Бальзамы - лекарство древности

Бальзамы-лекарство древности. Многие продукты из окружающего нас мира издавна привлекали внимание человечества своими необычными целебными свойствами.
С древних времен людям были известны деревья и ку­старники, из которых при повреждениях коры вытекают густые, смолистые, с сильным специфическим ароматом жидкости, быстро густеющие и высыхающие на воздухе. В трудах Авиценны и других известных ученых они получи­ли название «бальзамы».
Эфиромасличными и бальзамическими растениями, а также полученными из них составами Гиппократ, Диоско-рид, Гален, Авиценна и другие ученые пользовались для лечения различных болезней.
До начала нынешнего столетия копайский, перуанский, толутанский, канадский, ладанный, кедровый и другие бальзамы считались чудодейственными средствами при различных поражениях кожи, болезнях легких и верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. Они широко использовались для окуривания воздуха и с целью «облагораживания» лекарств, обладающих неприятным запахом и вкусом.
Бальзамами называли знаменитую мирру (по-арабски «горький») — смолу растения коммифоры, произрастающего в засушливых районах Северо-Восточной Африки, камеди некоторых видов молочая, бензойную смолу, добываемую из коры дерева стиракс на островах Ява, Суматра, Борнео и в Индии, находившую применение в различных религиозных культах. Смолу мастике в засохшем виде употребляли в качестве жвачки для укрепления десен и устранения неприятного запаха изо рта. Бальзамическую смолу сандарак из североафриканского сандаракового дерева применяли в зубоврачебной практике в качестве материала для пломб, а также при дизентерии.
Бальзамические смолы издавна применялись в лечеб­ных целях как наружно, так и внутрь. Авиценна исполь­зовал сандарак при «язвах, прыщах в легких» и заста­релом кашле, а также при сонливости и расширении вен (внутрь и наружно). В своем классическом труде «Канон врачебной науки» ученый дает характеристику бальзама: «Сильное средство для успокоения головной боли, если им смазывать виски, в виде капель в уши избавляет от звона и шума в ушах, успокаивает зубную боль, обостря­ет зрение, рассасывает опухоли и устраняет в миндали­нах боли».
До наших дней дошли описания некоторых способов приготовления бальзамов Авиценной: «Нарежь кусочка­ми морской лук и свари в воде, дав хорошо прокипеть, слей воду, налей новой и вари до тех пор, пока лук покажется на ощупь мягким и хорошо сваренным, потом старатель­но истолки все это в меду и сделай из этого кашку». «Ис­толки молочай, подлей туда воды, процеди, замеси с мукой, приготовь пирожок, подлей вареного меда и давай есть нуждающимся в кишечных извержениях и страдающим водянкой».
В виде окуривания при различных заболеваниях, в том числе гинекологических, применяли смолы, тмин, сосновую кору.
Свежий сосновый бальзам (живица) широко применял­ся в народной фитотерапии славян как ранозаживляющее и противовоспалительное средство, улучшающее срастание тканей при переломах, обезболивающее, применяемое наруж­но при ранах и хронических трофических язвах, трещинах губ, рук, ног, фурункулезе, мокнущей экземе и др. Внутрь принимали живицу при гастрите и язве желудка, при тубер­кулезе легких, лечении грыжи и гриппа.
В народной-медицине считали, что бальзам помогает при злокачественных опухолях, а при закапывании по капле ежедневно в глаза сильно жжет, но рассасывает даже застарелое бельмо. Распаренную мозоль сводили, накладывая на нее живицу. Раны при применении жи­вицы заживали значительно быстрее и без боли. Лечили свищи, ожоги мазями, содержащими бальзам в смесях со свиным нутряным салом и воском в равных количе­ствах, которые накладывали под повязку.
В дошедших до нашего времени древних рукописях, написанных на языках народов Ближнего, Среднего Вос­тока и Тибета — арабском, персидском, турецком, китай­ском, индийском, татарском, азербайджанском, — всюду, где упоминаются бальзамы, с поразительным единодушием они расцениваются как надежное лекарство, излечивающее от многих заболеваний.
Особое место в истории медицины следует отвести баль­замам из змеиного яда — они с глубокой древности ис­пользуются для лечения различных заболеваний.
На протяжении многих столетий секреты приготовле­ния лекарств из яда змей хранились в глубокой тайне. История сохранила до наших дней лишь немногие сведе­ния о древних «змеиных бальзамах».
Понтийский царь Митридат VI Евпатор (132—63 гг. до н. э. ) ежедневно принимал небольшие дозы змеиного яда, чтобы стать невосприимчивым к действию отравы, которую он опасался получить с "пищей или питьем от претендентов на власть.
Созданный позднее сложный состав противоядия, содержащий различные части растений, опий, высупгенные тела змей и десятки других продуктов животного, растительного и минерального происхождения, был назван митридатумом. Впоследствии на основе этого бальзама появились десятки других противоядий, в том числе самое знаменитое — терьяк, в течение многих веков применявшееся в странах Европы и Азии для лечения людей, пострадавших от укусов ядовитых пресмыкающихся.
В эпоху средневековья змеиный яд использовали для изготовления «магических напитков» и мазей от прока­зы и лихорадки, чумы и ревматизма, эпилепсии и болезни Паркинсона, трахомы и гнойных язв. Однако потребова­лось не одно столетие, чтобы с научных позиций объяс­нить успех при практическом применении препаратов змеиных ядов.
В настоящее время установлено, что эта группа веществ, включающая белки, фермен;ты, токсины, пигменты, жиры, минеральные вещества, обладает высокой избирательнос­тью действия, способностью вмешиваться в отдельные зве­нья тонких биохимических процессов, протекающих в жи­вом организме.
Некоторые змеиные яды широко используются в каче­стве кровоостанавливающих, болеутоляющих, противоопу­холевых средств, для профилактики и лечения мышечного и суставного ревматизма, воспалительных процессов, нев­ралгий, радикулитов., полиартритов, плевритов, бронхиаль­ной астмы и других заболеваний.
Лечение следует проводить под наблюдением врача и пользоваться разрешенными медицинскими препаратами или биологически активными добавками.
В наши дни ассортимент целительных бальзамов по­стоянно расширяется благодаря внедрению в медицинскую практику ранее известных составов (бальзамы Биттнера, Маурера, Караваева, Вишневского и др. ) и в связи с разра­боткой новых («Бероз», «Флора», «Фитулвент», «Грааль», бальзамические экстракционные масла и др. ).
Как и в давние времена, в этих продуктах минерально­го, растительного и животного происхождения привлекает высокая эффективность при профилактике и лечении мно­гих заболеваний.


сайт: Бальзамы-лекарство древности



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: