Для чего нужно изучать экономику?

Для чего нужна экономика и зачем её изучают?

Что же такое экономика – наука о ведении хозяйства. И эта наука является частью нашей с вами повседневной жизни. Она нам помогает удовлетворить наши потребности в жизни. Хотим мы этого или нет, но ее величество экономика окружает нас постоянно и везде. Отсюда и вывод – если мы постоянно перебываем в контакте с этой наукой, то нужно с ней подружиться, а, значит — изучать.

Еще экономикой называют систему отношений, которые связаны с управлением и ведением хозяйства и само хозяйство страны, мира, региона. Существует понятие:

  • Мировая экономика занимается изучением ведения международной торговли, в ее основе лежат отношения между национальными экономиками.
  • Рыночная экономика – частная собственность и свободное предпринимательство.
  • Плановая экономика – все ресурсы в общегосударственной собственности распределяются государством. Но какой бы экономика не была, в ее задачи входит улучшать хозяйственную деятельность, регулировать процессы производства, потребления, обмена и распределения благ.

Изучение экономики позволяет прийти к более рациональному ведению хозяйства. Если у власти находятся грамотные экономисты, которые заботятся о благе государства, это позволяет вывести страну на более высокий экономический уровень. Если на предприятии хороший экономист, то предприятие развивается, заключает выгодные контракты и процветает.

Сочинение на тему «экономия»

Роль экономики в жизни общества
Экономика – это совокупность научных исследований, финансовой структуры и деятельности людей, которая обеспечивает производство, рациональное распределение и потребление товаров и услуг в человеческом обществе.
Понятие экономики, ее роль в жизни человека
Экономика состоит из микроэкономики и макроэкономики. Макроэкономика представляет собой уровень создания факторов и условий, которые благоприятно влияют на результативность экономической деятельности.
Микроэкономика – процесс непрекращающегося взаимодействия между производителем и потребителем. Экономика играет, без сомнений, важную роль в жизни современного человека.
В первую очередь, благодаря экономике мы обеспечены материальными благами, необходимые для полноценной жизнедеятельности – жилье, одежда, продукты. Экономическая жизнь общества задает общий темп его развития, определяет ход происходящих в нем процессов.
Общественные потребности
Общественные потребности представляют собой вид тех потребностей, которые носят массовый характер и присущи каждому человеку в силу его общественной природы. Общественные потребности включают в себя два подтипа, которые связанны между собой: потребности государства и потребности общества.
К числу общественных потребностей относят потребности в коммуникациях, образовании, труде, здравоохранении, безопасности. На степень реализации общественных потребностей влияет уровень экономики в государстве. Именно фактор экономического развития становится решающим в удовлетворении людьми своих общественных потребностей.

В государствах с нестабильной экономикой беспрепятственно могут быть удовлетворены только первичные потребности – необходимость в еде и одежде.
Ограниченность ресурсов
Ограниченность ресурсов – термин, который в последнее время довольно часто встречается в экономике. Это понятие, которое выражает конечность и дефицитность тех производственных ресурсов, которые привыкли использовать люди в хозяйственном производстве.
Человеческие потребности не имеют границ и склонны к возрастанию, в то время как уровень ресурсов для их удовлетворения безостановочно падает. В широком смысле ограниченность ресурсов – это использование человеком свободных материальных и нематериальных ресурсов.
В подобной трактовке к свободным материальным ресурсам производства добавляются такие нематериальные ресурсы как время и человеческие силы.
Факторы производства
Те ресурсы, благодаря которым происходит процесс хозяйственного производства, имеют название факторы производства. Виды факторов производства:
1. Информация – в современном мире вместо информации в экономике все чаще применяют термин «технология». Информация является основой экономической деятельности, так как она открывает новые пути улучшения производства и повышения его результативности.
2. Труд – целесообразная деятельность индивида, направленная на достижения результата.
3. Капитал – совокупность материальных благ: машины, станки, деньги, здания, сооружения.
4. Земля – природный ресурс необходимый для производства материальных благ и услуг.
5. Предпринимательский талант – способность человека организовывать производство, принимать решения связанные с риском, внедрять новаторства в производство.

Зачем нужна экономика? план-конспект урока по экономике (7 класс) по теме

«Зачем нужна экономика?»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  1. Сформировать представление об экономике как о хозяйстве, проследить путь развития хозяйственной деятельности людей, рассмотреть основные составляющие экономики;
  2. Развивать экономическое мышление учащихся;
  3. Воспитывать гражданина как будущего хозяина страны.

Оборудование: мультимедиа проектор, магнитная доска, 4-5 маркеров, альбомные листы, магниты.

Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная

Методы: интерактивные (мозговой штурм), тестовые, дискуссионные

Основные термины урока: потребности, экономика, богатство.

1.Организационный этап.

…Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

А.С.Пушкин

Сегодня мы начинаем знакомиться с понятием «экономика». Что такое экономика с точки зрения хозяйства? Зачем люди создали экономику? Что такое богатство? Цивилизация? Технологии? Мы научимся понимать смысл словосочетания «богатство страны» и анализировать причины, которые толкают человека на деятельность.

2. Новая тема.

1) Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. Оно обозначает: др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома». Но в русском языке оно прижилось в другом значении: название хозяйства не только отдельной семьи, но и страны в целом.

Прежде чем начать знакомство с новым для вас понятием «экономика», нам необходимо понять другое, не менее важное понятие «потребности».

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек,
Вот из этого сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки.

С.Маршак

Так из чего же «сделан» человек? Это сложный вопрос и каждый даст на него свой ответ… Давайте представим себя людьми разных профессий и ответим на него с их точки зрения…

Итак, мы с вами: (на слайде схема, в которой не обозначено соответствие профессий и «содержания» ответов):

Обозначьте стрелками соответствие ответов, согласно мнению каждого специалиста

Готовы? Учащиеся излагают варианты соответствий. Нас будет интересовать, прежде всего, мнение экономиста.

Итак, потребность — желание или нужда в чем- либо необходимом для человека.

2) первое групповое задание, цель которого — составить список основных потребностей. Класс делится на команды по 4 человека (две соседние парты).

Представьте себя в роли Робинзона Крузо, вы попали на необитаемый остров. Что вам обязательно бы потребовалось, чтобы выжить?

Составляем список в порядке убывания важности потребностей. На составление — 3 минуты,

(Дети работают маркером на листах и вывешивают на доску). Обобщая ответы, получаем следующий список:

Потребности бывают простейшими, жизненно необходимыми и те, которые делают жизнь более благоприятной и комфортной (блага).

3) Цель следующего задания – проверить, как вы усвоили понятие «потребности».

Определите потребность в каждом из предложенных примеров, исходя из того как они обозначены цифрами на доске. Приведите свой пример. Если вы считаете, что это потребность в еде — ставите цифру 1, если в жилье — З.и так далее.

Примеры:

Маша купила йогурт в столовой(1).

В сентябре директор заключил договор о медицинском страховании школьников (4).

Соседи переехали в новую квартиру (З).

Мой друг завел кошку (5).

На праздник мне купили новый костюм (2).

Заслушиваются примеры 2-3 учащихся, класс определяет вид потребности.

Попробуйте определить основное свойство потребности из следующего стихотворения Михаила Матвеевича Хераскова:

Желаний никогда своих не умеряем

Имея что-нибудь, мы лучшего желаем.

Основное свойство потребностей — безграничность.

Можно ли удовлетворить потребности, сидя на одном месте? С помощью джина? И как в этом случае поступить? (учащиеся высказывают свое мнение)

Вывод из ответов:

Человеку самому приходится делать для себя все, что он хочет получить. Именно такая деятельность, направленная создание предметов и услуг, удовлетворяющих потребности людей, называется хозяйственной или экономической.

4) Когда началась экономическая деятельность людей? Когда люди занялись трудом и создали примитивное орудия труда, т.е. примерно 2,5 млн. лет назад.

Цель следующего задания — проверить ваше умение выбирать главное из текста. Работаем с учебником страница 7. Внимательно прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

1,2 группа – что необходимо для полного удовлетворения потребностей людей?

3,4 группа — назовите причины отсталого положения России до и после революции.

5,6 группа — попробуйте сформулировать рецепт экономического благосостояния любой страны.

(Ответы оформляются детьми на листах и крепятся на доске, после чего заслушиваются).

Успешная экономическая деятельность способна сделать и отдельного человека, и общество в целом богатым. Давайте попробуем доказать это.

Но сначала нам нужно выяснить: что же такое «богатство»? (учащиеся высказывают свои версии значения данного термина)

Учитель: С точки зрения экономиста богатство — это все то, что способно удовлетворять потребности человека, что желанно и что человек стремится заполучить в собственность. Впервые эта мысль осенила, жителей Др. Греции и отражена она в мифе о жадном и глупом царе Мидасе (учебник стр. 8). (заслушивается аудиофайл) (Богатство любой страны будет определяться не количеством золота в хранилищах, а количеством произведенных товаров и услуг, нужных гражданам способами использования произведенного.

Прокомментируйте высказывание немецкого философа А.Шопенгауэра: «Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда». Что важнее богатства?

3. Вторичное закрепление.

1. Бинарный тест, цель — проверить уровень усвоения материала (учащиеся отвечают «да» или «нет»).

1. Потребности человека — ограничены.

  1. Для удовлетворения потребностей необходима деятельность по созданию предметов и услуг.
  2. Технология – способ использования инструментов.
  3. Блага – только предметы для удовлетворения нужд и потребностей людей.
  4. Началась деятельность с появлением первого человека на Земле.
  5. Любая деятельность должна быть рациональной.
  6. Богатство — это в первую очередь золото и драгоценные камни.

4.Итог урока. Какие понятия мы изучили? Что вы узнали нового?

5.Домашнее задание:

  1. повторить все экономические термины;
  2. составить список своих потребностей;
  3. прочитать и уметь объяснить материал учебника глава 1;

УМК:

Зачем школьникам нужна экономика?

Ежегодно в начале учебного года разгораются дискуссии о практичности и уместности школьных образовательных программ. Например, нужно ли в обязательном порядке школьникам изучать экономику? Или ее стоит перенести в категорию факультативных курсов, которые выбирают осознанно лишь те, кто планирует связать свою жизнь с работой в бизнесе и в сфере финансов? В этом вопросе мы решили разобраться подробнее.

Что такое экономика?

Экономика — это наука в первую очередь про взаимоотношения между людьми, которым необходимо принимать решения в условиях ограниченных ресурсов. В понятие «ресурсы» входят не только деньги, это еще и время, потраченное на выполнение определенных задач, интеллектуальный капитал (знания человека и их ценность). С экономическими отношениями каждый российский школьник сталкивается каждый день: покупка сока в школьной столовой уже является экономической сделкой, и на нее распространяется действие базовых экономических законов.

Как изучают экономику школьники России?

В России экономика не является обязательным общеобразовательным предметом, и в состав ЕГЭ она не входит. По своему усмотрению ее включают в программу отдельных колледжей, лицеев и даже обычных школ в профильных классах, в которых учеников готовят к поступлению на финансово-экономические специальности в вузах. Как правило, в школах не открывают отдельные вакансии для преподавателей экономики, и этот предмет читают педагоги смежных курсов.

Курс экономических знаний, который читают в общеобразовательной школы, максимально упрощен, он дает представление о базовых понятиях и практически не касается глубоких математических расчетов. В то же время он понятный и простой, позволяют школьнику заинтересоваться этой наукой, получить представление о том, как работают экономические законы в реальной жизни.

Зачем изучать экономику?

Экономика позволяет получить четкое представление о том, как устроен окружающий мир. Почему подорожали продукты? Как скачок национальной валюты скажется на семейном бюджете? Почему Катя и Маша получали в школе одинаковые оценки, но Катиной зарплаты едва хватает на жизнь, а Маша отдыхает за границей три раза в год? Люди, не имеющие представления о рынке, скажут: «Повезло». А на самом деле это — элементарный экономический закон: Маша как специалист продала себя и свои знания дороже. Кто-то с завистью смотрит на вакансии Юникредит и думает, что никогда не сможет получать такие деньги. Но ведь причина в том, что человек сам отказался вкладывать деньги в свое образование. Ведь получение знаний — это тоже инвестиции в себя, то есть экономические отношения.

К сожалению, приходится констатировать, что население России в большинстве своем экономически безграмотное. А это приводит к большим проблемам: люди просто не знают, как планировать свой бюджет, берут кредиты в банках, не могут с ними расплатиться и становятся банкротами.

Практическое применение экономических знаний

Научиться осознанно использовать экономические знания очень важно. Тем более, что на практике понять теоретический материал проще. Например, понятие «пассивного дохода» дается школьникам не так легко. Но если предложить ребенку откладывать карманные деньги не в копилку, а на депозит (можно договориться с родителями о выплате «процентов», то есть и их втянуть в увлекательную экономическую игру), он увидит, что пассивный доход — это выгодно, и деньги работают сами по себе, а ребенок получает финансовую выгоду. В будущем это мотивирует уже взрослого человека искать возможности пассивного дохода и инвестирования — а от этого выиграет и он сам, и экономика страны.

Или завести финансовый дневник и записывать все расходы, а потом вычеркнуть статьи, от которых можно отказаться и вместо этого купить что-то действительно нужное и полезное. Например, если неделю отказываться от газировки, то можно купить футболку с модным принтом, которую так хотелось, но родители отказали. Подростки, да и большинство взрослых, попросту не понимают, сколько «сжирают» разные бесполезные покупки товаров, которые стоят, казалось бы, немного, но при ежедневном их потреблении выходит огромная сумма. Таких примеров можно привести множество.

Через год после окончания школы вчерашние школьники по законодательству становятся полностью взрослыми — они получают полную дееспособность и уже самостоятельно управляют своими финансами. Они будут зарабатывать деньги и тратить их — поэтому очень важно научить их делать это правильно.

И вместо заключения

Изучать экономику в школе нужно. Но это должен быть курс для старшеклассников, которые уже достаточно взрослые и логично мыслящие. А сам курс должен быть не скучным изложением теоретического материала, а практическим — с финансовыми играми, задачами и тренингами. Тогда школьники не просто полюбят экономику, а еще и поймут ее и будут применять знания в реальной жизни.

Экономическая теория в МГТУ

1. Зачем нужна экономическая наука обществу? Объясните, почему недостаточно технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы, связанные с решением практических задач.
2. Действием каких экономических законов объясняется вид кривых средних и предельных издержек производства.
3. Какие условия необходимо соблюдать для максимизации прибыли в долгосрочном периоде при чистой конкуренции?
4. В чем состоит особенность спроса на ресурсы?
5. Как определяется цена земли?
6. В чем состоит различие между экстенсивными и интенсивными типами экономического роста?
7. Каковы основные формы безработицы?
8. Как вы понимаете кредитно-денежную политику государства?
9. Почему государственные расходы и налоги неодинаково влияют на объём производства?
10. Свидетельствуют ли высокие сбережения о процветании общества?

1. Зачем нужна экономическая наука обществу? Объясните, почему недостаточно технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы, связанные с решением практических задач.

Экономическая наука изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Экономические явления нельзя взвесить на весах, положить под микроскоп, просветить рентгеновским лучом; их нельзя поместить в лабораторные условия, чтобы провести над ними эксперимент Экономические процессы не протекают в «чистом» виде. Они вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь «окрашенными» в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, то есть отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.
Абстрактный подход не отвергает, а исходит из необходимости изучения реальных экономических явлений. Факты — исходная база познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации о событиях, поведении людей, различных организаций и пр.
Таким образом, можно провести разницу между экономической наукой и техническими науками. Технические науки дают ответы на конкретные вопросы, а экономическая наука создает общую теорию экономических законов и жизни общества.
Тем не менее, хочу отметить, что общая экономическая теория и частные технические науки неразрывно связаны друг с другом. Теория обеспечивает технические науки принципами, которые воплощают точку зрения экономики в конкретных задачах, решаемых техническими науками. В свою очередь, знания, добытые техническими науками, служат для экономической теории «материалом» новых принципиальных обобщений.

2. Действием каких экономических законов объясняется вид кривых средних и предельных издержек производства.

Средние издержки отражают отношение: общие издержки на единицу продукции. Поскольку с увеличением объема производства постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, будут уменьшаться, то кривая средних постоянных издержек AFC (average fixed cost) будет иметь отрицательный наклон. Средние постоянные издержки рассчитываются по формуле: AFC= FC/Q. Средние переменные издержки AVC (average variable cost) определяются путем деления переменных издержек на объем производства: AVC = VC/Q. При достижении оптимального размера производства средние переменные издержки становятся минимальными.
Средние переменные издержки играют важную роль в анализе экономического состояния фирмы:- положения ее равновесия и перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли.
Средние общие издержки АТС (average total cost) представляют собой частное от деления общих издержек ТС на объем продукции Q: АТС = TC/Q.
Средние издержки можно также получить путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек: ATC=AFC+AVC.

Средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки

Графически средние издержки изображаются суммированием кривых средних постоянных и средних переменных издержек и имеют U-образную форму.
Роль средних издержек в деятельности фирмы определяется тем, что их сравнение с ценой позволяет определить величину прибыли, которая рассчитывается как разность между общей выручкой и общими издержками. Эта разница позволяет выбрать правильную стратегию и тактику фирмы.
Предельные издержки. Понятий общих и средних издержек бывает недостаточно для анализа поведения фирмы. Поэтому экономисты используют еще один вид издержек — предельные издержки.
Предельные издержки МС (marginal cost) — это приращение общих издержек на производство дополнительной единицы продукции.
Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки — это та величина, которую фирма может контролировать наиболее непосредственно.
Предельные издержки получают как разность между издержками производства п+1 единиц и издержками и единиц продукта.
Поскольку при изменении объема постоянные издержки FV не меняются, предельные издержки определяются лишь переменными издержками в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, математически предельные издержки можно записать так:

Где ∆ (дельта — греч.) — малое изменение чего-либо, ∂ — производная (derivate), которая в экономике интерпретируется как предельная величина функции. Первой производной функции переменных издержек по выпуску продукции являются предельные издержки. Графически предельные издержки изображаются следующим образом:

Предельные и средние издержки

Прокомментируем основные соотношения между средними и предельными издержками.
1. Предельные и средние издержки имеют исключительно важное значение, поскольку решающим образом сказываются на выборе фирмой объема производства (это будет показано ниже).
2. Кривая МС не зависит от FC, так как FC не зависит от объема производства, а МС — это приростные издержки.
3. Пока МС остаются меньше АС, кривая средних издержек имеет отрицательный наклон. Это означает, что производство дополнительной единицы продукции уменьшает средние издержки.
4. Когда МС равно АС, это значит, что средние «издержки перестали падать, но еще не начали расти. Это точка минимальных средних издержек (АС = min).
5. Когда МС становятся больше АС, кривая средних издержек идет вверх, что означает увеличение средних издержек в результате производства дополнительной единицы продукции.
6. Кривая МС пересекает кривую AVC и кривую АС в точках их минимальных значений.
На вид кривых средних и предельных издержек влияют несколько экономических законов.
Закон убывающей отдачи. Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи.
В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи, а затем и к ее снижению. Часто действие закона предполагает неизменность технологического уровня производства, и поэтому переход к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.
Рассмотрим подробнее, как изменяется отдача от переменного фактора в краткосрочном временном интервале, когда часть ресурсов или факторов производства остается постоянной. Ведь в течение короткого периода, как уже отмечалось, фирма не может изменять масштабы производства, строить новые цехи, закупать новое оборудование и т.д.
Допустим, что фирма в своей деятельности использует только один переменный ресурс — труд, отдачей которого является производительность. Как будут изменяться издержки фирмы при постепенном увеличении числа нанимаемых рабочих? Сначала рассмотрим, как будет изменяться выпуск продукции при увеличении численности рабочих. По мере загрузки оборудования выпуск продукции быстро нарастает, затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если дальше продолжать нанимать рабочих, они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.
Закон масштаба. В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Например, стоит создавать для выпуска заданного объема товаров одно крупное предприятие или несколько мелких? Какой вариант позволит минимизировать издержки? Если размеры фирмы удвоились (построили новое здание, закупили новое оборудование), в какой пропорции изменится объем выпуска продукции? Почему мы наблюдаем на практике, что в автомобильной, металлургической промышленности существуют крупные предприятия, в то время как производство одежды, сфера услуг сосредоточены, как правило, на мелких фирмах?
Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:
• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;
• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;
• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
• снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;
• затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
• в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
• с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т.п.
В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на одном уровне — горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.

3. Какие условия необходимо соблюдать для максимизации прибыли в долгосрочном периоде при чистой конкуренции?

В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат (в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе чем в краткосрочном периоде, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.
Если при существующей рыночной цене несколько фирм терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения (при постоянном спросе) является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится; при совершенной Конкуренции такие колебания носят постоянный характер.
Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.
Графическое решение представлено на рисунке ниже. При цене Р0 объем производства фирмы составит QQ. При таком объеме предельный доход равен предельным издержкам, а минимальные средние валовые издержки равны рыночной цене, экономическая прибыль равна нулю. При таких условиях фирма удовлетворена объемом производства и размерами предприятия.

Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

Как будет меняться предложение в конкурентной отрасли при условии изменения спроса?
Предположим, что до изменения спроса на рынке существовало равновесие. График S на рисунке ниже представляет собой кривую предложения всех фирм, производящих данную продукцию, иными словами, кривую предложения отрасли; D — кривую рыночного спроса на взятый нами в качестве примера товар; Р0 — равновесную рыночную цену; Q0 — равновесный объем производства отрасли.

Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде:
D, D1 — отраслевой спрос до и после изменения; S, S1 – отраслевое предложение до и после изменения; Sдолг — долгосрочное предложение отрасли
Что произойдет, если по каким-либо причинам (например, при изменении предпочтений потребителей или увеличении их доходов) спрос на данную продукцию возрастет? Кривая спроса сдвинется вправо до уровня D,. Рынок отреагирует на увеличение спроса повышением цены. Цена возрастет до /V Для отдельных фирм и отрасли это будет означать, что цена окажется выше минимума средних валовых издержек, а равенство цены и предельных издержек будет достигаться при большем объеме производства. Фирмы начнут получать экономическую прибыль, что создаст стимулы для расширения производства и вступления новых производителей в отрасль.
Вступление новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли, сдвинет кривую предложения отрасли до S1. В результате цена снизится и возникнет новое равновесие при цене Рг и объеме производства Q2. Если предположить, что увеличение объема производства в отрасли не приведет к росту издержек, то кривая долгосрочного предложения будет горизонтальной. Однако в условиях ограниченности ресурсов вовлечение в производственный процесс все большего и большего их количества вызовет рост цен на них, поэтому Р2 > Р0 и кривая долгосрочного предложения будет восходящей.

4. В чем состоит особенность спроса на ресурсы?

Спрос на ресурсы обуславливается переплетением ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания), У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).
Особенностью рынка факторов ресурсов является то, что состояние этого рынка зависит от состояния потребительского рынка, то есть для него характерен вторичный производный спрос. При этом фирма, выступающая на потребительском рынке в роли продавца, на рынке ресурсов выступает в другой роли — в качестве покупателя. Ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Состояние на рынке ресурсов связано с потребительскими и другими рынками, в результате чего соотношение спроса и предложения по каждому фактору производства формируется всей системой рыночных отношений.
В этом отношении показательна обстановка на рынке производственных факторов в России, среди которых наиболее выгодными являются богатые природные ресурсы по сравнению с рабочей силой и техникой. Такая ситуация на рынке ресурсов, способствующая росту производства и экспорта сырья и энергоносителей, смягчая глубину экономического кризиса, вместе с тем тормозит технический прогресс и развитие других отраслей. Необходимо также учитывать, что по мере вовлечения в производство менее доступных и некачественных ресурсов суммарная производительность всех используемых ресурсов будет уменьшаться, а издержки производства товаров возрастать. Однако при всех условиях, в отличие от потребительского рынка, увеличение спроса на ресурсы ограничиваются объемом спроса на потребительские товары, изготовленные с их помощью.

5. Как определяется цена земли?

Экономическое плодородие земли, характеризующее ее способность обеспечить производство сельскохозяйственной продукции, может быть выражено следующей формулой:

где S — оценка земли; R — дифференциальная рента I и II; Ен — норматив эффективности; Косн — затраты на освоение земли.
Цена земли основывается на величине земельной ренты и процента, то есть земля приобретает иррациональную цену. В этих условиях владелец земельного участка продает его лишь в том случае, если полученные от продажи деньги, будучи вложены в банк, дадут в виде процента доход не меньший, чем рента, получаемая с данного участка. Следовательно, цена земли — это капитализированная рента. Формула цены земли Z будет иметь следующий вид:
Z= R / r*100%
где R — земельная рента; r — ставка ссудного процента.
Таким образом, цена земли прямо пропорциональна земельной ренте и обратно пропорциональна ставке ссудного процента. Источник земельной ренты в зависимости от ставки процента является разновидностью дисконтирования стоимости факторов производства. Дисконтированный размер земельной ренты необходим при заключении арендных договоров об использовании земли на тот или иной период. Дисконтирование, представляющее собой исчисление будущего размера дохода в виде земельной ренты, осуществляется в результате деления годового размера ренты на ставку процента. Цена земли имеет тенденцию к росту, ибо земельная рента растет, а ставка ссудного процента, если и растет, то медленнее, чем рента.

6. В чем состоит различие между экстенсивными и интенсивными типами экономического роста?

Экономический рост — это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Увеличение совокупного производства рассчитывается в процентах по отношению к предыдущему периоду.
Экономический рост может измеряться в натуральных и стоимостных показателях. Сопоставление объемов производства в физических единицах (тоннах, километрах и т. д.) позволяет избежать ошибок, вызываемых инфляцией.
Экономический рост зависит не только от общих тенденций, обусловленных средне- и долгосрочными циклами, но и от уровня развития народного хозяйства страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики и т. п.
Качество и темпы экономического роста непосредственно зависят от его типа. Можно выделить экстенсивный и интенсивный типы. Экстенсивный тип роста основан на вовлечении в производство дополнительных ресурсов при сохраняющемся уровне технологии и качества самих ресурсов. Например, распашка новых земель, набор работников для организации работ в несколько смен и т. д. Интенсивный тип — рост производства за счет совершенствования технологий, повышения качества ресурсов, роста производительности труда и т. д. Естественно, что оба типа роста существуют одновременно, доминируя друг над другом на разных временных этапах. Преобладание того или иного типа обусловливается существованием различных комбинаций факторов производства.

7. Каковы основные формы безработицы?

Как экономическое явление безработица — это «независящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности трудоустройства, как правило, вследствие расторжения трудового соглашения между лицом наемного труда и нанимателем».
При анализе безработицы выделяют фрикционную безработицу. Она, по оценке зарубежных экономистов, считается неизбежной и, в известном смысле слова, желательной. Этот вид безработицы рассматривается как побочный продукт свободного предпринимательства. Фрикционная безработица обусловлена мобильностью кадров. Работники добровольно меняют место работы по самым различным причинам как производственного, так и личного характера, и в целях улучшения условий труда, его оплаты. Мотивом увольнения может быть и разочарование в профессии.
Поиск работы осуществляют и люди, впервые начинающие свою трудовую жизнь после окончания обучения в общеобразовательной или профессиональной школе. Особую группу представляет работающая молодежь, которая хочет определить «свое место» в системе общественного разделения труда — найти «интересную» для себя работу. Все эти процессы происходят на фоне как бы взаимных увольнений и приемов на работу. Кто-то уходит на пенсию, кто-то в это же время ищет работу после окончания учебного заведения, другого перестала устраивать профессия слесаря, а кто-то ищет именно такую работу. Человеку не всегда удается сразу найти работу, где будет обеспечено соответствие требований работника и рабочего места. Совокупность таких людей, активно ищущих работу, и образует контингент фрикционных безработных.
Другой вид безработицы — структурная — имеет не столь личное, а скорее технико-экономическое основание. Она не так явно зависит от желания человека и мотивов его трудового поведения. В основе структурной безработицы лежит научно-технический прогресс, использование его достижений в хозяйственной практике. Это в конечном счете выражается в изменении структуры производственного и потребительского спроса населения, в соответствующем совершенствовании технологии производства. В результате изменяется структура рабочих мест;
• происходит их модернизации;
• появляются новые, ликвидируются старые.
Такие новации трансформируют профессионально-квалификационный состав занятого населения и в этой связи спрос на рабочую силу. Предложение же труда более консервативно и дольше сохраняет качество и структуру. Людям необходимо для переориентации определенное время, в течение которого они приобретут новые навыки труда, знания, умение, приспособятся к изменяющейся среде обитания. Причиной структурной безработицы может стать изменение территориального разделения труда.
Наряду с фрикционной и структурной безработицей существует, и циклическая. Этот вид безработицы неразрывно связан с движением цикла деловой активности (промышленного цикла). Общее падение совокупного спроса на товары и услуги не может не уменьшить численности занятых, что и приводит к увеличению безработных. Циклическая безработица в современной рыночной, теории считается нежелательным явлением. В экономике, которая находится на вершине промышленного цикла, она должна быть равна нулю, хотя в практике современной экономики этого нет.

8. Как вы понимаете кредитно-денежную политику государства?

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и Кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Денежно-кредитная политика — важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Она проводится Центральным банком, который регулирует денежную эмиссию, облегчает или затрудняет выдачу коммерческим банкам кредитов. Тем самым Центральный банк воздействует на частную инвестиционную активность, динамику потребительского спроса, уровень цен.
К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение нормы обязательных резервов.

9. Почему государственные расходы и налоги неодинаково влияют на объём производства?

В государственные расходы и государственные налоги встроены разные механизмы влияния на экономику. Государственные расходы напрямую влияют на развитие экономики, поскольку государство сразу же приобретает какие-либо товары, вещи и т.д. или же привлекает население на выполнение каких-либо работ. Полученные же населением денежные средства вкладываются в приобретение товаров, вещей, продуктов питания, то есть промышленность может наращивать объемы производства.
Налоги же влияют на объем производства косвенно, поскольку, например, из-за высоких налогов на какой-либо товар, население может перестать его покупать и найти товар «заменитель», соответственно, объемы производства упадут.

10. Свидетельствуют ли высокие сбережения о процветании общества?

Высокие сбережения не могут свидетельствовать о процветании общества, поскольку население может сохранять денежные средства у себя из-за недоверия к национальной валюте, нестабильности ситуации в стране. Подобное происходило не так давно в России, когда население вкладывало свои деньги не в банки, а в доллары, так сказать «на черный день». Кроме того, как правило, в развитых обществах население не имеет больших сбережений, поскольку вкладывает денежные средства в приобретение товаров.

Список литературы

(30.8 KiB, 62 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *