Что такое парадоксы?

Парадокс

Значения в других словарях

  1. парадокс — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где paradoxe < греч. paradoxos, сложения para «против» и doxos «слава». Парадокс буквально — «против общепринятого мнения». Этимологический словарь Шанского
  2. Парадокс — В баллистике нарезы в дульной части гладконарезного ружья для придания вращательного движения пуле. Криминалистическая энциклопедия
  3. парадокс — ПАРАДОКС (от греч. para — вне и doxa — мнение). — 1) В широком (внелогическом) смысле — все то, что так или иначе вступает в конфликт (расходится) с общепринятым мнением, подтвержденным традицией, законом, правилом, нормой или здравым смыслом. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  4. парадокс — Парадокс, парадоксы, парадокса, парадоксов, парадоксу, парадоксам, парадокс, парадоксы, парадоксом, парадоксами, парадоксе, парадоксах Грамматический словарь Зализняка
  5. парадокс — см. >> изречение, мысль Словарь синонимов Абрамова
  6. парадокс — сущ., кол-во синонимов: 9 антиномия 2 апория 7 изречение 26 курьез 12 оксиморон 7 противоречие 35 ружье 67 сверловка 2 юмор 32 Словарь синонимов русского языка
  7. Парадокс — (от греч. parádoxes — неожиданный, странный) неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу. В этом смысле эпитет «парадоксальный», т. Большая советская энциклопедия
  8. парадокс — орф. парадокс, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. Парадокс — То же, что антиномия. Математическая энциклопедия
  10. парадокс — Парадо́кс/. Морфемно-орфографический словарь
  11. парадокс — Парадокса, м. (книжн.). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. Большой словарь иностранных слов
  12. ПАРАДОКС — ПАРАДОКС (от греч. paradoxos — неожиданный, странный) — 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике — противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Большой энциклопедический словарь
  13. ПАРАДОКС — ПАРАДОКС (от греч. paradoxes — неожиданный, нестандартный, странный) — англ. paradox; нем. Paradoxon. 1. Утверждение, вывод или явление — неожиданные и не соответствующие общепринятым представлениям. Социологический словарь
  14. парадокс — ПАРАДОКС м. греч. мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему. Толковый словарь Даля
  15. парадокс — ПАРАДОКС а, м. paradoxe m. <�гр. pardoxos неожиданный. 1. Мнение, положение, резко расходящееся с общепринятым, обычным; мысль, противоречащая (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  16. парадокс — ПАРАДОКС -а; м. Неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией, общепринятыми нормами рассуждение, мнение, вывод. Он часто говорит парадоксами. // Разг. Толковый словарь Кузнецова
  17. парадокс — Заимствование из французского, где paradoxe восходит к греческому paradoxos, состоящему из двух основ para – «против», doxos – «слава». Буквальное значение «против того, что принято, устоялось». Этимологический словарь Крылова
  18. парадокс — -а, м. Мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее здравому смыслу. Мысль, представлявшаяся ему сначала как странность, как парадокс, даже как шутка, все чаще и чаще находя себе подтверждение в жизни… Малый академический словарь
  19. парадокс — парадокс I м. 1. Мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу. 2. разг. Нелепое стечение обстоятельств. II м. Противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений (в формальной логике). Толковый словарь Ефремовой
  20. парадокс — ПАРАД’ОКС, парадокса, ·муж. (от ·греч. paradoxos — противоречащий общепринятому, странный) (·книж. ). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. Толковый словарь Ушакова
  21. парадокс — ПАРАДОКС, а, м. (книжн.). 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами. 2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным. | прил. парадоксальный, ая, ое (к 1 знач.). П. вывод. Толковый словарь Ожегова
  22. Парадокс — (παρα-δοκέω — кажусь) — мнение, расходящееся с общепринятым. П. может выражать собой и истинное мнение, и ложное, в зависимости от того, каким является общепринятое. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  23. Парадокс — • Παράδοξον называется в стоической философии изречение, которое по своей игривости кажется для простого человека странным, неожиданным, даже противоречащим здравому смыслу, но при ближайшем рассмотрении оказывается верным и основательным. Словарь классических древностей
  24. парадокс — Противоречащее обыкновенному мнению, с первого разу дикое, озадачливое Ср. Мрачен лик, взор дико блещет, Ум от чтенья извращен… Речь парадоксами хлещет… Се — Григорьев Аполлон! Алмазов. Аполлон Григорьев. Эпиграмма. Ср. Д.В. Григорович. Литературн. Фразеологический словарь Михельсона

парадокс

В Википедии есть страница «парадокс».

Русский

В Викиданных есть лексема парадокс (L140495).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. парадо́кс парадо́ксы
Р. парадо́кса парадо́ксов
Д. парадо́ксу парадо́ксам
В. парадо́кс парадо́ксы
Тв. парадо́ксом парадо́ксами
Пр. парадо́ксе парадо́ксах

па-ра-до́кс

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -парадокс- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

Общее прототипическое значение — объект, содержащий противоречие.

  1. филос. в формальной логике — противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. высказывание, утверждение, суждение, характеризующиеся противоречивостью ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. книжн. явление, противоречащее обычным представлениям, не соответствующее естественным ожиданиям ◆ Был тогда такой парадокс: чем больше предприятие истратит денег, тем больше можно было заказать на следующий год из бюджета. А. М. Тарасов, «Миллионер», 2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. частичн.: антиномия, противоречие

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: парадоксальность
  • прилагательные: парадоксальный
  • наречия: парадоксально

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений

    • Белорусскийbe: парадокс м.
    • Болгарскийbg: парадокс м.
    • Македонскийmk: парадокс м.
    • Шведскийsv: paradox

    высказывание, утверждение, суждение, характеризующиеся противоречивостью

    • Шведскийsv: paradox

    явление, противоречащее обычным представлениям, не соответствующее естественным ожиданиям

    • Шведскийsv: paradox

    Анаграммы

    • просадка, распадок

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Белорусский

      парадо́кс

      Существительное, мужской род.

      Корень: —.

  1. парадокс (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Логический статус парадокса в искусстве ХХ века

    Друзья, мы начинаем публикацию материалов лектора «Александрийской библиотеки», кандидата культурологических наук Андрея Суховского. Культуролог ведет журнал «Око-личности», где рассуждает на темы теологии, культурологии, философии, литературоведения, искусствознания. Какие парадоксы мы можем встретить в искусстве XX века? Чем они порождены и как формируются? Читайте в статье автора! Искусство ХХ века вобрало в себя парадоксы, сложные смысловые лабиринты, которыми было богато это столетие. Здесь даже не всегда понятно, что было первым. Было ли искусство откликом на внутренние перипетии европейского сознания, или вызовом, который вверг фаустовскую душу европейца в бесконечный поиск смысла? Так или иначе, проблемы смысла, абсурда, искаженной реальности играли в искусстве ХХ века важную роль. Искусство ломало привычные стереотипы, совершало трансгрессию к тому, что находилось за устоявшимися шаблонами мышления. Конечно, оружием такого искусства стал парадокс.
    Обычно логические парадоксы относят только к вербальной сфере. В такой форме парадоксы существовали несколько тысячелетий (одним из классических примеров является парадокс лжеца). Все они по большей части ставят под вопрос один из фундаментальных законов логики, который в символической форме выражается так: ¬ (а Λ ¬ а). Неверно что «а» (некое высказывание) истинно, и «а» не истинно. Это означает, что нельзя одновременно утверждать и отрицать нечто об одном и том же объекте, в одном и том же отношении.
    Другими словами, если один человек, говорит, что нечто существует (допустим, привидения), а другой отрицает возможность такого существования, то кто-то из них неправ. Закон непротиворечивости лежит в основе человеческого мышления и восприятия мира. Его нарушение неизменно ведет к абсурду, когнитивному диссонансу. Однако, как мы уже отметили, подобное рассогласование характерно, прежде всего, для языка. Может ли оно проявиться в музыке, архитектуре или живописи? Похоже, что да. По крайней мере, в живописи подобные явления существуют.
    Уникальность живописных направлений ХХ века в том, что в них парадоксы преодолели словесную оболочку и перешли на язык изобразительного искусства.
    Это, в частности, свидетельствует о том, что проблема парадокса гораздо глубже вплетена в ткань реальности, чем представлялось ранее. Другими словами, парадоксы проявляются не только на уровне высказываний о действительности, но и на уровне восприятия действительности органами чувств.
    При разговоре о парадоксах в живописи на ум приходят работы Рене Магритта и других сюрреалистов, картины Маурица Конрелиса Эшера. Однако живописное высказывание само по себе парадоксально. Даже если перед нами не «невозможный треугольник» шведского художника Оскара Реутерсварда (см. рисунок 1) или другие объекты имп-арта, а «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина. Нас удивляют картины-иллюзии, но, собственно, любая картина — это обман зрения или, лучше сказать, сознания. Только человек способен увидеть на картине объект. Мы видим третье измерение — глубину — на двухмерном холсте, а ведь на самом деле его там нет. Ричард Грегори в книге «Разумный глаз» пишет следующее: «Картины — уникальный класс предметов, потому что они одновременно видны и сами по себе, и как нечто совсем иное, чем просто лист бумаги, на котором они нарисованы. Картины парадоксальны. Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двумерным и трехмерным. А картины мы видим именно так. Картина имеет совершенно определенный размер, и в то же время она показывает истинную величину человеческого лица, здания или корабля. Картины — невозможные объекты»1.

    Рисунок 1

    Иногда, правда, художник помещает на картине нарочитый парадокс, связанный не просто с сущностью изобразительного искусства, а с логикой. Примером может служить картина Рене Магритта «Это не трубка» (см. рисунок 2). Магритт сталкивает иконическое высказывание и надпись. Посетитель музея вынужден выбирать верить ли тому, что он видит, или тому, что он читает. Будет ли он зрителем или читателем. Побеждает тот навык, в котором человек чувствует себя более компетентным. И, поскольку, зрителями мы становимся раньше, чем читателями, нам легче поверить, что надпись лжет, а изображение не может нас обмануть.

    Рисунок 2
    Зачастую произведения современных художников заостряют внимание на тех элементах, из которых парадокс формируется. Один из таких элементов — это самореференция. Примером самореференции может служить предложение: «В этой фразе двадцать слогов, пятьдесят девять букв и одиннадцать слов». Другими словами, самореференция заключается в том, что предложение направлено не на описание внешнего мира, а на описание самого себя. В современном изобразительном искусстве к подобным высказываниям особое внимание проявляет Джозеф Кошут. Многие его работы представляют собой светящиеся неоновые надписи, напоминающие ночную рекламу (см. рисунок 3). Однако надписи эти ничего не рекламируют и сообщают только о собственном существовании («SELF-DEFINED SUBJECT», «FOUR COLORS FOUR WORDS» и т.д.).

    Рисунок 3

    Нетрудно заметить, что Кошут для достижения самореференции вынужден использовать слова. Здесь, как и у Магритта сочетаются визуальность и текст. Но можно ли представить ситуацию, где самореференция будет осуществляться только с помощью образов? Даглас Р. Хофштадтер в своей книге «Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда», рассуждая на этот счет, пишет: «Классическим примером смешения «использования» с «упоминанием» может служить изображение на картине палитры. В то время как эта нарисованная палитра — иллюзия, созданная искусством художника, краски на ней — самые настоящие мазки краски с его палитры. Краска здесь представляет саму себя и ничего больше»2.
    Самореференция часто выступает как основа парадокса. Но в парадоксе две части высказывания начинают друг друга взаимно отрицать. Мишель Фуко в своей книге, посвященной картине «Это не трубка» пытался доказать, что работа Маргритта является разъятой каллиграммой. Если это так, тогда текст создает форму, которую и описывает. То есть, по мысли Фуко, картина «Это не трубка» представляет собой самореференцию, в которую прокралась частица «не». С аргументами Фуко по поводу каллиграммы трудно согласиться, но сама попытка уловить суть парадокса с помощью выявления самореференции кажется значимой.
    Парадокс возникает там, где мы обнаруживаем конфликт смыслов. Относится ли это и к визуальному восприятию? До этого момента мы видели примеры, в которых конфликт возникает между словом и изображением, между означающим и означаемым. Может ли возникнуть конфликт смыслов в самом изображении?
    В действительности существует огромное множество иллюстраций подобного феномена. В самой простой форме они давно известны в психологии. Речь идет о неоднозначных фигурах, таких как «Лестница Шредера» или «Фигура Маха». При рассматривании этих фигур возникает эффект постоянного переключения от одной трактовки увиденного к другой. Это своеобразный «перцептивный диссонанс». Мозг не может решить какую гипотезу принять и колеблется, постоянно их перебирая, вместе с этим колеблется и картинка. Этот эффект часто используется в живописи направления оп-арт (например, в работах Акиоши Китаока). Представителям этого направления, пожалуй, лучше всего удалось продемонстрировать, что парадоксы связаны не только с нашим языком, но и с нашим восприятием реальности.
    1. Грегори Р. Л. Разумный глаз. — М. : Едиториал УРСС, 2003. — С. 42.
    2. Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. — Самара : Издательский дом «Барах-М», 2001, — С. 660.

    Парадокс – это термин (слово), которым принято называть определенное утверждение или концепцию, содержащую в себе противоречивый смысл. В логике, парадокс – это определенное утверждение, которое буквально противоречит самому себе.

    Что такое ПАРАДОКС – значение, определение простыми словами.

    Простыми словами, Парадокс – это слово, коим принято называть на первый взгляд глупое, абсурдное и противоречивое утверждение, которое в то же время вполне может оказаться верным. Другими словами, можно сказать, что парадокс – это когда что-то кажется очень маловероятным с точки зрения логики, но все же это факт.

    Происхождение (этимология) термина Парадокс.

    Слово Парадокс происходит от греческого «paradoxos», что буквально переводится как: «вопреки ожиданиям», «вопреки существующим убеждениям» или «вопреки устоявшимся мнениям».

    В чем заключается суть парадоксов?

    Проще всего, для того чтобы понять, что такое парадоксы и в чем заключается их суть, необходимо рассмотреть несколько простых и банальных примеров. Возьмем к примеру, всем знакомую операционную систему Windows. В данной операционке, для того чтобы выключить компьютер, необходимо зайти в меню «ПУСК» и там нажать на кнопку — «Завершение работы». В данном случае, суть парадокса заключается в том, что, для того чтобы отключить компьютер, нам изначально нужно нажать на кнопку «ПУСК».

    Еще одним примером, хорошего логического парадокса может послужить следующее простое утверждение: «Я всегда вру». Если вдуматься в эту фразу, то возникают закономерные вопросы типа:

    • Если человек сказавший эту фразу, действительно всегда врет, то он солгал о том, что он всегда лжет, и это является правдой?
    • Но если это правда, то почему человек утверждает, что он всегда лжет. Это ведь будет вранье?

    В итоге, из данного примера логического парадокса можно сделать нехитрый вывод: Если это правда – то это неправда».

    Лучшие логические парадоксы, которые заставят пошевелить мозгом:

    Ахиллес и черепаха — Парадокс Зенона.

    Парадокс Ахилла и Черепахи является одним из ряда теоретических дискуссий о движении, выдвинутых греческим философом Зеноном Элейским в 5 веке до нашей эры. Все начинается с того, что великий герой Ахиллес, решает соревноваться с черепахой в беге. Для справедливости, он соглашается дать черепахе преимущество в 500 метров. Когда начинается гонка, неудивительно, что Ахиллес начинает бежать со скоростью, намного превышающей скорость черепахи. К тому времени, когда он достиг отметки в 500 метров, черепаха прошла только на 50 метров дальше него. К тому времени, когда Ахиллес достиг отметки 550 метров, черепаха прошла еще 5 метров. Далее, когда он достиг отметки 555 метров, черепаха прошла еще 0,5 м. Затем 0,25 м., затем 0,125 м. и так далее. Этот процесс продолжается снова и снова до бесконечной серии все меньших и меньших расстояний. При этом, черепаха всегда движется вперед, а Ахиллес всегда играет в догонялки.

    С точки зрения подобной логики, кажется, что Ахиллес никогда не сможет обогнать черепаху. Всякий раз, когда он достигает того места, где была черепаха, у него всегда будет какое-то расстояние, независимо от того, насколько маленьким он может быть. Но, в реальности, мы то знаем, что он запросто сможет обогнать черепаху. Хитрость парадокса заключается в том, что не стоит сосредотачиваться на расстояниях и количествах раз замера. Дело в том, что, следуя данной логике, любое конечное значение всегда можно разделить бесконечное число раз, независимо от того, насколько малыми могут быть его деления.

    Карточный парадокс.

    Представьте себе, что вы держите в руке условную карточку (листок бумаги). На одной стороне написано: «Утверждение на другой стороне этой карточки — истинно». Назовем это утверждение – «А». Переверните карточку. На этой стороне написано: «Утверждение на другой стороне этой карты является — ложным» (Утверждение Б). Однако попытка присвоить какую-либо истину утверждению «A» или «Б» приводит нас к парадоксу. Если «A» истинно, то «Б» также должно быть, но для «Б», чтобы быть истиной, «A» должно быть ложным. И наоборот, если «A» ложно, то «Б» тоже должно быть ложным, что в конечном итоге должно сделать «A» истинным.

    Изобретенный британским логиком Филиппом Журденом в начале 1900-х годов, «Карточный парадокс» представляет собой простой вариант так называемого «парадокса лжеца», который мы упоминали в начале статьи.

    Дихотомический парадокс.

    Представь, что вы собираетесь пройтись по улице. Чтобы добраться до другого конца, сначала нужно пройти половину пути туда. И, чтобы пройти полпути туда, сначала нужно пройти четверть пути. Чтобы пройти четверть пути туда, сначала нужно пройти восьмую часть. Далее шестнадцатую, затем тридцать вторую, шестьдесят четвертую часть пути туда и так далее. В конечном счете, для выполнения даже самых простых задач, таких как хождение по улице, вам необходимо выполнить бесконечное количество небольших задач — что, по определению, совершенно невозможно. Независимо от того, насколько мала первая часть пути, она всегда может быть уменьшена вдвое, чтобы создать другую задачу. Единственный способ, при котором нельзя сократить расстояние вдвое, — это считать, что первая часть путешествия абсолютно не имеет расстояния. Но, если нам предстоит перемещение без расстояния, то мы даже не можем начать поход в назначенное место.

    Временные парадоксы.

    В теории относительности Эйнштейна нет ничего, что могло бы исключить путешествие во времени, хотя само понятие путешествия в прошлое нарушает одну из самых фундаментальных предпосылок физики. А именно — причинность. Принимая во внимание законы причины и следствия, естественно возникает ряд несоответствий и парадоксов, связанных с путешествиями во времени. Итак, мы можем столкнуться с такими парадоксами:

    Парадокс предопределения.

    Парадокс предопределения возникает, когда действия человека, путешествующего во времени, становятся частью прошлых событий. Что в конечном итоге может вызвать событие, которое он пытается предотвратить. Это приводит к «временной петле причинности», в которой событие 1 в прошлом влияет на событие 2 в будущем, что затем приводит к возникновению события 1. Этот круговой цикл событий гарантирует, что история не будет изменена путешественником во времени. Любые попытки остановить что-то в прошлом, просто приведут к самой причине, а не остановят ее. Этот парадокс говорит о том, что все всегда должно происходить одинаково, и что бы ни случилось, должно случиться.

    Примеры парадокса предопределения можно наблюдать в следующих фильмах:

    • 12 Обезьян (1995);
    • Временная петля (2007);
    • Жена путешественника во времени (2009);
    • Предопределение (2014);
    • Машина времени (2002).

    Парадокс убитого дедушки.

    Этот парадокс времени порождает «самосогласованное решение». Потому что, если бы вы отправились в прошлое и убили своего дедушку, вы бы никогда не родились и не смогли бы отправиться в прошлое — парадокс. Допустим, вы решили убить своего деда, потому что он создал вирус, который практически уничтожил весь мир. Вы полагаете, что, если вы убьете его до того, как он встретит вашу бабушку. Вся семейная линия (включая вас) исчезнет, ​​а мир останется цел. По мнению физиков-теоретиков, такая ситуация невозможна. Даже если вы сможете попасть в прошлое, то все ваши попытки навредить деду, или изменить историю не увенчаются удачей. Пистолет заклинит, яд выпьет кто-то другой и так далее.

    Но стоит отметить, что если брать в расчет гипотезу множественных вселенных, то убить дедушку в прошлом возможно. Вы нажимаете на курок и бум! Дело сделано. Вы возвращаетесь в «настоящее», но вас здесь никогда не было. Все о вас было стерто, включая вашу семью, друзей, дом, имущество, банковский счет и историю. Вы попали в линию времени, где вы никогда не существовали. Ученые считают, что вы создали альтернативную временную шкалу или вошли в параллельную вселенную.

    Парадокс: Давайте убьем Гитлера.

    Подобно парадоксу дедушки, который парадоксальным образом предотвращает ваше собственное рождение, парадокс убийства Гитлера стирает причину вернуться назад во времени, чтобы убить его. Кроме того, что убийство дедушки может иметь ограниченный «эффект бабочки», убийство Гитлера имело бы далеко идущие последствия для всех в мире. Суть в том, что если бы вы убили Гитлера, то ни одно из его преступлений не попало бы в историю, и не заставило бы вас желать его смерти.

    Парадоксы в литературе.

    В литературе, Парадокс – это инструмент, который писатель использует для представления уникальных особенностей конкретной ситуации. Он используется, чтобы заставить аудиторию подробно рассмотреть ситуацию, и задуматься над происходящим. Поскольку ситуация в парадоксе противоречива, это вызывает паузу в чтении для дополнительного понимания.

    Примеры парадоксов в литературе.

    На самом деле, примеров можно найти огромное множество, но мы остановимся на произведениях Джорджа Оруэлла:

    • В тексте антиутопического романа «1984», девиз партии таков: «Война — это мир, свобода — это рабство, невежество — это сила». Для любого человека, эти утверждения абсурдны и, следовательно, парадоксальны. Тем не менее, для персонажей в «1984» — это считается истиной. Оруэлл умело использует парадоксы, чтобы показать господство партии, и еще больше усилить атмосферу антиутопии;
    • В романе «Скотный двор» существует фраза, входящая в «модифицированные» заповеди «скотизма». Это: «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие». Это утверждение, на первый взгляд, не имеет никакого смысла. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что Оруэлл указывает на политическую правду. Правительство в романе утверждает, что все равны, но оно никогда не относилось ко всем одинаково. Концепция равенства, изложенная в этом парадоксе, противоречит общему убеждению о равенстве.

    Парадокс и Оксиморон: в чем разница?

    Многие могли заметить, что определение термина «парадокс», очень сильно напоминает определение оксюморона. Все дело в том, что два эти понятия в некотором смысле связаны. Суть заключается в том, что:

    • Парадокс — это термин, представляющий ситуацию, в которой два события вряд ли могут сосуществовать;
    • Оксюморон по своей природе парадоксален, но представляет собой фигуру речи, а не ситуацию или событие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *