Что такое керамика?

Керамика сообщение по химии 9 класс расскажет Вам много полезной информации об этом материале и поможет подготовиться к занятию. Также доклад о керамике расскажет где начали производить керамику, и какие виды ее существуют.

Сообщение о керамике

Керамические изделия прочно вошли в нашу жизнь, быт и строительство. Само слово керамика имеет греческое происхождение и обозначает глиняная посуда («keramos»). Издревле керамические изделия получали путем обжига глин и их смесей. Археологические раскопки показали, что такого рода изделия производились человеком еще в эпоху неолита.

Глина представляет собой несцементированную осадочную породу, в которой преобладают определенные металлы, гидроалюмосиликаты. Основные свойства – огнеупорность и пластичность. Если смешать порошок глины с водой, то получается вязкое тесто, которое можно формировать и сохранять в приданной форме. После обжигания в огне оно стает крепким и каменисто твердым. На этих свойствах и основанная керамическая промышленность самая древняя и, в прошлом самая важная, промышленность.

История керамической промышленности

Первыми изделиями из керамики были строительные материалы — плитки, кирпич, черепица, а также посуда – горшки, блюда и тарелки, амфоры и кувшины. Важным шагом в гончарном производстве стало изобретение гончарного круга в III тыс. до н.э. Это позволило ремесленникам изготавливать более изящные изделия. Вскоре наладилось массовое производство керамических изделий.

По сравнению со стеклом, металлами и деревом керамика меньше всех подвергается атмосферному воздействию. Поэтому до нас дошло много образцов древнейших керамических изделий. Во II тыс. до н.э. существовали 2 крупные цивилизации, которые обладали высоким техническим и художественным уровнем керамического производства – это Крит и Микены. Уже в VII веке до н.э. керамика стала важной частью древнегреческого искусства. Данный период характеризуется высоким техническим уровнем, тонким художественным вкусом, формами изделий и способами декорировки.

Сегодня изготавливают тонкие и грубые керамические материалы. Последние характеризуются высоким водопоглощением и высокой пористостью. Это терракота, строительный кирпич, стенная майолика, черепица и плитка для пола. К тонкой керамике относятся полуфарфор, фаянс, цветная и тонкая майолика, фарфор.

Самые распространенные разновидности керамики

  • Терракота

О ней известно еще с эпохи неолита. Само слово имеет итальянские корни и в переводе означает обожженная земля. В промышленности терракота выпускается в виде однотонных неглазурованных керамических изделий. Пористые черепки бывают коричневого, красного или кремового цветов. Цветовая палитра зависит от условий обжига. Например, если обжечь глину вместе со смолистыми корнями хвойных деревьев, то на выходе можно получить изделия черных и серебристых тонов. Терракоту используют для оформления парков и садов, для художественной отделки интерьеров, для оформления барельефов, розеток, вставок, плиток для садовых дорожек и стен, штакета для клумб и камней для оград.

  • Майолика

О майолике было известно еще в І тыс. в Ассиро-Вавилонии. Она покрыта глазурью, которая предохраняет майолику от загрязнений, повышает прочность и влагонепроницаемость, улучшает внешний вид. Самая распространенная – это соляная глазурь. Чтобы изготовить данное изделие необходимо раскалить печку и ввести каменную соль с водяным паром. Так образуется окислительная атмосфера и цвет материала становиться коричнево-желтым или серым. Покрытые соляной глазурью изделия характеризуются неровной поверхностью.

Сама по себе глазурь являет собой окрашенное или бесцветное прозрачное стекловидное покрытие, которое растекается после нанесения его на черепок. Это придает изделию декоративный эффект. Для прочности сцепления черепка и глазури применяют CaО — оксид кальция. Он образовывает промежуточный слой, который воспринимает и гасит напряжение, возникшее при смене температур.

  • Фаянс

До того как изобрели фосфор, фаянс считался самым ценным и дорогим керамическим материалом. В нем большое количество глины. Он отличается высокой пористостью, малой механической прочностью, водопоглощением. Цвет колеблется от белого до кремового. Поскольку фаянс пористый, то его покрывают глазурью – цветной, прозрачной или глушоной. Для повышения термостойкости и устойчивости к ударам в него добавляют алюминий, диоксид кремния. Из фаянса изготавливают раковины, ванны, санитарно-технические изделия.

  • Фарфор

Фарфор считается благородной керамикой, состоящий из глины, кварца, каолина и полевого шпата. Он белого цвета, не пористый, обладает высокой прочностью, химической и термической стойкостью. Бывает твердым (с добавками полевого шпата, мрамора, магнезита или фосфорита), бисквитный (матового цвета), костяной (мягкий с добавлением золы костей крупного рогатого скота) и фриттованный (мягкий просвечиваемый фарфор с добавление соды, песка, гипса, селитра, соли и свинцового стекла).

  • Каменная посуда

Ее родиной является Германия, где ее стали производить в XVI веке. Такая посуда плотная, белого цвета или с окрашенным черепком.

Сегодня на каждых керамических изделиях есть заводские знаки – марки. Они выполняются огнеупорными красками и вдавливаются еще в сырой материал. Если изделия изготовлены не на заводе, то вместо марки ставится монограмма лепщика или живописца.

Виды керамики

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазурованная и глазурованная керамика. К первой группе относятся терракота и гончарная керамика – наиболее древние из всех видов керамики.

Терракота – по-итальянски «обожженная земля». Она представляет собой не политую глазурью обожженную глину. Раньше из нее делали скульптуры, бусы, рельефы. В наше время этот вид керамики применяется редко.

Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (лощат), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска (см. вкладку, фото 6).

Морение заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки – запарка, или обварка: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В наше время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Мастера делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые или стеклянные.

Ко второй группе относится глазурованная (или поливная) керамика. Ее покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают.

Глазурь сделала изделия водонепроницаемыми и позволила гончарам декорировать их: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под ней хорошо смотрится роспись ангобами – окрашенными в разные цвета жидкими глинами (см. вкладку, фото 7).

Ангобирование – старинный вид обработки глиняных поверхностей, который и до настоящего времени находит широкое применение.

Ближайшей родственницей гончарной керамики является майолика. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился данный вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями – эмалями.

Фаянс. Основа его – белая глина. Фаянсовый кувшин от майоликового отличить легко, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем темные, а у фаянсовой – белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия из фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки с мягкими, обтекаемыми формами. Особенно красиво смотрится, когда сквозь прозрачную зеленую, лиловую или коричневую глазурь просвечивает кремоватый черепок.

Фарфор – самая благородная керамика. Это материал, состоящий из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Его характерные признаки: белый цвет, отсутствие пористости, высокая прочность, термическая и химическая стойкость. У хозяйственного фарфора ценится просвечиваемость. Различают две основные разновидности фарфора:

1. Твердый – с небольшими добавками плавня (полевого шпата) и поэтому обжигаемый при сравнительно высокой температуре (1380–1460 °C). Масса классического твердого фарфора состоит из 25 % кварца, 25 % полевого шпата и 50 % каолина и глины.

2. Мягкий – с повышенным содержанием плавней, обжигаемый при температуре 1200–1280 °C. Кроме полевого шпата, в качестве плавней используют мрамор, доломит, магнезит, жженую кость или фосфорит. С увеличением содержания плавней возрастает количество стекловидной фазы и таким образом улучшается просвечиваемость фарфора, но снижаются прочность и термостойкость. Глина придает фарфоровой массе пластичность (необходимую для формования изделий), но снижает ее белизну. В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария – BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром.

Благодаря прекрасным декоративным свойствам фарфор привлек внимание европейцев с начала XVI века, когда он впервые был завезен в Европу португальскими купцами из Китая – родины фарфора. В Китае же он был известен уже в 220 году до н. э. В сравнительно больших количествах китайский фарфор начали ввозить в Европу в середине XVI века. Естественно, что в разных странах Европы делались попытки открыть секрет этого удивительного материала. Рецептуру европейского фарфора разработал в 1703 году немецкий физик Эренфрид Чирнгауз, который через четыре года привлек к своей работе Беттгера. В 1708 году Чирнгауз внезапно умирает, а Беттгер присваивает изобретение состава и технологии производства фарфора. Он основывает, знаменитую и по сей день Майсенскую фарфоровую фабрику.

И все же: почему именно в Китае возникли благоприятные предпосылки для изобретения фарфора? Дело в том, что в провинции Цзянь-си близ города Дзинь-дэ-чжэнь имеются неисчерпаемые запасы уникального минерала – «фарфорового камня», благоприятный состав которого значительно упрощает создание композиции фарфоровой массы. Конечно, в любом ремесле есть свои секреты и нюансы. Например, для улучшения формовочных свойств сырья фарфоровая масса, предназначенная для выработки знаменитого китайского фарфора «яичной скорлупы», то есть изделий с очень тонкими стенками, выдерживалась в земле по 100 лет!

К концу XVIII века уже изготавливали фарфор на всем европейском континенте. В поисках секрета фарфора во многих странах были созданы свои разновидности фарфоровой керамики: в Германии – красная огнеупорная масса, в Англии – каменная, получившая название «веджвудский фарфор» (по имени изобретателя и хозяина завода Д. Веджвуда), во Франции – мягкий фриттовый фарфор.

Еще один вид керамики – шамот. Он представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию особую оригинальность. Шамот очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

В России в 1746 году Д. И. Виноградов разработал состав фарфора и наладил его производство на императорском заводе под Петербургом (ныне фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова).

Помимо рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал также составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы.

Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, майсенского образца. Во время царствования Екатерины Великой (с 1762 года) в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова. Завод выпускал разнообразную продукцию, в том числе и для двора. Изготавливалась столовая посуда с росписью, преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тонами в различном сочетании с красным или светло-желтым.

В Украине производство фарфора началось в конце XVIII века. Хорошо известны такие заводы, как Корецкий, Городецкий, Барановский, Волокитинский.

Корецкий завод находился в Волынской губернии, где управителем был живописец Меро из Севра.

Завод помещика А. М. Миклашевского был основан в 1830 году в селе Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии, в районе залежей лучших в России фарфоровых глин. Там изготовляли только изделия из фарфора: посуду, вазы с лепными цветами, декоративные статуэтки, ориентируясь на западно-европейские образцы. На Всероссийской выставке 1839 года продукция завода была отмечена Большой серебряной медалью, а в 1849 году – золотой. Фарфоровые изделия завода Миклашевского помечались красным надглазурным клеймом в виде слившихся букв А и М.

Рабочими на заводе были крепостные крестьяне Миклашевского, поэтому, с отменой крепостного права в 1861 году, завод прекратил свое существование.

Барановский фарфоровый завод – одно из старейших фарфоровых предприятий Украины. Он расположен в живописном уголке страны – городке Барановка Житомирской области, который раскинулся на берегах реки Случь. Завод основан в марте 1802 года Михаилом Мезером (семья Мезер создала первое в Украине производство фарфора в Корце) и с тех пор непрерывно функционирует вот уже два века. В 1825 году заводу было дано разрешение метить изделия государственным гербом, что свидетельствовало об их высоком качестве.

Особенностью выпускаемой продукции фарфоровых заводов Украины было то, что в ассортименте этих заводов значительное место занимали скульптурные статуэтки. Как правило, они изображали традиционные сцены жизни того времени – пастухов и пастушек, сельских жителей, представителей знати. Кроме того, широко распространены были фарфоровые трубки в виде мужских и женских фигур. Изготавливались лепные люстры, рамы для зеркал, лепные фарфоровые иконостасы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

керамика

(от греч. keramos — глина)

гончарное производство, а также изделия из обожженной глины, преимущественно посуда (лепная и гончарная к., изготовленная на гончарном круге). Форма и стиль керамических изделий постоянно менялись в зависимости от хозяйственных потребностей, спроса и моды. В период эгейской цивилизации возник своеобразный стиль вазописи «камарес» (от названия критского поселения, где археологами впервые найдены подобные изделия). В VI в. до н.э. в Элладе возникли чернофигурные и краснофигурные стили вазописи. Основой их сюжетов были мифологические сценки, а также реалии повседневной жизни. В эпоху эллинизма стали популярными т. наз. магарские чаши, поверхность которых не разукрашивалась, а обрабатывалась тисненым орнаментом. В Риме была распространена краснолаковая рельефная посуда (terra sigillata).

В широком употреблении у греков были пифосы — большие глиняные бочки с широкой или узкой горловиной для хранения воды, масла, вина, зерна, рыбы, оливок и т.д. Наиболее популярной тарой были амфоры — кувшины с двумя ручками, в которых перевозили вино и масло. Специально изготовленные амфоры служили наградой на Панафинейских играх: поверхность их старательно разукрашивали, днище имело широкую подставку. Сосудом для воды служили также гидрии, подобные амфорам, но с тремя ручками для удобства. Сосудом для приготовления вина к употреблению были кратеры. Разливали вина киафами. Для питья служили преимущественно килики и канфары. Для хранения парфюмерии античные модницы употребляли лекифы и алабастры; последний вид также служил атлетам для хранения масла, которым они натирались перед соревнованиями.

Керамические изделия Эллады представляли важную отрасль искусства и ремесла. Они экспортировались во все города Причерноморья и Средиземноморья. Цены на керамические изделия зависели от качества изготовления и вида, напр., в классическую эпоху кратер мог стоить 3-4 обола, гидрия — 2-6 драхм, а килик — 1-4 драхмы. В Италии наиболее распространенной была этрусская керамика (особенно вазы «буккеро»). Славились также керамические центры Южн. Италии, где мастерами были преимущественно греки.

* * *

(греч. keramike techne — гончарное иск-во)

вид производ.-худож. деятельности, к-рый состоит в изготовлении изделий из глины, обожженных в спец. гончарных печах. В широком знач. этого слова — сами эти изделия, среди к-рых различают неск. типов. (1) Сосуды, сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные (вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, ангоб, роспись, полива). В К., связанной как с бытовой, так и с культовой стороной жизни, отразились представления человека об окружающем мире (сосуд как модель космоса); отождествление вазы и тела человека, имевшее с древ, времен магический смысл, сохран. в назв. частей сосуда (губы, шейка, ручки, тулово, ножка); будучи одним из видов худож. деятельности человека, К. отражает, в своих особых формах, эстет, потребности. В Др. Греции первые образцы К. известны с к. VII тыс. до н. э. (поселение в Неа-Никомедия, Южн. Македония). В К. Крита (III-II тыс.) складываются прообразы основных типов сосудов; наибол. разнообразия гр. К. достигает в VI — V вв. Формы и размеры ваз определялись их назначением. Вино и воду наливали в амфоры, стамносы, пелики, смешивали — в кратерах (неск. разновидностей) и диносах, охлаждали, опуская в жидкость псиктер, разливали по чашам для питья — киликам, скифосам, канфарам, ритонам — из кувшинов — ольп и ойнохой, черпали киафом. Воду из источника приносили в гидрии. Нек-рые разновидности сосудов имели строго опред. назнач.: панафинейская амфора, наполненная маслом, была призом победителю в Панафинейских состязаниях; лебес гамикос применялся для свадебных церемоний, во время к-рых омовения совершали водой, принесенной в лутрофоре; посл. также мог быть надгробием на могиле юноши, девушки; в эпоху геометрики с аналог, целью использовались амфоры и кратеры высотой до 1,5 м; стамносы, амфоры, гидрии (т. н. гидрии стиля Гадра) служили урнами для пепла; в погребальном обряде широко использовался лекиф — для масел и благовоний. Атлет приносил в палестру масло в арибалле, алабастре; женщины хранили украшения и косметику в шкатулках — пиксидах или леканах, посл. были обязательными в числе свадебных подарков.

Возлияния божеству совершались из фиалы. Пифос (глиняная бочка, врытая в землю) служил для хранения зерна, масла, вина; перевозили эти и др. припасы в особых узкогорлых амфорах с заостренной узкой ножкой. Общим в развитии всех форм сосудов явл. изменение пропорций — от тяжелых массивных к более стройным, вытянутым. Наряду с простой или украшенной росписями (орнаментальными, фигурными) существовала рельефная К., исполненная в спец. формах («мегарские» чаши, каленская К.) или украшенная декором, сделанным с помощью штампов (этрусская К. буккеро). На мн. керам. сосудах имеются надписи: процарапанные по лаку, глине после обжига — т. н. графитти — имя владельца, жертвователя, посвящение божеству, имя купца, торговые отметки, исполненные гончаром или вазописцем в процессе росписи вазы, до обжига. Посл. характерны для расписной К. VI — V вв. Это может быть имя персонажа, назв. предмета, слова, к-рыми обмениваются герои, имена юношей, т. н. «любимцев», посвятительные надписи божеству. Особую группу составляют имена гончаров (или владельцев мастерских) и вазописцев, первые с глаголом «сделал», вторые — «расписал». Известно около 40 таких подлинных имен. Поскольку по стил. признакам росписей можно выделить гораздо больше мастеров, вазописцам принято давать условные имена — по им. гончара (если оно есть, «мастер Андокида»), по месту хранения наиб, известной вазы (мастер Лондон Е-497), по им. нашедшего ее археолога или владельца (ваза Франсуа, мастер Сабурова), по мифолог, сюжету или герою (мастер Разрушения Трои, мастер Ниобид, мастер Ахилла), по им. «любимца» (мастер Эвайон). (2) Плоские расписанные или рельефные керам. плиты для облицовки и украшения стен зданий (терракота архитектурная). (3) Керам. скульптура (терракота). (4) Урны для пепла и саркофаги (этрусское искусство). (5) Различные штампы, печати, грузила для рыболовных сетей и ткацких станков и т. д.

О. Т.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Керамика грубая и керамика тонкая

К грубой керамике относят изделия с крупнозернистым неоднородным черепком. В основном изделия из грубой керамики применяются в строительстве и архитектуре. Из нее изготавливают кирпичи, кровельные материалы, огнеупорные изделия, облицовочную плитку, дренажные трубы, гончарные изделия.

Сюда же относят карбидную керамику, которая включает в состав карбид вольфрама или кремния, а также циркониевую, нитридную и другие керамики, применяемые в технических целях.

Грубая керамика производится из широко распространенных дешевых глин, которые измельчают вместе с отощающими материалами до частиц не более 0,5 мм. Затем в смесители подают воду или пар для получения нужной консистенции и влажности. Пройдя обжиг на относительно низких температурах, черепок таких изделий имеет на сломе грубозернистую неоднородную структуру, в которой можно легко выделить зерна разного состава и размера.

Как правило, грубая керамика имеет красновато-коричневый или серый окрас самой глины и является пористой. Пористая керамика отличается водопоглощением более 5% и пропускает газы. Изделия из пористой керамики могут быть дополнительно покрыты глазурями для уменьшения водопоглощения.

К тонкой керамике относятся такие разновидности, как фарфор и полуфарфор, каменная керамика, майолика и фаянс. Тонкая керамика отличается тем, что ее черепок имеет стекловидную или мелкозернистую однородную структуру. В свою очередь тонкая керамика подразделяется на пористую (фаянс, полуфарфор, майолика) и плотную (фарфор).

Процесс изготовления тонкой керамики сложнее, нежели грубой. Начиная с того, что к сырью, его качеству и однородности, предъявляются довольно высокие требования, и заканчивая технологиями смешивания, формования и высокотемпературного обжига. Не стоит забывать и о тщательной отделке поверхности, куда относится роспись, декор, глазуровка. Изделия имеют низкое водопоглощение, не более 5%, они не пропускают газы и жидкость.

Для изготовления тонкой керамики применяют высококачественный каолин и беложгущиеся глины с добавлением песка, полевого шпата и других добавок. Тонкая керамика применяется в производстве посуды, предметов декора, украшений.

Благодаря разнообразным технологиям производства, различному сырью и примесям, на выходе получаются виды керамики с заданными свойствами, подходящими для изготовления предметов, применяющихся практически во всех сферах человеческой деятельности, от приготовления пищи и медицины до химии и электротехники.

Это реферат студентки IV курса дневного отделения специальность НХТ Вологжанниковой Вероники Андреевны.
Мурманск 2010г.
Содержание
Введение
Глава I. Из истории развития керамики
1.1 Основные понятия
1.2 Возникновение и развитие промысла
1.2.1 Древнейшая керамика
1.2.2 Античная керамика
1.2.3 Западноевропейская керамика
1.3 Возникновение и развитие промысла в России
1.3.1 Керамическая посуда древней Руси
1.3.2 Керамика России: Дымковская игрушка
1.3.3 Гжель
1.3.4 Абашевская игрушка
1.3.5 Керамика России: Скопинский промысел
Список литературы
Введение
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла . Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и других областях.
Цель данной работы — дать краткую историческую справку развитие керамики .
Перед собой я поставила следующие задачи :
1. Выделить основные понятия .
2. Определить периодизацию развития керамики .
3. Изучить особенности возникновения и развития промысла в России.
Глава I. Из истории развития керамики
1.1 Основные понятия
Глина, обожженная в костре — первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных хилишах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина. Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс. -130 с.
Японские гончары вплоть до XX века обвивали сосуды тесьмой, спдетеной из рисовой соломы. В печи при обжиге солома выгорала, оставляя характерный орнамент. Вдавливали древние мастера в еще сырой сосуд хлебные колосья, отдельные зернышки, раковины, ягодки хвойных деревьев (в Японии такая керамика даже имеет особое название — «сосновоигольчатая»).
Позже для тиснения стали изготавливать специальные деревянные палочки с узорами-штампиками на торцах. Сегодня сосуды с такими простенькими узорами-ямочками археологи называют «ямочной керамикой». Иногда же гончар наносил орнамент на изделие просто пальцами. Такие пальцевые защипы по краям сосудов характерны для скифской керамики .
При использовании гончарного круга узор на сосуд легче наносить гравировкой — прочерчивакием заостренными палочками. Часто для этого использовали прихотливо вырезанные гребенки. Применяли для украшения и напепные узоры из глиняных жгутиков, шариков, пластинок.
Все вышеописанные способы орнаментации называются у гончаров рельефными. Однако существовало и гладкое декоркроваяие. При «лощении» поверхность’ изделия наиграют до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование. Лощеный сосуд приобретал особую красоту после «томления» или «чернения» в печи. Для этого в самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву — словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Другим способом гладкого декорирования является роспись ангобами глиняным сметанообразным раствором. Если мастера подбирали для росписи «живую глину», то окраска всего изделия выходила приглушенной. И общая цветовая гамма получалась теплой (кирпичный, красно-коричневый, серый, желтый цвета). Смешивая натуральные ангобы между собой, получали тончайшие оттенки. Для получения же холодных (синих, зеленых) и черных ангобов добавляли в них соли различных металлов.
При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество — керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь kid) горн. Сегодня для этого используют электрические муфельные печи.
Превращение глины в керамику происходит при температуре 500 — 900° С. И чем ниже температура обжига, тем дольше идет процесс. До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке народные мастера ведут обжиг на кострах. Изделия ставятся в несколько ярусов на кирпичи прямо на землю и обкладываются со всех сторон дровами. Такой обжиг длится от 8 часов до нескольких суток. В специальном же гончарном горке, где удается довести температуру до 900° С, обжиг идет значительно быстрее. Простейший двухкамерный гончарный горн известен с древнейших времен. В нижнюю камеру такого горна закладывают топливо, а в верхней размещают изделия. В Средине века горн был непременной принадлежностью всех ремесленных гончарных слобод. Да и сама профессия гончара получила свое название от слова «горн» после выпадения неудобной в произношении буквы «р».
Виды керамики
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка. Третьяков, Ю.Д., Керамика — материал будущего./ Ю.Д . Третьяков .- М.: Знание. 31 с.
Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.
Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами . Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия. Третьяков, Ю.Д., Лепис, Х.Л. Химия и технология твердофазных материалов./ Ю.Д Третьяков,. Х.Л Лепис. — М.: МГУ. -203 с.
По способу приготовления керамические массы подразделяют на порошкообразные, пластичные и жидкие. Порошкообразные керамические массы представляют собой увлажнённую или с добавкой органических связок и пластификаторов смесь измельченных и смешанных в сухом состоянии исходных минеральных компонентов. Перемешиванием глин и каолинов с отстающими добавками во влажном состоянии (18—26% воды по массе) получают пластические формовочные массы, которые при дальнейшем увеличении содержания воды и с добавкой электролитов (пептизаторов) превращаются в жидкие керамические массы (суспензии) — литейные шликеры. В производстве фарфора, фаянса и некоторых других видов керамики пластичную формовочную массу получают из шликера частичным обезвоживанием его в фильтр-прессах с последующей гомогенизацией в вакуумных массомялках и шнековых прессах. При изготовлении некоторых видов технической керамики литейный шликер приготовляют без глин и каолинов, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластические и поверхностно-активные вещества (например, парафин, воск, олеиновую кислоту), которые потом удаляются предварительным низкотемпературным обжигом изделий.
Обжиг керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав, и все важнейшие свойства керамики . За редким исключением спекание кристаллических фаз протекает с участием жидких фаз, образующихся из эвтектических расплавов. В зависимости от состава керамической массы и температуры обжига в фарфоровых, стеатитовых плотно спекшихся изделиях содержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40—50% по массе и более. Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе жидкой и твёрдой фаз, зёрна кристаллических фаз (например, кварца в фарфоре) сближаются, а газы, распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, возрастают их механическая прочность и плотность. Спекание некоторых видов технической керамики (например, корундовой, бериллиевой, циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в результате объемной диффузии и пластического течения, сопровождающихся ростом кристаллов. Спекание в твердых фазах происходит при использовании весьма чистых материалов и при более высоких температурах, чем спекание с участием жидкой фазы, и потому получило распространение лишь в производстве технической керамики на основе чистых окислов и тому подобных материалов. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется в широких пределах.
Рассмотрим основные понятия используемые в керамике
Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китае), монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (глинистые минералы), но может содержать и песчаные и карбонатные частицы.
Керамика (др. греч. кЭсбмпт — глина) — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Шликер (нем. Schlicker) — используемая в производстве фарфора кашеобразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики, также называется шликером. В настоящее время шликером называют водные суспензии составов на основе глины, используемые для формования керамических изделий методом литья в пористые, как правило, гипсовые формы. Типичная влажность шликера для литья фарфора — 30-33%, для литья фаянсa — 33-37%, шликеры на основе красножгущихся глин могут иметь влажность и более 40%. Чем меньше влажность шликера, тем быстрее происходит формирование слоя керамической массы на поверхности гипсовой формы, тем меньше усадка при сушке и деформация изделий. Для приготовления шликера с низкой влажностью в его состав вводят дефлоккулянты (разжижители) — жидкое стекло, кальцинированную соду, углещелочной реагент — в количестве 0,1-0,5%.
Ангоб — вид декоративного огнеупорного покрытия для керамики, не имеющее блика. Обычно используется для маскировки темного цвета черепка. Ангоб может быть белым и цветным. Акунова, Л.Ф., Крапивин ,В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий./ Л.Ф. Акунова, В.А . Крапивин .- М.: Дом .-75 с.
ГЛАЗУРЬ — это стекловидное покрытие на керамике, защищающее ее от внешних воздействий и служащее одновременно украшением. Современные промышленные глазури обычно бесцветны и прозрачны (например, на фарфоровой посуде) или окрашены и непрозрачны (на кафеле). Но посетив любой музей искусства, можно убедиться, что глазури обладают гораздо более широким «репертуаром» визуальных эффектов. Глазури на древних египетских амулетах сияют голубизной столь же ярко, как и в тот день, когда их извлекли из обжиговой печи. Совершенно не поблекли сцены, изображенные на древнегреческих вазах, покрытых красной и черной поливной глазурью. Яркие трехцветные свинцовые глазури, «светящийся» селадон и фарфор свидетельствуют о вкусе и могуществе китайского императорского двора.
Гончарный круг — станок для формовки посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами.
1.2 Возникновение и развитие промысла
керамика гончарный фарфор фаянс
1.2.1 Древнейшая керамика
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Уже в эпоху неолита широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента. Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс. -104 с.
В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самаррская культура в Средней Месопотамии, эгейская керамика). Появляется лощеная керамика прекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов). Керамические статуэтки в Эгейском мире прекрасно передают изящество девушек-кор. В этот же период керамика используется как строительный материал.
В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники стали использовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственной профессией. Благодаря открытию глазури пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощью цветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства. В Китае благодаря использованию качественной белой глины — каолина уже во 2-1 тыс. до н. э. изготовлялись тонкостенная глазурованная посуда. В Древнем Египте во 2 тыс. до н. э. появляется фаянс.
Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому — для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку — предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном.
В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, — сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечев-кой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле — на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.
Живопись на стенах гробниц в Фивах и Мемфисе, относящаяся к эпохе за 3000 лет до нашей эры, изображает различные приемы при обработке и формовке глины, в сущности те же, что и нынешние. Древнейшие египетские сосуды сделаны из грубой массы, тя-желых форм, но уже далеко превосходят качеством находки из примитивных гробниц западной Европы. Позднее масса становится тонкой, однородной, формы разнообразятся, но мало характерны, напоминая в зародыше античные греческие формы, представляющие как бы изящную и законченную разработку этих грубых моделей. Орнаменты гравированы или рельефны. Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, час-то с головами животных, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги и т. д.
Древнейшие египетские кирпичи, желтого цвета, найдены в пирамидах Мемфиса; они высушены на солнце, но всетаки хорошо сохранились. Кроме них, были черные кирпичи из смеси глины с рубленой соломой. Обоженые кирпичи появились около 2800 лет до нашей эры. Позднее на кирпичах для пирамид выдавливалось рельефом имя фараона посредством деревянного штампа. Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй — лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства — в Кенне и Белласе.
Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате пло-хого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскален-ными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.
Египетские изделия можно разделить на несколько видов:
1. матовые, серой или черной массы,
2. очень твердые, иногда покрытые белым ангобом, гладкие или слегка зафлюсованные снаружи,
3. изделия с символическими орнаментами, нанесенными с помощью цветных масс огневым или холодным способом, — это более поздние,
4. изделия из твердой, очень кремнеземистой беловатой массы (более 90% кремнезема), покрытые блестящей зеленой или голубой легкоплавкой глазурью, иногда толстым слоем.
Эта глазурь или эмаль, очень мягкая, состоит из щелочного силиката с небольшим содержанием окиси меди, а в зеленой, кроме того, констатировано содержание свинца. Весьма вероятно, для глазуровки служило распространенное у египтян медное стекло. Изделия эти неправильно называют «египетским фарфором». Их масса является, смотря, по силе обжига, то пористой, то сплошной, вроде каменной. Наконец встречаются вещи, покрытые белой глазурью, в которой с большим искусством и отчетливостью инкрустированы миниатюрные орнаменты из эмали черного, синего, фиолетового, зеленого, желтого и даже красного цветов. Третьяков, Ю.Д., Керамика — материал будущего./ Ю.Д . Третьяков .- М.: Знание. 26 с.
Из «египетского фарфора» готовились чаще всего статуэтки религиозного и погребального значения. Из Древнего Египта ведет начало украшения стен зданий эмалированными плитками (изразцами). В развалинах храма РамзесаIII (Felel-Jchoudi близ Мемфиса) стены одного здания, выстроенного из сырого кирпича, были облицованы изразцами, расписанными цветными эмалями и сложенными в большие рельефные изображения человеческих фигур. В самом Мемфисе находили остатки эмалированных плит. Для разных периодов мож-но выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской — керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем.
Уже с древнейших времен египетские мастера стремились каждый предмет ремесленного производства по мере возможности превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего обихода и повседневного быта элементы красоты и изящества. Сперва появилась окраска сосуда красным гематитом, а затем по красному фону гончар-художник рисовал белые перекрещивающиеся линии, своего рода грубый и примитивный узор, который, возможно, являлся отдаленным воспоминанием техники плетения, может быть, соединенной в древнейшие времена с техникой гончарного дела.
Постепенно также в доисторическую эпоху появляются и более разнообразные узоры: точечный орнамент, спираль, треугольник и волнообразные линии. В частности, в этих двух последних формах или элементах орнамента можно видеть не одно лишь простое сочетание линий, не один лишь простой и бессмысленный узор, а некую робкую попытку изобразить те основные явления и формы природы, которые особенно привлекают к себе внимание и интерес первобытного человека. В треугольниках, заштрихованных параллельными и пересекающимися линиями, можно видеть изображение гор, а в волнистых линиях — изображения зыбящейся поверхности воды.
Наконец, изучение египетской керамики свидетельствует, что уже в архаическую эпоху торговые связи соединяли Египет с соседними странами, в частности с Палестиной и Сирией. Так, например, было установлено, что сосуды с ручками (амфориски), украшенные красно-коричневыми полосками, далее, сосуды в форме животных и птиц, наконец, сосуды с волнообразными ручками, которые появляются в Египте в начале «второй цивилизации», встречаются не только в Египте, но и в Сирии, которые, очевидно, уже в те отдаленные времена были связаны нитями внешней торговли.
Глина была дешевым и распространенным материалом в Древнем Египте. Из глины, как мы видели, египтяне делали сосуды самой различной формы. Помимо этого, глина, как мы говорили выше, имела большое применение и в строительном деле. Из глины египтяне начиная с доисторической эпохи делали кирпич. До периода Нового царства египтяне почти исключительно пользовались необожженным кирпичом, который они лишь обсушивали на солнце.
Начиная с периода Нового царства египтяне стали обжигать кирпич в специальных печах. Фрески из гробницы Рехмира времени Нового царства дают нам некоторое представление о способах изготовления кирпича. Надписи, помещенные тут же, указывают на то, что кирпич изготовляли «пленные, приведенные его величеством для работ над храмом бога Амона», — одно из ярких свидетельств рабовладельческого характера хозяйства Древнего Египта. Третьяков, Ю.Д., Лепис, Х.Л. Химия и технология твердофазных материалов./ Ю.Д Третьяков,. Х.Л Лепис. — М.: МГУ. -198 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *