Семен Фарада: тот самый «чародей»?
Все знали, Семен Фарада болен. Его тяжелый недуг, развившийся по причине инсульта, уже не оставлял шансов на выздоровление. Но никто не верил или не хотел верить в то, что драматическая развязка наступит так скоро. Теперь его с нами нет: несостоявшегося курсанта, матроса, выпускника МВТУ имени Баумана, опытного инженера-механика, отца, мужа, грустного клоуна, великого актера и просто замечательного человека — Семена Львовича Фарады. «Кто так строит»?
Семен Фарада (настоящая фамилия — Фердман) родился в канун нового 1933 года в семье военнослужащего. Его отец, Лев Соломонович Фердман, адъютант главного маршала артиллерийских войск, умер вскоре после войны, и вся ответственность за воспитание двух детей (Семена и его сестры) легла на плечи их матери — Иды Давыдовны Шуман.
Сеня рос шаловливым, непослушным ребенком: плохо учился, гонял мяч с дворовыми мальчишками. Будущая военная карьера волновала его гораздо меньше, чем участие в школьных спектаклях. Однако о поступлении в театральный вуз не могло быть и речи. Правила семьи диктовали Семену условия: поступать в Бронетанковую академию имени Сталина.
Однако советской армии не нужен был офицер с фамилией Фердман. Семену заявили, что его физические параметры не соответствуют допустимым нормам, и к экзаменам не допустили. Так на пути к родительской мечте появилось серьезное препятствие — происхождение.
Следующим учебным заведением, куда Семен отнес свои документы, стало МВТУ им. Баумана. Сложности с национальностью преследовали его и здесь. Не без труда и не без материнской помощи Семен все-таки стал студентом Бауманского института, обнаружив себя единственным поступившим евреем.
Однако надолго ли? Страсть к актерской и музыкальной самодеятельности сыграли с ним плохую шутку. Будучи отчисленным с третьего курса, он был призван на флот, где прослужил четыре года.
Ко всем виражам и причудам судьбы Семен относился философски. Он быстро привыкал к своей новой роли, будь то роль студенческая или военная. Неизменно во всех этих метаморфозах он находил что-то прекрасное, что-то уникальное, позволяющее ему, Семену, доблестно справляться с любыми невзгодами. Он никогда не унывал. В любой ситуации он был счастлив.
На флоте Сеня вновь проявил свой недюжинный артистический талант. Возглавив эстрадную группу Краснознаменного Балтийского флота, состоявшую из него одного, он часто радовал своими выступлениями зрителей Дома офицеров города Балтийска.
Из армии Семен вернулся с рекомендательными письмами: одно — артисту Аркадию Райкину, второе — режиссеру Юрию Завадскому: «Морской Балтийский флот рекомендует обратить внимание на Фердмана С. Л. и принять его в труппу». Правда, Семену так и не пришлось воспользоваться этими письмами: судьба сама нашла своего героя.
Но не сразу. Руководствуясь советом и напутствиями матери, Семен в 1962 году окончил Бауманку, получив теплоэнергетическую специальность и поступив на должность инженера-механика по котельным установкам, в которой и трудился последующие семь лет.
Все же свое свободное время он проводил в эстрадной студии-театре при МГУ под названием «Окно», где в то время собирались такие мастера, как Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов, Михаил Филиппов, Марк Розовский. Спектакли ставили по произведениям Хайта, Горина и Арканова. Через четыре года Семен стал уже директором студии, причем сочетая руководство с игрой на сцене.
Его двойная жизнь окончилась в конце 60-х. Студия при МГУ прекратила свое существование: официально — по причине несоответствия ее участников студенческой аудитории, неофициально — из-за несоответствия постановок идеологическим меркам того времени. Прекратил свою трудовую деятельность и инженер Фарада (тогда он уже сменил свою слишком еврейскую фамилию), не выдержав ненавистной ему заводской рутины. Добрый человек из Сезуана
В этот период началась новая жизнь — актерская. Семен отправился в свободное плавание артиста при Москонцерте. Денег он зарабатывал мало, но был абсолютно счастлив, потому что мог, наконец, отдаться своему любимому делу целиком.
Первой его запоминающейся работой стала роль грустного клоуна Сени из детской телепередачи «АБВГДЕйка». У программы, как сказали бы сейчас, были довольно высокие рейтинги, что обеспечивало ей долгое и успешное существование. Однако излишне «характерный» профиль Семена пришелся не по вкусу тамошнему главе телевидения Лапину, и Фарада вновь остался не у дел…
Последующие годы странствий принесли Семену лишь несколько эпизодических ролей в кино. Однако то немногочисленное, что успел сыграть Фарада, было отмечено режиссером театра на Таганке Юрием Любимовым, и в 1972 году он пригласил его к себе в штат.
Жизнь начала налаживаться. Пошли роли. Как в театре, так и в кино. Пик его популярности был еще впереди: с конца семидесятых до середины восьмидесятых Семен Фарада будет сниматься без остановки, а пока судьба подарила ему личное счастье. Семен познакомился со своей сослуживицей — Марией Полицеймако, наследницей знаменитой актерской фамилии. Кульминацией их продолжительного романа стало рождение ребенка — Михаила Полицеймако — и последующая свадьба. Марии тогда было 38, а Семену — почти 43 года.
Счастливая звезда Семена Фарады взошла на небосклоне советского кинематографа в 1979 году. Роли посыпались на него как из рога изобилия. Главные его персонажи — трубач из рязановского «Гаража» и главнокомандующий из захаровского «Того самого Мюнхгаузена» — перемежались несколькими десятками других ролей, менее значимых, но не менее талантливо исполненных. Семен Фарада стал всесоюзно узнаваемым и уважаемым актером. Его актерская деятельность не прекратилась даже в голодные 90-е, когда качество кинематографа резко упало, а стилистика выпускаемых в прокат фильмов сузилась до однобоких криминальных комедий. Даже в эти годы Фарада находил в себе силы и возможности играть в кино. Едва ли эти роли приносили ему удовлетворение, но они приносили деньги семье, а ему давали возможность по-прежнему чувствовать себя актером. «Люди! Ау!»
Годы давали о себе знать. Еще в конце 1980-х годов Фарада на время отошел от работы из-за серьезного ухудшения здоровья. В 1988 году Семен Львович перенес сложную операцию по замене сердечного клапана. Операция прошла успешно, и Фарада не любил вспоминать об этом. Он по-прежнему играл в футбол и по-прежнему мечтал о новых ролях.
Удар грянул неожиданно. В 2000 году после возвращения с похорон близкого друга Григория Горина у Семена случился инсульт, результатом чего стали частичный паралич и серьезные нарушения речи. Семен Львович больше не мог двигаться и разговаривать, как прежде. Опираясь на трость, он с трудом ходил даже по квартире.
Спустя полтора года он сломал шейку бедра (невольным виновником перелома стала его любимая овчарка Рик), и оказался прикованным к постели навсегда.
Последние семь лет Семена Львовича прошли в неистовой борьбе за жизнь. Он многократно обследовался, но повторный инсульт уже не давал надежды на восстановление. Родные актера, его жена и сын, всегда были рядом, не оставляли его ни на минуту, пытаясь хоть как-то облегчить страдания.
Некоторую финансовую помощь оказывали его близкие друзья, коллеги, журналисты и даже простые люди — благодарные поклонники его творчества.
В 2009 году сердце Семена Фарады остановилось. Он скончался в одной из московских больниц 20 августа 2009 года в возрасте 75 лет. Причиной смерти стала хроническая сердечно-сосудистая недостаточность, развившаяся в результате двух инсультов.
Он ушел из жизни тихо, не привлекая к себе излишнего внимания. Добрый человек из Сезуана. Матрос, инженер, артист…