Что должен знать бухгалтер?

Поиск грамотного бухгалтера — приоритетная задача каждого руководителя, ведь именно от профессионализма, честности и скрупулезности этого работника во многом будет зависеть дальнейшая судьба предприятия.

Ошибки бухгалтеров обходятся владельцам бизнеса дороже, чем ошибки других сотрудников. К сожалению, многие клиенты нашей компании имеют за плечами печальный опыт сотрудничества с некомпетентными специалистами и не понаслышке знают, к чему приводят халатность и попустительство со стороны работников бухгалтерской службы.

В этой статье мы расскажем, что должен знать хороший бухгалтер и как проверить его квалификацию.

Содержание

Минимальные требования к квалификации бухгалтера

С 6 апреля текущего года в нашей стране действует новый профстандарт «Бухгалтер».

Его должны применять ПАО (кроме банков), страховщики, НПФ, АИФ, а также управляющие компании ПИФ и госорганы управления внебюджетными фондами в отношении главных бухгалтеров или руководителей, ведущих учет самостоятельно.

В частности, согласно стандарту главбух организации должен:

  • иметь среднее или высшее образование (если же диплом получен не по профилю, то необходимо пройти программу профессиональной переподготовки);
  • опыт работы не меньше 5 лет при наличии высшего образования и не меньше 7 лет, если образование среднее;
  • регулярно повышать квалификацию (программа обучения должна включать не меньше 120 часов за 3 года подряд, но не меньше 20 часов ежегодно).

Всем прочим предприятиям использовать новый стандарт не обязательно, но его изучение поможет составить общее представление о трудовых функциях бухгалтерской службы организации, понять какие знания и навыки бухгалтера нужно указать в вакансии для соискателей, доработать должностные инструкции трудоустроенных сотрудников.

Важно!

Работодатель имеет полное право установить более высокие требования к соискателю, кроме указанных в стандарте, если этого требует специфика работы предприятия. Например, знание иностранного языка.

Что должен знать главный бухгалтер

Какие законы должен знать бухгалтер

Основными законодательными актами, регулирующими ведение учета на предприятии, являются: закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение о ведении бухучета и отчетности в РФ, План счетов, ПБУ (сейчас их в общей сложности 24), НК РФ.

К сожалению, профессиональные знания бухгалтера не ограничиваются столь скромным перечнем правовой документации.

Хорошему специалисту необходимо уметь ориентироваться в различных видах законодательства (в первую очередь гражданском и трудовом), КоАП, судебной практике, многочисленных постановлениях и разъяснениях ФНС, Минфина и других государственных ведомств.

Но нужно понимать, что, во-первых, ни одному человеку не под силу заучить весь объем нормативной документации, а во-вторых, этого и не требуется, поскольку информация постоянно устаревает. Поэтому хороший бухгалтер обязательно должен уметь пользоваться справочно-правовыми системами и быстро находить те нормы, которые ему нужны для решения конкретного вопроса в данный момент времени.

Каким набором навыков должен обладать главбух

Перечень необходимых знаний главбуха напрямую зависит от множества факторов. Это и сфера деятельности предприятия, и количество сотрудников в организации, и участие в компании иностранных инвесторов, и совмещение основных обязанностей с функцией финансового директора и т.д.

В трудовые обязанности главбуха входит:

  • формирование учетной политики организации;
  • руководство ведением учета и составлением отчетности;
  • разработка оптимальной налоговой стратегии;
  • работа с ПО, предназначенным для ведения учета и передачи отчетности в контролирующие органы;
  • контроль за оформлением первичной документации;
  • взаимодействие с налоговыми органами;
  • участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности компании и многое другое.

Квалификационные требования к главному бухгалтеру

Часто на малых предприятиях главбух не только сам занимается расчетом зарплаты и ведением прочих участков бухучета, но и выполняет все функции штатного кадровика. В этом случае в должностные обязанности главного бухгалтера дополнительно включается руководство кадрами организации.

Нужно помнить, что кадровый учет требует глубоких системных знаний, а совмещение обязанностей бухгалтера и кадровика может повлечь ряд негативных последствий для организации, в том числе в виде штрафов за нарушение трудового законодательства.

Что должен уметь бухгалтер участка учета

Участки бухучета формируются на предприятии по мере необходимости, никакого единого стандарта здесь не предусмотрено.

В одной организации различные участки учета могут создаваться по отдельным видам деятельности, например: производство — первый участок, опт — второй, розница — третий и т.д. В другой — на отдельных участках группируются хозяйственные операции по родственным признакам: учет основных средств, учет наличных и безналичных средств, учет расчетов по заработной плате и т.д.

Соответственно, знания и умения бухгалтера участка учета должны соответствовать тому набору трудовых функций, которые должен исполнять этот сотрудник на рабочем месте.

Пример

Наименование участка учета

Основные знания бухгалтера участка

Трудовые функции бухгалтера участка

Учет расчетов с поставщиками и покупателями

НПА по бухучету на предприятии

сбор и проверка первичной документации

проводки по расчетам с контрагентами

обработка и ввод документов в ПО

правила приемки, оприходования и хранения ТМЦ

проверка дебиторской и кредиторской задолженности

программное обеспечение и т.д.

подготовка документации для встречных налоговых проверок и т.д.

Учет расчетов по оплате труда

трудовое и налоговое законодательство

расчет заработка, премий, выплат по больничным, отпускных, алиментов и прочих платежей

правила и положения, установленные на предприятии

расчет отпускных и компенсаций, выплачиваемых при увольнении работника

проводки по бухучету на своем участке

формирование проводок по расходам на оплату труда, сводных отчетов по налогам и взносам

программное обеспечение и т.д.

подготовка ежеквартальной отчетности и т.д.

Что должен знать начинающий бухгалтер

Специалист, не имеющий опыта работы, обычно начинает обучаться бухгалтерскому делу с учета первичной документации.

На этом этапе новичку достаточно знать:

  • как должны быть оформлены первичные документы в соответствии с нормами действующего законодательства;
  • как обработать и ввести документацию в бухгалтерскую программу;
  • как сформировать регистры бухучета;
  • что такое инвентаризация на предприятии и как она проводится;
  • как разработать новые бланки первичной документации в офисных приложениях на базе унифицированных форм, и какие обязательные реквизиты они должны содержать.

Как проверить квалификацию бухгалтера

При устройстве на работу нового специалиста необходимо удостовериться, что кандидат отвечает вашим требованиям по трем основным направлениям:

Профессиональный опыт. Вопросы по этому пункту должны включать следующие моменты:

  1. Масштабы компаний, в которых ранее трудился работник: их виды деятельности, численность персонала, объем документооборота.
  2. Какие проверки проходил бухгалтер, и каковы их результаты.
  3. Насколько свободно кандидат владеет различными видами программного обеспечения.
  4. Участки бухгалтерского учета, с которыми претендент на должность знаком на практике.
  5. Может ли кандидат предоставить рекомендации от предыдущих работодателей.

Важно!

Обратите внимание: не взаимосвязаны ли даты увольнения сотрудника с предыдущих мест работы со сроками сдачи отчетности.

Тесты и вопросы на собеседовании бухгалтера

Профессиональные знания. Предложите соискателю пройти небольшой тест из области профессиональных знаний бухгалтера с примерами, соответствующими специфике деятельности вашей организации.

Для выполнения задания предоставьте кандидату возможность выхода в интернет и посмотрите, какими источниками он пользовался для поиска нужного ответа.

Личные качества. Работа бухгалтера — зачастую монотонная рутина с многократным повторением типовых действий, которая требует постоянной концентрации и высокого уровня организованности.

Честность, усидчивость, математический склад ума — таков необходимый набор качеств для хорошего специалиста.

Клиенты 1C-WiseAdvice, доверившие нам ведение бухгалтерского учета, точно знают, что:

  • наши бухгалтеры не совмещают несколько функций, каждый участок учета возлагается на отдельного профильного специалиста, который не только имеет большой опыт работы в данной сфере, но и может оперативно решить любую проблему на этом участке;
  • мы разделяем с заказчиком ответственность за качество ведения учета, и в полном объеме возмещаем штрафы и пени, если они возникли по нашей вине;
  • наша компания несет материальную ответственность на протяжении 3 лет после истечения срока договора о сотрудничестве, другими словами, в течение 3 лет со дня сдачи последнего отчета.

Заказать услугу

Что нужно знать бухгалтеру о юридическом содержании хозяйственных операций

Юридической практикой выработаны определенные схемы трактовки нормативных документов, то есть толкования их норм. Использование этих правил в каждом конкретном случае всегда позволяет установить, какими предписаниями законодательства следует пользоваться и какую норму из противоречащих друг другу следует выбрать в той или иной ситуации.

Толкование — это уяснение смысла закона. Общее правило толкования – это понимание текста нормативного акта исходя из его буквального смысла. Однако этого далеко не всегда бывает достаточно для решения существующих противоречий.

Подходы к толкованию норм законодательства и правила его осуществления прежде всего зависят от источника толкования то есть от того, кто применяет закон на практике.

Исходя из этого критерия выделяют:

— аутентичное толкование закона, то есть толкование нормативного документа издавшим его органом.

В этом случае соответствующая инстанция, издавшая нормативный акт, просто более подробно разъясняется его смысл, то есть объясняет «что имелось в виду» в том или ином конкретном предписании.

В качестве примера здесь можно привести всевозможные «разъяснения», «письма о применении», «инструкции по применению» и т. д.

Так, например, налоговые органы направляют в местные налоговые инспекции специальные инструктивные письма, где разъясняют, как применять то или иное предписание нормативных документов по налогообложению. Это аутентичная, властная трактовка закона, и для любого налогового инспектора она является истиной в последней инстанции.

— легальное толкование закона – трактовка предписаний нормативных документов органом, наделенным необходимой компетенцией.

Ситуация полностью аналогична первому случаю. Только вместо органа, издавшего нормативный документ, здесь выступает орган, наделенный полномочиями по его толкованию. В качестве примера такого органа можно привести Министерство по налогам и сборам, которое в соответствии с законами о налогах издает инструкции по их применению. Однако никогда не надо забывать о том, что подлинная аутентичная трактовка – это именно толкование нормативного документа органом, его издавшим. Если, например Министерство по налогам и сборам направляет на места разъяснение по применению Налогового кодекса, которое ему противоречит, то по определению такой документ МНС не будет иметь юридической силы. И даже если конкретные налоговые инспекции будут им руководствоваться, предприятие гарантированно сможет отстоять свою позицию в суде, опираясь именно на закон.

— судебное толкование закона, то есть толкование, исходящее от соответствующего судебного органа.

Судебная практика используется при применении норм закона судом относительно дел спорных или связанных с нарушением закона.И, наконец,

— доктринальная трактовка закона – это трактовка закона при его применении на практике лицами, не наделенными властными полномочиями, то есть рядовыми участниками хозяйственных отношений.

В этом случае мы с вами трактуем закон и, исходя из правил применения предписаний нормативных документов, руководствуемся тем или иным предписанием действующего законодательства. Эти правила мы должны применять как при принятии управленческих решений относительно юридического режима осуществляемых предприятием операций, так и при подготовке защиты своей позиции при судебных разбирательствах или внесудебных (претензионных) спорах.

Прежде всего, трактовку предписаний законодательства определяют принадлежность нормы к той или иной отрасли права и цели, для которых мы трактуем конкретную ситуацию.

При этом при решении какого-либо вопроса относительно его законодательного регулирования следует учитывать, с точки зрения и для целей какой отрасли права мы рассматриваем конкретную проблему.

Выше мы говорили о том, что каждый факт хозяйственной жизни предприятия вызывает определенные правовые последствия в рамках различных отраслей законодательства. При этом трактовки одних и тех же хозяйственных операций в различных отраслях права могут существенно различаться между собой. В этой ситуации следует понимать, необходимо ли нам выяснить последствия хозяйственной операции с точки зрения:

· прав и обязательств фирмы, устанавливаемых гражданским законодательством;

· уплаты при осуществлении сделки таможенных пошлин;

· налоговых расчетов с бюджетом по данной операции;

· исполнения ее работниками предприятия;

· правил отражения данной хозяйственной операции (факта хозяйственной жизни) в бухгалтерском учете.

В данном случае действует следующее правило:

если предписания нормативных документов, относящихся к различным отраслям законодательства, противоречат друг другу, то соответствующие предписания применяются для целей соответствующих отраслей права.

Так, например налоговое законодательство под товаром понимает любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (см. п. 3 ст. 38 НК РФ). Бухгалтерское законодательство как товар понимает только часть материально-производственных запасов организации, специально приобретенную или полученную организацией от других юридических и физических лиц и предназначенную для продажи и перепродажи без дополнительной обработки (п. 3 ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н).

Это означает, что для целей налогообложения хозяйственных операций предприятия (т. е. для целей налогового законодательства) следует применять определение ст. 38 НК РФ. Для целей отражения этих же операций в бухгалтерском учете – трактовку термина «товар» согласно п. 3 ПБУ 5/98.

Данное правило прямо устанавливается рядом нормативных документов.

Так, согласно п. 1 ст. 2 “Отношения, регулируемые гражданским законодательством” Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

При этом согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное специально не предусмотрено законодательством.

Статьей 2 “Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах” Налогового кодекса РФ устанавливается, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом статьей 2 НК РФ устанавливается, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно п. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете», основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете является: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составления и предоставления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. И именно на сферу бухгалтерского учета (и только на нее) этот закон распространяет свое действие.

Согласно ст. 1 Кодекса законов о труде РФ, КЗоТ РФ регулирует трудовые отношения всех работников и служащих. И так далее.

Приведенные нормы указывают на четкое разграничение сфер регулирования налогового, таможенного, гражданского, трудового, бухгалтерского и т. д. законодательства.

Следовательно, когда бухгалтер рассматривает какой-либо факт хозяйственной жизни, ему необходимо понимать, что:

§ если он хочет выяснить, каковы последствия данной операции относительно обязательств сторон сделки, как данный факт укладывается в рамки условий заключенного хозяйственного договора и т. д., ему следует смотреть Гражданский кодекс;

§ если ему необходимо узнать, какие, как и когда нужно с данной операции платить налоги – следует читать налоговое законодательство и, прежде всего, Налоговый кодекс;

§ если нужно выяснить, какой проводкой отражать данную операцию в бухгалтерском учете, необходимо заглянуть в бухгалтерское законодательство, то есть закон «О бухгалтерском учете» или соответствующую инструкцию Минфина и т. д.

Разделение системы законодательства на обособленные отрасли вызывает необходимость специального определения отдельных понятий для целей конкретной отрасли права.

Специальное определение термина отраслью законодательства – это его определение, дающееся конкретной отраслью права и применяющееся только в пределах сферы ее действия.

При этом множество терминов, характеризующих одни и те же хозяйственные операции предприятия, специально (по-разному) определяются для целей различных отраслей законодательства. К таковым относится, например, понятие реализации. Так, согласно п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — и на безвозмездной основе. Иначе говоря, Налоговый кодекс признает реализацией, облагаемой соответствующими налогами с продаж, практически любой факт передачи права собственности на товары сторонним лицам, за исключением случаев, прямо указанных НК РФ.

Что же касается нормативных документов по бухгалтерскому учету, то здесь реализацией признается только продажа товаров с определением финансовым результатом (прибылью и убытком) (операции по договору мены (бартерные сделки) бухгалтерское законодательство в настоящее время трактует как операции, также предполагающие финансовый результат (прибыль или убыток) как и купля-продажа).

Однако существуют случаи, когда нормы документов, относящихся к различным отраслям права, пересекаются и, например, налоговое законодательство в определении какого-либо вопроса отсылает нас к Гражданскому кодексу, гражданское законодательство определяет правила ведения бухгалтерского учета и т. д.

Например, ст. 38 Налогового кодекса РФ, относя к объектам налогообложения имущество организации, специально указывает, что под имуществом в Налоговом кодексе понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В ст. 48 ГК РФ говорится, что юридические лица должны иметь баланс или смету. Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит специальные нормы относительно порядка организации и ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности акционерного общества (ст. 88) и т. д.

Иногда подобные прямые отсылки к нормам смежной отрасли права отсутствуют. При этом в нормативном документе используется термин, определяемый в другой отрасли законодательства.

В этом случае действует следующее правило:

Если в нормативном документе какой-либо отрасли законодательства использован термин, специально не определенный данной отраслью права и определение этого термина дается другой отраслью законодательства, следует пользоваться существующим определением.

Так, например, согласно п. 2″с» Положения о составе затрат.., в затраты организации, уменьшающие величину налогооблагаемой прибыли, включаются затраты на оплату процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты). Ни Положением о составе затрат, ни каким-либо другим нормативным документом из области налогового законодательства термин “коммерческий кредит” специально не определяется. Определение понятия “коммерческий кредит” дается в п. 1 ст. 823 ГК РФ, которым и следует руководствоваться при решении для целей налогообложения вопроса, является ли конкретная сделка договором коммерческого кредита.

Исходя из этого определения (ст. 823 ГК РФ), например, выдача векселя поставщику не является получением коммерческого кредита, и, следовательно, проценты (выплачиваемый доход) по выданным коммерческим векселям не должны включаться в состав затрат, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли.

При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они относятся, следует учитывать, что все нормативные акты действуют в определенной иерархической соподчиненности друг к другу. Их градация по значимости и определяет силу действия их предписаний в сравнении с иными нормативными актами.

«Иерархическую лестницу» нормативных документов выстраивает Конституция Российской Федерации.

Так в ст. 15 Конституции РФ говорится, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. При этом законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. При этом частью 3 ст. 76 Конституции специально устанавливается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституциональным законам.

Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. При этом согласно части 3 ст. 115 Конституции, постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Особое место в иерархии нормативных документов занимают Кодексы как законодательные акты, в которых объединяются и систематизируются нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодексы чаще всего относятся к какой-либо конкретной отрасли законодательства (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс законов о труде). Особая роль кодекса в системе законодательства выражается в том, что нормы права (в рамках соответствующей отрасли), содержащиеся в других законах, должны соответствовать кодексу. Кодексы не относятся к числу федеральных конституционных законов, поскольку не отвечают требованиям ст. 108 Конституции РФ. Вместе с тем, по своей юридической силе Кодексы приравниваются к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам они занимают положение «первого среди равных».

Данное правило закрепляется в самих Кодексах.

Так, согласно п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Согласно п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.

Таким образом, возможно составить следующую схему иерархической соподчиненности нормативных документов в системе законодательства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации

Федеральные конституционные законы

Кодексы

Федеральные законы

Указы Президента Российской Федерации

Постановления Правительства РФ

Нормативные акты министерств и ведомств

Исходя из статусной соподчиненности действующих нормативных актов, формулируется следующее правило трактовки противоречий в нормах законодательства: в рамках какой-либо отрасли права документ, обладающий большим статусом, отменяет норму документа, обладающего меньшим статусом.

Например, если какая-либо норма закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций» противоречит норме, приведенной в Налоговом кодексе РФ, то действует норма Налогового кодекса, но если, например, какая-либо норма закона о налоге на прибыль будет противоречить требованиям инструкции МНС России, то действующей следует признать норму закона, а не инструкции.

Ярким примером применения этого правила на практике служит уже отошедшее к области новейшей истории постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по постановлению Правительства РФ от 17.07.98 № 786 “Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость”.

Согласно п. 1 названного постановления Правительства РФ с 1 августа 1998 года должен был применяться новый порядок определения момента реализации для целей обложения НДС. Документ буквально гласил:

“Для начисления налога на добавленную стоимость датой реализации товаров (работ, услуг) считать более раннюю из следующих дат”:

§ день оплаты товаров (работ, услуг);

§ последний день второго месяца, следующего за месяцем, в течение которого покупателям предъявлены счета — фактуры;

§ последний день второго месяца, следующего за месяцем, в течение которого произведена отгрузка (передача, обмен) товаров (работ, услуг).

Таким образом, фактически постановление отменяло действовавший порядок, согласно которому предприятия могли выбирать момент определения обязательств по НДС “по отгрузке” или “по оплате”.

Однако это предписание противоречило Закону РФ “О налоге на добавленную стоимость”, согласно п. 2 ст. 8 которого датой совершения оборота по реализации товаров (работ, услуг) считался день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — день поступления выручки в кассу. А для организаций, определяющих срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота по реализации считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов.

Так как постановление Правительства РФ “Об особенностях уплаты НДС” вступило в противоречие с Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость”, его предписания относительно «момента реализации» для НДС не должны были применяться на практике уже с момента выхода Постановления в свет. Это позднее и подтвердило Решение Высшего Арбитражного суда РФ.

В части иерархической соподчиненности нормативных документов очень важным является вопрос соотношения предписаний нормативных документов общефедерального и местного законодательства.

Согласно ст. 5 Конституции РФ, республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального назначения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. При этом федеральное устройство нашей страны основано с одной стороны на принципе государственной целостности и единства системы государственной власти, а другой стороны — на принципе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ (глава 3 «Федеративное устройство») выделяет три случая соотношения законодательных полномочий Российской Федерации и ее субъектов, три сферы нормативного регулирования.

1. – предмет исключительного ведения Российской Федерации.

Относительно вопросов, входящих в эту сферу нормативного регулирования субъекты федерации вообще не могут издавать нормативных документов.

Перечень таких вопросов приводится в ст. 71 Конституции.

Согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 76 Конституции, по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Перечень вопросов, относящихся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определяет ст. 72 Конституции РФ.

Относительно этих вопросов, таким образом, нормативные документы могут издавать как властные органы Российской Федерации, так и властные органы ее субъектов.

3. – предмет ведения исключительно субъектов Российской Федерации.

К этой сфере относятся все вопросы, не относящиеся ни к исключительному ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Согласно части 4 ст. 76 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

Разграничивая, таким образом, сферы нормотворчества Российской Федерации и ее субъектов, Конституция строго устанавливает правила применения предписаний и нормативных актов РФ и субъектов РФ в случаях противоречия между ними.

Согласно части 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи, то есть по вопросам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно части 6 ст. 76 Конституции в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью 4 данной статьи, то есть по вопросу исключительного ведения субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 90 и 115 Конституции эти правила распространяются также и на соотношение предписаний нормативных документов субъектов Российской Федерации и Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и его министерств и ведомств.

Исходя из этих норм формулируются следующие два правила трактовки противоречий между предписаниями нормативных актов органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

1. Если друг другу противоречат предписания нормативных документов органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросу, относящемуся к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению РФ и ее субъектов, применяется норма документа органа власти Российской Федерации.

2. Если друг другу противоречат предписания нормативных документов органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросу, относящемуся к ведению субъектов Российской Федерации, применяется норма документа органа власти субъекта Российской Федерации.

Изложенные выше правила помогают разрешить противоречия в нормативных документах, обладающих разным статусом или относящихся к различным сферам применения законодательных норм.

Однако достаточно часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда друг другу противоречат предписания нормативных документов, относящихся к одной отрасли права и при этом обладающих одинаковым статусом, например, письма Минфина, инструкции Госналогслужбы (Министерства по налогам и сборам).

В этой ситуации действует правило, согласно которому,

В случае противоречия предписаний нормативных актов какой-либо отрасли законодательства, обладающих одинаковым статусом, следует применять норму документа, принятого и вступившего в силу позднее.

В настоящее время данное правило важно принимать во внимание при бухгалтерском учете арендованного имущества.

Согласно п. 2 ст. 8 закона “О бухгалтерском учете”, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Как уже отмечалось выше, практическое применение этой нормы заключается в том, что на балансе организации показывается только имущество, принадлежащее ей на праве собственности. Если во владении или во владении и пользовании фирмы находится имущество, являющееся собственностью сторонних лиц, то оно должно учитываться на специальных забалансовых счетах уже по правилам не двойной, а простой бухгалтерии.

Вместе с тем согласно Федеральному закону от 29.10.98 № 164-ФЗ “О лизинге” (ст. 12), предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон. Имущество, передаваемое в лизинг, согласно Гражданскому кодексу, является собственностью лизингодателя. Следовательно, это предписание закона “О лизинге” противоречит Закону РФ “О бухгалтерском учете”. Однако, так как предписание о возможности учета лизингового имущества на балансе арендатора содержится в федеральном законе, то есть в нормативном документе, равном по статусу закону “О бухгалтерском учете”, а вступил в силу этот закон позднее закона “О бухгалтерском учете”, оно, несмотря на указанное противоречие, может применяться на практике.

Наиболее сложным является случай, когда друг другу противоречат предписания одного и того же нормативного документа.

Юристы разделяют все предписания нормативных актов на две группы: общие и специальные.

Сфера применения общих норм законодательства – более широкие, общие вопросы, относительно которых эти предписания не устанавливают детальных схем действия. Речь здесь идет о том, чтобы определить и упорядочить общий алгоритм действий участников хозяйственных операций.

Специальные нормы закона конкретизируют порядок применения общих норм относительно каких-либо конкретных, частных вопросов или ситуаций, находящихся в сфере действия общей нормы.

Так, например, правило учета товаров по стоимости их приобретения (п. 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации) -–это общая норма. Однако при этом согласно специальному предписанию Положения относительно порядка учета товаров в организациях розничной торговли, товары в учете организации, занятой розничной торговлей, могут учитываться по продажным ценам, при этом разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается на отдельном счете 42 «Торговая наценка» и показывается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей.

Здесь при решении проблемы следует оценить, какая из противоречащих друг другу норм содержит общие предписания по рассматриваемому вопросу, а какая носит специальный (более частный характер).

По общему правилу считается, что в специальных нормах законодатель раскрывает смысл действия общей нормы по отношению к более конкретному вопросу, входящему в рамки ее рассмотрения. При этом действует правило, согласно которому в случае противоречия предписаний, содержащихся в одном и том же нормативном документе, одно из которых носит общий, а другое — специальный характер, применяется специальная норма.

Примером действия этого правила является ситуация, связанная с распределением ответственности за ведение бухгалтерского учета между руководителем предприятия и главным бухгалтером в законе “О бухгалтерском учете”.

Согласно общей норме закона, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут ответственность руководители организаций (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). При этом закон содержит целый ряд специальных норм, предусматривающих ответственность главного бухгалтера, связанную с ведением учета в организации.

Что нужно знать и уметь современному бухгалтеру? Часть 1: программы

Современный бухгалтер должен обладать гораздо большим багажом знаний, чем его предшественник в недалёком прошлом. Умение учиться и желание постигать всё новое — это уже почти что требование профессии. И если раньше работодатели терпимо относились к перерывам в стаже для бухгалтеров (допустим, на время декретного отпуска), то на сегодняшний день перерыв работе больше одного года уже критичен. Хотя, пожалуй, бухгалтером-кассиром или бухгалтером-материалистом вы ещё сможете устроиться и после декрета. Но вот главному бухгалтеру с перерывом в 2−3 года искать работу придётся, скорее всего, долго.

Связано это с тем, что российское налоговое законодательство — самое подвижное из всех отраслей права. Какие-то изменения и дополнения выходят каждый день. Уследить за всеми поправками просто невозможно. Но, благо, это и не нужно. Достаточно знать основные новации, которые повлияют непосредственно на вашу работу в данной конкретной компании. И это замечательно, когда организация может позволить себе оплатить главбуху доступ к справочно-правовой системе. Это, несомненно, экономит кучу времени.

Но почему же так важно быть в курсе тенденций бухгалтерского и налогового законодательства?

Во-первых, меняются формы отчётности. Большинство организаций сдают отчётность ежеквартально. Очень часто формы деклараций и расчётов корректируются из квартала в квартал. Так что привыкнуть к одним и тем же таблицам у вас не получится. Более того, надеяться на то, что формы Министерства финансов (именно это ведомство утверждает бланки) будут «интуитивно понятны», конечно же, не стоит. Во избежание штрафов и прочих неприятных последствий, лучше сразу обратиться к разъяснениям из справочно-правовых систем.

Во-вторых, правки в законодательстве бывают либо выгодными, либо невыгодными для налогоплательщика (угадайте, каких больше?). Так вот для того, чтобы вовремя успеть воспользоваться «пряниками» и избежать «кнута», вы обязательно должны быть в курсе всех подобных новаций.

Итак, давайте попробуем составить перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный бухгалтер. Возможно, что полный перечень будет необходим только главбуху, но ведь если вы сейчас рядовой бухгалтер, то наверняка стремитесь достичь большего. Начнём наш обзор с программного обеспечения.

1. 1С

Вообще, это замечательно, что фирма 1С так сильно продвинулась в своём развитии за последние несколько лет. Однако для многих бухгалтеров эти все «подвижки» создают немало трудностей. Заключаются они вот в чём:

1С периодически меняет версии своих программ. Причём иногда настолько радикально, что upgrade возможен далеко не всегда. И если раньше, для того чтобы научиться работать, например, в Бухгалтерии 7.7, можно было активно пользоваться методом «тыка» и статьями в Интернете, то с появлением программ на платформе 8.3 (на управляемых формах) такой номер уже не пройдёт. Очень часто бывает так, что бухгалтерия привыкает работать в некотором решении от 1С, где постепенно настраивает всё под себя (отчеты, обработки), а потом вдруг обнаруживается, что вышла новая версия этой программы и нужно срочно на неё переходить, т.к. старая версия будет поддерживаться «ограниченно».

Упомянутые программы на платформе 8.3 открывают перед бухгалтерами колоссальные возможности. Все те операции, на выполнение которых раньше уходило очень много времени, сейчас можно оптимизировать таким образом, что всё будет формироваться в автоматическом, ну или в полуавтоматическом (но не ручном!), режиме. Проблема в том, что для того, чтобы воспользоваться всеми «фишками» от 1С, одних бухгалтерских познаний мало! Нужны хотя бы базовые навыки работы с системой компоновки данных (СКД). Без них вы будете постоянно привязаны к вашему программисту.

2. Офисные приложения

Ваш друг и товарищ (после 1С, конечно) — это EXCEL. С ним вам лучше сразу перейти на «ты», т.к. более верного помощника вам не найти. Чем лучше вы будете знать EXCEL, тем больше у вас будет свободного времени. Хотя по опыту могу сказать, что свободное время в бухгалтерии появляется только тогда, когда во всём офисе неожиданно выключают свет. Но даже и этот незапланированный простой стараешься заполнить чем-нибудь полезным (например, можно подписать накопившиеся документы).

Но и про остальные офисные приложения забывать не стоит. Вам ведь и письма составлять придется, и электронной почтой их отправлять, а может (если не повезет), и презентацию попросят составить.

3. Знание справочно-правовых систем (СПС)

Во избежание рекламы, не стану указывать их названия — они все прекрасно известны. Каждый специалист здесь выбирает на свой вкус. В избранной вами СПС вы должны быстро уметь находить нужную вам информацию. И без знаний законодательства здесь уже не обойтись.

4. Программы «Банк-клиент»

Каждый банк разрабатывает своё программное обеспечение по обмену информацией между ним и компаниями. Знать все эти программы совершенно не нужно. Ведь ваша компания работает не со всеми, а с 2−3 банками. Вот эти 2−3 программы и предстоит освоить. Ничего сложного там нет. Более того, у каждого банка есть служба технической поддержки по «Банк-клиенту», где вам всегда подскажут и помогут.

5. Программы электронной отчётности

Прошли те времена, когда бухгалтера ездили лично сдавать отчётность в налоговую инспекцию и в фонды. Сейчас очень многие компании сдают её по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). А вот за ваше желание сдать отчёт «по старинке», если закон обязывает вас использовать именно ТКС, компанию могут и оштрафовать.

Указанный выше перечень является лишь базовым. Скажем так — необходимым, но не достаточным. Каждый бухгалтер расширяет его, исходя из своих потребностей. Совершенно очевидно, что вам не удастся «привыкнуть» к каким-либо программам — они постоянно находятся в динамике. Но даже один только этот факт делает работу бухгалтера очень интересной и интеллектуальной!

Продолжение следует…

Теги: бухгалтерия, программа 1с, обучение, профессионализм, работа

Порядок ведения бухгалтерского учета в производстве

Бухгалтерский учет в производстве: с чего начать

Что включается в производственную себестоимость

Бухучет процесса производства: основные проводки

Различия в бухучете и налогообложении на производстве

Итоги

Бухгалтерский учет в производстве: с чего начать

Для того чтобы лучше понимать цели и задачи бухгалтерского учета в производстве, представим себе некое гипотетическое производство, которое выпускает ПРОДУКТ. Наш процесс производства ПРОДУКТА имеет несколько стадий:

  1. Предварительная обработка.
  2. Собственно производство.
  3. Окончательная обработка.

То есть в нашем производственном цикле есть как минимум три участка. На каждом участке ПРОДУКТ проходит свой технологический цикл.

Процесс производства в общем виде можно представить в виде схемы:

Как видим на схеме, в производство поступает сырье. В нашем случае сырье проходит три (на практике может быть больше или меньше) стадии переработки, и на выходе получается готовая продукция.

В связи с этим перед бухгалтерией производственного предприятия встает несколько важных задач:

  • Определить порядок приемки и учета сырья.
  • Установить порядок и правила учета материалов по каждому этапу производства, определить периодичность и форму материальных отчетов, принять форму первичных документов, на основании которых производится отпуск материальных ресурсов в цеха и передача с одного технологического участка на другой.

Смотрите, как ведутся карточка складского учета и книга складского учета материалов и какими проводками отражается движение материалов в учете.

  • Определить характер оплаты труда производственных работников.
  • Установить порядок и правила учета готовой продукции.
  • Выяснить, какие структуры предприятия задействованы в процессе производства (отделы главного механика, главного технолога, лаборатории, ОТК, другие вспомогательные службы — ремонтники, чистка и наладка оборудования, уборщики производственных помещений, транспортировщики). Для каждой вспомогательной службы необходимо определить перечень материальных затрат и используемого оборудования, характер оплаты труда, ввести порядок учета материально-технических ресурсов.

Задач много — поэтому бухгалтер в процессе постановки учета на производстве должен хорошо ориентироваться во всех тонкостях производственного процесса. И начинать внедрять бухучет нужно с изучения технологии и особенностей тех продуктов, которые получаются на каждом этапе производства. При этом главной задачей бухучета на производственном участке является точное определение фактических затрат на единицу произведенной продукции.

Что включается в производственную себестоимость

Производственная себестоимость может включать в себя:

  • материальные затраты на основное производство: сырье, комплектующие, полуфабрикаты, приобретенные на стороне;
  • затраты на энергию на производство: электроэнергия, ГСМ, тепловая энергия и т. п.;
  • затраты человеческого труда, выраженные в заработной плате основных рабочих и работников вспомогательных производств;
  • затраты на обязательное соцстрахование;
  • амортизацию оборудования, которое используется в процессе производства;
  • затраты труда управленческого персонала, занятого в производстве;
  • стоимость материалов для вспомогательных цехов;
  • амортизацию оборудования вспомогательных цехов.

Группировку затрат по элементам ведут в соответствии с требованиями п. 8 ПБУ 10/99.

Узнайте больше про отражение основного производства в бухгалтерском балансе из нашей статьи.

При этом затраты на содержание основного и вспомогательных производств носят общепроизводственный характер. Такие затраты необходимо аккумулировать на 25-м счете и относить на себестоимость одним из методов распределения косвенных затрат. Метод избирается предприятием исходя из экономической целесообразности и в соответствии с отраслевой инструкцией о формировании себестоимости продукции (для отраслевых предприятий).

Таким образом, бухучет затрат ведется по элементам и статьям. Материальный учет может осуществляться в разрезе цехов (участков), материально ответственных лиц, по видам готовой продукции, сортам и т. д.

Подробнее о классификации производственных затрат можно узнать из публикации «Система учета производственных затрат и их классификация».

Бухучет процесса производства: основные проводки

Рассмотрим, какие используются проводки в учете производства. Процесс аккумулирования затрат на производство проходит по дебету счета 20 в корреспонденции с кредитом счетов 10, 02, 05, 70, 69, 23, 25, а также других счетов, с которых списываются затраты на производственную себестоимость (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Детально ознакомиться с проводками по счету 20 можно в статье «Счет 20 в бухгалтерском учете (нюансы)».

На 20-м счете аккумулируются сведения о прямых затратах. Косвенные расходы формируются на счетах 25 и 26. Затем производится распределение этих расходов на единицу готовой продукции:

  • пропорционально утвержденному на предприятии базовому показателю (производственной себестоимости, зарплате рабочих, объему выпущенной продукции);
  • путем учета издержек по видам продукции.

Списание стоимости готового продукта на финансовый результат производится проводкой Дт 90 Кт 40 (43).

ВАЖНО! Списание общехозяйственных расходов со счета 26 возможно также в дебет счета 90, при этом проводка выглядит так: Дт 90 Кт 26. Выбранный способ списания данного вида издержек необходимо закрепить в учетной политике.

Различия в бухучете и налогообложении на производстве

Существует немало различий между налоговым и бухгалтерским учетом на производстве. В связи с этим возникают постоянные и временные разницы, требующие более детального рассмотрения, которое невозможно осуществить в рамках небольшой статьи. К счастью, данный вопрос очень подробно рассмотрели эксперты КонсультантПлюс в Готовом решении. Получите бесплатный пробный доступ к системе, переходите в материал и узнаете все о применении ПБУ 18/02, в порядке работы с которым в 2020 году были значимые изменения.

Итоги

Каждый бухгалтер, прежде чем определить принципы и порядок учета производственных расходов, должен детально ознакомиться с технологией производства. Бухучет на производственном предприятии осуществляется в соответствии с нормами ПБУ 10/99 и Плана счетов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что нужно знать начинающему бухгалтеру?

Перед тем как начать осваивать профессию бухгалтера, стоит выяснить, что обязан знать каждый работник этой сферы. Согласно установленным в РФ нормативам, к обязательным для бухгалтера относятся знания:

  • положений по бухучету;
  • положений по ведению бухучета в РФ;
  • планов бухучета финансово-хозяйственной деятельности.

Все это можно выучить и за месяц. Но бухгалтерское мастерство познается на практике. Поэтому в данной статье мы обойдем теорию и назовем 3 практических аспекта, с которыми бухгалтеру-новичку стоит быть осторожным.

На что обратить внимание начинающему бухгалтеру?

1. Отчетность

Одно из главных правил – сдать отчетность в срок. Здесь на помощь приходят программы для формирования отчетности «1С». Специальные формы помогают делать это автоматически, что сэкономит вам время. Но не стоит забывать, что программные решения не наделены интеллектом, а значит не застраховывают вас от ошибок на 100%. Поэтому перед отправкой отчетности проверяйте соответствие заполненных строк в разных формах – при проверке именно этому чаще всего уделяют внимание налоговые инспекторы.

А чтобы избежать недочетов и научиться исправлять уже допущенные ошибки, обучитесь работе в «1С» у профессионалов. Сотни сотрудников бухгалтерии отмечают положительные результаты после прохождения курсов по бухучету в «1С». Это один из лучших способов повысить свой уровень компетентности, ведь решения «1С» используют свыше 80% организаций в РФ. С уверенностью можно говорить, что начало работы бухгалтером – это начало работы с «1С».

2. Сроки

«Как же сдать отчетность в срок, если времени всегда не хватает?» — таким вопросом часто задаются новички. Пунктуальность и ответственность играют решающую роль в этом вопросе. Каждая минута на счету, иначе – просрочка, штраф, пени.

Есть одна история, которая способна отучить от привычки затягивать со сдачей отчетности. Однажды бухгалтеру предстояло сдать отчетность за I квартал. 29 апреля, в понедельник, дело шло к сдаче декларации по налогу на прибыль. Оставалось совсем немного – добавить завершающие штрихи. Но пятничным утром компьютер просто не включился вследствие заражения вирусом. В итоге труды многих часов сотен московских бухгалтеров были стерты. Выходные дни превратились в 48-часовой рабочий хаос, чтобы 29-го апреля к полудню можно было сдать достоверный отчет. Сдать отчетность в срок удалось благодаря наличию на руках необходимых первичных документов.

Очевидно, стоит задуматься о цене риска.

3. «Первичка»

Любой опытный бухгалтер скажет вам, что на освоение первичных документов уходят годы. Может показаться, что начало работы бухгалтером – это всего лишь заполнение «приходников» и «расходников» — проще простого. Но не совсем так.

В работе с «первичкой» важно отслеживать законодательные изменения. Например, чтобы на всех документах были своевременно проставлены необходимые по законодательству визы, а также порядок, которым регламентируются кассовые операции. Все недочеты в первичных документах налоговая и руководство спрашивает именно с бухгалтера.

Когда поток «первички» слишком большой, кажется, что некоторые операции можно отложить и отразить позже. Например, завтра или послезавтра – ничего страшного не случится. Однако бывают ситуации, когда коллега не успел доделать кассовую книгу и ушел на больничный. В таком случае замещать его предстоит вам. Ваши обязанности расширятся до «восстановления» кассы по чекам ККТ, но, помимо этого, у вас и своих задач хватает. Особенно тех первичных документов, которые вы решили отложить на завтра.

Как стать хорошим бухгалтером быстрее?

У экспертов бухгалтерии «ГЭНДАЛЬФ» есть для вас несколько советов.

  1. Поставьте перед собой цель – четко определите, какую должность вы хотите занять и в какие сроки.
  2. Выберите для работы стабильную компанию со слаженным коллективом и заинтересованным руководителем.
  3. Соблюдайте законы этики бухгалтеров – будьте пунктуальны, честны и ответственны не только перед лицом компании, но и перед самим собой.
  4. Регулярно тестируйте свои знания в области бухучета, налогообложения, управленческого учета.
  5. Действуйте «в тандеме» с руководителем – поддерживайте его в нужный момент.
  6. Расширяйте горизонты знаний – проходите курсы повышения квалификации, подтверждайте результаты ценными на рынке труда сертификатами.
  7. Изучите ведение бухучета в «1С:Бухгалтерии».

Научиться бухучету с нуля можно на специальном курсе «1С:Бухгалтерия 8″. Практическое освоение бухучета с самого начала». После прохождения курса в «ГЭНДАЛЬФ» вы получите диплом Учебного центра и свидетельство фирмы «1С».

С полным перечнем курсов Учебного центра «ГЭНДАЛЬФ» вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *