Аэропорт из чего состоит

Город в городе: как устроен пассажирский аэропорт

Площадь аэропорта Король Фахд в Саудовской Аравии – 780 км². Это в 7 раз больше площади Парижа – 80 кварталов французской столицы умещаются на 105 км². И на 25 км² больше площади Гамбурга (755 км²).

Аэропорты можно сравнить с городами не только по площади. Во многих отношениях современный воздушный порт организован как город. Там тоже есть администрация, бюджет, службы, которые следят за безопасностью и порядком. Рассмотрим устройство аэропорта чуть подробнее.

От чего зависит устройство аэропорта

От его размера. Большинство из нас под аэропортом подразумевают огромный комплекс с ангарами, терминалами, командно-диспетчерскими пунктами и взлетно-посадочными полосами с рабочим режимом 24/7. Но не все аэропорты отвечают этим стандартам.

Маленькие аэропорты

Аэропортом называют и куцую полоску асфальта среди травы и грязи, которую используют не больше двух-трех часов в день. Эти взлетно-посадочные полосы часто служат только одному или двум пилотам. Такие аэропорты могут не иметь никаких других структур, кроме взлетно-посадочной полосы (ВПП).

Региональные аэропорты

Организуют перелеты по одной стране, без международных рейсов. Часто региональные аэропорты обслуживают не только гражданскую авиацию, но и военную.
В региональных аэропортах инфраструктура более развитая. Она включает ангары, радиовышки, средства для обучения пилотов, системы наблюдения за погодой. Такие объекты иногда располагают комнатами отдыха для пилотов, торговыми площадками, конференц-залами, топливохранилищем.
Полный перечень объектов зависит от трафика и назначения аэропорта.
В ангарах региональных аэропортов обычно размещаются самолеты с вместимостью до 200 человек.

Международные аэропорты

Организуют региональные и международные рейсы. Инфраструктура международных аэропортов дополняется магазинами беспошлинной торговли, станциями техобслуживания, транспортной системой внутри терминалов, зонами таможенного контроля.
Взлетно-посадочные полосы и ангары таких аэропортов обслуживают самолеты разной вместимости. От частных — менее 50 человек на борту, до Airbus A380 — 853 пассажиров.

Взлетно-посадочная полоса

В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса. В международных — от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.

Полосы могут быть:

  • Одиночными. Инженеры планируют расположение ВПП с учетом преимущественного направления ветра.
  • Параллельными. Расстояние между двумя ВПП зависит от размера и количества самолетов, использующих аэродром: в среднем от 762 м до 1 310 м.
  • V-образными. Две взлетно-посадочные полосы сходятся, но не пересекаются. Такое расположение дает диспетчерам воздушного движения гибкость при маневрировании самолетов на ВПП. Например, при слабом ветре диспетчер будет использовать обе взлетно-посадочные полосы. Но если ветер усилится в одном направлении, диспетчеры будут использовать ту ВПП, которая позволяет самолетам взлетать против ветра.
  • Пересеченными. Пересекающиеся ВПП распространены в аэропортах, где преобладающие ветры меняются в течение года. Точка пересечения может находиться посередине каждой взлетно-посадочной полосы, в зоне порога, где приземляются самолеты, или в конце ВПП.

Рулежные дорожки

Помимо взлетно-посадочных полос аэропорт оборудован рулежными дорожками. Они связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.

Светосигнальная система

Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы от шоссе ночью или в условиях низкой видимости. Маячковые огни, которые мигают зеленым и белым цветом, указывают на гражданский аэропорт. Зеленые огни отмечают порог или начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.

Как устроен аэропорт: терминалы

В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.

Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги — от полировки ботинок до подключения к интернету.

Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.

Бортовое питание

Еду для пассажиров самолетов готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Ежедневно в один крупный аэропорт кейтеры поставляют тысячи обедов. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.

Попробовать

Система топливного обеспечения

Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур Джамбо Джет расходует около 127 000 литров топлива. Поэтому оживленные международные аэропорты продают миллионы топлива каждый день. В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам.

Система безопасности

Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.

Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга— компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.
Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.

Как устроен наземный транспорт в аэропорту

Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.

Обычно система наземного транспорта включает:

  • Дороги в аэропорт и из аэропорта.
  • Парковки для автомобилей.
  • Службы аренды транспорта.
  • Рейсы транспортировки пассажиров в местные отели и к автостоянкам.
  • Общественный транспорт — муниципальные автобусы и метро.

Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.

Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.

Прочитать про чартеры

Бюджет

Аэропорты — это огромные предприятия. Аэропорт Денвера в США стоит около 5 миллиардов долларов. Расходы на его обслуживание составляют 160 миллионов долларов в год. В то же время ежегодный доход государства от аэропорта — 22,3 миллиарда долларов.
Аэропорты, как правило, владеют всеми объектами на своей территории. Они сдают их в аренду авиакомпаниям, розничным магазинам, поставщикам услуг. Еще несколько статей доходов воздушных портов занимают сборы и налоги на авиабилеты и услуги — топливо, паркинг. Большинство аэропортов являются самообеспечивающимися предприятиями.

Персонал

Около 90 процентов сотрудников аэропортов работают на частные компании: авиакомпании, подрядчики, арендаторы. Остальные 10 процентов работают на аэропорт: администраторы, обслуживающий персонал, служба безопасности.

«Я тебя буду ждать в аэропорту» или «в аэропорте»?

Все сталкивались со словом «аэропорт», но только единицы умеют правильно его склонять по падежам. На самом деле, ничего сложного.

Склонение по падежам

Для начала давайте вспомним начальную школу и просклоняем слово по падежам с примерами.

  • Именительный падеж: — что? аэропорт _
  • Родительный падеж: — у чего? аэропорт -а удобный зал ожидания.
  • Дательный падеж: — по пути к чему? аэропорт -у уютный скверик.
  • Винительный падеж: — издалека вижу что? аэропорт _
  • Творительный падеж: — доволен чем? аэропорт -ом в Ростове-на-Дону.
  • Предложный падеж: — позже расскажу вам о чем? об аэропорт -е.

Но не так всё просто. Вокруг склонения в предложном падеже слова «аэропорт» давно идут баталии! До 60-х годов считалось единственно правильным написание «в аэропорте». Вариант «в аэропортУ» употреблялся только среди летчиков. Но профессионализмы имеют свойство ловко перебираться в СМИ, а через них — в словари.

Сейчас филологи подтверждают верность двух вариантов

  1. Пишем «в аэропорту», если слово обладает обстоятельственным значением (где?) . Примеры — «поговорим об этом в аэропорту», «в новом аэропорту временно отменили рейсы в Европу».
  2. Пишем «в аэропорте», если слово имеет значение объекта (о чем?). Пример — «в новостях рассказывали о новом аэропорте».

По такому же принципу

Также два варианта произношения есть у следующих слов:

  • в жиру — в жире;
  • в поте — в поту (лицо в поту — работать в поте лица);
  • в роду — в роде;
  • в быту — в быте;
  • в ходу — в ходе; в дыму — в дыме;
  • на доме — на дому и т. д.

Статья 3. Виды аэропортов

Основные понятия

Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэродром — участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В нашей стране существует своя классификация аэродромов, отличающаяся от зарубежных.

По длине взлетно-посадочной полосы и несущей способности покрытия аэродромы делятся на 6 классов:

А — 3200 х 60

Б — 2600 х 45

В — 1800 х 42

Г — 1300 х 35

Д —1000 х 28

Е — 500 х 21

По взлётной массе принимаемых самолётов – на 5:

вне класса (то есть без ограничения массы) — А380, Ан-225, Ан-124 и т. п.

1-го класса (75 т и более) — Ил-76, Ил-62, Ту-154 и т. п.

2-го класса (от 30 до 75 т) — Ту-134, Як-42, Ан-12, и т. п.

3-го класса (от 10 до 30 т) — Ан-140, Ан-26, Як-40, Ан-24, Ан-72и т. п.

4-го класса (до 10 т) — Л-410, Ан-3Т, М-101Т, Ан-38, Ан-2, Ан-28и т. п.

По российской классификации аэродромов длина взлетно-посадочной полосы у аэродромов вне класса составляет 3500-4000 м; 1 класса — 3000-3200 м; 2 класса — 2000-2700 м; 3 класса — 1500-1800 м; 4 класса — 600-1200 м. Гражданские аэродромы 3 и 4 класса относятся к аэродромам местных воздушных линий.

Аэродром включает в себя лётное поле (взлётно-посадочные полосы (ВПП)), рулёжные дорожки (РД), перрон (возможно несколько), места стоянки и заправки, склады) и комплекс управления воздушным движением (службы: организации воздушного движения, электрорадиотехническая и электросветотехническая, метеорологическая, штурманская и т. д.).

Аэровокзальный комплекс

Включает в себя собственно аэровокзал, предназначенный для обслуживания пассажиров. В аэровокзале базируются большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта:

представительства авиакомпаний;

служба организации пассажирских перевозок;

службы безопасности;

багажная служба;

службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля;

различные организации и предприятия, направленные на отдых, развлечения пассажиров и т. п.: рестораны и кафе, точки торговли периодикой и сувенирами, магазины, и т. д.

Грузовой комплекс

Принимает к отправке, оформляет, обрабатывает, загружает на борт воздушных судов груз и почту. Оснащается крытым отапливаемым складом, средствами доставки и механизированной погрузки-разгрузки, средствами обработки груза «в навал» и в контейнерах.

Пользователи аэропортов — авиационные предприятия, эксплуатанты, пассажиры, грузоотправители, грузополучатели и другие юридические и физические лица, использующие услуги аэропортов.

Район аэропорта (аэродрома) — часть воздушного пространства, расположенного над аэропортом (аэродромом) и прилегающей к нему местностью, предназначенного для полетов над аэропортом, выходов воздушных судов на трассы, для подходов к аэродрому и обеспечения посадки воздушных судов, и земельные участки в установленных границах (территория в пределах круга радиусом 50 км. с центром в контрольной точке аэродрома, определяемой в соответствии с федеральными авиационными правилами).

Авиационная деятельность в аэропортах — производственно-хозяйственная деятельность на территории аэропортов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению полетов, приему и отправке воздушных судов, обслуживанию пассажиров, обработке багажа, грузов и почты, осуществляемая на коммерческой основе с соблюдением установленных требований по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

Неавиационная деятельность в аэропортах — деятельность на территории аэропортов по предоставлению на коммерческой основе сервисных услуг пассажирам, включая торговлю и общественное питание, услуг по парковке автомашин, почтово-банковским операциям и других услуг, не относящихся к авиационной деятельности.

Операторы аэропорта — юридические и физические лица, осуществляющие на территории аэропортов авиационную деятельность и имеющие соответствующий сертификат и лицензию.

Главный оператор аэропорта (аэропортов) — оператор-держатель сертификата соответствия аэропорта (аэропортов), имеющий на праве собственности, на условиях аренды или на другом законном основании аэродром (аэродромы), обеспечивающий готовность аэропорта к приему и выпуску воздушных судов и обслуживанию воздушных перевозок, осуществляющий координацию работ в аэропорту, обеспечивающий соблюдение всеми операторами и пользователями аэропортов требований безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности, качества выполняемых работ и предоставляемых услуг.

Статья 3. Виды аэропортов

1. По видам обслуживаемых перевозок аэропорты делятся на внутригосударственные и международные.

Внутригосударственный аэропорт — аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих воздушные перевозки в пределах Российской Федерации.

Международный аэропорт — аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.

2. По статусу аэропорты независимо от вида обслуживаемых перевозок делятся на аэропорты федерального, регионального и местного значения.

Аэропорт федерального значения — аэропорт, обеспечивающий межрегиональные воздушные перевозки и являющийся объектом системы национальной безопасности и социально-экономической значимости для Российской Федерации. Перечень аэропортов федерального значения утверждается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и управления госимуществом.

Аэропорт регионального значения — аэропорт, обеспечивающий региональные воздушные перевозки между двумя и более субъектами Российской Федерации, не включенный в Перечень аэропортов федерального значения.

Аэропорт

Аэропорт Внуково У этого термина существуют и другие значения, см. Аэропорт (значения).

Аэропо́рт (через фр. aéroport; от др.-греч. ἀέριος «воздушный» + лат. portus «гавань», «пристань») — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал (в крупных аэропортах нередко несколько аэровокзалов), один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

Одним из самых первых аэропортов мира стал кёнигсбергский аэропорт Девау, открывшийся в 1919 году. Существуют гидроаэропорты для обеспечения авиаперевозок на гидросамолётах. Такие аэропорты не имеют взлётно-посадочной полосы, — её функцию выполняет водная поверхность водоема — речная, озёрная или морская акватория.

Международный аэропорт — аэропорт, открытый для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль.

Аэродром

Аэропорт Далласа, вид сверху Основная статья: Аэродром

Аэродром любого аэропорта включает в себя лётное поле (взлётно-посадочные полосы (ВПП) и рулёжные дорожки (РД)), а также перрон (в крупных аэропортах несколько), места стоянки и заправки, склады и комплекс управления воздушным движением (службы: организации воздушного движения, электрорадиотехническая и электросветотехническая, метеорологическая, штурманская и т. д.).

Аэродромы являются источником сильного шумового загрязнения.

Кодовое обозначение аэродромов ИКАО

(Приложение 14. Аэродромы. Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов)

КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1 КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2
Кодовый
номер
Длина лётной
полосы
Кодовая
буква
Размах
крыла
Расстояние между внешними
колёсами основного шасси
1 Менее 800 м A < 15 м Менее 4,5 м
2 800—1200 м
( < 1200 м )
B 15—24 м
( менее 24 м )
4,5—6 м
( менее 6 м )
3 1200—1800 м
( < 1800 м )
С 24—36 м
( менее 36 м )
6—9 м
( менее 9 м )
4 1800 м
и более
D 36—52 м
( менее 52 м )
9—14 м
( менее 14 м )
E 52—65 м
( менее 65 м )
9—14 м
( менее 14 м )
F 65—80 м
( менее 80 м )
14—16 м
( менее 16 м )

Комплекс обслуживания полезной нагрузки

Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал)

Телескопический трап, пристыкованный к борту. Под трапом видна система вентилирования салона.

В аэровокзале размещено большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта:

  • представительства авиакомпаний;
  • служба организации пассажирских перевозок;
  • службы безопасности;
  • багажная служба;
  • службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля;
  • различные организации и предприятия, обеспечивающие отдых, питание, досуг пассажиров и т. п.: рестораны и кафе, точки торговли периодикой и сувенирами, магазины, и т. д.

Грузовой комплекс

Принимает к отправке, оформляет, обрабатывает, загружает на борт воздушных судов груз и почту. Оснащается крытым отапливаемым складом, средствами доставки и механизированной погрузки-разгрузки, средствами обработки груза «в навал» и в контейнерах.

Контроль доступа

С точки зрения контроля доступа территория аэропорта подразделяется на несколько зон:

  • Неконтролируемая зона — свободный доступ любых лиц
  • Контролируемая зона — территория, здания или части зданий доступ в которые контролируется
  • Зона контроля — место, пункт проверки/досмотра людей и имущества
  • Стерильная зона — строго контролируемая зона между воздушным судном и пунктом проверки/досмотра

Неконтролируемая зона и контролируемая зона, известны также соответственно как «общая зона» и «чистая зона».

Класс аэропорта

Сюда перенаправляется запрос «Международный аэропорт». На эту тему нужна отдельная статья.

Класс аэропорта определяется годовым объёмом пассажирских перевозок (пассажирообменом), то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров (с пересадкой из одного воздушного судна в другое).

Классификация аэропортов в зависимости от годового объёма пассажирских перевозок:

Класс аэропорта Годовой объём
пассажирских перевозок,
тыс. человек
I 10000—7000
II 7000—4000
III 4000—2000
IV 2000—500
V 500—100

Аэропорты с годовым объёмом перевозок более 10 млн чел. относятся к внеклассным, а с годовым объёмом перевозок менее 100 тыс. чел. — к неклассифицированным.

Неклассифицированные аэропорты местных воздушных линий располагаются на аэродромах 3-го или 4-го класса, с искусственным или грунтовым покрытием ВПП (искусственное покрытие ВПП в аэропортах 4-го класса нередко автодорожное).

Региональные особенности аэропортов

Самый напряжённый период работы, пиковое время для перевозок, в России, — с июня по сентябрь включительно .

На 1992 год в России было около 1300 аэропортов. В государственном реестре аэропортов РФ на апрель 2011 года зарегистрирован 241 аэропорт, из них 71 — международный.

По данным National Bureau of Statistics of China, число аэропортов в КНР с 1990 по 2010 год увеличилось в 1,9 раза.

Страны с наибольшим количеством аэропортов (по состоянию на 2008 год): США — 14 951, Бразилия — 4176, Мексика — 1848.

См. также

  • Местные воздушные линии
  • Список наиболее загруженных аэропортов России
  • Список терактов в международных аэропортах

Примечания

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации
  2. Приказ Федеральной авиационной службы России от 29.07.1998 N 239 «Об утверждении и введении в действие Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности»
  3. ИАТА предложила сократить время перехода пассажиров в «чистую зону» аэропорта для безопасности. Информационное агентство «Rambler News Service (RNS)» (29 июня 2016).
  4. Штатная численность сотрудников аэропорта Толмачево за 2009 год увеличилась на 18,8 % (рус.). РИА Сибирь (10 февраля 2010). Проверено 5 декабря 2010.
  5. Росавиация
  6. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Москва, Русаки, 2010.

Литература

Ссылки

Портал «Авиация»

Аэропорт в Викисловаре

Аэропорт на Викискладе

Аэропорт в Викиновостях

  • Аэропорт — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  • Сервис позволяющий наблюдать за передвижением самолётов в воздухе online (англ.)
  • Крупнейшие аэропорты мира по числу пассажиров (англ.)
  • База данных по аэропортам мира (поиск) (англ.)
  • Аэропорты России и СНГ
  • Каталог основных аэропортов России и СНГ
  • Основная информация об аэропортах России и Мира
  • Справочник основных аэропортов мира
  • Новости аэропортов (недоступная ссылка)

  • Система управления воздушным движением (ATC) аэропорта
  • Система топливного обеспечения аэропорта
  • Система обработки багажа аэропорта
  • Система противообледенительной обработки воздушных судов аэропорта
  • Канал «Аэропорты» в журнале Авиатранспортное Обозрение | информационно-аналитический ресурс по воздушному транспорту
  • Василий Бабуров. Московский аэротрополис (недоступная ссылка) // «Архитектурный вестник», № 5 (92) 2006

Состав аэропорта и аэродрома

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 23

  1. III. Смешивание составов и набивка гильз
  2. Quot;Нетрадиционные» пиротехнические составы.
  3. VII. Составление отчета
  4. XII. Караулы. Назначение, состав, численность караулов по конвоированию
  5. А) используется при составлении проекта бюджета
  6. А. Составление сборников Фикха
  7. Адаптационная составляющая и личность
  8. Алгоритм составления реферата
  9. Алгоритм составления системы уравнений Колмогорова
  10. Анализ динамики и состава оборотных активов приведен в таблице 7.

По технологическим признакам территорию аэропорта можно разделить на аэродром, служебно-техническую территорию (СТТ) и примыкающую к аэродрому приаэродромную территорией (рис.1).

Аэродром – главный элемент аэропорта, предназначенный и оборудованный для взлета, посадки, руления, размещения и обслуживания ВС. В состав аэродрома входят одна или несколько летных полос (ЛП), рулежные дорожки (РД), перрон, места стоянки ВС (МС) и площадки специального назначения (рис.2)

. Рис.2. Схема аэродрома: 1-ИВПП; 2-ГВПП; 3-БПБ; 4-КПТ; 5-МРД; 6-СРД; 7-ВРД; 8-перрон; 9- МС.

Летное поле – часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос (ЛП), рулежные дорожки (РД), перроны и площадки специального назначения (НГЭА-92).

Летная полоса (ЛП) – часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу, концевые полосы торможения, если они предусмотрены и боковые полосы безопасности, предназначенная для обеспечения взлета и посадки ВС, уменьшения риска повреждения ВС, выкатившихся за пределы ВПП и обеспечения безопасности ВС, пролетающих над ней во время взлета и посадки (НГЭА-92).

Летная полоса обеспечивает взлет и посадку ВС, как правило, в двух взаимо противоположных направлениях и представляет собой в плане прямоугольник.

В отдельных случаях, исходя из местных условий, допускается устройство ЛП обеспечивающей безопасный взлет и посадку ВС с одного направления, но с возможностью ухода на второй круг.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) – часть ЛП, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки ВС. Она может быть грунтовой (ГВПП) или иметь искусственное покрытие (ИВПП). При наличии на аэродроме ИВПП, ГВПП предназначена для использования в случае занятости основной ИВПП при посадке ВС или с неисправными органами приземления и т.п. При наличии двух и более ИВПП строительство ГВПП может не производится.

ВПП аэродрома главная — взлетно-посадочная полоса аэродрома. расположенная как правило, в направлении господствующих ветров и имеющая наибольшую длину в стандартных условиях (РЭГА-94).

Порог ВПП — начало участка ВПП аэродрома, который допускается использовать для посадки воздушных судов.

Смещенный порог ВПП — порог взлетно-посадочной полосы, не совпадающий с ее началом.

Уширение ВПП — часть взлетно-посадочной полосы, предназначенная для обеспечения безопасности при развороте ВС.

Контрольная точка аэродрома (КТА) — точка, определяющая географическое местоположение аэродрома и располагающаяся, как правило, в геометрическом центре ВПП на однополосном аэродроме (НГЭА-92).

Концевая полоса торможения (КПТ) — специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета (РЭГА-94).

Концевая полоса торможения должна иметь ту же ширину, что и ВПП, к которой она примыкает и должна быть подготовлена таким образом, чтобы она могла в случае прекращения взлета выдержать нагрузку, создаваемую ВС, не вызывая повреждения его конструкции.

Примечание: Включение требований к концевым полосам торможения (КПТ) не означает их обязательного наличия на аэродроме. Необходимость устройства КПТ и ее длина не нормируются, а выбираются владельцем аэродрома с учетом местных условий и экономической целесообразности.

Боковая полоса безопасности (БПБ) – специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к боковой границе ВПП, предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях за ее пределы ВС при взлете и посадке.

Рулежная дорожка (РД) – часть летного поля, специально подготовленная для руления и буксировки ВС (НГЭА-92).

Магистральная рулежная дорожка (МРД) – рулежная дорожка, располагающаяся вдоль ВПП и обеспечивающая руление ВС от одного конца ВПП к другому по кратчайшему расстоянию (НГЭА-92).

Соединительная РД (СРД) — рулежная дорожка, связывающая взлетно-посадочную полосу, магистральную рулежную дорожку, перрон и площадки специального назначения.

Перрон- часть летного поля, подготовленная и предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания. РЭГА – 94.

Места стоянки обеспечивают хранение и обслуживания ВС.

Площадка специального назначения — часть летного поля, предназначенная для выполнения специальных видов обслуживания воздушных судов. Площадки специального назначения предназначаются:

девиационная площадка — для определения и устранения девиации магнитных, гиромагнитных и радиокомпасов, а также отработки антенных устройств воздушных судов;

предангарная площадка — для маневрирования воздушных судов при вводе их в ангар или выводе из него;

предстартовая площадка — площадка, предназначенная для запуска авиадвигателей воздушных судов на установленном удалении от взлетно-посадочной полосы, перрона и аэровокзала;

швартовочная площадка — площадка, предназначенная для опробования двигателей (РЭГА-94).

Служебно-техническая территория (СТТ) – участок, на котором размещаются здания и сооружения для обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, обслуживания воздушного движения, ремонта и обслуживания ВС, здания и сооружения вспомогательного назначения (административные здания, профилакторий, база аэродромной службы, спецавтобаза и др.), а также внутрипортовые дороги и элементы благоустройства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *