Муляжи продуктов питания - идея для для ресторанного бизнеса
Появление муляжей ресторанных блюд обычно связывают с именем Такидзо ( в другом чтении иероглифов - Рюдзо ) Ивасаки . Мелкий предприниматель из Гифу в 1926 году перебрался в Осаку в поисках заработка . Таких искателей фортуны по городским улицам бродило немало . Но Ивасаки повезло . Однажды, ковыряя палочками полузасохший рисовый омлет в дещёвой забегаловке, он подумал, что столь непригодное для еды блюдо годится разве что для витрины . Поневоле вспомнились ему восковые муляжи частей человеческого тела, выставляемые в аптечных лавках, и раскрашенные гипсовые изображения огурцов и яблок, которые приносил на урок школьный учитель рисования . Это было как озарение . Ивасаки поспешил домой и после нескольких недель экспериментов сумел создать восковую модель рисового омлета . Потом он создал муляжи ещё нескольких блюд традиционной японской пищи . Погрузив свою продукцию на велосипед, он объехал близлежащие рестораны и столовые, предлагая украсить их витрины этими изображениями. К радости Ивасаки, владельцы харчевен охотно раскупали его изделия .
Очевидно, придумка Ивасаки оказалась и к месту и ко времени . После реставрации Мейджи ( 1868 г. ) Япония, до того времени отгороженная от мировой цивилизации изоляционистскими законами, стала стремительно врастать в общемировую культуру . Иностранцы, на которых жители Страны восходящего солнца смотрели с любопытством и страхом, стали обыденным явлением на улицах Токио и других городов . Европейская мода потеснила традиционное кимоно . Реставраторы стали предлагать клиентам необычные блюда, приготовленные по рецептам европейской, американской, индийской, китайской, русской кухни . Попробовать диковинок хотелось многим, но насколько это съедобно ? Для японских горожан, не знакомых с иностранными языками, каждый такой заказ напоминал рулетку, где иногда можно что-то выиграть, но чаще - проиграть . Рестораторы пытались иллюстрировать меню фотографиями, но разобрать на чёрно-белом снимке, что съедобно, а что нет, было очень трудно . Такие же неудобства ощущали и иностранцы, вынужденные приспосабливаться к японской кухне . И тут Такидзо Ивасаки предлагает муляж в натуральную величину, передающий все оттенки красок данного блюда ! Талантливого предпринимателя мгновенно завалили сотнями заказов .
Стоит ли удивляться, что спустя несколько месяцев он начал сталкиваться с конкурентами, подхватившими удачную идею . Впрочем, у Ивасаки уже была собственная клиентура и хорошая репутация . В 1932 году он сумел создать собственную компанию, оставив за собой не только место президента, но и её главного мастера . Примечательно, что фирма " Ивасаки биай " , несмотря на десятилетия войн и экономических кризисов, потрепавших страну, сумела продержаться на плаву и сегодня считается флагманом довольно развитой сети мастерских и фабрик, производящих муляжи ресторанных блюд . Этот бизнес перешагнул национальные границы, и теперь аналогичные фирмы появились в Америке, в странах Западной Европы . Муляжи аппетитных бифштексов, омаров, пицц, вазочек с мороженым, пивных кружек, увенчанных пенной шапкой, шагают по миру, подтверждая справедливость лозунга " Имидж - это всё " .
Первые свои модели Ивасаки изготавливал из воска, раскрашивая анилиновыми красками . Процесс был прост . Блюдо, которое надо было сделать витринным экспонатом, готовил настоящий повар . Ивасаки заливал его сверху отваром из морских водорослей . Остыв, кантэн, как называли этот отвар, образовывал желеобразную оболочку . Затем оригинал ( настоящее блюдо ) удаляли и получалась достаточно плотная форма для отливки, куда и заливали воск . Так получали " объёмное изображение " . Сложные блюда изготавливали из отдельных кусочков - кусок рыбы, овощи из гарнира, подлива - после чего мастер " монтировал " из них общий вид угощения . Затем в дело шли кисточки с краской . Для обозначения напитков в соответствующую посуду наливали подкрашенный желатин .
Впоследствии, вместо воска стали употреблять более дешёвый парафин, но он под лучами солнца со временем темнел и крошился . Это заставило обратиться к синтетике - винилу и силикону . Из силикона готовили форму для отливки, всё так же заливая раствором химиката настоящее и вполне съедобное блюдо, а сам муляж делали из винила . Ножницами удаляли всё ненужное и начиналась ручная покраска муляжа . Это - общее описание процесса . Но дьявол, как известно, кроется в деталях . Создать, например, полупрозрачные с просвечивающими косточками плавники рыбы бывает гораздо сложнее, чем монолитную котлету .
Как правило, заказы бывают малотиражными . Поэтому одну форму можно использовать для изготовления двух, от силы трёх муляжей . Дело тут не в долговечности и прочности формы, а в том, что каждому ресторану, каждому кафе нужно что-то своё . По-прежнему, муляж копирует лучшее блюдо, предложенное шеф-поваром данного заведения общепита . Нечто похожее, но сделанное по другому образцу, заказчика не интересует, ведь клиент будет требовать именно то и именно в том виде, как выглядят витринные муляжи . Поэтому в мастерских не бывает поточного изготовления . Всё делается руками, штучно . В крайнем случае, можно воспользоваться мелкими декоративными деталями . Так, в производственном цехе есть длинный стеллаж, на котором хранятся заранее изготовленные детали - виниловые морковки, луковички, креветки, пёрышки лука, " вата " мелко наструганной капусты . Из них, как из элементов детского конструктора, можно сформировать изображение гарнира, так сказать, фон, но общий вид блюда всё равно должен быть оригинальным .
Особенности штучной работы диктуют и характер рабочей силы . Для изготовления муляжей нужны не руки поденщика, а рабочие с творческим вкусом, умеющие создавать из различных продуктов настоящую картину, способную заставить любого гурмана ощутить желание отведать предлагаемое блюдо . Предполагается ( и это действительно так ), что при взгляде на виниловый муляж у посетителя ресторана должны усиленно заработать слюнные железы и вспыхнуть аппетит . Недаром специалисты утверждают, что " японцы едят глазами " . Давно исчезла необходимость наглядно демонстрировать заезжему иностранцу, как будет выглядеть заказанная им еда . Теперь, установленые у входа в ресторан полки с муляжами, под которыми указаны цены, служат не просто витриной заведения, но и своеобразным меню, одинаково понятным и взрослым и детям, и японцам и иностранцам .
Обязательность подобной " выставки " у входа в кафе или ресторан Японии свидетельствует о востребованности муляжной продукции . Стоимость таких муляжей зависит от сложности композиции - от десятков до нескольких сотен долларов каждый . Это, конечно, дорого, но если учесть долговечность товара, способного на годы стать визитной карточкой заведения, то можно утверждать, что спрос поддерживается на высоком уровне . В Японии 86 % ресторанных витрин украшено виниловыми блюдами, а весь потенциальный объём рынка этой продукции в стране исчисляют в 150 млн. долларов .
MINAMI - изготовление и продажа муляжей продуктов питания из Японии http://www. minami. su/