Когда пробьет час Ильи Муромца?
Считается, что славный богатырь земли Русской, спасший ее от многих татей — Илья Муромец — родился 1 января.
Кто такой Илья Муромец? Спроси любого: — Богатырь! Чем он славен? — Соловья Разбойника победил и прочих! А откуда он такой взялся? — Да кто его знает. Был, и все тут.
Вопрос генезиса (или, проще говоря, происхождения) чудо-богатыря, как и причина, которая заставила его покинуть родную деревню и пойти воевать, до сих пор никому не известны. Ударялся ли маленький Илья Муромец головой?
По известному преданию, первые 33 года своей жизни (возраст-то какой! особенно с христианской точки зрения) он пролежал на печи, потому как встать на ноги не мог. При этом ноги были, мышцы на них, судя по последующему развитию событий, — тоже. Он их даже как-то качать умудрялся. То есть был у народного героя всего-навсего паралич. Причем с младенчества. Поскольку для инсульта возраст совершенно неподходящий, скорее всего, недвижимость была последствием черепно-мозговой травмы, полученной в первые полгода жизни. Помните: «Железные игрушки, скользкий пол, низкий подоконник…»? Уронили батя с матушкой, с родителями богатырей такое случается, — ребенок тяжелый, руки слабые, работой и вечным голодом измученные.
А потом в один момент кровоснабжение мозга богатырского восстановилось, и Илюшенька обрел подвижность. А так как за 33 года силушки у него скопилось немало, решил он ее на благое дело пустить, мог бы у соседей и тыны повыкорчевывать от нечего делать, а он татей громить помчался.
Кстати, безбашенная смелость, этому герою так свойственная, тоже, скорее всего, ушибленной головушкой объясняется…
Поскольку первые 33 года провел Илья на жесткой печки, исключительно в горизонтальной плоскости, то у него должна была сформироваться своеобразная фигура — высоченный (давление веса на позвоночник рост не сдерживало), с очень сильно развитыми руками (а то ведь хотя бы в туалет как-то надо ходить, катетеров тогда не знали, больничных уток еще не придумали), с расплющенной фигурой (грудь и таз приспособлены именно для плоского лежания), на маленьких тоненьких ножках. Уродец, да и только. Может, потому Илья так старался со своим конем не расставаться, что на здоровенном жеребце он смотрелся вполне гармонично, а вот сам по себе, пешком, больше походил на шута-уродца? Видишь трех богатырей?
Три богатыря, вставшие на защиту Руси, очень напоминают состав ведущих футбольных клубов страны последних лет. Потому как из этой троицы только одного можно уверенно считать именно русским.
Илья Муромец, как нетрудно догадаться по фамилии, происходил из-под древнего города Мурома (сейчас — Владимирская область). Сохранилось даже название села — Карачарово. В те времена, как несложно установить, жило в тех краях финно-угорское племя (мурома, так и называлось). А финно-угоры — это намного больше именно финны и венгры, чем русские. Их даже православие не взяло — своей веры языческой всегда держались.
Историки полагают, что Илья Муромец — обрусевшая версия имени Ильмаринен. Это такой местный Зевс, он же — Перун, пробившийся в православие под видом пророка Ильи. Все они занимались одним и тем же: отвечали в небесной канцелярии за громы и молнии.
Так что Илья Муромец — это намного больше Мика Хаккинен, чем Владимир Турчинский.
Алёша Попович не имеет постоянного места рождения: оно варьируется от Припяти до Ростова Великого. На территории нынешней Белоруссии Алешку часто видели, а на Ярославщине был приход его отца-священника. Вероятнее всего, родился он все-таки на западе, потом уже его батюшка получил назначение под Ростов — церковные люди, как офицеры, — куда благословит Владыка, там и служить должно. Так что Попович, скорее, может быть поляком или литовцем, чем русским.
И только Добрыня Никитич имеет чистый «пятый пункт». Русак, без всяких вопросов. По некоторым сведениям, даже племянник киевского князя Владимира.
Так что старый стишок про еврея, который замечает в Третьяковке, что «видишь трех богатырей? Средний, кажется, еврей», вполне может быть совсем не только анекдотом. Зачем России муромцы?
Образ богатыря, который очертя голову несется бить врагов, предпочитая лобовую атаку обходным маневрам, надеясь на Божью помощь не меньше, чем на себя и своих товарищей, очень точен для всей России.
Сначала много лет ничего не делать, потом самым невероятным образом получить «волшебный пендель» и разом бросаться решать все возможные проблемы — на такие жизненные циклы можно поделить всю отечественную историю.
В прошлом веке таких исторических эпизодов было несколько. Сначала в 1917 году страна начала разваливаться, власть упала в руки людям, которые меньше всех были готовы (да и способны) ее вытащить. Тем не менее, ценой огромных жертв и потрясений ей удалось дотянуть до сороковых годов.
В 1941 году Германия напала на СССР в самый «неудобный» момент (хотя бывают ли «удобные»?). Чтобы спасти страну, властям пришлось выпустить из лагерей многих военных, силами заключенных инженеров и конструкторов «на шарашках» были созданы новейшие и вполне эффективные виды вооружения, военной техники. Обычные граждане, работая на износ, смогли наладить практически на пустом месте производство необходимых для войны самолетов, танков, патронов, обычного хлеба, наконец. Богатырским чудом войну выиграли.
В конце 1980-х страна была на грани голодных бунтов и полного развала. «Фронтовые» 200 граммов хлеба в день на человека по карточкам в мирное время — какая еще столица, кроме Москвы, знала такое? А продуктов вроде бы нигде не было, совсем не было… Правительство Гайдара гениально и наудачу отпустило цены: вдруг за один день из ниоткуда в магазинах появились товары… Как и откуда — непонятно. Дорого, но народ хоть немного сыт.
Развалился Союз, но осталась Россия. Сбросив союзные республики (кроме Украины, Белоруссии и Казахстана — дотационные, на что их кормить, когда самим есть почти нечего?) страна выстояла и худо-бедно прожила еще два десятка лет.
Говорят, история развивается по спирали. Скоро мы снова войдем в сектор потрясений, когда очередной Илья Муромец должен будет проявить чудеса отваги (и авантюризма) и спасти Россию от катастрофы.
Когда это будет, что за опасность, кто окажется тем самым спасителем, никто не знает. А очень бы хотелось успеть подстелить себе соломку.