Скандинавский аукцион - что скрывается за фасадом?

Заглянем на один из сайтов, продающих различные товары по принципу скандинавского аукциона. Принцип довольно простой. Начальная цена любого товара — 1 рубль. Каждый желающий приобрести товар должен сделать ставку, автоматически поднимающую цену товара на 25 копеек (шаг может варьироваться). За право сделать ставку потенциальный покупатель должен заплатить системе 7 рублей (стоимость ставки тоже может меняться). После каждой сделанной ставки аукцион продлевается на заранее определенный промежуток времени (это может быть от 30 сек до 5 минут).

Товар продается тому из участников, который сделал последнюю ставку. Кроме того, в некоторых розыгрышах предусмотрена компенсация — если вдруг кто-либо из участников затратил на ставки сумму, превышающую рыночную стоимость товара (об определении рыночной стоимости чуть ниже), этот участник бесплатно получает такой же товар. Всё прекрасно, не правда ли? А теперь давайте заглянем за кулисы этого праздника и посмотрим, как работает система на конкретных примерах.

Пример 1 — продажа товара по явно заниженной стоимости. 19' ЖК-телевизор был продан за 18 рублей 50 копеек. «Надо же, как повезло кому-то», — думаем мы и бежим играть в надежде, что и нам тоже повезет. Нет, не повезет. И вот почему. В системе работает специальная программа, управляющая роботами — заранее созданными в базе данных учетными записями якобы покупателей, действия которых ничем не отличаются от действий настоящих участников аукциона.

Задача этой программы — не дать покупателям купить товар ниже той цены, которая выгодна организаторам аукциона. Как работает эта программа? Алгоритм предельно прост — до окончания аукциона роботы не вмешиваются в торговлю (в редких случаях торговля может «оживляться» одной-двумя ставками от имени покупателя-робота, но это невыгодно организаторам с финансовой точки зрения). В тот момент времени, когда аукцион должен закончиться, программа проверяет, кто является лидером аукциона. Если это робот — программа не предпринимает никаких действий и позволяет аукциону завершиться. Именно это и произошло в рассматриваемом примере. Однако если бы лидировал настоящий потенциальный покупатель, в этой ситуации — при цене завершения, явно не устраивающей организаторов аукциона — программа обязательно сделала бы ставку от имени одного из роботов.

Пример 2 — продажа товара по цене, устраивающей организатора. Фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-T300 с рыночной ценой 12 000 рублей (кстати, на price. ru эта модель предлагается по цене менее 9 000 рублей — это к вопросу о рыночности объявляемых цен) был продан по цене 860. 75 рублей. На первый взгляд кажется, что и здесь должны были поработать роботы, потому что цена продажи слишком низкая. Возможно. Если жадность организаторов не знает границ. Потому что реальная сумма, полученная в результате этого розыгрыша, составляет (860. 75 — 1) х 4×7 = 24 073 рубля. За вычетом суммы ставок, сделанных роботами, если таковые были. Прибавив к этой сумме цену, которую ещё должен будет заплатить победитель, получим почти 25 000 рублей — вполне неплохо с учетом того, что товар был куплен за 9 000 рублей.

Казалось бы — ничего страшного, можно и поиграть. Скажем, во-первых, выбрать стратегию, которая предписывает начинать делать ставки к моменту, когда общая сумма ставок (формулу смотрите выше) уже значительно превышает реальную стоимость разыгрываемого лота. Во-вторых, участвовать только в тех розыгрышах, где предусмотрена компенсация — в розыгрышах без компенсации роботы могут просто бесконечно «задирать» цену до тех пор, пока настоящий участвующий в розыгрыше покупатель не «сломается». При этом варианте затраты на участие в розыгрыше минимизировать, конечно, удастся.

Но вот удастся ли выиграть лот — неизвестно. Потому что неизвестен уровень жадности организатора. Возможно, в этом случае — чтобы не просто выбросить деньги на ветер — придется довести розыгрыш до наступления условий получения компенсации и удовлетвориться ею. При этом не стоит забывать, что компенсация фактически представляет собой покупку участником аукциона разыгрываемого товара по цене на 20−50% выше, чем можно было купить этот же товар в обычном магазине.

Резюмируем — мошенничеством действия организаторов скандинавского аукциона формально считать нельзя. Здесь нет хищения или присвоения чужого имущества обманным путем. Игроки теоретически знают правила и играют по ним, стало быть — соглашаются с этими правилами. Никто никого не обманывает. Игроку сказано изначально — он рискует своими деньгами. Может выиграть, но может и проиграть. Да и квалифицировать действия по статье «мошенничество» — прерогатива суда.

Но не назвать этот вид аукциона в нынешней его интернет-реализации лохотроном у меня просто язык не повернется.

В следующей статье будем разбираться с аукционом, разыгрывающим лоты по уникальной минимальной цене.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: