Ария в музыке

Для скольких голосов может быть ария?(двух, одного, трёх)

Билли айлиш как она стала популярной Построить главные трезвучия(T5/3, S5/3 ,D5/3) с обращениями и D7 в тональностях:ля бемоль мажор,фа минор,си минор,до минор. Запишите в тетрадь!СРОЧНО, ПРОШУ,ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ) Построить главные трезвучия(T5/3, S5/3 ,D5/3) с обращениями и D7 в тональностях:ля бемоль мажор,фа минор,си минор,до минор. И запишите в тетрадь)СРОЧН О,ПРОШУ Построить главные трезвучия(T5/3, S5/3 ,D5/3) с обращениями и D7 в тональностях:ля бемоль мажор,фа минор,си минор,до минор. Запишите в тетрадь Вопросы по песне «А закаты алые» 1 Какой характер музыки, какое настроение передано в этом музыкальном произведении? 2 Звучит соло или оркестр? 3 Услышали ли вы в этом произведении повторы? 4 Сколько частей услышали? 5 На какой танец похожа эта пьеса? ПОМОГІТЄ ПЖ Хто з видатних композиторів працювали як автори музики кіно? І до яких кінофільмів ( декілька )? 5. До яких кінофільмів написав музику Мі каел Тарівердієв ? 6. Які пісні звучать у кінофільмі „В бій ідуть одні старики ” ? 7. Назвіть декілька сучасних пісень, написаних для захисників України , або самими воїнами АТО.? Кто смотрел мюзикл» кошки » распишите характер музыки на 3 действия СРОЧНО ПРОШУ!!! Помогите пожалуйста решить обведённые и ещё проверьте остальные см. Фото 1)помогите т1 в ля мажоре2) закреплено☝️☝️Пожалуйста ПОЖАЛУЙСТА ​ Помогите т1 в ля мажоре​

Урок музыки по ФГОС для 3 класса по теме «Опера. Что такое ария» методическая разработка по музыке по теме

Что такое ария

Цель: Научить учащихся отличать арию от песни

Задачи:

Обучающие:

Сформировать у учащихся представление о характерных особенностях арии

Формирование умения анализировать вокальные произведения.

Развивающие:

Развитие критическое мышления школьников в процессе сравнительного анализа вокальных жанров песни и арии.

Развитие творческой активности учащихся.

Воспитательные:

Формирование нравственных качеств личности.

Воспитание любви и интереса к русской классической музыке.

Цель учеников: Научиться отличать арию от песни

Планируемые результаты:

Предметные умения:

  • Уметь объяснить смысл термина «ария»;
  • Уметь находить характерные особенности различных вокальных жанров (на примере песни и арии);
  • Овладеть приемами анализа, сравнения;
  • Овладеть исследовательскими навыками.

Метапредметные:

  • Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
  • Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, выражать свое мнение о музыке;
  • Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии

Личностные:

  • ориентироваться в нравственном содержании поступков;
  • научится сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач

Ход урока:

I этап. Мотивация к деятельности (РУУД)

1. Цель — Актуализировать знания, подвести обучающихся к определению темы урока;

2. Цель – активизировать познавательный интерес к теме урока, создав проблемную ситуацию.

У: Приветствие. Мы продолжаем путешествие в прекрасный мир оперы. О чем же сегодня мы с вами поговорим? Чтобы это узнать, необходимо выполнить задание (Определение темы урока):

Ответив на вопросы, вы сможете расшифровать слово, относящееся к нашему уроку:

1.Инструментальное сопровождение

песни (аккомпанемент)

2. Высота звучания музыки (регистр)

3. Она — звуковое воплощение музыкальной мысли, носительница

музыкального содержания (интонация)

4. Это и фрукт, и матросский танец (яблочко) (ПУУД)

АРИЯ

У: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с номерами в опере. Но сначала необходимо проверить домашнее задание. Какое задание вы получили?

Д/З: Найти в словарях или интернете определение, что такое ария

У: Проверять Д/З вы будете друг у друга. Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания (1 м)

У: А теперь посмотрите на слайде правильное решение Д/З (на слайде таблица). Если у вас есть ошибки – исправьте. (1 м. Итого 6 м)

Как подвести детей к определению цели?

Они могут выдвинуть цели: 1. Узнать особенности арии

2. Узнать что такое ария

Можно подвести таким образом: Вы поставили замечательные цели. Но давайте разберёмся, зачем мы получаем знания на уроке, ради самих знаний, чтобы узнать новое, или для того, чтобы уметь применять знания в жизни?

Д: чтобы применять в жизни.

У: тогда в какой ситуации нам должны помочь знания об арии?

Если у Д заминка с ответом или неверные предположения, подвести их к верному решению.

У: Представьте ситуацию – мы пришли на концерт вокальной музыки, конферансье забыл объявлять номера, какие знания помогут нам отличить арию от песни?

Д: Знания «чем отличается ария от песни».

У: так какую цель мы поставим на уроке? Чему должны научиться?

Д: Научится отличать арию от песни.

У: А что мы должны сделать для того, чтобы этому научиться? Т.е. какие поставим перед собой задачи?

Д: 1. Узнать, что такое ария

2. Узнать её особенности

3. Сравнить с песней

У: Итак, цель и задачи определены, будем их решать.

(Итого 10 м) (РУУД)

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Основная часть (ПРЛУУД)

Новый материал. Мы уже знаем, что ария – это законченный номер в опере. С каким жанром вокальной музыки схожа ария?

Д: С песней.

У Предлагаю исполнить песню «Мой щенок». Вспомните, как мы поём окончания, как правильно брать дыхание, и не забудьте про динамические оттенки. Ну и конечно нужно передать настроение песни. Готовы? (исполнение песни 3 м)

У.Вспомните, что такое песня?

Д: Песня – это жанр вокальной музыки, который имеет куплетную форму. Главная задача куплета – передать информацию, которая подведет слушателя к названию песни. Куплет рассказывает историю и задает эмоциональный настрой. Куплет содержит сюжет, детали и действие.

У: О чем рассказала нам песня «Мой щенок»?

Был в ней рассказ, действие? 3 м

У: Из музыкального словаря мы узнали, что термин «ария» с итальянского языка переводится как «песня». Тогда почему, если ария похожа на песню, мы её всё же называем арией? Здесь есть противоречие, проблема. Что нам нужно узнать, какой вопрос мы зададим?

Д: Чем ария отличается от песни?

У: Предлагаю провести исследование и разобраться в этом противоречии.

У: Обратимся к арии. Где можно услышать арию?

=

-Что такое опера?

=

У: А теперь мы послушаем Арию князя Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Но сначала расскажите, кто такой князь Игорь?

=

-Что с ним случилось?

=

-Послушайте, внимательно и определите, о чём рассказывает ария

=

-Тогда о чём поётся в этой арии?

=

-Какие чувства испытывает герой?

=

-Можем ли мы из арии узнать о характере Игоря, представить себе, какой он человек?

=

-Составьте портрет Игоря

-Рассказывает ли он о каких то конкретных событиях

=

-в какой форме написана ария

-Предлагаю сравнить песню и арию. Наша цель: найти отличия. Помогите заполнить таблицу

=

— В чём мы нашли различия?

=

-Так как же можно отличить арию от песни?

=

— Давайте дополним ваше определение арии новыми сведениями. Ария это портрет героя. В арии раскрывается внутренний мир героя, его мысли и чувства.

— А сейчас у нас антракт. Предлагаю всем немного отдохнуть. Под замечательную, весёлую песенку «Динозаврик» мы попляшем. Вы можете повторять движения за мной, а если кто – то придумает свои движения – может поимпровизировать. 3 м

III этап. Контроль и оценка результатов деятельности (КРПУУД)

-Ребята, предлагаю игру, кто сумеет отличить арию от песни.

Закрепление (ОМС). Работа в группах (5 м)

-Итак, ещё раз повторим, как можно отличается ария от песни.

=

-Наступил момент подведения итогов нашему уроку, и я предлагаю вам ответить на вопросы:

Чему мы научились…

Что вызвало затруднение……

Что можно сделать, чтобы улучшить….

Достигли мы цели урока…

-Как вы себя оцениваете, поднимите солнышко, кто считает, что приложил старание на уроке и работал хорошо.

=

-Спасибо, вы замечательно работали на уроке. Особенно хорошо проявили себя командиры групп. Все получают за работу отличную оценку.

Д/З:

1. Либретто оперы «Снегурочка»

Н.А. Римского — Корсакова

2. Творчество Н.А. Римского – Корсакова (интересные факты)

-И в завершении урока предлагаю спеть очень добрую и красивую песню, ведь приближается самый чудесный и светлый праздник наших мам и бабушек. Какую песню мы исполним?

= «Бабушка»

— Все настроились на нужный лад? Тогда поём.

Ария

(итал. aria, англ. и франц. air) — жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой преим. песенного склада, исполняющийся певцом-солистом в сопр. оркестра. В отличие от речитатива и ариозо, непосредственно связанных со сценич. действием, А. как бы обобщает в эмоциональном плане определённый его этап. По сравнению с песней и романсом А. обладает более сложным, многочастным строением.
Термин «А.» встречается в западноевроп. музыке уже в 15 в. Во Франции с 16 в. А. наз. обычную строфич. песню, с нач. 17 в. — инстр. пьесы танцевального или песенного характера (air franзaise). К этому времени во франц. музыке получают распространение А. для голоса с аккомпанементом лютни или гитары, реже встречаются 4-голосные вок. А. Появляются разновидности сольной вок. A.: придворная ария (air de cour), серьёзная ария (air sйrieux), духовная ария (air spirituelle) и т.п. Близкие по жанру вок. пьесы, но в многогол. изложении, входят в сб. англ. композиторов Т. Морли («Canzonets or little short airs to five and six voices», 1597), Дж. Дауленда («The first book of songes or ayres…», 1600). Нек-рые франц. композиторы (М. Ламбер, M. Лабар) расширяют форму A., включая в неё дополнит. куплеты с вариациями (т. н. дубли). В качестве инстр. номера франц. композиторы вводят А. в балеты, балетные интермедии. Танц. пьесы под назв. А. встречаются в балетной музыке австр. композитора И. Г. Шмельцера. Нем. композиторы (не без франц. влияния) в сер. 17 в. включают инстр. А. как самостоятельную часть в орк. сюиты: впоследствии такие А. создавали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах (напр., знаменитая флейтовая А. из орк. сюиты D-dur).
Иное направление в развитии A., ведущее к совр. её формам, связано с эволюцией итал. камерной вок. и оперной музыки 17-18 вв. Зачатки этого типа А. содержатся в мадригалах Дж. Каччини «Новая музыка» («Le nuove musiche», 1601-1602) и в первых операх флорентинских музыкантов (Я. Пери и др.). В этот период становления А. (1600-50) возникают её разл. виды — от одногол. мелодии (средней между речитативом и кантиленой), порой приближающейся к более позднему ариозо или некоему подобию канцонетты с неск. контрастирующими разделами, до A., осн. на basso ostinato. Такие А. встречаются у Я. Пери («Le varie musiche а 1, 2 e 3 voci», 1609), А. Гранди («Cantate ed arie a voce Solo», 1620), С. Ланди («Arie a una voce», 1620) и др.
Последующий этап развития А. (1650-1750) связан в первую очередь с итал. оперным иск-вом. В итал. опере вырабатываются виды и формы А. как лирич. кульминации оперы, кристаллизуются функции А. как муз. центра оперного произв., тогда как в речитативе обычно концентрируется драматич. действие. Второстепенным персонажам поручаются более простые А. песенно-танц. склада, ведущим — более сложные и развитые, содержащие повторы текста и включающие речитативы и колоратуры. Складывается типич. форма большой трёхчастной А. — т. н. А. да капо (aria da capo), в к-рой 3-я часть является повторением 1-й (aba). Ранние образцы А. да капо встречаются у К. Монтеверди. В его опере «Коронация Поппеи» (1642) А. — драматич. сцена, муз. характер к-рой целиком подчиняется содержанию текста. Дальнейшее развитие итал. А. да капо связано с творчеством Л. Росси, Ф. Кавалли, М. Чести. В неаполитанской оперной школе, в к-рой сложился жанр оперы-сериа и достигло высокого развития иск-во сольного пения (см. Бельканто), А. да капо принимает иной характер. У А. Скарлатти она представляет собой замкнутую форму, свободная реприза к-рой дала певцам широкие возможности импровизации, показа блестящего вок. мастерства. Появляются и А. с участием обязательных («облигатных») концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.). Однако круг эмоций, находящих отражение в A., остаётся ограниченным. Обычно она воплощает один типический образ, выражает одно настроение. Различаются: характерная A. (aria di caratterе — энергичная, патетическая), певучая A. (aria cantabile — элегическая, с украшениями), бравурная А. (aria di bravura — виртуозная, колоратурная) и др. Оттеснение на второй план муз.-драматич. содержания оперы-сериа вокальной виртуозностью приводит к схематизации A., что свидетельствует о кризисе этого оперного жанра.
Франц. оперной А. того же периода присущи простота структуры, песенность. Итал. A., проникшая во Францию, в отличие от французской называлась ариеттой. В нем. музыке были распространены франц. и итал. типы А. (в операх И. З. Куссера и Р. Кайзера), пользовались популярностью простые, песенного характера строфич. арии, обычно с ритурнелем. Тип итал. А. с участием концертирующих инструментов получил высокохудожеств. претворение в кантатном и ораториальном творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана. Итал. А. да капо оказала влияние и на развитие инстр. музыки: её обобщённо-абстрактный тематизм явился основой для формирования инстр. тематизма, а 3-частность подготовила соответствующее построение первых частей (Allegro) ранних симф. циклов (симфонии Й. Гайдна).
Важнейшим рубежом в развитии А. явилась оперная реформа К. В. Глюка. Выражавшая ранее немногие типизированные состояния (аффекты), А. превращается в органич. элемент муз.-драматич. действия, передаёт всё богатство эмоциональных состояний, возникающих в определённой ситуации. У В. А. Моцарта старые оперные формы наполняются новым содержанием и органически связываются с действием. Появляются новые виды А. (напр., концертная А. с инстр. сопровождением, представленная в творчестве композиторов венской классической школы). Типы оперных А. были обогащены каватиной (в итал. опере-буффа, сыгравшей значит. роль в развитии формы A.), А.-рондо, позднее, динамичной А.-стретто. На основе органического сочетания свободной разработки, речитатива и сильно изменённой репризы А. да капо складывается более сложная форма «вокальной сцены» («сцена и ария», «речитатив и сцена», «сцена и каватина» и т.п.). Типич. вокальные сцены встречаются в операх композиторов 1-й пол. 19 в. — К. М. Вебера, Дж. Мейербера, Дж. Верди (в среднем периоде его творчества), использующих в драм. целях последовательное соединение контрастирующих речитативных и песенных форм (баллады, романса, каватины). Ограничивается применение колоратур (за исключением произв. нек-рых итал. композиторов — В. Беллини, Г. Доницетти), вок. мелодия более органично следует за эмоциональными нюансами текста, в к-ром начинает преобладать нестрофич. форма изложения. В зрелых операх Р. Вагнера и поздних операх Дж. Верди деление на А. и речитатив отсутствует; ясно оформленные А. встречаются лишь изредка и тесно связаны с действием, ситуацией. Во 2-й пол. 19 в. А. получает новое развитие в жанре франц. лирич. оперы у Ш. Гуно и Ж. Массне, в конце 19 — нач. 20 вв. — в творчестве композиторов-веристов, в особенности у Дж. Пуччини.
На формировании самобытных черт рус. А. сказались особенности становления рус. нац. оперы, к-рая складывалась в 18 в. в основном как бытовая комич. опера из нар. жизни. Широкое использование композиторами нар. крестьянской и гор. песни, а также бытового романса как средств жанровой характеристики муз.-сценич. образов оказало влияние на интонац. строй A., отчасти и на её структуру. Вместе с тем в ранних рус. А. заметно и плодотворное воздействие сложившихся художеств. традиций зарубежного оперного иск-ва. Первые художеств.-весомые образцы русской А. представлены в оперном творчестве В. А. Пашкевича («Несчастье от кареты», пост. 1779) и в особенности Е. И. Фомина (напр., героич. ария Боеслаевича из оперы «Новгородский богатырь Боеслаевич», пост. 1786; лирич. ария Соретты и арии Фолета из комич. оперы «Американцы», пост. 1800). Дальнейшая эволюция А. связана с процессом интонац. обновления муз. языка в рус. опере 1-й трети 19 в. Так, в A., написанных С. И. Давыдовым к «Русалке» Ф. Кауэра (1803-07), ощущается стремление к созданию сквозной оперной формы (А.-полонез Тарабара), а в арии Лесты из 4-й части одноимённой оперы, использующей интонации рус. протяжной песни, намечены линии развития, ведущие к ариям Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки) и Княгини («Русалка» Даргомыжского). Романтич. тенденции характерны для нек-рых А. в операх К. А. Кавоса. На А. сказалось также влияние водевиля, нар.-бытовой интермедии и дивертисмента. А. применяется в оратории («Минин и Пожарский» С. А. Дегтярёва, 1811), в театр. музыке (напр., «Эсфирь» О. А. Козловского, 1816). Этот историч. период развития А. завершается в творчестве А. Н. Верстовского, создавшего в своих операх замечательные образцы мелодически- характерной и эмоционально-насыщенной романтич. А. («Аскольдова могила», 1835).
Расцвет А. в рус. оперной музыке связан с оперным творчеством М. И. Глинки. А. занимает важнейшее место в произв. Глинки и др. рус. композиторов-классиков, придававших большое значение мелодич. обобщению, вок. мелодике. Нередко эти композиторы используют традиц. 2- и 3-частную форму A., однако трактуют её по-новому, наполняя самобытным содержанием. Мелодика А. рус. классич. опер глубоко национальна, опирается на интонац. богатства рус. нар. песни. Рус. оперные А. отличаются особенно тесной связью с действием; порой они представляют собой обобщение интонаций предшеств. речитативов и ариозо, составляя кульминационные пункты единой линии муз. развития; это позволяет говорить о вок. симфонизме рус. классич. опер. У Глинки мелодика А. отличается особой пластичностью, широкой распевностью (напр., ария Ивана Сусанина «Ты придёшь, моя заря»), у А. С. Даргомыжского в А. песенность, напевность обогащены речевыми интонациями, широко использованы и интонации гор. бытовой песни (первая ария Мельника из «Русалки»), у П. И. Чайковского темы А. драматичны и импульсивны. Развитие внутри А. в произв. М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и М. П. Мусоргского нередко связано с вариац. «перекраской» муз. мысли (баллада Финна из оперы «Руслан и Людмила»), со свободным последованием мотивов; у П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова оно более едино, целостно, как бы вытекает из начального мотива-зерна (напр., ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»).
Наряду с рус. классич. А. своеобразные формы А. возникли в творчестве представителей нац. муз. культур дореволюц. России (Н. В. Лысенко и др.). Характерная для рус. композиторов-классиков трактовка А. находит продолжение и развитие в лучших операх советских композиторов (у С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). Сов. композиторы используют и специфич. виды А. (А.-рассказ, А.-монолог, А. — монологич. сцена). Широко применяли А. композиторы, участвовавшие в становлении советской нац. оперы (З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Р. М. Глиэр, М. Заринь и др.). А. постоянно встречается также и в сочинениях ораториально-кантатного жанра.

Литература: Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952;Конен В., Опера и симфония, М., 1966; Goldschmidt H., Zur Entstehungsgeschichte der Arien- und Symphonien-Formen, «Monatshefte fьr Musikgeschichte», XXIII, 1901; Flegel В., Studien zur Arientechnik in den Opern Hцndeis, в сб.: Hцndel-Jahrbuch, II, Lpz., 1929; Godefroу J. V. L., Some aspects of the aria, «ML», XVII, 1936; Robinson M. F., The aria in opera seria. 1725-1780, в сб.: Proceedings of the Royal Musical Association, 88 session. 1961-1962, L., 1962; Hjelmborg В., Aspects of the aria in the early operas of Fr. Cavali, в кн.: Natalicia Musicologie. Festschrift Kn. Jeppesen, Kph., 1962. И. М. Ямпольский.

ария

передача какой-либо вещи другому лицу для временного пользования. Первоначально ария была обязательной (ваджиб) для мусульман, а затем это повеление было отменено (насх). В настоящее время обязательной она может быть только в исключительных случаях, например, когда кому-нибудь необходима теплая одежда, чтобы не умереть от холода. О необходимости помощи людей друг другу упоминается в исламских первоисточниках. В Коране говорится: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (5: 2). Таким образом, ария является богоугодным делом в человеческих отношениях. В Сунне также имеются хадисы о том, что пророк Мухаммад брал различные вещи для временного пользования у других людей. В ханафитском мазхабе обязательным условием (рукном) арии является предложение владельца вещи. Но согласно кыясу (см. Кыяс) еще одним условием является принятие этой вещи со стороны того человека, которому она дается.

Другими условиями (шартами) являются:

— Здравомыслие хозяина вещи. Совершеннолетие является условием во всех мазхабах, помимо ханафитского;

— Наличие вещи, которая передается для временного пользования другого лица;

— право хозяина вещи на передачу вещи другому лицу;

— вещь должна быть такой, чтобы ее можно было вернуть после использования (т.е. например, арией не могут быть продукты питания);

— передача вещи возможна только в том случае, если она будет для чего-то использоваться.

Арией могут быть различные вещи и даже объекты: территории, дома, одежда, животные и т.д.

Оперные арии (виды)

Кабалетта, стретта, ариозо…

Номерная опера долго господствовала в мировом музыкальном искусстве. Номерной она называется потому, что может быть с легкостью разбита на номера — арии героев оперы. Таковы оперы эпохи барокко (в которых количество арий могло превышать все разумные пределы), оперы эпохи романтизма (Беллини, например), оперы классицизма (Моцарт, конечно), оперы Верди (кроме поздних) и многие другие. С появлением Вагнера произошла некоторая революция, после которой стала высоко цениться сквозная опера, из которой сложно или невозможно выделить отдельные номера.

Когда опера была номерная, в ней могли быть написаны арии для каждого героя. Для главных действующих лиц композиторы сочиняли по несколько сольных номеров. Естественно, такое многообразие не могло называться одним словом «ария». На самом деле, есть классификация оперных арий, и певцу неплохо бы разбираться в ней.

Итак, есть основной вид сольного номера — ария. Это полностью законченный, самостоятельный эпизод в опере (или оратории), который с легкостью может быть из нее взят для отдельного исполнения. Ария наиболее полно характеризует героя. По продолжительности ария может быть разной. Например, aria da capo, распространенная в старинных opera-seria, состоит из первой части, средней и повторения первой части, но с вариациями, пример арии да капо — Гендель «Lascia ch’io pianga». В эпоху барокко вариаций было столько, что концертмейстер мог спокойно попить чаю, пока певец выводит колоратуры. Большая ария подразумевает медленную и быструю части (такие арии поют на последних турах вокальных конкурсов). Арии может предшествовать сцена, то есть речитативный эпизод. Примеры арий из опер: Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» Пуччини, ария Хозе с цветком из «Кармен», две арии Церлины из «Дон Жуана» Моцарта, ария дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» и т. д.

Часто главному герою дается две арии, вторая из них может быть менее развернутой. В таком случае номер называется «ариозо». Он более насыщенный, чем речитатив, тоже может быть с легкостью изъят из оперы для исполнения на концерте. Чаще всего ариозо описывает реакцию героя на происходящие события. Так же ариозо встречается в больших дуэтных сценах (сцена Виолетты и Жермона из «Травиаты»). Примеры у Чайковского: ариозо Германа «Прости, небесное созданье», ариозо Ленского «Я люблю вас», ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна» и т. д.

Близко по значению к ариозо примыкает ариетта. Она имеет более простую мелодию песенного характера. Ариетта распространена во французской комической опере. Например, ариетта Лоретты Гретри, ариетта Снегурочки «Слыхала я» и др.

Особое место занимает каватина. Раньше это была самая первая ария героя, «выходная», то есть пелась сразу при выходе на сцену. Позже каватиной стали называть арии со свободным построением. Примеры: каватина Валентина из «Фауста» Гуно, каватина Розины и каватина Фигаро (обе очень популярные) из «Севильского цирюльника» Россини.

В операх встречаются и романсы. Вообще, романс — это основной жанр камерной музыки, но вспомним романс Дубровского из оперы Направника, романс Сантуццы из «Сельской чести», романс Неморино из «Любовного напитка». Чаще темой романса является любовное переживание.

Баркарола (от итальянского слова «барка» — лодка) — это песня венецианских гондольеров, ее мелодия словно «качает» слушателя на волнах. Самый известный пример — дуэт-баркарола «Belle nuit» из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха.

К серенаде композитор прибегает тогда, когда герой оперы поет под окном возлюбленной. Примеры: Серенада Смита из «Пертской красавицы» Бизе, серенада Мефистофеля Гуно (эта серенада сатирическая).

Баллада — это песенный рассказ с драматическим и фантастическим содержанием. Например, баллада Мефистофеля или баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст».

Канцоной в итальянской опере называется лирическая песня. Самая известная песня — «Сердце красавицы» из оперы Верди «Риголетто», еще примеры: канцона Альмавивы из «Севильского цирюльника», канцона Керубино «Voi che sapete». Канцонетта — это небольшая канцона, как, например, канцонетта де Грие из оперы «Манон Леско» Пуччини.

Для показа героического, боевого, волевого характера героя используется кабалетта. Она небольшая по размеру, быстрая и ритмичная. Такова кабалетта Манрико «Di quella pira» из «Трубадура», каватина и кабалетта Нормы или Эльвиры у Беллини. Правда, кабалетту Манрико называют так же стреттой Манрико, что означает ускорение темпа музыки и действия в финале произведения.

Вот основные виды оперных арий, зная которые, вы правильно объявите свое выступление на концерте или перед жюри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *