Когда нужна замена радиатора печки? Эта система нагрева является неотъемлемой частью транспортного средства, что представляет собой один из важных элементов процесса охлаждения двигателя. Благодаря исправности всех регуляторов кондиционирования «печки» повышается срок эксплуатации Вашего авто.
Устройство и расположение радиатора печки
Функциональность радиатора основывается в поддержании оптимальной температуры воздуха в салоне в холодное время года. Исправные элементы системы нагрева позволяют регулировать температуру в салоне от +16?С и выше. Дополнительно, проходящий воздух через крылья вентилятора позволяет подсушивать стекла, во избежание запотевания внутри кабины.
Внимание! Радиатор располагается под передней панелью. Если рассматривать автобус – то в моторном отсеке.
Конструкция стандартного отопителя состоит из печки, крана, термостата, системы патрубков и радиатора автомобиля. Дополнительно имеется множество контрольно-измерительных датчиков системы управления.
Радиатор представляет собой симметричное сочетание алюминиевых или медных трубок, которые располагаются на определенном расстоянии. Соединяются они металлическими пластинами, создавая эффект сотов, где аккумулируется тепловая энергия. Наконечники обрабатываются специальным герметичным компонентом.
Как работает печка:
- Тепловая энергия передается по системе охлаждения двигателя с помощью антифриза к радиатору печки.
- Вентилятор используется для обдува сотов радиатора.
- А система воздуховодов необходима для подачи теплого воздуха в салон автомобиля.
При изменении наклона заслонок вентилятора можно регулировать перемещение потока воздуха, контролируя температуру внутри транспортного средства.
Интересно! Как снять радиатор печки на нексии
Признаки неисправности радиатора печки
Замена радиатора отопителя выполняется в том случае, когда диагностируются следующие признаки поломки системы:
- оседание конденсата на стекла внутри салона;
- появление специфического запаха, что свидетельствует о вытечке охлаждающей жидкости;
- мокрый пол;
- отсутствие тепла в салоне авто;
- двигатель продолжает нагреваться, но через лопасти вентилятора проходит холодный поток воздуха;
- стрелочка на приборе указателя температуры достигла критической отметки.
При наличии последнего признака поломки радиатора печки важно прекратить использовать транспортное средство и незамедлительно произвести ремонтные работы.
Воздушная пробка в системе охлаждения
При возникновении воздушной пробки антифриз не может свободно перемещаться по каналам, а радиатор не может охлаждать двигатель в полную силу.
Результат: перегрев или пропуск выхлопных газов в систему охлаждения (возможно повреждение прокладки головки газораспределительного механизма).
Также определить наличие воздушной пробки в системе можно по сбоям в работе термостата или наличии постороннего шума в салоне – помпа начинает издавать глухой звук.
Почему может возникнуть такая поломка:
- отсутствие герметичности в патрубках системы;
- некачественно выполнена процедура доливания антифриза;
- нарушение в работе воздушного клапана;
- поломка помпы;
- выход из строя прокладки ГБЦ.
В таком случае замена печки радиатора не требуется, достаточно удалить воздух в системе. Выполнить это можно тремя известными способами.
- В первую очередь, проверить герметичность всех патрубков, каналов, понажимать вручную на соединения, потрогать шланги, приподнять их вверх, чтобы «разворошить» систему. Возможно, где-то нужно подтянуть хомуты или заменить стертые элементы крепления.
- Поставить авто на ровную поверхность или смотровую яму, после активировать ручной тормоз и поставить нейтральную передачу. Выключить зажигание. После отсоединить патрубок дроссельной заслонки (очень аккуратно, во избежание ожога антифризом) и подождать, пока выйдет воздух вместе с частью тосола. В завершении, вернуть патрубок на место, закрепить соединения и завести транспортное средство.
- Этот способ очень простой и максимально эффективный. Достаточно загнать машину под горку, затянуть «ручник» (подложить под колеса вставки, чтобы машина не съехала вниз). Далее открутить пробку с бачка и радиатора. Прогреть машину в течение 15 минут, при этом нажимая на педаль газа, постепенно доливая в бак тосол.
Внимание! Чтобы избежать появления воздушной пробки важно не доводить двигатель до перегрева, а антифриз – до закипания. Ведь при этом выделяется пар, который под давление проходит по труднодоступным местам системы охлаждения, подвергая двигатель поломкам.
Также контролируйте отсутствие пятен от утечки тосола в системе. Важно не пренебрегать требованиям производителя при покупке охлаждающей жидкости согласно марке Вашего автомобиля.
Интересно! Где лучше приобрести масло моторное и антифриз
Засорение каналов радиатора печки
Засорение печных каналов может происходить в процессе эксплуатации авто при низких температурах без включения печки. Или же при использовании охлаждающей жидкости низкого качества. В таком случае металлический радиатор начинает окисляться, что приводит к засорению сот отопителя. Также в систему могут проникать сторонние вещества – масло, химические реактивы, горючее.
Чтобы устранить нарушение необходимо промыть систему с использованием специальных средств. В таком случае может потребоваться демонтаж радиатора или же выполнить очищение системы без снятия.
Какие средства для промывки можно использовать:
- бытовая химия для промывки сточных труб;
- гидроксид натрия;
- лимонка;
- молочная сыворотка;
- сладкая вода Кока-кола.
Однако при выполнении промывки системы важно учитывать материалы, из которых выполнен радиатор, дабы не повредить его целостность. Специалисты рекомендуют применять безопасные жидкости для удаления засорений, например, мягкая промывка РиМЕТ.
Средство необходимо добавлять за 2000 км до замены антифриза. При исправной работе агрегата важно заливать промывку в тосол после ее замены на новую.
Внимание! Начинать промывку системы нужно с пробного продува дистиллированной водой, чтобы определить степень загрязнения. А после уже использовать подготовленный реагент.
Течь радиатора
Появление подтеков в системе охлаждения чаще всего связано с механическим повреждением радиатора или же использованием некачественного охлаждающего сырья (несоблюдение правил дозировки средства).
В большинстве случаев потребуется замена радиатора печки, во избежание дальнейших проблем в процессе эксплуатации авто.
Загрязнение сот радиатора
Засорение сот радиатора происходит постепенно, вследствие неграмотного применения чистящих средств, оседание пыли и другого типа засорения в период эксплуатации авто. Что делать в этом случае? Достаточно выполнить простую чистку радиатора. Однако, если агрегат расположен в труднодоступном месте, то придется полностью разобрать торпеду и изъять множество дополнительных деталей.
Ремонт радиатора печки
Если система охлаждения неисправна, то нужно знать не только, как заменить радиатор печки, но и выполнить бюджетный ремонт устройства.
Когда в системе охлаждения имеется течь, то устранить ее можно с помощью герметика или порошка горчицы. Достаточно засыпать в устройство вещество, а после прогреть двигатель. Однако, порошок забивает не только нужные каналы, но и остальные магистрали, трубки, узлы, что чревато для дальнейшей работы авто. Эффективнее всего использовать специальные герметики для автомобильных радиаторов.
Если речь идет о пластиковых деталях, то заклеить их можно клеем-сваркой (Hosch, 3M DP8005). Такой шов не разрушается от воздействия влаги, перепада температур и влияния агрессивных химических веществ.
Внимание! Когда протечка системы произошла в дороге, а речь про снятие радиатора печки не может идти вовсе, то отремонтировать агрегат можно при помощи заглушки для поврежденной трубы (рекомендуется использовать хомут или кусок старой автомобильной камеры).
Если после подобных манипуляций сбои в работе системы не исчезли, то далее важно знать, как поменять радиатор печки под собственным руководством.
Как снять радиатор печки самостоятельно
Перед тем, как снять радиатор печки, важно запустить автомобиль и прогреть его несколько минут, а после снять его защиту. Далее слить антифриз, обязательно подставив под пробку емкость или ветошь. После окончания слива завинтить пробку обратно и приступать к снятию агрегата.
Поэтапный процесс:
- Снять автомагнитолу в салоне.
- Убрать заглушку, а после отсоединить шурупы, которые фиксируют прибор.
- После убрать заслонку диагностического разъема под прикуривателем, отвинтить саморезы.
- Далее снять штекера на центральной консоли.
- Убрать бардачок.
- Отогнуть крепежи по бокам панели.
- Разобрать передние элементы декора.
- Ослабить хомуты крепления.
- Отсоединить патрубки (положить под ними тканевую салфетку, во избежание разлива стекающей жидкости).
- Отвернуть саморезы и вынуть радиатор.
Существуют и другие альтернативные способы снятия радиатора печки. Например, отсоединить трос педали газа, далее отсоединить педаль, снять датчик включения задних габаритов, убрать ролевую колонку и декорированную обшивку на левой стороне торпеды.
Если требуется замена печного радиатора, то важно при покупке агрегата учитывать следующие нюансы:
- частота поперечных пластин;
- прочность и жесткость конструкции;
- материал завихрителей (пластиковые системы менее надежные в эксплуатации).
При установке радиатора описанная процедура выполняется аналогично в обратной последовательности.
Инструменты для работы
Если замена радиатора отопителя салона выполняется самостоятельно, то в процессе демонтажа радиатора потребуются следующие приспособления:
- отвертки и гаечные ключи (набор);
- герметик для крепления жгутов;
- емкость для слития жидкости, лейка;
- антифриз;
- пинцет для снятия и установки защелки;
- хомуты (до 5 шт).
Перед тем как снять печку важно обеспечить защиту рукам (перчатки) и воспользоваться маской для лица.
Пайка алюминиевого радиатора печки
Пайка используется для устранения повреждений более 2 мм. В процессе ее применении необходимо слить антифриз, разобрать торпеду и снять агрегат. Далее тщательно зачистить место для пайки, обезжирить его и запаять. При сильных разрывах может потребоваться накладка из меди и латуни.
Видео пайка радиатора
Видео материалы процесса пайки без снятия радиатора печки или при полном его демонтаже быстро, качественно и своими руками можно найти на просторах сети интернет. Главное, внимательно выполнять проверенные действия и соблюдать правила личной безопасности.
Холодная сварка и другие способы ремонта
Для заделки повреждений на корпусе радиатора используется холодная сварочная смесь из металлического порошка, ее преимущество в быстром застывании и легком нанесении, без использования специальных инструментов.
Чистка забившегося радиатора печки без демонтажа
Чтобы очистить печной агрегат, необходимо подготовить промывочное средство, запастись ФУМ лентой, резиновыми шлангами и хомутами к ним. Также потребуется смазка для мелких деталей устройства.
После необходимо выполнить следующие действия:
- Отсоединить в моторном отсеке подводящий и отводящий патрубки, снять хомуты и шланги, после слить жидкость.
- На их место устанавливает другие, крепим их хомутами.
- Выход радиатора нужно соединить с компрессором и выполнить обдувку сжатым воздухом.
- Далее залить в агрегат «Крот» или специальное промывочное средство, подождать около 30 мин.
- После слить жидкость и оценить степень загрязнения.
- Аналогично используем раствор лимонной кислоты, в завершении промываем радиатор чистой водой.
- Далее снимаем шланги и подключаем отопитель к системе охлаждения.
На последнем этапе промывки системы заливаем тосол и проверяем работоспособность всего агрегата.
Видео промывка радиатора без демонтажа
Выполнить промывку радиатора без снятия можно пошагового с помощью видео материалов, размещенных в сети интернет. Это доступно, эффективно и абсолютно не затратно.
Видео замены радиатора печки своими руками
Аналогично по видео с поэтапными действиями по демонтажу и очистке охлаждающей системы можно устранить различного рода нарушения в системе, а также снять радиатор печки своими руками.
Теперь Вы знаете, что замена радиатора печки – дело тонкое, хлопотное, однако под силу каждому автомобилисту. Правильная работа авто – залог исправности всей системы транспортного средства, безопасность движения в пути и гарантия Вашего прекрасного настроения!