Аллах бог

Довольно часто можно услышать мнение, что Аллах мусульман — это христианский Бог. Придерживаются этого заблуждения как христиане так и мусульмане, причем мусульмане просто обязаны так верить, если они конечно верят Корану, в котором написано про «людей Писания», то есть христиан и иудеев, что «Наш Бог и ваш Бог — один»:
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог — один, и мы покоряемся только Ему»»(Сура 29:46)
Но так ли это на самом деле? На самом деле, до того как Мухаммад стал испытывать свои видения и проповедовать ислам, божество, называемое Аллах, уже было известно
и почитаемо аравийскиими язычниками (поэтому кстати никто из обращаемых им многобожников не говорил о том, что Мухаммад проповедует им какого-то неизвестного им бога). И свидетельства этому находятся в самом Коране, например:
«Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» — они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет.» (Сура 29:62)
Вот толкование на этот аят ас-Саади, одного из самых уважаемых в исламе толкователей Корана, в котором прямо об этом говорится:
«В этом и последующих аятах содержится указание на необходимость поклонения одному Аллаху, вытекающее из признания Его Единственным Господом и Творцом. Даже многобожники верят в то, что Аллах — Единственный Господь во Вселенной. Если ты спросишь их, кто создал небеса и землю и подчинил своей власти солнце и луну, то они скажут: «Аллах». Если ты спросишь их, кто низвергает с неба воду и оживляет ею безжизненную землю, то они также скажут: «Аллах». Если ты спросишь их, кто же управляет всем сущим, то они все также скажут: «Аллах». Тем самым они признают беспомощность идолов, истуканов и всех остальных творений, которым они поклоняются.»
Еще один пример:
«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей.
Это происходит для того, чтобы они проявили неблагодарность за то, чем Мы их одарили, и могли попользоваться благами, но скоро они узнают.» (Сура 29:66)
Толкование ас-Саади:
«Всевышний поведал о том, что многобожники начинают искренне поклоняться одному Аллаху, когда оказываются в трудном положении. Если многобожники находятся на корабле посреди моря, то стоит морю забушевать, как ими обуревает страх перед смертью. И вот тогда они забывают о своих божествах и начинают искренне взывать к одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей. Когда же буря стихает, они забывают об Аллахе, которого они молили о спасении, и начинают поклоняться ложным божествам, которые не способны помочь им в трудную минуту и избавить их от несчастий. Что же мешает им обращаться с мольбой к одному Аллаху в горе и радости, в периоды испытаний и благоденствия? Если бы они поступали таким образом, то стали бы истинными правоверными, которые получат вознаграждение своего Господа и спасутся от Его наказания. Но нет, они предпочитают исповедовать многобожие даже после того, как Господь облагодетельствовал их и спас от верной гибели.»
из которого видно, что у аравийских многобожников еще до Мухаммада одним из божеств пантеона был Аллах, бог луны и дождя. В этом толковании ас-Саади сокрушается, что многобожники взывают к Аллаху, когда терпят бедствие на море и не почитают этого бога когда «буря стихает, они забывают об Аллахе, которого они молили о спасении, и начинают поклоняться ложным божествам». На самом деле это потому, что Аллах — бог дождя, водных стихий, неба и луны, и естесственно он поэтому и покровитель мореплавателей, поэтому логично, что многобожники взывают к нему особенно в бедствиях на море, так как у остальных их богов просто другая «специализация».
Аллах мусульман — это всего лишь один из богов пантеона язычников-арабов, причем даже не самый почитаемый, так как самым почитаемым был Хубал (или Ваал) — центральный идол Каабы. И опять же подтверждение этому находим в исламских иcточниках:
«У курайшитов идолы были внутри Каабы и вокруг нее. Величайшим из них был для них Хубал. Он, как я узнал, был из красного сердолика в виде человека, с отломанной правой рукой. Таким он попал к курайшитам, и они сделали ему руку из золота. Первым, кто поставил его, был Хузайма ибн Мудрика ибн ал-Йа’с ибн Мудар, и его называли Хубал Хузаймы. Он находился внутри Каабы. Перед ним семь стрел. На одной было написано “чистокровный”, на другой — “чужой”. Когда сомневались относительно ребенка, приносили Хубалу жертву, затем бросали стрелы. Если выпадало “чистокровный”, ребенка принимали, а если выходило “чужой”, от него отказывались. Была стрела для покойника, для заключения брака и три , назначения которых мне не объяснили. Когда спорили по какому-нибудь делу или имели в виду путешествие или какую-нибудь работу, приходили к нему и бросали стрелы возле него. И как выпадало, делали согласно этому и полагались на это. Около него бросал стрелы ‘Абд ал-Мутталиб, о своем сыне ‘Абдаллахе, отце пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. И это о нем сказал Абу Суфйан ибн Харб, одержав победу в сражении при Ухуде: “Да возвысится Хубал!”, — то есть “да возвысится вера твоя!”. А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Аллах — более велик и славен!”» (Хишам ибн Ал-Калби «Книга об идолах»)
Кроме того лунный бог — Аллах имел трех дочерей: ал-Лат, ал-Уззу и Манат, которые в свою очередь также весьма почитались многобожниками и которых признал в свое время Мухаммад в так называемых «сатанинских аятах» Корана (а потом отказался от этих аятов, назвав их «сатанинскими» когда стало невыгодно), которые на самом деле показывают, что Мухаммад использовал религию всего лишь для собственной власти и из тщеславия:
«И вот, когда сделал это ‘Амр ибн Лухайй, покорились арабы идолам, и стали поклоняться им, и сделали их своими божествами. Самым первым из них всех был идол Манат, и арабы имели обычай давать имена ‘Абд Манат и Зайд Манат. Он стоял на берегу моря около ал-Мушаллала в Кудайде, между Мединой и Меккой. Все арабы почитали его и совершали жертвоприношения возле него. И племена ал-аус и ал-хазрадж, и те, кто жил в Мекке и Медине и в близлежащих местах, почитали его и приносили ему жертвы и дары» (Хишам ибн Ал-Калби «Книга об идолах»)
«Потом они взяли ал-Лат. Она была в ат-Та’ифе, а появилась она позже, чем Манат. Это был четырехугольный камень, и один иудей обычно готовил возле него савик (Каша из ячменной муки с водой или маслом). Хранителями ее в племени сакиф был род ‘аттаб ибн малик, и они воздвигли над ней строение. Ее почитали курайшиты и все арабы. По ней арабы давали имена Зайд ал-Лат и Тайм ал-Лат. Она находилась там, где теперь левый минарет мечети в ат-Та’ифе. Ее упомянул Аллах в Коране, сказав: “Видели ли вы ал-Лат, и ал-‘Уззу” (Коран LIII, 19).» (Хишам ибн Ал-Калби «Книга об идолах»)
«А Аус ибн Хаджар сказал, клянясь ал-Лат: Клянусь ал-Лат, и ал-‘Уззой, и теми, кто верил в них, и Аллахом клянусь: поистине, Аллах — самый великий из них!
Потом они взяли ал-‘Уззу. Она позже, чем ал-Лат и Манат, так как я слышал, что арабы давали имена по ним двоим до ал-‘Уззы. Я нашел, что Тамим ибн Мурр назвал Зайд Манат ибн Тамим ибн Мурр ибн Удд ибн Табиха, и ‘Абд Манат ибн Удд. ал-Лат назвал Са’лаба ибн ‘Укаба своего сына Тайм ал-Лат. И был и Тайм ал-Лат ибн Руфайда ибн Саур, и Зайд ал-Лат ибн Руфайда ибн Саур ибн Вабра ибн Мурр ибн Удд ибн Табиха, и Тайм ал-Лат ибн ан-Намир ибн Касит, и ‘Абд ал-‘Узза ибн Ка’б ибн Са’д ибн Зайд Манат ибн Тамим. Она, , появилась позже этих двух первых . А ‘Абд ал-‘Узза ибн Ка’б — один из первых людей, которых арабы называли именем . Ал-‘Уззу взял себе Залим ибн Ас’ад. Она находилась в Нахлат аш-Шамийа, в вади, называемом Хурад, напротив ал-Гумайра, по правую руку от идущего в Ирак из Мекки, в девяти милях выше Зат ‘Ирк в сторону ал-Бустана. Над ней построили Бусс, то есть капище, и в нем они слышали голос . Арабы и курайшиты давали по ней имя — ‘Абд ал-‘Узза. Она была самым почитаемым идолом у курайшитов. Они приходили к ней, приносили ей дары и старались снискать ее расположение жертвоприношением.
Сообщили нам, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянул ее однажды. Он сказал: “Я принес в дар ал-‘Уззе рыжеватую козу, когда следовал вере моих сородичей”. Курайшиты имели обыкновение ходить вокруг Каабы и говорить:
Клянусь ал-Лат, и ал-‘Уззой, и Манат — третьей, иной! Поистине, они вышние журавли! И на их заступничество уповают!
Они говорили : “Дочери Аллаха — но он выше этого! — и заступницы перед ним”. А когда послал Аллах своего посланника, он низвел ему: “Видели ли вы ал-Лат, и ал’Уззу, и Манат — третью, иную? Неужели у вас — мужчины, а у Него — женщины? Это тогда — разделение обидное! Они — только имена, которыми вы сами назвали, — вы и родители ваши. Аллах не посылал с ними никакого знамения” (Коран LIII, 19—23).» (Хишам ибн Ал-Калби «Книга об идолах»)
«Аллах — самый великий идол из идолов», вот что говорит на самом деле в приведенной цитате Аус ибн Хаджар, доисламский поэт из племени тамим, а также видно, что курайшиты еще до ислама почитали Аллаха с его дочерьми.
А вот одно интересное свидетельство о том, как эти курайшиты призывали Аллаха, чтобы этот бог помог им избавить Каабу — «священный дом Аллаха», от разрушения христианским царем Абрахатом, который решил тем самым обратить язычников арабов в христианство:
«Арьят пробыл на земле Йемена долгие годы, властвуя над ним. Затем власть Эфиопии над Йеменом стал оспаривать Абрахат аль-Хабаши …Он был человек низкорослый, тучный, придерживался христианской религии … Затем Абрахат построил храм в Сана’а. Он построил такую церковь, подобно которой не было нигде на земле в то время. Потом он написал негусу (правителю Эфиопии): «Я построил, о царь, для тебя церковь, подобно которой не было построено ни одному из царей до тебя. И не успокоюсь до тех пор, пока не поверну к ней паломничество арабов».
Когда узнали арабы об этом письме Абрахата к негусу, то один человек из числа определителей месяцев разгневался. Это — один из сыновей Фукайма ибн Адийа ибн’Амира ибн Са’лаба ибн аль-Хариса ибн Мудрика ибн Ильяса ибн Мудара. Определители месяцев — это те, которые устанавливали времена месяцев для арабов в доисламскую эпоху. … И вышел аль-Кинани (вышеупомянутый), дошел до храма и сел в нем. Ибн Хишам сказал: это значит, что он испражнялся в нем. Затем он ушел и вернулся на свою землю. Об этом узнал Абрахат и спросил: «Кто это сделал?» Ему сказали: «Это сделал человек из арабов из числа поклонников того дома, к которому совершают паломничество арабы в Мекке. Когда он услышал твои слова: «Я поверну к нему паломничество арабов», он рассердился, пришел и осквернил его.
Тогда Абрахат рассердился и поклялся дойти до этого дома и разрушить его. Он приказал эфиопам подготовиться и снарядиться. Затем он двинулся, и вместе с ним был слон. Об этом услышали арабы, сочли это серьезной угрозой, сочли своим долгом воевать против него, услышав, что он хочет разрушить Каабу — священный дом Аллаха.

Абрахат направил Хунату аль-Химьяри в Мекку и сказал ему: «Ты спроси: кто господин жителей этой страны и кто ее самый знатный человек. Потом скажи ему: «Царь говорит тебе: я не пришел, чтобы воевать с вами. Я пришел, чтобы разрушить этот храм. Если вы не будете воевать против нас из-за него, то я не буду проливать вашу кровь». Если он не хочет войны со мной, то приведи его ко мне!» Когда Хуната вошел в Мекку, то он спросил, кто господин курайшитов и самый знатный среди них человек. Ему сказали: Абд аль-Мутталиб ибн Хишам.» (Абд аль-Малик ибн Хишам «Жизнеописание пророка Муххамеда»)
Примечательна молитва Абд аль-Мутталиба, деда Мухаммада, в связи с этим, дескать «нехорошо же, если победит … крест» «священный дом Аллаха» — Каабу, который, этот дом, по сути — огромное капище с несколькими сотнями идолов, населенное демонами (ибо «все идолы язычников — бесы суть» (Пс. 95:5)) и мерзость перед Богом:
«Потом Абд аль-Мутталиб взял кольцо двери Каабы, и к нему присоединились некоторые курайшиты, призывая Аллаха, показать свою мощь против Абрахата и его войска. Абд аль-Мутталиб, держа в руке кольцо от двери Каабы, произнес стихи:
«О Боже! Даже человек защищает свое добро.
Защити же и Ты свое достояние!
Ведь нехорошо же, если победит их крест.
Не может их сила быть выше твоей мощи!
А если ты позволишь им коснуться нашей святыни,
То воля твоя, о Аллах!»
Потом Абд аль-Мутталиб бросил кольцо двери Каабы и отправился вместе с курайшитами к вершинам гор, где они и спрятались, ожидая, что сделает Абрахат с Меккой, когда войдет в нее.» (Абд аль-Малик ибн Хишам «Жизнеописание пророка Муххамеда»)
Как после этого возможно признавать этого гнусного идола — Аллаха, хранителя одного из величайших языческих капищ, христианским Богом? Это чистое безумие и богохульство, которое говорят даже православные священники. Весьма верный вывод из всего этого:
«Мухаммед, попытался пойти двумя путями. Язычникам он сказал, что он все еще верен лунному богу Аллаху, а евреям и христианам, – что единый Аллах является также и их Богом. Но евреи и христиане, которые поклонялись Яхве, знали, кто такой лунный бог, и они отклонили Аллаха, как ложного бога.
Аль-Кинди, один из ранних христианских апологетов против Ислама, указывал, что Ислам и его бог Аллах прибыли не из Библии, но от язычества Сабеян. Они не поклонялись Богу Библии, но лунному богу и его дочерям Аль-Узе, Аль-Лат и Манат (Three Easly Christian-Muslim Debates, ed. by N.A.Newman, Hatfield, PA, IBRI, 1994, pp.357, 413, 426).
Доктор Ньюмен, заключая своё исследование ранних христианско-мусульманских дебатов, заявляет: «Ислам доказал себя, чтобы быть … отдельной и антагонистической религией, которая возникла из идолопоклонства» (Там же., p.719). Исламский ученый Сизар Фарах заключает: «нет никакой причины, принимать идею, согласно которой Аллах перешёл к мусульманам от христиан и евреев» (Caesar Farah, Islam: Beliefs and Observances, New York, Barrons, 1987, p.28).
Арабы поклонялись лунному богу как высшему божеству. Но это не было библейским единобожием. В то время как лунный бог был больше чем все другие боги и богини, это было все еще политеистическим пантеоном. Теперь, когда мы имеем фактически идола лунного бога, больше не возможно отрицать тот факт, что Аллах был языческим богом в доисламские времена.»

И на самом деле Аллах как был языческим богом в доисламские времена, так и остался языческим богом поныне, который не имеет никакого отношения к истинному Богу христиан вне зависимости от того сколько и какие свойства христианского Бога приписал демон себе в видениях этого прельщенного диаволом лжепророка — Мухаммада.

Всевышний Аллах – что мы обязаны знать о Нём?

Познание Всевышнего Аллаха через присущие Аллаху атрибуты (сыфаты) является самым важным в познаниях человека. Оно осуществляется посредством науки о Единобожии – самой ценной и обязательной для каждого.

Мы должны быть глубоко убеждены в том, что Всевышний Аллах существует и нет ничего достойного поклонения, кроме Него. Аллах один, и нет для Него сотоварищей. Ни в сущности (зат) Аллаха, ни в качествах (сыфатах), ни в деяниях нет ничего и никого подобного Ему. Аллах един, и для Него нет пары; Аллах вечен, и нет для Него ни начала, ни конца, Аллах существовал всегда и будет существовать вечно, Он всегда управлял и будет управлять всем созданным Им в идеальном порядке. Аллах живой и не умирает. Аллах слышит и видит всё сущее. Аллах разговаривает, и Его увидят правоверные на том свете. По воле Аллаха происходит все хорошее и плохое, однако Он не доволен, когда рабы Его совершают зло. Аллах всезнающий и всемогущий.

Всевышний Аллах не является каким-либо материальным телом, имеющим форму, величину, и занимающим место в пространстве – Он пречист от всего этого. Он не состоит из каких-либо частей или частиц. То есть Творец не похож ни на одно из Своих творений. К Аллаху не применимы пространственные и временные ограничения. В власти Аллаха находится и пространство, и время, и вся Вселенная, Он является Создателем всего сущего, в том числе времени и пространства.

По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, перед, назад и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо само слово «где» указывает на какое-то определенное место в пространстве, что противоречит Сущности Всевышнего. Утверждение, что Аллах находится на небесах или на ‘Арше или что Он везде, делает Его похожим на Его творения.

Он находится в Своем величии. Всевышнему Аллаху не присущи ни динамика, ни статика, Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах.

Мусульманские ученые-теологи говорят, что самое высшее знание об Аллахе — это верить в Него без образа и без места. Его видение, слышание, знание, могущество и все другие качества были всегда и не являются созданными, они ни в чем не похожи на одноименные качества людей. К Нему невозможно физически приблизиться или отдалиться.

Аллах не подвергается временным изменениям, то есть Он не становится молодым, старым, для Него нет ни ночи, ни дня, ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны. Аллах обладает всеми прекрасными качествами и чист от всяких недостатков. Истинно верующие, праведные люди увидят Его в Раю, что является для них самым большим даром от Всевышнего Аллаха. Но каким образом Аллаха можно будет созерцать, мы не сможем понять на этом свете, ибо наш разум, как и все другие качества, создан и ограничен. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) видел Создателя в ночь Вознесения после того, как Аллах одарил его такой способностью.

У Всевышнего Аллаха есть 99 имен-эпитетов — прекраснейшие имена («аль-Асмаъ аль-хусна»). Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убежденным. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие тринадцать обязательных сыфатов Господа нашего и понимать их смысл.

Существование Аллаха — اَلْوُجُودُ

Каждый человек должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах существует. Доказательством существования Аллаха является существование Его творений: Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, Земли с ее растительным и животным миром, в том числе наиболее дорогого творения Всевышнего Аллаха – человека. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, автомобиль или самолет свидетельствуют о существовании их конструктора и т.п.

Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения от мельчайших частиц до громадных тел, таких как галактика, свидетельствуют об их Создателе — Всевышнем Аллахе, устроившем такой гармоничный порядок, управляющем ими и охраняющем их. Их появление без Создателя немыслимо.

Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему. Во Вселенной всё сущее, включая мельчайшие частицы и громадные галактики, подчинено воле Аллаха, всё рождается, живёт и погибает согласно Его законам. Следовательно, вся Вселенная покорна Создателю.

Каждая вещь выполняет то, для чего она создана. Например, Луна движется вокруг Земного шара с определённой скоростью и в определённом направлении, отражает солнечный свет, а также выполняет другие функции, которые предписаны ей Аллахом. Дерево растёт, выделяет кислород, поглащает углекислый газ, приносит плоды и т.д. строго по указаниям Всевышнего Аллаха. Человек также должен исполнять все предписания Творца. Другим творениям Аллаха, кроме человека и джиннов, не дано права выбора между добром и злом, поэтому они не ослушиваются Всевышнего Аллаха. Человеку предписано жить по нормам Ислама.

Вкратце говоря, всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя – Всевышнего Аллаха, куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственности Аллаха. Человек, который, видя все это, не верит в существование Аллаха, вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.

Всемирно известные учёные, поэты, писатели, политические деятели были верующими. Например, великий немецкий ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Не думаю, что настоящий ученый может не быть в то же время глубоко верующим человеком. Нельзя верить науке, лишенной веры. Религия без науки слепа, наука без религии – хрома».

Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр) и не обретет истинного счастья в обоих мирах.

Да убережет нас Всевышний от неверия!

Из упомянутых 99 имен Аллаха исходят Его атрибуты «субути» и «сальби».

Атрибуты Аллаха — «Субути»

У Аллаха есть семь атрибутов «субути». Причиной того, что эти семь атрибутов называются «субути», является то, что и мы причастны к ним. Каким образом? Согласно тому, насколько Всевышний Аллах наделил Свое творение, каждый человек обладает силой, волей, знаниями, речью, слухом и зрением. Однако истинными они являются только во Всевышнем Аллахе, а в Его творениях они относительны и преходящи, то есть не вечны.

Сила, зрение и слух в старости не бывают такими же, как в молодости, с возрастом они постепенно угасают, к человеку приходит смерть. По отношению же ко Всевышнему эти атрибуты являются «субути» – не исчезающими, не убавляющимися и не прибавляющимися, а вечными. Именно поэтому они и называются «субути». Перечислим их:

1. Всемогущество — اَلْقُدْرَةُ

2. Воля — اَلْإِرَادَةُ

3. Жизнесущность — اَلْحَيَاةُ

4. Всезнание — اَلْعِلْمُ

5. Речь — اَلْكَلاَمُ

6. Всеслышание — اَلسَّمْعُ

7. Всевидение — اَلْبَصَرُ

Раскроем суть каждого из них.

Всемогущество — اَلْقُدْرَةُ

Также мы должны верить в то, что Аллах всемогущий. Аллаха не настигают ни слабости, ни трудности, Аллаху не свойственна немощь в совершении чего-либо. Он един и неповторим в создании. Аллах создал всё, создал людей и их деяния и мысли, предначертал их судьбы.

Однажды сатана спросил пророка Идриса (мир ему): «Может ли Аллах вместить в ореховую скорлупу весь мир?» Идрис (мир ему) в ответ ткнул ему в глаз иглой, которую держал в руке, и сказал: «Если будет на то воля Божья, Он и в это игольное ушко может поместить весь мир». В данном случае у нас даже и на мгновение не должен возникать вопрос, каким образом целый мир может уместиться в ушке иглы. Подобное будет означать сомнение во всемогуществе Аллаха. Если Всевышнему Аллаху будет угодно, то Он увеличит игольное ушко настолько, что в него поместится весь мир, или же уменьшит мир так, что он вместится в ушко иглы. Иными словами, мы обязаны знать, что никто в этом мире не имеет силы и могущества, кроме как благодаря всемогуществу Аллаха.

Воля — اَلْإِرَادَةُ

Мы должны верить в то, что во Вселенной всё сущее, включая малое и большое, плохое и хорошее, полезное и вредное, успех и нищету, увеличение и уменьшение, послушание и ослушание, — все происходит только по воле и предопределению Всевышнего Аллаха, по Его мудрости и желанию. То, что Он захочет, происходит, а то, чего Он не пожелает, не случается. Все, что делают люди, они делают по воле Аллаха. Но Аллах дал им право выбора. Всевышний дает нам право совершать добро или зло и предписал нам, руководствуясь разумом, выбирать добро, чем наш Господь и будет доволен.

Например, когда пророк Ибрахим (мир ему), разгневавшись на нож, который не слушался и не резал плоть его сына Исмаила (мир ему), бросил его на землю, то нож заговорил: «Почему ты гневаешься на меня?». Ибрахим (мир ему) ответил: «Несколько раз я проводил тобой по горлу моего сына, почему же ты не резал его?». Тут нож напомнил Ибрахиму (мир ему): «Когда царь Намруд (Нимруд) бросил тебя в огонь, почему же он не спалил тебя?». «Потому, что Всевышний приказал огню не жечь меня», — ответил Ибрахим (мир ему). «Так вот, — сказал нож, — если Всевышний Аллах один раз приказал огню не жечь тебя, то мне семь раз Он приказал не резать плоть Исмаила (мир ему)».

Другой случай произошел с пророком Мусой. Однажды, когда у него заболел зуб и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на некой горе растет трава. Если подержать ее во рту, она станет лекарством от зубной боли. Он отправился к этой горе, нашел траву, сорвал ее и подержал во рту. Боль прошла. Муса (мир ему) был доволен, что наконец-то нашел лекарство от зубной боли. Через некоторое время у него вновь заболел тот же зуб. Муса (мир ему) вернулся на гору и подержал во рту эту траву, однако на этот раз она ничуть не помогла. Он был очень удивлен. Тогда Всевышний Аллах обратился к нему: «Муса, только по Моей воле и разрешению Моему та трава может стать лечебной. Если нет на то воли Моей, она не принесет пользы».

Какой же смысл в итоге нам следует извлечь из этого?

Тот, Кто сделал нож режущим и дал ему силу резать, — Аллах. Если кто-то, исключив могущество (кудра) и волю (ирада) Аллаха, думает, что нож сам по себе обладает режущей силой, то это — неверие (куфр). Например, если тебя спросят: «Чем ты порезал руку?» — как ты ответишь? Если скажешь, что порезал Всевышний, это будет верно, но к чему же тогда отнести нож? Если сказать, что порезался ножом, это тоже будет правильно, но как же быть тогда со всемогуществом и волей Аллаха? Правильнее будет сказать: «Я порезался ножом в соответствии с волей и всемогуществом Всевышнего Аллаха».

Еще один пример. Больной идет к доктору, хотя есть Всемогущий Аллах, в ведении которого все, что связано с этим миром и миром вечным. Правильно ли это? Да, ибо Всевышний Аллах, который посредством Своего всемогущества и воли может творить все, что пожелает, сделал доктора средством, причиной исцеления болезней. Во что же должен уверовать своим сердцем больной, если он попал на прием к врачу? Мусульманин должен быть уверен в том, что в действительности исцеляет только Всемогущий Аллах, а доктора и лекарства — это лишь средства, которые Аллах дал для исцеления больных. Если кто-то, исключив всемогущество и волю Аллаха, посчитает, что врачи и медикаменты излечивают сами по себе, то это неверие. Разве может быть мусульманин столь невежественным?

Почему весь мир так устроен? Почему Аллах делает именно так? Нельзя задавать эти и подобные вопросы, касающиеся предопределения, потому что наш разум ограничен и не в состоянии всецело понять ответы на них. Углубляться в изучение подобных вопросов опасно для человека, ибо в результате непонимания этого можно впасть в неверие. Так нас предупреждал Пророк и его сподвижники. Со временем, если человек будет любить и почитать Аллаха и в совершенстве выполнять все предписания Шариата, эти и другие вопросы прояснятся для него.

Человек обязан искренне стараться совершать благие деяния, тогда Аллах поможет ему совершить их. Ведь Всевышний сказал (смысл): «Я помогу тем людям, которые стараются в служении Мне и Моей религии». Если человек согрешит против своей воли, то он должен признать свою вину, искренне сожалеть об этом и просить Всевышнего Аллаха о прощении. Если он по воле Аллаха совершит благие деяния, то должен принять их с благодарностью Всевышнему. Если он попадет в трудную ситуацию, то и это должен принимать с терпением и кротостью, чтобы заслужить довольство Аллаха на том свете.

Даже если мы будем знать, что нам предписано совершить нечто плохое, мы не должны принимать это спокойно, необходимо делать все возможное, чтобы избежать греха, стараться изо всех сил. Однако, если зло все же свершилось, необходимо искренне раскаяться. Подобное поведение человека приводит к тому, что от совершенного греха остается лишь одна видимость, в действительности же это грехом являться не будет. Такое умозаключение следует из хадиса Пророка: «Искренне раскаявшийся в своих грехах подобен вовсе не совершавшему их».

Жизнесущность — اَلْحَيَاةُ

Мы должны быть уверены в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Аллаха, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца.

Всезнание — اَلْعِلْمُ

Мы должны верить в то, что Аллах ведает обо всем, от Него невозможно ничего скрыть: ни мысли людей, ни тайны их душ. Знания Аллаха не прибавляются и не убавляются, они были и остаются всегда.

Для знаний Аллаха нет никаких ограничений и преград. Его знания, в отличие от наших знаний, абсолютны и вечны. Ему изначально известно все о каждом творении еще до его создания и то, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чем бы ни ведал Всевышний Аллах.

Речь — اَلْكَلاَمُ

Аллах имеет речь, которая предвечна и не имеет начала, она не похожа на речь Его творений. Речь Аллаха не передается посредством звуков, произносимых с помощью языка и голосовых связок. Все священные Писания – Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтырь (Забур), Коран и другие – являются речью Самого Аллаха. Они предвечны. Иными словами, речь Всевышнего является несотворенной и безначальной.

Господь разговаривал с пророком Мусой (мир ему) на горе Тур Сайна (Синайские горы) и с нашим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) в ночь Вознесения на небеса (Ми‘радж). Аллах одарил их способностью слышать и понимать Свою речь. Коран, который мы читаем, передает тот смысл, который заключен в речи Всевышнего Аллаха. Однако звуки не были произнесены Всевышним, ибо в таком случае Творец был бы в этом подобен человеку.

Всеслышание — اَلسَّمْعُ

Аллах всеслышащий, Он слышит все, даже самое малое. Для Аллаха ничего не остается тайной и никакие преграды не могут мешать Ему. Аллах слышит без органов слуха, так же как знает без сердца и мозга и создает без инструментов. У Аллаха нет никакого качества, свойственного Его созданиям, нет ничего похожего на Него.

Всевидение — اَلْبَصَرُ

Всевышний Аллах всевидящий, Он видит всё. В отличие от Его творений, никакая тьма или что-либо другое не мешает Ему видеть, Аллах видит без органов зрения. Его видение тоже вечно и не меняется.

Атрибуты Аллаха — «Сальби»

Далее среди 99 имен Аллаха есть атрибуты, относящиеся к Сущности Всевышнего, которые также необходимо знать. Их называют «сальби», потому что они очищают Сущность Аллаха от не свойственных Ему качеств, очищают от придания Ему недостатков и бессилия. К ним относятся:

1. Вечность без начала — اَلْقِدَمُ

2. Вечность без конца — اَلْبَقَاءُ

3. Бесподобие — مُخَالَفَةُ الْحَوَادِثِ

4. Самодостаточность — قِيَامُهُ بِنَفْسِهِ

5. Единственность — اَلْوَحْدَانِيَّةُ

Вечность без начала — اَلْقِدَمُ

Данный атрибут означает безначальное существование Всевышнего. Аллах — это Тот, Кто не имеет начала. Однако это не относится к Его творениям. Все творения имеют определенное начало. У Всевышнего же такого начала нет. Он предвечен.

Вечность без конца — اَلْبَقَاءُ

Смысл этого атрибута заключается в том, что для Всевышнего Аллаха не существует смерти, исчезновения, Он остающийся вечно, для Него нет конца.

Всевышний Аллах сотворил этот удивительно устроенный мир, не имея ничего для сравнения. Из всего, что сотворено Аллахом, нет ничего, что было бы неподвластно смерти или уничтожению, кроме тех вещей, которые Творец создал для вечного существования. К ним относятся: ‘Арш, Курс, Рог (Сур) ангела Исрафиля (мир ему), Рай, Ад и все, что находится в них обоих, Хранимая Скрижаль (аль-Лявх аль-махфуз), Перо (Калам) и копчик человека. Также не умирают и души людей. Все это Всевышний Аллах создал для постоянного существования.

Человек состоит из трех частей: физического тела, животной души, которая держится на употреблении пищи, и особого духа, обладающего разумом. Тело человека умирает, также умирает и животная (биологическая) душа, благодаря которой мы можем двигаться, работать и т. д. Подобной душой обладают и все животные. Однако тот особый дух, обладающий разумом и свойственный только человеку, никогда не умирает.

Бесподобие — مُخَالَفَةُ الْحَوَادِثِ

Всевышний Аллах не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворенного Им не похоже на Него. Уподоблять Бога чему-либо есть неверие. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего Аллаха, представленное им будет далеко от истины.

Осознание того, что мы не сможем познать Аллаха целиком и полностью, и является познанием Его. Нельзя вести дискуссии о самой личности Всевышнего. Аллах обязал людей к очищению своих убеждений от придания Всевышнему не присущих Ему качеств. А такие качества людей, как жизнь, речь, видение, знание вовсе не соответствуют одноименным качествам Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах в 11-м аяте суры «Аш-Шура» сказал: «Нет ничего подобного Аллаху». Он не похож на создания Свои, ни на кого и ни на что. Если бы Всевышний был подобен чему-либо или кому-либо, то Ему были бы присущи такие же качества, как у них (изменение, развитие), и он нуждался бы в том, кто изменил Его. Кто нуждается в другом, тот слаб, а слабость не присуща Аллаху, она противоречит Его сущности. Он чист от всех недостатков.

Некоторые заблуждаются из-за того, что они дословно понимают аяты непрямого смысла (муташабихат), приписывая тем самым Аллаху свойства Его созданий, такие как сидение, изменение, местопребывание и подобные качества, что в корне противоречит Корану, Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и здравому смыслу. Все пророки и посланники учили тому, что достойно Господа и чего нельзя приписывать Ему. Абсурдность мнения также содержится и в том, что Аллах якобы воссел, утвердился на ‘Арше (Троне).

В Коране, точнее, в 7-м аяте суры «Алю ‘Имран» сказано, что Аллах ниспослал Пророку (мир ему и благословение) Священное Писание (Коран), которое содержит аяты мухкамат, имеющие одно значение, ясное по смыслу, и аяты муташабихат, т.е. иносказательные аяты, не имеющие однозначного смысла, и что аяты мухкамат являются основой для толкования аятов муташабихат. А что касается аятов муташабихат, то некоторые из них могут толковать только особые ученые-теологи, имеющие всеобъемлющие религиозные знания (расихун), основываясь на аяты мухкамат. Также надо знать, что среди аятов муташабихат существуют аяты, толкование которых не знает никто кроме Аллаха и тех, кому Он дарует такие знания.

Также, к примеру, 5-й аят суры «Таха» относится к аятам непрямого смысла — муташабихат, которые нужно толковать, опираясь на аяты, ясные по смыслу (мухкамат). В этом аяте есть слово «истава», которое, по словам аль-Хафиза Абу Бакра ибн аль-Араби, в арабском языке имеет 15 значений. Некоторые значения этого слова достойны Аллаха, а другие — абсурдны применительно к Нему. Необходимо знать, что в этом аяте нельзя толковать слово «истава» как «утвердиться», «воссесть» или «вознестись», так как это противоречит значению аята мухкамат: «Нет ничего подобного Аллаху» (Сура «Аш-Шура», аят 11). Также следует знать, что приписывание Аллаху таких свойств, как сидение или утверждение, противоречит здравому смыслу, так как если бы Аллах Всевышний сидел на ‘Арше, то Он был бы больше или меньше, или равен по объему ‘Аршу. Если бы Господь Бог был больше ‘Арша, то часть была бы внутри, а часть снаружи, а это абсурд. Если был бы по размеру равен ‘Аршу, то имел бы его форму, а если бы был меньше ‘Арша, то находился бы на какой-либо ограниченной площади. Отступает от веры тот, кто имеет такие убеждения.

Нельзя толковать указанный 5-й аят суры «Таха» буквально. Его необходимо толковать в соответствии с правильным вероубеждением. Его смысл заключается в следующем: ‘Арш – это самое грандиозное создание Аллаха, и Всевышний властвует над ним. Создатель пречист от всех недостатков, Он Властелин всего, самостоятельный и независимый. Это означает, что Всевышний никогда не нуждался и не будет нуждаться ни в ком и ни в чем, в то время как все созданное Им нуждается в Нем и не может существовать без поддержки Всевышнего Аллаха ни единого мига.

Самодостаточность — قِيَامُهُ بِنَفْسِه

Всевышний Аллах – самостоятельный, независимый. Это означает, что все нуждается в Нем, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чем.

Единственность — اَلْوَحْدَانِيَّةُ

Бог един во всем и у Него нет сотоварищей. Не может быть двух или более богов, иначе во всей Вселенной был бы хаос, неизбежно ведущий ее со временем к гибели. Идеальный порядок во всем существующем — это признак единственности Бога.

Эти качества очищают Всевышнего Аллаха от всего, что не свойственно Ему, очищают от придания Аллаху недостатков и бессилия. Например, противоположным атрибуту «безначальность» является качество, означающее наличие начала чего-либо, а обратным атрибуту «вечность» является качество, под которым понимается исчезновение, конец или смерть. Таким образом, эти пять атрибутов отрицают все качества, не присущие Всевышнему Аллаху.

Все приведенные выше качества Аллаха являются безусловными, обязательно присущими Ему. Кроме приведенных атрибутов, у Всевышнего есть еще одно качество, не являющееся обязательным для Него. Это — сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создает его, если не захочет — не создает. Аллах сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него (Он мог и не делать этого), Он создал мир исключительно по Своей воле.

Вера в существование Аллаха требует убежденности в том, что Ему безусловно присущи эти тринадцать качеств. Кроме них у Него есть неисчислимое множество совершенных качеств и прекрасных имен, сущность которых знает только Он Сам.

Качества, противоположные тринадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него. Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах. Его качества были всегда и не являются созданными, они ни в чем не похожи на качества людей или других творений.

Истинное величие, сущность Всевышнего Аллаха, Его совершенство, истину о Нем никто не в состоянии полностью осознать, кроме Него Самого. Необходимые и достаточные знания об Аллахе человечество получает через Его пророков и благодаря Его книгам.

Тавхид — единобожие, монотеизм

Самое большое творение Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура и включающее в себя все сотворенное Им.

Также одно из самых больших творений Аллаха, созданное из нура

Огромное творение, созданное из нура. Его диаметр больше, чем земля и небеса вместе взятые.

Ал-Лявх аль-махфуз (Хранимая Скрижаль) — небесный прототип всех Священных Писаний, в котором записано все, что было на Земле и что произойдет в будущем.

Аллах

См. также аллах, Алах, алах, Аллах-Юнь.
В Википедии есть страница «Аллах».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

Ал-ла́х

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a– по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы. Имя собственное.

Корень: -Аллах-.

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. религ. в исламе — Бог, творец всего сущего ◆ Аллах в Коране — это подлинный, величайший и не имеющий подобия Творец Вселенной. Айдын Ариф оглы Али-заде, «Библия и Коран: Сравнительный анализ», 2002 г. ◆ На мои вопросы отвечал он, что молва будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощён, ибо нельзя положить пределов милосердию Аллаха. А. С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Где-то в Коране Аллах повелевает пророку взирать на «строптивых» как на мышей, делать им добро и проходить мимо, — немножко гордо, но верно. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. Алла

Антонимы

  1. Шайтан

Гиперонимы

  1. Бог, имя

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: Алла

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • аллах его знает

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: Allah
  • Арабскийar: الله
  • Ивритhe: אללה
  • Немецкийde: Allah
  • Таджикскийtg: Оллоҳ

Анаграммы

  • халал, Халал, Халла
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

А́ллах

А́л-лах

Почему мусульмане называют Бога «Аллахом»?

Некоторые люди ошибочно полагают, что Аллах – это мусульманский Бог. Это мнение далеко от истины. На самом деле, на арабский язык слово «Бог» переводится именно как «Аллах».

Арабский язык, как и иврит, считаются семитскими языками. К семитским языкам также входит, почти исчезнувший в наше время, арамейский – язык, на котором говорил Пророк Иса (мир ему). Во всех этих языках к Богу обращаются по имени, которое очень похоже по своему звучанию на имя Всевышнего.

В иврите, например, это Элох. В арамейском – Иль. Поэтому, Пророки Иса и Муса (мир им), говоря о Боге или взывая к Нему, использовали то же обращение, что и мусульмане.

Это яркое свидетельство тому, что Аллах – тот же Бог, Создатель Вселенной, которого любили и которому поклонялись все пророки.

Всевышний Аллах говорит:

«Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (Сура «аль-Хашр», аят 24).

Несмотря на то, что процент арабоязычных мусульман в мире невысок, мусульмане всего мира обращаются к Богу Его великим именем – Аллах. Тому есть несколько причин:

1. Коран был ниспослан на арабском языке.

История Корана 2: как он был ниспослан, сохранен и записан?

2. Мусульмане ежедневно по 5 раз совершают намаз и обращаются в намазе к Аллаху опять же Его великим именем.

И это нас объединяет. Не имеет значения кто мы по происхождению и где родились. Слово «Аллах» понятно и известно всем мусульманам. Мусульмане предпочитают обращаться к Аллаху именно по этому Его имени.

Обратимся к русскому языку. В русском языке, если мы пишем слово «Бог» с заглавной буквы, то всем сразу становится понятно, что речь идет о единственном Боге – Творце Вселенной. Если же на письме использовать строчную «б», то по контексту речь может идти о божествах и идолах давно минувших дней и эпох, таких как Зевс, Афродита или Один, а также просто об абстрактном божестве.

И пока мир не стал теснее, а информация не стала так быстро распространяться по миру, очень сложно было различить о ком идет речь в разговорах о Боге. Кроме того, язык допускает создание «богинь» или множества «богов» простым путем добавления суффиксов и окончаний.

В то же время, в арабском языке есть два разных слова для различения «Бога» и «бога». Это слово «илях», что означает «божество», а также «Аллах», что означает Всевышнего Создателя. Но самое важное это то, что в арабском языке никаким способом невозможно создать множественное число от слова «Аллах». Также, в арабском языке нельзя произвести от слова «Аллах» существительное женского рода.

Таким образом, когда вы говорите «Аллах», вы подразумеваете только Его – Вечно живого, Милостивого и Милосердного Создателя небес и земли.

Всевышний Аллах говорит:

«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен» (Сура «аль-Араф», аят 180).

Во первых

Кто такой Аллах и кем он является для мусульман?

Для мусульман, Аллах – это единый Бог и Творец, единственный достойный поклонения, а так же, не имеющий своего начала. В понимании мусульман, Аллах не был рожден или сотворен, он вечен.

<< В исламе, бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворённой им природы, он сам не сотворён никем. Аллах создал все сущее из ничего и привёл все в упорядоченное состояние, то есть все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворённом мире. Аллах является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растений определённый срок жизни.

Мусульмане верят, что все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от его взора. Он является единственным, истинным Хозяином всего сущего.

Согласно Корану, кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только он. Аллах запрещает служение лжебогам. Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворёнными стихиями и мифическими персонажами в исламе являются тягчайшими грехами (ширк) перед Аллахом, которые он не прощает, иначе как после искреннего раскаяния человека. >>

Только ли мусульмане называют Творца Аллахом?

Сперва, хотелось бы повторить еще раз, каким образом в арабском языке сформировалось слово «Аллах». Слово аллах состоит из артикля «Аль» и слова «Илях». Аль в арабском понимании означает нечто возвышенное, священное. Таким образом, приставка аль очень уместна будет по отношению к священной книге мусульман – Коран, и чтобы это подчеркнуть, произносится Аль-Кур’ан. Илях в арабском языке означает достойный поклонения, одним словом, Бог.

Слово «аль-илях» было известно ещё древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге «Бытие», где одним из титулов Бога является именно Элох(им). Родственные слова существуют в других семитских языках, в том числе в современном иврите и арамейском.

Таким образом, арабы, исповедующие какую-либо другую авраамическую религию, будь то Христианство или Иудаизм, не могут никак назвать Бога-Отца, кроме как Аллахом. Арабский язык не предусматривает других слов и определений, помимо слова Аль-Илах, для обозначения Всевышнего нашего творца.

Каков же вывод

А вывод заключается в следующем: Всеми известное на сегодняшний день слово Аллах было известно людям еще задолго до прихода пророка Мухаммада, а соответственно, задолго до появления религии Ислам.

Еще до появления ислама, арабские Христиане, Иудеи и язычники называли Творца (единственного, достойного поклонения) Аллахом. Ну а если копнуть еще глубже, то происхождению этого слова мы обязаны древним семитам.

Важно!

Так же, прошу заметить, несмотря на все это, понимание Аллаха в Исламском и Христианском мире абсолютно разное.

Мусульмане, под словом Аллах, подразумевают имя собственное, которым они называют определенное явление (Бога), у которого существует имя.

У Христиан же, под словом Аллах, не подразумевается имя собственное. Словом Аллах они обозначают Того, кто достоин поклонения – Бога-Отца нашего.

Именно из-за абсолютно разного понимания Бога, христиане никоим образом не разрушают представления о Боге в исламском мире.

П.С.

На юге Молдавии находится автономное территориальное образование Гагаузия. Основным населением являются гагаузы(82%), исповедующие ортодоксальное Христианство, при этом, так же, называющие Бога Отца нашего, Аллах (Аллахим).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *