Чем отличается фортепиано от пианино?

Пианино, фортепиано, рояль — это одно и то же? В чем же разница между фортепиано и роялем

Очень часто люди, которые только-только вошли в мир музыки или совсем ничего о ней не знают, спрашивают, почему существуют разные названия для одного и того же с виду музыкального инструмента. Многие по виду не могут определить, какой именно клавишный инструмент перед ними.

А можете ли Вы ответить, какие клавишные инструменты изображены на рисунке выше и какая между ними разница?

  • «Это пианино!»
  • «А мне кажется, что это синтезатор!»
  • «Так это же орган!»
  • «Совсем нет, это клавесин».

Так что же это на самом деле?

В самом деле, клавиатура всех этих музыкальных инструментов кое в чем похожа. Однако звук, который они образуют и методы извлечения звуков чрезвычайно отличаются. А как же возникли и совершенствовались клавишные инструменты? Чтобы понять разницу между пианино, фортепиано и роялем давайте окунемся в историю развития клавишных инструментов, которая насчитывает много веков.

Фортепиано, пианино и рояль – в чем же разница между ними?

Фортепиано – это собирательное понятие струнно-клавишных музыкальных инструментов: пианино и рояля. Пианино, кстати, это разговорное название фортепиано. В классических музыкальных школах вас не похвалят, если так обзывать инструмент.

Разница же между роялем и фортепиано в расположении струн, деки (большой пластины, которая передает колебания звука от струн воздуху) и механической части – вертикально и горизонтально соответственно. Кроме того, рояль более громоздкий, однако звучит лучше и громче, чем пианино.

Фортепиано очень часто называют пианино

Откуда произошло название этого инструмента? Существует много противоречивых версий относительно того, кто его изобрел и когда, но известно, что в начале XVIII столетия над фортепиано работал итальянец Бартоломео Кристофори. Кристофори дал название инструмента gravicembalo col piano e forte (клавесин с тихим и громким). Название указывало на одно из преимуществ фортепиано перед клавесином, играя на котором музыкант не мог менять силу звука. Благодаря новому механизму молоточек поднимался и ударив по струнам, сразу возвращался на место. Сила звука зависела от силы удара по клавишам. Благодаря этому открылись большие возможности выражать чувства и добиваться желаемой силы звука, заставляя музыку звучать пиано (тихо) или форте (громко).

Кроме того, у фортепиано три педали. Правая обеспечивала свободную вибрацию струн, левая ослабляла звук, а средняя продолжала звучание определенных нот или аккордов.

В течение XVIII столетия в Европе продолжали совершенствовать и видоизменять фортепиано. В начале 1740-х годов появился меньший его вариант — квадратное пианино.

Что такое рояль

Концертное фортепиано, или рояль, занимало больше места, поскольку струны разной длины натягивались в нем горизонтально. В начале XIX века появилось пианино, которое популярно и сегодня.

Главное различие между фортепиано и роялем

Корреспонденты журнала » Пробудись!» спросили профессиональную пианистку о главной разнице между роялем и пианино. Она сказала: «Коротко говоря, это мощь, чистота и выразительность звука. Рояль имеет больший резонанс. Звук особенно чистый и сильный. А пианино тише. Это также обусловлено тем, что оно обычно стоит у стены, из-за чего дека не достаточно усиливает звук»»

История развития клавишных музыкальных инструментов — от гидравлоса до рояля

Чтобы детальнее понять в чем отличия фортепиано, пианино и рояля лучше всего окунуться в историю развития клавишных инструментов. Вы поразитесь, как все изменилось!

Гидравлос (гидравлис)?

Первый известный клавишный инструмент древности — гидравлос, или «водяной» орган. Считают, что его создал в первой половине третьего столетия до н. э. Ктезибий, механик из Александрии. Вот как работал гидравлос: воздух нагнетали… в дырявую посудину (пневс), которая находилась в большом резервуаре с водой. С пневса воздуха переходил ниже в труб, причем вода удерживала воздух под постоянным давлением». Звук образовывался в трубах, когда несколько крупных клавиш приводили в действие тонкие деревянные пластины. Поскольку гидравлос звучал резко и громко, то очень подходил для цирка, ярмарок и мероприятий под открытым небом. Вершины популярности он достиг во времена Римской империи, говорили даже, что император Нерон умело на нем играл.

Пневматический орган

Водный компрессор заменили мехами для нагнетания воздуха, так началась эпоха пневматического органа. Теперь музыкант сидел за инструментом и ногами или руками руководил поставкой воздуха. Древнейшие находки пневматического органа датируются третьим столетием н. э. С того времени несколько сотен лет он пользовался большой популярностью. Мелодии тогда играли очень медленные, поскольку клавиатура оставалась примитивной. Размер клавиши был пропорционален соответствующей трубе органа. Чтобы добыть низкую ноту, музыканту приходилось давить на широкие клавиши всеми пальцами руки или кулаком.

В XIV столетии орган стал в Западной Европе почти исключительно церковным инструментом. Изобретение вращающегося механизма коренным образом изменило вид и функции клавиатуры. Благодаря этому трубы можно было разместить дальше от клавиатуры и сами клавиши стали более узкими. Вот теперь, музыкант мог грациозно и быстро исполнять музыкальные пассажи, ибо любую клавишу достаточно было нажимать одним пальцем. Орган очень нравился Моцарту и он даже назвал его королем инструментов.

Первые клавишные инструменты со струнами

В Библии первое упоминание о струнные инструменты находим в Бытие 4:21, кроме того, о них неоднократно упоминается в связи с народом Израиля. Однако лишь в XV веке н. э. произошло соединение клавиатуры и струнных инструментов (на них звуки добывались обычно с помощью щипков или ударов пальцами, или молоточками). Клавиатура в известном нам виде впервые появилась в инструменте, что называется клавикорд. Этот был простой, подобный сундуку инструмент с натянутыми горизонтально струнами. Когда музыкант ударял по клавишам, поднимались медные пластинки и ударяли снизу по струнам.

Потом появились клавесин, спинет и верджинел (Верджинел известен с XV века. В нем было 32 металлические струны. Формой он напоминал клавикорд, а звучанием — клавесин. Спинет-это малый клавесин.). Эти инструменты, а особенно клавесин, стали в XVI— XVII столетиях главными клавишными инструментами. Конструкция клавесина отличалась от других механизмов, существовавших до того. Его струны защипываются гусиными перьями, а не тангентами , как в клавикорде. На конце каждой клавиши был рычаг, то есть маленький прямой брусок дерева, к которому крепилось маленькое гусиное перо или кожаный язычок. Когда ударяли по клавише, рычаг подпрыгивал, перышко трогало струну, а затем, благодаря специальному механизму, рычаг возвращался на свое место и уже не трогал струны.

Новый механизм придавал клавесину характерное звучание. Одна пианистка, выступавшая когда-то с концертами, так описала различие звучания клавесина и современного пианино: «У клавесина тонкое металлическое звучание и короткие звуки».

Конструкция клавесина на протяжении лет претерпевала большие изменения. Первые инструменты имели один ряд клавиатуры и по одной струне к каждой клавише. Впоследствии в более сложных образцах стало две клавиатуры, клавиши со многими струнами и другие приспособления, благодаря которым добывались звуки разных тонов. Выдающиеся композиторы того времени, например Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Доменико Скарлатти (1685-1757), в полной мере использовали звуковые и технические возможности клавесина и пополнили музыкальную сокровищницу своими произведениями, многие из которых исполняются до сих пор.

В начале XIX века изобрели аккордеон. В XX веке особенно распространился аккордеон с клавиатурой фортепианного типа. Этот инструмент одновременно клавишный и духовой, ибо его мех, нагнетая воздух, заставляет колебаться язычки. Современный аккордеон имеет семь рядов кнопок, которые образуют до 140 низких звуков, а его клавиатура включает в себя две — четыре октавы.

Электроинструменты — синтезатор и тельгармония

В XX веке началась эпоха электрических клавишных инструментов. Старейшим из таких инструментов считают тельгармонию, которую изобрел в 1906 году Тадеус Кагил. В 30-х годах XX столетия появился электроорган, а вскоре после него — электрические клавесин и фортепиано. Электроорган имеет совсем другой механизм работы, чем гидравлос. При нажатии клавиш электрооргана, электрический сигнал образует звук, который изменяется и усиливается.

Сегодня наиболее распространенный электронный клавишный инструмент — это синтезатор, который начали разрабатывать в 1940-х годах. С тех пор он стал любимым инструментом многих современных ансамблей и групп. Синтезатор может воспроизвести любой звук — от лая собаки до симфонии в исполнении оркестра.

Конечно, в современной музыке значительное место занимает компьютер. Синтезаторы часто оборудованы компьютером, который используют как генератор звука, поэтому его можно назвать настоящим музыкальным инструментом. Хотя компьютером обычно оперируют с помощью клавиатуры музыкального инструмента, современные музыканты также могут запрограммировать его на управление мышкой или обычной компьютерной клавиатурой. «Теперь почти каждая студия звукозаписи имеет множество аппаратуры, подсоединенной к компьютерам. Музыку записывают в цифровой форме на жесткий диск и затем, прежде чем окончательная версия будет записана на цифровую аудиопленку, работают над ней на микшере с использованием сложного программного обеспечения» («Музыкальная энциклопедия»).

Означает ли современное развитие музыкальных инструментов то, что клавишные инструменты отжили свой век? Вряд ли, стоит лишь вспомнить такие мелодичные и эмоциональные произведения, как «К Элизе», «Лунная соната» Бетховена, или «Лунный свет» Дебюсси. Оглядываясь на многовековую историю музыки для клавишных инструментов и влияние, которое она оказывала на жизнь множества людей, следует признать, что клавишные инструменты обогатили сокровищницу музыки и духовно — эмоциональный мир человека.

В течение последней четверти XVIII века клавесин уступил свое место и любимым клавишным инструментом стало фортепиано, которое обычно называют пианино. Но о пианино, фортепиано и рояле и о том, чем они отличаются мы уже писали в начале статьи.

Чем отличается фортепиано от пианино и рояля

При выборе клавишных музыкальных инструментов у покупателей часто возникают проблемы из-за непонимания разницы между роялями, пианино и фортепиано. Все перечисленные модели относятся к клавишным. Чем же они отличаются?

Внешний вид популярных клавишных инструментов

Рояль – наиболее массивный современный музыкальный инструмент из представленных моделей. На сайте https://otdododo.ru/catalog/royali/ можно посмотреть их ассортимент. В таких устройствах струны, деки и механические части расположены горизонтально. Это обуславливает их крыловидную форму. Звучание у них является более качественным, чистым и громким.
Фортепиано – общее название инструментов данного типа. Оно переводится, как «громко» и «тихо». Пианино по сути является подвидом фортепиано. Здесь механизм, струны и деки находятся в вертикальном положении. Поэтому такое оборудование имеет меньшие габариты.

Есть ли разница между пианино и фортепиано

Опытные музыканты считают, что хороших пианистов можно легко отличить от начинающих. Для этого даже не нужно проверять их навыки. Достаточно лишь спросить на чем играет человек – на пианино либо на фортепиано. Профессионалы укажут на второй вариант.
Инструментов, именуемых фортепиано не существует. Этим названием могут именоваться и пианино, и рояли.

Сравнительная характеристика роялей и пианино

Основными отличительными характеристиками пианино являются:

  1. Размер. Стандартное пианино имеет максимальную высоту до 1,4 м. Размеры роялей могут достигать 1,8 м. Это зависит от длины струн.
  2. Педали. У роялей их насчитывается 3, а у пианино – 2.
  3. Расположение струн. У пианино они находятся перпендикулярно клавишам, а у роялей – горизонтально (в одной плоскости).
  4. Механизм репетиции. Рояли имеют двойное строение. Благодаря этому нажатие клавиш происходит быстрее.

Пианино получили более широкое распространение. На сайте https://otdododo.ru/catalog/pianino/ они позиционируются в широком ассортименте, что позволяет подобрать наиболее подходящую модель с учетом ее назначения, стоимости и внешнего вида. Такие инструменты могут применяться как для обучения, так и для музицирования на концертах. Рояли, предназначены преимущественно для второй целы. Они устанавливаются в больших просторных помещениях, где можно наилучшим образом оценить качество их звучания.

В последнее время на смену традиционным акустическим инструментам все чаще приходят цифровые. Такие пианино кардинально отличаются от старших собратьев. Заключается разница и в механизме, и в принципе извлечения звуков, и в функциях. Электронное оборудование легко подключается к компьютеру, записывает проигранные композиции, что позволяет осуществлять их последующую обработку. Габариты инновационных устройств в разы меньше. Благодаря этому их можно не только размещать в небольших помещениях, но и перевозить. Стоимость цифрового оборудования, как правило, гораздо ниже, что делает его более доступным.

Чем отличается фортепиано от пианино

В мире существует бесчисленное количество музыкальных инструментов. Они различаются по форме, по тембру, диапазону и устройству. При этом есть инструменты, имеющие много общего. Например, фортепиано и пианино. Многие, заблуждаясь, думают, что это синонимы, но это неправда. На данной странице мы не только найдем, чем отличается фортепиано от пианино, но и рассмотрим другие виды инструментов данного класса, узнаем историю создания и интересные факты, а также послушаем популярные композиции.

Основное отличие фортепиано от пианино

Ответ на вопрос, чем отличается фортепиано от пианино, заключается в следующем:

  • Фортепиано представляет собой класс клавишных инструментов.
  • Пианино является клавишным инструментом, имеющим вертикальную деку, и входящим в класс фортепиано.

Таким образом, фортепиано является более общим понятием. Эта группа включает в себя инструменты с одинаковым способом извлечения звука. Для класса фортепиано звукоизвлечение происходит за счет клавиш, струн и молоточков. Различие в музыкальных инструментах заключается в форме деки, количестве педалей.

Популярные произведения для фортепиано

Соната №14 «Лунная» Людвига ван Бетховена отражает богатство красок, присущих фортепиано. В этом трехчастном цикле слушатель сможет найти всю палитру чувств от безысходности и отчаяния, до порывов воодушевления и любви к миру.

«К Элизе» Бетховена – произведение, знакомое практически каждому человеку, даже тому, кто не увлекается классической музыкой. Яркая мелодия запоминается с первого прослушивания. Эта музыка погружает слушателя в мир лирических переживаний, страстей и искренних чувств.

Прелюдия (ми минор) Фредерика Шопена – это миниатюрное сочинение, в котором отразились романтические настроения автора. Лаконичный мелодический рисунок напоминает тихие слезы. Основное движение в музыке происходит за счет гармонии, движения аккордов. Яркая кульминация достигается в финале.

Концерт №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова – это произведение имеет настоящий русский размах и мощь. Начальная тема представляет собой подлинный знаменный распев. Фортепиано выступает в качестве солирующего инструмента. Не менее прекрасна партия оркестра.

«La Campanella» Ференца Листа – виртуозное произведение, в котором автору блестяще удается сымитировать звучание колокольчика. За легкостью звучания скрываются невероятно сложные технические приемы игры на фортепиано: трели, октавные репетиции, пассажи. Ференц Лист являлся виртуозным пианистом своего времени.

Разновидности фортепиано

Люди постоянно стремятся к совершенству, к созданию чего-то нового или преобразованию старого. Не исключением являются и музыкальные инструменты. Так строение первого похожего на фортепиано инструмента с современными моделями имеет огромное отличие. Давайте проследим эволюцию фортепианного класса.

Монохорд, клавикорд, клавесин, вёрджинал, спинет

Наиболее древним является монохорд, изобретенный в Древней Греции. Он использовался для построения интервалов. По строению монохорд напоминал ящик, cdth[e которого была натянута струна. В Средние века нашел широкое применение для наглядного изображения числовых отношений в математике.

В эпоху Возрождения появился один из древнейших клавишных инструментов, который получил название клавикорд. Точная дата изобретения не установлена, но первые упоминания в бумагах датируются 1396 годом. По внешнему виду клавикорд уже похож на фортепиано. Клавиатура имеет привычный вид, но выполнена из древесины. Извлечение звука производится, благодаря удару металлического штифта по струне. В Лейпциге был сохранен клавикорд, созданный в 1543 году, музыкантом из Пизы по имени Доменико.

Клавесин, вёрджинал и спинет

В эпоху барокко особую популярность приобретают клавишные со щипковым принципом звукоизвлечения. Так в разных странах Европы появились различные разновидности клавишных инструментов.

Во Франции был популярен клавесин. Его струны были натянуты горизонтально. При наличии нескольких мануалов, а их могло быть от одного до трех, требовалось несколько рядов параллельно натянутых струн. Корпус богато расписывался рисунками, резные элементы покрывались золотом. Для клавесина сочиняли французские композиторы Франсуа Куперен, Луи Клод Дакен, Жан-Филипп Рамо.

В Англии для домашнего музицирования использовали вёрджинал. В отличие от клавесина мануал может быть только один, и диапазон инструмента ограничивался лишь тремя октавами. Существовала отдельная английская школа композиторов, писавших для вёрджинала. К ним относятся Уильям Бёрд, Орландо Гиббонс и Джон Булл.

В Италии был создан спинет. Он также как и вёрджинал имеет один мануал, но струны натянуты не прямо, а по диагонали слева направо. Такое натяжение струн придало внешний вид, напоминающий небольшой рояль.

Классические: рояль, пианино

К классическим видам фортепиано, использующимся и в наше время, относят рояль и пианино. Одним из самых популярных вопросов является, чем отличается рояль от пианино?

Разница заключается строении деки и натяжении струн. В рояле струны натянуты горизонтально, а дека имеет форму крыла. Для роялей используются особые, плотные струны, позволяющие увеличить громкость звучания. Именно по этой причине рояли считаются концертными инструментами. Крышка рояля позволяет регулировать громкость. Если открыть ее, то звук будет максимально громким, что подходит для исполнения солирующих партий. Если рояль выступает в качестве аккомпанирующего, то крышка закрывается, а звучание становится более приглушенным.

Пианино имеет вертикальную деку. Струны натянуты вертикально. Звучание не отличается громкостью, что хорошо подходит для исполнения в комнате. Пианино практически не используется в качестве концертного инструмента.

Современные: пианола (механическое пианино), синтезатор, электронное пианино, четвертитоновое фортепиано

С появлением электричества звукоинженеры и мастера стали придумывать разнообразные электронные музыкальные инструменты. Так первыми появились синтезаторы, электронные пианино и рояли, а также инструменты, играющие без пианиста. Такой диковиной вещью стала пианола или механическое пианино. Оно появилось в 1887 году, но клавиши приводились в движение не при помощи тока, а под действием вала, выступы которого задавали последовательность для нот. Особенной популярностью пианола пользовалась в XX веке, вызывая восторг у публики.

Не меньшее удивление вызвало появление электронных инструментов в середине XX века. Они отличаются компактностью и не занимают большого количества места в помещении. Дело в том, что звуки записаны на специальных чипах, поэтому сама электронная система внутри не требует места. Так производители электронных инструментов сократили деку, в которой у механических вариантов находятся струны. Благодаря специальным функциям звук электронного устройства приближается к акустическому. Нужно отметить и другое преимущество, электронное фортепиано не требует настройки.

Чем электронное пианино отличается от синтезатора?

Разница заключается в функциональных возможностях. Электронное пианино имеет полный диапазон – 7 октав, синтезатор чаще всего рассчитан на 5 октав. Главное преимущество синтезатора заключается в том, что он позволяет:

  • записывать музыку на встроенную память;
  • изменять и генерировать тембры;
  • подключать стили исполнения;
  • создавать мульти-инструментальные композиции в реальном времени;
  • разучивать мелодии при помощи встроенного дисплея;
  • включать метроном.

Электронное пианино делают максимально похожим по нажатию на традиционное с помощью разных систем имитации молоточков, чтобы можно было на нем заниматься и даже использовать на концертах, но в функциональности оно проигрывает синтезатору. Хотя многие производители стараются добавлять перечисленные функции синтезатора в электронное пианино.

Четвертитоновое пианино

Любовь к микрохроматике, начавшаяся еще в XX веке, не могла пройти стороной изобретателей новых инструментов. Конструкция данного инструмента еще не доведена до совершенства. Существуют варианты с 2 или 3 мануалами. Появилась также проблема нотации и обозначения новых звуков и тональностей. Сейчас для четвертитонового пианино уже создаются композиции. Так композитор Скотт Крозерс (Scott Crothers) создал цикл прелюдий для четвертитонового пианино.

Необычные виды фортепиано

  • Препарированное (подготовленное) фортепиано создал композитор Джон Кейдж. Для создания необходимых звуков он помещал между странами инструментов разнообразные предметы.
  • Педальное фортепиано кроме мануала имеет клавиатуру для ног. Было популярно во времена Моцарта.
  • Фортепиано «Жираф» имеет деку как у рояля, но расположенную вертикально. Из-за этого получается длинным как шея жирафа. Получил название из-за яркой росписи и необычной формы.
  • Прозрачные рояли – современные модели, производимые фирмой Kawai. Выполняются либо из акрила, либо из хрусталя. Создают ощущение невесомости и легкости.

   

История создания фортепиано

Фортепиано было изобретено в 1709 году. Создателем инструмента стал Бартоломео Кристофори ди Франческо из Флоренции. Кристофори служил мастером по изготовлению и настройке клавишных инструментов при дворе князя Фердинанда де Медичи. Изобретение мастера заключалось в применении деревянных молоточков, ударяющих по струнам. Так в зависимости от прикосновения исполнителя к клавишам звук получается мягким (при легком нажатии) или громким (при сильном ударе). Новый тип был назван «gravicembalo col piano e forte», что переводится как «клавесин с тихими и громкими звуками».

В отличие от современных моделей, имеющих три струны на одну ноту, первая модель имела одну достаточно тонкую струну. Из-за этого звук был тихим. Во времена Моцарта на одну ноту были две струны, а молоточки покрывали кожей. Немецкий органный мастер Готфрид Зильберман в 1730-х годах добавил к механизму еще одно новое устройство – демпфирующую педаль. Клавиатура фортепиано XVIII века напоминала клавесинную: черные клавиши были белыми и наоборот.

В XIX веке конструкция претерпела значительные изменения:

  • деревянная рама была заменена чугунной;
  • стали использовать более толстые струны, не лопавшиеся при натяжении;
  • увеличилось число струн и октав;
  • для благозвучного звучания молоточки стали покрывать фильцем (специальный войлок).

С тех времен конструкция инструмента практически не изменялась. Сейчас в механизме фортепиано участвуют до 7500 деталей.

Интересные факты о фортепиано

  • Название «фортепиано» основано на сочетании двух итальянских слов – «forte» — громко и «piano» — тихо. Так в одном названии сразу указано главное преимущество инструмента перед предшественниками, это возможность изменения громкости.
  • Самыми знаменитыми производителями роялей является «Steinway and Sons», «Fazioli» и «Petroff».
  • Первое произведение для фортепиано было написано музыкантом Лодовико Джустини в 1732 году. Эта соната не получила широкого распространения, так как предпочтение все же отдавались клавесину. Популярность фортепиано получило лишь во времена Моцарта и Бетховена.
  • В Англии для фортепиано клавиши изготавливались из слоновой кости, так появилось известное устойчивое выражение «tickle the ivories», обозначающем игру на клавишных. При дословном переводе получается «щекотать клавиши из слоновой кости».
  • Первое фортепиано не имело педалей. Первой была добавлена правая педаль, позволяющая увеличить продолжительность звучания. Затем левая, она отвечает за приглушение. Благодаря левой педали молоточки ударяют лишь по одной струне, поэтому звук становится тише. Средняя педаль меняет оттенок звучания, но она есть не на всех фортепиано.
  • Наиболее габаритным роялем является инструмент, выпущенный фирмой Challen. Его длина достигает более 3 метров, поэтому он занесен в Книгу Рекордов Гиннеса.
  • Акустическое пианино необходимо настраивать как минимум 2 раза в год, так как при постоянной игре на инструменте, струна теряет натяжение и точность.
  • В ведущих музеях мира сохранились одни из самых первых фортепиано. Так пианино 1720 года находится в Метрополитен-музеи в городе Нью-Йорк. Посмотреть на модель 1722 года можно в Италии, в Риме.
  • В Японии производство фортепиано началось лишь в 1887 году. Первым производителем стала ведущая компания Yamaha.
  • В 2006 году японская фирма, производящая музыкальные инструменты, создала самый миниатюрный рояль. Его ширина составляет 25 сантиметров, длина 33 см, а высота 17 см. Несмотря на столь крохотные размеры, конструкция и механизм аналогичны полноразмерным моделям. При нажиме клавиши издают соответствующий ноте звук. Фирма продолжает выпуск данных миниатюр и продает их на Amazon по цене 500$.
  • Самый дорогой рояль, имеющий название «Галактика» был создан в ОАЭ. Его стоимость начинается от 1.37 миллионов долларов. Удивительный по форме корпус полностью соответствует космической концепции. Модель полностью позолочена 24-каратным золотом. При покупке владельцу обещают обеспечить транспорт для перевозки – личный самолет.

Фортепиано, как класс инструментов, включает в себя разнообразные по тембру клавишные инструменты, в том числе и пианино. Эти музыкальные инструменты покорили сердца многих любителей музыки. Неисчерпаемые возможности позволяют воспроизводить самую разнообразную музыку от времен барокко до современных эстрадных хитов.

Чем отличается пианино от рояля

В этой статье поговорим, какова разница пианино и рояля, а также что такое фортепиано. Все, что приходит на ум, — это слова песенки «Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль».

Мы часто слышим слово фортепиано и даже не задумываемся над тем, что же оно обозначает. Давайте разбираться.

Общая группа инструментов

Фортепиано — это общее название определенного типа музыкальных инструментов. Этим названием объединены все изделия, в которых звук извлекается с помощью молоточков, бьющих по струнам.

Эти молоточки соединены с клавишами. Впервые это устройство придумал и использовал в пятнадцатом веке Бартоломео Кристофер. Чуть позже конструкция получила признание и распространилась по всему миру. Первые инструменты такого типа назывались клавесины, и они имели недостаток: нельзя было регулировать силу звука. Нельзя было сыграть ни тихо, ни громко.

Поэтому было придумано остроумное решение, позволяющие регулировать громкость звука, силу удара по струнам. Так и родилось фортепиано: форте — громко, и пиано — тихо. Слово пианино переводится как маленькое пиано.

Чем отличаются рояль и пианино

Теперь поговорим об отличиях рояля. С первого взгляда ясно, что рояль больше, крупнее пианино. Но только ли в этом различие? Рояль большой он расположен горизонтально, пианино же стоит вертикально.

Струны в пианино закрытые, поэтому звук здесь намного тише. У рояля струны открытые, звук намного громче, сочнее. Кроме того, корпус рояля сделан так, что звук резонирует и становится еще громче. Он заполняет собой все помещение. Пианино звучит очень тихо.
Еще одно отличие — в конструкции молоточков. В роялях они возвращаются на место под действием сил тяжести, а в пианино это делают особые петли.

Есть отличия и в числе педалей: в рояле их три, что позволяет создавать эффект расщепленной клавиатуры и дает более богатую палитру звуков. У пианино же всего две педали, это упрощенный вариант. Две педали помогают найти золотую середину в звучании и регулировать силу звучания.

Понятно, что рояль требует больше ручного труда для его изготовления, поэтому он всегда стоит значительно больше, чем пианино. Из-за его большого размера он может поместиться не в каждом помещении: в некоторых случаях для его установки потребовалось даже разбирать крышу. Итак, рояль не тот предмет, который можно запросто установить в каждую квартиру.

Почему же тогда музыкант, играющий на рояле, называется все же пианист, а не роялист? Тут тоже все очень просто: пианино и термин пианино появились раньше рояля. Поэтому новое слово придумывать не стали. Слово рояль произошло от английского роял — королевский, царский.

Итак, фортепиано — это не название инструмента, а собирательный класс. Неправильно называть конкретный инструмент словом фортепиано. Пианино — музыкальный инструмент, в нём струны стоят вертикально, в рояле струны расположены горизонтально. Рояль звучит громче, так как струны у него открытие, а сам корпус сделан в форме резонатора. Купить пианино можно на сайте.

Чем различаются пианино и фортепиано?

Один из распространенных вопросов вызывает недоумение и заблуждение у многих людей. Это вопрос о различии между собой фортепиано и пианино. Некоторые пытаются выделить признаки того и другого, а иногда даже удивляют музыкантов, различая пианино и фортепиано по размерам, качеству звука, цвету, а то и по запаху со вкусом. Много раз меня об этом спрашивали разные люди, теперь же я намеренно задал такой вопрос сам себе, чтобы в настоящей статье дать ответ для всех тех, кто до сих пор мучается сомнениями.

А дело то всё в том, что музыкального инструмента с солидным именем фортепиано как бы и не существует! Как же так? – возможно, возмутится читатель. Оказывается, словом фортепиано называют все клавишные музыкальные инструменты, звук которых возникает в результате удара молоточков, соединённых с клавишами, по струнам. Таких инструментов всего два – рояль и пианино. Фортепиано стало собирательным названием для пианино и роялей – форм наиболее распространённых в музыкальной практике. Их-то между собой никто не путает.

Однако, справедливости ради, стоит сказать, что первые инструменты подобного рода с молоточковым механизмом всё же назывались фортепиано, или точнее пианофорте, благодаря возможности издавать звуки разной громкости. Кстати, название фортепиано возникло именно от объединения двух итальянских слов: forte, что значит «сильно, громко» и piano, то есть «тихо». Молоточковый механизм был изобретён итальянским мастером Бартоломео Кристофори где-то на стыке XVII и XVIII веков и был предназначен для модернизации клавесина (старинного клавишного инструмента, предшественника фортепиано, струны которого не ударялись молоточком, а защипывались маленьким пёрышком).

Фортепиано Кристофори по своей форме было похоже на рояль, только так ещё не называлось. Название «рояль» пришло из французского языка, это слово в переводе означает «королевский». Вот так, «королевским клавесином» французы окрестили фортепиано Кристофори. Пианино же в переводе с итальянского значит «маленькое фортепиано». Этот инструмент появился на 100 лет позже. Его изобретатели, мастера Хокинс и Мюллер, догадались поменять расположение струн и механизмов с горизонтального на вертикальное, что способствовало уменьшению размеров фортепиано. Так появилось пианино – «маленькое» фортепиано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *