Константин Заслонов: отчего у захватчиков горела под ногами земля?
7 января 1910 года, 100 лет назад, в семье крестьянина Сергея Заслонова родился сын, которого назвали Константином. Жизненный путь младенца, казалось, был предопределен: рабский труд. Причем с малолетства — как только Косте исполнилось восемь лет, его определили пасти скот у богатея. Зимой, когда работы не стало, он начал постигать науку жизни у сапожника.
К счастью, в России грянула социалистическая революция, и все те, кто вчера были никем, стали вдруг всем. Мальчишка начал учиться. Но больше цифр и букв его завораживала железная дорога — огромные паровозы, рельсы, будто отполированные, шпалы. И неслучайно, как только пришла пора определяться с будущей специальностью — Заслонов-младший выбрал работу в депо.
Он вникал в каждую мелочь, стараясь постигать железнодорожную науку скрупулезно. А когда ему было что-то непонятно, Константин не стеснялся обратиться к опытным мастерам. И вскоре стал одним из самых авторитетных специалистов: к нему уже приходили за советом товарищи по работе. И начальство увидело, что из Заслонова будет толк — его отправили учиться в Ленинградский институт путей сообщения.
Однако Константину так толком и не довелось поучиться: уже через год перспективного парня возвращают на железную дорогу, сказывается нехватка кадров. Был ли риск, когда 23-летнего парня назначили сразу же помощником начальника депо станции Новосибирск? Вне всяких сомнений. Но тогда на возраст мало смотрели, человека оценивали, прежде всего, по профессиональным качествам. И Заслонов оправдал надежды — путейцы обращались к нему очень часто, быстро поняв, что молодой специалист всегда стоит на стороне справедливости.
А если учесть, что он очень быстро схватывал все новое, не страшился риска, то вполне оправдано то уважение, которое оказывали ему товарищи по работе, уже в этом возрасте уважительно называя Сергеичем. С мнением помощника начальника были вынуждены считаться и куда более опытные железнодорожники. Авторитет Заслонова возрос еще больше, когда он внедрял новаторские методы движения составов. Кто-то посчитал подобный риск чуть ли не вредительством и вызвал сотрудников НКВД. Но Заслонов сумел доказать: машинисты могут вести паровозы, даже если количество товарных вагонов удвоить и утроить.
…Провожали «Сергеича» из Новосибирска с тяжелым сердцем. Потому что прикипели к этому парню. Но и понимали — человеку нужен профессиональный рост. А потому назначение Заслонова начальником депо станции Рославль восприняли как должное. Константин Сергеевич справился, и его перебросили на более крупный железнодорожный узел — станцию Орша. Случилось это в 1939 году, и тогда еще никто не знал, что именно эта станция сыграет в жизни молодого человека значительную роль.
С началом Великой Отечественной войны Заслонова и многих его товарищей эвакуируют в Москву. Время было очень тяжелое, фашистские полчища неуклонно подбирались к нашей столице. Заслонов не может быть безучастным, а потому пишет письмо комиссару путей сообщения с просьбой разрешить подобрать 20−25 человек «отборных орлов», с которыми можно будет крушить фашистов в партизанском отряде.
Эта просьба будет удовлетворена с большой «натяжкой» — дело в том, что Заслонов к тому времени не был даже кандидатом в члены ВКП (б). Но людей ему доверили, и группа Заслонова, перейдя линию фронта, отправилась в Витебскую область, в район Орши. Путь был очень сложный, зима 1941−1942 годов оказалась морозной. Порой невозможно было даже разжечь костер — любой хутор был буквально забит гитлеровскими частями, перебрасываемыми под Москву. В таких условиях очень легко было нарваться на какой-то крупный отряд фашистов, и тогда нашу группу ждала бы неминуемая гибель. В лучшем случае — в бою. Но разве для этого готовили себя эти мужественные люди?. .
Последнее решение оставалось за командиром. И он поступил так, как от него мало кто ожидал: распорядился спрятать оружие и боеприпасы, и в одиночку пробираться на станцию. Далеко не все приняли такое «отступление». Кое-кто прямо назвал это действие предательством и отказался выполнять это приказание. В Оршу пробрались только семеро смелых во главе со своим командиром.
Заслонов сыграл на том, что не разделяет коммунистические взгляды большевиков и готов работать на благо великой Германии. Немецкий руководитель депо, после небольшой проверки, поручил Константину Сергеевичу собрать всех, кто имеет отношение к железной дороге, и доверил ему формировать бригады по обслуживанию паровозов. Постепенно Заслонов со своими боевыми товарищами наладили доставку угольных мин (тротиловый заряд, замаскированный под крупный кусок угля) и начали диверсии. Мину подкладывали в угольную кучу, и гитлеровский машинист забрасывал ее в топку уже в то время, когда эшелон двигался по перегону.
За несколько месяцев «бригада» Заслонова сумела пустить под откос более 100 эшелонов противника, уничтожив при этом 93 паровоза (лишь незначительную их часть удалось отремонтировать). И это в условиях жестких проверок со стороны гестапо. Самого Константина Сергеевича арестовывали не один раз, но всякий раз ему удавалось доказать свою непричастность к диверсиям. Но в феврале 1942 года стало ясно: терпение немцев вот-вот закончится, и тогда из рук гестапо можно вообще не вырваться. Но к этому времени партизанам удалось создать в лесах свою базу, и вскоре в районе деревни Логи начал действовать партизанский отряд, который называли отрядом «дяди Кости». Железнодорожник Заслонов не изменил себе — основным видом боевой деятельности партизан стали диверсии на железной дороге.
Только с марта по июль 1942 года под откос было пущено еще 113 вражеских эшелона. А имя Заслонова стало звучать все чаще и чаще. Как на устах советских подпольщиков, так и у гитлеровцев. В это трудно поверить, но летом 1942 года под командованием Константина Сергеевича находилось пять крупных отрядов, которые назвали партизанской бригадой. Она насчитывала порядка 2500 бойцов и командиров. А фашисты оценили голову комбрига в 50 тысяч рейхсмарок. Тот, кто сдаст командира живым или мертвым, получал право переехать с семьей в рейх. Если же Заслонова выдаст крестьянин, ему предлагали вручить в пожизненное владение два крупных имения.
Иуд не нашлось, Константин Сергеевич продолжал руководить партизанами. В сентябре он был награжден орденом Ленина, а в октябре гитлеровцам стало понятно — работа железнодорожного депо станции Орша парализована всерьез и надолго.
А потом случилась трагедия. Гитлеровцам удалось «вычислить», когда партизанские командиры и комиссары соберутся на совещание в деревне Куповать, Сененского района. К этому месту были стянуты два батальона отборных войск, которые и заблокировали участников совещания во главе с Заслоновым. Ранним утром 14 ноября после ураганного обстрела фашисты начали атаку. Несмотря на то, что заслоновцев было всего 75 человек, а гитлеровцев более тысячи, она была отбита, бой продолжался четыре часа. Боеприпасы у партизан оказались на исходе, завязалась рукопашная. Заслонов бился до последнего патрона, как и его боевые товарищи. Когда немцы ворвались в дом, где он находился со своим ординарцем, Константин Сергеевич был без сознания. Но у ординарца оставалась противотанковая граната, которую он взорвал, как только фашисты его окружили. Так и погиб легендарный герой. Не дожив пару месяцев до своего 33-летия…
Сегодня имя Героя Советского Союза Константина Заслонова носит депо станции Орша. Кстати, и администрация станции располагается на улице Константина Заслонова…