Анафора примеры

Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:

«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…».
М. Ю. Лермонтов

«Город пышный, город бедный…».
А. С. Пушкин

«Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!».
Н. А. Некрасов

«Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья…».
М. Ю. Лермонтов

«Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины…».
Ф. И. Тютчев

Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.

Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой.

В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.

Эпифора

Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.

Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это концовка.

Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:

«Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости…».
А. С. Пушкин

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?».
Н. В. Гоголь

«— Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны? —
И сидели мы, выпятив груди…».
А. Т. Твардовский

«Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…».
В. Я. Брюсов

Симплока

Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:

«Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла…».
Русская народная песня

«Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел…».
В. Бутусов

Анадиплосис

Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:

«К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась!..».
М. А. Лохвицкая

Для чего используется анафора?

В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.

В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:

  • если текст объёмный и параграфы большие — для того, чтобы читатель при чтении не потерял основную мысль, объект, о котором идёт речь;
  • анафора позволяет каждый раз добавлять новую информацию; повторение того, о чём шла речь ранее, позволяет журналистам более подробно рассказать о каком-то событии или человеке;
  • при использовании анафоры более чётко прослеживается логика говорящего.

Виды анафоры

Лексическая анафора

Повторяются одни и те же слова:

«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…».
С. А. Есенин

Звуковая анафора

В начале рядов повторяются сочетания звуков:

«Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища…».
А. С. Пушкин

Морфемная анафора

Повторяются одни и те же части слов или морфемы:

«Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня!..».
М. Ю. Лермонтов

Синтаксическая анафора

В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:

«И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник».
Анна Ахматова

«Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери».
Свадебная песня

Строфическая анафора

Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):

«Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берёт.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнёт.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идёт».
О. Э. Мандельштам

Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.

Анафора в «Слово о полку Игореве»

«Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов…».

«Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре…».

«Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам».

«Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду.
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!».

Смотрите также значения Эпитет, Метафора и Оксюморон.

Анафора — что это такое? Примеры анафоры в стихотворениях

Повторение слов, звуков, выражений в конце смежных отрезков речи — это уже эпифора.

Анафора — стилистическая фигура, один из способов сделать речь более образной и выразительной (наряду с эпитетом, метафорой и другими приемами). В литературе задача анафоры — усилить эмоциональность и пафос произведения; также выделить наиболее важные мысли; объединить в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Борис Пастернак. «Определение поэзии»

Слово происходит от древнегреческого ἀναφορά — восхождение, возвращение, вынесение вверх. Ударение ставится на второй слог: ана́фора.

Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.Например, в Библии: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

Любят анафору ораторы. Например, британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи после вступления Великобритании во Вторую мировую войну говорил:

Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…

Уинстон Черчилль

Чаще других анафору используют поэты. Некоторые виды анафоры возможны только в стихах — например, ритмическая или строфическая анафора.

В поэзии анафора известна с давних времен — вот стихи древнегреческого поэта V века до нашей эры Анакреона (перевод С. Лурье):

Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.

Виды анафоры: звуковая, лексическая, синтаксическая

Звуковая (фоническая) анафора — это повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?

‎Афанасий Фет

Морфемная анафора — это повторение одних и тех же частей слов, слогов.

Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

М.Ю. Лермонтов, «Узник»

Лексическая (словесная) анафора — это повторение одних и тех же слов. Она встречается чаще всего. В этом случае анафора — разновидность лексического повтора.

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Владимир Высоцкий

Синтаксическая анафора — это повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Строфическая анафора — это повтор частей фразы в начале строф стихотворения.

Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.

Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.

И.А. Бродский. «В горах»

Различные типы анафор могут объединяться. Например, строфико-синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций в начале каждой строфы.

Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада…

Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной…

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони…

И.А. Бродский. «Рождественски романс»

Ритмическая анафора — это повторение ритма, пауз в параллельных отрезках речи. Например, в приведенном ниже стихотворении А.Фета ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах (источник — А.П. Квятковский, «Поэтический словарь»)

Свеча нагорела. Портреты в тени.
Сидишь прилежно и скромно ты.
Старушке зевнулось. По окнам огни
Прошли в те дальние комнаты.

Никак комара не прогонишь ты прочь,
Поет и к свету все просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится…
Афанасий Фет

Что такое метафора? Примеры метафоры в русском языке

Анафора и градация

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением или понижением эмоционального характера слов в речи.

Подробнее читайте: Что такое градация. Примеры градации в литературе

Анафора в литературе. Примеры

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Афанасий Фет

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Сергей Есенин

Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?
Константин Бальмонт

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье.
Анна Ахматова

Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.

Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.
Арсений Тарковский

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Константин Симонов

Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Уильям Шекспир (перевод Бориса Пастернака)

Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.

Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну —
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.

И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдейл (перевод Льва Жданова)

Что такое анафора. Примеры анафоры в художественной литературе

Анафора — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра речи, обо­рот поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в повто­ре­нии началь­ных созву­чий, частей слов, сло­во­со­че­та­ний и син­так­си­че­ских кон­струк­ций.

Узнаем. что такое ана­фо­ра в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры ана­фо­ры в поэ­ти­че­ской и про­за­и­че­ской речи.

В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре одним из средств созда­ния образ­ной и выра­зи­тель­ной речи явля­ет­ся ана­фо­ра. В пере­во­де с гре­че­ско­го этот линг­ви­сти­че­ский тер­мин бук­валь­но зна­чит «выне­се­ние, отне­се­ние».

Что такое анафора

АНАФОРА (греч. αναφορα — воз­вра­ще­ние, еди­но­на­ча­лие) — повто­ре­ние каких-либо сход­ных зву­ко­вых эле­мен­тов в нача­ле смеж­ных рит­ми­че­ских рядов (полу­сти­ший, строк, строф): «Наше ору­жие — наши пес­ни, Наше золо­то — зве­ня­щие голо­са».

Анафора — одна из фигур худо­же­ствен­ной речи. В про­из­ве­де­нии этот сти­ли­сти­че­ский при­ем исполь­зу­ет­ся худож­ни­ка­ми сло­ва с целью уси­ле­ния эмоционально-торжественного, воз­вы­шен­но­го тона, смыс­ло­во­го и логи­че­ско­го выде­ле­ния наи­бо­лее важ­ных мыс­лей, объ­еди­не­ния в одно целое раз­лич­ных по стро­е­нию и син­так­си­че­ско­му уров­ню кон­струк­ций.

Анафора пред­став­ля­ет собой обо­рот поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в повто­ре­нии оди­на­ко­вых слов, выра­же­ний, зву­ко­вых соче­та­ний, син­так­си­че­ских постро­е­ний в нача­ле сти­хо­твор­ных строф, частей слож­но­го пред­ло­же­ния, фраз, пери­о­дов, абза­цев в про­за­и­че­ском худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии.

Примеры анафоры в литературе

Наиболее широ­ко ана­фо­ра рас­про­стра­не­на в поэ­ти­че­ских текстах:

Блажен, кто смо­ло­ду был молод,
Блажен, кто вовре­мя созрел…

(А. Пушкин)

Люблю лебе­дей,
Холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебе­дей,
Светящихся белы­ми лам­па­ми.
Люблю лебе­дей
За лёг­кость летя­щую линий.
Люблю лебе­дей —
Они вырас­та­ют из лилий.

(Г. Серебряков)

Анафора может быть зву­ко­вой, когда в нача­ле строк повто­ря­ют­ся толь­ко оди­на­ко­вые зву­ки или зву­ко­вые соче­та­ния. Приведем клас­си­че­ский при­мер зву­ко­вой ана­фо­ры:

Грозой сне­сен­ные мосты,
Гроба с раз­мы­то­го клад­би­ща.

(А.С. Пушкин)

Морфемная ана­фо­ра пред­по­ла­га­ет повто­ре­ние частей слов или одних и тех же мор­фем, как в сти­хо­тво­ре­нии «Узник» М.Ю.Лермонтова:

Черногла­зую деви­цу,
Черногри­во­го коня!..

В поэ­ти­че­ской и про­за­и­че­ской речи часто упо­треб­ля­ет­ся лек­си­че­ская ана­фо­ра, кото­рая состо­ит в повто­ре­нии оди­на­ко­вых слов в нача­ле стро­ки, стро­фы или каж­дой части пред­ло­же­ния в про­зе. Она при­да­ет остро­ту и выра­зи­тель­ность, под­чер­ки­вая извест­ные момен­ты, как лейт­мо­тив в музы­каль­ном про­из­ве­де­нии, напри­мер в этой стро­фе С. Есенина:

Край ты мой забро­шен­ный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос неко­ше­ный,
Лес да мона­стырь.

Всё раз­но­об­ра­зие, вся пре­лесть, вся кра­со­та сла­га­ет­ся из тени и све­та. (Л.Толстой)

Влюбиться не зна­чит любить. Влюбиться мож­но и нена­ви­дя. (Ф.Достоевский)

Будешь счаст­лив, Калистратушка!
Будешь жить ты при­пе­ва­ю­чи!

(Н.А. Некрасов. Калистрат)

Синтаксическая ана­фо­ра состо­ит в повто­ре­нии оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций, что созда­ет осо­бый эффект выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Есть кни­ги, кото­рые чита­ют­ся; есть кни­ги, кото­рые изу­ча­ют­ся тер­пе­ли­вы­ми людь­ми; есть кни­ги, что хра­нят­ся в серд­це нации. (Л.Леонов)

Быть может, вся Природа — моза­и­ка цве­тов?
Быть может, вся Природа — раз­лич­ность голо­сов?
Быть может, вся Природа — лишь чис­ла и чер­ты?
Быть может, вся Природа — жела­нье кра­со­ты?

(К. Бальмонт)

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем коман­ди­ру,
Не рас­ска­жем нико­му.

(М.А. Светлов. В раз­вед­ке)

Ко мне при­плы­ва­ла зеле­ная рыба,
Ко мне при­ле­та­ла белая чай­ка,
А я была дерз­кой, злой и весё­лой
И вовсе не зна­ла, что это — сча­стье.

(А.Ахматова. У само­го моря)

Приведем при­мер стро­фи­че­ской ана­фо­ры:

Мама,
У тебя такие ста­рые воло­сы…
Мама,
У тебя совсем моло­дые гла­за.
А в комо­де лежит отре­зан­ная моло­дость —
Длинная и чер­ная коса.

(Майя Румянцева. Баллада об отре­зан­ной косе)

Дополнительные мате­ри­а­лы по теме: «Что такое ана­фо­ра» и «Примеры ана­фо­ры в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре».

Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль. Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей. В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

  • гипербола;
  • градация;
  • антитеза;
  • оксюморон;
  • анафора;
  • параллелизм;
  • инверсия.

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

Гипербола

Одной из фигур в русском языке является анафора. Само слово родом из греческого языка, и означает оно «повторение». Обычно используется в начале строк, а также строф. В отличие от других стилистических средств языка и тропов, эта фигура имеет свое строгое местоположение – начальную позицию.

Википедия дает определение этой фигуре речи и поясняет, что это и для чего она применяется.

Анафора в стихах придает поэтической речи остроту и ритмичность, мелодичность и выразительность, служит лейтмотивом произведения, звучит, как своеобразный страстный голос автора. С помощью этой фигуры подчеркиваются мысли, кажущиеся наиболее значимыми для писателя.

Внимание! Единоначатие применяется не только в стихотворной речи — стилистическое средство можно встретить и в прозе, когда в начале абзацев повторяются части предложений. Анафора активно используется и в риторике с целью вызвать эмоции у публики .

Анафора

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

  1. При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У Пушкина: «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
  2. Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
  3. Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии. В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М. Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Мастером применения стилистических фигур в поэзии считается А.Фет. В стихотворении «Только в мире и есть..» 4 предложения образуют одну строфу, каждая строка начинается фразой «Только в мире и есть…». В нем нет глаголов, состоит стихотворение только из сочетаний существительных с прилагательными (одно из них причастие). В четырех двустишиях повторением через каждую строку громоздкой анафоры достигается прорисовка удивительно чистого, трогательного образа, чувствуется восторг поэта при виде красоты природы и милого создания.. В другом стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» каждая строфа, кроме первой, начинается словом «рассказать». Такой лексический прием помогает донести до читателя чувство радости поэта, которым хочет поделиться автор при виде красоты окружающей природы.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный». Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя. Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

Поэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец. Свеча у поэта – символ человеческой жизни. В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У И. Бунина стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Полезное видео: анафора

Вывод

С помощью анафоры художественная речь приобретает особую эмоциональность и изюминку. Применение этой фигуры позволяет авторам выражать свое отношение к высказываемой мысли, направлять внимание читателя на понимание сути.

Анафора

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы. Уинстон Черчилль

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *