Как правильно составить должностную инструкцию?
Что такое должностная инструкция?
Должностная инструкция — документ, регламентирующий обязанности и полномочия сотрудника.
Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных. Должностные инструкции на должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. На другие должности инструкции утверждают соответствующие заместители по функции. Должностная инструкция составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника.
Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении. Комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения, либо отдела и распределяет обязанности и нагрузку между сотрудниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от иных работ. Ответственность за полноту обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров. Не существует стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции, в связи с чем каждая организация имеет возможность самостоятельно формировать описание той или иной должности, и определение списка обязанностей сотрудника.
Должностная инструкция информирует сотрудника о его обязанностях, о внутренних правилах предприятия, критерии оценки результатов труда, ориентиры для повышения квалификации. Является основой оценки результатов трудовой деятельности сотрудника, принятия решения о его дальнейшем внутреннем перемещении (повышении, увольнении, зачислении в разряд руководящих должностей, направлении на дополнительное обучение и т. п.). Содержит информацию для проведения отбора работников при найме (собеседовании), оценке уровня соответствия кандидатов вакантной должности.
Из каких основных разделов состоит должностная инструкция?
Общие положение, оговаривает взаимоотношения и структуру подчиненности;
Квалификационные требования, раздел, который отражает необходимый опыт, образование, знания;
Регламентация деятельности отражает правовые документы, которые регулируют опрделенный вид деятельности, согласно законодательству;
Должностные обязанности оговаривают ряд мероприятий и действий, которые должен выполнять сотрудник, и каких документов и данных придерживаться в процессе своей деятельности.
Права и ответственность работников, условия работы и оплаты труда. Приведем пример: должностная инструкция менеджера по продажам.
Автор: Быкова Светлана. Источник: Бизнес форум Katsyt