Для чего нужна орфография?

«Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?»

Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?

Новосельцева Виктория

В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.

Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.

Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.

Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка.

Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.

Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей», — сказал Максим Горький. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.

Для каждого из нас необходимо быть понятым другими людьми. Чтобы нас понимали, надо не только правильно говорить и уметь применять все выразительные средства, но и знать пунктуацию. Уметь правильно ставить знаки препинания очень важно для всех нас. Наглядный пример имеет сказка Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков»: Знаменитая фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ подтверждает то, что даже запятая может решить судьбу человека. Мы, как будущее нашей страны, должны быть грамотными, умными и крепить мощь нашей страны, прославлять нашу малую Родину.

Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.

И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.

Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть достойным носителем русского языка.

Напишите Небольшое сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужно изучать правила правописания»? (30-40 слов минимум)

едк… набегает ветерок. Вагон снов… тряхнуло. Хозяин велел наглух… забить дачу. Издавн… русские считались храбрыми воинами. Жулька металась справ… налев… и слев… направ…. Кирила Петрович запрост… приезжал в домишко товарища. 2. запиши и определи разряд наречий Внизу – весело — Завтра – сгоряча — Назло — слева – 3. запиши и подбери наречия – антонимы Весело – далеко — Ласково – активно — Жарко — небрежно – 4. замени фразеологизмы наречиями Спустя рукава – душа в душу — На край света – ни свет ни заря — Рукой подать — яблоку негде упасть- 5. заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е Работу выполнить прекрасно – Любить сильно – Говорить напевно – Вести себя дерзко – Смотреть неодобрительно – Двигаться неловко – Говорить доказательно – Слова – помощники: убеждающ…, вызывающ…, неуклюж…,осуждающ…, блестящ…, горяч…, певуч…. 6. Спиши текст, обозначь орф.в наречиях. Неплохо бы запомнить надолго, как ребёнком свежо видишь мир; удивлённо смотришь вокруг; куда-нибудь бежишь вприпрыжку по сплошь залитой солнцем дорожке; никогда не грустишь; нежданно-негаданно находишь друзей; беззаботно, по-детски смеёшься; по-настоящему веришь в чудеса; что-то всё время напеваешь точь-в-точь как известный певец. 7. Выпиши все наречия из текста. МОЙ ДОМ Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол — западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера. Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать. Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь. На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека. Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье. (По К. Паустовскому) (159 слов) Тест 1.Укажите наречие с буквой -а на конце: А) надолг… уехать В) приехать издалек… С) навечн… распрощаться Д) вытереть насух… Е) засветл… вернуться 2. Дефис не пишется в наречии: А) в(?) третьих В) по(?) казахски С) куда(?) либо Д) по(?)летнему Е) не(?)мыслимо 3.Укажите наречие: А) никакой В) ни с кем С) никому Д) нигде Е) никто 4.В предложение можно вставить отрицательное наречие: Он ушел … А) в школу В) не прощаясь С) в никуда Д) в будущее Е) не спеша 5.Укажите, какой частью речи выражено обстоятельство в предложении: Два стареньких буксира прошли навстречу. А)наречием В) деепричастием С) причастием Д) словосочетанием Е)неопределенной формой глагола 6.Наречие отвечает на вопросы… А) Кто? Что? В) Какой? Какая? Какое? Какие? С) Что делать? Что сделать? Д) Как? Где? Куда? Когда? Е) Сколько? Который? 7.Укажите наречие без Ь на конце: А) навзнич… В) замуж… С) наотмаш… Д) проч… Е) сплош… 8.Количество наречий в ряду: замуж, навзничь, наотмашь, горяч, настежь А)4 В) 2 С)3 Д)5 Е)1 9.Укажите основу слова непостоянно: А) непостоянн- В) постоянн – С) непостоянно Д) непостоян- Е) постоян- 10.Укажите предложение, в котором есть наречие с приставкой- НИ- : А) Очки не действуют н…как. В) Все равно н…куда спешить. С) Им н…откуда было ждать помощи. Д) Было так тесно, что сесть н…где. Е) Н…когда присесть, а до вечера еще далеко. 11.Укажите словосочетание, где зависимое слово выражено наречием: А) шел по тропинке В) поехал учиться С) шел задумавшись Д) шел легко Е) напевая песенку.

Доклад: Орфография

Р. Шор

Орфография (греч. orthоs — «правильный», graphе — «письмо»), или правописание, — система общепринятых правил письма для какого-нибудь языка. Так, из возможных написаний «другова», «другово», «другого» правилам русской орфографии отвечает лишь последнее; следуя этим правилам, мы пишем «рожь», но «нож» (хотя в обоих случаях произносим на конце твердое «ш»), «садится», но «садиться» (хотя в обоих случаях произносим «сади́ца») и т. д.

Обычно различают 3 принципа орфографии: фонетический, морфологический и исторический. При фонетическом или, точнее, фонематическом (см. «Фонетика») письме каждая буква сохраняет то значение, которое ей присвоено в алфавите, и слово пишется, «как произносится». Морфологический принцип заключается в том, что написание слова или части слова, принятое за основное, сохраняется во всех положениях, т. е., что в известных случаях слово пишется не так, как произносится, а как оно пишется в других случаях. Особым видом морфологического написания является написание сигнализирующее, вводящее в написание слова буквы, которые свидетельствуют о принадлежности слова к определенной грамматической категории; ср. напр. написание «ь» в словах женского рода на «ч», «ш», «ж», «щ» для отличия их от таких же слов мужского рода. Наконец исторический принцип О. заключается в том, что сохраняется уже существующее написание слова вне всякого отношения к его звучанию в живом языке; ср. напр. написание «и» (вместо произносимого звука типа «ы») после шипящих, восходящее к тому периоду истории языка, когда шипящие были мягкими. Особым видом исторического написания является написание этимологическое, оформляющее написание слова согласно его предполагаемому этимологическому источнику; ср. напр. франц. «vingt» по аналогии с латинским «viginti», нем. «bläuen» по аналогии с «blau».

Устанавливая так. обр. нормы письма, О. является одним из характерных проявлений унификации литературного яз. со стороны его письменного оформления. Потому-то унификация письма, т. е. закрепление орфографии во всех европейских яз., идет рука об руку со строительством национальных и литературных языков в период перехода соответствующих стран на путь капиталистического развития (см. «Язык»). Необходимость единой О. для всякого народа на высших стадиях его общественного развития не подлежит сомнению, ибо всякая дезунификация письма грозит стать препятствием к взаимообщению членов общества. Поэтому унификация О. закрепляется авторитетом государства и через школу, печать и иными путями проводится в жизнь.

Причины расхождений письма и произношения весьма разнообразны и частью зависят от форм усвоения письма. Обычно новая письменность усваивающего языка создается под влиянием уже существующей письменности чуждого языка, путем механического перенесения на усваивающий язык навыков последней (см. «Графика»). Так, русская письменность складывается под влиянием уже известной грамотеям славянской письменности, письменные навыки западноевропейских языков — под влиянием латинской письменности, письменные навыки тюркских народов — под влиянием арабской письменности. Поэтому в алфавитах этих языков, с одной стороны, нехватает знаков для всех звуков языка, а с другой — есть ненужные знаки, которым не соответствуют особые звуки, ср. русск. «и» и «i». Расхождения письма и произношения в дальнейшем часто усиливаются вследствие изменения произношения. Так, в русском языке совпали два когда-то различных звука «е» и «ѣ» и т. д.

В то время как произношение меняется, приемы письма следуют за ним лишь частично. Чем объяснить это явление? Отчасти тем, что, объединяя население, говорящее на различных диалектах, письмо не может точно воспроизводить звуки какого-либо одного из них, т. к. это затруднило бы остальных. Наряду с этим сохранению старой манеры письма способствует стремление не порывать связи с памятниками прежней культуры; так, благодаря своей исторической орфографии современный англичанин в состоянии читать произведения Шекспира. Но сохранение затрудненной манеры письма (О. исторической и этимологической) объясняется также и тем, что в классовом обществе письмо становится достоянием лишь господствующих классов, не заинтересованных в том, чтобы облегчить распространение грамотности. В истории письма неоднократно повторяются попытки «затруднить» письмо, сделать его достоянием немногих. Такова напр. «реформа» французской орфографии по этимологическому принципу в XVI в. учеными гуманистами, вводившая во французское письмо множество букв, не соответствовавших живому звучанию. Закреплению старой манеры письма способствуют и причины технические — всякая реформа орфографии влечет за собой расходы в типографском деле (переливка набора, перестройка наборных касс, переучивание наборщиков и т. д.). Так создается своеобразное противоречие: с одной стороны, господствующие классы общества заинтересованы в том, чтобы сохранить за собой преимущественное обладание мощным орудием культуры — письмом, с другой — развитие техники требует подготовленного, следовательно грамотного рабочего. Требование всеобщего начального обучения при сохранении исторической, далеко отошедшей от живой речи О. — одно из типичных противоречий капиталистического общества.

Иначе разрешается вопрос об О. при диктатуре пролетариата. Борьба за распространение не только грамотности, но и высших ступеней образования среди широчайших масс трудящихся естественно приводит к пересмотру унаследованных традиционных О. в целях устранения из них ненужных трудностей. Поэтому в послеоктябрьскую эпоху в СССР развертывается строительство письменности, которое сводится в основном к следующим реформам: для народов с установившейся письменной традицией — устранение исторических пережитков в О., не вызывающее однако перерыва в письменной традиции (ср. реформу русской О., подготовленную Академией наук до 1917, но проведенную в жизнь лишь советской властью); для народов бесписьменных и младописьменных — создание основной базы для О. — нового алфавита, в котором число знаков соответствует числу наличных в языке фонем (см. «Новый алфавит»).

Список литературы

Его же, Русское правописание, СПБ, 1885 (изд. 21-е, СПБ, 1914)

Шереметевский В. П., К вопросу о «единообразии» в орфографии по поводу академического руководства: «Русское правописание», Москва, 1891

Брандт Р. Ф., О лженаучности нашего правописания, «Филологические записки», 1901, № 1—2

Корш Ф. Е., O русском правописании, «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. VII (1902), кн. I

Томсон А. И., К теории правописания и методологии преподавания его, в связи с проектированным упрощением русского правописания, Одесса, 1903

Сакулин П. Н., Вопрос, об упрощении русской орфографии, «Вестник воспитания», 1904, № 6

Ушаков Д. Н., Русское правописание, Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформе, М., 1911 (с библ. более ранней литературы

то же, изд. 2-е, дополн., М., 1917)

Бодуэн-де-Куртенэ И. А., Об отношении русского письма к русскому языку, СПБ, 1912

Чернышев В. И., Упрощение русского правописания, издание 2-е, СПБ, 1913

Сакулин П. Н., Новое русское правописание, М., 1917. Об орфографическом строительстве народов СССР — см. библиографию к ст. «Новый алфавит». См. также журналы: «Родной язык в школе», «Русский язык в советской школе» и др.

Зачем нужно изучать орфографические правила

Большинство людей пишут тексты на компьютере. Разумеется, специальные программы услужливо проверят, правильно ли автор пишет слова и расставляет запятые. Сделать это можно в Майкрософт Ворде. Если результат вас не устраивает, к вашим услугам многочисленные сайты и онлайн-словари. Казалось бы, грамотность современному человеку не нужна вовсе – машина все услужливо поправит. Однако и здесь кроются подводные камни. Ведь зачастую слово, написанное с ошибкой, превращается уже в другое слово. Так «в лесу» с легкостью может стать «в лису», и компьютерная программа не исправит вам эту ошибку, ведь такое слово есть в русском языке, а то, что текст у вас был вовсе не про лис, ей неведомо.
В последние годы среди молодежи стало модно писать, специально коверкая слова. Однако не стоит думать, что все ваши фразы, написанные с ошибками, воспримут на ура и восхитятся вашим чувством юмора. У так называемого «албанского» языка есть свои правила построения слов и словосочетаний. Да и возник он как реакция на вопиющую безграмотность большей части пользователей русскоязычного сегмента интернета.
Владение орфографией в первую очередь ассоциируется с начитанностью. Такая ассоциация возникла неслучайно. Большинство грамотно пишущих школьников не знают правил русского языка, но, тем не менее, не делают ошибки в словах и знаках препинания. Такое случается именно с начитанными детьми, у которых прекрасно работает зрительная память. Мозг запоминает правильное написание слов и словосочетаний, и у человека больше не возникает потребности думать, как пишется то или иное слово, и вспоминать правила.
С помощью знания орфографии вы сможете произвести впечатление на кого угодно, начиная от девушки и заканчивая вашим начальником. Доклады и смс-сообщения, написанные с ошибками, вряд ли прибавят вам популярности в их глазах. Не все правила созданы для того, чтобы их нарушать, и орфографические правила относятся именно к этой категории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *