Дискуссия, это что?

дискуссия

(лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.

Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.

Существует несколько типов Д., различающихся по их целям:

1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию;

2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения;

3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.

По конечному результату Д. их можно разделить на:

1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.);

2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях);

3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).

Успех Д. во многом определяется:

1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать);

2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу;

3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В речи ведущего Д. можно выделить:

а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения;

б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания.

Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь).

Н. И. Махновская

дискус

См. также дискурс.
В Википедии есть страница «дискус».

Русский

В Викиданных есть лексема дискус (L106407).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ди́скус ди́скусы
Р. ди́скуса ди́скусов
Д. ди́скусу ди́скусам
В. ди́скуса ди́скусов
Тв. ди́скусом ди́скусами
Пр. ди́скусе ди́скусах

ди́скус

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Дискус

Значение

  1. зоол. небольшая рыба семейства лат. Cichlidae, с округлым, сплющенным с боков телом, в окраске которого присутствует рисунок из девяти вертикальных полос (лат. Symphysodon) ◆ На своей родине, в бассейне рек Амазонки и Рио-Негро, дискусы живут в зоне дождевых лесов в водоемах с мягкой, чуть подкисленной водой, систематически освежаемой дождевыми потоками. В. Г. Гусев, Е. С. Гусева, «Энциклопедия домашних животных», 2002 г.

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. рыба, домашнее животное

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: архедискус, неоархедискус, астероархедискус

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Дискуссия– равноправное обсуждение педагогами и воспитанниками дел, проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми возник вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе дискуссии люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Решение, принимаемое в результате дискуссии, воспринимается учениками как свое собственное и выполняется учениками гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллектива.

      Любая дискуссия имеет в своей основе ряд организационных условий:

      — изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

      — то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;

      — дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

      — знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;

      — выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;

      — участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

      — время для дискуссии неограниченно;

      — нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом будет одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; решения принимаются с учетом перспективы развития группы;

      — все участники несут равную ответственность за выбранное решение;

      — участники дискуссии свободны в высказываниях, в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения; обстановка доброжелательности и откровенности;

      — учащиеся должны обладать достаточной степенью зрелости и самостоятельности мышления, уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения.

      В зависимости от формы организации дискуссии бывают:

      — «панельная» – предварительно проводится заседание экспертной группы, на котором несколько участников во главе с назначенным председателем обсуждают намеченную проблему, а затем они излагают свои позиции все аудитории;

      — «форумная» – в отличие от предыдущей экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;

      — «круглый стол» – беседа на равных небольшой группы участников, расположенных по кругу;

      — «судебная» – дискуссия, имитирующая судебное разбирательство;

      — «симпозиум» – более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;

      — дискуссия в технике «аквариума» – после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии, они располагаются в центре («аквариуме»), остальные наблюдают за дискуссией. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках, или во время тайм-аута.

      Диспут

      Цель диспута как формы воспитательной работы– учить воспитанников культуре общения, умению логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; помочь ученикам в откровенном споре увидеть истинность той или иной позиции; формировать терпимость, уважение к собеседнику, готовность понять и принять иные взгляды.

      В отличие от дискуссии диспут всегда заранее готовиться. Выбрав тему диспута, педагог знакомит учащихся с темой, вопросами, которые будут обсуждаться на диспуте, и предлагает познакомиться с необходимой литературой. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения.

      Очень значима роль ведущего на диспуте. Ведущий обязан

      предоставлять слово всем желающим, следить за соблюдением регламента, культурой общения, регулировать очередность выступлений, заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.

      В ходе диспута он следит за соблюдением правил его проведения. Эти правила могут быть составлены самими учащимися. Например:

      J Каждый из присутствующих имеет право участвовать в обсуждении.

      J Будь готов терпеливо выслушать любое мнение, даже если ты с ним не согласен.

      J Критикуй идеи, а не людей.

      J Прежде, чем сделать выводы, надо учесть все идеи и факты, которыми руководствуется оппонент.

      J Будь готов изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

      J Главное не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

      Вариант правил:

      Пришел – не молчи.

      Коротко – о многом.

      Критикуешь – предлагай.

      Предлагаешь – делай.

      Дебаты

      Слово «дебаты» в переводе с французского обозначает прения, обмен мнениями. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить оппонентов любыми способами и средствами).

      В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, приводят примеры, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д.

      Проведению дебатов должна предшествовать большаяпредварительная работа:

      – распечатка материалов;

      – знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

      – определение определенного тезиса дебатов;

      – работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;

      – индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

      Можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из

      основных мыслей доклада, выступления, лекции. Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Лучше когда тезис

      предлагают сами участники. Для работы над тезисом можно создать несколько групп. После предложения нескольких тезисов все вместе выбирают один понравившийся тезис для предстоящих дебатов.

      Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

      Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступления, а также ведет документацию дебатов.

      Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

      — справа от председателя – защитники тезиса (4 человека;)

      — слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

      — в конце помещения, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

      Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к

      ведущему: «Господин председатель,…» Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя формулу «господин (госпожа)».

      В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:

      1) вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

      2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

      3) четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

      Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

      После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся, или до соответствующей команды председателя.

      Выступающий, в зависимости от своей позиции, подходит к определенной стороне кафедры, становится рядом с ней и кратко излагает свою мысль.

      Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы выступающему и давать дополнительную информацию. Для этого

      необходимо поднять руку, встать с места и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить

      желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». В случае согласия выступающего время вопроса или информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенному на выступление. Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

      Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

      Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

      Выступающий должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 минут; вторых, третьих, четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Время, которое остается до конца выступления любого участника дебатов, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.

      Участники дебатов могут меняться местами или покидать помещение только в перерывах между выступлениями.

      Председатель успокаивает присутствующих, говоря слово «Тишина». В исключительных случаях он имеет право выставить за дверь участников, которые нарушают правила участия в дебатах.

      После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции, а также присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

      Дискуссия

      Смотреть что такое «Дискуссия» в других словарях:

      • Дискуссия — Дискуссия ♦ Discussion Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того,… … Философский словарь Спонвиля

      • ДИСКУССИЯ — (лат., от discutere делать выводы). Прение, рассуждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИСКУССИЯ лат., от discutere, выводить одно из другого. Прение, рассуждение. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

      • дискуссия — обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут; брехаловка, дискутирование Словарь русских синонимов. дискуссия 1. см. обсуждение. 2. см. спор … Словарь синонимов

      • дискуссия — и, ж. discussion f. <лат. dicussio исследование, обсуждение. дипл. Спор, прения. Сл. 18. Мы по многим дискусиям взяли все то на донесение. АВ 13 88. || расш. Обсуждение какого л. спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      • ДИСКУССИЯ — ДИСКУССИЯ, дискуссии, жен. (лат. discussio) (книжн.). Обсуждение какого нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      • ДИСКУССИЯ — (от лат. discussio рассмотрение исследование), обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе … Большой Энциклопедический словарь

      • ДИСКУССИЯ — ДИСКУССИЯ, и, жен. Спор, обсуждение какого н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию. | прил. дискуссионный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      • ДИСКУССИЯ — (лат. discussio рассмотрение, исследование) спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. Д. одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем описания реальности и своеобразный способ… … Философская энциклопедия

      • Дискуссия — (от лат. discussio рассмотрение, исследование) обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      • дискуссия — Бескомпромиссная, бесплодная, беспощадная, бурная, горячая, длительная, долгая, жаркая, жестокая, живая, зажигательная, кипучая, короткая, мирная, многословная, напряженная, непредвзятая, объективная, ожесточенная, оживленная, острая, открытая,… … Словарь эпитетов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *