Доклад про лес 2 класс окружающий мир

Презентация по окружающему миру 2 класс «Что такое лес»

Урок окружающего мира во 2б классе

Тема: «Лес и человек»

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

3. Развивать познавательный интерес.

4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

I. Организация класса.

Нас сегодня ждёт дорога.

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята,

Скорее за работу,

Чтобы времени зря не терять.

Если мы сегодня будем работать быстро, отвечать дружно, то обязательно добьемся успеха. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.

(Звучит запись «Голоса леса») (Слайд 1)

Учитель: Что вы сейчас прослушали?

Ученики: Пение птиц

Учитель: Где мы можем услышать такое пение?

Ученики: В лесу. (Слайд 2)

Учитель: Куда отправляется наша исследовательская экспедиция?

Ученики: В лес.

Учитель: А что такое лес?

Ученики: Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. (Слайд 3)

Учитель: Повторим, что вы знаете о лесе и его обитателях.

Викторина «Я знаю лес». (Слайд 4)

1. Какой лес мы называем хвойным? (Лес, в котором растут только хвойные деревья)

2. Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает хвою)

3. Какое дерево является символом России? (Берёза)

4. Плодами какого дерева являются жёлуди? (Дуба)

5. У какого животного-обитателя леса пять черных полос на спине? (Бурундук) (Слайд 5)

6. Любит тёмные леса, к жертве подкрадывается тихо, имеет пятнистый окрас и кисточки на ушах. (Рысь)

7. Птица чёрно-белой окраски с красной «шапочкой», долбит кору дерева своим сильным клювом, достаёт личинок короедов. (Дятел)

8. У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клёст)

Учитель: Отгадайте загадки. Слова-отгадки помогут сформулировать вам тему нашего урока. (Слайд 6)

1. Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает.

Весной опять оживает. (Лес)

2. Ходит он на двух ногах,

Мыслит, радуется, спит,

Учится, детей растит,

Огорчается, смеётся.

Как, ребята, он зовётся?

Он сильнее бурь и рек

И зовётся … (Человек).

II. Тема урока «Лес и человек»

Учитель: Как вы думаете, какие проблемы мы будем исследовать на уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения.

III. Работа в группах по исследованию взаимоотношений между лесом и человеком.

(Слайд 7)

1. Какое значение имеет лес в жизни человека?

Каждой группе раздаются иллюстрации ( см. приложение)

Учитель: Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте, какое значение имеет лес для человека? (Слайд 8)

1 группа (Из древесины делают различные изделия. Строят дома, изготавливают мебель, учебники, тетради, школьные принадлежности: карандаши, линейки и т.д., посуду, сувениры и игрушки)

Вывод: Лес — источник древесины.

2 группа (В лесу растёт очень много лекарственных растений, которыми лечатся человек и животные)

Вывод: Лес — это зелёная аптека.

3 группа (В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи)

Вывод: Лес — источник пищи.

4 группа (В лесу человек отдыхает, совершает прогулки в лес, организует игры на свежем воздухе, т.к. в лесу чистый воздух, очень красиво.)

Вывод: Лес – это место отдыха.

Учитель: Работаем по учебнику. Отправимся в рубрику «Картинная галерея»

страницы 54-55. Рассмотрите картины. Что вы видите на картинах?

Ученики: Лес.

Учитель: Что художники передали в своих произведениях?

Ученики: Художники передали красоту лесов. Леса украшают нашу землю.

Вывод: Лес — это красота!

Подумайте и скажите, почему леса называют «лёгкими нашей планеты»?

Ученики: Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

Учитель: Там, где растёт лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

Учитель: Мы с вами хорошо потрудились и у нас получилась схема значения леса.

2. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают у леса проблемы? Давайте попробуем их исследовать. (Слайд 9)

Задания:

1 группе прочитать стихотворение Н. Некрасова «Саша» и обсудить, о какой проблеме идёт речь в стихотворении?

Н.Некрасов

Саша

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал — и вон убежал.

(Слайд 10)

(В этом стихотворении говорится о вырубке лесов). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! В результате вырубки гибнут обитатели леса.

2 группе прочитать строки из песни «Просьба». Какую проблему раскрывают эти строки?

Раненая птица в руки не давалась.

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится.

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц не небо.

А море без рыб не море.

Земля без зверей не Земля.

(Слайд 11)

(Проблему убийства животных, браконьерство) Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.

3 группе прочитать стихотворение о загрязнении леса.

Вы в поход пришли ребята

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки,

Оставлять их здесь нельзя

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой.

(Слайд 12)

(Проблема загрязнения леса мусором). Пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные и другие люди.

4 группе прочитать стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар». Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры. Посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошел

Как вспуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели.

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

(Слайд 14) Вывод:(Лесные пожары).

Учитель: Как вы думаете, что человек должен соблюдать в лесу?

Ученики: Правила поведения в лесу.

3. Если ты пришёл в лес …

Работа в учебнике на с.87

Правила поведения в лесу:

1. Не разоряй муравейники!

2. Не лови диких животных, и не уноси их домой!

3. Не ломай ветки деревьев и кустарников!

4. Не сбивай грибы, даже не съедобные!

5. Не оставляй в лесу мусор!

6. Не рви в лесу цветы!

7. Не разоряй птичьи гнёзда!

8. Не шуми в лесу!

9. Не разводи в лесу костёр!

Помните! Жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу!

(Звучит «Лесной марш»).

Человек, ты царь природы

О тебе веду я речь

Можешь ты помочь живому

Иль на гибель всех обречь?

Помоги траве родиться

Белкам жить, а рекам течь

Ты на свете самый главный

Значит должен всех беречь!

IV. Рефлексия. ( Слайд 15)

VI. (Слайд 16) Д/з: 1. с.60, 87 (учебник)

2. нарисовать рисунки о правилах поведения в лесу

3. сообщение «Охрана лесов» (Слайд)

Что дает дерево человеку?

Польза, приносимая деревом человеку, бесконечно велика. Кажется даже, что если бы не было дерева, человеку было бы невозможно жить. В самом деле.

Возьмем его древесину. Самое простое употребление дерева — срубил его человек и пустил ствол в дело — построил себе деревянное жилье. Ведь вся северная и центральная часть СССР живет в деревянных избах. Если в степях нет бревенчатой избы, то только потому, что лес там не растет и он дорог. Дальше. Распилил человек дерево на доски — и сразу открылись широкие возможности. Взять постройку домов: доски нужны и на потолки, и на полы, окна, двери, крыши… А в столярной мастерской вся мебель делается из досок — столы, скамьи, шкафы, буфеты, гардеробы. А мастерская гнутой мебели, а производство ложек, бочек, кадушек, лукошек, решет, сит; а выделка игрушек и т. д., и т. д. Этого мало. Из дерева выделывают телеги, колеса, сани, гнут дуги. Даже прутья идут в дело. Из них плетут корзинки, сумки. Вот что дает нам древесина.

Но ведь и кора приносит много пользы. Возьмем, например, липовую кору. Подумайте только, что она нам дает: прежде всего, лапти — «липовые сапоги», затем рогожи, кули. Из березовой коры выгоняют деготь, а из сосновой — смолу. Даже ивовая кора очень полезна — в «корье» ивы есть вещество, которое называется «таннин». Оно нужно для дубления кож. Это делается для того, чтобы кожа не подвергалась гниению.

И это не все. Мы еще не упоминали ни слова, о том, что из дерева получается уголь, — тот самый уголь, который так необходим нашим кузницам. Вы все, конечно, видели разъезжающего по улицам города угольщика, который громким голосом выкрикивает свой товар: уголья, уголья. Он сам и «выкурил» его из хорошего березового или соснового леса посредством медленного обжигания в особых угольных ямах. При помощи этого угля мастер делает твердый металл мягким, ковким, и без труда придает ему ту форму, которая нужна. Таким образом, уголь является продуктом весьма ценным.

О выделке бумаги и добывании спирта мы говорили уже раньше. Нужно, наконец, сказать и о том, что лес имеет очень большое влияние на орошение страны. В самом деле. Кто весной бывал в поле и в лесу, тот не мог не заметить громадной разницы и в воздухе, и в состоянии почвы. В поле становится жарко, дороги уже пыльны, а в лесу сыро, холодно, и во многих местах лежит еще снег. Медленно происходит таяние его, следовательно, влага в защищенных лесом местах постепенно просачивается в землю. В тоже время в открытых местах снег тает быстро, вода бурным потоком несется вперед и вместо пользы приносит вред, так как размывает берега рек, из маленьких лощинок создает целые овраги. Таким образом, лес является народным богатством, и необходимо беречь его. Это не значит, что его не нужно рубить, это значит, что его нужно рубить с толком. Поэтому все леса, имеющие товарное значение, находятся в руках государства. В них ведется правильное лесное хозяйство. Они поделены на участки, которые вырубаются по плану с таким расчетом, что вырубленный лес, когда до него вновь дойдет очередь, будет уже опять крупным строевым лесом. Сроки вырубки разные, в зависимости от дерева, в общем колеблются от 50 до 75 лет. За лесами наблюдают лесничие, их охраняет лесная стража. Леса, не имеющие большого торгового значения и необходимые крестьянам для различных хозяйственных надобностей, переданы сельсоветам в их использование.

Из всего сказанного видно, что леса очень нам нужны. Их надо охранять от порчи, от бестолкового истребления. Больше того, теперь принимаются меры к тому, чтобы в тех местах, где когда-то был лес и его уничтожили, производилась посадка. Наша советская молодежь под руководством комсомола горячо откликнулась на призыв правительства — засаживать молодняк. По всему Союзу весной производится посадка, организуются дни леса, организуются кружки по охране древесных насаждений. Это хорошее дело, его можно только приветствовать. И ты, юный читатель, прими участие в весеннем празднике леса! Этим ты покажешь себя достойным членом нашей Советской Социалистической Республики!

Лесное хозяйство в цифрах

Так как экспорт (вывоз) лесных материалов имеет для нашей республики большое значение в деле товарообмена с другими странами, о чем говорилось раньше, мы даем некоторые цифровые данные об этом вывозе, сравнивая их с довоенным временем. Возьмем последний перед империалистической войной — 1913 год. Главными потребителями нашего леса в это время были Англия, Германия и Голландия. Англия покупала 36% всего вывозимого леса, Германия 33%, Голландия — 16% и все прочие государства — 15 %. Вывезено было всего леса в 1913 г. из районов, составляющих в настоящее время СССР, свыше 4 мил. тонн.

Экспорт наш с каждым годом растет и приближается к довоенному. Но нам не менее важно, чтобы и внутри страны лесная промышленность все развивалась Так, с чувством большого торжества сообщаем, что недавно открылась громадная писчебумажная фабрика в г. Балахне, Нижегородской губ., изготовляющая, между прочим, бумагу для печатания «Известий ЦИК СССР и ВЦИК».

В.И. Силандер

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Елена Голец20 Январь 2015 12788 С детских лет каждый человек знает, что такое лес — из сказок, экскурсий, путешествий. Каждому приходилось бывать в лесу. Поговорим о том, чем полезен лес.

Фабрика воздуха

Не всегда люди замечают, ценят и задумываются над тем, чем их одарила природа. Это можно сказать о воздухе. Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, — богатство, достояние всего человечества, всей планеты. Но откуда же берется чистый воздух? Человечество давно, казалось бы, должно было израсходовать его, отравиться углекислотой, которая выделяется при дыхании и при гниении органических веществ. А ведь надо еще учесть углекислоту, выброшенную в атмосферу фабриками, заводами, транспортом. Но воздух по-прежнему относительно чист и вполне пригоден для дыхания. Почему? Потому что зеленое вещество в листьях растений планеты — хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот чудодейственный процесс называется фотосинтезом. И одна из выдающихся ролей в этом огромном по масштабу и значению процессе принадлежит деревьям. Лес полезен тем, что один гектар его в год очищает восемнадцать миллионов кубических метров воздуха! А лесная площадь, по данным ООН, составляет 4,1 миллиарда гектаров! В настоящее время, когда на нашей планете некоторые города и промышленные центры отравляют себя вредными газами и углекислотой, только леса и парки в состоянии «проветрить» их. Никакие другие кондиционеры с этой задачей так результативно не справятся. Значит, лес по-праву можно назвать фабрикой воздуха. Даже если бы лес выполнял только санитарно-гигиеническую роль, то за одно это человечество было бы ему благодарно. Значение леса в жизни человека неоценимо. Но у него есть еще и другие, не менее важные роли.

Хранитель источников

Источник — символ чистоты. В источниках самая чистая вода. Кто же веками сохраняет для нас ее свежесть и хрустальную чистоту? И здесь главная роль принадлежит лесу. Вот еще одна его глобальная польза леса на планете Земля. Не говоря уже о нуждах промышленности, человек просто дня не может прожить без глотка воды. С младенческих лет и до глубокой старости мы пользуемся водой. Ежедневно и еженощно загрязняем ее, а лес неутомимо и безвозмездно очищает, превращая мутную жижу, которая когда-то была водой, в хрустальные родники. Можно сказать, заново рождает воду. (Кстати, наземные растения, с учетом леса, тратят на испарение 16 000 000 000 000 тонн воды в год. Или другими словами — 160 Аральских морей выпивают они до дна). Всякий видел после грозы мутные грязные потоки, несущиеся в овраг или в ближайший ручей. Но видел ли кто-нибудь подобную картину в лесу? Вряд ли. Лес не допускает поверхностного движения воды, а вынуждает ее просачиваться сквозь грунт и почву, образуя запасы чистых грунтовых вод. Профильтрованная сквозь мельчайшие капилляры грунта и почвы, вода снова выходит на поверхность — свежая, прохладная, родниковая.

Лес служит человеку

Лес бескорыстно служит человеку. Началось это очень давно, с тех пор, когда наш предок впервые поднялся с четверенек, разогнул спину и взял в руки суковатую дубинку. Дубинка оказалась прочной, крепкой и очень полезной в суровых первобытных лесах. Да еще и до дубинки человеку не раз приходилось пользоваться услугами деревьев. Он спасался на них от хищных животных, ночевал в густых кронах, если не было подходящей пещеры. Потом человек научился добывать огонь, соорудил примитивный очаг и, наконец, смог сварить себе мясо, которое оказалась намного вкуснее сырого. В ненастную погоду он согревался у огня. Прошло немало времени, прежде чем люди научились добывать и сжигать каменный уголь, нефть. Открытие черных и цветных металлов и их руд, минералов и драгоценных камней не уменьшило спрос на дерево, впрочем, как и расщепление атомного ядра в двадцатом веке. Дерево! На каждом шагу дерево! Легко обрабатывается, прочно, удобно, красиво, безвредно! Использование леса человеком всегда актуально. Трудно назвать какую-то отрасль народного хозяйства, где не употребляются лесные материалы. Изделия и продукты, полученные из них, окружают нас со всех сторон. И несмотря на довольно успешные попытки заменить древесину другими материалами, потребность в ней из года в год все увеличивается. Дерево дает бесконечное множество продуктов, без которых мы не можем представить себе современную жизнь. Простое их перечисление создает внушительную картину: бумага, искусственный шелк, искусственная шерсть, скипидар, аспирин, тимол, креозот, уксусная кислота, метиловый и этиловый спирты, ацетон, формалин, камфора, древесный уголь, эфирные масла, канифоли, латекс… А дерево как строительный материал? Столы, стулья, мебельные шкафы, паркет, телеграфные столбы, фанера. Ну и обыкновенная, ничем не заменимая доска. Список полезных вещей из дерева не имеет конца.

Чем еще полезен лес

Так уж повелось, что мы привыкли разделять все вокруг на полезное, бесполезное и вредное, то есть судить о вещах с точки зрения практической. И такой взгляд как будто оправдал себя. Хотя порой некоторые вещи переходят у нас из разряда полезных в бесполезные, и наоборот. Хотя леса никогда не попадали в разряд бесполезных, но человеку необходимы были поля для земледелия — и могучие деревья отступали под натиском железного топора и беспощадного огня. Почвы полей, добытые таким способом, надолго оставались плодородными, земледелец бросал их и снова жег вырубал, распахивал. Покинутые поля подвергались ветровой и водной эрозии образовывались глубокие овраги. Теперь мы знаем,что лес предотвращает разрушительные паводки, смывы почвы и образование оврагов, пыльные бури и задерживает суховеи, тем самым повышая в целом урожай сельскохозяйственных культур. Лес еще полезен тем, что он увеличивает влагооборот, очищает воду, задерживает холодные арктические массы воздуха на севере, а на юге — жаркие ветры среднеазиатских пустынь. Лес -— регулятор и хранитель влаги в почве и воздухе. А кому не приходилось ходить за ягодами и грибами? Или на охоту? Грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения находят там нормальную среду для своего произрастания а дикие животные, птицы — приют и пищу. 4,8/5 — 6 голосов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *