Человек состоит

IT News

Из чего состоит тело человека?

  • E-mail

Дата Категория: Человеческое тело

Человеческое тело выложено из мельчайших кирпичиков, называемых клетками, каждая размером около 1/400 см. Тело взрослого человека содержит примерно 75 триллионов клеток — если их построить вплотную друг за дружкой, они образуют цепочку длиной около 1 900 000 км.

Собираясь в группы, клетки образуют ткани. Различают четыре вида тканей: эпителиальную, соединительную, нервную и мышечную. Тканевая масса, имеющая специфическую форму и функцию, называется органом, например, сердце, почки или печень. Если органы действуют совместно для обеспечения специальной функции тела, они образуют систему органов, такую, как система пищеварения или нервная система.

Внутренняя и наружная оболочка тела

Эпителиальная ткань, состоящая из одного или нескольких слоев клеток, формирует кожу и выстилает полости внутри тела. Внутренний слой клеток кожи, покрывающей эту кисть, растет, в то время как более прочный наружный слой постепенно слущивается. Похожие на волосы реснички трахеи удаляют посторонние частицы; крохотные ворсинки кишечника всасывают питательные вещества.

Удерживание тела как единого целого

Соединительная ткань скрепляет тело и позволяет внутренним органам выполнять их работу. Соединительная ткань построена из особых клеток, пронизанных тончайшими волокнами. По состоящим из соединительной ткани венам переносятся кровяные клетки вместе с жидкостью, называемой плазмой. Под эпидермисом (верхним слоем кожи) находится рыхлая соединительная ткань.

Работают вместе для общей цели

Системы органов, особенно сердечно-сосудистая и дыхательная системы, которые разносят по телу кислород, работают согласованно.

Хрящевая ткань, которая мягче и гибче костной, может быть обнаружена в гортани, трахее, носу и ушах.

Костная ткань, являющаяся основным элементом костей, состоит из прочных клеток, способных поддерживать тело.

Коммуникационная сеть тела

Эта двигательная нервная клетка (рисунок под текстом) является частью нервной системы, в которую входит головной мозг, спинной мозг и пронизывающие все тело нервные волокна (нейроны).

Три вида мышечной ткани

Гладкие мышцы расположены во внутренних органах и вокруг них; скелетные мышцы в основном выполняют двигательную функцию; сердечная мышца перекачивает кровь.

Химический состав организма человека

Тема «Химический состав организма человека»

План

1. Понятие о живом организме и его характерные признаки

2. Элементарный состав организма

3. Молекулы и ионы, входящие в состав живых организмов

4. Уровни структурной организации химических составных частей живого организма

Окружающий нас мир состоит из живой и неживой природы. Все современные представления о происхождении жизни на Земле основываются на признании абиогенного, т.е. небиологического возникновения органических веществ из неорганических путем длительной молекулярной эволюции. Это мнение нашло отражение в теории русского ученого академика А. И. Опарина (1924 г.) и английского естествоиспытателя Дж. Холдейна (1929 г.).

Усложнение органических веществ привело к образованию живых систем − организмов, которые представляют собой особую, высшую ступень эволюции. Что же такое жизнь? Материалистическое определение жизни дал Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Это определение дано более 100 лет назад, и оно не описывает всех свойств живого.

Достижения биологии нашего времени позволили полнее описать признаки, характерные для живых организмов и на этом основании дать более подробное определение понятия «Жизнь». Одно из таких определений принадлежит отечественному ученому М. В. Волькенштейну: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот».

Живой организм обладает совокупностью признаков. Назовем важнейшие из них:

1. Единство химического состава. В живых организмах 98% от массы тела приходится на 4 элемента: углерод, кислород, азот и водород.

2. Обмен веществ и саморегуляция. Живые организмы поглощают из окружающей среды необходимые вещества, используют их для построения собственного тела и получения энергии, обеспечивающей жизнедеятельность, а побочные продукты этих превращений вновь выделяют во внешнюю среду. Обмен веществ и саморегуляция обеспечивают гомеостаз, т.е. постоянство химического состава и строения организма в непрерывно меняющихся условиях внешней среды.

3. Развитие и рост. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы. Развитие сопровождается ростом. В процессе развития постепенно и последовательно возникает специфическая структура организации индивида, а увеличение его массы обусловлено репродукцией макромолекул, элементарных структур клеток и самих клеток.

4. Раздражимость. В процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на внешнее воздействие.

5. Адаптация. Любой живой организм активно приспосабливается к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. В основе адаптации лежит способность живых систем изменяться.

6. Самовоспроизведение. Живые организмы обязательно размножаются, производя себе подобных. Основой самовоспроизведения является образование новых молекул и структур на основе информации, заложенной в ДНК. Самовоспроизведение − одно из основных свойств живого, связанного с явлением наследственности.

7. Энергозависимость. Живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы, т.е. это динамичные системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним энергии и материи извне. Кроме того, живым организмам свойственна пространственная компактность и энергетическая экономичность.

Все многообразие веществ животного и растительного мира построено из сравнительно небольшого количества исходных составных частей.

Из 107 известных химических элементов в живых организмах обнаружено 60, однако в концентрациях, позволяющих не считать этот элемент случайной примесью, только 22.

Все химические элементы, встречающиеся в живых организмах, в соответствии с их концентрацией в клетках, делят на три группы:

— Микроэлементы (Fе, Mg, Zn, Сu, Со, J, Вг, V, F, Mo, Al, Si). На их долю приходится от 0,01 до 0,000001% сухого остатка.

— Ультрамикроэлементы (Hg, Au, Ag, Ra и т.д.). На их долю приходится менее 0,000001% сухого остатка.

Таблица 1

Содержание химических элементов в живом организме

65

10

1,1

0,35

0,25

0,15

0,15

Следы

Химические элементы, используемые для образования низкомолекулярных органических веществ организма, обладают следующими свойствами:

— атомы имеют небольшие размеры, поэтому их молекулы способны проникать через клеточные мембраны;

— легко вступают в химические взаимодействия, образуя прочные ковалентные связи в молекулах веществ;

— соединения хорошо растворяются в воде и легко усваиваются организмом;

— отдельные элементы (Р, S, N) могут образовывать лабильные химические связи, богатые энергией, и участвовать в биохимических реакциях, связанных с накоплением и высвобождением энергии;

— способность атома углерода образовывать углерод-углеродные связи создает возможность быстрого превращения различных органических соединений в организме.

Химические элементы накапливаются в организме человека в разных тканях и органах. Большая часть химических элементов задерживается в печени, цинк концентрируется в гипофизе и половых железах, никель − в поджелудочной железе, кадмий — в почках, молибден − в белом веществе мозга, стронций в костях, барий − в сетчатке глаз, литий − в легких, хром − в гипофизе, бор − в тканях, содержащих жировые вещества. Недостаток химических элементов в почве и воде приводит к различным заболеваниям у людей. Например, недостаток йода вызывает отклонения в работе щитовидной железы, недостаток фтора — заболевания зубов, высокое содержание стронция провоцирует подагру.

Рассмотрим биологическое значение важнейших химических элементов.

Кальций вместе с фосфором составляет основу костной ткани, активирует деятельность многих ферментов, регулирует процессы мышечного сокращения, свертывания крови, уплотнения коллоидов. Кроме того, кальций содействует выведению воды из организма.

Фосфор − важнейший элемент, входящий в состав белков, нуклеиновых кислот, макроэргических соединений (аденозинтрифосфорной кислоты, креатинфосфата). С превращениями последних связана мышечная и умственная деятельность, жизнеспособность организма.

Магний необходим при синтезе ацетилхолина, в реакциях анаэробного окисления углеводов, белковом обмене, при синтезе и расщеплении АТФ, мышечном сокращении, регуляции работы сердца. Дефицит солей магния приводит к задержке роста костей в длину и толщину, жировой инфильтрации печени, кальцификации кровеносных сосудов и ряду других нежелательных изменений.

Натрий участвует в регуляции кровяного давления, водного обмена (способствует набуханию коллоидов тканей, что задерживает воду в организме), активации пищеварительных ферментов, в поддержании кислотно-щелочного равновесия.

Калий вместе с ионами натрия обеспечивает поляризацию клеточной мембраны, принимает участие в передаче нервного импульса в синаптических образованиях, в реакциях синтеза гликогена, белка, АТФ, креатинфосфата, активирует работу ферментов. Считают, что калий обладает защитным действием против избытка натрия и нормализует давление крови. Калий способен усиливать выделение мочи.

Хлор участвует в образовании желудочного сока, формировании плазмы, активирует ряд ферментов, поддерживает кислотно-щелочное равновесие, способствует удалению из организма через почки аммиака и ионов водорода.

Сера необходима для синтеза белков, некоторых витаминов и гормонов.

Железо участвует в образовании гемоглобина, миоглобина, ферментов аэробного окисления (цитохромов, каталазы).

Цинк необходим для роста организма, обеспечения нормального иммунологического статуса, процессов заживления ран, развития мозга у плода, передачи генетической информации. Он входит в состав молекулы гормона инсулина, регулирующего обмен углеводов.

Для живого характерно избирательное отношение к окружающей среде. Оно состоит на 90% из С, Н, О, N. Р, S, тогда как неживое − из А1, Si, О, Fe, Ca, Na. Живая материя в целом напоминает Вселенную, построенную, главным образом, из легких элементов.

Несмотря на имеющиеся качественные отличия по элементарному составу, на этом уровне организации материи нет принципиальных отличий живого от неживого.

Отличия начинают ясно просматриваться на молекулярном уровне. Вещества, входящие в состав живых организмов, подчиняются всем законам химии и физики. Их делят на две группы: неорганические и органические (таблица 2).

Таблица 2

Содержание различных веществ в организме человека, в %

К неорганическим веществам относятся вода и минеральные соли. Последние встречаются в виде молекул, например, третичный фосфат кальция – Са3(Р04)2, карбонат кальция – СаСО3 и ионов (Na+, К+, Fe+2, Fe+3, Са+2, Mg+2, F-, Ca+2, Cl-, Br-, J-, SO4-2, HCO3-, H2P04-, HP04-2). Ионный состав организма во многом сходен с ионным составом морской воды. Это свидетельство того, что первичные организмы возникли и развивались в первобытном океане, и на протяжении всей эволюции в наземных условиях в жидкостях и клетках нашего организма сохранился ионный баланс первобытного океана.

Более 100 ионов имеют биологическое значение. Ионы обеспечивают:

— разность потенциалов на мембране клетки (Nа+, К+);

— осмотическую работу организма (Nа+, К+, Cl-);

— регуляцию активности ферментов (Cl-, Nа+, Mg+2, Ca+2);

— пространственную структуру биополимеров (Zn+2, Fe+2, Сu+2, Мn+2, Со+2, Mg+2);

— сохранение постоянства внутренней среды организма (НСО3-, Н2РО4-, НРО4-2);

— проницаемость клеточных мембран (К+, Nа+);

— обезвреживающую функцию печени (SO4-2) и другие процессы.

Органические вещества по молекулярной массе делятся на низко- и высокомолекулярные, а их химические свойства в значительной степени определяются функциональными группами (таблица 3).

Таблица 3

Классификация органических соединений по функциональным группам

1. Спирты

─ гидроксильная

2. Альдегиды

─ альдегидная

3. Кетоны

─ карбонильная

4. Карбоновые кислоты

─ карбоксильная

5. Сложные эфиры

6. Простые эфиры

К низкомолекулярным органическим веществам относятся: спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые и другие органические кислоты, углеводороды, аминокислоты, азотистые основания, глицерин, АТФ, витамины и др. Они являются строительными блоками, которые ковалентными связями соединяются в макромолекулы, т.е. высокомолекулярные вещества. К ним относятся белки, нуклеиновые кислоты, липиды, полисахариды.

Число органических молекул точно подсчитать невозможно, т.к. количество видов только белковых молекул приближается к нескольким миллионам. Молекулы органических соединений имеют каркас из атомов углерода, центральная роль которого определяется способностью образовывать цепи любого размера с бесконечно разнообразной структурой. Связи между атомами углерода могут быть простыми (одинарными) и кратными (двойными, тройными). Большое значение имеет четырехвалентность углерода: три валентности могут быть использованы для построения трехмерного скелета, а четвертая − для включения в состав молекулы функциональной группы. Последняя в совокупности с радикалом определяет свойства органических соединений. В организме человека наиболее распространены вещества со следующими функциональными группами:

Гидроксильная группа (- ОН). Общая формула таких веществ R − ОН, либо R-(ОН)n. Первые называются одноатомными, последние многоатомными спиртами. Наибольшее биологическое значение имеют многоатомные спирты, представителем которых является глицерин

Альдегидная группа

Общая формула альдегидов

Для альдегидов широко используются тривиальные названия, которые аналогичны названиям соответствующих органических кислот.

метаналь

формальдегид,

муравьиный альдегид

этаналь

ацетальдегид,

уксусный альдегид

пропаналь

пропионовый альдегид

Карбонильная группа (или кетогруппа)

Входящие в нее вещества называются кетонами.

Общая формула

Карбоксильная группа (- СООН). Вещества, имеющие такую функциональную группу, называются карбоновыми кислотами. Среди них выделяют следующие подгруппы:

— одноосновные карбоновые кислоты

СНз — СООН С17 — Н35СООН С17 — Н33СООН

уксусная стеариновая олеиновая

кислота кислота кислота

— многоосновные карбоновые кислоты

НООС — СООН НООС — СН2 — СН2 — СООН

щавелевая янтарная

кислота кислота

Низкомолекулярные органические соединения являются мономерами в составе высокомолекулярных веществ. Из последних, наибольшее биологическое значение имеют: белки, липиды, полисахариды и нуклеиновые кислоты.

Белки построены из аминокислот, нуклеиновые кислоты из нуклеотидов, жиры из глицерина и жирных карбоновых кислот и полисахариды из моносахаридов. Нуклеиновые кислоты и белки являются индивидуальными для каждого организма. Они отличаются по составу даже в пределах одного вида. Углеводы и липиды почти одинаковы в самых разнообразных организмах.

Молекулы органических веществ, входящих в состав живых организмов, выполняют разнообразные функции. Рассмотрим основные из них:

1. Структурная, или пластическая. Например: белки и липиды входят в состав мембран органоидов клетки, минеральные соли − составная часть скелета.

2. Энергетическая. Макромолекулы, разрушаясь в организме, служат источником энергии для осуществления различных жизненных процессов, в том числе и для выполнения мышечной работы. Наибольшее энергетическое значение имеют углеводы и липиды.

3. Каталитическая. Она выполняется белками-ферментами, витаминами, а также ионами минеральных веществ и некоторыми промежуточными продуктами обмена веществ.

4. Сократительная. Ее выполняют специфические белки, (например, актин, миозин), которые, взаимодействуя друг с другом, передвигаются в пространстве и вызывают сокращение и расслабление мышечной ткани.

5. Транспортная. При участии ряда соединений происходит перенос веществ в организме. Например, белок гемоглобин транспортирует по крови кислород; другие белки связывают и доставляют к органам и тканям витамины, жирные кислоты, гормоны, кальций и т.д.; желчные кислоты, связываясь с жирными карбоновыми кислотами, способствуют их всасыванию из пищеварительного тракта.

6. Защитная. Белок фибриноген участвует в процессах свертывания крови: специфические белки-антитела являются основой гуморального иммунитета.

7. Хранение и передача наследственной информации. Белки и нуклеиновые кислоты непосредственно связаны с наследственностью организма, т.к. участвуют в хранении и передаче генетической информации.

Особую функцию выполняют макроэргические соединения, способные накапливать потенциальную энергию химических связей и трансформировать ее в различные виды работы: механическую, осмотическую, электрическую.

Большинство органических молекул выполняют в организме не одну, а несколько функций. Например, сократительный белок миозин одновременно является ферментом, ускоряющим расщепление АТФ; аминокислоты используются не только как мономеры в белковых молекулах, но и сами являются биологически активными веществами (гистидин, метионин); мононуклеотиды − мономеры в молекулах нуклеиновых кислот одновременно аккумуляторы энергии в клетке. В этом проявляется принцип молекулярной экономии, свойственный живому.

Для молекулярной организации клеток характерна своеобразная соподчиненность структур. Суть ее в следующем. Из внешней среды в клетку (растительную) поступают углекислый газ, вода, соединения азота и минеральные соли. В клетке из этих неорганических веществ син­тезируются низкомолекулярные органические вещества, моносахариды, аминокислоты, которые являются строительными блоками для создания макромолекул. Соединяясь ковалентными связями, они образуют белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. Макромолекулы, в свою очередь, слабыми нековалентными связями объединяются в надмолекулярные комплексы: липопротеиды, нуклеопротеиды, которые далее используются для построения клеточных структур. Например, из нуклеопротеидов построены рибосомы и хромосомы, а из липопротеидов – мембраны клетки.

Строгая упорядоченность, последовательность и независимость обменных процессов в клетках обеспечивается их локализацией в отдельных клеточных органеллах. Каждую клетку можно рассматривать как самостоятельную химическую систему со своим обменом веществ, что позволяет тонко реагировать на изменение концентрации отдельных веществ во внутренней и внешних средах.

Рассмотрим кратко строение и биологическое значение основных структурных элементов клетки.

Клетка – единая живая система, состоящая из внутренней полужидкой среды – цитоплазмы и ядра. Основная функция цитоплазмы – объединять в одно целое и обеспечивать взаимодействие ядра и других органоидов клетки (рис. 1).

Рис. 1. Строение животной клетки.

Снаружи клетка покрыта трехслойной цитоплазматической мембраной, состоящей из трех слоев: двух белковых и расположенного между ними липидного слоя. Еe функции: ограничивать внутреннюю среду клетки, защищать от повреждений, регулировать поступление и вывод ионов и молекул, соединять клетки в ткани.

Дифференцированные участки цитоплазмы, выполняющие определенные функции, называются органоидами. Основными из них являются следующие:

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – система трубочек, пронизывающих цитоплазму и участвующих в накоплении и транспортировке всех веществ в клетке. В ней различают гладкие и шероховатые участки. На первых синтезируются жиры и углеводы, на вторых — белки.

Митохондрии – мелкие тельца вытянутой формы, расположенные в цитоплазме и ограниченные от нее двумя трехслойными мембранами. Наружная мембрана гладкая, внутренняя – образует многочисленные выросты, на которых расположены дыхательные ферменты. Внутри митохондрии содержится полужидкое вещество, в котором размещены рибосомы, ДНК и РНК. Основное назначение митохондрии – синтез АТФ.

Рибосомы – мелкие тельца округлой формы, состоящие из двух частиц: малой и большой субъединиц. Расположены в цитоплазме и на Э.П.С. Основная функция рибосом – синтез белка в клетке.

Лизосомы – округлые тельца, содержащие комплекс ферментов, способных расщеплять все питательные вещества.

Аппарат Гольджи имеет разнообразную форму и участвует в накоплении и выведении органических веществ, синтезируемых в Э.П.С., и в образовании лизосом.

Клеточный центр участвует в процессах деления клетки.

Ядро окружено оболочкой, состоящей из двух мембран, и пронизанных порами. Через них могут проходить макромолекулы информационных РНК. Содержимое ядра − кариоплазма, состоящая в основном из хроматина, из которого в период деления клетки формируются хромосомы. Ядро содержит генетическую информацию и регулирует жизнедеятельность клетки.

Кроме того, в клетке накапливаются углеводы (гликоген), жиры и белки, которые не являются постоянными компонентами клетки и используются в процессе жизнедеятельности организма.

Клетки, имеющие сходное строение и выполняющие одинаковые функции, объединяются в ткани, ткани – в органы, органы – в системы органов, системы органов образуют живой организм.

Из чего состоит человек?

Для того, чтобы понять из чего состоит человек, нам придется разобраться во всех его составляющих из которых состоит сам человек. И тут речь идёт не о химических элементах или проценте воды, которые содержаться в человеческом теле, а именно те знания, которые необходимы для ответа на вопрос: “Кто такой человек?”.

Человек – это совокупность тела, психики (тонкого тела), ложного эго и души.

Физическое тело – основа взаимодействия человека с материальными объектами

К физическому телу относится – всё тело человека, в том числе внутренние органы и органы восприятия человека. Органы восприятия включают в себя: кожу, глазу, язык, нос и уши. Именно этими органами человек взаимодействует с внешним миром. То есть посредством 5 чувств получая информацию и взаимодействую с миром: осязания, обоняния, зрения, вкуса и слуха.

Физическое тело – это внешняя оболочка человека. Она подобна машине для водителя. Как машина не может работать без наличия водителя, так и тело человека не может быть активным без наличия внутри тонкого тела и души. Тонкое тело и душа покидают грубое тело, когда оно из-за старости, болезни, ранения или иных причин не может больше функционировать. После этого тонкое тело содержащие внутри себя душу, переселяется в новое тело.

Физическое тело состоит из пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Из совокупности этих пяти элементов состоит любая материальная вещь, в том числе и тело человека. Очень часто на вопрос – из чего состоит человек, люди отвечают именно описанием этих элементов и их взаимодействием. То есть, для многих людей человек – это всего лишь набор химических элементов или веществ в теле человека, но это крайне ограниченный взгляд, делающий из человека простую биомеханическую машину, которая рождена для того, чтобы есть, спать и размножаться.

Любое состояние тела порождено взаимодействием пяти элементов, так например усталость является результатом долгого взаимодействия элемента земли.

Физическое тело человека с одной стороны является источник удовольствий через удовлетворение желаний, а с другой стороны является источником страданий. Человеческое тело подвержено болезням, старости и смерти, а также различным неудобствам таким как голод, необходимость комфорта, усталости и т.д.

Для здорового существования физическому телу необходимы: правильное питание, правильное дыхание, умеренные физические нагрузки, правильное место проживания, чистота и дисциплина. Таким образом, человеческое тело будет источником бодрости, а не болезней и слабостей. Так физическое тело станет источником не страдания, болезней, старости, а энергичности, ясности и здоровья.

Физическим телом не следует пренебрегать, но и не стоит делать из него культ. Тело должно служить нам, а не мы телу. Тело – это один из самых важных наших инструментов, который является основой нашей деятельности и взаимодействии с внешним миром.

Ум

Ум – это часть психики или тонкого тела, которая побуждает человека к деятельности или отвращает его от неё. Основная функция ума – это принимать и отвергать. Ум принимает приятное и отвергает неприятное. Такой подход базируется на взаимодействии пяти чувств и самого ума. Чувствам и уму неприятные отрицательные переживания: невкусная еда, неприятный запах, ссора или страх, и приятны положительные.

Ум человека действует постоянно и ищет источники наслаждения. Это могут быть как грубые наслаждения чувств: вкусная еда, приятные звуки, красивые образы, так и тонкие: почет, развлечения, деятельность, эмоции. Ум может наслаждаться также и духовными удовольствиями: чистота, любовь, вдохновение, блаженство.

Стремление, желание, вдохновение, радость, страх, апатия, тоска, привязанность, вожделение, гнев, жадность и безразличие – эти и другие различные состояния являются состояниями ума. В зависимости от степени обуздания нашего ума, он будет источником либо нескончаемых желаний, либо дополнительным мотивом для достижения наших целей. Контролировать ум – означает не давать уму владеть собой. Это также называется способностью “держать себя в руках” или выдержкой.

Пренебрегать умом также не следует. Ум можно обуздать постоянной практикой йоги или просто усыпить его. В первом случае, человек получает правильное умонастроение, в котором он может действовать с энтузиазмом и решимостью. Но если человек усыпит ум, то у него пропадают все желания: как материальные, так и духовные. Это грозит состоянием апатичного умиротворения, в котором человек не может действовать из-за отсутствия каких-либо стремлений. Это и есть ложное отречение.

Ум привлекает живое существо к тому или иному образу жизни, подобно тому как кусочек железа притягивается к более сильному магниту. Если наш ум чист и серьезен – он станет нам лучшим другом, если он слабый и недисциплинированный – он станет постоянным источником несчастий.

Ум управляет телом человека через два побуждения: “хочу” и “не хочу”. Через желание и страх. Когда живое существо хочет насладиться, ум побуждает его трудится. Когда живое существо боится, ум побуждает его действовать так, чтобы избежать страданий.

Разум

Разум занимает более высокое положение в тонком теле человека. Ум контролирует тело человека, а разум контролирует ум. Разум человека определяет границы дозволенного, ставит цели и стремится к обретению совершенства. Стремление к совершенству проявлено во всех живых существах в виде желания превосходства, победы, перфекционизма и красоты.

Разум определяет такие понятия как правила, честь, правда, порядок, закон, знания, предназначение, дисциплина, контроль, развитие, польза и ответственность.

Разум человека отвечает за его мировоззрение и поведение, за его воспитание и роль в обществе. В зависимости от формы разума, человек определяет какую-либо деятельность как подходящую себе. Разум помогает человеку определить что является правильным, а что неправильным. Он также дает возможность действовать постоянно и игнорировать побуждения ума отворачиваться от деятельности к наслаждениям.

Разум является источником стратегических причин для действия, так как именно в разуме человек ставит цели и ищет способы их достижения. Если ум ставит себе задачи чтобы получить наслаждения, то разум ставит себе задачи, чтобы достичь чего-то полезного и важного. Хотя человек может выполнять одну и ту же деятельность, он будет находиться в разных состояниях, в зависимости от источника побуждения. Когда ум является таким источником, то человек будет испытывать неприятности в труде, так как они противоположны наслаждениям. Разумный человек игнорирует восприятие страдания ради пользы.

Подавление страха – это храбрость, которая является функцией разума. Страх это проявление ума и если страх препятствует достижению цели, то разум подавляет его. Невозможность подавить страх означает слабый разум.

Ложное эго

Ложное эго – элемент в тонком теле человека, отвечающий за самоидентификацию. Оно определяет человека через понятие “моё”, а не “Я”. Моё тело, мои знания, моя семья, моя страна. Поэтому оно и называется ложным эго. Отождествляя себя с объектами, которые относятся к материальному миру, ложное эго ведет человека по ложному пути. Так как не дает понимание правильного направления.

Ложное эго означает считать себя продуктом материальной природы.

Шрила Прабхупада

Ложное эго побуждает человека к корысти. Если у человека есть понятие “я”, то у него есть понятие “мне”. Такая частая фраза: “А мне?”, звучит из уст людей не понимающих своей природы и отвлеченных на восприятие чувственных удовольствий. Их беспокоит только собственная выгода.

Ложное эго привязывает человека к объекту своей привязанности и порождает страх и сомнения. Такое проявление эго не позволяет человеку быть свободным и прочно обуславливает его в рамках своей привязанности. Относясь к своему телу как к себе, не понимая своей духовной природы, человек боится смерти, голода, бедности, одиночества и поэтому неустанно трудиться или нарушает законы, чтобы прокормить себя. Эта иллюзия заставляет человека отвернуться от понятия истинного счастья и блага, в сторону мимолетных наслаждений или достижений.

Ложное эго постоянно отворачивает от понимая своего истинного “Я” и ведёт человека по пути страдания. Страх потери будет преследовать человека именно там, где есть его ложное эго. Добро и зло находятся именно там, где человек помешает своё понятие “я”. Но если бы человек поместил своё понятие “Я” в дорожный асфальт, то он бы запретил по нему ездить. Так, вкладывая понятие “Я” в свою семью, человек приносит им большие беспокойства и такая семья становится для него большим беспокойством.

Итак, ложное эго привязывает нас к бренному. Бренное – это то, что мы потеряем. Мы потеряем всё со смертью. Всё, кроме духовного.

Душа

Душа – это истинная природа живого существа. Истинное “Я”. Душа обладает вечностью, знанием и блаженством. Некоторые люди переживали духовные состояние: абсолютное счастье, интуитивное понимание всего или ощущения собственной вечности. Вообще идея вечности заложена во всех. Ведь никто не верит и не думает о собственной смерти, но думает о смерти близких, так как понимает что эта связь бренная и скоро закончится. Но сама душа никогда не погибает.

Обусловленная душа находится в тонком теле и чем прочнее тонкое тело живого существа, тем слабее проявляется душа человека. Самое грубое покрытие – это тело, затем ум, затем разум и в конце ложное эго. Продвигаясь по духовному пути, человек поднимается по этим ступеням в осознании себя нетленной души.

Духовная природа не относится к миру материи. Душа не испытывает материальных желаний. Поэтому она бескорыстна и не желает ничего. Душа не желает ничего, потому что у неё всё есть. Ей нет надобности зарабатывать себе на жизнь или перед кем-то унижаться. Всё чего она хочет – это любви и Истины. Душа естественным образом стремится к Абсолюту, который является источником знания, счастья и вечности.

Понятия страха, смерти, болезней, старости, бедности у души отсутствуют, потому что эти понятия порождены материей.

Священные тексты говорят о душе как о частице Бога. Качественно душа не отличается от Господа, но количественно она не равна ему. Душа живого существа в материальном мире также обусловленная. И поэтому не может быть равна Богу, который является повелителем материальной природы.

Хотя осознавший себя как душу человек не испытывает материальных страданий и не в чем ни нуждается, он все же не отказывается от деятельности, а лишь отказывается от привязанности к ней. Такой человек выполняет только то, что он должен и делает все на благо всех. Такой человек не скован корыстью, жадностью или почетом, а потому свободен от проявления эгоизма.

Пять грубых материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, а также желание, ненависть, счастье и горе, совокупность всех материальных элементов, признаки жизни и решимость – все это, вместе взятое, составляет поле деятельности и происходящие в нем изменения.

Бхагавад-Гита. 13. 6-7

Итак, ответ на вопрос из чего состоит человек: человек состоит из физического тела, чувств, ума, разума, ложного эго и души. Каждый человек находится на определенном уровне развития соответствующему одному из этих составных. И в зависимости от этого он будет жить определенным уровнем жизни. Чем выше уровень развития – тем более высокие стремления в человеке будут преобладать. Низкие стремление направлены исключительно на тело, тогда как высшие стремление направлены на душу, духовную составляющую человека.

Знание того, из чего состоит человек позволяет нам утверждать, что человек – это не просто биологический объект, но многогранное существо, которое содержит в себе очень глубокий мир, до сих пор не объясненный наукой. По-этому, знание того, из чего состоит человек, даст нам возможность по новому взглянуть не только на себя, но и на других людей, осознавая весь масштаб внутреннего мира человека.

Понимание составляющих человека и того из чего состоит человек, даёт возможность решить множество проблем, понять себя и развиваться в необходимых направлениях. То, из чего состоит человек определяет его жизнь, и если понять эти составляющие человека, то возможно будет правильно с ними взаимодействовать, осознавая не только свои способности и мотивы, но и возможности изменить мир вокруг себя. В первую очередь, понять из чего состоит человек – означает понять себя и понимать свои мотивы и стремления. А из стремлений и строится наша жизнь. Удачи.

Физика элементарных частиц вашего тела

Экология жизни.14 млрд лет назад, когда горячая и плотная точка, которой была наша Вселенная, быстро расширялась, вся материя и антиматерия, существовавшие в те времена, должны были уничтожиться и не оставить нам ничего, кроме энергии. Однако часть материи сохранилась.

14 млрд лет назад, когда горячая и плотная точка, которой была наша Вселенная, быстро расширялась, вся материя и антиматерия, существовавшие в те времена, должны были уничтожиться и не оставить нам ничего, кроме энергии. Однако часть материи сохранилась.

Сейчас мы живем в мире, полном частиц. Не любых частиц, а тех, чьи массы и заряды необходимы для существования жизни человека. Сейчас мы приведем несколько фактов о физике элементарных частиц, которые заставят ваши электроны попрыгать.

Частицы, из которых мы состоим
Примерно 99% вашего тела состоит из атомов водорода, углерода, азота и кислорода. Также в вас содержатся и другие необходимые для жизни элементы, но в гораздо меньших пропорциях.
В то время как большинство клеток вашего тела обновляются каждые 7-15 лет, многие частицы, из которых состоят ваши клетки, существуют уже миллионы тысячелетий. Ваши атомы водорода образовались еще во время Большого Взрыва, а атомы углерода, азота и кислорода возникли во время рождения звезд. Самые тяжелые элементы, содержащиеся в вашем теле, появились во время вспышек сверхновой.
Размер атома зависит от того, как расположены его электроны. Ядро, находящееся внутри атома, приблизительно в 100 000 раз меньше самого элемента. Если бы ядро было размером с арахис, атом был бы по размеру с баскетбольную площадку. Если из атома убрать свободное пространство, мы бы могли уместиться в частице свинцовой пыли, а вся человеческая раса могла бы уместиться в одном сахарном кубике.
Как вы можете догадаться, эти внешние частицы составляют лишь малейшую часть вашей массы тела. Каждый протон и нейтрон внутри ядра атома состоит из трех кварков. Масса кварков, которая появляется из-за их взаимодействия с полем Хиггса, составляет лишь несколько процентов от массы протона или нейтрона. Переносчики сильного ядерного взаимодействия, удерживающего кварки вместе, глюоны и вовсе невесомы.
Но если масса вашего тела – это не масса этих частиц, то откуда она берется? Ответ: энергия. Почти вся масса человеческого тела состоит из кинетической энергии кварков и энергии связи глюонов.
Частицы, которые мы производим
Ваше тело — это маленькое месторождение радиоактивных элементов. Каждый год вы получаете дозу природной радиации величиной в 40 миллибэр, которая образуется внутри вас. Такое же количество радиации вы получаете во время четырех рентгенографий грудной клетки. Уровень радиации вашего тела может увеличиваться на 1-2 миллибэр каждые 8 часов, если вы спите рядом с вашим таким же радиоактивным любимым человеком.
Вы излучаете радиацию, потому что еда и напитки, которые вы потребляете, и даже воздух, которым вы дышите, содержат радионуклиды – такие как калий-40 и углерод-14. Они взаимодействуют с молекулами вашего тела, распадаются и продуцируют радиацию в вашем теле.
Когда Калий-40 распадается, он излучает позитрон – античастицу электрона. Таким образом, ваше тело содержит небольшое количество антиматерии. В среднем, каждый человек излучает более 4000 позитронов в день – примерно 180 позитронов в час. Но вскоре эти позитроны сталкиваются с вашими электронами и превращаются в радиацию в форме гамма-лучей.
Частицы, с которыми мы сталкиваемся
Радиоактивность вашего тела – лишь часть той радиации, с которой вы сталкиваетесь каждый день, не получая вреда. Среднестатистический американец получает дозу радиации, равную 620 миллибэр в год. Еда, которую вы потребляете, дом, в котором вы живете, камни и почва, по которым вы ходите, снабжают вас низким уровнем радиации. Если вы просто съедите бразильский орех или сходите к дантисту, то получите уровень радиации в несколько миллибэр. Курение может повысить уровень радиации на 16 000 миллибэр.
Космическое излучение – это излучение, имеющее внеземной источник, которое постоянно проникает в нашу атмосферу. В нашей атмосфере оно сталкивается с другими ядрами и производит мезоны, многие из которых распадаются на частицы – такие как мюоны и нейтрино. Эти частицы, в свою очередь, падают на поверхность Земли и проникают в ваши тела со скоростью примерно 10 атомов в секунду. Они добавляют примерно 27 миллибэр к вашей годовой дозе радиации. Эти космические частицы могут иногда нарушать вашу генетику и провоцировать возникновение небольших мутаций, тем самым делая свой вклад в эволюцию.
Кроме того, что постоянно бомбардирует вас фотонами, создавая внешний облик окружающего вас мира, Солнце атакует вас и частицами, называемыми нейтрино. Нейтрино – постоянные гости вашего тела, проникающие в вас в количестве 100 триллионов в секунду. Солнце – не единственный источник нейтрино; эти частицы приходят также и из других источников – например, из ядерных реакций на других звездах и даже из ядерных реакций на нашей собственной планете.
Многие нейтрино образовались еще в первые несколько секунд после Большого Взрыва. И они старше даже ваших собственных атомов. Нейтрино очень слабо взаимодействуют с другими частицами, и поэтому их визиты вашему телу не несут практически никаких последствий.
Скорее всего, ваше тело постоянно взаимодействует с частицами темной материи. Темная материя не излучает, не отражает и не поглощает свет – и поэтому ее очень сложно обнаружить. Однако ученые считают, что темная материя составляет примерно 80% всего вещества во Вселенной.
Учитывая такое большое количество темной материи, содержащейся во Вселенной, ученые посчитали, что сотни тысяч этих частиц взаимодействуют с вашим телом каждую секунду. Они сталкиваются с вашими атомами каждую минуту. Но темная материя не сильно взаимодействует с материей, из которой вы состоите, и поэтому эффекты этого взаимодействия, скорее всего, незаметны.
В следующий раз, когда вы заинтересуетесь, как физика элементарных частиц влияет на вашу жизнь, просто загляните внутрь собственного тела. опубликовано econet.ru

Прикоснуться прямо к душе. Она рядом, почти на поверхности.

Эта история произошла со мной лет пятнадцать назад, ещё когда я учился в медицинском институте на третьем курсе. Нас, два десятка молодых и жутко амбициозных практикантов направили в 31-ю больницу, расположенную на проспекте Динамо. Это был огромный комплекс, состоящий из нескольких корпусов, со своей зелёной парковой зоной, да к тому же расположенный почти на берегу Малой Невки.

Таким бестолковым оболтусам, какими мы были тогда, никто из медперсонала не доверил бы серьёзного дела. Несмотря на это, каждый из нас мечтал совершить какой-нибудь медицинский подвиг. Казалось бы — чего проще, просто спасти кому-нибудь из больных жизнь в ситуации, где все именитые врачи и профессора ничего не могут сделать и беспомощно разводят руками. Однако, что-то не представлялось таких случаев. Да и не могло представиться для тех, кто, в общем-то, ничего пока из себя в качестве врача не представляя, был занят работой, которую обычно поручали санитаркам — ухаживать за больными, порой наводить порядок в палатах, кормить и, в особо доверенных случаях, ставить инъекции (крайне редко внутривенные, в основном внутримышечные).

Ясно-понятно, что, видя такое к нам недоверие, некоторые из студентов стали потихоньку обрастать пресловутым врачебным цинизмом, правда ещё не в той махровой степени, когда до «чернухи» доходит, но всё же очерствели немного. Ну и забавлялись помаленьку, иногда совсем беззлобно, а иногда и не очень…

В одно из наших дежурств ко мне подошёл Стас Котовский, мой сокурсник, и предложил подменить его на раздаче обедов из столовой. Дело нехитрое — ходи с тележкой по палатам, где лежат неходячие больные, да разливай суп по тарелкам. Я обошёл в два приёма всё порученное мне третье отделение и уже собирался сдавать тележку с бидонами, когда Стас сказал мне, что ещё и в закрытом крыле нужно накормить больного. В то крыло ни у кого из нас, практикантов, допуска не было, и только Стас, ведающий раздачей из столовки, имел ключ от всегда закрытых дверей.

Что ж, надо так надо. Стас открыл мне дверь и я пошёл по короткому коридору, в котором было всего по четыре палаты с каждой стороны и дверь туалетного блока в торце. Единственная палата, в которой должен был находиться пациент, была последней справа, остальные пустовали и были заперты. Докатившись до неё, я медленно и осторожно вошёл, катя за собой тележку и стараясь не шуметь — вдруг больной спит? Это предположение подтверждали закрытые жалюзи на окнах — свет с улицы не проникал и внутри был полумрак, рассеиваемый лишь подсветкой аппаратуры, встроенной в нишу над кроватью.

Однако палата была пуста. «Видимо больной как раз вышел в туалет» — решил я и стал неспеша расставлять на тумбочке у кровати обеденную порцию — тарелку со вторым, стакан с компотом, пару кусочков хлеба на салфетке. Услышав за спиной шорох движения, я повернулся со словами — «Вот, я вам обед принёс», но вопреки моему желанию фраза, ещё не прозвучав до конца, застряла у меня поперёк горла.

У входа в палату, подсвеченный лампами из коридора, стоял словно оживший кошмар. На мгновение мне даже показалось, что это был зомби — тот самый киношный герой популярных в то время ужастиков. Он был невысокого роста — мне ниже плеча — одет в простую больничную одежду, типа пижамы — какой-то нелепой расцветки хэбэшные штаны и рубаха свободного покроя с коротким рукавом. Ужаснуло, напугало меня то, что на этом существе АБСОЛЮТНО НЕ БЫЛО КОЖИ.

Все неприкрытые одеждой участки тела — руки, голова, впалая грудь, видная в распахнутом вороте сорочки, всё было словно только что освежёванно опытным мастером. Ни единого кусочка кожи не было видно на нём, я мог видеть все его (не сильно развитые) мышцы, нити сухожилий, трубочки вен и артерий, широко раскрытые глаза без век смотрели на меня с холодящим откровением. Из-за расположения мускулатуры лица (а мне была видна практически каждая ниточка на каждой мышце) создавалось впечатление, что он хищно и очень плотоядно улыбается, глядя не просто на меня, проникая своим немигающим взглядом через мои глаза мне прямо в душу. Сокращения глазных мышц, когда он переводил взгляд, притягивали моё внимание, как будто, наблюдая за ними, я смогу постигнуть природу этого существа.

Медленной, завораживающей походкой оно подходило ко мне, и я ощущал, что самым натуральным образом не могу пошевелиться. Все мои мышцы словно свело судорогой, я как кролик, загипнготизированный взглядом удава, застыл на месте, не в силах пошевелить хотя бы пальцем. Мысли же мои напротив — метались с необычайной скоростью, успевая за мгновения отследить происходящее, запечатлеть каждую его миллисекунду, при этом не переставая осмысливать, анализировать предшествующие события и строить предположения.

«Что это за тварь? Неужели в самом деле оживший мертвец, зомби? И какого он здесь делает, откуда взялся? Возможно, его держали в этой палате, вот почему заперто это крыло. Тогда почему никто ничего не знает? А может это существо пробралось сюда откуда-то из другого места или вообще из больничного морга? Точно! А обитателя этой палаты он сожрал уже, ну или, по крайней мере, просто убил! Как смываться-то? Ведь мимо него к двери не проскочить, а в окно не сиганёшь — четвёртый этаж. Сука, приближается, уже совсем близко подошёл, шустрый — не то что киношные трупы. Что делать?»

Я не знаю, что бы произошло дальше, если бы он вдруг не заговорил. Сам смысл его слов дошёл до меня чуть позже, а пока я только осознал, что это существо не собирается меня ни убивать, ни тем более пожирать. Негромкий, спокойный голос, обычные, даже будничные его интонации словно вернули меня в реальность из созданного моим воображением кровожадного кошмара, позволили вспомнить, кто я такой, где в данный момент нахожусь и что я тут делаю. Представляю себе свою физиономию в тот момент! Я не нашёл ничего более умного, чем с туповатым выражением лица спросить -«Что?»

— Вместо Стаса вы теперь будете здесь? — переспросил он меня.

Господи! Детский, совершенно не вяжущийся с внешним видом, голос окончательно расставил всё на свои места, привёл в порядок моё разбушевавшееся воображение. И я с удивлением разглядел, что испугался ребёнка, мальчика лет двенадцати. И то, что в начале так напугало и ужаснуло меня, с такой же силой разбудило во мне чувство жалости к человеку, ещё толком не видевшему жизнь, а уже обречённому на такие страдания — воспринимать, ощущать окружающий мир каждым миллиметром оголённого тела, не защищённого таким прочным и крепким, таким привычным нам кожным покровом. Тут же мне вспомнились моменты, когда я в детстве случайно обдирал себе кожу на локтях или коленках и то, какими чувствительными, болезненными были эти ссадины. А ведь он вообще весь состоит из подобной раны, малейшее касание которой отдаётся как будто сделанное грубой наждачной бумагой!

Как можно тише и спокойнее я ответил:

— Да, я сегодня на обеденной раздаче. Будешь кушать?»

— Буду, спасибо. А котлеты куриные?

— Угу. Ещё чем-нибудь помочь? Может, принести чего?

— Нет, не надо.

— Ну ладно, пока. Пообедаешь — зайду за посудой. Приятного аппетита.

— Спасибо.

Когда я вышел в общий холл, меня сразу встретил Стас.

— Ну как? Ва-аще, да? Я когда этого пацана вижу, мне каждый раз зомби вспоминаются. Полный капец ваще!

— Ты что, дурак, Стас? У ребёнка наверное не жизнь, а сплошной болевой шок от открытой раны, а ты тут меня к нему как на выставку водишь! Ты бы как себя без кожи чувствовал? Хотя, без мозгов же, смотрю, обходишься!

Стас на минуту умолк, обиженно глядя на меня. Потом только буркнул сквозь зубы:

— Сам дурак. Кожа у него на месте, только её не видно, там чё-то с обменом веществ у него не так. Вот и водись с ним, если такой умный.

Позже, распросив медсестёр из отделения, я узнал про Мишу (так звали моего нового знакомого) всё, что знали они сами. Оказалось, что он лежит в больнице уже четыре месяца с онкологией, одной из форм рака крови. Около месяца назад было обострение болезни и его уже боялись не вытянуть, не поставить на ноги, когда Мишин папа, кстати немалый чин в администрации города, привёз из-за рубежа лекарство, какой-то новый экспериментальный препарат. Каким-то только одному ему известным способом убедил лечащего врача попытаться использовать это лекарство, которого не только не было в списках разрешённых, его оказывается ещё и не выпускали в производственную партию, так что ни о каких побочных эффектах ничего не знали. А они, эти самые эффекты, проявились в том, что кожный покров мальчика постепенно утратил пигментацию, став совершенно прозрачным. Что только не творилось в те дни на срочно собранных медицинских консилиумах! Вокруг Миши, рассматривая его со всех сторон, бесконечно собирая у него всё, что только можно, для анализов, делая заборы крови порой по пять раз в день, суетились лучшие специалисты всех больниц области! Никто так и не смог объяснить — как такое возможно, почему кожа ребёнка стала прозрачнее, чем полиэтиленовая плёнка.

За всей этой суетой сам факт того, что мальчик пошёл на поправку, уже не вызывал такого восторга и восхищения ни у кого, кроме мишиных родителей. А чтобы не привлекать ненужного внимания со стороны непосвящённых, Мишу перевели в отдельную палату, а потом, когда мальчик уже смог самостоятельно ходить, и в закрытое крыло. Каково это — целыми днями находиться в полной изоляции от людей, общаясь только с врачом, дважды в день приходящим на осмотры, да с санитаром, приносящем еду и убирающим в палате? При этом осознавая, ежедневно наблюдая в зеркале своё уродство, свой ужасающий внешний вид!

Я попросил заведующего отделением поставить меня вместо Стаса на раздачу со столовой, старался чаще заходить к Мише в палату, общаться с ним. Через три дня мы с ним были уже «на ты», а ещё через день я впервые увидел, как он улыбается. К этому времени я уже совсем привык к мишиному необычному виду.

В тот день мы извели почти полпачки бумаги на самолётики — соревновались чей дальше и ровнее улетит по коридору нашей (уже нашей) закрытой рекриации. Я и не думал поддаваться, поэтому когда мишин летун пролетел из конца в конец весь коридор, посрамив моих лучших пилотов, он не просто обрадовался, он чуть ли не подпрыгивал от восторга. Глядя на его улыбающееся лицо, я уже не чувствовал и тени того ужаса, который постиг меня в первый день нашего знакомства, я сам был счастлив не меньше Миши. К вечеру мальчик раскрасил самолёт-победитель фломастерами и назвал его «Победа», написав это слово на фюзеляже.

Позже, видя возникшую у меня с Мишей дружбу, меня «закрепили» за ним постоянно, навроде сиделки.

Однажды он попросил меня принести ему что-нибудь почитать. Нужно ли упоминать, что почти вся моя подборка фантастики постепенно переехала к Мише в тумбочку? Он читал запоями, глотал одну книгу за другой — Стругацкие, Беляев, Олди и Перумов, я просто не знал что ему ещё предложить, чуть не каждую неделю таскал из дома сумки с книгами на смену.

Прочитав «Человека-невидимку», Миша не сразу заговорил со мной о нём, хотя у нас вошло в правило какое-то время обсуждать свежепрочитанные книги. Лишь через несколько дней он напомнил о романе Уэллса и после короткого обсуждения спросил -«А если я вот так же начну… Весь прозрачным… А потом совсем пропаду… Ты обо мне не забудешь?»

И тогда я произнёс те слова, которые пришли из самой глубины души, то, что я сам от себя не ожидал услышать -«Я тебя никогда не забуду, друг».

В день, когда его выписывали из больницы, мишина мама, улыбаясь, сказала мне, что лучшего друга для своего сына они и придумать бы не смогли, а отец протянул мне свою визитку и сказал, что я всегда желанный гость в их доме. Сам же Миша подошёл ко мне и обнял своими красными руками, которых я в день нашей первой встречи так испугался. По щеке у него катились слёзы и я так и не мог разглядеть — откуда же они появляются. Возможно потому, что мне мешала соринка, попавшая в глаз и заставившая вытирать слёзы, проступившие у меня самого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *