Что такое коррупция?

Что такое коррупция и какое противодействие ей оказывается

11 ноября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Нет страны, в которой не было бы такой беды, как коррупция. Она как коррозия разъедает все общество людей. Об этой проблеме не знают, пожалуй, только дети и люди, оторванные от внешнего мира.

Причем она возникла не сразу, а существует уже очень давно (с незапамятных времен). Пока есть люди принимающие решения (чиновники, руководители), всегда найдутся желающие повлиять на их решение. В некоторых странах это дело поставлено на поток и внедрено в саму структуру государства (так называемое лоббирование).

Есть мировые рейтинги уровня коррупции, но зачастую (почти всегда) они ангажированы (что это?) и преследуют интересы давления на власть каких-то стран, давая в руки «правой колоны» неоспоримые (в кавычках) доказательство того, что власть не справляется.

Повторюсь, что этой болезнью болеют все страны в большей или меньшей степени (а кто чаще всех тычет пальцем в других — самый больной). Другое дело, что далеко не все понимают что такое коррупция, каковы ее определение, разновидности, причины и есть ли эффективные меры противодействия ей. Вот именно об этом мы сегодня и поговорим.

Определение

Наиболее распространенным толкованием термина «коррупция» является злоупотребление властью или должностными обязанностями с целью получения выгоды.

При этом выгода может выражаться не только в личном интересе, но и в достижении корпоративных клановых целей, например, захвата политической власти, создании выгодных условий хозяйствования.

На латыни corruption – разрушение, разложение, падение. Законодатели и научное сообщество пытаются дать слову более полное определение с целью охвата всех сторон этого многогранного явления. Вот некоторые из них:

  1. Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды должностному лицу другими физическими или юридическим лицами (Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
  2. Это несовершенство в процессе принятия решений, в котором лицо, принимающее решение, отклоняется или требует отклониться от критериев, которыми необходимо руководствоваться при принятии решений в обмен на вознаграждение, обещание или ожидание вознаграждения, руководствуясь мотивами, которые не должны влиять на принятие решения (так считает доктор Петрус ван Дуйн).
  3. Коррупция – это форма мошенничества или преступной деятельности, осуществляемой физическим лицом или организацией, на которые возложена власть, с целью приобретения незаконной выгоды (Википедия).

Несмотря на многообразие толкований, коррупция рассматривается как правонарушение, которое противоречит моральным принципам и устоям общества, и должно преследоваться по закону.

Виды коррупции

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

  1. Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников. Она включает подкуп, взятки, лоббистскую деятельность (см. что такое лоббизм), направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.
  2. Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса. Нарушения – вмешательство в выборы, незаконное финансирование партий, принятие решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.
  3. Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности. Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, в которой распространилась коррупция, она бывает:

  1. судейской;
  2. парламентской;
  3. корпоративной;
  4. политической;
  5. экологической;
  6. полицейской;
  7. образовательной;
  8. профсоюзной;
  9. церковной и т. д.

Масштабы этого явления

Коррупция – это социологическое явление, которое проявляется в разной степени практически во всех странах. Полностью его искоренить невозможно. Злоупотребления возникают в самых разных областях. В зависимости от размеров она бывает:

  1. мелкой;
  2. крупной;
  3. системной.

В условиях глобализации коррупция обретает транснациональные формы и становится одной из кровоточащих проблем мирового сообщества.

Мелкая коррупция

Обычно происходит на этапе реализации общественных услуг, когда публичные должностные лица пересекаются с общественностью. Например, в регистрационных офисах, участках полиции, суде, органах лицензирования.

Мелкая коррупция относится к повседневному злоупотреблению облеченными властью чиновниками низкого и среднего уровня при их взаимодействии с гражданами, желающими получить доступ к основным товарам и услугам, а также добиться реализации своих прав, например, устроиться на работу, получить место в садике или школе, избежать наложения штрафов.

Крупная коррупция

Связана с важными делами, большими суммами денег, несколькими «игроками», огромным количеством продукции или услуг. Она процветает в верхних эшелонах власти, международных сообществах, большом бизнесе и приводит к подрыву политических, правовых, экономических институтов.

Крупная коррупция встречается в государствах с авторитарным или диктаторским методом правления, а также в странах, где нет адекватной антикоррупционной борьбы.

Государственная система большинства стран делится на законодательную, исполнительную и судебную. Низкий уровень коррумпированности достигается там, где ветви власти наиболее независимы друг от друга.

Системная коррупция

Злоупотребления и преступные схемы носят системный характер и возможны только, если существуют недостатки организации государственных органов или политического процесса в стране.

Факторы, способствующие системной коррупции:

  1. конфликт интересов (наличие личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей);
  2. монополизация рынка;
  3. дискреционные полномочия (возможность выбора вида наказания за одно и то же правонарушение из нескольких вариантов);
  4. закрытость деятельности власти;
  5. низкая заработная плата государственных служащих;
  6. культура безнаказанности.

В зависимости от вовлеченности государственных органов в коррупционные процессы, системная коррупция бывает централизованной и децентрализованной.

Политологи и социологические службы разрабатывают ряд индикаторов и инструментов, с помощью которых можно измерить ее уровень.

Взятки, подкупы, правонарушения характерны для всех уровней власти. Люди в этом случае повседневно сталкивается с несправедливым решением либо требованием каких-то благ взамен на услуги или обеспечение гарантированных прав. Это становится нормой.

Коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество инструментов. Чаще всего встречаются:

  1. Взятки и подкуп. Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Виды передаваемых благ в обмен на нужное решение очень разнообразны. Это деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний.
    К взяточничеству относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.
  2. Расхищение, воровство – коррупционные инструменты должностных лиц, имеющих доступ к материальным ценностям или контролирующих активы. Примеры включают вывод денег в теневые структуры – оффшоры (что это такое?), фирмы-однодневки, а затем передачу средств коррумпированным сотрудникам.
  3. Вымогательство и шантаж. Способ достижения целей с помощью угроз. Вымогатели могут угрожать применением насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
  4. Еще один распространенный коррупционный метод – мошенничество. Подразумевает обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
  5. Фаворитизм, кумовство, непотизм – предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
  6. Лобби – поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
  7. Злоупотребление полномочиями – принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Причины коррупции

Коррупция – это следствие нерешенных государственно-политических, социальных и экономических проблем. Корни ее уходят в историю современного мира. Уже в первобытных сообществах рядовые члены племени преподносили жрецу или старейшине подарки, чтобы выделиться и достичь своей цели.

Чем сложнее становился государственный аппарат, тем больше появлялось чиновников, контролирующих разные стороны жизни простого населения. Они использовали свое положения для увеличения собственных доходов. Жалованья, выделяемое правителями, хватало не всем. Чем более бюрократическим становится государственное управление, тем больше причин для коррупции.

В России проблема злоупотреблений чиновников имеет многовековую историю. Так, при Петре I был создан сложный государственный аппарат, на содержание которого не хватало средств. Из-за постоянной задержки жалования для служащих из низших слоев подношения часто становились единственным источником существования.

После смерти Петра, его супруга Екатерина I фактически узаконила взятки, отменив жалование «приказным» людям и повелев им довольствоваться тем, «кто что даст». Подношения от купцов, послов иностранных держав вовсю процветали при дворе и стали причиной насмешек в странах Европы.

В то же время у населения сформировалось особое отношение к данному явлению, дошедшее до наших времен. Все основные слои населения проявляют терпимость к взяточничеству, а к «казнокрадам» и взяточникам относятся снисходительно.

Рассматриваются и другие причины большой коррупции, такие как низкая зарплата чиновников, оторванность политической элиты от народа, экономическая нестабильность, религиозные мотивы.

Противодействие коррупции

На сегодняшний день не существует методов, которые бы гарантировали создание института «идеальных» чиновников. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению. Их можно поделить на следующие группы:

  1. Внутренний контроль. Включает стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.
  2. Внешний контроль. Предполагает создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.
  3. Демократическая система выборов. Свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.
  4. Меры общего характера: снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.

Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Но ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Что такое коррупция и способы борьбы с ней

Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

•толерантность населения к проявлениям коррупции;

•отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

•наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

•психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

•незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

•отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

•получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

•получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

•получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

•вымогательство взятки;

•получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

•проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

•уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества — норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

•в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

•настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

•настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

•не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

•в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

•никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

•в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

•настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

Отказать в даче взятки.

В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) — об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

•внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе­редачи взятки и т.д.);

•постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

•не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

•незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур — подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства — жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Предложенные рекомендации, к сожалению, не могут считаться универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации вам приходится самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Приведенные выше рекомендации — это основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.

Письменные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлять по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.

Справочная по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. (495) 987-56-56

В Следственном комитете Российской Федерации работает телефон горячей линии. Любой гражданин, обладающий ин­формацией о совершенном или готовящемся преступлении может сообщить об этом непосредственно в главное следственное ведомство. Также по этому номеру принимаются звонки о незаконных действиях либо бездействии самих следователей Следственного комитета. Телефон горячей линии: (495) 640-20-52

Письменные обращения в Департамент собственной безопасности МВД России направлять по адресу: 115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, дом 6/8.

Телефон дежурной части ДСБ МВД России: (495) 667-07-30 Телефон доверия МВД России: (495) 250-98-10, 200-90-81

ДОКУМЕНТЫ

•Конституция Российской Федерации

•Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

•Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

•Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

•Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

•Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

•Уголовный кодекс Российской Федерации

•Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

•Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

•Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»

•Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

Обратная связь для сообщения о фактах коррупции

8 (800) 100-12-60 Телефон доверия 8 (800) 200-19-10 «Ребенок в опасности»

    • Руководство
    • Структура
    • История
    • Официальная символика
    • Финансово-хозяйственная
    • Печатные издания СК России
    • Международная деятельность
    • Статистическая информация
    • Учебные фильмы
    • Контакты для СМИ
    • Мероприятия
    • Интервью
    • СМИ о СК
    • Фильмы о СК
    • Конкурс на освещение деятельности СК
    • Экспертные мнения
    • Фото и видео
    • Следком ТВ
    • Преступления прошлых лет
    • Трагедия юго-востока Украины
    • Полезная информация
    • Эстафета «ДОРОГА ПАМЯТИ»
    • Районный следователь
    • 75 лет Победы
    • ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
    • Нормативная база
    • Правовая информация
    • Тексты законопроектов
    • Постановления ЕСПЧ
    • Репозиторий Удостоверяющего центра
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Независимая антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы, бланки
    • Сведения о доходах
    • Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщения о фактах коррупции
    • Расследования коррупционных преступлений
    • Интернет-приемная
    • Организация приема граждан
    • График работы приемной
    • График приема граждан руководителями Следственного комитета
    • График приема граждан руководством подразделений центрального аппарата
    • Телефоны Следственного комитета Российской Федерации
    • Анализ работ по рассмотрению обращений граждан
    • Схема проезда
    • Общероссийский день приема граждан
    • Московская академия Следственного комитета
    • Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
    • Целевое обучение граждан по образовательным программам высшего образования
    • Профильное кадетское образование
    • Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского
    • Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации
    • Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф.Слипченко
    • Образовательный проект «Юный следователь»
    • Взаимодействие с образовательными организациями
    • Нормативные акты Следственного комитета о присвоении квалификационных категорий
    • Совет руководителей следственных органов СК России
    • Консультативный совет СК России по вопросам оказания помощи детям-сиротам
    • Координационный совет СК России по вопросам оказания помощи детям, пострадавшим в результате гуманитарных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и вооруженных конфликтов
    • Научно-консультативный совет СК России
    • Общественный совет при СК России
    • Союз ветеранов следствия
    • Нормативные правовые акты
    • Прием на службу
    • Прием на работу
    • Общественные помощники следователя
    • Нормативные документы для назначения, продления, перерасчета и выплаты пенсии пенсионерам Следственного комитета Российской Федерации
    • Методика расчета пенсии пенсионерам Следственного комитета Российской Федерации
    • Международные документы
    • Правовые документы Российской Федерации
    • Расследование преступлений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Фото: flickr.com(gazii knight)/Дмитрий Кутиль

Как устроена коррупция в России или как можно получить пять миллионов евро одним кивком головы

15 июля 2013 09:30 Елена Барковская

Руководитель центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл-Россия Елена Панфилова разложила коррупцию в России по «полочкам»: видам, условиям и схемам. «МР» публикует этот «расклад» с комментариями специалиста.

Условия возникновения коррупции:

— возможности (служебные полномочия)

— алчность

— недостаток контроля: самоконтроля, внутреннего (имеются в виду декларации о доходах, соблюдение Уголовного кодекса) и внешнего (СМИ, общественный контроль).

«Коррупция, как и любое социальное явление, мутирует, — говорит Елена Панфилова. — Она похожа на реку – ты пилишь дерево, оно падает, а река обтекает его справа, слева, снизу: находит новые формы. А если ты, наоборот, не ставишь препятствий, эта река разливается и превращается в море. Задача – не победить коррупцию, ведь она будет существовать до тех пор, пока существует государство, пока в мире останется хоть один бюрократ. Задача — минимизировать коррупцию до социально приемлемых параметров. Это когда коррупция не убивает, не калечит наименее защищенных людей и не препятствует развитию бизнеса».

Виды коррупции:

— бытовая (взаимодействие гражданина и чиновника). В свою очередь делится на мздоимство (взятка комфорта) и лихоимство (взятка выживания, вымогательство).

«Приведу пример взятки комфорта: мне нужно установить кондиционер — за месяц я могу собрать все бумаги для этой установки, но плачу за ускорение процедуры (то есть за свой жизненный комфорт). Взятку выживания можно продемонстрировать на примере с детскими садами. К нам в приемную обратились родители женщины из региона центральной России. Их дочь – медсестра, мать-одиночка. Чтобы содержать семью, ей нужно было отдать ребенка в ясли, и за это у нее попросили пять тысяч евро. Эта женщина полезла в петлю: родителей и ребенка она содержать не может, ведь надо работать, а работать она не может, потому что нет места в яслях. Ее спасли, а родители обратились к нам.

Я один раз оказывалась в ситуации, когда собиралась давать взятку выживания. Это было в больнице, когда я обнаружила моего тяжело больного родственника на голой каталке в коридоре. Это ад. Я умею отбиваться от поборов в школе, но тут планка падает – я зашла в ординаторскую, вытащила деньги: «Делайте, что угодно». В этот момент из кармана выпала визитка. Они ее увидели, и тут же выделили палату.

К бытовой взятке мы относимся очень легко, у нас существует договор «хороших парней». Мы знаем, кому и где заплатить – у нас в телефонах есть номер Васи, Пети или Марь Иваны, которым можно позвонить в разных случаях – в департамент образования, здравоохранения, ГИБДД. Более того – мы знаем, что если чуть-чуть выпили, а ехать пару кварталов до дома и нас тормознули – надо предложить денежку. Это как бы нормально. Или когда проверяют наличие аптечки, то все знают: нужно сунуть сотруднику ГИБДД эти несчастные три тысячи рублей (так в Москве), и он ничего не будет у тебя искать (мало ли, еще подкинут что-то по ходу проверки). И ты суешь эти три тысячи в окно, едешь и не понимаешь самого главного: следующая машина, в которой не откроют багажник, высунув «договоренные» в обществе три тысячи рублей, может быть упакована пластитом и припаркована у твоего дома. Мы своими правилами «хороших парней» создали ситуацию, которую очень легко копируют плохие ребята. Напомню, что в августе 2004 года две террористки-смертницы зашли на борта двух самолетов, которые были позже ими взорваны. Они попали на борт в обход системы безопасности за взятку в 1000 рублей, тогда погибло 90 человек».

— административная (взаимодействие бизнеса и чиновника)

«Добровольной коррупции в бизнесе всегда было больше: предприниматели решают свои вопросы, инициируют продвижение на рынке — это происходит во всех странах мира. Тревожная тенденция нашего времени заключается в том, что, начиная с 2003 года, идет стремительный рост коррупционного вымогательства (коррупционного рейда). Причем силового коррупционного рейда, связанного с захватом или переоформлением объектов собственности, фальсификацией дел против предпринимателей в целях отъема собственности. Нами установлено, что в российском предпринимательстве не бывает коррупционного рейдерства без участия хотя бы одного чиновника, правоохранителя или судьи».

— «верхушечная» (например, распределение земель, крупные контракты, приватизация, назначения на должность)

«Верхушечная коррупция зачастую носит немонетарную форму – в назначении родных и близких на должности мы не видим взятку. К сожалению, сейчас правоохранительные органы России коррупцией считают только те явления, в которых фигурирует конверт или чемодан, то есть деньги. Когда мы им рассказываем про верхушечную коррупцию, они говорят: «Это иные правонарушения». Какие иные? Когда человек назначает своего сына на должность, которая капитализируется или чиновник размещает контракт, который способствует бизнесу его жены? Но даже если правоохранители с нами соглашаются, эти нарушения очень плохо фиксируются. В нашей истории был случай, когда человек за ужином заработал около пяти миллионов долларов одним кивком головы, согласившись с чем-то. Он кивнул и через какое-то время на его счет упали пять миллионов. Как это отследить? Никто ничего не говорил, не подписывал, конверты не передавал, чемоданы под столом не ставил. Только так — выявлять всю цепочку взаимосвязанных явлений».

Распространенные коррупционные схемы:

СХЕМА 1. Монетизации доступа к дефицитной услуге

«Про этот вид взяточничества все всё на самом деле знают. Еще недавно, пока не заработала электронная система и в очередях за загранпаспортом (особенно в сезон отпусков) можно было проводить дни и ночи, в Москве да и в других городах можно было легко найти конторку, которая за 500 у.е. гарантированно делала загранпаспорт за неделю. Кто же были эти люди, которые делали паспорта в столь разумные сроки? Правильно, ровно те же люди, которые должны были бы их делать обычным порядком, но развели страшный дефицит. То же самое касалось (а местами до сих пор касается) регистрации транспортных средств, получения санитарных книжек и так далее. Лучший способ установить, на какую услугу есть повышенный спрос и ее можно «купить» — почитать самопальные объявления в вагонах кольцевой линии московского метро».

СХЕМА 2. Чрезмерное регулирование

«Например, чиновник вставляет в регламент дополнительные требования — каждая левая стена в офисе должна быть зеленой. Мерами обычного гражданина и предпринимателя это реализовать невозможно, но можно купить».

СХЕМА 3. Аффилированный бизнес

«Это самая популярная схема «верхушечной» коррупции — чиновник регулирует какую-то сферу, и бюджетные потоки, которые идут через него, будут заводиться на бизнес, который с ним связан (либо — через юридические лица, трасты, фонды, аффилированные с ним, через родственников). Например, в крупнейшей агрофирме Краснодарского края, которая получила субсидии по национальной программе поддержки сельского хозяйства от государственного Россельхозбанка, президентом является 23-летняя племянница губернатора Ткачева. В этом случае мы можем подозревать конфликт интересов. Или, например, ситуация с Игорем Шуваловым, который имел отношение к регулированию рынка акций, а его жена занималась консультированием по покупке акций. Мы не знаем, были ли там нарушения, но предполагаем, что сферы деятельности настолько совпадают, что конфликт интересов мог возникнуть».

СХЕМА 4. Откат – получение контракта за процент

«В первую очередь эта схема применяется в административной коррупции и реализуется теневыми договоренностями на стадии формирования контракта. В основном это действительно нужные контракты, но иногда бывают и придуманные: закупку создают, чтобы «распилить».

Могу привести очень приблизительные суммы откатов: на рынке товаров народного потребления (закупки товаров и услуг повторяющегося цикла – например, бинты, йод, молоко для детских садов) – 10-15%; в сфере недвижимости, строительства – 30-40% (нам эти цифры сообщали застройщики в экспертных интервью). Предполагаем, что в так называемых «закрытых» (уникальных) закупках самый высокий откат. Мы не знаем, сколько стоит, например, атомная подводная лодка, не можем оценить ее стартовую цену. Были слухи из сферы высокотехнологического производства (ничем не подтвержденные), что откат доходит и до 70%».

Сейчас

«В России уже выросло реальное поколение управленческих и примкнувших к ним бизнес-элит, которое абсолютно уверено в своей безнаказанности, — говорит Елена Панфилова. — В силу этой безнаказанности они полезли в болезненные сферы для Владимира Путина. Во-первых, это электоральная база: необогретые люди, у которых течет только холодная вода (и не из крана, а из труб) могут не проголосовать, что бы ты не делал. Жители должны быть минимально обогреты, накормлены и вылечены (отсюда – и «трубное» дело). Второе – армия: год из года замерзающие и недоедающие люди с ружьем в руках очень опасны для стабильности государства. И третье — важные для руководства страны имиджевые проекты – например, Олимпиада. Тех, кто ворует в трех этих важных сферах, будут ловить».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *