«Смотрите шире!» или как сегодня необходимы сказки
Наконец то в наше современное время появилась книга, которая глобально увлекла большинство населения, при чем, не только детей, но и их родителей. Серия "Гарри Поттер" за время своего существования встала в один ряд с такими книгами, как Библия, цитатник Мао Дзе Дуна, книга рекордов Гиннеса и еще несколько других не менее великих и популярных книг. Неужели, народ наконец-то начал читать? Или тут что-то еще...
Феномен «Гарри Поттера» обсуждался не раз, но что же такого в этой детской сказке, которая, заинтересовав всех своим безобидным волшебным началом начала приобретать в дальнейшем все более и более устрашающие обороты и события? Мир захватила "Поттеромания": создание многомиллионных экранизаций, выпуск компьютерных игр, атрибутики, создания многочисленных групп и организации поклонников Поттера, написание альтернативных версий истории и ее продолжений и прочая, прочая, прочая... Хорошо ли все это влияет, например, на детское население, для которого и в общем то и предназначалась изначально волшебная сказка о нереальном мире? А что видят в самой книжке читатели, что их так интересует? Ответ для каждого свой. Многие пытались и пытаются разобраться в причинах этого явления, казалось бы, столь необычного для современного мира. Со всеми утверждениями можно согласиться: это и сказочность сюжета, и стиль повествования, и отождествления с реальным миром и прочее... Все это присутствует. Но в этом ли суть? В этом ли заключается смысл СКАЗКИ? Да и сказка ли это вообще? Немало вопросов вызывает это спорное произведение.
Знаете, заметила, что при упоминании книг о Гарри Поттере у людей возникает два типа реакции: одни начинают с огромным энтузиазмом обсуждать сюжет книги, события фильма, детали, вопросы "а помнишь ли ты это?" и так далее. Другие могут презрительно усмехнуться, а потом сказать, что читать надо Толстого, Чехова, а не ТАКИЕ сказочки. Неприятно слышать и то и другое.
Масла в огонь подливают и экранизации романов. Выходящие один за другим, как с конвейера, они составляю первые строчки в рейтингах блокбастеров, так называемых, экшнов, фантастики. И что мы видим на экране? Сотни миллионов долларов уходят на создание спецэффектов, без которых, естественно, в ТАКОЙ истории не обойтись. А что же игра актеров? В своем подавляющем большинстве актеры играют отменно, но это ли отмечают зрители? Люди идут в кинотеатры на впечатляющий, яркий боевик, фантастику, зрелище! Как большинство, наверное, скажет, функция фильма - развлекать. Но мы смотрим такие фильмы, как, например, фильмы Тарковского не столько для развлечения, сколько для осмысления чего то важного, потому что мы знаем - они снимал о самом главном, чтобы донести это главное до зрителя. Сейчас, может быть, кто то возмутиться, мол, сравнила хрен с ... А кто-то и вовсе скажет: " А на фига нам какой-то Тарковский? Зрелище подавайте! Да и вообще, кто это такой?"
Но не есть ли правда в том, что любое произведение несет в себе функцию донести до зрителя, читателя смысл, заложенный автором для его последующего осмысления и применения в жизни, если такое понадобиться, нежели просто для развлечения? На мой субъективный взгляд с функцией развлечения более чем успешно справляются экранизации романов Роулинг, нежели книга, которая любым читателем может быть воспринята по-своему. Конечно, есть и такая теория, что каждый видит то, что хочет видеть. Может именно поэтому большинство видит в этой истории именно увлекательную сказку, фантастическую историю? Так может задуматься и снова перечитать книгу, что бы увидеть, что эта история о, может быть, самом главном, что есть в жизни, о любви, добре, правде, храбрости, самопожертвовании, о всем том, что так, может быть, слишком часто упоминается на страницах книги, тем самым преуменьшая значение этих слов.
Издавна известно, что самые важные истины легче всего пронести именно в детской книжке, в форме игры, завуалированных образов. Именно в детских книжках добро всегда побеждает зло, применяя самые лучшие качества (храбрость, хитрость) в так сказать не разбавленном виде. Там все происходит не как в жизни, без полутонов, в идеализированной форме. Не имея сил и храбрости повторять поступки сказочных героев в жизни, мы посмеиваемся над ними, называя это "всего лишь детской сказкой".
Но вот появилась история, с первого взгляда вставшая в плеяду именно таких сказок, хоть и осовремененных, обновленных и совсем не примитивных. Но это только начало. История завязывается по всем канонам сказки: мальчик- сирота узнает, что он волшебник и едет учиться в волшебную школу. Так, как и должно быть, он сражается со злом и одерживает победу. Вроде бы... Да, конечно зло не истреблено, но о чем же писать дальше, если оно будет уничтожено сразу? Тут то и начинается самое интересное: история, сохраняя форму сказки становится совсем не детской историей. Она как раз и приобретает те самые полутона героев и отношений, которые отличают фантастику от реальности. Герои книги становятся все более и Белле неоднозначными и многогранными. Более того, роман становится историей о борьбе за правду, любовь, ЖИЗНЬ во всем ее многообразии. Не для этого ли люди на протяжении всего времени и делают все произведения искусства, все подвиги и сверщения?
Опустим события, происходившие на протяжении шести книг обратимся сразу к последней- седьмой, в которой и наступает кульминация истории. Да, все ясно: силы сталкиваются в решающем поединке и добро побеждает. Не сказка ли? Но именно в этой книге в историю примешивается и что то еще, не характерное для сказочной истории. Автор раскрывает в героях те стороны их личностей, которые были не видимы за сказочным сюжетом и их однозначными поступками. Именно здесь центром повествования становятся, если можно так сказать, душевные шаги героев, они становятся управляющими своими судьбами, нежели события ведут их, как это преимущественно было в предыдущих частях. Роман приобретает черты жанра психологической драмы: борьба героя с внешними врагами и внутри себя, с собственными мыслями, желаниями, недостатками. В обычном мире это происходит с людьми каждый день, каждую минуту. Мы делаем выбор, и, увы, не всегда у нас хватает сил сделать его в правильную сторону. В романе показано, как герой много раз колебался, задумывался, терзался. Но в конце концов делал выбор с труднейшую сторону - добра, ведь идти в гору всегда намного труднее, чем катиться вниз по склону. Это ли не пример для подражания? При всех своих проблемах, забывая себя, он шел к правде, через самое страшное для человека- смерть. Верно было сказано в предисловии: "смерть пересекает мир, как люди переплывают моря..." Она везде, мы можем столкнуться с ней в любую минуту, потому и боимся, боимся за себя, боимся, что не готовы. Гарри же боится за других, что не успеет сделать что-то для других. Он не думает готов он к смерти или нет - потому она ему страшна не ТАК, по другому. Как об этом и говориться в книге, любовь его спасает. А что же еще на свете сильнее? Короче, пришли к положениям, которые и составляю истинный смысл книги - о самых чистых чувствах, о том, ради чего и стоит жить. Они же и скажут нам КАК жить.
Книги о Гарри Поттере, конечно, идеализированная история, облаченная в такую, как показывает практика, привлекательную и действенную форму. Но если отбросить форму и оставить лишь суть, то смысл книги нисколько не измениться. Это то, ради чего все есть, ради чего живем: ради правды на земле, ради любви к близким и любимым, ради счастливых дней, ради щедрости незнакомых людей, ради родного дома, ради отваги и смелости. К идеалу стоит стремится. Всегда. Как бы не темна была сегодня действительность. И раз ТАКИЕ истории существую, значит это кому-нибудь нужно, значит люди, читая книги, пропускают через себя все добро и огромный свет, заложенный в этих образах. А свет не может оставаться заточённым, он рано или поздно вырывается на волю, ослепляя все и вся вокруг живительным теплом, и дающим силы жить дальше.
Так, что читайте книги, Господа, читайте. Но смотрите внимательней, в смысл и суть, а не на форму. Может быть в какой-нибудь, на первой взгляд, простой истории вы и найдете ответы на вопросы, которые более всех тревожат именно Вас.
P. S. В этой статье изложена сугубо субъективная и, возможно, немного пафосно звучащая точка зрения. Тем не менее, ее автор искренне уверена в самом полезном и важном смысле для каждого прочитавшего книгу, которая вот уже довольно продолжительное время не дает ей самой покоя.
Феномен «Гарри Поттера» обсуждался не раз, но что же такого в этой детской сказке, которая, заинтересовав всех своим безобидным волшебным началом начала приобретать в дальнейшем все более и более устрашающие обороты и события? Мир захватила "Поттеромания": создание многомиллионных экранизаций, выпуск компьютерных игр, атрибутики, создания многочисленных групп и организации поклонников Поттера, написание альтернативных версий истории и ее продолжений и прочая, прочая, прочая... Хорошо ли все это влияет, например, на детское население, для которого и в общем то и предназначалась изначально волшебная сказка о нереальном мире? А что видят в самой книжке читатели, что их так интересует? Ответ для каждого свой. Многие пытались и пытаются разобраться в причинах этого явления, казалось бы, столь необычного для современного мира. Со всеми утверждениями можно согласиться: это и сказочность сюжета, и стиль повествования, и отождествления с реальным миром и прочее... Все это присутствует. Но в этом ли суть? В этом ли заключается смысл СКАЗКИ? Да и сказка ли это вообще? Немало вопросов вызывает это спорное произведение.
Знаете, заметила, что при упоминании книг о Гарри Поттере у людей возникает два типа реакции: одни начинают с огромным энтузиазмом обсуждать сюжет книги, события фильма, детали, вопросы "а помнишь ли ты это?" и так далее. Другие могут презрительно усмехнуться, а потом сказать, что читать надо Толстого, Чехова, а не ТАКИЕ сказочки. Неприятно слышать и то и другое.
Масла в огонь подливают и экранизации романов. Выходящие один за другим, как с конвейера, они составляю первые строчки в рейтингах блокбастеров, так называемых, экшнов, фантастики. И что мы видим на экране? Сотни миллионов долларов уходят на создание спецэффектов, без которых, естественно, в ТАКОЙ истории не обойтись. А что же игра актеров? В своем подавляющем большинстве актеры играют отменно, но это ли отмечают зрители? Люди идут в кинотеатры на впечатляющий, яркий боевик, фантастику, зрелище! Как большинство, наверное, скажет, функция фильма - развлекать. Но мы смотрим такие фильмы, как, например, фильмы Тарковского не столько для развлечения, сколько для осмысления чего то важного, потому что мы знаем - они снимал о самом главном, чтобы донести это главное до зрителя. Сейчас, может быть, кто то возмутиться, мол, сравнила хрен с ... А кто-то и вовсе скажет: " А на фига нам какой-то Тарковский? Зрелище подавайте! Да и вообще, кто это такой?"
Но не есть ли правда в том, что любое произведение несет в себе функцию донести до зрителя, читателя смысл, заложенный автором для его последующего осмысления и применения в жизни, если такое понадобиться, нежели просто для развлечения? На мой субъективный взгляд с функцией развлечения более чем успешно справляются экранизации романов Роулинг, нежели книга, которая любым читателем может быть воспринята по-своему. Конечно, есть и такая теория, что каждый видит то, что хочет видеть. Может именно поэтому большинство видит в этой истории именно увлекательную сказку, фантастическую историю? Так может задуматься и снова перечитать книгу, что бы увидеть, что эта история о, может быть, самом главном, что есть в жизни, о любви, добре, правде, храбрости, самопожертвовании, о всем том, что так, может быть, слишком часто упоминается на страницах книги, тем самым преуменьшая значение этих слов.
Издавна известно, что самые важные истины легче всего пронести именно в детской книжке, в форме игры, завуалированных образов. Именно в детских книжках добро всегда побеждает зло, применяя самые лучшие качества (храбрость, хитрость) в так сказать не разбавленном виде. Там все происходит не как в жизни, без полутонов, в идеализированной форме. Не имея сил и храбрости повторять поступки сказочных героев в жизни, мы посмеиваемся над ними, называя это "всего лишь детской сказкой".
Но вот появилась история, с первого взгляда вставшая в плеяду именно таких сказок, хоть и осовремененных, обновленных и совсем не примитивных. Но это только начало. История завязывается по всем канонам сказки: мальчик- сирота узнает, что он волшебник и едет учиться в волшебную школу. Так, как и должно быть, он сражается со злом и одерживает победу. Вроде бы... Да, конечно зло не истреблено, но о чем же писать дальше, если оно будет уничтожено сразу? Тут то и начинается самое интересное: история, сохраняя форму сказки становится совсем не детской историей. Она как раз и приобретает те самые полутона героев и отношений, которые отличают фантастику от реальности. Герои книги становятся все более и Белле неоднозначными и многогранными. Более того, роман становится историей о борьбе за правду, любовь, ЖИЗНЬ во всем ее многообразии. Не для этого ли люди на протяжении всего времени и делают все произведения искусства, все подвиги и сверщения?
Опустим события, происходившие на протяжении шести книг обратимся сразу к последней- седьмой, в которой и наступает кульминация истории. Да, все ясно: силы сталкиваются в решающем поединке и добро побеждает. Не сказка ли? Но именно в этой книге в историю примешивается и что то еще, не характерное для сказочной истории. Автор раскрывает в героях те стороны их личностей, которые были не видимы за сказочным сюжетом и их однозначными поступками. Именно здесь центром повествования становятся, если можно так сказать, душевные шаги героев, они становятся управляющими своими судьбами, нежели события ведут их, как это преимущественно было в предыдущих частях. Роман приобретает черты жанра психологической драмы: борьба героя с внешними врагами и внутри себя, с собственными мыслями, желаниями, недостатками. В обычном мире это происходит с людьми каждый день, каждую минуту. Мы делаем выбор, и, увы, не всегда у нас хватает сил сделать его в правильную сторону. В романе показано, как герой много раз колебался, задумывался, терзался. Но в конце концов делал выбор с труднейшую сторону - добра, ведь идти в гору всегда намного труднее, чем катиться вниз по склону. Это ли не пример для подражания? При всех своих проблемах, забывая себя, он шел к правде, через самое страшное для человека- смерть. Верно было сказано в предисловии: "смерть пересекает мир, как люди переплывают моря..." Она везде, мы можем столкнуться с ней в любую минуту, потому и боимся, боимся за себя, боимся, что не готовы. Гарри же боится за других, что не успеет сделать что-то для других. Он не думает готов он к смерти или нет - потому она ему страшна не ТАК, по другому. Как об этом и говориться в книге, любовь его спасает. А что же еще на свете сильнее? Короче, пришли к положениям, которые и составляю истинный смысл книги - о самых чистых чувствах, о том, ради чего и стоит жить. Они же и скажут нам КАК жить.
Книги о Гарри Поттере, конечно, идеализированная история, облаченная в такую, как показывает практика, привлекательную и действенную форму. Но если отбросить форму и оставить лишь суть, то смысл книги нисколько не измениться. Это то, ради чего все есть, ради чего живем: ради правды на земле, ради любви к близким и любимым, ради счастливых дней, ради щедрости незнакомых людей, ради родного дома, ради отваги и смелости. К идеалу стоит стремится. Всегда. Как бы не темна была сегодня действительность. И раз ТАКИЕ истории существую, значит это кому-нибудь нужно, значит люди, читая книги, пропускают через себя все добро и огромный свет, заложенный в этих образах. А свет не может оставаться заточённым, он рано или поздно вырывается на волю, ослепляя все и вся вокруг живительным теплом, и дающим силы жить дальше.
Так, что читайте книги, Господа, читайте. Но смотрите внимательней, в смысл и суть, а не на форму. Может быть в какой-нибудь, на первой взгляд, простой истории вы и найдете ответы на вопросы, которые более всех тревожат именно Вас.
P. S. В этой статье изложена сугубо субъективная и, возможно, немного пафосно звучащая точка зрения. Тем не менее, ее автор искренне уверена в самом полезном и важном смысле для каждого прочитавшего книгу, которая вот уже довольно продолжительное время не дает ей самой покоя.
Отзывы и комментарии