Что изучает социология?

Введение в социологию

Объект и предмет социологии

Описывая общую структуру социально-гуманитарного знания, можно выделить 4 уровня анализа: физический, психологический, социальный и интеллектуальный. Физический уровень представлен науками о природе (естественные дисциплины), психологический — педагогикой и психологией, социальный уровень – социологией, политологией, экономикой, интеллектуальный – философией, методологией, соционикой. Социология как наука о личности и обществе тесно связана с естественными дисциплинами, поскольку люди наполовину животные существа, а человеческие коллективы живут в природной среде. Социология находится между психологией и философией. У этих наук может быть общий объект, например, личность. Но если психология изучает внутренний мир, психику отдельного индивида, а философия – сущность и смысл жизни личности, то социология – социальные типы личности, поведение личности в конкретных группах и общностях. Если соционика изучает типы интеллекта, то социология изучает типы социального характера и социального поведения.

Общество представляет собой объект множества наук — социологии, истории, психологии, культурологии, политологии, экономической науки, соционики и других. В то же время каждая из этих наук изучает в этом объекте (обществе) отдельные его стороны, отдельные процессы, отношения, тенденции. Этим и отличаются они друг от друга. То, что они изучают в обществе, составляет их предмет.

Итак, предметом науки являются те свойства, процессы, связи, отношения, тенденции и закономерности объекта, которые изучаются при помощи свойственных данной науке методов. Отметим, что эти свойства, процессы и т.д. изучаются в качестве предмета только данной наукой. Если различные науки могут иметь один и тот же объект, то отличаются они своим предметом. Поэтому ответ на вопрос «что представляет собой эта наука» предполагает раскрытие предмета, а не объекта науки.

Предметом социологии на первых этапах ее становления считалось изучение общества в целом, во всех его проявлениях и взаимосвязях. Название «социология» принадлежит О. Конту. Буквальное название и определение предмета этой науки у родоначальника социологии практически совпадали. Также объект и предмет науки совпадали и у других социологов. Лишь в начале XX столетия социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин и другие стали выделять предмет данной науки.

Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая меняется в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и личность, и информационная сфера, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества. Объектом социологии являются также техника, используемые людьми земли, промышленность, технологии и т.п., поскольку все они также связаны с обществом.

Предметом социологии являются социальные отношения, процессы, тенденции и закономерности общества, его сфер (экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной) и элементов (личности, слоев, общностей). В социологии понятие «социальное» – одна из характеристик общества, наряду с экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной характеристикой общества.

Если общество является объектом социологии, то к ее предмету относится общество как социальная система Общество является также экономической, политической, информационной, интеллектуальной и духовной системой, но это уже не относится к предмету социологии. Так, типы интеллекта и информационно-энергетические процессы в обществе изучает соционика, духовную систему – культурология и т.д. Если объектом социологии является человек, то к ее предмету относится личность как социальная система, социальные типы личности. Объектом социологии являются экономическая, политическая, духовная, информационная сферы жизни общества, а предметом являются социальные отношения и процессы в этих сферах. Объектом социологии является труд, предметом же – распределение различных видов труда между различными социальными группами и личностями в зависимости от их квалификации и социального статуса, влияние занятия тем или иным видом труда на социальное положение личности или групп. Социология изучает взаимоотношения между личностью, общностями людей и обществом в целом во всех сферах — экономической, экологической, политической, духовной, информационной и т.д. Это могут быть межличностные, межгрупповые, классовые, этнические, профессиональные, территориальные, межпоколенные и другие отношения.

Специфика социальных законов

Сначала приведем несколько фактов:

  • в США 3 из 4 молодых людей занимаются одним или несколькими видами спорта. Вопрос: это результат свободного выбора?
  • в современном мире только 5 человек из 100 получают высшее образование. Вопрос: не связано ли это с фактами терроризма, экстремизма и проявлениями религиозного мракобесия?
  • если представить население планеты за модель в 1000 чел.,то в самых развитых частях Земли проживает всего лишь 165 чел.( 16,5%). Вопрос: лидерство Европы и США в мире уходит в прошлое, а на первый план выходит Юго-Восточная Азия?
  • почти 50% населения Земли не умеют ни читать, ни писать. Ваши комментарии.

Данные вопросы могут иметь неоднозначный ответ. Вместе с тем, социальные ученые имеют основания считать, что не только свободная воля, но и социум направляет наши действия и жизненный выбор. Даже на самые интимные поступки и личную жизнь человека влияет тип общества, в котором он живет. Статичные законы универсальны для всех народов. Социология вырабатывает глобальное мышление, которое позволяет нам лучше понять самих себя. Любопытно, что действие социальных законов более остро ощущают на себе социальные аутсайдеры, а в период финансового мирового кризиса миллионы людей вынуждены были мыслить социологически. Итоги выборов в Государственную Думу РФ 2011 г. также свидетельствуют об актуальности социального анализа действительности.

Так в чем же специфика социальных законов? В отличие от законов природы, они проявляются не однонаправленно, а как тенденции, которые являются результатом относительного перевеса одних социальных сил над другими. Одни социальные силы стремятся к стабилизации, к укреплению и сохранению привилегий, власти, другие – к переменам, перераспределению доходов, власти и собственности. Даже в самых передовых странах идет яростная борьба консерваторов и модернизаторов.

Общество делает нас, мы делаем общество. Социум перестраивается самими людьми, из которых он состоит. Люди могут узнать, что о них думают социологи и изменить свое поведение. Законы в обществе – результат деятельности людей и они могут меняться. Законы в природе неизменны. Когда мы слышим утверждения, что » у нас нет альтернативы», это манипуляция. Альтернатива в современном социуме есть всегда и это результат нашего свободного выбора. Но свободный выбор – не произвол и не своеволие, а точный учет типичного, закономерного в случайном. Иначе говоря, свободный выбор возможен только на базе знания универсальных и плюралистических социальных законов экономики, политики, социологии.

Закономерности в социологии носят статистический характер. Границей выступает так называемая точка «золотого сечения» — примерно 66% от 100% – такова идеальная модель соотношения массового, закономерного и случайного. Дискуссия на уровне эмпирических фактов имеет мало смысла. Типичность не абсолютна, а относительна. Поэтому в социологии за основу анализа берут комплекс показателей, которые связаны между собой (обобщенные показатели), теоретические концепции, которые проверены в социальной практике. Жесткий прогноз в обществе невозможен. Отдельные страны, организации, регионы, а еще более – малые группы и индивиды – могут быть исключением из общего правила. Итак, законы в обществе носят не абсолютный, а относительный, статистический характер. К тому же следует различать борьбу за поиск научной истины и политическую борьбу. В политике побеждает сила, а в науке – объективная, доказанная истина. Ученый и политик — две несовместимые профессии. Всегда нужно действовать по законам системы. Политическая система и научная социология – качественно специфичные социальные системы. Прогрессивные политики учитывают данные экономистов , социологов, но они не выходят за рамки своей профессиональной роли.

Исходя из вышеизложенного, ясно, что многознание исторических фактов не гарантирует понимания социальных закономерностей. Не случайно среди историков-эрудитов нередко можно встретить мифологическую трактовку социальной реальности. Выделим основные типы социального познания. 1.Мифологический тип — для него характерен поиск «козлов отпущения», обвинительный уклон в отношении отдельных наций и социальных групп, склонность к концепции заговора в объяснении социальных явлений. За мифологией всегда скрываются корыстные интересы конкретных группировок, оформленных в виде политической идеологии. Ключевой элемент данной идеологии – поиск врага, подлежащего ликвидации. В основе данных представлений лежат социальные стереотипы и идеологический миф, под который подгоняются факты реальной действительности. Гносеологический источник любой мифологии – информационный дефицит либо слабость логического мышления при высоком уровне информированности.

2. Рациональный тип социального познания – попытка системно объяснить социальные явления. Часто встречается среди преподавателей социальных , естественных и технических дисциплин. Вместо иллюзорности мифологических конструкций здесь мы видим опору на логику, социальную практику, стихийный социальный опыт. Такой подход максимально приближается к научной социологии.

3. Рефлективный тип социального познания – попытка конструирования логически правильной картины социальной действительности. Данный тип социальных представлений основан на высоком уровне гуманитарного образования, интеллектуальной активности и характерен для политической и идеологической элиты. Здесь обнаруживается тенденция к идеологизации представлений и высокий риск догматизации. На рефлективном типе познания базируются полярные мировоззрения – от прогрессивных до реакционных. Причина в том, что наиболее информированные люди используют в своих размышлениях как научно доказанные факты, так и идеологический материал. Поэтому не случайно много идеологически зашоренных людей среди деятелей искусства, публицистов, профессиональных идеологов, политтехнологов, пропагандистов, преподавателей гуманитарных дисциплин. Крайности сходятся: низкий уровень образования и обширная эрудиция могут привести к одному результату, если не используются проверенные факты и законы, добытые в русле социальных наук. Уместно привести образное сравнение. Исторические факты – это булыжники, а эрудиция – гора булыжников. Социальные законы – это здание, построенное из камней-фактов. Внедрить в социальную жизнь передовые формы социальной практики можно только при опоре на социологическое знание.

Структура социологической науки и ее связь с другими дисциплинами

Социология изучает не общество вообще — это предмет социальной философии. В отличие от абстрактного философского подхода, социология максимально конкретна: она эмпирически фиксирует и математически измеряет образцы социального поведения. Социология изучает современное общество, она есть обобщающая (генерализирующая) наука о социальных системах. В связи с этим мы вводим термин «социетальный», обозначающий процессы не в отдельных группах и институтах, а на уровне общества в целом. Социетальный – это сквозные явления и процессы, имеющие комплексный, интегративный характер. А из данного положения вытекает, что социология связана не только с философией, но и с другими дисциплинами, поскольку социетальное сообщество имеет одновременно и политическую, и психологическую, и духовную, и экономическую, и информационно-энергетическую характеристику. Социология – это общая социальная наука. Она выполняет по отношению к экономике, политологии, праву, культурологии, социальной психологии ту же функцию, которую общая биология выполняет по отношению к частным биологическим наукам типа зоологии, анатомии и др. Общая (теоретическая) социология составляет верхний этаж социально-научного знания.

Общество в целом изучает еще одна дисциплина – история. Граница с социологией проходит не только по линии прошлое/настоящее. История акцентирует внимание на познании уникальных, неповторимых и неповторяющихся событий. В историческом познании случайное превалирует. Социология интересуется типическими, повторяющимися явлениями. В социологическом анализе доминирует закономерное. Если история в хронологическом порядке фиксирует события, сохраняя их непрерывность (континуальность), то социология акцентирует внимание на дискретности и синхронности социальных явлений. В социальной реальности множество скачков и ответвлений, современность не всегда продолжает прошлое, а все чаще его отменяет. И, наконец, социология больше говорит об общем, а, скажем, психология или история – преимущественно о единичном. Следовательно, социология более методологичная наука, а ее законы нормативны по отношению к частным дисциплинам об обществе и человеке.

В структуре самой социологии, помимо теоретического, можно выделить эмпирический уровень. Функция эмпирической социологии – сбор социальных фактов. Теоретическая социология нужна для того, чтобы правильно понять и объяснить причины тех или иных событий, фактов, цифр и т.д. Методы теоретической социологии – моделирование, типология, классификация, аналогия, идеализация и др. Методы эмпирической социологии – наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. В зависимости от степени прагматичности, выделяют фундаментальную и прикладную социологию. Цель фундаментальной социологии – открытие законов социальной жизни. Цель прикладной социологии – решение практических проблем, связанных с управлением обществом и организациями. Названные уровни связаны между собой. Абстрактное теоретизирование может породить утопические проекты, если не изучать факты реальной жизни реальных людей в реальных условиях реальных групп.

В ходе своей эволюции социология делилась на различные отрасли.

Опираясь на теорию уровней познания и коммуникации, можно выделить политическую социологию, социологию личности, экономическую социологию, социологию общностей, социологию духовной жизни, информации и науки. Отрасли сегодня активно делятся на подотрасли. Так, в социологии духовной жизни развиваются социология религии, искусства, музыки и т.д. В социологии общностей возникли такие ветви как социология организаций, семьи, молодежи, этническая социология и др. Социология личности получила свое развитие в таких подотраслях как социология досуга, быта, спорта, коммуникации и др В результате интеграции с другими науками возникли такие дисциплины: социальная психология, социальный менеджмент, социальная информатика, социальная экология, соционическая социология и др.

Первой и исходной для всех остальных функцией социологии является познавательно-информационная. Социология является средством самопознания общества.

Например, лишь благодаря опросам общество узнает, каково общественное мнение по тому или иному вопросу. Социология поставляет обществу информацию о состоянии и динамике социальных отношений, способствует более глубокому осмыслению людьми сути социальных проблем и пониманию путей их решения. В идеале социология должна быть простым зеркалом, отражающим социальные процессы таковыми, какие они есть на самом деле. В связи с этим острой проблемой социологической науки является приоритет профессиональной этики и стремления к истине над идеологическими соображениями.

Каждый из нас, не изучая социологию, в какой-то степени является социологом. Мы наблюдаем, как наше общество на наших глазах делится на новые слои. Мы также видим процессы, происходящие в национальных отношениях. Мы также объясняем для себя и другим причины обострения криминальной ситуации в стране. Однако мы являемся при этом социологами на житейском, обывательском уровне. Мы очень часто делаем непосредственные выводы из того, что сами каждый день наблюдаем. Всегда ли верны подобные выводы? Наверное, нет. Нельзя делать вывод об орбите Земли, непосредственно наблюдая за видимым нам движением Солнца. То же относится и к общественным явлениям.

Суть познавательной функции социологии заключается в том, что она, вооруженная методологией, методами и техникой исследования, на профессиональном, научно-специализированном уровне познает те социальные закономерности, тенденции, связи, постижение которых недоступно для непрофессионального, обыденного сознания. Как астроном пользуется телескопом, знает математические способы обработки информации, применяет моделирование и другие методы, так и социолог обладает своими профессиональными способами, технологией и инструментарием социального познания.

Для чего нужны знания о социальных закономерностях и тенденциях? Разумеется, не только ради удовлетворения собственного любопытства. Они нужны для того, чтобы мы могли воздействовать на социальные явления так, чтобы избежать больших социальных потерь, бедствий, потрясений, чтобы вовремя исправить допущенные ошибки, чтобы использовать накопленные знания в будущем при решении аналогичных социальных проблем. Это — критическая функция социологии.

Любые решения и мероприятия – экологические, технологические, экономические, политические и другие – должны, если они касаются интересов общества в целом, тех или иных групп и слоев, подвергаться социологической экспертизе. Такая экспертиза исходит из оценки социальной целесообразности и социальной эффективности решений и мероприятий. Многие благие начинания, смелые нововведения терпели крах по причине того, что они не учитывали интересы, потребности, способности тех или иных социальных групп. Более того, они приносили немало страданий и бедствий. Экономическая или политическая целесообразность не всегда тождественна социальной целесообразности. То, что экономически кажется выгодным, оказывается неэффективным в социальном плане (в конечном счете, и экономически неэффективным). Например, политика резкого сокращения количества вузов может привести к утрате социальной базы современного общества — интеллектуалов, а также к росту молодежной безработицы и преступности. Финансовая стабилизация ради самой экономики оказывается неэффективной, если не учитывать интересы креативного класса и других социальных групп.

Третьей функцией социологии, вытекающей из информационной и критической, является прогностическая. Знание того, в чем суть и причины тех или иных социальных изменений, позволяет с определенной долей вероятности ПРЕДВИДЕТЬ направленность и характер этих изменений в ближайшей или отдаленной перспективе.

Например, какова наибольшая вероятность становления социальной стратификации общества при сегодняшних изменениях отношений собственности, налоговой системы, инвестиционной политики, системы профессиональной подготовки и образования. К каким социальным последствиям в будущем приведет недостаточное финансирование науки. Какой социальный эффект мы получим от проникновения религии в систему образования. Как сложится лет через 10 судьба нынешнего молодого поколения, значительная часть которого не сможет найти работу священника или богослова.. Все эти и другие вопросы нельзя отнести к праздным. Мы должны сегодня попытаться влиять на завтрашний день, сводя к минимуму отрицательные тенденции и способствуя утверждению положительных тенденций. Сегодня, когда социальные изменения приобретают динамический характер, значение прогностической функции социологии многократно возрастает. Это объясняется принципиальным отличием научного предвидения от обыденного предсказания. Предсказания строятся на констатации в общественном сознании повторяющихся явлений, достаточно частого совпадения двух или нескольких фактов. Предсказания могут быть достаточно точными при условии, если изменения носят циклический (по замкнутому кругу) характер. Такие изменения были характерны лишь для традиционного общества. Сегодня, когда изменения носят в значительной степени динамический (по разорванному кругу) характер, необходимо понять более глубинные, внутренние связи и отношения. Для этого требуются научные методы познания — моделирование, формализация, типизация и другие. На познании СУЩНОСТИ социальных явлений и социальных ЗАКОНОВ строится научное предвидение.

Следует отметить, что социальные прогнозы (так же как экономические и политические) имеют силу обратного действия. Подобно инфляционному ожиданию, социальные прогнозы вызывают различные социальные ожидания (ожидания каких-либо социальных процессов, воспринимаемых как желательные или нежелательные). Эти ожидания, в свою очередь, в значительной степени влияют на общественное мнение и социальное поведение людей.

Прикладная (практическая) функция социологии реализуется в качестве использования социологического знания при решении различных задач, связанных с интересами общества, социальных групп и личности. Социологические знания применяются в социальной политике и социальном управлении на уровне общества, региона, города, предприятия. Управление социальными процессами осуществляется в форме социального планирования, составления социальных программ, социальных проектов.

Идеологическая функция социологии остается одной из заметных для общественного сознания функций. . Работы тех социологов, которые стремятся быть объективными и беспристрастными, испытывают, тем не менее, на себе и общественные настроения, и интересы тех или других социальных групп. Поэтому подходы социологов к тем или иным вопросам в какой-то степени идеологичны, т.е. находятся под влиянием интересов различных социальных групп или активно формируют мировоззрение различных социальных групп и общества в целом. Идеологии бывают разными – прогрессивными и регрессиивными. Можно обозначить шкалу из двух полюсов: идеология и объективная наука. Чем больше крен в сторону идеологии, тем меньше объективных выводов. Идеологизированность науки превращает ее в служанку отдельных групп, а интересы большинства других групп и человечества в целом — терпят ущерб.

Среди актуальных проблем социологической науки назовем следующие:

  • социологическая экспертиза решения социальных проблем групп и личности;
  • социологическая экспертиза экономической реформы и сбалансированности расходов бюджета;
  • социологическое обеспечение становления гражданского общества и социального правового государства;
  • социологическое обеспечение гармонизации национальных отношений;
  • социологическая экспертиза формирования новой, внерелигиозной духовности общества.

Краткие итоги

  1. Существуют 4 уровня социального познания: физический, психологический, социальный, интеллектуальный.
  2. Предмет социологии – социальные отношения между личностью, группами и обществом в целом.
  3. Специфика социальных законов – это законы- тенденции, имеющие не абсолютный, а относительный, статистический характер, в котором есть место для свободы воли и выбора у субъекта.
  4. Можно выделить четыре основных типа социального познания — мифологический, рациональный, рефлективный и научный (социологический)
  5. В структуре социологии выделяются уровни: эмпирический и теоретический, фундаментальный и прикладной. Эволюция этой науки привела к возникновению отраслей и подотраслей.
  6. Основные функции социологической науки: информационная, критическая, прогностическая, практическая, идеологическая

Набор для практики

Вопросы для самопроверки

  • На каком уровне познания функционирует социологическая наука?
  • Что является объектом социологической науки?
  • В чем вы видите предмет социологии?
  • Чем отличается социология от психологии?
  • Как связаны между собой социология и социальная философия?
  • Социология и история: общность и различия
  • Какую проблему вы считаете наиболее актуальной для современной российской социологии и почему?

Учебные курсы

Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА:

РАЗВИТИЕ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах XIX века. Как самостоятельная наука социология активно формировалась в XIX веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком и английском языках.

Основателем этой науки является французский философ Огюст Конт (1798-1857гг.) Огюст Конт впервые обосновал необходимость выделения социального знания в самостоятельную науку и впервые определил ее предмет и специфические, лишь ей присущие методы.

Огюст Конт был основоположником теории позитивизма, которая утверждала необходимость создания доказательной базы при изучении общественных явлений, какую имеют естественные науки. Поэтому социология, считал О.Конт, должна основываться только на научных методах получения эмпирической информации, таких, какими являются, например, методы наблюдения, сравнительный или исторический анализы фактов, метод использования статистических данных и эксперимент.

Научный подход к изучению общества, предложенный О.Контом, должен был противостоять умозрительному рассуждению об обществе, который предлагала в то время метафизика (философское направление, которое утверждало, что реальность, в которой мы живем есть лишь плод нашего воображения). Это способствовало тому, что социология сразу стала развиваться как эмпирическая наука.

Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в научной литературе до конца XIX века. В конце 19 — нач. 20 вв. в научных исследованиях общественных явлений стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи начинает менять свое содержание и сводится к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом, определившим социологию как специфическую науку, отличную от обществознания, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) — французский социолог и философ, создатель “ Французской социологической школы “ С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институционализация (в данном случае как общественное признание науки) социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “, что одной из первоочередных задач советской науки является проведение ряда социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах. С этой целью в России был организован Социобиологический институт. В этом же году в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основная проблема, которая обсуждалась в ней в те годы – это определение направления дальнейшего развития: или по пути русской социологической мысли или по пути социологии марксизма. В этой связи в развитии российской социологии наблюдаются две различные социологические школы: представителей немарксиской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михайловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма, на развитие которой решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. — 1923 ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии.

А после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина социология в административно- приказном порядке была упразднена. Был наложен строжайший запрет на конкретное изучение проблем и явлений социальной жизни, а сама социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие и социологи — профессионалы.

Принципы, теория, методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом, царившим в то время в советском обществе. В степень науки была возведена социальная мифология, именуемая «история партии», а позже к ней добавился «научный коммунизм», в то время как реальная наука была объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии : началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, но социология как наука так и осталась «вне закона». Она оставалась поглощенной социальной философией, а конкретные социальные исследования как несовместимые со спецификой философской гносеологии, выводились за пределы социального знания.

Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий, беспроблемный характер. Партийной идеологией не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы социологов по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда и демографических проблем, отчуждения власти от народа и т. д.

Цензура не пропускала такие научные понятия как «экология», «отчуждение», «социальная динамика», «социология труда», «социология политика», «социология семьи», «социология религии», «социальная норма» и др., которые были под запретом царившей тогда идеологии. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

К середине 60-х годов социологические исследования получили право на жизнь, и вместе с этим стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерииии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения — отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском Университете.

В 1962 году в СССР была основана советская социологическая ассоциация. В 1969г был создан Институт конкретных социологических исследований ( с 1972г — Институт социологических исследований, а с 1978г — Институт социологии АН СССР). С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические исследования “.

Но развитие российской социологии снова затормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, Институт социологических исследований был обвинен в насаждении буржуазных теоретических концепций и советскими идеологами было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология в России продолжался до 1988 г. Наконец, закончился семидесятилетний период борьбы за существование социологии как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. » О повышении роли марксистско — ленинской социологии в решении узловых и социальных проблем советского общества»)

В отличие от России в Европе и США социологии всегда уделялось и уделяется большое внимание. Именно поэтому лидирующими являются американская и европейская социологические школы. Только в США в настоящее время работает 90 000 ученых в области социологии, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием, социальные исследования стали доходным бизнесом, т.к. влиятельные политические круги не жалеют средств для изучения социальных проблем и своевременном проведении реформ в целях достижения стабильности в обществе.

В послереволюционной России первый выпуск ста человек-социологов состоялся в 1989 г. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

В истории социологии как науки в зависимости от того, какой стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение в социологии 19 века выделяли несколько различных направлений. Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и ее отдельных компонентов (климат, ландшафт и т.д.). Демографическая школа интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, “расового подбора” и борьбы “высших” и “низших” рас. Органическая школа (организм) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества — как аналогичное разделению функций между различными органами.

В конце 19 начале 20 веков широкое распространение получили различные разновидности психологической социологии — инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционизм, которые объясняли содержание и проблемы общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание, а так же сами процессы и формы социального взаимодействия.

Второй линией развития социологии были эмпирические социальные исследования. В начале 20 века появились первые центры социальных исследований: Лондонское социологическое общество (1903), Немецкое социологическое общество (1909), Американское социологическое общество (1905). В 1916 году в Петрограде было создано Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского (1851-1916), учителя П. Сорокина.

Историками социологии высоко оценивается вклад в развитие социологии английского философа Герберта Спенсера(1820-1903), французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма (1858-1917), немецкого социолога Макса Вебера (1884-1920). Выдающимся в 20 веке был русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), высланный из Советской России в сентябре 1922 года. П. Сорокин успешно выполнил роль систематизатора социологического знания. В понимании П. Сорокина, социология – это наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих рядовых видах. Явления, изучаемые социологией, в конечном счете сводятся к социальному взаимодействию (П.Сорокин) или социальным действиям (М.Вебер ) отдельных людей, социальных групп, обществ.

Постепенно наряду с развитием теоретической социологии происходило ее разделение на отдельные научные направления. Еще Э. Дюркгейм, помимо общей социологии, выделял социологию религии, юридическую социологию, социологию морали и социальную морфологию.

Более обширный список специальных социологических направлений представил П. Сорокин: демографическая социология, аграрная социология, социология народа, социология семьи, брака, религии, знания, социология войны, революции, социология преступления и наказания; социология искусств; экономическая и политическая социологии.

Современная социология дифференцирована на множество направлений, которые представляют собой эмпирическую часть социологии или эмпирические теории. В 60-х годах ХХ века американский социолог( ученик П.Сорокина) Роберт Мертон назвал эмпирические направления социологии теории среднего уровня и классифицировал их на три группы: 1. Теории по субъекту исследовании( напр., социология личности, социология\ семьи, социология группы и т.д.); 2. Теории по сфере деятельности субъекта (напр., социология труда, социология религии, социлология культуры и т.д.) и 3. Теории междисциплинарные (напр., биосоциология, геронтосоциология и т.д.)

Процесс развития социологии в настоящее время не завершен. Социология отностится к числу наук, которые в настоящее время бурно развиваются. Но как и всякая наука социология может развиваться только при наличии благоприятных условий со стороны общества, т.е. когда имеется достаточное бюджетное финансирования для проведения научных исследований и нет цензуры и идеологического давления на исследователей.

Социология личности

Социологическое понятие личности

Личность — это совокупность (система) социально значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития. Это социальная характери­стика человека, которая определяется мерой усвоения им социаль­ного опыта.

Необходимо различать такие понятия, как «личность», «инди­вид», «человек». Когда мы говорим о личности, то как бы выделяем из обшей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свой­ственных всей социальной структуре (социальной общности). Мож­но сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

Человек — это один из представителей человеческого рода. Го­воря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых орга­низмов из массы других организмов. Человек, не обладающий соци­альными качествами, не является личностью.

Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общ­ности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то по­нятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выде­лить социальные качества конкретного человека.

Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Человек становится личностью, приобретая социальные качест­ва в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить соци­альные качества (например, психически больной) или не имеет та­кой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой че­ловек не является личностью.

Типологизация личности. Каждый человек, включенный в систе­му общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необхо­димости. В социологии существенное значение имеют не индивиду­альные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования лично­стей, обладающих совокупностью повторяющихся, существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определен­ному социальному типу.

Социальный тип личности — это обобщенное отражение, сово­купность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность (напри­мер, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.).

Типологизация личностей может проводиться по разным осно­ваниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по террито­риальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

Структура личности

К числу важнейших компонентов в структуре личности относят­ся: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли. Рассмотрим каждый из перечисленных компо­нентов.

Сознание — это способность идеального воспроизведения дейст­вительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно-историче­скому существу.

Сознание позволяет индивиду накапливать знания, опыт, усваи­вать социальные нормы, ценности, стандарты поведения, т. е. все, что необходимо для социализации и включения индивида в соци­альную жизнь общества. Оно способствует адекватному восприятию индивидом существующей действительности, осознанию собствен­ного «я» и нахождению своего места в социальной структуре, а так­же самооценке и самоконтролю в любых жизненных ситуациях.

Сознание формируется в процессе социализации индивида. По сути это результат социальных отношений и деятельности. Созна­ние позволяет человеку аккумулировать накопленный опыт, созда­вать идеальные образы будущего, находить наиболее эффективные пути удовлетворения своих потребностей, передавать накопленную информацию другим людям.

Культура (в социологии) — это совокупность способов и прие­мов человеческой деятельности, объективированных в материаль­ных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах и т. д.). Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений. При этом каждое последующее поколение как бы стоит на плечах предшественников, т. е. опирается на уже созданную культуру, а не начинает свое развитие с «чистого листа», как это происходит у животных.

Культура личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию, уровнем развития ее ин­дивидуальных способностей. Деятельность — это способ и условие существования общества, специфическая (социальная) форма отношения к окружающему миру. Суть деятельности заключается в целенаправленном отраже­нии и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Она обладает такими чертами, как осознанность (целеполагание), продуктивность (производство чего-либо), общест­венный характер.

Животные для поддержания своей жизнедеятельности потребля­ют лишь то, что находят в природе. Человек же, в отличие от жи­вотных, способен сам создавать новые, не встречающиеся в природе виды продуктов. Поэтому деятельность присуща только человеку, который в процессе своей эволюции создает и совершенствует ору­дия труда и способы производства.

Социальные статусы и социальные роли личности

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функ­ции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество социальных связей, испол­няет различные социальные функции и роли и имеет множество со­циальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Статусы бывают предписанными — приобретенными по рожде­нию (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определен­ной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности бо­лее значимыми являются статусы, связанные с работой (професси­ей), для других — с семейным положением, для третьих — с обще­ственной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общно­сти. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губерна­тор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для миро­вого сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

Генеральный статус оказывает значительное влияние на соци­альное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «со­ратник академика» и тем самым придаем дополнительную значи­мость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недоб­росовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Социальная роль — это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач по­может больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть при­менены различные санкции. Например, руководитель может ли­шиться своей должности, родители — родительских прав и т. д.

Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщи­не-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работ­ницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складываю­щихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщи­ны являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социо­культурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других — оба считатюся равнозначными. Например, роль ко­роля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точ­ки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

Функциональная целесообразность определяется не только с праг­матических позиций (эффективно — неэффективно), но и с пози­ции социальной значимости той или иной роли. Социальная значи­мость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработ­ную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от тради­ционной культуры, от уровня развития общества и от существую­щих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других — считается чуть ли не показателем состоятельности мужчи­ны. В одних культурах многодетность считается нормой, в других — исключением. С учетом культурных традиций и социальных при­оритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

Социализация личности

Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведе­ния того общества, к которому он принадлежит. В процессе социа­лизации у индивида формируются социально значимые качества, не­обходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом об­ществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три—шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; пте­нец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородя­щих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвра­щенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способность ус­воения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и пол влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества лич­ности пенятся в той или иной культуре, какие статусы и роли явля­ются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различ­ных механизмов (институтов) социализации (семьи, щколы, трудо­вого коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая со­циальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожида­ния, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов — девиации.

Девиация (от лат. devistio — отклонение) — отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (пре­ступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а ин­дивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельства­ми, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях ин­дивидуальной девиации принять говорить — «в семье не без урода».

Групповая девиация — более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных от­клонениях в структуре социализации, а о том, что общие объектив­ные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не на­рушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества — наглядное проявление груп­повой девиации.

Групповая девиация — это своего рода показатель того, что су­ществующие в обществе социальные отношения не отвечают инте­ресам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринима­ется как должное или неизбежное. В коррумпированных государст­венных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник — как об­разец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре (3. Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в дета­ли дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных перио­да жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старос­ти — сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качест­венных уровня, два этапа — социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация — это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности ус­воить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. internus — внутренний) — процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внут­ренний мир человека. Говорить об интернализации индивида мож­но тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда чело­век идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я — шахтер; мы — русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании соци­ально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаи­модействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Поэтому инди­вид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспита­ния и обучения. Основными задачами школьной социализации яв­ляются: сформировать у индивида общее представление об общест­ве и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отноше­ниях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художествен­ная литература, искусство, а также различные неформальные груп­пы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваи­вать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ори­ентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

Самореализация личности

Личность — это объект и субъект социального взаимодействия. Поэтому в процессе социализации большое значение имеет позиция и активность самой личности, ее предрасположенность к определен­ным видам деятельности, общая направленность поведения. Актив­ный и целеустремленный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается в жизни более весомых ре­зультатов, нежели индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств.

Самореализация личности — это стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социали­зации и свои индивидуальные способности и возможности для дости­жения намеченных стратегических целей.

Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей ее достижения. Стратегиче­ская цель — это ориентация личности на длительную перспективу.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной дея­тельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разно­образные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспекти­ву. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствую­щую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа: 1) стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни; 2) стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, зара­ботать очередной миллион, покорить очередную «вершину» и т. п.; 3) стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех ос­новных факторов: 1)от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее само­реализации; 2) от принадлежности индивида к той или иной соци­альной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.); 3) от социально-психологических качеств самой личности. Так, напри­мер, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены при­держиваться стратегии жизненного благополучия. В демократиче­ском обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее по­пулярной является стратегия жизненного успеха. В социальном об­ществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлека­тельной может быть стратегия жизненной самореализации.

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Например, индивид в полной мере реализовал стра­тегию жизненного успеха и решил ориентироваться на новую стра­тегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии (потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.)

Каждая личность в той или иной мере сочетает в себе все виды жизненных стратегий. Но у разных индивидов, в зависимости от об­стоятельств и личностных качеств, проявляются эти стратегии по-разному.

Самореализация личности, как правило, происходит не и одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной дея­тельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разно­образные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспекти­ву. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствую­щую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа: 1) стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни; 2) стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, зара­ботать очередной миллион, покорить очередную «вершину» и т. п.; 3) стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех ос­новных факторов: 1)от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее само­реализации; 2) от принадлежности индивида к той или иной соци­альной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.); 3) от социально-психологических качеств самой личности. Так, напри­мер, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены при­держиваться стратегии жизненного благополучия. В демократиче­ском обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее по­пулярной является стратегия жизненного успеха. В социальном об­ществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлека­тельной может быть стратегия жизненной самореализации.

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Например, индивид в полной мере реализовал стра­тегию жизненного успеха и решил ориентироваться на новую стра­тегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии (потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.)

Каждая личность в той или иной мере сочетает в себе все виды жизненных стратегий. Но у разных индивидов, в зависимости от об­стоятельств и личностных качеств, проявляются эти стратегии по-разному.

Социология

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии». По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин — известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» (по-французски — «sociologie») несколько иной смысл. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки. Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

  • 1 Классификация социологии
  • 2 Понятие социальной реальности и социального пространства
  • 3 Социология как полипарадигмальная наука
  • 4 Социология в рамках позитивизма
  • 5 Макросоциология
  • 6 Микросоциология
  • 7 Методы социологии
  • 8 Социологические труды
    • 8.1 Переводные
    • 8.2 Отечественные
  • 9 Социологические организации
    • 9.1 Организации в России
      • 9.1.1 Научно-исследовательские институты
      • 9.1.2 Исследовательские центры
      • 9.1.3 Ассоциации и общества
      • 9.1.4 Профессиональные журналы
      • 9.1.5 Социологическое образование
    • 9.2 Организации в других странах
      • 9.2.1 Научно-исследовательские центры
      • 9.2.2 Ассоциации и общества
      • 9.2.3 Профессиональные журналы
  • 10 Направления социологии
  • 11 См. также
    • 11.1 Связанные дисциплины
    • 11.2 Центральные понятия
  • 12 Примечания

Классификация социологии

  • Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
  • Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

В структуре социологии принято выделять три уровня:

  • верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
  • средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
  • нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Социология как полипарадигмальная наука

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Микро- (субъект) Макро- (объект)
1. Понимание социальной реальности
Индивидуальная (номинализм) Надиндивидуальная(холизм)
2. Значение объективных и символических аспектов жизни
Субъективизм (феноменологическое понимание) Объективизм (позитивистское понимание)
3. Значение внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы (действие) Внешние факторы (структура)
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам
Деятельностно-активистский Структуралистский
5. Степень свободы индивида
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода) Детерминизм (причинная обусловленность)

Социология в рамках позитивизма

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»

— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

«Наиболее важным представляется установить иерархию наук — не то как они могут быть упорядочены, но как они должны быть упорядочены, вне зависимости от чьих-либо пристрастий… Конт делает это, используя критерий „позитивности“, или степени определённости наблюдаемых феноменов. Это также является мерой относительной сложности, поскольку точность науки обратно пропорциональна её сложности. Более того, степень этой точности или позитивности, соответственно которой предмет науки может быть описан математически, является индикатором её положения на общей шкале. Обобщая это правило, Конт выделяет пять групп феноменов в порядке уменьшения их позитивности. Эти группы он называет: астрономия, физика, химия, биология и социология.»

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898).

С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:

  • социальные общности:
  • социальные институты;
  • социальные организации;
  • социальные группы.

В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

  • возможностей;
  • ресурсов;
  • результатов.

Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

Источник информации Методы
Документальный Анализ документов, контент-анализ.
Внешние проявления социальных явлений Наблюдение
Человек Опрос (анкета, интервью)
Малая группа Социометрический опрос
Социальный опыт Экспертный опрос
Организованная группа Эксперимент

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

  • вводная часть (введение в проблему),
  • основная часть (вопросы по проблеме),
  • заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Социологические труды

Переводные

Отечественные

  • Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М., 1989.
  • Бутенко И. А. Как провести социологическое исследование.- М., 1990.
  • Гофман, Александр Семь лекций по истории социологии. http://soc.lib.ru/su/354.rar
  • Дугин А. Г. «Структурная социология» М., 2010.
  • Зиновьев, Александр Александрович http://zinoviev.ru/
  • Ядов, Владимир Александрович Стратегия социологического исследования. http://soc.lib.ru/su/565.rar (12 мб)
  • Большой список публикаций, многие с полными текстами на сайте Института социологии РАН
  • История социологии на социологическом ресурсе soci-all.ru, посвященном проблемам социологии и антропологии
  • Библиотека трудов, изданная Центром социального прогнозирования и маркетинга. Практически все с полными текстами.
  • Учебное пособие «Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие». Пособие снабжено сборником задач, разработанным М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги

Социологические организации

Организации в России

Научно-исследовательские институты

  • Институт социологии образования РАО
  • Институт социологии РАН
  • Институт социально-политических исследований РАН

Исследовательские центры

  • Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
  • Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады)
  • Исследовательский центр портала Superjob.ru
  • Служба изучения общественного мнения «Vox Populi»
  • Фонд «Общественное мнение»
  • Центр консервативных исследований
  • Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ)
  • Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ, директор Воронков В. М.)
  • Центр социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ), директор Шереги)

Ассоциации и общества

  • Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского (1916—1922, 1993—)
  • Российское общество социологов (1989—)
  • Содружество профессиональных социологов (1993—)
  • Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997—)
  • Российская социологическая ассоциация (2003—)
  • Союз социологов России (2007—)

Профессиональные журналы

  • Вестник общественного мнения
  • Мониторинг общественного мнения
  • Социологические исследования
  • Социологический журнал
  • Социология:4М (Социология: методология, методы, математические модели)
  • Журнал социологии и социальной антропологии
  • Вестник Института социологии

Социологическое образование

  • Новосибирский Государственный Университет — Экономический факультет, кафедра общей социологии
  • Социологический факультет МГУ
  • Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет — социологический факультет
  • Российский Государственный Социальный университет
  • Государственный университет — Высшая школа экономики
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Факультет социологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН). Декан В. А. Ядов
  • Центр социологического и политологического образования Института социологии РАН
  • Воронежский государственный университет − Исторический факультет, Кафедра социологии и политологии
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет — факультет журналистики и социологии, Кафедра социологии
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена — факультет социальных наук, кафедра истории и теории социологии
  • Вятский Государственный Гуманитарный Университет — факультет философии и культурологии, кафедра философии и социологии
  • Государственный Университет Министерства Финансов Российской Федерации
  • Факультет социологии и права Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт»

Организации в других странах

Научно-исследовательские центры

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • Международная социологическая ассоциация
  • Социологическая ассоциация Украины
  • Американский журнал социологии
  • Американский журнал экономики и социологии

Направления социологии

  • Гендерная социология
  • Математические методы в социологии
  • метасоциология
  • Социология города
  • Социология пространства
  • Социология знания
  • Социология коммуникаций
  • Социология культуры
  • Социология медицины
  • Социология молодёжи
  • Социология науки
  • Социология научного знания
  • Социология образования
  • Социология организаций
  • Социология политики
  • Социология права
  • Социология психиатрии
  • Социология публичной сферы
  • Социология религии
  • Социология семьи
  • Социология труда
  • Социология управления
  • Социология эмоций
  • Экономическая социология
  • Экосоциология
  • Этносоциология

См. также

  • История социологии
  • Список социологов
  • День социолога
  • Социальная работа

Связанные дисциплины

  • Социальная антропология
  • Социальная философия
  • Социальная психология
  • Политология
  • Обществознание
  • Демография
  • Социометрия
  • Статистика
  • Биосоциология
  • Децессионизм

Центральные понятия

  • Социализация
  • Общество
  • Человечество
  • Цивилизация
  • Власть
  • Стратификация
  • Индивид
  • Личность
  • Социальное действие
  • Социальная мобильность

Примечания

Ссылки

Портал «Социология»

Социология в Викисловаре

Социология на Викискладе

  • Книги по социологии, дипломы, статьи в библиотеке SOCINF
  • Социология, ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, принципы управления и социология
  • Альманах «Социологос»
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (по состоянию на 2001 год): 04 Социология
  • Джамалудинов Г. М. Социология и интеграция социально-гуманитарного образования студентов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 29-31.
  • Социологический портал. Социальные науки и социология в Беларуси, России, Украине
  • Информационно-образовательный портал по социологии
  • Большая электронная библиотека социологической литературы
  • Подборка публикаций (многие с полными текстами) по различным отраслям социологии на официальном портале Института социологии РАН
  • Книги по социологии в библиотеке Гумер
  • Национальная социологическая энциклопедия
  • Общество. Политика. Экономика
  • Социологический поисковик
  • Социология в библиотеке журнала «Скепсис»
  • Статьи по социологии из научных библиотек
  • Социология, психология, управление
  • Статистические методы в социологии
  • Экономика, социология, менеджмент.
  • Лекции по социологии
  • Лекции по социологии. ИНЖЭКОН
  • Библиотека книг и статей (с полными текстами) по социологии на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга
  • Егоров В. И. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КРИЗИС В РОССИИ, ЕГО ИСТОКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА.. — 1999.
  • Шереги Ф. Э. Категориальные модели в социологии

Наука

Гуманитарные • Естественные • Общественные • Прикладные • Технические • Точные

Астрономия • Биология • География • Геология • Информатика • История • Лингвистика • Математика • Медицина • Психология • Политология • Социология • Физика • Филология • Химия • Экономика • Юриспруденция

Список академических дисциплин

Обществознание

Изучаемые науки

Философия • Социология • Политология • Право • Экономика • Культурология • История • Социальная психология

История дисциплины

Обществоведение (1960-е — 1991) • Обществознание (2000 — н. в.)

Методисты

А. И. Кравченко • Е. А. Певцова • Л. Н. Боголюбов • А. Ю. Лазебникова • Т. Е. Лискова • Е. Л. Рутковская • Н. И. Городецкая • Л. В. Иванова • А. И. Матвеев • Ю. И. Аверьянов

Конкурсы

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию • Всероссийская олимпиада школьников по истории • Всероссийская олимпиада школьников по праву • Всероссийская олимпиада школьников по экономике • Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре • Международная философская олимпиада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *