Что такое экстаз?

Экстаз: что такое и пути его достижения

Сложно описать то состояние эйфории и счастья на грани исступления, которое понимается под словом «экстаз». Что такое экстатическое состояние, знают лишь люди, хоть раз его испытавшие. Об этом чувстве Сомерсет Моэм сказал так: «Прекрасное — это экстаз: оно так же просто, как голод. О нем, в сущности, ничего не расскажешь. Оно — как аромат розы: его можно понюхать, и всё».

Экстаз. Что такое экстатическое состояние

В переводе с греческого ekstasis — «исступление, восхищение». Это высочайший восторг, изменение человеческого сознания, потеря ощущения реальности и времени. В некотором смысле это подобие транса. Есть несколько интерпретаций этого слова. Так, очень часто в литературе упоминается религиозный экстаз. Что такое исступление и эйфория от длительных молитв, правда, знают сегодня немногие. Еще подобное эмоциональное состояние приписывают безграничному вдохновению и восторгу от визуального удовольствия, то есть упоения красотой.

Современный человек, как правило, воспринимает слово «экстаз» только в одном значении – высшая точка чувственного всплеска в момент сексуальной близости с партнером.

Экстаз и оргазм – не одно и то же

В некоторых источниках ошибочно в качестве синонимов употребляют оргазм и экстаз. Что такое оргазм на самом деле? Это чисто физиологическое, хотя и очень сильное, удовольствие, которое сопровождается непроизвольными спазмами некоторых мышц малого таза. Для оргазма характерно ощущение наслаждения, удовлетворения. Чаще всего это состояние достигается путем стимуляции эрогенных зон, гораздо реже оргазм наступает самопроизвольно, например во сне.

Экстатическое наслаждение находится вне пределов физического возбуждения, на уровне психоэмоционального восприятия. Проще говоря, экстаз происходит в голове. Это некий взрыв накопленных положительных эмоций, счастье, бьющее неконтролируемым фонтаном. Оргазм далеко не обязательно сопровождается экстазом, более того, это достаточно редкое явление. В то же время человек способен испытать экстатический всплеск даже без самого полового акта. Вызвать подобное чувство может просто близость или прикосновения любимого.

Женский экстаз

Общеизвестный факт, что для представительниц прекрасного пола путь к получению оргазма гораздо более долгий и сложный, чем для мужчин. Если мужское удовлетворение – обычный логический финал половой близости, то для девушки это скорее игра в рулетку, где везет далеко не всегда. Более того, огромное количество женщин и вовсе не знакомо с этими прекрасными ощущениями. Такие дамы чаще всего имитируют оргазм, и даже экстаз, чтобы потешить эго любимого.

Кстати, если спросить о том, что такое экстаз, у женщин, получающих настоящее, неподдельное физическое удовольствие от секса, они расскажут об этом намного больше, чем мужчины. Дело в том, что психоэмоциональное восприятие у слабого пола гораздо тоньше, чувствительнее. Дамы способны получать истинный восторг даже просто от присутствия любимого человека, а близость с ним может вознести их над реальностью. Таким образом, экстаз может быть знаком даже женщинам, не знавшим оргазма.

Верный путь к экстазу

Чтобы любовные утехи приносили настоящее наслаждение и восторг, очень важно, чтобы оба партнера к этому стремились. Здесь не может быть речи о какой-то совместной работе, этот путь должен основываться на взаимном стремлении осчастливить партнера и, конечно же, себя. Не существует строгой инструкции «Что такое экстаз и как его получить». Более того, обычно такие моменты наступают совершенно неожиданно, без всякой подготовки. Однако некоторые разумные рекомендации все же можно найти.

Женщине следует попробовать овладеть искусством чувственного сосредоточения. Полностью абстрагируясь от внешней суеты и стремления угодить партнеру, нужно находиться только здесь и сейчас, прислушиваясь к своим ощущениям. Используя эту тактику, раз за разом девушка получает все больше удовольствия, постепенно приближаясь к заветной цели.

Сильному полу не стоит забывать, как важна для партнерши обстановка, в которой происходит любовное действо. Спальня, украшенная цветами и свечами, непременно создаст положительный эффект и поможет даме получить максимум эмоций. Для женщины также важно осознавать, что она красива и желанна. Страстный взгляд партнера и нежный шепот с комплиментами – вот, чего она ждет в этот момент.

Тантрическая йога

Не помешает также воспользоваться литературой. Тантрическая йога – это направление, изучающее сексуальный экстаз, помогающее его достичь. В пособиях можно найти много интересной информации: что такое экстаз, фото специальных поз, способы психологического настроя. Согласно этому учению, при использовании определенных приемов мужская и женская сексуальные энергии способны высвободиться за пределы физиологии и воссоединиться, приводя к высшему блаженству.

Несмотря на всяческие научные теории, только настоящая любовь может создать те самые неповторимые энергетические вибрации, охватывающие одновременно тело и душу.

Экстаз — это нормально. Как выходят за пределы собственного «я»

Ощущение выхода за пределы собственного «я» и связи с чем-то большим в Древней Греции называли экстазом (ekstasis), что буквально означает «быть вне себя». Философы-метафизики верили, что во время экстаза душа покидает тело человека, и в него проникает Бог, музы или демоны, которые говорят его устами.

Современные психологи схожий опыт называют пиковыми переживаниями и самотрансценденцией. Психиатры чаще склоняются к другим наименованиям: диссоциативное расстройство личности и психоз.

Экстаз не всегда приятен или даже безопасен. Разрушение «я» часто принимает патологические формы. Но, по мнению многих философов и психологов — от Олдоса Хаксли и Абрахама Маслоу до Мишеля Фуко, стремление к выходу за рамки своей идентичности — одна из основополагающих потребностей человека. Экстаз может вдохновлять и объединять. Даже Аристотель, один из самых рациональных мыслителей древности, видел в катарсисе Элевсинских мистерий мощное средство исцеления душевных недугов.

Переживание экстаза может проявляться в самых разных формах — от погружения в увлекательный сериал до чувства единства со всем миром. За тысячи лет люди изобрели множество техник достижения экстаза: религиозные ритуалы, танцы, пение, военные походы, голодание, сенсорная депривация и психоактивные вещества. Некоторые историки и палеонтологи связывают появление сельского хозяйства и цивилизации с употреблением пива и галлюциногенов. Похоже, как только человек обрел собственное «я», он тут же всеми силами стал пытаться от него убежать.

Изолированное, отдельное «я» делает нас тревожными, хрупкими и зацикленными на собственных переживаниях.

Как замечает профессор психологии Университета Дьюка Марк Лири, «самосознание — не абсолютное благо. Оно отвечает за многие, если не большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся как биологический вид и как отдельные люди». Гнев, страх, стыд, тревога и депрессия часто связаны с навязчивыми мыслями, которые генерирует наше я. Ты недостаточно успешен. Ты ничего не достиг. Ты умрешь, и всем будет наплевать. Неудивительно, что этот голос так хочется заглушить.

Часто экстатические переживания случаются спонтанно — во время прогулки, секса, чтения книги или спортивных тренировок. Эти переживания отличаются по интенсивности, но хотя бы раз в жизни что-то похожее на полное растворение «я» испытывают очень многие люди.

В США в 1974 году 35 % респондентов ответили «да» на вопрос: «Испытывали ли вы когда-либо ощущение, будто вы были близки к могущественной духовной силе, которая, как вам казалось, возвысила вас над самим собой?» Согласно исследованиям института Gallup, количество подобных переживаний в последнее время даже увеличилось: в 1962 году о «религиозном или мистическом опыте» сообщили лишь 22 % американцев, а в 2009-м — уже 49 %. Даже если религия продолжает умирать, мистицизм процветает.

Популяризатор науки и известный атеист Сэм Харрис посвятил целую книгу доказательству утверждения, что мистический опыт может и должен существовать без религии. Чтобы выйти за пределы своего «я», не нужно верить в какие-то догмы — более того, это даже мешает.

Мистика вполне совместима с рациональностью. С чем она точно несовместима, так это с восприятием обыденного опыта как единственно возможного.

Как изменилось отношение к экстазу

Основание науки об экстатических переживаниях можно отсчитывать с 1902 года, когда Уильям Джеймс опубликовал классическую работу «Многообразие религиозного опыта». Джеймс, один из отцов научной психологии, попытался рассмотреть экстаз с натуралистической точки зрения — то есть независимо от существования чего-то сверхъестественного. Он изучал, как мистические переживания воздействуют на сознание людей, а также проводил на себе эксперименты с закисью азота и мескалином. Это привело его к выводу, что обыденное рациональное мышление — лишь один из типов сознания, небольшая полянка в огромном лесу совершенно других явлений.

В отличие от Фрейда, Джеймс не считал экстаз регрессией в более примитивное состояние и симптомом психопатологии. Он видел во временной утрате «я» положительные стороны. Но для академической психологии это утверждение звучало еретически вплоть до 1960-х годов, когда формы экстаза вышли на поверхность.

Традиционно западное общество очень настороженно относится ко всему, что связано с утратой самоконтроля. Недостаток сдержанности и благоразумия считался признаком сумасшествия, глупости и примитивных страстей, которые могут разрушить общество.

Как пишет публицист Барбара Эренрайх, «суть ума западного человека, особенно мужчины и представителя высшего класса, заключается в его способности сопротивляться заразительному ритму барабанов, заточить себя в крепость эго и рациональности посреди соблазнительной дикости мира».

Шестидесятые сильно изменили западное отношение к сексу, наркотикам, рок-музыке, а через всё это — к экстазу. Но они оставили противоречивое наследие. Неосторожные эксперименты с психоделиками вместо просветления приводили к бэд-трипам и психологическим проблемам. Многие люди оказались в сектах, харизматических церквях или начали верить во всевозможные фантастические идеи — от магических кристаллов и астрологии до управления погодой силой мысли.

Британский философ и писатель Джулс Эванс считает, что сейчас на наших глазах происходит еще одна революция в понимании человеческой природы. Мы учимся не переоценивать бессознательное, как это делали битники и сторонники движения нью-эйдж, но и не ужасаться ему. Мы учимся признавать положительные стороны экстаза, но уже не пытаемся превратить весь мир в хиппи-фестиваль.

Идеи, которые когда-то считались маргинальными и странными, теперь становятся мейнстримом и меняют наши представления о себе, обществе и окружающей реальности.

Домохозяйки занимаются кундалини-йогой, главы корпораций медитируют, программисты экспериментируют с микродозами психоделиков и записываются на ретриты в буддистские монастыри. Если раньше измененные состояния сознания ассоциировались с мистикой и эзотерикой, то в последние десятилетия эта тема стала вполне уместной даже в стенах научных институций.

Я убежден, что различные типы аномальных переживаний так же распространены, как вода. Они повсюду. Только тонкий слой культурного стыда сдерживает их и заставляет нас считать их признаком сумасшествия. Если люди начнут о них говорить, эти переживания быстро перестанут казаться ненормальными и странными.

— Джеффри Крайпл, американский исследователь религии

Как говорит исследователь буддизма Алан Уотс, «западные ученые исходят из убеждения, что нормальность — лучшее из возможного, а исключительность — удел святых, поскольку ее нельзя культивировать искусственно». Теперь всё сильно изменилось. Джин вырвался из бутылки — технологии погружения в экстаз становятся массовыми и общедоступными. Поэтому нам стоило бы лучше понимать, как они работают.

Духовность без религии

По разным оценкам, приблизительно четверть людей в США и Европе считают себя «духовными, но нерелигиозными». Среди молодого поколения доля таких людей еще выше. Согласно опросу 2018 года от Vice, 80 % миллениалов и людей поколения Z обладают «чувством духовности и верят в какую-то космическую силу». При этом под заботой о духовности может пониматься что угодно — от медитации до музыкальных фестивалей, туризма и создания художественных произведений.

Как утверждает канадский философ Чарльз Тейлор, западный марш секуляризации с самого начала был тесно связан со стремлением к личной религии. По его мнению, сегодня мы живем в «культуре подлинности», в которой больше всего ценится аутентичный опыт и личные переживания.

Мы не любим вероучения, не доверяем авторитетам и уж точно не собираемся вверять их заботам свою душу. Экстаз сегодня совершенно далек от религии — он воспринимается скорее как часть личного самосовершенствования, где кислотные рейвы соседствуют с чтением книг и вылазками на природу.

Современные психологи делят экстатические переживания на две составляющие: растворение отдельного «я» и ощущение связанности с чем-то большим — другими людьми, природой или всей Вселенной. Такие переживания можно встретить в самых разных культурах и традициях. Часто они описываются в очень похожих терминах. Сравните фрагменты из текстов верующего христианина, дзен-буддиста и ученого-нейрофизиолога:

Меня посещало иногда сознание близости Бога. Я чувствовал тогда родство с деревьями, травами, с птицами, насекомыми, со всем, что есть в Природе. Сознание, что я существую, что я часть падающего дождя, облачных теней, древесных стволов, наполняло меня восторгом.

(1)

Я потерял ощущение границ своего физического тела. Конечно, у меня оставалась кожа, но чувствовал я себя стоящим в центре вселенной. Прежде я думал, что был создан, но теперь я вынужден был изменить свое мнение: я никогда не был создан; я был вселенной; никакого конкретного господина Сасаки не существовало.

(2)

Я осознала, что больше не могу четко различать, где начинается и заканчивается мое тело. Я чувствовала, что состою скорее из воды, а не из твердого вещества. Я больше не воспринимала себя как цельный объект, отдельный ото всего остального, и соединилась с окружающим миром.

(3)

Такие сходства многих исследователей привели к выводу, что в основе религиозного опыта лежит общее переживание. Олдос Хаксли писал об этом как о «вечной философии», которая проходит через все страны и эпохи. Философ Уолтер Стэйс выделил универсальное ядро мистических переживаний — «чувство объективной реальности», «блаженство, покой», «чувство святого, сакрального или божественного», «парадоксальность» и «невыразимость».

С этой точки зрения в основе любого мистического опыта лежит одно и то же состояние — чистое сознание, которое осознает само себя.

Гипотеза о «вечной философии» отчасти подтверждается рядом нейробиологических исследований. Американские ученые Юджин д’Акили и Эндрю Ньюберг изучали буддистских монахов и католических монахинь во время молитвы и медитации. Оказалось, что карта активности мозга у них почти совпадала: деактивировалась правая теменная доля, связанная с восприятием границ своего тела. В результате монахини испытывали единение с божественной любовью, а буддисты — то, что они называли «чувством единства со Вселенной».

Возможно, экстаз — это врожденная потребность, которую невозможно полностью подавить или уничтожить. Как утверждает генетик Дин Хамер, «у духовности есть биологический механизм, похожий на пение птиц, хотя и гораздо более сложный и нюансированный».

Экстатических переживаний можно достичь с помощью двух методов: сверху вниз (расслабление, медитация и молитва) и снизу вверх (возбуждение, танцы и пение).

Оба метода отключают так называемую сеть пассивного режима работы мозга, которая отвечает за создание автобиографической «я»-модели. В результате теряется чувство времени, границы личности растворяются. Такого же эффекта можно добиться с помощью психоделиков. Подсознательные механизмы мышления вдруг выходят на поверхность — мы начинаем видеть гораздо более широкую картину, в которой повседневное «я» занимает далеко не главное место.

Но экстаз — это не только просветление и мистический восторг. Он куда более разнообразен. Выход за пределы обыденной рациональности — рискованное предприятие. Такие переживания могут быть бессмысленными, жуткими или даже опасными.

Патологические формы экстаза распространены не меньше, чем здоровые.

Употребление психоделиков не мешало ацтекам и майя быть поклонниками человеческих жертвоприношений. Войны и убийства на протяжении всей человеческой истории были одним из главных источников экстаза. Алкоголизм и другие зависимости тоже можно считать неудачной попыткой выйти за пределы собственного «я».

Растворение эго далеко не всегда приводит к безупречному этическому поведению. Но в целом наука постепенно приходит к консенсусу: Уильям Джеймс был прав, а Фрейд — не прав.

У экстаза гораздо больше позитивных последствий, чем мы думали. Среди этих последствий — улучшенное отношение к жизни и самому себе, ощущение осмысленности происходящего, более тесные связи с другими людьми, снижение тревожности и депрессии, усиление креативности и желание помогать другим.

Способность отвлекать свое внимание от повседневной жизни и растворяться в чем-то большем лежит в основе многих религиозных традиций и духовных учений. Как говорит Симона Вейль, «все усилия мистиков всех веков были устремлены к тому, чтобы в их душе больше не было части, говорящей „я“». Но, как и большинство других наших особенностей, стремление экстазу, вероятно, эволюционировало, чтобы поддерживать наш вид живым, а не вести нас к Богу.

Экстаз не избавляет нас от человеческой природы, а, напротив, воссоединяет с ней. Именно благодаря, а не вопреки нашей уязвимости мы открываем границы своих возможностей.

— из книги «Похищая огонь. Как поток и другие состояния измененного сознания помогают решать сложные задачи»

Похоже, время от времени покидать границы нормального «я» просто необходимо для психологического здоровья. Это делают даже животные: дельфины изменяют сознание с помощью ядовитой рыбы фугу, кошки впадают в транс от кошачьей мяты, козы лакомятся галлюциногенными грибами, а слоны обожают перебродившие фрукты и время от времени заходят на пивоварни.

Психологи и психиатры наконец приходят к выводу, что экстатические переживания — не патология, они очень распространены и являются частью общей человеческой природы. Стремление к экстазу бесполезно подавлять или запрещать. Но отказываться от обыденной рациональности тоже было бы глупо и наивно. Нам нужна и рассудительность Сократа, и экстаз Диониса. Как выразился буддийский учитель Джек Корнфилд, «после экстаза — стирка».

Слово экстаз

Слово состоит из 6 букв: первая э, вторая к, третья с, четвёртая т, пятая а, последняя з,

Слово экстаз английскими буквами(транслитом) — ekstaz

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква э встречается 1 раз. Слова с 1 буквой э
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к

Значения слова экстаз. Что такое экстаз?

Экстаз

ЭКСТАЗ (от греч. έκστασις — смещение, перемещение, исcтупление, восторг) — термин древнегреческой философии, заимствованный из области религиозных мистерий; выход человека из рамок вещественно-психической данности.

Философская энциклопедия

Экстаз (греч. extasis – восторг, исступление) – чаще всего это повышенное настроение с переживанием ликования, самозабвенного восторга, захватывающего, необыкновенного счастья, с отрешённостью от реальности.

vocabulary.ru

ЭКСТАЗ — термин древнегреческой философии, заимствованный из области религиозных мистерий; выход человека из рамок вещественно-психической данности. Различались гнетущий, болезненный экстаз…

Новая философская энциклопедия. — 2003

Экстаз (греч. выходить из себя), необычное психич. состояние человека, переход к исступлению. Начиная с античности Э. был характерен для предсказателей, магов, поэтов. Медицинское толкование понятия Э. — безумие, воодушевление или одержимость.

dictionary_of_ancient.academic.ru

Экстаз. Необыч. психич. состояние человека, переход к исступлению. Начиная с античности Э. был хар-рен для предсказателей, магов, поэтов. Мед. толкование понятия Э. — безумие, воодушевление или одержимость.

drevniy_mir.academic.ru

ЭКСТАЗ (гр. ekstasis — выход за пределы себя): движение, посредством которого наш дух, как нам кажется, выходит за пределы нас самих и прикасается к высшей и универсальной реальности (Бог, природа или история).

Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

ЭКСТАЗ (гр.-выход за пределы себя): движение, посредством которого наш дух, как нам кажется, выходит за пределы нас самих и прикасается к высшей и универсальной реальности (Бог, природа или история).

Евразийская мудрость от А до Я

Экстаз – (греч., экс – выход, стазис – статичное состояние) высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства христианского подвижника.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

ЭКСТАЗ – (букв. «быть вне себя», «выйти за собственные рамки») – нерегулируемые разумом восторг, исступление, фанатизм чувств. Результат выхода психики, психических действий за привычные границы в область неконтролируемых эмоций.

Философия. — 2004

Экстаз (греч. ekstasis, буквально «состояние вне», от ek- «вы» и stasis «состояние») – исступленно-восторженное состояние, а также вид аффективного психического расстройства; состояние как бы увлеченности из чувственного мира.

Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 2011

ЭКСТАЗ (греч. ex-stasis) — выход человеческого духа «из себя», или за пределы себя, к Высшему бытию, в неоплатонизме — к Единому. Это — движение, противоположное эманации. У Филона Александрийского: высшее состояние души человека, живущей на земле…

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Экстазы

Экстазы – формы связи присутствия с бытием, в обыденности понимаемые как три формы времени – настоящее, прошедшее, и будущее. Существует три вида экстазов: настающее – бытие-вперед-себя, бывшее – уже-бытие и настоящее – бытие-при.

Словарь хайдеггерианских терминов

Энтузиазм и экстаз

Энтузиазм и экстаз тесно связаны между собой и часто смешиваются. И то, и другое означает состояние крайнего духовного напряжения и сосредоточения на одном образе или идее; но есть и резкое различие между ними.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Русский язык

Экста́з, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова экстаз

Вполне возможно, что многие женщины, впервые увидев эту сцену, испытали настоящий экстаз.

23:18 Резюме: истошные крики, хватание микрофонов, машущие флаги, экстаз.

Передать словами экстаз, в котором спустя минуту пребывали болельщики и игроки скромного «Уигана», просто невозможно.

Румынскому форварду не потребовалось много времени, чтобы обработать мяч и сильным ударом в дальний угол привести в экстаз местных болельщиков.

Сначала в течение одной минуты Мулумбу и Лукаку сократили отставание от «МЮ» до одного гола, введя в экстаз местных болельщиков, которые принялись с еще большей силой поддерживать своих кумиров.

Тамара Рохо: Да, я уже показала в Лондонском театре «Колизей» новую постановку «Экстаз и смерть», состоящую из трех частей: «Маленькая смерть» Иржи Килиана, «Юноша и смерть» Ролана Пети и «Этюды» Харальда Ландера.

ЭКСТАЗ

ЭКСТАЗ (от греч. ἐκστασις – смещение, перемещение, исступление, восторг) – термин древнегреческой философии, заимствованный из области религиозных мистерий; выход человека из рамок вещественно-психической данности. Различались гнетущий, болезненный экстаз («габрис», страсть, опьянение) и «облегчающий» экстаз (в котором человек приобщается к трансцендентной «истине» бытия).

Плотин употребляет слово «экстаз» при описании сверхумного созерцания, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса ) и в некоем восторге и воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады» IV 9, 11, 23). Экстаз предполагает предварительное очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добродетельной жизни и возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9, 11, 17). Плотиновское понимание экстаза было воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой (Псевдо-Дионисий Ареопагит, Августин). Однако для ортодоксальной христианской мистики «обожение» верующего в миг экстаза остается лишь виртуальным («энергийным»); идея сущностного единения с богом обычно решительно отвергалась (ср. осуждение катаров и богомилов, Иоанна Скота Эриугены, Экхарта).

В Новое время понятие экстаза постепенно утрачивает религиозный смысл. Романтики понимают экстаз как поэтический восторг, Ницше связывает его со стихийным, оргиастически-иррациональным началом в человеческой душе и культуре (см. Аполлоническое и дионисийское ). Наконец, в экзистенциализме «экзистенция» трактуется как экстаз, исступление из ложнодостоверного существования Man в напряженную безосновность, которая хотя и не обеспечивает обретения высшей истины, однако является главным условием ее достижения.

В.В.Бибихин, Ю.А.Шичалин

ЭКСТАЗ – доходящее до исступления состояние восхищения или восторга, если рассматривать его чисто этимологически. Хотя и можно говорить в целом об экстатических практиках и состояниях, известных с момента зарождения культуры и связанных поначалу с ритуалом, а позднее – с религиозным откровением, однако как понятие «экстаз» принадлежит уже нашему времени, ибо из способа существования – ограниченного определенными нормативными рамками (экстатические практики в качестве локальных зон самой культуры) – он переводится в разряд категории и шире – языка, на котором формулируются новейшие проблемы. Так, для современного французского мыслителя Ж.Батая экстаз становится синонимом «внутреннего», или «вне-рассудительного», опыта, такого, при котором самость, утрачивая объект восхищенного созерцания, постигает собственные пределы. Это растворение контуров самости, обретение «я» принципиально иного порядка приравнивается им к ситуации «незнания». Экстаз связывается Батаем в первую очередь с эротическим желанием, которое, понимаемое как преодоление отдельным человеком своей «прерывности», или оторванности от других, в конечном итоге неотделимо от смерти. Возвращаясь к самим основам функционирования культуры, философ показывает, что она держится не только системой запретов, но и, казалось бы, совершенно посторонней им «трансгрессией», которая на деле лишь завершает их.

В интерпретации С.Эйзенштейна экстаз превращается в эстетический принцип построения кинокартины. Исследуя проявления пафоса как своеобразной композиционной структуры в различных видах искусств (живопись, литература, кинематограф и др.), а также мистические техники Игнатия Лойолы, Эйзенштейн фиксирует свое внимание на безо́бразном состоянии сознания, когда, свободное от каких-либо понятий, образов и представлений, оно погружено в сферу «чистого» аффекта. Этому состоянию сознания и должен соответствовать новый кинематограф, который, наподобие офортов позднего Пиранези, покадрово и в целом складывается из столкновений пространств «разной качественной интенсивности и глубины». Фактически речь идет о том, чтобы полностью завладеть зрительским вниманием, в основе чего лежит формализованная схема «эк-стазиса». Добиваясь подобного выхода зрителя из себя, иначе говоря «из состояния», Эйзенштейн стремится захватить образующуюся «пустоту», атакуя ее серией нарастающих по интенсивности кинообразов. Следовательно, экстаз оказывается и своеобразным проектом формирования самой зрительской аудитории, готовой к восприятию по-новому отснятых фильмов. Для Эйзенштейна как режиссера теория пафоса накрепко соединена с его кинематографическим экспериментом.

Такому пониманию экстаза близок и «театр жестокости» Антонена Арто, пытающийся восстановить в правах «вещественный смысл» аффективности («магические трансы») в противовес тотальному господству в европейском театре слова.

Литература:

1. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993;

2. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997;

3. Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. – В кн.: Избр. произведения в 6 т., т. 3. М., 1964;

4. Bataille G. L’Erotisme. P., 1957.

Е.В.Петровская

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

  1. Экстаз — См. Энтузиазм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. экстаз — Экста́з/. Морфемно-орфографический словарь
  3. экстаз — ЭКСТАЗ, -а, м. 1. и в зн. сказ. Что-л. хорошее; то, что нравится. Девочка — экстаз. 2. межд. Выражает положительную эмоцию. Толковый словарь русского арго
  4. экстаз — Экстаза, мн. нет, м. (книжн.). Исступленно-восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. Большой словарь иностранных слов
  5. Экстаз — (от греч. extasis – восхищение) — термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Сексологическая энциклопедия
  6. экстаз — см. >> воодушевление, горячность Словарь синонимов Абрамова
  7. экстаз — ЭКСТАЗ -а; м. Книжн. 1. Высшая степень воодушевления, восторга, иногда переходящая в исступление. Впадать, приходить в э. Доводить зрителей до экстаза. Говорить что-л. в экстазе. В экстазе бить тарелки. Толковый словарь Кузнецова
  8. Экстаз — (греч. ekstasis – исступление, восхищение). Повышенное настроение, переживание восторга, необычайного счастья. При некоторых психических заболеваниях… Толковый словарь психиатрических терминов
  9. ЭКСТАЗ — ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis — исступление, восхищение) — высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления. Большой энциклопедический словарь
  10. Экстаз — (от греч. ékstasis — исступление, восхищение) высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление. Большая советская энциклопедия
  11. экстаз — (Греч.) Психо-духовное состояние; физический транс, который вызывает ясновидение, и блаженное состояние, порождающее видения. Теософский словарь
  12. Экстаз — (греч. ekstasis исступление, восхищение) 1) высшая степень восторга, воодушевления; 2) в психиатрии — аффективное расстройство в виде… Медицинская энциклопедия
  13. экстаз — ЭКСТ’АЗ, экстаза, мн. нет, ·муж. (от ·греч. ek — из и stasis — положение) (·книж. ). Исступленно-восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. «Экстаз… есть то возбужденное состояние. Толковый словарь Ушакова
  14. экстаз — ЭКСТАЗ а, ж. extase f., гр. Исступленно-воссторженное состояние; крайняя степень восторженности, доходящая до болезненности. БАС-1. Как ваши все друзья Должны в экстазе быть от этой перемены; Вы знаете меж них такие феномены. 1815. Словарь галлицизмов русского языка
  15. экстаз — сущ., кол-во синонимов: 18 воодушевление 36 восторг 17 восхищение 13 завороженность 9 наслаждение 22 пафос 30 радость 32 самозабвение 20 самозабвенность 5 сверхнаслаждение 1 супервосторг 1 транс 9 упоение 22 упоенность 7 щенячий восторг 6 экзальтация 12 экстракласс 2 эмоция 31 Словарь синонимов русского языка
  16. экстаз — орф. экстаз, -а Орфографический словарь Лопатина
  17. экстаз — -а, м. Высшая степень воодушевления, восторга, иногда переходящая в исступление. — У него любовь похожа скорее на религиозный экстаз католических монахинь, а не на живое страстное, человеческое чувство. И. Гончаров, Литературный вечер. Малый академический словарь
  18. экстаз — экста́з Через франц. ехtаsе – то же из лат. ехtаsis от греч. ἔκστασις «неистовство, исступление». Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. экстаз — экстаз I м. Состояние крайней степени восторженности, доходящее до исступления. II м. Разновидность аффективного психического расстройства. Толковый словарь Ефремовой
  20. экстаз — Экстаз, экстазы, экстаза, экстазов, экстазу, экстазам, экстаз, экстазы, экстазом, экстазами, экстазе, экстазах Грамматический словарь Зализняка
  21. ЭКСТАЗ — ЭКСТАЗ (греч. ekstasis — нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) — состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением… Новейший философский словарь
  22. экстаз — ЭКСТАЗ, а, м. 1. Исступлённо-восторженное состояние (книжн.). Прийти в э. Говорить что-н. в экстазе. 2. Вид аффективного психического расстройства (спец.). | прил. экстатический, ая, ое. Экстатическая музыка. Толковый словарь Ожегова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *