Аддиктивным поведением

Что такое аддиктивное поведение и как оно развивается?

Не можете позавтракать, пока не пролистаете сообщения в сети? Отправляетесь промозглой ночью в ларек за сигаретами или хот-догом? Говорите «да» бокалу вина, даже если нужно сесть за руль? Вы, правда, думаете, что ваши попытки спрятать конфету никто не замечает? Да, это зависимость или как говорят ученые – аддиктивное поведение. О том, какие зависимости подстерегают современного человека, как развиваются и распознаются, рассказываем в статье.

Что такое аддиктивное поведение?

Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного поведения, которое выражается желанием избавиться от психологического дискомфорта с помощью определенных веществ (алкоголь, наркотики) или повторяющихся действий (игромания, трудоголизм, переедание). Addictus (аддиктус) – юридический термин, которым называют должника, осужденного на рабское повиновение кредитору. То есть метафорически аддиктивное поведение – это глубокая зависимость от внешней принуждающей силы, которая требует полного повиновения и получает его. Соответственно аддикт – зависимый человек, не способный контролировать свое пристрастие к тем или иным поступкам.

Аддиктивным поведением в психологии называют целую группу расстройств, объединенных одним термином «болезни зависимости». Обычно такой образ действий разрушительно влияет на здоровье и деятельность самого аддикта, его ближнее и более широкое социальное окружение.

Аддиктивное поведение характерно тем, что человек тратит значительную часть своего времени на удовлетворение болезненного пристрастия. Он перестает развиваться как личность, не может выбирать и контролировать то, что он делает, принимает или использует. Но главное – он не способен самостоятельно справиться со своими привычками. Постепенно формируется окружение таких же зависимых личностей и это все не дает человеку вырваться из замкнутого круга аддикций.

Виды аддиктивногоо поведения:

  • Химическая аддикция – это неконтролируемое влечение к психоактивным веществам (ПАВ). ПАВ – это все, что человек употребляет тем или иным способом (пьет, курит, нюхает, вводит через инъекции). В группе риска – личности с болезненной наследственностью, стеснительные или чудаковатые, психически незрелые люди.
  • Пищевая аддикция (нарушение пищевого поведения) – это поведенческий синдром, связанный с чрезмерной концентрацией на еде и своем весе (нервная анорексия, нервная булимия, переедание). В группе риска – личности с неустойчивым психоэмоциональным состоянием.
  • Нехимическая (поведенческая) аддикция – это любая форма влечения или поведенческий акт, которые становятся объектом зависимости (расстройство сексуального поведения, гаджетомания, адреналиномания, шопоголизм). В группу риска традиционно попадают люди с заниженной самооценкой, склонностью к депрессиям, повышенной тревожностью.

Приведенная классификация видов зависимостей считается достаточно условной – обычно одна аддикция тянет за собой другие. Например, есть так называемые мульти зависимые личности. Они просто не могут существовать без какой-либо аддикции: бросают курить и тут же становятся игроманами, отказываются от алкоголя и заедают стресс шоколадными батончиками.

Пройти тест на депрессию

Мании цифрового века.

Первые места в списке самых опасных для человека видов аддиктивного поведения традиционно занимает алкоголь. Но за последнее десятилетие появились новые виды зависимостей, связанные с техническими и цифровыми новинками. Практикующие психологи рассказывают, с какими аддикциями сталкиваются все чаще.

Зависимости от гаджетов.

Первое определение интернет-зависимости было описано в 1994 году и звучало довольно просто: «Сильное желание зайти в интернет находясь оффлайн и нежелание выйти из интернет-сети, будучи онлайн». С тех пор список интернет-услуг и аддикций заметно расширился.

1. Номофобия (страх остаться без телефона).

По статистике более 50% людей тревожится только от мысли о том, что телефон отключится и оставит без связи с близкими. Отсутствие телефона вызывает сильный дискомфорт, проблемы с концентрацией, нервозность. Номофобы предпочитают общаться с виртуальными, а не реальными друзьями, листать картинки, а не любоваться живой природой. В результате перегружают мозг обилием информации, начинают скучать без нее и все больше отдаляются от реальности.

2. Порнофилия.

Это сексуальное расстройство, вызванное чрезмерным увлечением порнографией. И неудивительно, ведь почти 15% предложений интернета – это порно-сайты. Порнофилии одинаково подвержены мужчины и женщины в возрасте 15-60 лет. Об этом болезненном пристрастии врачи говорят тогда, когда пациент проводит за просмотром порно-сайтов все больше времени, меняет жанры от простого к сложному, потому что предыдущие уже не возбуждают. В тяжелых случаях просмотр порно длится по 6-8 часов в день, полностью заменяет реальную сексуальную жизнь пациента.

3. Зависимость от виртуальной реальности (VR).

Виртуальная реальность становится все более качественной и правдоподобной. Неудивительно, что гаджетоманы предпочитают уходить в запредельный виртуальный мир, в котором можно стать героем без особых усилий. Ученые предполагают, что виртуальная реальность станет большой проблемой и новой формой интернет-наркомании.

Психологические или эмоциональные зависимости.

Во всей линейке зависимостей психологические считаются легкими, поскольку не приносят видимого вреда здоровью. Но люди, страдающие от эмоциональной аддикции, действительно испытывают сильнейшую душевную боль. А она уже приводит к серьезным телесным заболеваниям или психическим расстройствам.

1. Любовная аддикция (патологическая любовь).

Это игра в одни ворота, когда отношения создаются под девизом «я не могу без него (нее) жить» или «я мучаюсь, но терплю, потому что люблю». Суть аддикции в том, что зависимый человек даже мысленно не представляет своего существования без партнера, который становится объектом удовольствия сродни сигарете или бокалу вина. Аддикт получает от любви удовольствие, сходное с наркотическим опьянением. При мысли о расставании начинается настоящая «ломка».

2. Орторексия.

Одно дело – отказаться от продуктов по медицинским показаниям, другое – фанатично считать каждую калорию. Человек с пристрастием к сыроедению или веганству (каждый выбирает для себя сферу деятельности) действительно впадает в панику, когда не получает возможности правильно питаться или заниматься физическими упражнениями. Он может перестать общаться с теми, кто питается неправильно, отказываться от участия в семейных торжествах. В лучшем случае – приносит правильную еду с собой и съедает ее под удивленные взгляды окружающих.

3. Зависимость от психотерапии.

Один из эффектов психотерапии – компенсация психоэмоциональных дефицитов или отсутствие навыков. Но есть люди, которые годами ходят к психотерапевту без явных проблем, используя сеансы психотерапии как волшебную таблетку. Один раз таблетка помогла, значит, можно принимать ее всю жизнь и забыть о боли. Поэтому вместо того, чтобы научиться самостоятельно справляться с жизненными ситуациями, они привычно идут за советом.

Пройти тест на психику

Как развивается аддиктивное поведение?

Любая зависимость начинается с привычки, которая, усваиваясь, меняет структуру мозга. Развивается она не за один день и всегда по одной схеме.

1. Экспериментирование.

Человек эпизодически совершает приятное для себя действие или принимает психоативное вещество. Выработанный мозгом нейромедиатор дофамин повышает настроение и мотивацию, вызывает ощущение эйфории. На первом этапе зависимость практически не сказывается на учебе, работе, отношениях.

2. Поиск эмоционального подъема.

Когда действие дофамина заканчивается, человек возвращается к обычной жизни или решает повторить действие. На частые эпизоды аддикции вырабатывается привычка, которая приводит к изменениям в поведении, пищевых пристрастиях, лексиконе.

3. Злоупотребление.

Привычное действие становится единственным вариантом реагирования на любые неурядицы. При этом человек категорически отрицает зависимость и верит, что в любой момент может прекратить свои действия. Но постепенно аддиктивное поведение становится преобладающим, отражается на всех сферах жизни, перестает доставлять ожидаемое удовольствие. На этом этапе деструктивное поведение становится нормой.

4. Зависимость.

Из-за деструктивных действий нарушается работа всех органов, происходят биологические изменения структуры мозга, резервы организма истощаются и на фоне зависимости появляются серьезные заболевания. На этом этапе поведение становится асоциальным: человек теряет интерес к любой деятельности, способен совершить правонарушение, проявить насилие.

Как распознать у себя зависимость от чего-либо?

Большинство людей уверены, что аддиктивное поведение – удел бомжей или неудачников по жизни. На самом деле это может коснуться каждого. Вот 7 признаков, по которым можно распознать нездоровые отношения с любимыми вещами (действиями/веществами/продуктами):

  1. У вас изменилось поведение. Ради удовольствия вы способны выйти ночью из дома, поехать на другой конец города, обмануть.
  2. Вам плохо, когда источник удовольствия отсутствует. Без привычных действий или препаратов вы испытываете тревогу, волнуетесь, не можете сосредоточиться на бытовых делах.
  3. Вы тратите на удовольствие слишком много денег. Вы не покупаете необходимые вещи, не оплачиваете счета за квартиру, занимаете деньги у знакомых.
  4. Вы ощущаете физиологический дискомфорт. Когда пытаетесь отказаться от привычного удовольствия, начинается головная боль, нарушение сна, непонятная усталость или классическая ломка.
  5. Вы меняете решение. Например, при добровольном отказе от сладкого, вы начинаете придумывать разные отговорки – почему вам нужно «сладкое для мозга» или без привычной конфеты вы не сможете сосредоточиться на работе.
  6. Вы меняете привычный распорядок дня. День начинается и проходит под лозунгом любимой привычки. Если вам не дается совершить привычный ритуал, вы будете нервничать и чувствовать, что «что-то не так».
  7. Вас не интересует мнение окружающих. Вас не пугают скандалы, ультиматумы, проблемы на работе, осуждение родных. Вы думаете только о своей привычке и доказываете свою правоту.

Вот теперь ясно, как определить аддиктивное поведение. Теперь нужно решить, что с этим делать.

Как побороть зависимость?

Первое, что мешает побороть зависимость – это отрицание того, что она есть. Мы не можем перестать зависать в соцсетях, если искренне считаем «а что здесь такого?». Поэтому:

  • Шаг 1. Признайте, что у вас есть зависимость.
  • Шаг 2. Напишите список причин, почему ее нужно побороть.
  • Шаг 3. Опишите свою жизнь без предмета или действия, доставляющего удовольствие.
  • Шаг 4. Повесьте листок с описанием на видном месте – чтобы он напоминал вам о лучшем будущем.
  • Шаг 5. Заручитесь поддержкой близких и друзей.
  • Шаг 6. Прекратите общение с теми, кто не поддерживает ваше желание стать лучше.
  • Шаг 7. Оцените степень аддикции по достоинству, при необходимости обратитесь к специалисту.

Каждый человек рождается с зависимостью от воздуха, воды, тактильных ощущений. Но общество подбрасывает нам все новые зависимости. Вопрос в том, поддаемся мы искушению или включаем рациональное мышление. Если мы начинаем критично размышлять о новом гаджете или очередной порции пиццы, подключаем самоиронию и здравый смысл, то аддиктивное поведение нам не грозит.

Пройти тест на невроз

Психологическая зависимость. Аддикция. Аддиктивное поведение.

В современной психологической и клинической практике нередко можно встретить использование терминов «зависимость» и «аддикция» как синонимов. Это оправдано лишь частично. Прежде всего, потому, что «психологическая зависимость» — значительно более широкое определение, в то время как термины «аддикция», «аддиктивное поведение» подразумевают специальные виды психологических феноменов.

Кратко соотнося все эти понятия, можно сказать: всякое аддиктивное поведение является зависимостью, но не всякая зависимость — аддикция. К примеру, младенец, очевидно, находится в психологической зависимости от матери, но эту зависимость не называют аддикцией. А вот наркоман не просто зависит от употребляемого наркотика, это его отношение реализуется в форме аддиктивного поведения. Посмотрим на определение в статье Ц.П. Короленко «Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития» в журнале «Обозрение психиатрической и медицинской психологии» (№1, 1991г.):Аддиктивное поведение (аддикция от англ, addiction — пагубная, порочная склонность) — «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций».

Суть аддиктивного поведениязаключается в том, что встречая психологический дискомфорт, человек стремится уйти от реальности, пытается искусственным путем изменить свое психическое состояние так, что создается иллюзия безопасности, восстановления равновесия. Но подобный уход от проблем представляет собой ограниченный и малоэффективный способ выживания. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта.

Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса.

Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляется аддикту как путь наименьшего сопротивления.Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи.

Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Манипулятивный стиль переносится и в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическая переориентация: “одушевляются” предметные отношения с аддиктивными агентами и “опредмечиваются” межличностные отношения.

Виды аддикции Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от реальности путем изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. Короленко (в вышеупомянутой статье) выделяет:

химические аддикции: употребление алкоголя, никотина; употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;и

нехимические аддикции: участие в азартных играх, включая компьютерные; сексуальное аддиктивное поведение; переедание или голодание; “работоголизм/трудоголизм”; манипулирование со своей психикой; телевизор, длительные прослушивания музыки; политика, религия, сектантство, большой спорт; нездоровое увлечение литературой в стиле “фэнтези”, “дамскими романами” и т.д. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в данный момент. Иногда необходимо избавиться от угнетенности, «сбросить» с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставив себя по — иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствовать смысл какого — то явления. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния.

Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводят к отрыву от реальности.

Признаки зависимого поведения

Н.Н. Мехтиханова

Психология зависимого поведения

Учебное пособие

Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология

Ярославль 2005

УДК 159.9(075.6) ББК Ю 95я73 М55

Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии ШПУ им. К.Д. Ушинского В.А. Мазилов;

кафедра педагогики и психологии Ярославской государственной медицинской академии, зав. кафедрой — канд. психол. наук,

доцент Н.А. Русина

М 55 Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения: учебное

пособие / Н.Н. Мехтиханова; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль: ЯрГУ, 2005. — 122 с.

ISBN 5-8397- 0384-2

Учебное пособие посвящено основным теоретическим и практи­ческим проблемам зависимого поведения. Рассматриваются основ­ные подходы к пониманию феномена зависимости, предлагаются классификации зависимого поведения. Подробно описываются наи­более распространенные виды зависимостей и их последствия. Осо­бое внимание уделяется факторам, способствующим возникнове­нию зависимого поведения, а также его профилактике и коррекции.

Предназначено для студентов факультета психологии, обучаю­щихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Психо­логические проблемы зависимости», блок де), очной формы обуче­ния. Работа представляет интерес для специалистов-психологов, пе­дагогов, работников социальных и кадровых служб.

УДК 159.9(075.6) ББК Ю 95я73

ISBN 5-8397-0384-2

© Ярославский государственный университет, 2005 ©Н.Н. Мехтиханова, 2005

Понятие зависимого поведения.

Признаки зависимого поведения

Понятие «зависимое поведение» в последнее время получило распространение не только в научных кругах, но и в обыденной жизни. Зависимостью обозначают привязанность к чему- или кому­либо. У каждого человека существует множество привязанностей, но зависимостью в психологии обозначается только привязанность, имеющая определенную выраженность, либо недопустимую с точ­ки зрения общественных норм, либо угрожающую здоровью, либо причиняющую психологические страдания самой личности.


Проблема психологической зависимости является одной из са­мых сложных в научном плане, но чрезвычайно актуальной в прак­тическом. В житейском смысле зависимость — это, по сути, особая форма рабства, в которое человек попадает по собственному жела­нию, страдает от него, но в то же время только сам может освобо­диться от него. Зависимости ограничивают развитие человека, при­водят к личностным катастрофам, всевозможным соматическим и психическим заболеваниям. Зависимости наносят непоправимый ущерб человеческому обществу: согласно медицинской статисти­ке, по причинам, связанным с зависимостями, погибает намного больше людей, чем в результате войн и преступлений, вместе взя­тых. Проблема касается практически каждого человека: большин­ство из нас имеет или личный опыт зависимого поведения, или сталкивался с зависимым поведением близких и друзей. При этом в круг зависимых попадают люди самого различного профессио­нального статуса, образования, этнической принадлежности, уров­ня благосостояния.

Зависимость можно рассматривать как своеобразную форму адаптации к сложной жизненной реальности. Она проявляется в форме бегства от проблем в некий иллюзорный мир, что не меняет реальность, а меняет человека, со временем усугубляет его пере­живания, порождает новые проблемы. Более того, человек переста­ет контролировать свое поведение, мысли, эмоции. Его существо-

вание определяет объект зависимости, что в конечном итоге и во­все разрушает жизнь.

В последнее время вследствие научно-технического прогресса значительно расширился спектр зависимостей, а распространение употребления алкоголя и наркотиков, особенно в молодежной сре­де, приобретает характер национального бедствия. Поэтому к про­блеме зависимости привлечено внимание самых разнообразных специалистов: психологов, наркологов, психиатров, социологов, юристов.

Понятие «зависимое поведение» является междисциплинар­ным. В современной литературе часто используют термин «аддик­тивное поведение» как синоним зависимого поведения. Аддикция в переводе с английского означает склонность, пагубную привычку. Поэтому понятие «аддиктивное поведение» имеет негативную ок­рашенность, как правило, используется в социально неодобряемом контексте. Но, по нашему мнению, зависимое поведение может выполнять и позитивные функции. Например, оно придает жизни определенную стабильность, а в экстремальных условиях зависи­мое поведение ситуационно обусловлено и служит компенсацией, защитой от реальности, даёт возможность пережить нечеловече­ские обстоятельства. В данной работе мы будем придерживаться общепризнанного определения аддиктивного поведения, предло­женного Ц.П. Короленко, и использовать термины «аддиктивное поведение» и «зависимое поведение» как синонимы.

Аддиктивное поведение — одна из форм девиантного поведе­ния с формированием стремления к уходу от реальности посредст­вом изменения своего психического состояния, что достигается различными способами — фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) инефармакологическими (сосредо­точение на определенных предметах и активностях), что сопрово­ждается развитием субъективно приятных эмоциональных состоя­ний . Аддиктивное поведение рассматривается нами как одна из форм деструктивного поведения, т. е. причиняющего вред чело­веку и обществу.

Зависимое поведение может иметь различную степень выра­женности: от практически нормального до тяжелой формы. Это определяется динамикой зависимости в каждом конкретном слу­чае, но в большей мере — определённой глубинной личностной

предрасположенностью, которую мы обозначаем как склонность к зависимости. Показателями склонности к зависимости можно счи­тать объект и определённую силу влечения. Почему у некоторых субъектов формируется сильная, а часто и непреодолимая связь с объектом влечения, чем объясняется не насыщаемость и импуль­сивность влечения? Ответы на эти теоретические вопросы имеют огромную практическую значимость для всего общества и для ка­ждого человека в отдельности.

Понятие «аддиктивное поведение» охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к азартным играм и обильной еде, гиперсек­суальность, компьютерная и игровая зависимость, шопинг и др. Но у всех этих разнообразных видов зависимости существуют общие признаки.

Впервые зависимость как феномен стала рассматриваться в медицине в связи со злоупотреблениями наркотическими вещест­вами. В психиатрии и наркологии выделяются следующие призна­ки химической зависимости, из которых должны встречаться хотя бы три симптома, один из них должен длиться не менее одного ме­сяца и повторяться в течение более продолжительного периода:

— потребление субстанции, увеличение количества вещества;

— безуспешность попыток прекратить употребление или

уменьшить его;

— для приобретения вещества требуется все больше денег, сил, времени;

— симптомы интоксикации часты. Под угрозой соматическое здоровье;

— имеющая значение профессиональная деятельность или со­циальная активность замещаются поиском вещества, а потом реду­цируются или прекращаются;

— потребление усиливает социальные, психологические, сома­тические проблемы;

— изменяется толерантность. Об этом можно говорить, когда желаемого эффекта можно достигнуть при увеличении дозы на 50%;

— синдром отмены;

— вещество применяется для снятия синдрома отмены .

Более широким в понимании зависимости является подход, развиваемый Американской ассоциацией психиатров. Зависимость определяется как постоянное, хроническое и интенсивное исполь­зование конкретного паттерна поведения, выходящего (или уже вышедшего) из-под контроля индивида. Независимо от того, с ка­кой зависимостью мы имеем дело — от наркотиков или какой-либо деятельности, — существует набор очевидных симптомов, общих для всех видов зависимостей:

— постоянные, систематически возникающие в течение дня мысли об этом виде деятельности;

— значительная взаимосвязь с неспособностыо получать удо­вольствие от других сторон жизни;

— неспособность контролировать, останавливать или прекра­щать конкретное поведение, даже осознавая его разрушительность; — беспокойство и раздражительность при попытках со стороны пресечь это поведение;

— чувство тревоги и волнения при прекращении этого поведе­ния на время;

— использование зависимости с целью избежать ответственно-

сти;

— ложь и преувеличения при рассказе о проявлениях этого по­ведения, уменьшение значимости проблемы для себя и для других; — поведение характеризуется высокой степенью риска и угро­жает физическому и психическому здоровью;

— интенсивные перепады настроения, связанные с данной дея­тельностью, — в диапазоне от эйфории до стыда, вины и депрессии.

2. Виды зависимости

Если первоначально понятие зависимости применялось для обозначения алкоголизма и наркомании, то в последнее время круг моделей поведения, обозначаемых как зависимое, значительно расширился. Многообразие объектов зависимости порождает про­блему классификации видов зависимого поведения и, соответст­венно, поисков общих и специфических признаков этих видов. В современной научной литературе используются различные основа­ния для классификации зависимостеи. Самой распространенной

является классификация по предмету зависимости: алкогольная, пищевая, наркотическая, курительная и др.

По отношению социального окружения к зависимости выде­ляют социально одобряемые зависимости (например, трудоголизм) и социально неодобряемые (наркомания, токсикомания).

В дополнение к описанным видам зависимости можно доба­вить ещё одну классификацию. Зависимости, по нашему мнению, можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые. Часто чело­век не отдает себе отчета в том, что у него существует зависи­мость. Если в случае химической зависимости это проявляется главным образом на начальных этапах, то в отношении психологи­ческой зависимости (например, увлечение оздоровительными сис­темами) неосознанность характерна для личности на всех этапах. Человек в этом случае может чувствовать себя вполне комфортно, так как препятствий в реализации своей привязанности у него практически нет, она социально одобряема и не имеет таких тяже­лых последствий, как, например, алкоголизм и наркомания. Пред-

~ ..

посылкои осознания является невозможность ее удовлетворения,

далее — порицание со стороны окружающих и, наконец, сильный вред здоровью, работе, благополучию в семье.

В популярной литературе все вещества, вызывающие привы­кание, часто делят на легальные и нелегальные наркотики. Наибо­лее употребляемыми наркотиками (и, вероятно, ими же больше всего злоупотребляют) являются легальные. Например, в кофе, си­гаретах, шоколаде и напитках, содержащих колу, находится доста­точный объем амфетаминов, чтобы вызвать полноценную зависи­мость.

По объекту и характеру проявлений зависимости делят на хи­мические и эмоциональные. Химические зависимости могут быть вызваны такими веществами как: алкоголь, чай, кофе, сладкое, со­леное, шоколад, сигареты, наркотики, антидепрессанты, транкви­лизаторы, снотворное, анальгетики и др. Практически каждый че­ловек в мире имеет какую-либо оральную зависимость, и в мире множество разных средств ее удовлетворения.

Кроме химической выделяют эмоциональную зависимость: го­лодание, постоянное желание есть, неразборчивость в еде, трудо­голизм, увлечение оздоровительными системами, чрезмерное ув­лечение спортом, просмотр порнографии, стремление к сверхоп-

рятности, одержимость чистотой в доме, накопительство, игры, спешка, просмотр телевизионных передач, участие в сектах, фи­нансовых пирамидах, группах фанатов, и т.д. Часто эмоциональная зависимость сочетается с химической, это так называемые пере­крывающиеся зависимости.

В медицинской практике традиционно выделяют физическую и психическую зависимость . Физическая зависимость «в чис­том виде» есть адаптация организма, вернее, последствия этой адаптации к повторяющемуся воздействию какого-либо химиче­ского агента. Люди, физически зависимые от присутствия в их ор­ганизме нужного для поддержания их здоровья препарата, в любое время могут остановить его прием или снизить дозу, если их физи­ческое состояние будет оставаться оптимальным и без приема ве­щества. В то же время для многих больных людей пропуск очеред­ной дозы, например инъекции инсулина при диабете, чреват серь­езными последствиями, которые в данном контексте могут быть приравнены к «синдрому отмены». Это есть случай физической за­висимости в широком значении данного термина.

Под психической зависимостью понимается имеющееся у субъекта стремление вновь пережить приятное самочувствие, ко­торое ранее уже вызывалось у него действием данного вещества. На стадии психической зависимости отказ от наркотика или невоз­можность его потребления приводит к изменениям настроения, развитию депрессивных, дисфорических состояний, желание вве­сти повторную дозу начинает приобретать навязчивый характер. При психической зависимости перерыв в употреблении вызывает чувство тревоги и напряжения, но тяжелый физический диском­форт отсутствует. Внешним проявлением психической зависимо­сти служат особенности поведения — соответствующий круг обще­ния со злоупотребляющими, начало употребления токсического вещества в одиночку и поиск заменителей при его отсутствии.

Субъективным проявлением индивидуальной психической за­висимости является постоянное стремление к повторному употреб­лению. Этим желанием человек совсем не тяготится и не старается от него избавиться; больным себя не считает, и желание лечиться, как правило, отсутствует.

Многочисленные данные о наблюдении больных алкоголиз­мом и наркоманиями (и токсикоманиями) в процессе детоксика-

ции, т.е. выведения из состояния физической зависимости, показы­вают, что устранение абстинентных явлений и физиологическое «отвыкание» от вещества, которым пациенты злоупотребляли, да­же в течение многих месяцев и лет далеко не во всех случаях уст­раняет потребность в опьяняющем эффекте этих веществ. Имеется в виду факт сохранения психологической потребности в опьяняю­щем действии различных субстанций при длительном периоде воз­держания от их приема. У силивающаяся по разным причинам, в том числе и условно-рефлекторным путем, указанная потребность ведет к рецидиву злоупотребления алкоголем или наркотическим веществом

Потребность в психических эффектах действия наркотиков объясняет, почему у больных с алкоголизмом и наркоманов воз­можен и нередко наблюдается переход от одного препарата к дру­гому, их комбинирование. С точки зрения только физической зави­симости, т. е. адаптации к какому-то одному веществу, этого не объяснить. Не объяснить также и случаи пристрастия к веществам, которые никак нельзя отнести к категории наркотиков (например, какие-либо виды пищевых продуктов) .

В качестве рабочей классификации можно принять деление за­висимостей на химические (алкогольную, наркотическую, никоти­новую) и процессуальные виды (игровая, трудоголизм).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

ДЕВИАНТНОЕ И АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ДЕВИАНТНОЕ И АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Цель: дать представление о девиантном и аддиктивном поведении детей и подростков.

Задачи:

— изучить понятия «девиантное» и «аддиктивное» поведение;

— изучить понятие «норма» и причины отклоняющего поведения;

— изучить понятие аддиктивного поведения;

— рассмотреть классификацию и факторы аддиктивного поведения;

— изучить этапы становления аддиктивного поведения;

— рассмотреть девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков.

Основными видами нарушения поведения у обучающихся являюся: девиантное поведение и аддиктивное.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- это поступки ( действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Норма — это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:

1) правило (предписание), выступающее как долженствование;

2) объективное поведение и деятельность человека;

3) субъективное представление о сущем и должном.

Поведение — совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное, или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Девиантное поведение связано не с гибелью нервных клеток мозга, а с их неправильным функционированием, изменением » режима» деятельности.

Врачи-психоневрологи иногда считают, что негрубые формы отклонённого поведения являются одним из видов минимальной мозговой дисфункции. При этом выделяют два типа: гипердинамию и гиподинамию (гипердинамия –это чрезмерная активность, а гиподинамия- недостаточная). И то и другое указывает на слабость нервных процессов, так как действия ребёнка не достигают своей цели. Чрезмерно активный ребёнок действует беспорядочно, берётся за всё, но, не заканчивая одно дело, принимается за другое, хватает всё подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень хотел иметь. Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых.

Недостаточно активный ребёнок, напротив, ни к чему не проявляет явного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется явно новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует на книги, телепередачи. Он не сопротивляется вмешательству взрослых, но не выполняет до конца их просьбы. Внимание такого ребёнка рассеяно, память снижена. В отличие от других детей, которые внешне тоже малоактивны, но живут своей внутренней жизнью, эти дети не имеют настоящих увлечений, так как не в состоянии ни на чём сосредоточиться.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Ранняя профилактика включает:

  • изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребёнка в образовательное учреждение;

  • выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;

  • наблюдение за формированием характера ребёнка- подростка.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развития детей.

Профилактика девиантного поведение направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. На данном периоде становления личности социально- психологическая профилактика рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности.

Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, включающая:

  • беседы и проведение опросов с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи.

  • комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении;

  • изучение семейной атмосферы и окружающей среды.

Различные подходы в технологии социально-психологической профилактике дают возможность педагогу направить свою деятельность на воспитание подростка,

Виды профилактики: медицинская, психологическая, педагогическая.

  • Таких детей нужно лечить медикаментозно, осуществлять мероприятия, укрепляющие нервную систему. Необходима система закаливания организма, в которой ведущая роль принадлежит физическим упражнениям.

Физические упражнения способствуют

  • насыщению мозга кислородом,

  • помогают справляться со стрессами.

  • улучшают обмен веществ, аппетит и сон.

  • активизируют работу мозга в целом.

  • Наконец, дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в специальных психотерапевтических занятиях с психологом. У чрезмерно активных детей необходимо воспитывать навыки самоуправления, вырабатывать выдержку, терпение. У недостаточно активных, напротив- живость реакции , подвижность, активность.

  • И того и другого возможно достичь, по-настоящему заинтересовав ребёнка, подобрав к нему » ключик» и, конечно же, не вешая на него позорных ярлыков.

Родители должны стать союзниками своих детей, а не противниками.

Со стороны специалистов к ребёнку с девиантным поведением необходим индивидуальный подход.

Ребёнку необходимо чувствовать, что его понимают и считаются с ним как с личностью.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ определяется порочной склонностью, привычкой порабощения при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

ПРИЧИНЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворённости жизнью, неуверенности в себе. Желание ребёнка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит, к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.

Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого- педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усуглубляется необходимостью медицинского лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов.

Подросток часто вовлекается в асоциальные молодёжные группы из-за стремления к бунту. Как правило, отмечается переход от преувеличения собственных достоинств к самоуничижению.

Группа сверстников может быть центральным фактором асоциального поведения. Потребность упрочить своё положение и быть центральным фактором асоциального поведения. Потребность упрочить своё положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует непредвиденному соскальзыванием в аномальные формы поведения. Аддикция может быть также следствием сильной потребности подростков в лидерстве среди сверстников, когда они не в состоянии приобрести статус лидера иным путём

Аддикция побуждается мотивом достижения эмоционального состояния удовлетворённости, уверенности в себе. В момент доминирования аддикции подросток изолируется от общества и может общаться только с такими же аддиктами. Близкие остро ощущают » разрушение личности», так как разрушается не только психика, но и здоровье, через общее пренебрежение к себе, своему организму, личной жизни.

Чаще всего именно ограниченный выбор стратегий выхода из кризиса и неблагополучные семейные условия устанавливают всю частоту обращения к аддикции, реже психологи отличают низкую переживаемость кратковременных затруднений.

Можно условно выделить следующие виды аддикции у подростков.

  1. К употреблению химических веществ ( никотин, алкоголь, наркотики).

  2. К пище ( переедание или упорное самоограничение).

  3. К деньгам ( навязчивое накопление или трата).

  4. К определённым типам поведения:

● хобби ( поглощённость поиском предметом коллекционирования);

● к играм ( азартным или компьютерным);

● к Интернету (» зависание» в глобальной информационной сети);

●к экстремальным ситуациям с риском для жизни ( в том числе ряд видов спорта);

● к лидерству ( поиск ситуаций, связанных с переживанием ощущения власти над кем-либо).

5. Эмоциональные зависимости ( объектом является другой человек);

● сексуальная зависимость;

● романтическая зависимость ( постоянный поиск состояния влюблённости);

● платоническая зависимость ( эксплуатация собственных возвышенных чувств в адрес объекта, заведомо недоступного).

СТАНОВЛЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов становления аддиктивного поведения:

1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту.

З этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Социальные — нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические — высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.

Психологическая — незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.

Биологические — природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):

— сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

— скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

— внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

— стремление говорить неправду;

— стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

— стремление уходить от ответственности в принятии решений;

— стереотипность, повторяемость поведения;

— зависимость;

— тревожность.

В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А. Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на

нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля:

1) собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций;

2)внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;

3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;

4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

  • замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными

  • направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле

  • легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция,

  • бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)

  • создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической

  • реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур

  • либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности

  • безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.

Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии,

2. создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации

Чтобы выявить обучающихся с нарушением в поведении можно использовать метод рисунок «Человек, дерево, дом» ( проективная методика исследования личности) ,опросник Басса-Дарки ( ориентирован на диагностику агрессивных и враждебных реакций), диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении ( приложение №1),метод наблюдения.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

  1. Игратерапия

Прогноз погоды( с 8 лет)

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время, вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

  1. «Рубка дров( с 8 лет)

Цели: Эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии в классе и переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Инструкция: Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

  1. Да и нет ( с 6 лет)

Цели: Эта игра, так же, как и предыдущая, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра «Да и нет» может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в классе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет жуткий шум и гам.

Материалы: Небольшой колокольчик.

Инструкция: Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?

Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто — слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Тух-тиби- дух! ( с 6 лет)

Цели: Тух-тиби-дух!» — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово — «тух-тиби-дух». В это время другой ученик должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: «Тух-тиби-дух!». После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Также в работе с такими детьми необходимо использовать мышечную и дыхательную гимнастику. Песочная терапия и арттерапия помогают успокоить возбуждённое состояние обучающегося, развивает мелкую моторику, воображение, любовь к творчеству .

Приложение №1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

Цель: формирование учителем заказа школьному психологу исследования показателей уровня социального развития подростков.

Необходимый материал: показатели уровня социальной адаптации социального развития.

Инструкция : » Оцените степень выраженности данных качеств по пятибалльной системе. Причём, 5 баллов- высокая степень проявления, 1 – низкая, 3 балла- средняя степень их проявления».

1.Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.

3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений ( спортивных, трудовых, технических и т.д). Разнообразие и глубина полезных интересов.

4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.

6. Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.

7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии.

9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.

10. Культура поведения ( подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).

11. Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения ( употребление алкоголя ,курение, употребление нецензурных выражений).

Оценка результатов: подсчитывается средний арифметический балл, показывающий соотношение уровней социального развития:

1-2,5 балла- социально запушенные дети – 3 группа.

2,6-3,6 балла- педагогически запущенные дети- 2 группа.

3,6-5 баллов – благополучные учащиеся – 1 группа.

Социальная запущенность школьников, по сравнению с педагогической, характеризуется, прежде всего, более низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентации, а также полезных интересов , знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежелание считаться с нормами коллективной жизни, затруднением в способности оценивать себя и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Смотреть что такое «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» в других словарях:

  • АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых предметах или активностях (видах… … Терминологический ювенологический словарь

  • Аддиктивное поведение — один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения; выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего пси­хического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Аддиктивное поведение — одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости … Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Аддиктивное поведение — (англ. addiction склонность, пагубная привычка) злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания … Психология человека: словарь терминов

  • Поведение аддиктивное — Аддиктивное поведение одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем то в целях саморегуляции или адаптации. Различают такие формы аддиктивного поведения, как химическая зависимость (курение, алкоголизм,… … Официальная терминология

  • Поведение аддиктивное — – поведение, основанное на патологической потребности в определённых препаратах или занятиях (алкоголь, азартные игры, переедание и т.п.) с целью изменить собственное психологическое состояние, в первую очередь эмоциональное состояние и связанное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Поведение игроков (gambling behavior) — Азартная игра как перераспределение материальных ценностей на основе случая и риска является событием, к рое всегда сопряжено с проигрышем для одной стороны и выигрышем для другой. В нек рых азартных играх, таких как покер или игра в очко, на… … Психологическая энциклопедия

  • Девиантное поведение — отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Социальная реабилитация при аддиктивном поведении — Аддиктивное поведение (А. п.) одна из форм деструктивного поведения, к рая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психич. состояния посредством приема нек рых веществ или постоянной фиксации внимания на опр.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *