Джаз блюз разница

Джаз, блюз и соул: в чем разница?

Мелодии солнечных дней

Соул — это одно из джазовых течений. Название говорит само за себя: это музыка души, которая рождается где-то под сердцем. Благодаря мягкости звучания соул может стать отличным «фоном» для торжественного вечера. Музыканты на свадьбу исполняют спокойные композиции, а гостей окутывает мелодичностью и гармонией. Кстати, определить песню в стиле соул довольно просто: вокалист обычно берет ноты с едва уловимым форшлагом, не попадая прямо в «си» или «ля», а словно бы «обтекая» их. Второе отличие — это игра регистрами, т. е. переход от фальцета к грудному голосу и обратно. Такие песни требуют от исполнителя полной эмоциональной и физической отдачи.

Что касается блюза, то он зародился на хлопковых плантациях американского рабовладельческого Юга. Композиции рассказывали о нелёгкой жизни темнокожих рабочих (не зря название направления переводится как «тоска», «уныние»). Основная задача исполнителя тогда и сейчас — заставить слушателя прочувствовать аналогичные эмоции, проникнуться. Блюзмен-вокалист рассказывает свою историю под аккомпанемент гитары, которая плачет, воет, рычит и стонет (разумеется, при помощи стаккато, легато, вибрато и прочих приёмов). Ещё одна отличительная особенность этого направления — блюзовая нота (повышение или понижение звука на полтона). Такой орнамент «ломает» мелодию, делая её непредсказуемой и пикантной.

Блюз, завернутый в джаз

В мировую музыкальную культуру блюз и джаз ворвались стремительно и примерно одновременно. Истоки блюза как народной музыки темнокожих рабов теряются где-то глубоко в веках, но музыкальным жанром, заполняющим сельские бары и улицы в деревнях Юга, он стал в начале XX века. Оттуда уже он двинулся по миру, порождая по дороге новые стили, новые жанры, новую музыку. Джаз – одно из первых детей блюза. Не только блюза, конечно. Джаз впитал в себя и регтайм, и спиричуэлз, и музыку менестрелей (бардов по-нашему). Дитя не рождается от одного родителя, как правило. Дальше родитель – блюз оставался всегда более консервативным, как и положено старшему поколению, а джаз пустился в отрыв: в импровизацию и в эксперименты. При этом, как хороший ребенок, не забывал корней.

Джазовых композиций, вдохновленных блюзовыми песнями как раньше, так и сейчас – немало. Часто бывает, правда, что услышать в них исходный блюз совсем непросто. Что поделаешь: свобода импровизации меняет исходники до неузнаваемости. Но … бывает, конечно, и так, что блюз выступает из джазовой обертки, став немножко другим, но, по-прежнему оставаясь блюзом.

В сегодняшней подборке звучат блюзы в исполнении джазовых музыкантов.

How Long Blues

Этот блюз появился в 1928 году и сразу стал хитом, хотя и слова такого тогда не было еще, наверное. Более миллиона пластинок, десятки или сотни кавер-версий и прочное место в репертуарах многих музыкантов. Как блюзовых, так и джазовых.

Каунт Бейси со своим джазовым оркестром на протяжении 60 лет исполнял множество блюзов. How Long Blues – один из самых ранних и самых популярных в его репертуаре.

Кстати, в одном из первых выпусков канала Радио Блюз How Long Blues был представлен в исполнении 95-летнего Пайнтопа Перкинса. Не для сравнения – зачем сравнивать двух гениальных мастеров – а для удовольствия — стоит послушать!

Baby, Please Don’t Go

Немного моложе предыдущей композиции песня, появившаяся в 1935 году: Baby, Please Don’t Go.

Французский историк блюза Жерар Эрзафт назвал эту песню одним из самых перепеваемых и самых перерабатываемых блюзов. Ее исполняли Джон Ли Хукер, Мадди Уотерс, Ван Моррисон, The Rolling Stones, AC/DC и еще много кто. Лично я впервые эту песню услышал от Гарри Глиттера. Тогда я даже не представлял, что она может звучать в другом исполнении. Но – может!

Джазовый пианист Моуз Эллисон записал блюз Baby, Please Don’t Go в 1960 году:

Call It Stormy Monday

Джазовая певица Нэнси Уилсон записала за свою долгую музыкальную жизнь 70 альбомов и получила три Грэмми. В самом начале карьеры, на втором альбоме певицы, вышедшем в 1960 году появился блюз Call It Stormy Monday. Про историю этой песни на Радио Блюз была статья в начале лета. В ней Stormy Monday звучал в исполнении Алберта Кинга и Стиви Рей Вона. А вот так знаменитый блюз поет знаменитая джазовая певица:

Early In The Morning

Все в том же 1960 году другая звезда джаза выпустила альбом Early In The Morning, который открывался одноименным блюзом сочинения Луи Джордана. Сам Джордан со своим оркестром оставил в музыкальном мире длинный и яркий след. Песня, написанная им и исполненная в сопровождении его оркестра, официально названа первым рок-н-роллом.

Блюз Early in the Morning Джордан записал в 1947 году. Это был блюз, в котором чувствовались кубинские ритмы. Как раз — тот случай, когда блюз в джазе не просто расслышать. В 1960 его версия вышла на одноименном альбоме Лорез Александрии. В ее варианте джазовый блюз стал ближе к классическому:

Blue Light Boogie

Еще одна песня на слова Луиса Джордана. Родилась она в 1950 году. В 1999 ее исполнил и назвал ее именем свой альбом Тадж Махал, а недавно ее записал голландский джазовый и блюзовый гитарист Крис Монен:

Up A Lazy River

Интересно, есть ли среди читателей-слушателей канала Радио Блюз кто-нибудь с Южного Урала? Если есть, то: «Привет вам, земляки!» Мое детство прошло в тех краях, и потому мне особенно приятно включить в сегодняшнюю подборку красивую композицию в исполнении челябинского джаз-бэнда.

«Уральский диксиленд» еще в восьмидесятых годах прошлого века стал одним из ярких представителей советского джаза на Западе. В 1997 году в Нидердандах вышел диск, на котором британские исполнители Нэт Гонелла и Берил Брайден поют в сопровождении этого оркестра.

Песня Lazy River ведет свою историю с 1930 года. Она включена в списки джазовых и поп-стандартов. Ее исполняли со своими оркестами Луис Армстронг, Гленн Миллер и Бенни Гудман. Нэт Гонелла и «Уральский диксиленд» под управлением Игоря Бурко придали знаменитому джазовому стандарту яркое блюзовое звучание, как бы напоминая об истоках джаза, который не отменил и не победил блюз, а сделал его более разнообразным и многогранным:

Подписывайтесь — будем вместе слушать хорошую музыку.

Люди, не знакомые близко с музыкой в стиле джаз и блюз, часто смешивают эти жанры, свято веря в то, что это разные названия одного и того же стиля.

В чём же причина такой путаницы? Действительно ли песни в стиле блюз и музыка в стиле джаз так похожи?

Блюз и джаз – одно происхождение, но разные задачи

Первая музыка в стиле блюз и джазовые композиции появились ещё в то время, когда население Соединённых Штатов Америки было разделено на чёрное и белое – богатые судовладельцы привозили из Африки миллионы чернокожих людей, которые, едва ступив на американскую землю, становились рабами.

Неизвестно, что появилось раньше – блюз или джаз, но оба жанра до сих пор сохранили неповторимые музыкальные традиции жителей Африки.

Кроме происхождения данные жанры объединяет и набор музыкальных инструментов, на которых играют музыканты во время выступлений: гитара, саксофон, труба, фортепиано, иногда барабаны.

Но манера исполнения и чувства, которые музыканты хотят донести до слушателей с помощью блюза и джаза, разные.

Песни в стиле блюз всегда грустные: в них идёт речь о несчастной любви, потерянных годах, тоске по родной земле, несправедливости по отношению к чернокожему населению Америки и тяжёлой работе. Есть также ностальгические песни, в которых исполнитель описывает счастливое прошлое, моменты, которые нельзя пережить заново.

Джаз – весёлый жанр. Песни, написанные в этом стиле полны оптимизма и надежды. Главная мысль, которую хотят донести до слушателей исполнители, это: «сейчас трудные времена, но мы их переживём, и завтра будет лучше, чем вчера»

Импровизация – основа сюжета

Музыка в стиле джаз создаётся во время выступления – основой служат два или три уже известных мотива, которые обрастают новыми аккордами и необычными сочетаниями, ритмами и акцентами. Участники джазбендов – как певцы, так и музыканты – это великие импровизаторы, которые могут создать новую песню в любой момент.

Блюз: медленная музыка, грустный текст и неповторимый голос.

В отличие от джаза, блюзовые исполнители выходят на сцену с готовой музыкой и текстом. Отличительной чертой этого жанра является «разговор» певца с музыкальными инструментами – исполнитель поёт, музыка ему отвечает.

Для блюза характерна медленная музыка и развитие сюжета без резких переходов и изменения ритма – ничего не должно отвлекать слушателей от текста песни.

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку. Изобретательность, а также страсть, которой наполнены джазовые композиции, не имеет границ. И вот в чём парадокс — услышать и узнать эту неординарную музыку, способную выразить всю гамму человеческих чувств: от безграничной радости до неудержимого гнева, можно легко, а вот описать словами не так просто. Многоликая и многообразная, она непрерывно усовершенствуется, а потому понятия и характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

В чем особенности джазовой музыки?

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.

Популярные джазовые композиции

«What’d I Say». Эта замечательная композиция американского исполнителя Рэя Чарльза, записанная в 1959 году, покорила миллионы людей. Песня появилась случайно во время концертного выступления, как импровизация, которой нужно было заполнить неожиданно образовавшуюся паузу, а в результате стала родоначальницей нового стиля джазовой музыки получившей название соул.

«What’d I Say» (слушать)

«Hello, Dolly!» Песня создана в 1963 году композитором Джерри Херманом для мюзикла с одноимённым названием, а мировую известность получила после её исполнения знаменитым джазменом Луи Армстронгом. Композиция была удостоена премии «Грэмми» и признана джазовым стандартом.

«Hello, Dolly!» (слушать)

«New York, New York». Данная композиция является визитной карточкой выдающегося американского певца Фрэнка Синатры. Песня, написанная композитором Джоном Кандером и поэтом Фредом Эббом, впервые была исполнена Лайзой Миннелли в 1977 году в одноимённом фильме. Через два года композиция с небольшими изменениями была записана Фрэнком Синатрой и стала по-настоящему культовый.

«New York, New York» (слушать)

«Chattanooga Choo Choo». Песня, сочинённая поэтом Маком Гордоном и композитором Гарри Уорреном, впервые была записана джаз-оркестром Гленна Миллера в мае 1941 года. Прозвучавшая в том же году в фильме «Серенада Солнечной долины», она сразу заняла высшую строчку хит-парадов США, а вскоре пластинка с композицией стала первым «золотым диском» в истории грамзаписи, так как её продажи значительно превысили миллион экземпляров.

«Chattanooga Choo Choo» (слушать)

«Caravan». Одна из самых известных композиций, написанная Дюком Эллингтоном в творческом тандеме с Хуаном Тизолом в 1936 году, признана джазовым стандартом. Популярность пьесы среди музыкантов настолько велика, что в нынешнее время сложно перечислить все кавер-версии и аранжировки, сделанные неравнодушными к ней джазменами.

История джаза

Хорошо известно, что зарождение джаза, как музыкального течения, произошло в Соединённых Штатах в конце XIX века, однако необходимо отметить, что его истоки следует искать далеко от Америки — на африканском континенте. А началось всё с открытия Колумбом нового материка, на который в начале XVII века британцы стали завозить чернокожих невольников. Привезённые рабы, будучи выходцами из разных племенных сообществ, поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную, которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в часы отдыха изначально утешали себя этническими ритуальными песнями, с характерными для них сложными ритмами. Поскольку у афроамериканцев не было музыкальных инструментов, их пение всегда сопровождалось своеобразными танцевальными прихлопываниями и притопываниями. Со временем подневольные переселенцы стали приспосабливаться к новым условиями. В их жизни появились другие напевы, которые формировались под влиянием культуры белых хозяев, например, такие, как спиричуэлс: наполненные импровизацией, весьма эмоциональные духовные песнопения или филд-холлер: песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях.

После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.

Колыбелью джазовой музыки принято считать Новый Орлеан. Именно в этом южноамериканском городе в самом начале двадцатого столетия диковинный околоэтнический стиль стал значительно преобразовываться. Основоположниками новоорлеанского джаза, который впоследствии получил название «традиционный», а также «диксиленд», были Джелли Ролл Мортон, Бадди Болден и Кид Ори. Благодаря творчеству этих музыкантов «синкопированная музыка» стала стремительно набирать популярность и активно распространяться по стране. Небольшие ансамбли темнокожих музыкантов — первые джаз-бэнды, поначалу выступавшие в ресторанах Нового Орлеана, в поисках лучшего заработка начали гастролировать по разным городам. Так 1917 год ознаменовался началом нового этапа развития джаза, но уже в Чикаго. Там стали деятельно создаваться джазовые оркестры, которые исполняли композиции, отличающиеся не только усложнёнными аранжировками, но и особыми исполнительскими приёмами. Яркими представителями «чикагского джаза» являются Джо Кинг Оливер, Кэррол Диккерсон и несравненный Луи Армстронг.

Процесс развития и видоизменения джазовой музыки с каждым годом проходил всё интенсивнее. Например, в Нью-Йорке джазовый скрипач Пол Уайтмен в 1920 году сформировал большой оркестр и к джазовой музыке подошёл по-особенному. Он явился зачинателем нового стиля, который сам же назвал «симфоджазом». Именно Уайтмен заказал Джорджу Гершвину знаменитую «Рапсодию в стиле блюз» — произведение совершившее революцию в музыкальном мире.

Следующий этап развития джаза связан с появлением больших джаз-оркестров — биг-бэндов, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Они практиковали совершенно новый стиль, в котором явно чувствовались отклонения от ритмического рисунка, а яркая сольная импровизация накладывалась на замысловатый аккомпанемент. Такая разновидность оркестровой джазовой музыки получила название «свинг». Наибольшей популярностью в середине двадцатых, а также в тридцатых годах пользовались джаз — оркестры под управлением Дюка Эллингтона, Флетчера Хендерсона, Глена Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси.

Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.

   

Джаз в России

Первое знакомство с джазовой музыкой в Советской России произошло 1 октября 1922 года, когда театральный деятель Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, организовал первое выступление, сформированного им «»Первого в РСФСР эксцентрического джаз-банда». Этот коллектив просуществовал не долго, но на смену ему пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. Исполняемые ими концертные программы в основном состояли из модных танцев, таких как фокстрот и чарльстон, а также джазовых переложений произведений композиторов-классиков и эстрадных композиций современных зарубежных авторов.

Поскольку популярность таких коллективов в СССР быстро набирала обороты, то в следующие годы были созданы ещё несколько больших джазовых оркестров, среди которых «ТЕА-джаз» Леонида Утёсова, «Ленинградская джаз-капелла» Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева. Немного позднее сформированы оркестры Якова Скоморовского, Александра Варламова, а в 1938 году Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого.

Тем не менее, в конце сороковых годов, в эпоху борьбы с космополитизмом, джазовая музыка, подверглась гонениям: джазовые оркестры были переименованы в эстрадно — симфонические, а настоящие джазмены ушли «в подполье». С наступлением «хрущевской «оттепели» гонения на музыкантов были ослаблены, и лишь Московский фестиваль молодежи и студентов дал старт возрождению настоящей джазовой музыки в СССР, которая затем с успехом вышла на международную арену в лице таких выдающихся музыкантов, как Игорь Бриль, Леонид Чижик, Виктор Фридман, Алексей Козлов, Николай Левиновский, Геннадий Гольштейн, Давид Голощекин.

Интересные факты

  • Первая запись с джазовой музыкой была сделана в Нью-Йорке в 1917 году однако не афроамериканскими, а белыми музыкантами. Пластинка «Original Dixieland Jazz Band» с композициями новоорлеанского джаза стремительно набрала большую популярность.
  • Происхождение термина джаз до сих пор не установлено, но вариантов очень много. По одной из версий он происходит от французского слова, которое переводится как болтовня, по другой — от английского слова, обозначающего преследование. На одном из африканских наречий похожим словом называли звучание барабанов, однако существуют предположения, что чернокожие невольники применяли его, как одобрительный выкрик.
  • Джаз был настолько популярен в двадцатых годах прошлого столетия, что историки часто называют этот период эпохой джаза, а её королём Пола Уайтмена.

  • Типичными джазовыми инструментами являются барабаны, гитара, пианино, саксофон, труба, кларнет, тромбон и контрабас.
  • Организация Объединенных Наций назвала 30 апреля официальным Международным днем ​​джаза.
  • День рождения отечественного джаза принято отмечать 1 октября. Именно в этот день в 1922 году состоялось дебютное выступление впервые созданного в нашей стране джазового коллектива под руководством В. Парнаха.
  • В Советском Союзе восьмилетний период, начавшийся в 1948 году, вошёл в отечественную историю под названием «эпоха разгибания саксофонов». В результате постановления ВКПб от 10 февраля, саксофон и джаз как враждебные элементы попали в опалу. Весьма расхожей стала фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Джаз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *