазание елеем служит образом веселого и праздничного настроения (Пс. 103:15; Еккл. 9:8). Есть также намеки на помазание елеем как на честь, которую оказывают гостю (Лк. 7:46).

Масло широко употреблялось также как лечебная мазь. Пс. 22:5 показывает это в пасторальной обстановке с пастырем, умащивающим порезы или ушибы овцы. Масло ценилось и как целебное средство для людей. Масло смягчало раны, и в Иак. 5:14 оно связывается с Божьим активным вмешательством в ответ на молитвы людей.

Еще одним светским применением масла было его использование как горючего для светильников. Во времена Иисуса обычно пользовались небольшими ручными лампами. С учетом их малой вместимости важное значение имел запас горючего, и такая ситуация легла в основу одной из притчей Иисуса (Мф. 25:3–8).

Использование масла в особых случаях. На другом конце спектра елей в Библии связывается с одним из самых торжественных и впечатляющих обрядов ветхозаветной религиозной и гражданской жизни. Елей использовался в ритуальном помазании для отделения пророка (Ис. 61:1), священника (Лев. 8:30) или царя (1Цар. 10:1). О елее помазания говорится как о «елее радости», учитывая праздничную атмосферу события.

Яркая тема помазания проходит через весь Ветхий Завет в виде упоминаний об обещанном избавителе, который дважды называется «Помазанником», или Мессией (Дан. 9:25–26). Помазание это метафорическое, его совершает Святой Дух (Пс. 2:2; Ис. 61:1). В Новом Завете символика помазания связывается с Иисусом, Мессией (Евр. 1:9), в том числе с помазанием Его ног Марией (Ин. 12), а также с помазанием Его тела (Ин. 19:39–40).

Другим примером значения елея служит ветхозаветное поклонение, в котором он приобретает сакральный смысл. Елей использовался во всесожжении и смешивался с различными пищевыми приношениями. Он занимал также видное место в обрядовом очищении. Ощущение привкуса елея вызывают у читателя около сотни упоминаний о нем в последних четырех книгах Пятикнижия.

Даже физические свойства елея помазания демонстрировали богатство этого образа. Прежде всего елей был ароматным. Основой различных душистых лосьонов служило оливковое масло, но в Исх. 30:22–33 при описании особого елея помазания из редких и дорогих благовоний говорится о тончайших примесях. Большинство из них привозили из таких далеких стран, как Индия. Ароматическими благовониями славились Персия, Индия и Аравия. Елей из смирны (Исх. 30:23) отличался особенно душистым запахом (Пс. 44:9; Притч. 7:17). Другими ингредиентами ароматного елея помазания были корица и бальзам.

Елей как символ. Такие особенности древней культуры и жизни, естественно, становились богатыми источниками символов. Обладание елеем было признаком процветания и изобилия, равно как и Божьего обеспечения (Иов. 29:6; Иоил. 2:24). Масличное дерево в Суд. 9:9 хвасталось, что его туком «чествуют богов и людей». Обольстительные слова врага сравниваются с мягкостью масла (Пс. 54:22). Завлекающие речи неразборчивой в половых связях жены мягче елея (Притч. 5:3).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, МАЗЬ, ПОМАЗАНИЕ, СВЕТИЛЬНИК.

ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ. См. ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ.

Что такое елей и как его используют

Зачем в Церкви елей?

Зачем в Церкви используют фимиамы — ладан мирру и елей? Есть ли в этом что-то мистическое? Может быть елей — не более, чем красивый символ Русской Православной Церкви?

О том, что такое ладан и мирра, известно каждому христианину. Именно эти дары принесли когда-то волхвы Младенцу Иисусу. Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры — это елей. Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье.

Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку. В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном. Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью.

Физические и материальные выражения веры — не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна.

Елей в Священном Писании

Елей — это особое масло, которое не раз упоминалось в Священном Писании и используется в храме по сей день. Его использовали с древних времен в качестве лекарства, в книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Использовали его для этих целей и апостолы: «…и многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6:13).

На Востоке елеем «короновали» монархов. Новому монарху священнослужитель возливал на голову кубок елея. Это был символ богоизбранности и особого предназначения.

Лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное изливание елея всегда было символом благополучия для людей. Елей — один из даров Господа Своему народу. При употреблении елея нужно остерегаться язычества. Так в Писании говорится, что Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу.

Помазание елеем в Библии упоминается, как символ Божественной сущности Иисуса Христа. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих», — говорится в Библии.

Раньше елеем встречали самых дорогих и долгожданных гостей.

Ладан и его целебные свойства

Елей в Церкви

  • Елей используется во время Крещения, им мажут в знак принадлежности к народу Нового Завета, рождению во Христе.
  • Елей возжигают в лампадках.
  • Елей используют в таинствах и обрядах.
  • Масло, освященное на мощах святых часто помогают явить православные чудеса, обладают чудодейственными лечебными свойствами. Впрочем, важно помнить, что исцеляет не сам елей, а все чудесные события происходят по вере и молитве.

Из чего состоит елей?

Основу елея составляет оливковое масло и различные благовония. Хороший елей отличает несколько характеристик:

  1. Жгучий привкус;
  2. Елей белеет, если температура ниже восьми градусов тепла;
  3. Зеленоватый цвет.

Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну?

В Ветхом Завете состав елея был обозначен довольно четко:

В Библии дано строгое указание на состав елея.

Исход 30:22-25. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот , корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот , по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.

Считалось также, что елей способен изгонять злых духов.

Исход 30:31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас;
33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.

Значение слова &laquoелей»

  • Еле́й (др.-греч. ἔλαιον — оливковое масло) — церковнославянское название оливкового, а позже — любого растительного масла в православном церковном обиходе.
    Елей (оливковое масло) применялся с древних времен, как в пищу, так и для ухода за кожей. Иногда его смешивали с вином или с особыми ароматическими веществами. Впервые в Библии масличная ветвь в клюве голубя упоминается как символ примирения человека с Богом после Всемирного потопа:
    Елей, наряду с овнами ихлебными приношениями, также приносился в жертву:
    В Книге Притчей, косвенным образом, затрагивается тема использования ароматных масел вне богослужебной практики:
    В Древней Греции оливковое масло считалось показателем богатства и плодородия. Из ветвей оливковых деревьев плели венки и и надевали их на голову по случаю праздников. В Христианстве елей, как Жертвоприношение Богу, стали сжигать в лампадах перед иконами, а также его использовать для елеопомазания, соборования и литии. Образ масла как символа Божьей милости (греч. έλεος — «милость» созвучна греч. έλαιο — «масло») часто встречается в Священном Писании:
    В Православии особо приготовленное и освящённое патриархом или иным предстоятелем Поместной церкви оливковое масло, соединённое с виноградным вином и ароматическими растениями, называется «Святое Миро». Оно используется в особых случаях:
    им помазуются все принимающие Крещение,
    им мажут присоединяемых к Церкви прежних последователей тех христианских течений, чьё священство не признаётся Православием,
    им помазывают крещенных ранее, например, в детстве, но, по каким-либо причинам, свернувших с пути Божьего,
    святым Миром мажут мощи христианских мучеников, вкладываемые в антиминс, а также престол и стены храма при его освящении,
    Миром мазали православных царей и цариц при их коронации.
    Необходимость восстановления в церковном членстве соответствует необходимости в духовном исцелении, что сопровождается елеопомазанием. Елеосвяще́ние — одно из семи таинств, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, служащее, по учению православной и католической церквей, духовным врачеванием телесных недугов, а также дарующее больному оставление грехов, в которых он не успел раскаяться. В старом значении елей — это русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX века. Оно объединяло два сорта оливкового масла — высший, называемый прованским, и низший — деревянное масло. Также в русском языке сформировалось понятие: «лить елей», то есть льстить. Это аллюзия на ритуал «помазания» особым маслом (елеем), который был частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей Израиля на престол и посвящении первосвященников в сан.
    Помазание освящённым елеем существует и в других христианских конфессиях, например во время конфирмации. Некоторые реформатские церкви придают более практическое значение использованию елейных масел (ободрение болящих, антисептическое свойство, укрепление веры), нежели традиционная православная церковь, в которой использование масел принимает статус Таинств. Однако такой практический подход в среде православных реформатов не исключает духовного значения использования масел с благовониями для умилостивления Господа Бога, его возвеличивания и прославления. Служители церкви перед совершением литургии со святым Причастием протирают открытые от облачения части тела благовонными маслами.

Источник: Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *