Что такое бас в музыке?

Что такое бас эффект? (часть I)

Сегодня у нас будет миниобзор, посвященный такому известному словечку как «басы». Что такое бас? И что означает: басы «качают»? Феномен глубокого баса и его развитие в истории музыки.

Сперва рассмотрим фундаментальное понятие: бас — это область звука, спектр которого составляют низкочастотные колебания звуковой волны. Например, гул, возникающий при землетрясении являться басом, так как его колебания происходят у нижнего порога слышимости человека — около 5гц до 25 Гц. Гром тоже имеет басовую составляющую, так же как и барабан. Но мы привыкли говорить о басе с понятия музыки! Именно той музыки, которая качает машину через сабвуфер! Тогда дадим более современно определение: звук, чей основной тон, а так же большая часть обертонов находиться в низкой частотной области является тем самым виновником, который заставляет нас дышать глубже, а также отбивать такт всем — чем попало в данную минуту… Конечно, если в комплект к этому идет и подобающая музыка.

Давайте рассмотрим, что же это за низкочастотная область, которую мы не раз упоминали, и на какие условные зоны её делят профессионалы. Взгляните на рисунок, что бы более наглядно понять место расположения баса по частотному спектру:

Когда мы с вами говорим о басовом диапазоне, то мы имеем в виду область 200гц и ниже. Причем самые низкие области не все люди могут воспринимать или различать на слух, для них это все будет один сплошной бас. Это связано либо с физической особенностью конкретного человеческого индивидуума, либо с профессиональной не подготовленностью слуха. Например, легендарные звукорежиссеры могут на слух определить в какой частотной области находиться тот или иной звук, и даже назвать частоту, около которой расположен основной тон. Эта способность не врожденная, а приобретенная, и приобрести ее сможет каждый желающий… даже глухой (только подход к восприятию у него будет чуть-чуть другой).

Отдельно надо сказать о зоне Саббаса, которая имеет частотную область около 100гц. Хотя сегодняшняя современная музыка, типа «кранка» или дабстепа, постепенно опустила эту планку до 40-30гц. По факту, «саббас» произошел или, можно сказать, «вылился» из таких инструментов как бас-бочка и бас гитара. Это самый низкий звук. Его даже можно спокойно назвать изобретением 21 века, так как в старые времена нечто подобное можно было услышать только на одном единственном (!!!) инструменте — это церковный орган, нижняя педаль которого воспроизводила звук около 20 Гц, причем труба органа, из которой исходил звук, имела огромный диаметр и высоту в несколько метров! Не очень компактно по сравнению с сабвуфером, не правда ли? Да и использовалась она крайне редко из-за ее музыкальной специфичности… кто же мог подумать, что через несколько веков эта «специфичность» будет очень актуальна….

Какие есть типы оперных голосов и чем они отличаются?

Существует несколько классификаций певческих голосов в соответствии с различными характеристиками: силой голоса, его подвижностью, отчетливостью и др. Наиболее распространена классификация с учетом пола артиста и его музыкального диапазона. Так, к женским голосам относятся сопрано, меццо-сопрано и контральто, к мужским — контртенор, тенор, баритон и бас. При этом некоторые из них делятся на более узкие подвиды. Чем отличаются разные виды певческих голосов, рассказывает АиФ.ru.

Нажмите для увеличения

Женские певческие голоса

Самым высоким из женских голосов и голосов в общем является сопрано. Его вокальный диапазон — от первой до третьей октавы, от ноты С4 до А5 (в хоровом пении) или до С6 (в оперном пении). Согласно русской музыкальной традиции, сопрано подразделяется на:

— драматическое (мощный голос с богатым средним регистром);
— лирико-драматическое (промежуточный вид голоса);
— лирическое (голос с мягким тембром, лучше всего удаются ноты второй октавы);
— лирико-колоратурное (выделяются ноты головного звучания);
— колоратурное (самый высокий голос, способный исполнять скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи и т. п.).

К классическим оперным партиям сопрано относятся партия Изольды в опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, Клеопатры из «Юлия Цезаря в Египте» Г. Ф. Генделя, Людмилы из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, Татьяны из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского.

Следующий по высоте женский голос — меццо-сопрано. Его рабочий диапазон находится в пределах А3—А5. Этот голос отличается насыщенностью и полнотой звучания в «середине», а также мягкостью и объемностью звучания грудных нот. В русской музыкальной традиции тембр меццо-сопрано ощутимо отличается от центральных и высоких сопрано, для него характерен насыщенный, глубокий звук, немного тяжеловесный. В свою очередь, меццо-сопрано также подразделяется на драматическое, лирическое и колоратурное. Классическими примерами партий меццо-сопрано являются партия Золушки из одноименной оперы Дж. Россини, Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе, Маргариты из «Осуждения Фауста» Г. Берлиоза, Марины Мнишек из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского.

Контральто — самый низкий из женских певческих голосов, обладающий широким диапазоном грудного регистра. Вокальный диапазон контральто — F3/G3—F5/G5. Этот голос отличается густыми, насыщенными нотами во второй октаве. В отличие от меццо-сопрано и сопрано, контральто может озвучивать все ноты малой октавы. Лучше всего обладательницам контральто удается исполнять низкие ноты. В опере для контральто композиторы часто писали партии молодых юношей. К оперным примерам контральто относят партию Вани из «Ивана Сусанина» М. И. Глинки, Ольги из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, Орфея из «Орфея и Эвридики» К. В. Глюка.

Мужские певческие голоса

Самым высоким из мужских голосов считается контртенор. Его вокальный диапазон находится в пределах E3—E5. Раньше встречался крайне редко, однако сейчас приобретает все большую популярность. Контртеноры, как правило, исполняют партии, изначально написанные для кастратов (певцов в эпоху барокко, которых кастрировали в мальчишеском возрасте, чтобы сохранить высокий голос), мужские партии, написанные для женских голосов, и фольклор. Писать партии специально для контртеноров начали только в XX веке.

Среди партий, предназначавшихся для кастратов, но сегодня исполняющихся контртенорами, называют Геркулеса из «Выбора Геркулеса» Г. Ф. Генделя, Ясона из одноименной оперы Ф. Кавалли, Аполлона, Зефира и Гиацинта из «Аполлона и Гиацинта» В. А. Моцарта. Партии Ратмира из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, Амура из «Орфея и Эвридики» К. В. Глюка, Федора из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского были написаны для женского голоса, но также исполняются контртенорами. Специально для контртенора писались партии Люцифера из «Падения Люцифера» Д. Бергона, Вакха из «Ариадны» А. Гера, Байрона из одноименной пьесы А. Карла.

Тенор — второй по высоте мужской голос. Его рабочий диапазон — С3—С5. Для тенора очень важны ноты верхнего регистра. Если у исполнителя слабые или и вовсе отсутствуют верхи, он не может быть солистом. Знаменитое «теноровое» до — до второй октавы. Существует несколько разновидностей тенора в зависимости от характера и силы звучания:

— тенор-альтино (очень редкий тип голоса со звонкими верхними нотами, диапазон которого может доходить до F5);
— лирический (обладает большой подвижностью и певучестью);
— лирико-драматический (способен исполнять партии как лирического, так и драматического репертуара, однако в драматизме уступает драматическому тенору);
— драматический (сильный голос с ярким тембром);
— баритональный (обладает чертами баритона и тенора, по силе звучания может приближаться и к лирическому, и к драматическому тенору, при этом верхний участок диапазона у него короче).
К примерам партий, написанных для тенора, можно отнести Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Зигфрида («Зигфрид» В. Р. Вагнер), Отелло («Отелло» Д. Верди), Фауста («Фауст» Ш. Ф. Гуно) и многие другие. У тенора очень широкий оперный репертуар.
Средний мужской голос — баритон. Вокальный диапазон баритона — А2—А4. Выделяют несколько видов этого голоса:
— лирический баритон (легко звучащий, однако с характерным баритональным оттенком);
— лирико-драматический баритон (яркий и сильный, может исполнять и лирические, и драматические партии);
— драматический баритон (обладает более глубоким звучанием, мощно звучит на центральном и верхнем участках диапазона);
— бас-баритон (промежуточный голос между баритоном и басом, как правило, обладает менее свободным верхом, при этом нижние ноты более массивные, звучание в центральном регистре мощное, иногда напряженное).
Примерами баритона являются партии Меркуцио («Ромео и Джульетта» Ш. Ф. Гуно), Дона Жуана («Дон Жуан» В. А. Моцарт), Онегина («Евгений Онегин» П. И. Чайковский).
Самый низкий певческий голос — бас. Отличается очень глубоким и полным звучанием. Рабочий диапазон баса находится в пределах E2/F2—E4/G4. По высоте голоса различают следующие разновидности баса:
— бас-кантанте (высокий бас, певучий, обладает светлым и ярким звучанием, может напоминать баритональный тембр);
— центральный бас (ярко выраженный басовый тембр, насыщенное звучание нижнего диапазона, однако иногда певцы с этим типом голоса могут испытывать проблемы с нотами верхнего участка диапазона);
— бас-профундо (низкий бас, обладает особенно густым басовым колоритом, раскатистый тембр, короткий «верх» при глубоких и мощных низких нотах).
Примеры баса можно услышать в партиях Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского, Квазимодо («Эсмеральда» А. С. Даргомыжского), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Ш. Ф. Гуно).

бас

См. также БАС, Бас.
В Википедии есть страница «Бас (значения)».

Русский

В Викиданных есть лексема бас (L104616).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бас басы́
Р. ба́са басо́в
Д. ба́су баса́м
В. бас басы́
Тв. ба́сом баса́ми
Пр. ба́се баса́х
М. в басу́

бас

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1c по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -бас- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

омофоны: баз

Семантические свойства

Значение

Общее прототипическое значение — низкий звук.

  1. звук в самой нижней части слышимого диапазона ◆ Поднять басы можно с помощью эквалайзера.
  2. муз. самый низкий мужской голос, а также певец, обладающий таким голосом ◆ Ария для баса. ◆ Выступает знаменитый итальянский бас.
  3. муз., разг. то же, что бас-гитара ◆ Элвис играл на басе, Пол и Джон на гитарах, а я просто сидел с открытым ртом.

Синонимы

Антонимы

  1. визг, писк
  2. фальцет

Гиперонимы

  1. звук
  2. голос
  3. инструмент

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: басок
  • пр. существительные: басист; бас-гитара, контрабас
  • прилагательные: басовый, басистый
  • глаголы: басить, пробасить
  • наречия: басом

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • баритональный бас

Перевод

Анаграммы

  • АБС, асб, саб
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Белорусский

бас

Существительное, неодушевлённое, мужской род.

Корень: -бас-.

  1. бас (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От итал. basso «низкий, басовый, бас».

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Долганский

    бас

    Существительное.

    Корень: -бас-.

    Бас

  1. анат. голова ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Казахский

      падеж ед. ч. мн. ч.
      Им. бас бастар
      Р. бастың бастардың
      Д. басқа бастарға
      В. басты бастарды
      М. баста бастарда
      Исх. бастан бастардан
      Тв. баспен бастармен

      бас

      Существительное.

      Корень: -бас-.

      • МФА: ед. ч. , мн. ч.

      Бас

  1. анат. голова ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. человек; душа (при подсчете людей); голова (единица счета скота) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. глава, начальник, руководитель; предводитель, главарь ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. колос ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. начало ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  6. край; оконечность ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  7. головка, кончик ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  8. адъектив. главный, головной; основной ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Калмыцкий

    бас

    Наречие.

    Корень: —.

  1. ещё, опять ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

Происходит от ??

    • Калмыцко-русский словарь. Москва. 1977

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • морфологии
    • произношении
    • семантике
    • этимологии

    (См. Общепринятые правила).

    Караимский

    бас

    Существительное.

    Корень: -бас-.

    Бас

  1. анат. голова ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. баш

Ближайшее родство

  • существительные: баслык (начало)

    • Караимско-русско-польский словарь. Москва. 1974

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Монгольский

    бас

    Союз.

    Корень: —.

  1. также ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От ??

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcription}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

    Ногайский

    бас

    Существительное.

    Корень: -бас-.

    Бас

  1. анат. голова (головной) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. голова (единица счёта скота) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. верх, вершина, макушка ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. штука, головка ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. головка, кончик ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  6. глава, предводитель, руководитель ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  7. глава (раздел книги, тома и т. п.) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  8. начало (начальный) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  9. исток (реки, ручья и т. п.) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  10. изголовье ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  11. адъектив. главный, основной, заглавный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Татарский

      Корень: -бас-.

      Форма глагола басарга (давить) в повел. накл. в ед. числе.

      Якутский

      бас

      Существительное.

      Корень: -бас-.

  1. анат. голова (головной) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. глава, раздел ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. сторона, край ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. начало, исток ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. передняя или верхняя сторона, часть чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  6. адъектив. головной, главный, передовой ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *